• Бизнес-мозаика
  • Clayton Homes
  • McLane Company
  • The Pampered Chef
  • Покупка акций
  • The Coca-Cola Company
  • The Gillette Company
  • The Washington Post Company
  • Wells Fargo & Company
  • Разумный инвестор
  • Глава 4

    Как следует приобретать компании

    Компания Berkshire Hathaway, Inc. имеет сложную, но не запутанную структуру. На текущий момент она владеет всего 100 различными компаниями – страховыми, о которых шла речь в предыдущей главе, и рядом других фирм. Компании, не принадлежащие к сфере страхования, были приобретены Berkshire Hathaway за счет средств, полученных от страховой деятельности. Используя их, Berkshire Hathaway также покупает акции и облигации акционерных компаний. Основа деятельности Berkshire – доступный для понимания, практичный подход Уоррена Баффета к оценке компаний – независимо от того идет речь о покупке всей компании или только о покупке пакета ее акций.

    Баффет убежден в том, что не существует принципиальной разницы между покупкой компании и ее акций. Оба варианта делают его владельцем компании, поэтому оба решения должны приниматься, по мнению Баффета, с точки зрения владельца. Большое значение имеет понимание именно этого важнейшего аспекта концепции инвестиционной деятельности, которой руководствуется Баффет: покупка акций равносильна покупке компании и требует такой же дисциплины принятия решений. В действительности Уоррен Баффет всегда отдавал предпочтение непосредственному управлению той или иной компанией, поскольку это позволяет ему оказывать влияние на то, что он считает центральным элементом ведения бизнеса, – на использование капитала. Но если акции компании представляют большой интерес для Баффета, он готов пойти на то, чтобы частично стать владельцем компании.

    В любом случае Баффет придерживается одной и той же стратегии поиска компаний. Он ищет компании, которые ведут понятный ему бизнес, имеют устойчивые темпы роста прибыли за прошлые годы и долгосрочные перспективы дальнейшего развития, демонстрируют хорошие показатели рентабельности акционерного капитала (ROE) при небольшом уровне долга, управляются честными и компетентными менеджерами, их акции продаются по привлекательным ценам. Такой подход к оценке потенциальных объектов для инвестиций с точки зрения владельца представляет собой суть концепции инвестиционной деятельности, которой придерживается Уоррен Баффет.

    Все, что нам необходимо, – это участие в компаниях, занимающихся понятным нам бизнесом, функционирующих под управлением людей, которые нам нравятся, и продающих акции по цене, достаточно привлекательной с точки зрения будущих перспектив компании [1].

    (Уоррен Баффет, 1994 г.)

    Уоррен Баффет действует с позиций владельца компании, а это означает, что для него покупка акций равносильна покупке всей компании. В то же время покупка компании означает для Баффета то же, что и частичная покупка ее акций. В обоих случаях он руководствуется одними и теми же принципами инвестиционной деятельности, поэтому для инвесторов имеет большое значение анализ обоих направлений деятельности Berkshire Hathaway.

    Принципы инвестиционной деятельности, которых придерживается Уоррен Баффет, рассматриваются более подробно в главах 5–8. Совокупность этих принципов образует то, что я назвал «путь Уоррена Баффета». Почти автоматически Уоррен Баффет применяет эти принципы каждый раз, когда анализирует возможность покупки пакета акций компании или всей компании. В текущей главе я предлагаю читателям предпринять короткий экскурс в историю этих покупок, чтобы извлечь из них самые важные уроки.

    Бизнес-мозаика

    Компанию Berkshire Hathaway в ее современном виде лучше всего рассматривать в качестве холдинговой компании. Помимо страховых компаний, в состав Berkshire Hathaway входят также компании других типов, в том числе: газетное издательство; кондитерская фабрика; сеть кафе-мороженых; сеть закусочных, в которых готовят гамбургеры; издательство, занимающееся выпуском энциклопедий; несколько мебельных магазинов; поставщик материалов для изготовления рам для картин на заказ; компания по производству лакокрасочных материалов; компания, занимающаяся выпуском и распределением форменной одежды; компания по производству пылесосов; коммунальные предприятия; две компании по выпуску обуви, а также компания по выпуску нижнего белья, торговая марка которого известна каждой семье.

    Некоторые из этих компаний (в частности, купленные совсем недавно ювелирные фирмы) Уоррен Баффет нашел типичным для него способом – объявив о поиске таких компаний в годовом отчете перед акционерами Berkshire Hathaway.

    Критерии отбора потенциальных объектов для инвестиций элементарны: простота и понятность бизнеса; устойчивая способность к прибыльной работе; высокий уровень показателя ROE; небольшой уровень задолженности и качественный менеджмент. Первостепенный интерес для Баффета представляют компании стоимостью от 5 до 20 млрд долл., причем чем крупнее компания, тем лучше. Баффета не интересует враждебное поглощение компаний. Кроме того, он избегает ситуаций, в которых отсутствует возможность торга относительно цены компании или ее акций. Со своей стороны, Баффет обещает полную конфиденциальность и высокую оперативность при заключении сделки.

    В годовых отчетах Berkshire Hathaway, а также в своих обращениях к акционерам Уоррен Баффет часто описывал свою стратегию приобретения компаний или акций таким образом: «Мы придерживаемся строго научного подхода. Мы с Чарли просто сидим за столом и ждем, когда зазвонит телефон. Бывают случаи, что кто-то ошибается номером» [2].

    И эта стратегия оказалась действенной. Посредством таких публичных объявлений, а также на основании информации, предоставленной менеджерами компаний, которые входят в холдинг Berkshire Hathaway в текущий момент, Баффет заключил ряд прекрасных сделок и приобрел в результате несколько чрезвычайно успешных компаний. Некоторые из этих компаний входят в состав Berkshire Hathaway уже на протяжении десятилетий, и история их развития стала частью практического опыта деятельности Уоррена Баффета в сфере инвестиций.

    Например, компания See's Candy Shops вошла в состав Berkshire Hathaway еще в 1972 г. Этот факт заслуживает внимания потому, что именно в этот период Баффет начал отходить от авторитетного мнения Бенджамина Грэхема, который считал, что следует покупать только те компании, рыночная цена которых падает ниже их действительной стоимости. Чистая покупная цена компании See's Candy Shops (30 млн долл.) в три раза превысила ее балансовую стоимость. Не вызывает сомнения тот факт, что решение о покупке этой компании было правильным. Только в 2003 г. объем прибыли от деятельности See's Candy Shops до выплаты налогов составил 59 млн долл., т. е. почти в два раза больше первоначальной покупной цены.

    На ежегодном собрании акционеров Berkshire Hathaway в 1997 г. Чарли Мангер вспоминал: «Это был первый случай, когда мы заплатили за качество». Уоррен Баффет добавил к этим словам следующее: «Если бы мы не купили компанию See's, то не смогли бы купить и акции компании Coca-Cola» [3]. После прочтения последующих разделов данной главы читателю станет понятна значимость этого замечания Баффета.

    Еще одна компания, хорошо известная инвесторам, которые отслеживают деятельность Berkshire Hathaway, – это компания Nebraska Furniture

    Mart. Эта громадная компания розничной торговли мебелью начала свою деятельность в Омахе, родном городе Уоррена Баффета, когда русская эмигрантка Роза Бламкин, которая прежде продавала мебель из подвала своего дома, вложила 500 долл. в открытие небольшого мебельного магазина. В 1983 г. Баффет заплатил миссис Би (как повсюду называли Розу Бламкин) 55 млн долл. за 80 %-ю долю ее бизнеса.

    В настоящее время Nebraska Furniture Mart, которая состоит из трех розничных магазинов общей площадью 1,2 млн квадратных футов, расположенных на одном большом земельном участке, продает больше предметов мебели, чем любой другой мебельный магазин США. В 2002 г. в Канзас-сити открылся еще один мебельный магазин компании Nebraska Furniture Mart. В своем обращении к акционерам Berkshire за 2003 г. Баффет связал успех этого розничного магазина общей площадью 450 тысяч квадратных футов с легендарной миссис Би, которая не отходила от дел до самой своей смерти в возрасте 104 лет. «Одна из премудростей, которую проповедовала миссис Би, – писал Баффет, – состоит в следующем: «Если вы продаете товары по самой низкой цене, покупатели найдут вас и на дне речки». Наш магазин, обслуживающий Канзас-сити, расположен в одном из самых малонаселенных районов города. Тем не менее его успех полностью подтверждает мудрую мысль, высказанную миссис Би. Хотя автостоянка, расположенная возле магазина, занимает площадь 25 акров, иногда она бывает заполнена до отказа» [4].

    В январе 1986 г. Уоррен Баффет заплатил 315 млн долл. за Scott & Fetzer Company, диверсифицированную корпорацию, в состав которой входила 21 компания, в том числе компания по производству пылесосов Kirby, а также издательство World Book, выпускающее энциклопедии. Тогда это была самая крупная компания, купленная Уорреном Баффетом. За время, прошедшее после этой покупки, компания полностью оправдала самые оптимистичные ожидания Баффета. Деятельность Scott & Fetzer Company представляет собой модель компании, которой удается обеспечивать большое значение ROE при очень низком уровне задолженности, а это одна из характеристик, которые Баффет ценит в компаниях превыше всего. По оценкам Уоррена Баффета, уровень прибыли на акционерный капитал, который получает Scott & Fetzer Company, мог бы легко поставить эту компанию на одну из самых верхних позиций списка Fortune 500.

    Различные компании, входящие в состав Scott & Fetzer Company, выпускают большой ассортимент специализированных (можно даже сказать «неинтересных» с точки зрения потребителя) промышленных изделий, но в действительности главное, что делают эти компании, – генерируют прибыль для Berkshire Hathaway. С тех пор как Баффет выкупил Scott & Fetzer Company, эта компания в полном объеме возвращает доходы на капитал, вложенный Berkshire, одновременно увеличивая свои собственные доходы.

    В последние годы Уоррен Баффет уделяет все больше и больше внимания именно покупке компаний. История приобретения каждой из них интересна сама по себе. Однако еще более важно то, что все вместе эти истории позволяют глубже разобраться в подходе Уоррена Баффета к оценке компаний в качестве потенциальных объектов для инвестиций. В текущей главе кратко изложена история приобретения только трех компаний, но это далеко не все, что можно было бы рассказать о деятельности Berkshire Hathaway с этой точки зрения. Приведенный ниже список, состоящий из недавно купленных Уорреном Баффетом компаний, иллюстрирует то разнообразие направлений деятельности, которыми они занимаются.

    • Fruit of the Loom – компания, которая выпускает треть мужского белья, продаваемого в Соединенных Штатах Америки. Эта компания была куплена в 2002 г. за 835 млн долл. Без учета долговых обязательств компании, которые также взяла на себя компания Berkshire, эта сумма составила 730 млн долл.

    • Garan – компания по производству детской одежды, в том числе предметов одежды популярной линии Garanimals. Куплена в 2002 г. за 400 млн долл.

    • MiTek – компания по производству металлических конструкций для строительной промышленности. Куплена в 2001 г. за 400 млн долл. Интересный аспект этой сделки заключается в том, что в настоящий момент Berkshire владеет только 90 % этой компании. Оставшиеся 10 % принадлежат менеджерам, которые любят свою компанию и выразили желание остаться совладельцами; такой предпринимательский дух в коллективе – это одно из качеств, которые Уоррен Баффет высоко ценит.

    • Larson-Juhl – ведущий поставщик материалов для мастерских по изготовлению рам для картин на заказ. Куплена в 2001 г. за 225 млн долл.

    • CORT Business Services – компания, которая сдает в прокат качественную мебель для офисов и корпоративных квартир. Куплена в 2000 г. за 467 млн долл., в том числе 83 млн долл. долга.

    • Ben Bridge Jeweler – сеть ювелирных магазинов, расположенных в различных городах Западного побережья, которой владели и управляли представители четырех поколений одной семьи. Обязательным условием покупки было требование о том, чтобы члены этой семьи продолжали управлять компанией. Куплена в 2000 г. по цене, которая не разглашается.

    • Justin Industries – компания, выпускающая обувь в стиле Western (обувь таких известных торговых марок, как Justin, Tony Lama и других марок), а также занимающаяся выпуском строительных материалов марки Acme. Куплена в 2000 г. за 600 млн долл.

    • Benjamin Moore – компания, которая на протяжении 121 года занимается производством лакокрасочных материалов. Куплена в 2000 г. за 1 млрд долл.

    • Shaw Industries – крупнейший в мире производитель ковровых покрытий. В 2000 г. компания Berkshire Hathaway выкупила 87 % Shaw Industries, а в 2002 г. – оставшуюся часть акций компании; общая сумма составила 2 млрд долл. В настоящее время компания Shaw Industries – это самая крупная компания, входящая в состав Berkshire Hathaway, если не считать страховых компаний. В 2003 г. объем доходов от деятельности Shaw Industries составил 436 млн долл.

    Clayton Homes

    В 1966 г. Джеймс Клейтон, сын крестьянина-издольщика[2] из Теннеси, основал компанию по производству сборных передвижных домов, взяв в кредит 25 тыс. долл. На протяжении четырех последующих лет компания Clayton Homes продавала по 700 сборных домов ежегодно. В настоящее время Clayton Homes имеет статус крупнейшей в Соединенных Штатах Америки компании по производству сборных домов: в 2003 г. объем продаж продукции этой компании составил 1,2 млрд долл. Компания выпускает широкий ассортимент моделей домов, от достаточно скромных (площадью 500 квадратных футов, по цене 10 тыс. долл.) до роскошных домов (по цене 100 тыс. долл. за 1500 квадратных футов, с полом из твердой древесины, электробытовыми приборами из нержавеющей стали и изолированной кухней).

    В состав компании Clayton Homes входит 976 розничных магазинов и других объектов, в том числе 302 розничных магазина, принадлежащие самой компании, 86 коммерческих представительств, а также 588 жилых поселков из сборных домов, расположенных в 33 штатах. Кроме того, компания владеет дочерними компаниями, которые занимаются предоставлением финансовых услуг, обслуживанием кредитов, а также инвестициями. В 1983 г. акции компании начали продаваться на фондовом рынке, и в августе 2003 г. Berkshire Hathaway выкупила компанию Clayton Homes за 1,7 млрд долл.

    Джеймс Клейтон испытал много трудностей на пути к получению опыта и образования. Полный решимости вырваться из обстановки непосильного труда, в которой жили его родители (отец Джеймса был сборщиком хлопка, а мать работала на фабрике по пошиву мужских рубашек), Клейтон зарабатывал деньги на учебу в Университете штата Теннеси, играя на гитаре на радио.

    Некоторое время спустя он стал ведущим программы Startime – еженедельного телевизионного шоу на телеканале города Ноксвилл, штат Теннеси. Во время этого шоу он имел возможность выступать на сцене с такой исполнительницей музыки кантри, как Долли Партон. Впоследствии, во время учебы в колледже, Джеймс Клейтон вместе с другими членами студенческого братства открыл компанию по продаже подержанных автомобилей, однако в 1961 г., когда банк потребовал вернуть кредит, компания обанкротилась. «Мои родители были уверены в том, что мы попадем в тюрьму, и я дал себе слово, которое никогда не нарушал – больше никогда не попадать в зависимость от банков» [5].

    История покупки компании Clayton Homes типична для Уоррена Баффета (и совсем нетипична для остального делового мира).

    Первый аспект покупки, типичный для Баффета, состоял в том, что он имел определенный практический опыт в этой сфере бизнеса. В 2002 г. Berkshire Hathaway купила бросовые облигации компании Oakwood Homes, другого производителя передвижных домов. Как искренне признался Баффет, в то время он не обладал полной информацией о «чудовищной практике финансирования потребителей» (выдачи потребительских кредитов), которая получила широкое распространение в сфере жилищного строительства. «Я узнал обо всем на собственном опыте, – добавил он. – В скором времени компания Oakwood обанкротилась» [6].

    В феврале 2003 г. Эл Оксье, профессор финансов из университета штата Теннеси, привез группу студентов, обучающихся по программе MBA, в Омаху, на встречу с Уорреном Баффетом (сам Баффет характеризует такие встречи как «два часа обмена любезностями»). Профессор Оксье привез студентов в пятый раз, и к этому времени уже сформировалась традиция, согласно которой приглашенные студенты в знак благодарности должны были привезти Баффету какой-либо подарок. На этот раз студенты подарили Уоррену Баффету автобиографию Джеймса Клейтона, который расположил главный офис своей компании в Ноксвилле, городе его «альма-матер».

    Закончив читать книгу, Баффет позвонил Кевину, сыну Джеймса Клейтона, который сейчас занимает пост генерального директора компании. «Из разговора с Кевином мне стало ясно, что он талантлив, а также что он говорит то, что думает. Вскоре после этого разговора я предложил руководству Clayton Homes выкупить компанию, причем мое решение основывалось исключительно на книге Джеймса Клейтона, на моей оценке Кевина как менеджера, на общедоступных данных о финансовых показателях деятельности компании, а также на основании моего опыта, полученного в результате неудачи с Oakwood» [7]. Две недели спустя компания Berkshire Hathaway объявила о приобретении Clayton Homes. «Я заключил сделку по телефону, ни разу не увидев компанию своими глазами» [8], – сказал по этому поводу Уоррен Баффет.

    Осенью 2003 г. Баффета пригласили выступить в университете штата Теннеси на симпозиуме, посвященном проблемам подготовки магистров делового администрирования. На этом симпозиуме Баффет во всех подробностях рассказал историю приобретения компании Clayton Homes, а затем от имени «Университета Berkshire Hathaway» присвоил всем студентам, которые положили начало этой истории, почетное звание «докторов наук в сфере слияний и поглощений»[3]. Кроме того, каждый студент получил одну акцию Berkshire Hathaway класса В, а их преподавателю, профессору Элу Оксье, была подарена акция класса А.

    McLane Company

    В 1894 г. Роберт Маклейн, спасаясь от бедности, охватившей после Гражданской войны штат Северная Каролина, переехал в город Камерон (штат Техас) и открыл небольшой продуктовый магазин. Спустя много лет Роберт Маклейн превратил этот магазин в крупную компанию, занимающуюся оптовой торговлей и распределением продовольственных товаров. Его сын, Роберт Д. Маклейн (которого называют вторым именем Дрейтон) начал работать в компании в 1921 г. Сын Дрейтона, Дрейтон-младший, начал работать в семейном бизнесе в возрасте девяти лет и провел в юности много суббот, подметая пол на складе. После окончания колледжа он начал работать в компании полный рабочий день.

    Со временем Дрейтон-младший убедил своего отца в необходимости переместить магазин поближе к автомагистрали, соединяющей различные штаты, а в 1962 г. уговорил его автоматизировать бизнес с помощью использования персональных компьютеров. В 1990 г. Дрейтон-младший продал компанию своему напарнику по теннису Сэму Уолтону. В результате этой сделки компания McLane стала дочерней компанией Wal-Mart, поставляя самые разные продовольственные товары (начиная с арахиса и заканчивая пепперони) в магазины Wal-Mart и Sam's Clubs, а также в многочисленные мини-маркеты и рестораны быстрого обслуживания, разбросанные по всей территории Соединенных Штатов Америки.

    К 2003 г. компания McLane стала крупнейшей компанией оптовой торговли продовольственными товарами, поставляющей свою продукцию в магазины по соседству с жилыми районами и мини-маркеты. В компании McLane используется новейшее программное обеспечение, которое управляет ценообразованием, погрузкой и доставкой товаров, обработкой данных в местах продажи. Кроме того, организована прекрасная служба доставки. Все это сделало McLane компанией, предоставляющей весь спектр услуг по поставкам продовольственных товаров в адрес заказчиков.

    Эффективная компания, функционирующая под управлением талантливых менеджеров на базе сильных принципов и демонстрирующая устойчивую прибыльность, – это именно то, что ищет Уоррен Баффет. В мае 2003 г. компания Berkshire Hathaway выкупила McLane за 1,45 млрд долл., а также взяла на себя ответственность по задолженности на сумму 1,2 млрд долл.

    Поглощение компании McLane компанией Berkshire Hathaway поставило McLane в еще более выгодное положение, поскольку это позволило ей заключать контракты с сетями супермаркетов и с конкурентами Wal-Mart, такими как Target и Dollar General. «В прошлом некоторые компании розничной торговли избегали контактов с компанией McLane, – писал Баффет в 2003 г. в своем обращении к акционерам, – поскольку компания принадлежала их главному конкуренту. Однако Грейди Розье, замечательному генеральному директору компании, сразу же после заключения сделки удалось изменить такое отношение розничных торговцев к McLane, и в скором будущем ожидается существенное увеличение численности заказчиков, пользующихся услугами компании» [9].

    The Pampered Chef

    В 1980 г. Дорис Кристофер, бывшая учительница домоводства и мама, присматривающая за своими двумя дочерями, искала работу на условиях частичной занятости, которая, с одной стороны, позволила бы ей немного улучшить семейный бюджет, а с другой – по-прежнему уделять достаточно времени уходу за детьми. Дорис решила максимально использовать свои знания в тех областях, в которых она была наиболее компетентна, – в приготовлении пищи и преподавании. В результате у Дорис возникла идея продавать кухонное оборудование, устраивая презентации этого оборудования на дому. Таким образом, Дорис Кристофер взяла ссуду в размере 3 тыс. долл. под гарантию своего полиса страхования жизни, купила в оптовом супермаркете на 175 долл. те товары, которые ей нравились, и попросила свою подругу предоставить ей возможность провести презентацию у нее дома.

    Дорис Кристофер очень нервничала перед вечеринкой, на которой проводилась первая презентация, однако она имела большой успех. Гости не только прекрасно провели время, некоторые из них предложили устроить такие же вечеринки у себя дома. Это было начало Pampered Chef– компании, которая занимается прямыми продажами кухонных принадлежностей и проведением презентаций на дому.

    Тридцатичетырехлетняя Дорис Кристофер, у которой не было никакого опыта ведения бизнеса, открыла компанию в подвальном помещении своего дома в Чикаго, имея в своем распоряжении ссуду 3 тыс. долл. За первый год, работая вместе со своим мужем, она продала товары на сумму

    50 тыс. долл., – и уже не останавливалась в своем движении к успеху. В 1994 г. компания Pampered Chef вошла в опубликованный журналом Inc. список 500 самых быстрорастущих частных компаний США, а сама Дорис Кристофер была признана журналом Working Women одной из 500 самых успешных женщин, владеющих частным бизнесом.

    Дорис Кристофер начинала свой бизнес со страстной убежденностью в том, что обеды в семейном кругу объединяют семьи так сильно, как это невозможно сделать ни одним другим способом. С самого начала главной концепцией ведения бизнеса в компании Pampered Chef, центральным элементом подхода к организации сбыта стали теплые, дружелюбные беседы с домохозяйками, во время которых подчеркивалась непосредственная взаимосвязь между качеством кухонных принадлежностей и качеством семейной жизни.

    Многие консультанты компании, которых называют «кухонными консультантами», – это неработающие мамы, занимающиеся воспитанием детей. Сбыт продукции компании осуществляется главным образом у них дома, во время так называемых «кухонных шоу». Во время таких представлений гости могут увидеть кухонные принадлежности в действии, научиться готовить блюда по различным рецептам с их помощью и получить некоторые советы относительно того, как можно легко и со вкусом принимать гостей. Продукция, сбытом которой занимается компания Pampered Chef, – это кухонные принадлежности и оборудование профессионального качества. 80 % этих товаров можно купить только в компании Pampered Chef или у ее представителей.

    В настоящее время персонал Pampered Chef насчитывает 950 сотрудников, занятых в Соединенных Штатах Америки, Германии, Великобритании и Канаде. Сбыт продукции компании осуществляется с помощью 71 тысячи независимых консультантов во время презентаций на дому. В 2002 г. только в США было проведено около миллиона таких презентаций, на которых было продано товаров на сумму 730 млн долл. При этом единственным долгом компании были 3 тыс. долл., взятые в кредит в самом начале.

    В 2002 г. Дорис Кристофер поняла, что ей необходимо предусмотреть какой-либо запасной план действий на случай, если по какой-либо причине в делах компании наступит спад или если она сама примет решение замедлить темпы дальнейшего расширения бизнеса. Поэтому, последовав совету менеджеров из банка Goldman Sachs, Дорис обратилась к Уоррену Баффету. В августе того же года Дорис Кристофер и ее исполнительный директор, Шейла О'Коннелл Купер, встретились с Баффетом в его офисе в Омахе. Месяц спустя Berkshire Hathaway объявила о покупке компании Pampered Chef по цене около 900 млн долл.

    Вспоминая эту августовскую встречу, Баффет писал в своем обращении к акционерам Berkshire: «Мне потребовалось не более десяти секунд, чтобы понять, что именно с этими двумя менеджерами я хотел бы сотрудничать, и мы быстро заключили сделку. Я был на презентации, которую проводят консультанты компании, и мне стало понятно, почему компания имеет такой успех. Товары, в большинстве случаев запатентованные компанией, сделаны с большим вкусом и имеют прекрасные потребительские характеристики. Консультанты компании демонстрируют высокую квалификацию и энтузиазм. Каждый гость такой вечеринки имеет возможность прекрасно провести время» [10].


    Баффета часто спрашивают, какие компании он планирует покупать в будущем. В ответ он говорит, что, во-первых, он будет избегать компаний, занимающихся сбытом потребительских товаров, и менеджеров, которым он не доверяет. Баффет выбирает компанию в качестве потенциального объекта для инвестиций по трем критериям: это должна быть компания, бизнес которой ему понятен; компания должна иметь хорошие экономические показатели; руководство компанией должны осуществлять менеджеры, заслуживающие доверия. Именно этими критериями Баффет руководствуется и при выборе акций.

    Покупка акций

    Совершенно очевидно, что только некоторые инвесторы способны покупать компании целиком, как это делает Баффет. Истории о покупке компаний включены в эту книгу только по той причине, что они дают возможность в полной мере понять, чем руководствуется Уоррен Баффет при принятии решений о покупке компаний.

    Такая же цепочка рассуждений в равной степени применима и к принятию решений относительно инвестиций в акции, причем простые граждане вполне могут последовать некоторым примерам таких инвестиций. Возможно, рядовой инвестор не в состоянии купить такой же пакет акций, как Уоррен Баффет, но он может сделать для себя полезные выводы, проанализировав действия Баффета при покупке акций той или иной компании.

    В конце 2003 г. совокупная рыночная стоимость портфеля обыкновенных акций Berkshire Hathaway составила 35 млрддолл. (см. Приложение, табл. П.27), что на 27 млрд долл. больше первоначальной цены приобретения этих акций. В портфель акций, которыми владеет Berkshire Hathaway, входит среди прочих 200 млн акций компании Coca-Cola, 96 млн акций Gillette Company, и 56 млн акций Wells Fargo & Company. Безалкогольные напитки, бритвенные лезвия, услуги банков – это товары и услуги, известные всем и каждому. В портфеле Berkshire Hathaway нет акций экзотических компаний, деятельность которых рассчитана на узкий сегмент, или связана с высокими технологиями, или трудна для понимания. Уоррен Баффет строго придерживается следующего принципа: нет смысла делать инвестиции в ту компанию или отрасль, в которой инвестор не разбирается, поскольку в таком случае он не сможет понять, чего стоит эта компания или ее акции, и отслеживать происходящие в ней процессы.

    The Coca-Cola Company

    Coca-Cola – это крупнейшая в мире компания по производству, сбыту и распределению концентратов и сиропов для изготовления газированных безалкогольных напитков. Безалкогольный напиток, который компания начала продавать в Соединенных Штатах Америки в 1886 г., сейчас продается более чем в 195 странах мира.

    Уоррен Баффет впервые попробовал продукцию компании Coca-Cola еще в детстве – в возрасте 5 лет. Некоторое время спустя Уоррен начал покупать в продовольственном магазине своего деда по шесть бутылок напитка Coca-Cola по цене 25 центов и продавать его соседям по цене 30 центов за одну бутылку. Как признает сам Баффет, на протяжении последующих пятидесяти лет он с интересом наблюдал за феноменальным развитием компании Coca-Cola, но покупал текстильные фабрики, универмаги, а также компании по производству оборудования для ветроэнергетических установок и фермерского оборудования. Даже в 1986 г., когда было объявлено о том, что напиток Cherry Coke будет официальным безалкогольным напитком на ежегодных собраниях акционеров Berkshire Hathaway, Баффет еще не приобрел ни одной акции Coca-Cola. И так продолжалось до тех пор, пока два года спустя, летом 1988 г. Баффет купил первые акции компании Coca-Cola.

    Сила компании Coca-Cola заключается не только в ее широко известных марочных напитках, но и в охватившей весь мир, не имеющей себе равных системе распределения. В настоящее время на долю сбыта продукции компании Coca-Cola за рубежом приходится 69 % от общего объема сбыта компании и 80 % от общего объема ее прибылей. Помимо Coca-Cola Amatil, компания имеет свою долю в акционерном капитале других компаний по разливу безалкогольных напитков, расположенных в Мексике, Южной Америке, Юго-Восточной Азии, Тайване, Гонконге и Китае. В 2003 г. компания продала более 19 млрд бутылок.

    По мнению Баффета, самая лучшая компания, которая стоит того, чтобы ее купить, – это компания, которая с течением времени может задействовать большой объем капитала при максимальной норме прибыльности. Поэтому не удивительно, что Баффет считает компанию Coca-Cola, признанный во всем мире бренд, самой ценной, исключительной компанией.

    Принимая во внимание финансовую мощь компании Coca-Cola, а также широкую известность ее напитков, я привожу эту компанию в качестве примера в главах 5–8, в которых детально анализируются основные принципы инвестиционной деятельности, используемые Уорреном Баффетом.

    Я покупаю бизнес, а не акции, – бизнес, которым я хотел бы владеть всегда [11].

    (Уоррен Баффет, 1998 г.)

    The Gillette Company

    Gillette – это международная компания по производству и сбыту потребительских товаров, основная продукция которой – лезвия, бритвы, туалетные принадлежности и косметические средства, канцелярские товары, электробритвы, мелкая бытовая техника, а также средства для ухода за полостью рта. Компания имеет производственные предприятия в 14 странах и поставляет свою продукцию в 200 стран и регионов мира. На долю внешнеэкономической деятельности Gillette приходится 63 % от общего объема продаж и доходов компании.

    Кинг Кемп Жилетт основал компанию в самом начале XX столетия. В молодости Кинг Жилетт часто размышлял над тем, как бы ему разбогатеть. Однажды друг подсказал Кингу идею о том, что ему следует изобрести такой продукт, который потребитель мог бы использовать один раз, выбросить и заменить новым[4]. Еще когда Кинг Жилетт работал торговым агентом в компании Crown Cork & Seal, ему пришла в голову идея об одноразовых лезвиях для бритвы. В 1903 г. его начинающая компания начала продавать по 5 долл. безопасные бритвы Gillette с 25 одноразовыми сменными лезвиями.

    В настоящее время компания Gillette – крупнейший в мире производитель и дистрибьютор лезвий и бритв. На бритвенные лезвия приходится около трети всего объема продаж продукции компании. При этом компания получает от продажи лезвий две трети общего объема прибыли. Доля Gillette на мировом рынке составляет 72,5 %, что почти в шесть раз превышает долю ближайшего конкурента компании. Доля Gillette Company на европейском рынке составляет 70 %, на латиноамериканском – 80 %. В настоящее время происходит увеличение объема продаж продукции компании на рынках Восточной Европы, Индии и Китая. На каждое лезвие, проданное компанией в Соединенных Штатах Америки, приходится пять лезвий, проданных на зарубежных рынках. По сути, компания Gillette занимает доминирующее положение на мировом рынке, поэтому на многих языках само название компании стало синонимом словосочетания «бритвенное лезвие».

    Уоррен Баффет заинтересовался компанией Gillette в 1980-х годах. Эксперты с Уолл-стрит начали оценивать компанию как зрелую, медленно развивающуюся компанию, готовую к поглощению другой компанией. Маржа прибыли колебалась между 9 и 11 %. Доходность обыкновенных акций стабилизировалась на определенном уровне без каких бы то ни было признаков возможного повышения, а такие показатели, как рост прибыли и рыночная стоимость, также оставляли желать лучшего (рис. 4.1 и 4.2). В общем, по всем признакам в компании наступил период застоя.


    Рис. 4.1. Динамика показателя ROE компании Gillette



    Рис. 4.2. Рыночная стоимость компании Gillette


    Колман Моклер, возглавлявший Gillette в тот период, смог отразить три попытки поглощения компании. Борьба за самостоятельность компании достигла своей кульминации в 1988 г., когда компания Coniston Partners попыталась взять на себя контроль над Gillette Company. Руководству Gillette, хотя и с трудом, все-таки удалось выиграть эту битву, но при этом компании пришлось взять на себя обязательство выкупить 19 млн своих акций по цене 45 долл. за штуку. За период с 1986 по 1988 гг. Gillette выкупила часть своих акций на сумму 1,5 млрд долл., использовав для этого заемный капитал, и некоторое время в компании имел место отрицательный баланс собственного капитала.

    Именно в этот момент Уоррен Баффет позвонил своему другу Джозефу Сиско, члену совета директоров Gillette Company, и предложил инвестировать капитал Berkshire в акции Gillette. «Нам очень нравится бизнес, которым занимается Gillette, – сказал Баффет. – Мы с Чарли думаем, что понимаем экономические аспекты деятельности компании, поэтому убеждены в своей способности правильно оценить перспективы ее дальнейшего развития» [12]. В результате в июле 1989 г. компания Gillette выпустила для Berkshire Hathaway конвертируемые привилегированные акции на сумму 600 млн долл. Баффет получил конвертируемые привилегированные акции Gillette со ставкой дивиденда 8,75 % с обязательным погашением этих акций на протяжении 10 лет и возможностью их конвертации в обыкновенные акции Gillette по цене 50 долл., что на 20 % превышало стоимость акций на момент покупки.

    В 1989 г. Уоррен Баффет стал членом совета директоров компании Gillette. В том же году компания вышла на рынок с чрезвычайно успешным новым продуктом – бритвой Sensor. Это стало началом коренного изменения ситуации, сложившейся в компании. Большие объемы продаж бритв Sensor обеспечили процветание Gillette. Чистая прибыль в расчете на акцию (EPS) начала увеличиваться на 20 % ежегодно. Коэффициент рентабельности до вычета налогов повысился с 12 до 15 %, а ROE возрос до 40 %, что в два раза превысило соответствующий показатель в начале 1980-х.

    В феврале 1991 г. компания Gillette объявила о расщеплении обыкновенных акций в соотношении два к одному. Компания Berkshire конвертировала свои привилегированные акции, получив в результате 12 млн обыкновенных акций, или 11 % акций Gillette, выпущенных в обращение. Менее чем за два года 600 млн долл. капитала Berkshire, инвестированного в компанию Gillette, превратились в 875 млн долл. Следующим шагом Баффета было вычисление стоимости этих 12 млн акций. В главе 8 приводится анализ того, как он это сделал.

    Gillette Company, выпускающая бритвенные лезвия, принадлежит к числу тех компаний, которые извлекают большую выгоду из глобализации. Как правило, компания сначала выпускает более простые лезвия с низкой нормой прибыли, а через некоторое время внедряет на рынок усовершенствованные бритвенные системы, обеспечивающие более высокую норму прибыли. Таким образом, компания придерживается стратегии получения выгоды не только от увеличения объема продаж, но и от непрерывного повышения нормы прибыли. Будущее компании Gillette кажется обнадеживающим. Уоррен Баффет однажды сказал: «Приятно каждый вечер ложиться спать, зная, что в мире есть 2,5 миллиарда мужчин, которым утром предстоит бриться» [13].

    The Washington Post Company

    В настоящее время Washington Post Company представляет собой диверсифицированную медиакорпорацию, которая объединяет средства массовой информации, представляющие разные направления бизнеса в этой сфере: издательство газет, телевещание, кабельное телевидение, издательство журналов, а также предоставление услуг в сфере образования. Подразделение Washington Post Company, которое занимается издательством газет, публикует газеты Washington Post, Everett Herald (Вашингтон) и Gazette Newspapers (39 еженедельных газет). Подразделение, функционирующее в сфере телевизионного вещания, владеет шестью телецентрами, расположенными в Детройте, Майами, Орландо, Хьюстоне, Сан-Антонио и Джексонвилле (штат Флорида). Подразделение, специализирующееся на кабельных телевизионных системах, предоставляет услуги кабельного и цифрового телевидения более чем 1,3 млрд абонентов. Подразделение, которое занимается издательством журналов, издает журнал Newsweek, тираж которого в США составляет свыше 3 млн экземпляров, а за рубежом – более 600 тыс. экземпляров.

    Помимо четырех основных подразделений, в состав Washington Post Company входит Stanley H. Kaplan Educational Centers – крупная сеть учебных центров, которые занимаются подготовкой студентов к сдаче вступительных экзаменов в высшие учебные заведения и сдаче экзаменов на получение лицензий на профессиональную деятельность в той или иной сфере. Компания Kaplan известна, прежде всего, своей оригинальной программой подготовки учащихся средних школ к успешной сдаче стандартизованного теста при вступлении в высшие учебные заведения – Scholastic Assesment Test. Кроме того, в последние годы компания существенно расширила сферу своей деятельности. В настоящее время она предоставляет широкий спектр образовательных услуг: центры внеклассного обучения для школьников, получающих полное среднее образование; единственная в мире интерактивная юридическая школа; проведение тренингов для инженеров и дипломированных финансовых аналитиков; организованные при университетах школы подготовки по таким специальностям, как бизнес, финансы, технологии, здравоохранение и т. д. В 2003 г. объем продаж услуг компании Kaplan составил 838 млн долл., что представляет собой значительную долю в объеме продаж компании Washington Post Company.

    Компания Washington Post владеет также 28 % акций компании Cowles Media (которая публикует Minneapolis Star Tribune), несколькими военными газетами, а также 50 % акций службы новостей Los Angeles – Washington News Service.

    В настоящее время Washington Post Company – это компания стоимостью 8 млрд долл., а ее годовой объем продаж составляет 3,2 млрд долл. Достижения этой компании производят особенно сильное впечатление, если учесть то, что семьдесят лет назад эта компания занималась только одним направлением бизнеса – издательством газеты.

    В 1931 г. Washington Post издавала одну из пяти конкурирующих между собой ежедневных газет. Два года спустя против компании Washington Post, которая не могла даже оплачивать расходы на газетную бумагу, было начато судебное производство по делу о банкротстве. Летом того же года компания была продана на аукционе, для того чтобы удовлетворить претензии кредиторов. Юджин Мейер, финансист-миллионер, купил газету за 825 тыс. долл. На протяжении следующих двух десятилетий он поддерживал деятельность компании, до тех пор пока она не начала давать прибыль.

    Впоследствии управление газетой перешло к Филиппу Грэхему, блестящему юристу, получившему образование в Гарварде, который был женат на дочери Юджина Мейера – Кэтрин. В 1954 г. Грэхем убедил Юджина Мейера купить конкурирующую газету, Times-Herald. Еще некоторое время спустя, перед своей трагической смертью в 1963 г., Грэхем купил журнал Newsweek, а также два телецентра. Именно Филипп Грэхем превратил Washington Post из компании, издающей одну газету, в компанию, владеющую различными средствами массовой информации.

    После смерти Фила Грэхема руководство компанией перешло к его жене Кэтрин. Несмотря на то что у Кэтрин не было опыта управления крупной корпорацией, ей удалось быстро добиться признания своим умением решать трудные проблемы, возникающие в процессе ведения бизнеса.

    Кэтрин Грэхем понимала, что успех работы компании зависит от умения руководства принимать решения, а не от контроля над деятельностью коллектива. «Я быстро усвоила, что ситуация постоянно меняется и необходимо принимать решения» [14], – сказала она. К числу наиболее удачных решений, оказавших большое влияние на деятельность компании Washington Post, принадлежит назначение Бена Бредли на должность главного редактора газеты, а также приглашение Уоррена Баффета на пост директора компании. Именно Бредли поддержал Кэтрин Грэхем в деле публикации так называемых «бумаг Пентагона»[5], а также в расследовании Уотергейтского скандала, за которое журналисты газеты получили одну из престижнейших премий, а компания Washington Post стала непререкаемым авторитетом в журналистике. От Баффета Кэтрин Грэхем научилась успешно вести бизнес.

    Уоррен Баффет впервые встретился с Кэтрин Грэхем в 1971 г. В этот период Баффет владел акциями New Yorker. Узнав, что журнал может быть выставлен на продажу, он поинтересовался у Кэтрин, не заинтересована ли компания Washington Post в его приобретении. Хотя сделка так и не состоялась, у Баффета осталось неизгладимое впечатление от знакомства с издателем Washington Post.

    В том же году Кэтрин Грэхем приняла решение сделать Washington Post открытой акционерной компанией. В результате было выпущено два класса акций. Голосами владельцев акций класса А было избрано большинство совета директоров компании, что обеспечило эффективный контроль над ее деятельностью. Акции класса А были (и до сих пор есть) собственностью членов семьи Грэхем. Голосами владельцев акций класса В избрано меньшинство совета директоров компании. В июне 1971 г. компания Washington Post выпустила в обращение 1 354 тыс. акций класса В. Примечательно, что через два дня, несмотря на угрозы со стороны федерального правительства, Кэтрин Грэхем дала Бену Бредли разрешение на публикацию упомянутых выше «документов Пентагона».

    На протяжении следующих двух лет, хотя бизнес в издательстве газеты процветал, ситуация на Уолл-стрит ухудшалась. В начале 1973 г. индекс Dow Jones Industrial Average начал падать. Курс акций Washington Post тоже начал снижаться. В мае он упал на 14 пунктов до 23 долл. В том же месяце курс акций IBM упал на 69 пунктов, цена на золото резко снизилась до 100 долл. за унцию, Федеральный резервный банк повысил учетный процент до 6 %, а индекс Dow упал на 18 пунктов, – это был самый большой обвал биржевых курсов за последние три года. И все это время Уоррен Баффет спокойно продолжал скупать акции Washington Post (см. рис. 4.3). К началу июня он приобрел 467 150 акций в среднем по цене 22,75 долл. на общую сумму 10 628 тыс. долл.


    Рис. 4.3. Цена одной акции компании The Washington Post, 1972–1975 гг.


    Сначала мысль о том, что человек, не принадлежащий к семье Грэхемов, владеет таким количеством акций компании (хотя это и не был контрольный пакет акций), очень расстроила Кэтрин Грэхем. Однако Баффет заверил ее, что Berkshire Hathaway покупает акции компании Washington Post исключительно с целью инвестирования капитала. Чтобы эти аргументы звучали еще убедительнее, Уоррен Баффет предложил предоставить ее сыну Дону, к которому со временем должно было перейти управление компанией, право голоса на собраниях акционеров компании Berkshire. Это предложение решило проблему. В ответ в 1974 г. Кэтрин Грэхем пригласила Баффета стать членом совета директоров Washington Post и вскоре после этого назначила его председателем финансового комитета компании.

    Кэтрин Грэхем умерла в июле 2001 г. от тяжелой травмы черепа, полученной в результате падения. Уоррен Баффет был одним их тех людей, которые присутствовали на заупокойной службе, состоявшейся в Вашингтонском кафедральном соборе.

    Дональд Грэхем, сын Фила и Кэтрин, занимает пост председателя совета директоров компании Washington Post Company. В 1966 г. Дон Грэхем с отличием окончил Гарвардский университет, где в качестве профилирующих предметов изучал английскую историю и литературу. После окончания университета он на протяжении двух лет служил в армии. Зная, что когда-нибудь он будет руководить компанией Washington Post, Дон решил лучше узнать город. Для этого он избрал весьма необычный путь – поступил на службу в полицию Вашингтона, округ Колумбия, и 14 месяцев прослужил патрульным девятого полицейского участка. В 1971 г. Грэхем начал работать в Washington Post в качестве репортера. Затем на протяжении десяти месяцев работал репортером в Лос-Анджелесе, в местном отделении журнала Newsweek. В 1974 г. Дон Грэхем вернулся в Washington Post и стал помощником главного редактора отдела спортивных новостей. В том же году он стал членом совета директоров компании.

    Влияние Уоррена Баффета на деятельность Washington Post подтверждено многочисленными фактами. Он помог Кэтрин Грэхем выстоять в период забастовок рабочих в 1970-х. Кроме того, обучал Дона Грэхема методам ведения бизнеса, помогая ему понять роль менеджмента и ответственность перед акционерами компании. «В финансовой сфере, – говорит Дон Грэхем, – он [Уоррен Баффет] – самый умный человек из всех, с кем я знаком. Я не знаю, кто может с ним сравниться» [15].

    Если проанализировать всю эту историю с другой стороны, становится понятно, что и компания Washington Post, в свою очередь, сыграла большую роль в деятельности Уоррена Баффета. По мнению финансового журналиста Эндрю Килпатрика, который на протяжении многих лет внимательно следит за карьерой Уоррена Баффета, инвестиции в Washington Post Company «окончательно закрепили за Баффетом репутацию величайшего инвестора» [16]. Компания Berkshire не продала ни одной акции Washington Post после покупки в 1973 г. В 2004 г. акции класса В продавались по 900 долл. за одну акцию, что поставило их на второе место по стоимости акций на Нью-йоркской фондовой бирже. В настоящее время пакет акций Washington Post, которыми владеет Berkshire, стоит более 1 млрд долл., а это означает, что первоначальные инвестиции Баффета в акции этой компании возросли в цене в пятьдесят раз [17].

    Wells Fargo & Company

    В октябре 1990 г. Berkshire Hathaway объявила о покупке 5 млн акций компании Wells Fargo & Company по средней цене 57,58 долл. Общий объем инвестиций в акции этой компании составил 289 млн долл. В результате этой сделки компания получила в свое распоряжение 10 % акций Wells Fargo & Company, выпущенных в обращение, что сделало компанию Berkshire Hathaway самым крупным акционером банка.

    Однако покупка акций Wells Fargo & Company была спорным шагом. Немного раньше в том же году курс акций компании достиг 86 долл., затем резко упал, когда инвесторы начали в массовом порядке отказываться от инвестиций в калифорнийские банки. В тот период Западное побережье переживало глубокий экономический кризис, и некоторые инвесторы высказывали предположение о том, что банки, с их портфелями выданных займов, которые были переполнены коммерческими ссудами под залог недвижимого имущества и жилых домов, попали в трудное положение. Считалось, что особенно уязвим банк Wells Fargo, который выдал под залог недвижимости больше коммерческих ссуд, чем любой другой калифорнийский банк.

    После объявления Berkshire о покупке акций банка битва за Wells Fargo стала напоминать бой тяжеловесов. В одном углу ринга находился Баффет, «бык», который поставил 289 млн долл. на то, что Wells Fargo начнет расти в цене. В другом углу были «медведи», – играющие на понижение биржевые спекулянты, утверждавшие, что акции Wells Fargo, курс которых уже упал на 49 % за один год, и дальше будет падать. Другие участники инвестиционного сообщества предпочли наблюдать за происходящим со стороны.

    В 1992 г. компания Berkshire еще дважды покупала акции Wells Fargo, к концу года увеличив общее количество купленных акций до 6,3 млн Стоимость акций постепенно повышалась и в конце концов превысила 100 долл., однако спекулянты, играющие на понижение, по-прежнему были уверены в том, что курс акций Wells Fargo упадет в два раза. Тем временем Баффет продолжал скупать акции банка, и к концу 2003 г. компания Berkshire владела уже 56 млн акций, рыночная стоимость которых составила 4,6 млрд долл., при этом совокупный объем затрат на покупку акций был равен 2,8 млрд долл. В 2003 г. компания Moody's присвоила акциям банка Wells Fargo рейтинг ААА. Банк Wells Fargo стал единственным банком в Соединенных Штатах Америки, акциям которого был присвоен такой высокий рейтинг.

    Разумный инвестор

    Самая характерная особенность инвестиционной философии Уоррена Баффета – это осознание того, что инвестор, владея акциями, владеет всем бизнесом компании, а не просто листами бумаги. Баффет считает крайне неразумной идею покупки акций без понимания сути бизнеса компании – ее товаров и услуг, трудовых отношений, структуры затрат на покупку сырья, производственных мощностей и оборудования, потребностей в повторном инвестировании капитала, системы хранения материальных запасов, дебиторской задолженности и потребности в оборотном капитале. Такой способ рассуждений характеризует инвестора как владельца бизнеса, а не простого владельца акции, и представляет собой единственно возможный способ мышления, приемлемый для инвестора. Подытоживая рассуждения, изложенные в книге «Разумный инвестор», Бенджамин Грэхем писал: «Инвестиционная деятельность может быть организована наиболее разумно, если инвестор действует как бизнесмен». По словам Уоррена Баффета, «эти несколько слов можно назвать самыми важными из когда-либо написанных об инвестициях».

    Человек, имеющий акции той или иной компании, может действовать либо как владелец этой компании, либо как держатель легко реализуемых акций. Владельцы обыкновенных акций, которые считают, что владеют всего лишь листом бумаги, имеют весьма отдаленное представление о финансовых показателях работы компании. Они ведут себя так, будто постоянно меняющийся курс акций на фондовом рынке более точно отображает их реальную стоимость, чем баланс и отчет о прибылях и убытках компании. Они обращаются с акциями как с картами во время карточных игр. По глубокому убеждению Уоррена Баффета, существует тесная внутренняя взаимозависимость между действиями владельца обычных акций и действиями владельца компании: оба должны в равной степени относиться к компании как к своей собственности. «Я имею возможность стать более успешным инвестором, потому что я бизнесмен, – говорит Баффет, – и я могу добиться более весомых результатов как бизнесмен, поскольку я инвестор» [18].


    ПУТЬ УОРРЕНА БАФФЕТА: РУКОВОДСТВО ПО ИНВЕСТИРОВАНИЮ

    Что следует знать о бизнесе интересующей вас компании.

    1. Прост и понятен ли бизнес компании?

    2. Стабильна ли на протяжении длительного времени экономическая ситуация в компании?

    3. Благоприятны ли долгосрочные перспективы развития компании?

    Что следует знать о руководстве интересующей вас компании.

    4. Действует ли высшее руководство компании рационально?

    5. Искренни ли высшие руководители компании с акционерами?

    6. Способно ли высшее руководство компании противостоять институциональному императиву?

    Что следует знать о финансах интересующей вас компании.

    7. Какова величина показателя доходности акционерного капитала (ROE)?

    8. Какова величина показателя «прибыль собственников» компании?

    9. Какова величина коэффициента рентабельности продаж компании?

    10. В состоянии ли компании создавать по меньшей мере один доллар рыночной стоимости на один доллар нераспределенной прибыли?

    Что следует знать о стоимости интересующей вас компании.

    11. Какова стоимость компании?

    12. Возможна ли покупка компании по цене значительно ниже ее действительной стоимости?


    Примечания:



    2

    Издольщик – фермер, не имеющий собственного участка, работающий на условиях аренды на чужой земле с условием оплаты частью урожая. – Примеч. пер.



    3

    «PhD, Phenomenal, Hard-working Dealmaker» – «феноменальный, трудолюбивый специалист по слияниям и поглощениям». – Примеч. пер.



    4

    Этим другом был Уильям Пойнтер, изобретатель штопора и бутылочной крышки с внутренней пробковой прокладкой. – Примеч. пер.



    5

    Секретных материалов, касающихся принятия решений во время войны во Вьетнаме. – Примеч. пер.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх