• 57. ИСКУССТВО СОЧУВСТВЕННОЙ КРИТИКИ
  • 58. ХОРОШАЯ НОВОСТЬ: ПЛОХИХ ОТЗЫВОВ ВАМ НИКОГДА НЕ УСЛЫШАТЬ
  • 59. КОМПЛИМЕНТЫ, КОНТРКОМПЛИМЕНТЫ И ДНЕВНИК ВЫСТУПЛЕНИЙ
  • 60. «СМОТРИ-КА, КТО ЭТО ТАМ НА ЭКРАНЕ!» КАК ПРОСМАТРИВАТЬ ВАШУ ПЕРВУЮ ВИДЕОЗАПИСЬ
  • 61. А ДАЛЬШЕ ВОТ ЧТО…
  • Часть восьмая

    ПОСЛЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ. НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ВАМ В СЛЕДУЮЩИЙ РАЗ ВЫСТУПИТЬ ЕЩЕ УСПЕШНЕЕ

    Золотой совет для вашего очередного выступления: «В сравнении с вечностью…»

    Моя дочь работает в системе социального обеспечения в Ивен-стоне, штат Иллинойс. Работа у нее нелегкая. Она старается помочь людям решить их проблемы – иногда это ей удается, иногда нет. Но у нее почти всегда хорошее настроение. Я спросил ее, как она умудряется сохранять профессиональную бодрость и преодолевать разочарования, которые иногда могут казаться настоящими катастрофами. Ее ответ так меня поразил, что я вправил его в рамку и повесил на стену. Он особенно помогает после выступления, когда вы не совсем уверены в его успехе.

    СОВЕТ: «Не забывайте, что в сравнении с вечностью все это семечки».

    57. ИСКУССТВО СОЧУВСТВЕННОЙ КРИТИКИ

    Критиковать выступление близкого друга или коллеги – то же самое, что идти по раскаленным углям. Один опытный человек сказал мне как-то: «И хочется сказать им, насколько это было плохо, чтобы как-то им помочь, – но не хватает духу. Слишком уж деликатная материя».

    Выступление – это такой сложный сплав того, о чем вы говорите, и вашей индивидуальности, что нередко очень трудно или вообще невозможно высказать полезные критические замечания о его содержании, не задев личности оратора. А откровенное мнение о том, как содержание было изложено, может бросить тень на само содержание. («Если уж я не в состоянии увлечь людей этой идиотской идеей, пусть тогда с ней выступает кто-нибудь другой».) Критиковать выступление – дело тонкое. Однако тут есть несколько правил, которые всегда срабатывают. И не только применительно к выступлениям, а всегда, когда речь идет о творческой работе.

    1. Обязательно скажите что-нибудь хорошее. Не может быть, чтобы ничего такого не нашлось. Лучшие футбольные тренеры в перерыве между таймами никогда не начинают с того, чтобы ругать игрока за то, что он сделал что-то не так. Сначала они говорят о том, что у него получилось хорошо. Уверенность в своих силах – двигатель всякого выступления. Ее нужно поддерживать и укреплять, а потом уж заниматься исправлением недочетов.

    2. Говорите сначала о выступлении, а уж потом о выступающем. Изложите ему свое общее впечатление от выступления, а уж потом переходите к недостаткам его изложения. Было ли выступление «занимательным»? Или «содержательным»? Или «весьма разумным»? Как бы вы охарактеризовали его в одном-двух словах? Эта характеристика не обязательно должна быть лестной. Возможно, выступление было «непоследовательным». Или даже «беспорядочным». Какое бы действие оно на вас ни произвело, охарактеризуйте его.

    3. Обращайте вашу критику в будущее. «Мы говорим о вашем следующем выступлении – как помочь вам сделать его самым лучшим в вашей жизни». Человеку трудно изменить свой ораторский стиль. Он укореняется, становится привычным, как собственная манера наносить удар в гольфе, принесшая столько побед. Критикуя выступающего сегодня, вы не зачеркиваете того, что приносило успех в прошлом, вы лишь предлагаете что-то на будущее. Все время подчеркивайте, что самую большую пользу ваши советы принесут при очередном выступлении.

    4. Критика должна быть конкретной. Замечания вроде «Мне все это показалось не очень интересным» ничем не помогут выступающему. Он только покосится на вас с таким видом, будто хочет сказать: «Немного же от тебя помощи. А что мне теперь делать?» Вот и скажите ему, что делать. «Приведи какие-нибудь примеры из своего опыта». «Жестикулируй свободнее – представь себе, что ты регулировщик на перекрестке». «А что если начать с прямого вопроса к публике и сразу взять быка за рога?»

    Ораторам, как правило, не следует говорить, что выступление было смертельно скучным, – это не льстит их самолюбию. Но они, скорее всего, будут благодарны, если вы подскажете им, как именно расшевелить аудиторию и добиться ее активного соучастия.

    5. Критика должна быть поучительной для всех. Куда легче выслушивать критические замечания, зная, что вы не единственный в мире человек с такими недостатками. Может быть, то, что слышите вы, поможет и кому-нибудь еще. Опытные тренеры говорят: «Давайте-ка учиться друг у друга». И это прекрасно действует.

    Пример : Выступающая выглядит неуверенной в себе, нерешительной. Почему? Ее смущает маленький рост. «Во мне всего метр пятьдесят», – робко говорит она. «Мне тоже бывает не по себе, – признается кто-то, – потому что я чересчур высокий». Из этого обмена репликами следует вывод, который может оказаться полезным для каждого. Выделяться чем-нибудь внешне плохо только в том случае, когда это заставляет слушателей чувствовать себя неуютно. Если вы выступаете уверенно и со знанием дела, никого не волнует тот факт, что в вас всего метр пятьдесят или что вы чем-то еще внешне отличаетесь от остальных. Они будут восхищаться вами – таким, какой вы есть. Это одно из универсальных открытий, которые приносит длительный ораторский опыт.

    58. ХОРОШАЯ НОВОСТЬ: ПЛОХИХ ОТЗЫВОВ ВАМ НИКОГДА НЕ УСЛЫШАТЬ

    Выступить и не услышать оценки своего выступления, – то же самое, что бежать марафонскую дистанцию без секундомера, или выйти на бейсбольное поле, не зная счета, или играть в гольф, не зная, на какой вы лунке.

    Вы должны знать, какой оценки заслужило ваше выступление, – хотя бы для того, чтобы чувствовать, что оно состоялось. Выступление, не заслужившее никакой оценки, скорее всего не произвело ровно никакого впечатления.

    Теперь давайте разберемся, о чем тут может идти речь.

    Способы оценивать выступление бывают самые разные – от вежливых аплодисментов до компьютерных анкет с баллами, рейтингами и разными вариантами ответов.

    ЖЕЛЕЗНОЕ ПРАВИЛО: В какой бы форме ни оценивалось ваше выступление, всячески приветствуйте это! Всей душой впитывайте хорошие слова, которые будут про него сказаны, и будьте за них признательны. (То же самое относится и к плохим словам, только это гораздо труднее.)

    В сущности, есть две причины, по которым вам следует приложить все усилия, чтобы узнать, как оценили слушатели ваше выступление.

    1. Таково уж свойство человеческой природы – всякому хочется знать, что подумала о нем публика.

    2. Честная, конструктивная оценка может оказать вам огромную помощь при подготовке следующего выступления. Вы получите некоторое представление о том, что сработало, а что нет (вот почему чем обстоятельнее оценка, тем она полезнее).

    Беседуя с устроителями выступлений по всей стране, я убедился, что слушатели выражают свою оценку собственными действиями, которые вполне объяснимы, хотя иногда и неожиданны.

    А. Есть люди, которые подходят к вам после вашего выступления, чтобы выразить благодарность. Не каждому это дается легко, поэтому дайте понять, что их добрые слова много для вас значат. Теннесси Уильяме сказал как-то: «Почему люди скупятся на добрые слова?» А уж если несколько добрых слов выпали на вашу долю, – радуйтесь!

    Почти никогда не бывает, чтобы люди, подойдя к оратору после выступления, высказывали критические замечания. Иногда приходится слышать кое-какие предложения, но обычно в положительном смысле. Я ни разу не слыхал, чтобы кто-нибудь сказал: «Никуда не годное было выступление, я чуть не помер со скуки. Почему бы вам не поискать какую-нибудь другую тему?» Очень может быть, что вы и заслужили такие замечания, но их никогда не высказывают – по крайней мере напрямик – сразу после выступления.

    Б. Те, кто хочет сказать о выступлении что-нибудь плохое, редко говорят это в глаза. Если то, что вы говорили, действительно не понравилось кому-нибудь из слушателей, ищите письменные отзывы – обычно в задних рядах зала. Один сотрудник рекламного агентства, которому часто приходится организовывать выступления и презентации, сказал мне: «Если людям что-то не понравилось, они пишут свои замечания на бумажках, которые оставляют в задних рядах. Обычно это выражения эмоций, вызванных не столько содержанием вашего выступления, сколько тем, что вы задели какое-то больное место. Они скорее субъективны, чем объективны». По-видимому, чаще всего тут же, на месте, набрасывают самые горячие возражения. Но не забывайте правила: нужно приветствовать любую оценку, в какой бы форме она ни была высказана!

    В. Есть еще одна категория людей, про которую вам следует знать. Это те из слушателей, кто не пожалеет времени и труда, чтобы заполнить опросные листки, посланные им после выступления или розданные во время его. Такие анкеты могут быть довольно сложными (на следующей странице приведена одна из самых простых). Некоторые организации рассылают такие анкеты, некоторые – нет, но вот что важно:

    Поскольку после выступления прошло некоторое время, ответы на подобные анкеты обычно более спокойны и взвешенны. Такая оценка, требующая некоторых размышлений, более содержательна, чем высказанная по горячим следам, и, скорее всего, принесет вам больше пользы. Это продуманное суждение.

    Г. Вы, конечно, заметили, что у нас остался один пробел. Как насчет тех, кто не подходит к вам после выступления, не оставляет записок и ленится заполнять опросные листки?

    Они просто встают и уходят.

    Я называю их «кинозрителями». Вам когда-нибудь приходилось рассматривать людей, выходящих из кинотеатра после фильма, на который вы собираетесь пойти? Вглядываясь в их лица, вы пытаетесь понять, понравился ли им фильм, уловить малейшие признаки их реакции. Но прочесть на их лицах не удается ничего. Они просто расходятся по домам.

    Они не предаются оживленной беседе. Они не бормочут себе под нос что-нибудь неодобрительное. Они не бегут в кассу с требованием вернуть деньги, уплаченные за билет. Они просто расходятся по домам.

    И вот однажды меня осенило. Может быть, это и самонадеянно с моей стороны, но мне это показалось непререкаемой истиной: "Что ж, значит, они считают, что потратились не напрасно ".

    С тех пор это озарение неизменно помогает мне в моих выступлениях.

    «Кинозрители» в том или ином количестве всегда присутствуют на любом выступлении. Они приходят, слушают и уходят. Они считают, что потратились не напрасно.

    Из этого вы можете заключить, что по десятибалльной шкале (если 10 баллов означают полный восторг) они оценили бы ваше выступление баллов в 5 или 6. Будьте им за это благодарны (и не забывайте нашего главного правила).

    Будьте особенно благодарны, когда получаете оценку, основанную на серьезном размышлении, но помните, что всякая оценка полезна. Даже «кинозрители» о чем-то вам говорят. А чем сильнее обратная связь с публикой, тем лучше.

    59. КОМПЛИМЕНТЫ, КОНТРКОМПЛИМЕНТЫ И ДНЕВНИК ВЫСТУПЛЕНИЙ

    Я не знаю ни одного оратора, который был бы способен устоять перед комплиментами.

    Комплимент – это подтверждение успеха. Нет ничего лучше даже незначительной похвалы после выступления. Она очень ободряет. А что еще важнее, избавляет от неприятного опасения, не провалились ли вы.

    Правда, в главе 58 вам предписано всегда добиваться от слушателей письменной оценки. Это хороший совет, только он годится не для всех случаев жизни.

    Если, например, вы устраиваете презентацию какого-нибудь товара на совещании сбытовиков с очень напряженным регламентом, – у вас не останется времени на то, чтобы раздать анкеты, пусть даже на их заполнение нужно всего несколько минут. Может быть, впоследствии устроители совещания пришлют вам такие оценки по почте – если только найдут какой-нибудь необыкновенно эффективный способ оценивать все выступления.

    А может случиться так, что единственной мерой вашего успеха станут комплименты. Это значит, что вам надо кое-что знать о них, чтобы извлечь из них максимальную пользу.

    1. Если комплиментов вы вообще не услышали, это не значит, что вы уморили всех со скуки. Отсутствие похвал может объясняться просто: никто не смог придумать, что бы такого похвального сказать.

    2. Если вы выступили перед аудиторией из 50 человек и больше пяти из них подошли к вам, чтобы сказать вам комплимент, можете отправляться домой в самом радостном расположении духа. Вполне возможно, что люди, высказавшие вам свои похвалы, говорили от лица множества других, которым ваше выступление тоже очень понравилось, но которые постеснялись к вам подойти.

    3. Если вы услышали комплименты менее чем от 10% слушателей, заказывать шампанское не стоит. Не тот случай. Но не следует и кидаться в реку с ближайшего моста. Не надо совершать опрометчивых поступков. Может быть, это слушатели сегодня были просто не в форме.

    4. Нет ничего такого, что могло бы послужить противовесом хорошему комплименту, высказанному в глаза. А было бы очень хорошо, если бы существовали «контркомплименты». Пусть это было бы не слишком приятно для вашего самолюбия, но контр комплимент мог бы быстро расставить все по своим местам. Если бы кто-нибудь подошел к вам и сказал: «Это были самые скучные полчаса в моей жизни», – вы знали бы, как обстоит дело. Можно было бы даже сравнивать число контркомплиментов и похвал и таким способом самостоятельно оценить свое выступление. Однако, как мы выяснили в главе 58, большинство слушателей принадлежит к числу «кинозрителей» – на лицах у них можно прочитать только стремление быстрее добраться до ближайшего выхода из зала.

    5. Поскольку нынешняя система, при всех ее недостатках, вряд ли скоро изменится и комплименты по-прежнему останутся главной меркой вашего успеха, – давайте поближе присмотримся к некоторым из них.

    Вот один, который приходится слышать довольно часто:

    «Интересное выступление. Вы, безусловно, дали нам богатую пищу для размышлений».

    Звучит как комплимент, не правда ли? Так и считайте. Если это было сказано в качестве комплимента, примите это как комплимент!

    Однако впоследствии над таким комплиментом стоит задуматься. Дело в том, что большинство слушателей не любит, когда их заставляют лишний раз шевелить мозгами. У них и без того хватает поводов для размышлений. Они ждут от вас решений, которые можно было бы применить немедленно. И чем больше пищи для размышлений вы дадите публике, тем меньше шансов, что она приступит к действию.

    Так что «пища для размышлений» обычно означает: «А о чем вообще шла речь?» Всякий комплимент, свидетельствующий о том, что публика осталась стоять перед дилеммой и должна сама принимать какое-то решение, следует принимать с благодарностью, но без особого оптимизма. Скорее всего, до большинства слушателей так и не дошло, чего, собственно, вы от них добивались.

    6. Если вы не мировая знаменитость, вы вполне можете принимать комплименты, которые достаются на вашу долю, за чистую монету. Если уж кто-то не поленился что-то высказать – хотя ему куда проще было промолчать, – слова его, скорее всего, шли от души. Плохим ораторам похвалы расточают редко. Так что можете быть спокойны.

    Из этого следует, что, даже если комплиментов немного, им можно верить. А некоторые из них бывают столь неподдельно искренни, столь откровенны, что запоминаются на всю жизнь. Вот один такой комплимент, который нелегко заслужить, – он не отличается особым блеском, но заставляет вас чувствовать себя так, словно вы только что выиграли по лотерее:

    «Замечательно. Вы не пожалели ни времени, ни труда, чтобы действительно войти в наше положение».

    Когда кто-нибудь выражает подобные чувства, комплимент приобретает совершенно новое звучание. В нем слышится благоговение. Как будто ничего подобного никогда раньше не случалось (и вполне возможно, что так оно и есть). Вы чувствуете, что люди в самом деле вам благодарны.

    Иногда это имеет прямое отношение к их бизнесу:

    «Замечательно. Вы не пожалели ни времени, ни труда, чтобы действительно войти в положение нашей фирмы».

    Многие ли из ваших знакомых вправду способны войти в положение вашей фирмы? Держу пари, что немногие. Большинство выступающих не имеет ни малейшего представления о проблемах, которые заботят их слушателей. Чтобы разобраться в них, нужно потратить слишком много времени и труда. Куда легче говорить о достижениях выступающего, чем о нуждах слушателей.

    Когда вас хвалят за то, что «вы сделали что-то для нас», это означает, что вы совершили нечто из ряда вон выходящее. Вы поняли, в чем особенности данной аудитории, и внесли конкретный вклад в решение ее проблем. Публика это оценила. Вы заслужили похвалу – поздравляю!

    7. Тот момент, когда вы выслушиваете комплименты, – не самый лучший для того, чтобы их запоминать (если только они не из той незабываемой разновидности, о которой мы только что говорили). Вы слишком преисполнены радости. Выступление осталось позади! У вас даже, может быть, слегка кружится голова. И комплименты просто не задерживаются в вашем сознании.

    Стоп! Постарайтесь успокоиться. Комплименты могут быть весьма содержательными и поучительными. Как только сможете, запишите кое-что из того, что последовало за вашим выступлением. Это может пригодиться впоследствии.

    Вот несколько примеров. Если кто-то скажет: «Просто замечательно. Особенно после того, как вы дошли до самой сути», – это не просто комплимент, а полезный намек. Если кто-нибудь говорит: «Отличное выступление. Откуда у вас такие материалы?», – это свидетельствует о некоторой доле скептицизма, и вам надо подумать о том, чтобы подкрепить свои слова ссылками на документы. Комплименты могут оказаться весьма конструктивными, так что их стоит запоминать.

    С другой стороны, комплименты могут открывать перед вами некие новые возможности. Например: «Очень интересно. Знаете, ваше выступление следовало бы послушать нашим сотрудникам». Это замечание, вполне возможно, будет забыто, а напрасно. Или: «Отлично. Я бы с удовольствием как-нибудь послушал еще что-нибудь на эту тему». Лестные слова. Жаль только, что в эйфории, вызванной успехом, вы пропустите их мимо ушей, если только не позаботитесь записать.

    Дневник ваших выступлений

    Вот вам совет: выслушав комплименты, сразу запишите их суть (и дай вам Бог услышать больше комплиментов, чем вы сможете запомнить без этого!). Мы предлагаем вам воспользоваться простеньким бланком, который приведен в конце этой главы.

    Как оценили бы свое выступление вы сами? (10 баллов – отлично, 1 – провал.) Что было в нем лучше всего? Что не произвело впечатления? Потом идет суть высказанных вам комплиментов. О чем они вам говорят? Наконец – какие требуются последующие действия? С кем связаться, когда, зачем?

    Давайте назовем эти записи, скажем, «Дневником ваших выступлений». Вот он в готовом виде – вам остается только выступить и потом заполнить бланк. Сделайте это после трех следующих ваших выступлений. Вы обнаружите такое, чего никогда за собой не знали – и как оратор и как личность. А кроме того, вы заметите, насколько лучше станут ваши дальнейшие выступления.

    И что самое главное – у вас будет вещественное доказательство этому: комплименты!

    60. «СМОТРИ-КА, КТО ЭТО ТАМ НА ЭКРАНЕ!» КАК ПРОСМАТРИВАТЬ ВАШУ ПЕРВУЮ ВИДЕОЗАПИСЬ

    Давайте посмотрим видеозапись вашего выступления.

    В спорте – как любительском, так и профессиональном, – просмотр видеозаписей стал обычным делом. Если какая-нибудь команда Национальной баскетбольной ассоциации, скажем, проиграла важный матч, изучение видеозаписи игры, скорее всего, начнется немедленно после ее окончания и будет продолжаться до глубокой ночи – а потом возобновится после завтрака. И тренеры, и игроки станут снова и снова прокручивать все решающие моменты.

    В газете «Нью-Йорк Тайме» были напечатаны слова Чака Дэли, тогдашнего тренера «Детройт Пистонз», после того, как его команда в 1987 году проиграла в финале бостонской «Селтикс»:

    "Есть только один способ во всем разобраться: просмотреть фильм. Только тогда и игроки, и тренеры смогут понять, что было сделано не так. Пленку не обманешь, хотя иногда приходится просмотреть ее не один раз, чтобы догадаться, в чем дело ".

    Ораторы, стремящиеся добиться успеха, должны внимательно прислушаться к словам тренера Дэли.

    Видеозапись, сделанная во время вашего выступления, может оказать вам неоценимую помощь при подготовке следующего выступления. Вы увидите себя, правда, не совсем «как живого» (в видеозаписи человек кажется несколько плоским), но такого, каким вы были в момент записи, и это будет самое реалистическое кино из всех, что вы видели за свою жизнь. Не зря тренер Дэли говорит, что «пленку не обманешь».

    Возможно, вы обнаружите, что обращались только к одной половине публики или что слишком часто воздевали глаза к небу в поисках вдохновения. Возможно, заметите, что смущенно улыбались – или, наоборот, бросали на публику сердитые взгляды без всякого к тому повода. Возможно, вам захочется ускорить движение пленки, или замедлить его, или уменьшить звук.

    А может быть, вы убедитесь, что этот нервный тик, который вас так беспокоил, совершенно незаметен!

    Вы поймете, что нужно изменить, а что оставить как есть. Вы увидите собственный портрет, который сможете усовершенствовать, как вам будет угодно.

    Правда, заманчивая перспектива? Если до сих пор вы ни разу еще не видели себя в записи, то впервые в жизни получите представление о том, какой вы есть на самом деле.

    Допустим, что дело сделано – у вас в руках кассета. Может быть, запись репетиции, а может быть, самого выступления. Вы вставляете кассету согласно инструкции в видеомагнитофон и включаете воспроизведение. Экран загорается, и через несколько секунд на нем появляетесь вы!

    Вы выступаете перед самим собой, видите и слышите самого себя таким, каким видит и слышит вас публика. Сейчас вы сами себе публика!

    Первая видеозапись может стать для вас важной жизненной вехой, живым свидетельством того, что вы существуете. Но в то же время – будем говорить откровенно – и источником кое-каких неприятных переживаний.

    Вот несколько советов, которые помогут вам преодолеть психологическую травму и проложить верный курс.

    – В первый раз просматривайте видеозапись в одиночестве. Без посторонних. Тогда у вас не появится искушение занять оборонительные позиции. Зрелище самого себя, увиденное впервые, может изрядно смутить, особенно если кто-то при этом присутствует.

    Садитесь (на первом просмотре лучше всего сидеть) и посмотрите на себя из чистого любопытства. (Вам захочется сказать: «Неужели это действительно я?» Да, это вы.) Расслабьтесь, усядьтесь поудобнее и привыкайте к этому ощущению – привыкайте видеть себя извне, а не изнутри.

    – Во время второго просмотра представьте себе, что вы – ваш собственный начальник или еще кто-то из тех, кто может отнестись к вашему выступлению наиболее критически. Попробуйте поставить себя на его место. Смотрите и слушайте того, кто выступает на экране, так, как будто он ваш подчиненный. Похвалите ли вы себя за то, что взяли его на работу? В чем вы как начальник видите его самую сильную и самую слабую стороны? Что бы сказали вы этому оратору, если бы были его начальником и хотели высказать ему свое мнение?

    – Теперь просмотрите запись еще раз, выключив звук. Это покажет вам, способны ли вы воздействовать на публику, не прибегая к словам. Вы увидите, какое зрительное впечатление производите. Насколько увлеченно или, наоборот, спокойно говорите. Улыбаетесь или хмуритесь во время выступления. Хорошо ли держитесь. Сохраняете ли хладнокровие. Есть еще множество вопросов, которые вы можете задать самому себе. «Верю ли я этому человеку? Нравится ли мне этот человек? Захочу ли я завтра увидеться с ним еще раз?» Глядя на себя при выключенном звуке, вы получите яркое и красноречивое представление о том, как выглядите на трибуне.

    – Теперь снова включите звук, но не смотрите на экран. Что говорит вам ваш голос? Хотели бы вы, чтобы такой голос был у пилота, когда вы будете лететь над океаном? Видно ли по голосу, что этот человек знает, о чем говорит? И что он в это верит? Просто удивительно, как много могут рассказать одни лишь интонации, тон и манера говорить. Иногда ораторы, просматривая свои видеозаписи, обнаруживают, что их слова не соответствуют тому зрительному впечатлению, которое они производят.

    Пример : слова, призывающие к немедленным действиям, могут быть произнесены небрежно или слишком бесстрастно. Подумайте, что вынесут из этого слушатели?

    – На пятый просмотр пригласите кого-нибудь из коллег. Задерните занавески, включите пленку (к этому времени вы уже научитесь делать это довольно ловко) и усядьтесь так, чтобы краем глаза видеть этого человека. Следите за выражением его лица, за его телодвижениями. Его реакция может служить прекрасной рецензией на ваше выступление (это относится к любой публике – сколько бы ее ни было, «живьем» она вас видит или в записи). Соответствует ли эта рецензия тому, как оцениваете выступление вы сами?

    Видеозапись оказывает оратору еще одну услугу – может быть, самую ценную.

    В прошлом, до появления видео, у всякого выступления был очень короткий век. Вот оно идет – а вот кончилось. Оно было эфемерно, мгновенно улетучивалось. Р-раз – и уже начинается следующее.

    Теперь, когда есть видео, выступления обрели вещественность – их можно сохранять сколь угодно долго. Выступающий может изучать их, анализировать, собирать и просматривать снова и снова. Пленка никуда не улетучивается.

    Видеозапись – хороший, надежный инструмент, который поможет вам лучше овладеть ремеслом оратора, а может быть, и поднимет вас в собственных глазах.

    Смотрите-ка, кто это там на экране!

    61. А ДАЛЬШЕ ВОТ ЧТО…

    За десять дней до своего очередного выступления возьмите перечень золотых советов, который найдете на следующих двух страницах, и повесьте весь этот блестящий набор на стене вашего кабинета, угла, кухни, подвала – в общем, там, где вы работаете.

    По мере того, как приближается день выступления, добавляйте туда собственные замечания и рекомендации. А накануне вечером просмотрите их еще раз (попытавшись, если сможете, представить себе каждый пункт зрительно).

    Вы обнаружите, что не ощущаете никакого особого беспокойства по поводу выступления и уверены в его успехе.

    Так что переверните страницу и начинайте думать о своем очередном выступлении. Оно будет потрясающим!







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх