Понятие о темпераменте

Свойства нервной системы (НС) — это генетически обусловленные особенности ее функционирования, определяющие различия в поведении и отношения к одним и тем же воздействиям раздражителей окружающей среды. Такое понятие было введено И. П. Павловым. Он предполагал существование трех основных свойств нерв-ной системы.

1. Сила — способность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при значительном напряжении возбудительных и тормозных процессов.

2. Подвижность — выражается в способности быстрого перехода от одного процесса к другому (от возбуждения к торможению и наоборот).

3. Уравновешенность — означает одинаковую выраженность нервных процессов.

В последующем школой Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына были существенно уточнены как состав свойств, так и их понятия и содержание. Было открыто и еще несколько свойств: динамичность — способность мозговых структур быстро генерировать возбудительные и тормозные процессы в ходе формирования условных реакций (данное свойство лежит в основе обучаемости); лабильность — выражается в скорости возникновения и прекращения нервных процессов; активированность — характеризует индивидуальный уровень реакции активации процессов возбуждения и торможения.

Поведение собаки и способности к дрессировке определяются ее темпераментом. Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности и выделяют три его проявления: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности.

Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия организма с окружающей средой — физической и социальной. По этому параметру животное может быть инертным, пассивным, спокойным, активным или стремительным.

Проявления темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений.

Когда говорят об эмоциональности как проявлении темперамента, имеют в виду реактивность, чувствительность, импульсивность и т. п.

Наиболее серьезная попытка подвести физиологическую базу под темперамент связана с уже знакомыми нам именами И. П. Павлова, Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына. Первоначально эта физиологическая концепция получила в школе Павлова название учения о типах нервной системы, а позже трансформировалась в учение о свойствах нервной системы.

И. П. Павлов и его сотрудники, проводя многочисленные эксперименты на собаках, в которых применялись условно-рефлекторные принципы, обнаружили, что животные сильно различаются между собой по многим параметрам: скорости и легкости выработки условных связей, их устойчивости, скорости и легкости выработки дифференцировок, способности выдерживать смену положительных подкреплений стимулов на отрицательные и т. д. На основании многолетних наблюдений было сформировано понятие об основных типах высшей нервной деятельности и выделены 4 ее типа: сильный — уравновешенный — подвижный; сильный — уравновешенный — инертный; сильный — неуравновешенный; слабый. Эта известная схема Павлова до сих пор приводится во многих учебниках по дрессировке. Однако уже при жизни И. П. Павлова специалисты стали выявлять и постепенно накапливать факты следующего рода: по общей картине поведения животное следовало отнести к какому-то одному темпераменту, а по лабораторным испытаниям — к другому. Иными словами, в опытах это животное показывало набор совсем других свойств НС, чем в поведении, а иногда эти свойства по своему смыслу оказывались прямо противоположными.

На основании полученных результатов Павлов отказался ориентироваться в определении типа НС на картину поведения и сделал вывод о том, что ее типы должны определяться только в лабораторных условиях по методикам, выявляющим особенности условно-рефлекторной деятельности. Тем самым он отказался рассматривать типы как физиологическую базу темпераментов, понимаемых как картины поведения. Кроме того, к концу своей жизни Павлов признал, что различные комбинации свойств НС могут дать 24 разных типа.

Со временем было пересмотрено также понятие «общие свойства нервной системы» и это было очень прискорбно. Но дело состояло в том, что по мере умножения экспериментальных процедур появились противоречивые факты. В ходе одной процедуры индивид обнаруживал одни свойства НС, а в ходе другой — другие. Например, при болевом подкреплении НС оказывалась сильной, а при пищевом — слабой.

Далее выяснилось, что разные свойства НС обнаруживаются у одного и того же испытуемого и в том случае, если раздражители адресованы разным анализаторам. В лаборатории Теплова была проведена большая работа по вычислению коэффициентов корреляции между показателями, полученными на зрительных, слуховых, тактильных анализаторах при определении одного и того же свойства. Большинство этих коэффициентов оказалось низким, а иногда даже равным нулю. В результате пришлось говорить не об общих, а о частных свойствах НС (свойствах отдельных анализаторных систем), и не об общих типах НС, а о парциальных типах (имеются в виду различные подкрепления). Кроме того, анализ свойств НС привел к необходимости пополнения их списка. К трем основным свойствам были добавлены еще два — динамичность и лабильность. Был поставлен также вопрос о выделении первичных и вторичных свойств. Ныне представления об основных свойствах НС продолжают меняться и уточняться.

Далее было поставлено под сомнение положение о том, что свойства НС должны изучаться с помощью условно-рефлекторных процедур. Известно, что центральная нервная система не может функционировать отдельно от организма. Ее особенность заключается в частичном проявлении своеобразия каждого организма вообще. Оно обнаруживается также в особенностях его морфологии, деятельности эндокринной системы, на общем гуморальном фоне и т. п. Таким образом, при оценке индивидуальности на первый план выступают динамические аспекты поведения, о которых говорилось вначале: общая активность, включая ее моторные проявления, и эмоциональность. Темперамент (в психологическом смысле) — это совокупность соответствующих динамических свойств поведения, своеобразно сочетающихся в каждом индивидууме.

Особенностями темперамента собаки определяется выбор методов и способов дрессировки, поскольку именно от темперамента зависит ее способность к освоению курсов и отработке отдельных навыков.






 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх