I.4. Внешнеторговые операции

I.4.1. Государственное регулирование и контроль за внешнеторговой деятельностью

Под внешнеторговыми операциями понимается предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).

Различают экспортные и импортные внешнеторговые операции.

Экспортными операциями считается вывоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе. При этом факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации (или предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности). К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации за границу (например, при закупке иностранным лицом товаров у российского лица и их передаче другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу).

В свою очередь, под импортными операциями подразумевается ввоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию Российской Федерации из-за границы без обязательства об обратном вывозе. При этом факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации (получения услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности).

Государственный контроль за внешнеторговой деятельностью призван обеспечивать:

– единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации;

– единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;

– единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;

– единство таможенной территории Российской Федерации;

– приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

– равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация;

– защиту государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

– исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.

Основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности (операций экспорта и импорта), порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности определены Федеральным законом от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее – Закон о регулировании внешнеторговой деятельности).

Согласно ст. 4 Закона о регулировании внешнеторговой деятельности основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:

– защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

– равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

– единство таможенной территории Российской Федерации;

– взаимность в отношении другого государства (группы государств);

– обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

– выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем это необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

– гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

– обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

– исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

– обеспечение обороны страны и безопасности государства;

– обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;

– единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

– единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, к полномочиям федеральных органов государственной власти в области внешнеторговой деятельности относятся (ст. 6 Закона о регулировании внешнеторговой деятельности):

– формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов торговой политики Российской Федерации;

– защита экономического суверенитета и экономических интересов Российской Федерации и российских лиц;

– государственное регулирование внешнеторговой деятельности, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, а также государственное регулирование деятельности в области подтверждения соответствия товаров обязательным требованиям в связи с их ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации;

– установление обязательных на всей территории Российской Федерации требований и критериев безопасности для жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений при ввозе в Российскую Федерацию товаров и правил контроля за ними;

– определение порядка вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию делящихся (расщепляющихся) ядерных веществ, отравляющих, взрывчатых, ядовитых веществ, опасных отходов, сильнодействующих, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, биологически активных материалов (донорской крови, внутренних органов и других материалов), генетически активных материалов (культур грибов, бактерий, вирусов, семенного материала животных и человека и иных материалов), животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, а также иных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на жизнь или здоровье граждан, жизнь или здоровье животных и растений, окружающую среду;

– определение порядка ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней;

– координация международного сотрудничества Российской Федерации в области космической деятельности и контроль за разработкой и реализацией международных космических проектов Российской Федерации;

– установление показателей статистической отчетности внешнеторговой деятельности, обязательных на всей территории Российской Федерации;

– заключение международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей;

– учреждение, содержание и ликвидация торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах;

– участие в деятельности международных экономических организаций и реализации решений, принятых этими организациями;

– определение порядка вывоза из Российской Федерации товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну;

– информационное обеспечение внешнеторговой деятельности на территории Российской Федерации;

– создание страховых и залоговых фондов в области внешнеторговой деятельности.

Таким образом, многие из вышеперечисленных функций государства в области внешней торговли тесно связаны (либо перекликаются) с аналогичными функциями государства в области внутренней торговли (то есть рассмотренных выше правил торговли).

Контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности осуществляется соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции (ст. 52 Закона о регулировании внешнеторговой деятельности).

Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (применения импортного и экспортного таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (например, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности в соответствии с действующим законодательством.

Так, таможенно-тарифное регулирование (установление импортных и экспортных таможенных пошлин) применяется в целях контроля операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в российской экономике, в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

Таможенно-тарифное регулирование представляет собой метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.

В части импорта в настоящее время действует Таможенный тариф Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 718, который представляет собой свод ставок ввозных (импортных) таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД), основанной на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров и Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.

Ставки вывозных (экспортных) таможенных пошлин утверждены постановлением Правительства РФ от 23.12.2006 № 795 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств – участников соглашений о Таможенном союзе и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Помимо тарифного регулирования применяются количественные ограничения экспорта и импорта (выдача лицензий, установление ограничений и квот и т.д.), которые вводятся в исключительных случаях Правительством РФ:

– для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (например, ограничения торговли оружием и боевой техникой);

– для выполнения международных обязательств Российской Федерации с учетом состояния на внутреннем товарном рынке (например, установление квоты на нефть);

– для защиты внутреннего рынка Российской Федерации (например, установление квоты на лов рыбы и морепродуктов и др.).

Распределение квот и выдача лицензий при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкурса или аукциона (либо в порядке фактического проведения операций по экспорту и/или импорту) до суммарного исполнения квоты.

Порядок проведения конкурсов или аукционов установлен Положением о порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении Правительством Российской Федерации количественных ограничений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.10.1996 № 1299. При этом не допускаются ограничение числа участников такого конкурса или аукциона, а также их дискриминация по признакам формы собственности, места регистрации, положения на рынке.

В этих же целях применяется система экспортного контроля , представляющая собой комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники [19].

I.4.2. Государственное регулирование валютных операций

Принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями определены Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон о валютном регулировании).

Основным органом валютного регулирования в Российской Федерации является Банк России, который осуществляет следующие функции:

– определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

– издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами (физическими лицами, постоянно проживающими, или юридическими лицами, зарегистрированными на территории Российской Федерации) и нерезидентами (иностранными лицами);

– проводит все виды валютных операций;

– устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в Российскую Федерацию операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации;

– устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации;

– устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;

– определяет единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления;

– готовит и публикует статистику валютных операций Российской Федерации по принятым международным стандартам;

– выполняет другие функции, предусмотренные законодательством.

Главной целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. При этом основными его направлениями являются:

– определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

– проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

– проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

– проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Под иностранной валютой понимаются как денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, так и средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах. Иностранная валюта (наряду с ценными бумагами, номинированными в иностранной валюте, драгоценными металлами и драгоценными камнями) относится к валютным ценностям.

Соответственно операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности (в нашем случае – купля-продажа иностранной валюты), а также операции, связанные с использованием иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте в качестве средств платежа, являются валютными операциями .

Валютные ценности (в том числе иностранная валюта) могут находиться в собственности как у резидентов, так и у нерезидентов. При этом такое право собственности на валютные ценности защищается государством наряду с правом собственности на другие объекты собственности.

В то же время порядок обращения иностранной валюты находится под строгим контролем государства (в лице его уполномоченных органов).

Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений. В настоящее время действует единственное исключение в отношении подобного рода валютных операций в части купли-продажи иностранной валюты.

Так, согласно ст. 11 Закона о валютном регулировании купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки.

В соответствии со ст. 9 Закона о валютном регулировании валютные операции между резидентами запрещены, за исключением:

– операций между уполномоченными банками;

– операций между резидентами и уполномоченными банками, связанных:

с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам;

с внесением денежных средств резидентов на банковские счета (в банковские вклады) (до востребования и на определенный срок) и получением денежных средств резидентов с банковских счетов (банковских вкладов) (до востребования и на определенный срок);

с банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;

с приобретением резидентами у уполномоченных банков векселей, выписанных этими или другими уполномоченными банками, предъявлением их к платежу, получением по ним платежа, в том числе в порядке регресса, взысканием по ним штрафных санкций, а также с отчуждением резидентами вышеуказанных векселей уполномоченным банкам в порядке, установленном Федеральным законом от 11.03.1997 № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе»;

с уплатой уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения;

с иными валютными операциями, отнесенными к банковским операциям в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– операций, связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;

– операций между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;

– операций по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории Российской Федерации, а также по договорам страхования указанных грузов;

– операций с внешними ценными бумагами, осуществляемых через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– операций с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и осуществления расчетов в валюте Российской Федерации;

– операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– операций, связанных с выплатами по внешним ценным бумагам (в том числе закладным), за исключением векселей;

– операций при оплате и (или) возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации, а также операций при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой;

– операций, связанных с расчетами и переводами при исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

– операций, предусматривающих расчеты и переводы для осуществления деятельности дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;

– операций по оплате и (или) возмещению расходов, связанных со служебными поездками за пределы территории Российской Федерации работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер;

– операций, предусмотренных п. 1 и 3 ст. 9 Закона о валютном регулировании, совершаемых доверительными управляющими;

– операций, связанных с расчетами между транспортными организациями и находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами, а также филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договорам перевозки пассажиров.

Как уже отмечалось выше, резиденты имеют право покупать и продавать иностранную валюту на внутреннем российском валютном рынке. Причем покупка и продажа иностранной валюты в Российской Федерации производятся через уполномоченные банки в порядке, устанавливаемом Банком России, а именно следующими нормативными документами:

– инструкцией Банка России от 30.03.2004 № 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации»;

– Положением Банка России от 16.06.1999 № 77-П «О порядке и условиях проведения торгов иностранной валютой за российские рубли на единой торговой сессии межбанковских валютных бирж».

Сразу же следует отметить, что в соответствии с Указанием Банка России от 29.03.2006 № 1676-У «О внесении изменения в инструкцию Банка России от 30 марта 2004 года № 111-И “Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации”» обязательная продажа части валютной выручки резидентов осуществляется в размере 0 % от суммы валютной выручки.

Иными словами, в настоящее время обязательной продажи части валютной выручки не производится. Купля-продажа иностранной валюты осуществляется при необходимости самими организациями.

Так, по поручению резидентов – владельцев иностранной валюты или резидентов – покупателей валюты сделки по ее купле-продаже могут осуществляться непосредственно между уполномоченными банками, а также через валютные биржи, действующие в порядке и на условиях, устанавливаемых Банком России.

Иностранная валюта должна храниться организациями-резидентами только на счетах в иностранной валюте в уполномоченных банках. В исключительных случаях (например, при получении иностранной валюты в банке на командировочные расходы) она может находиться в кассе организации в установленные для этого Банком России сроки.

Во всех же остальных случаях иностранная валюта, получаемая организациями-резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках.

Резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации в случаях и на условиях, устанавливаемых Банком России.

I.4.3. Санкции за нарушение законодательства в области валютного регулирования и контроля

За нарушение положений законодательства об экспортном контроле, а именно: за осуществление внешнеэкономических операций с товарами, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных разрешением (лицензией), а равно с использованием разрешения (лицензии), полученного (полученной) незаконно, либо с представлением документов, содержащих недостоверные сведения, – предусмотрено наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости товаров, информации, работ, услуг либо результатов интеллектуальной деятельности, ставших предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой.

Статьей 15.25 КоАП РФ предусматриваются за нарушение валютного законодательства следующие административные санкции:

– осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании;

– нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 руб. до 1500 руб.; на должностных лиц – от 5000 руб. до 10 000 руб.; на юридических лиц – от 50 000 руб. до 100 000 руб.;

– невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, а равно нарушение установленного порядка обязательной продажи части валютной выручки влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке (поскольку в настоящее время обязательной продажи валютной выручки не осуществляется, данная статья соответственно не находит применения);

– невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках;

– невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию;

– несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 руб. до 5000 руб.; на юридических лиц – от 40 000 руб. до 50 000 руб.;

– нарушение установленного порядка ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 руб. до 1000 руб.; на должностных лиц – от 1000 руб. до 2000 руб.; на юридических лиц – от 5000 руб. до 10 000 руб.

Вместо административной ответственности за аналогичные нарушения, совершенные при особых условиях (причинившие значительный ущерб, в особо крупных размерах и т.п.), на нарушителей валютного законодательства могут налагаться уголовные наказания.

Так, незаконные экспорт или передача лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, иностранной организации или ее представителю сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение этим лицом работ для иностранной организации или ее представителя либо незаконное оказание услуг иностранной организации или ее представителю, которые заведомо для вышеуказанного лица могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль, наказываются штрафом в размере от 100 000 руб. до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до трех лет (ст. 189 УК РФ).

Причем те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Если вышеприведенные деяния совершены организованной группой либо в отношении сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, работ (услуг), которые заведомо для лица, наделенного правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки и в отношении которых установлен экспортный контроль, наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до 1 000 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Уголовное наказание предусматривается и за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица – индивидуального предпринимателя (ст. 194 УК РФ).

Так, уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 000 руб. до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок от 180 часов до 240 часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.

То же деяние, но совершенное группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере, наказывается штрафом размере от 100 000 руб. до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В данном случае уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает 500 000 руб., а в особо крупном размере – 1 500 000 руб.

I.4.4. Оформление внешнеторговых операций

Внешнеторговые импортные операции осуществляются на основании следующих документов:

– внешнеторгового договора (контракта) на поставку товаров;

– паспорта импортной сделки;

– таможенной декларации;

– товарно-транспортных документов (накладных, коносаментов и т.д.).

По своей сути внешнеторговый договор (контракт) является договором купли-продажи (поставки) товаров. По договору поставки организация-поставщик (продавец) обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые ею товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 506 ГК РФ).

При этом во внешнеторговых операциях одной из сторон такой сделки является иностранное лицо (юридическое или физическое). Если иностранное лицо является продавцом, операция по покупке товаров считается импортной; если же иностранное лицо является покупателем, то сделка считается экспортной.

Содержание таких договоров (реквизиты, сроки поставки, порядок расчетов и т.д.) определено гражданским законодательством (ст. 506—524 ГК РФ). Однако в целях унификации подобных документов к внешнеторговому контракту могут предъявляться дополнительные требования исходя из положений о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, которые изложены в виде Рекомендаций, утвержденных МВЭС России 29.02.1996 и доведенных до сведения заинтересованных сторон письмом Банка России от 15.07.1996 № 300 «О Рекомендациях по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов».

Данные Рекомендации применяются как к импортным, так и к экспортным договорам.

Итак, в соответствии с вышеуказанными Рекомендациями во внешнеторговом контракте на поставку импортных (или продажу экспортных) товаров целесообразно указывать следующие реквизиты:

– унифицированный номер контракта, состоящий из трех групп знаков с двумя разделителями («/»), сформированных следующим образом:

ББ/ХХХХХХХХ/ХХХХХ или ЦЦЦ/ХХХХХХХХ/ХХХХХ,

где первая группа состоит из двух букв (ББ) или трех цифр (ЦЦЦ), соответствующих коду страны покупателя (продавца) по Международному классификатору «Страны мира», используемому для целей таможенного оформления. Для этих целей используется Общероссийский классификатор стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001, принятый и введенный в действие постановлением Госстандарта России от 14.12.2001 № 529-ст. В основу данного Классификатора положен международный стандарт ИСО 3166-93 «Коды для представления названий стран», разработанный Международной организацией по стандартизации (ИСО). Как правило, в контракте буквами или цифрами отражается код страны-партнера по внешнеторговым сделкам (например, для Азербайджана цифровой код – 031, а буквенные – AZ или AZE);

вторая группа состоит из восьми цифр, составляющих код россий-ской организации – покупателя (ОКПО);

третья группа состоит из пяти цифр и представляет собой порядковый номер документа, определяемый российской организацией – покупателем;


– дата подписания контракта, оформляемая следующим образом:

ДД.ММ.ГГ,

где ДД – день (две цифры);

ММ – месяц (две цифры);

ГГ – год (две последние цифры года).

При этом каждые две цифры отделяются друг от друга точкой;

– место подписания контракта;

– полные официальные наименования сторон (продавца и покупателя);

– страна иностранного партнера (покупателя) и страна назначения товара. В данном случае приводятся полные наименования этих стран и их трехзначный код в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира, используемым для целей таможенного оформления (для Российской Федерации – код 643 либо RU или RUS);

– предмет контракта, в котором указываются:

наименование и полная характеристика товара (полное коммерческое наименование товара, ассортимент, размеры, модели, комплектность, страна происхождения товара и другие данные, необходимые для описания товара, включая ссылки на международные и/или национальные стандарты на продукцию);

тара/упаковка, маркировка товара. Наименование тары или упаковки приводится в соответствии с Международным классификатором «Коды для видов груза, упаковок и материалов упаковок (с дополнительными кодами для наименований упаковок)»;

описание и требования к маркировке товара;

объем, вес [20], количество товара. В случае необходимости приводится количество товара в единицах изменения в соответствии с таблицей единых измерений, приведенной в ТН ВЭД;

– общая сумма договора поставки и цена за единицу товара в иностранной валюте, а также цены с приведением краткого наименования базиса поставки в соответствии с международными правилами толкования стандартных формулировок условий поставки товара Инкотермс («Инкотермс-90» или «Инкотермс-2000»). Наименование и код валюты, в которой оценен товар, приводятся в соответствии с классификатором валют, используемым для целей таможенного оформления [21] (например, доллар США – USD 840, евро – EUR 978).

Если цена за единицу товара и сумма контракта не могут быть точно установлены на дату подписания контракта, приводятся подробная формула цены либо условия ее определения с таким расчетом, чтобы при реализации всех оговоренных условий можно было однозначно установить цену товара и сумму контракта;

– при описании условий платежа отражаются наименование и код валюты, в которой будет производиться платеж, в соответствии с классификатором, используемым для целей таможенного оформления, сроки платежа и условия рассрочки при ее предоставлении, а также обязательный перечень документов, передаваемых продавцом покупателю и подтверждающих факт отгрузки, стоимость и номенклатуру отгруженных товаров [22].

Кроме того, в данном разделе приводятся полные наименования и почтовые адреса банков (филиалов) сторон, номера счетов, платежные реквизиты;

– порядок поставки товаров (дата завершения поставок и/или график поставок конкретных партий товара) с указанием срока действия контракта, в течение которого должны быть завершены поставки товаров и взаимные расчеты по контракту;

– место и сроки проведения инспекции качества и количества товара, наименование независимой экспертной организации, порядок предъявления рекламаций;

– форс-мажорные обстоятельства;

– другие условия и обстоятельства сделки (страхование груза, гарантийные обязательства, лицензионные платежи, техническая помощь, сборка, наладка и монтаж оборудования, обучение персонала, информационные и другие услуги);

– порядок предъявления и рассмотрения неурегулированных претензий, порядок платежей по претензиям, рассмотрение спорных вопросов в арбитраже. При этом во избежание значительных недоразумений целесообразно согласовывать, правом какого государства будут регулироваться отношения по данному контракту;

– санкции (пени, неустойка и т.д.) за ненадлежащее исполнение обязательств сторон, в частности, за просрочки в поставке товара и/или просрочки в оплате стоимости товара, а также поставки товара ненадлежащего количества и качества;

– юридические и почтовые адреса (включая индексы) продавца и покупателя, контактные телефоны, факс, адрес электронной почты организаций продавца и покупателя, а также подписи лиц, уполномоченных организациями продавца и покупателя заключить данный контракт, заверенные печатью.

Заключение внешнеторгового договора (контракта) свидетельствует о намерениях сторон совершить сделку купли-продажи товара (продавца – продать, а покупателя – приобрести этот товар). Однако для целей государственного контроля за подобными операциями должен быть оформлен паспорт сделки (раньше он назывался «паспорт импортной сделки» или «паспорт экспортной сделки»).

Порядок оформления и форма паспорта сделки, а также иных документов валютного контроля за экспортом товаров приведены в инструкции Банка России от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее – Инструкция Банка России № 117-И).

Паспорт сделки представляет собой документ валютного контроля, содержащий необходимые для его осуществления сведения из контракта (договора, соглашения) между резидентом (юридическим лицом или физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя) и нерезидентом, предусматривающего оплату иностранной валютой (валютой Российской Федерации, векселями в иностранной валюте или в валюте Российской Федерации) товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации.

Паспорт сделки оформляется резидентом, от имени которого заключен контракт (российской торговой организацией – импортером или экспортером). При этом по каждому контракту оформляется один паспорт сделки, подписываемый уполномоченным банком российской стороны – импортера (экспортера).

В этих целях организация (импортер или экспортер) представляет в банк следующие документы:

– два экземпляра паспорта сделки, заполненного в соответствии с приложением 4 к Инструкции Банка России № 117-И;

– контракт (договор), являющийся основанием для проведения валютных операций по импорту или экспорту товаров;

– разрешение органа валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту, а также на открытие резидентом счета в банке-нерезиденте в случаях, предусмотренных актами валютного законодательства Российской Федерации;

– иные документы, указанные в части 4 ст. 23 Закона о валютном регулировании, необходимые для оформления паспортной сделки.

Если по объему полный текст контракта занимает более пяти листов, импортер с согласия уполномоченного банка может вместо копии всего контракта представить в банк только выписки из контракта, содержащие сведения, необходимые для контроля за правильностью составления паспорта сделки.

Копия контракта, составленного на иностранном языке, представляется российской организацией в банк с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке.

Паспорт сделки, представляемый в банк резидентом, подписывается этим резидентом либо лицом, уполномоченным им на основании доверенности, и заверяется его печатью (при ее наличии).

Представленный резидентом паспорт сделки проверяется ответственным лицом уполномоченного банка в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты его представления резидентом в банк.

В случае надлежащего заполнения и оформления резидентом паспорта сделки оба экземпляра паспорта сделки подписываются ответственным лицом банка и заверяются его печатью.

Один экземпляр паспорта сделки, подписанный ответственным лицом банка и заверенный печатью банка, а также копии представленных резидентом обосновывающих документов помещаются банком в досье по паспорту сделки.

Другой экземпляр паспорта сделки, подписанный ответственным лицом банка и заверенный печатью банка, в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты его представления в банк, возвращается резиденту в порядке, установленном банком.

При этом все платежи по контракту осуществляются банком только после подписания им паспорта сделки.

Банк может отказать организации в подписании паспорта сделки по следующим основаниям:

– несоответствие данных, содержащихся в контракте, данным, указанным в паспорте сделки;

– несоответствие предусмотренных контрактом валютных операций законодательству Российской Федерации;

– оформление паспорта сделки с нарушениями требований, установленных Инструкцией Банка России № 117-И;

– непредставление организацией в банк какого-либо из необходимых документов;

– отсутствие в контракте условий, предусматривающих ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Если в контракт вносятся изменения или дополнения, затрагивающие сведения, указанные в паспорте сделки, импортер должен представить в банк следующие документы:

два экземпляра паспорта сделки, переоформленного с учетом внесенных изменений в контракт;

копию изменений или дополнений к контракту, заверенную в установленном порядке. Копия изменений или дополнений к контракту, составленных на иностранном языке, представляется импортером в банк с обязательным переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке;

заверенные в установленном порядке копии полученных российской организацией разрешений на осуществление валютных операций в случае, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление валютных операций, проводимых согласно изменениям и дополнениям к контракту, требует получения подобных разрешений Банка России.

Форма паспорта сделки и порядок его заполнения приведены в приложении 4 к Инструкции Банка России № 117-И.

Примерный образец заполнения паспорта сделки приведен ниже (см. стр. 146—148).

Пример.



Основным документом, подтверждающим факт ввоза товаров при импорте или вывоза товаров при экспорте, является таможенная декларация .

Порядок оформления грузовой таможенной декларации (ГТД) определен Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной приказом ГТК России от 21.08.2003 № 915. Причем заполнение таможенной декларации может осуществляться как самой организацией (импортером или экспортером), так и специализированными организациями (таможенными брокерами).

Декларирование товаров с использованием ГТД осуществляется в форме письменного заявления сведений, необходимых для таможенных целей. При этом таможенная декларация оформляется на бланке ТД1 (основной лист ГТД), а при необходимости – дополнительно на бланке ТД2 (добавочный лист).

Формы основного и добавочного листа ГТД приведены в приложении к вышеуказанной Инструкции ГТК России.

ГТД заполняется на русском языке на печатающем устройстве компьютера или на пишущей машинке. В отдельных случаях таможенные органы вправе разрешить подачу ГТД, сведения в которую внесены от руки.

С момента оформления принятия ГТД она становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

В целях упрощения процедуры декларирования импортируемых товаров разрешается подавать таможенную декларацию в виде письменного заявления, в котором содержатся сведения, необходимые для таможенных целей. Однако такие действия можно производить не со всеми товарами, а только с товарами, приведенными в приложении 1 к вышеуказанному приказу (например, с товарами, предназначенными для проведения выставок, ярмарок, спортивных соревнований и тренировок, концертов, конкурсов, фестивалей и иных подобных мероприятий, а также предназначенными для освещения в средствах массовой информации официальных мероприятий и иных мероприятий, в том числе указанных выше, и заявляемыми к помещению под таможенные режимы временного ввоза или временного вывоза, если в отношении таких товаров предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов и т.д.).

Наряду с ГТД первичными документами, подтверждающими получение (отправление) груза (товаров), являются товарно-транспортные документы – транспортная накладная, коносамент или иные документы на груз, получаемые российской торговой организацией от перевозчика (транспортной организации).

I.4.5. Внешнеторговые бартерные сделки

Внешнеторговые бартерные сделки являются разновидностью товарообменных сделок, при которых расчеты в денежной форме между сторонами не производятся. В оплату за экспортируемый товар одна сторона (российский поставщик) получает от другой стороны (иностранного поставщика) импортный товар, стоимость которого должна быть эквивалентна стоимости экспортного товара.

В гражданском законодательстве не приводится определения товарообменных (бартерных) операций. В то же время глава 31 ГК РФ посвящена договорам мены. Рассмотрим подробнее, какие общие и отличительные черты имеют оба эти понятия.

Так, в соответствии со ст. 567 ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. При этом к договору мены применяются правила о купле-продаже (глава 30 ГК РФ), если это не противоречит правилам главы 31 ГК РФ и существу мены. Причем в данном случае каждая из сторон одновременно признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен. Если законом или договором мены не предусмотрено иное, право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами (ст. 570 ГК РФ).

Как следует из вышеприведенных положений, договоры мены как раз и являются бартерными операциями в части обмена товарами. Однако при этом сами термины «бартер» и «мена» не идентичны, несмотря на то что бартерные сделки, как правило, заключаются именно в форме договора мены.

В этой связи следует обратить внимание читателей на то, что согласно вышеуказанным требованиям гражданского законодательства договор мены применим только при обмене сторонами товарами, то есть материальными ценностями, и не регулирует бартерные сделки в части обмена одной или обеими сторонами результатами выполненных работ или оказанных услуг.

На практике же организации часто совершают обмен как товарами, так и результатами работ или услуг (в том числе во внешнеторговых сделках). В этом случае бартерные операции в виде обмена результатами работ (услуг) не регулируются российским гражданским законодательством. В этом состоит одно из различий между договором мены и бартерными операциями в части работ (услуг).

В то же время ст. 2 Закона о регулировании внешнеторговой деятельности и Указом Президента Российской Федерации от 18.08.1996 № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» (далее – Указ Президента Российской Федерации № 1209) определено, что под внешнеторговыми бартерными сделками понимаются совершаемые при осуществлении внешнеторговой деятельности сделки, предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности.

Таким образом, в отличие от договора мены, предметом бартерной операции (в том числе внешнеторговой) может быть как обмен товарами, так и результатами работ, услугами и результатами интеллектуальной деятельности. При этом право на результаты работ возникает у заказчика с момента их передачи, а услуга непосредственно потребляется ее заказчиком.

Статьей 568 ГК РФ предусматривается, что товары, подлежащие обмену по договору мены, предполагаются равноценными, а расходы на их передачу и принятие осуществляются в каждом случае той стороной, которая несет соответствующие обязанности. К таким затратам относятся все связанные с данной операций расходы (например, по перевозке этих товаров, по оформлению соответствующих прав на обмениваемое имущество и т.д.).

В то же время ст. 568 ГК РФ предусмотрено, что в случае, если обмениваемые товары признаются согласно договору неравноценными, сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу в ценах непосредственно до или после исполнения ее обязанности передать товар, если иной порядок оплаты не предусмотрен договором.

В этом состоит второе отличие мены от бартера. Статья 568 ГК РФ относит к мене обмен как равноценными, так и неравноценными товарами и устанавливает на случай неравноценного обмена специальные правила об оплате разницы в ценах. Согласно Указу Президента Российской Федерации № 1209 к бартерным сделкам не относятся сделки, предусматривающие использование при их осуществлении денежных или иных платежных средств. Однако при этом обмен товарами (работами, услугами и др.) по внешнеторговым сделкам не обязательно должен быть равноценным. Сделка может предусматривать наряду с обменом использование денежных и/или иных платежных средств (ст. 2 Закона о регулировании внешнеторговой деятельности).

Основные нормы регулирования внешнеторговой деятельности (в том числе бартерной) установлены Законом о регулировании внешнеторговой деятельности.

Основным требованием в отношении внешнеторговых бартерных сделок является обмен равноценными по стоимости товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, а также обязанность соответствующей стороны оплатить разницу в их стоимости в случае, если такой сделкой предусматривается обмен неравноценными товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью (п. 1 ст. 44 Закона о регулировании внешнеторговой деятельности).

При этом порядок осуществления контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета устанавливается Правительством РФ.

В настоящее время порядок такого контроля определен Указом Президента Российской Федерации № 1209 и постановлением Правительства РФ от 31.10.1996 № 1300 «О мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок».

Государственными органами разработаны и утверждены локальные нормативные документы, конкретизирующие порядок осуществления внешнеторговых бартерных сделок, к которым в частности, относятся:

– Положение ВЭК России № 07-26/3226, МВЭС России № 10-83/2007, ГТК России № 01-23/10035 от 28.05.1997 «Об осуществлении на территории Российской Федерации контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих выполнение работ, предоставление услуг и результатов интеллектуальной деятельности, выраженных в материально-вещественной форме»;

– Положение об осуществлении контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации, утвержденное ГТК России 11.04.1997 № 01-23/6678, МВЭС России 09.04.1997 № 10-83/1355, ВЭК России 02.04.1997 № 07-26/768.

В рамках государственного контроля за внешнеторговыми бартерными сделками определены обязанности государственных органов.

Так, Минэкономразвития России (ранее эти функции исполняло МВЭС России):

– осуществляет контроль при оформлении паспортов бартерных сделок за соответствием условий в представляемых документах требованиям Указа Президента Российской Федерации № 1209 и иных актов законодательства Российской Федерации, предъявляемым к бартерным сделкам;

– дает заключение об обстоятельствах, повлекших несоблюдение требований об обязательном ввозе товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортируемым работам, услугам, результатам интеллектуальной деятельности;

– при выдаче таких разрешений определяет обоснованность превышения российскими лицами, которые заключили или от имени которых заключены бартерные сделки, сроков, установленных российским законодательством для исполнения текущих валютных операций, а также выполнения иностранным лицом встречного обязательства способом, не предусматривающим ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности;

– обеспечивает автоматизированный учет паспортов бартерных сделок;

– направляет в другие государственные органы электронные формы всех оформленных паспортов бартерных сделок, предусматривающих экспорт работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности при бартерной сделке.

ГТК России (в настоящее время переименован в ФТС России) обеспечивает:

– контроль за выполнением российскими лицами требований нормативных актов в области регулирования бартерных сделок в целях обеспечения ввоза на таможенную территорию Российской Федерации в установленные сроки товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортируемым товарам при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля;

– автоматизированный учет и контроль бартерных сделок на основе паспортов бартерных сделок и информации таможенных органов Российской Федерации о перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров в счет исполнения бартерных сделок;

– проведение проверок таможенными органами Российской Федерации предполагаемых фактов неисполнения российскими лицами установленных требований и применение мер воздействия;

– осуществление информационного обмена с другими государственными органами.

Другим требованием, предъявляемым к внешнеторговым бартерным сделкам, является обязательное выполнение встречных обязательств зарубежного партнера. Иными словами, российские лица, которые заключили внешнеторговые бартерные сделки или от имени которых заключены такие сделки, обязаны обеспечить предусмотренные данными сделками ввоз на таможенную территорию Российской Федерации равноценных по стоимости товаров, оказание иностранными лицами равноценных услуг, выполнение равноценных работ, передачу равноценных исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности с подтверждением факта ввоза товаров, оказания услуг, выполнения работ, передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставления права на использование объектов интеллектуальной собственности соответствующими документами. Если контрактом предусматривается частичная оплата экспорта, то российский экспортер обязан также обеспечить получение платежных средств и их зачисление на свои счета в уполномоченных банках. Сроки выполнения встречных обязательств и/или получения денежных средств устанавливаются действующим законодательством или внешнеторговым контрактом.

Превышение таких сроков или выполнение иностранным партнером своих обязательств по внешнеторговой бартерной сделке способом, не предусматривающим ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, оказание иностранным лицом услуг, выполнение работ, передачу исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности, допускается только при условии получения специального разрешения, выдаваемого в порядке, определенном Правительством РФ.

В настоящее время в этой части установлен Порядок выдачи разрешений на проведение отдельных бартерных сделок, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 18.08.1996 № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» П.З, утвержденный МВЭС России 13.03.1997 № 10-83/897, ГТК России 04.03.1997 № 01-23/4663, ВЭК России 28.02.1997 № 07-26/356.

Следует учесть, что выполнение российскими лицами обязанности по передаче товаров, предусмотренной внешнеторговыми бартерными сделками, осуществляется в соответствии с требованием таможенного режима экспорта.

При осуществлении внешнеторговых бартерных сделок по договору на поставку комплектного оборудования (оказание услуг и выполнение работ) при сооружении комплектных объектов в иностранном государстве встречные товары могут быть реализованы без их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации. При этом:

– фактическое получение встречных товаров должно быть подтверждено соответствующими документами;

– российские лица не позднее чем через 90 дней со дня фактического получения встречных товаров обязаны обеспечить их реализацию по рыночным ценам, действующим в стране их реализации, и зачисление на свои счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации всех денежных средств, полученных от их реализации, или получение платежных средств.

В соответствии со ст. 45 Закона о регулировании внешнеторговой деятельности и Указом Президента Российской Федерации № 1209 бартерные сделки совершаются в простой письменной форме путем заключения двустороннего договора мены , в котором должны указываться следующие реквизиты:

– дата заключения и номер внешнеторговой бартерной сделки;

– номенклатура, количество, качество, цена товара по каждой товарной позиции, сроки и условия экспорта, импорта товара. В договоре на поставку комплектного оборудования (оказание услуг и выполнение работ) при сооружении комплектных объектов в иностранном государстве указывается стоимость товаров (далее – встречные товары), предусмотренных для обмена на равноценные по стоимости экспортируемые из Российской Федерации товары, а номенклатура, количество, качество и цена встречных товаров приводятся в дополнительных протоколах, которые должны быть частью таких договоров;

– перечень услуг, работ, интеллектуальной собственности, их стоимость, сроки оказания услуг, выполнения работ, передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставления права на использование объектов интеллектуальной собственности;

– перечень документов, представляемых российскому лицу для подтверждения факта оказания услуг, выполнения работ, передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставления права на использование объектов интеллектуальной собственности.

При совершении бартерных сделок экспорт товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности может быть осуществлен только после оформления паспорта бартерной сделки . Таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в счет исполнения бартерных сделок, производится при условии представления в таможенные органы Российской Федерации паспорта бартерных сделок (п. 5 Указа Президента Российской Федерации № 1209).

Паспорт бартерных сделок – это документ контроля и учета бартерных сделок, совершаемых российскими лицами в соответствии с заключенными внешнеэкономическими договорами или контрактами.

Паспорт бартерной сделки оформляется по каждому бартерному договору.

Уполномоченные органы (лица) осуществляют контроль за выполнением российской стороной, заключившей или от имени которой заключены бартерные сделки, требований, установленных нормативными актами в области регулирования бартерных сделок.

Оформление, переоформление, выдача паспортов бартерных сделок, а также формирование и ведение базы данных по ним осуществляются в соответствии с Порядком оформления и учета паспортов бартерных сделок, утвержденным МВЭС России № 10-83/3225, ГТК России № 01-23/21497, Минфином России № 01-14/197 от 03.12.1996 (далее – Порядок оформления и учета паспортов бартерных сделок).

Для оформления паспорта бартерной сделки российское лицо представляет в Минэкономразвития России заявление установленного образца, к которому должны быть приложены следующие документы (раздел II Порядка оформления и учета паспортов бартерных сделок):

– два экземпляра подписанного и удостоверенного печатью (для юридических лиц) российского лица паспорта бартерной сделки, составленного по установленной форме в соответствии с вышеуказанным Порядком;

– оригинал договора (изменения и/или дополнения к договору), на основании которого был составлен паспорт, и их удостоверенные копии;

– оригинал и копия разрешения (в случае необходимости представления такого разрешения);

– удостоверенная копия документа о государственной регистрации российского лица;

– копии учредительных документов (для юридических лиц и только при первом обращении в уполномоченные органы за оформлением паспорта бартерной сделки);

– копия документа, подтверждающего учет российского лица органами государственной статистики;

– копия международного договора Российской Федерации, если договор, на основании которого составлен данный паспорт, заключен во исполнение международного договора Российской Федерации;

– удостоверенный российским лицом перевод договора при отсутствии оригинала договора на русском языке.

Паспорт бартерной сделки составляется российским лицом (экспортером) на печатающем устройстве ЭВМ или пишущей машинке с заполнением всех необходимых граф и без исправлений.

Ниже приведен примерный образец заполнения паспорта бартерной сделки.

Пример



Таможенный контроль и таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации по внешнеторговым бартерным сделкам, осуществляются таможенными органами. В этой связи необходимо еще раз обратить внимание читателей на то, что согласно п. 7 Указа Президента Российской Федерации № 1209 обязательный ввоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортированным товарам (работам, услугам, результатам интеллектуальной деятельности), либо зачисление валютной выручки на счета в уполномоченных банках в установленном порядке является требованием таможенного режима экспорта товаров .

Таким образом, если российская сторона первой выполняет свои обязательства по внешнеторговой бартерной сделке, она должна представить в соответствующие государственные органы документы, подтверждающие факт встречной поставки товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности иностранным лицом.

В случае превышения законодательно установленных сроков ввоза на таможенную территорию Российской Федерации эквивалентных по стоимости товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) или выполнения иностранным партнером встречного обязательства способом, не предусматривающим их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, должно быть получено разрешение , выдаваемое Минэкономразвития России в соответствии с Порядком выдачи разрешений на проведение отдельных бартерных сделок.

Для оформления данного разрешения российское лицо представляет в уполномоченный орган заявление по установленной форме, к которому должны прилагаться следующие документы:

– пояснительная записка с обоснованием заявления;

– удостоверенные копии учредительных документов (для юридических лиц);

– удостоверенные копии документов о государственной регистрации;

– оригинал договора, оформленного в виде одного документа (за исключением бартерных сделок, заключаемых в счет выполнения международных соглашений, – в этом случае допускается оформление договора в виде нескольких документов, в которых должны содержаться сведения, позволяющие отнести договор к конкретному соглашению, а также установить взаимосвязь этих документов в целях определения условий исполнения бартерной сделки). Если договор составлен на иностранном языке, то дополнительно предоставляется перевод договора на русский язык, удостоверенный в установленном порядке;

– изменения и/или дополнения к договору, на основании которых оформляется данное разрешение;

– копия международного договора Российской Федерации, дополнения и изменения к нему, если договор заключен во исполнение международного договора;

– иные документы, которые, по мнению заявителя, могут способствовать рассмотрению заявления.

Соответственно первичными документами при выполнении внешнеторговых бартерных сделок являются также товаросопроводительные документы от транспортной организации – перевозчика на ввозимые (вывозимые) товары.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх