• Временная организация памяти
  • Концепция активной памяти
  • Декларативная и процедурная память
  • Рабочая память
  • Память и научение
  • Виды и механизмы памяти

    Биологическая память — это фундаментальное свойство живой материи приобретать, сохранять и воспроизводить информацию. Различают три вида биологической памяти, появление которых связано с разными этапами эволюционного процесса, — генетическую, неврологическую, или нервную, и фенотипическую. Генетическая — это память о структурно-функциональной организации живой системы как представителя определенного биологического вида. Носителями этой памяти служат нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК).

    Нервная память характерна для животных, обладающих нервной системой. Ее можно определить как совокупность сложных процессов, обеспечивающих формирование адаптивного поведения организма (субъекта). Эта память использует не только собственные специфические механизмы, обеспечивающие индивидуальную адаптацию организма, но и механизмы более древней генетической памяти, способствующей выживанию биологического вида.

    Поэтому как составляющую в ней выделяют еще и генотипическую, или врожденную, память. Именно она у высших животных обеспечивает становление безусловных рефлексов, импринтинга, различных форм врожденного поведения (инстинктов). Все они важны для выживаемости вида.

    Фенотипическая память составляет основу адаптивного, индивидуального поведения, формируемого в результате научения. Ее механизмы обеспечивают хранение и извлечение информации, приобретаемой в процессе индивидуального развития.

    Временная организация памяти

    Изменение во времени следа памяти (энграммы) побудило исследователей ввести временной критерий для различения видов памяти. С позиции сторонников, подчеркивающих роль временного фактора в становлении энграммы, в ее развитии существует несколько этапов. Они последовательно переходят друг в друга и различаются механизмами запечатления энграммы, степенью ее устойчивости и объемом одновременно сохраняемой информации.

    Наиболее популярна концепция временной организации памяти, принадлежащая канадскому психологу Д. Хеббу. Он выделил два хранилища памяти: кратковременное и долговременное. Кратковременная память (КП) представляет первый этап формирования энграммы. Ее существование во времени ограничено, след в КП лабилен, неустойчив, так как испытывает сильную интерференцию со стороны самых различных амнестических факторов — электрошока, травмы головы и др. Объем информации, одновременно сохраняемой в КП, ограничен, поэтому более поздние следы вытесняют более ранние. В качестве механизма КП большинство ученых рассматривают многократное циркулирование импульсов (реверберацию) по замкнутой цепочке нейронов или некоторые изменения клеточной мембраны.

    Долговременная память (ДП) — второй этап нормирования следа памяти, который переводит его в устойчивое состояние. Процесс перехода из КП в ДП называют процессом консолидации памяти. В качестве механизма ДП рассматривают устойчивые изменения нейронов на клеточном, молекулярном и синаптическом уровнях.

    Некоторые исследователи выделяют еще и сенсорную память — с более коротким периодом удержания информации в виде сенсорных следов, оставленных только что действующим стимулом. Сенсорное хранилище выполняет важную функцию, так как дает возможность отбирать из него только существенную информацию для ее дальнейшей обработки и сохранения.

    Концепция активной памяти

    Сохранение следов памяти в нервной системе еще не гарантирует его воспроизведение и использование в поведении. Для этого необходимо участие модулирующей системы мозга. Это правило распространяется как на врожденные формы поведения, так на приобретенные навыки, двигательные стереотипы, условные рефлексы и т. п.

    Согласно теории активной памяти, деление последней на кратковременную и долговременную в общепринятом смысле неправомерно, так как вся память постоянна и долговременна. В связи с этим Т. Н. Греченко ввел понятие состояния энграммы, которое определяет степень ее готовности к воспроизведению. Только активный след памяти может быть реализован в поведении. Энграммы, недоступные для использования, находятся в неактивном состоянии.

    Активная память — совокупность активированных «старых» и «новых» энграмм. Повторная активация энграммы может происходить как спонтанно, так и под влиянием различных внутренних и внешних факторов. Содержание активной памяти может определяться не только вновь приобретенными следами памяти («новой частью» активной памяти), но и знаниями, приобретенными ранее и переведенными из латентного состояния в активную форму.

    Декларативная и процедурная память

    Деление памяти по временной шкале не охватывает всех ее форм. В 70-е гг. среди разработчиков искусственного интелекта стали различать процедурную и декларативную (эксплицитную) память, исходя из того что можно провести различие между памятью на само действие и на запоминание объектов, событий, эпизодов.

    Декларативная память — это память на лица, места событий, предметы. Часто она основана на ассоциации одновременно действующих раздражителей.

    Процедурная память — это память на действия. Она представлена моторными навыками, перцептуальными стратегиями, классическими условными и инструментальными рефлексами.

    В декларативной памяти след может храниться годами, тогда как процедурная память при неупотреблении и без поддержки соответствующим подкреплением склонна к угасанию. Впервые декларативную память стал исследовать в 30-е гг. известный грузинский физиолог И. С. Бериташвили (Беритов).

    Рабочая память

    Рабочая память (реже употребляется определение «оперативная») — это временно задействованная система следов памяти, которая оперативно используется во время выполнения различных когнитивных действий (перцептивных, мыслительных и др.) и реализации целенаправленного поведения.

    Рабочая (РП) позволяет обрабатывать информацию во время мыслительной и исполнительной деятельности.

    Удобной экспериментальной моделью для изучения РП стали опыты с формированием отсроченного инструментального рефлекса.

    Они позволили тестировать способность животного управлять своим поведением, ориентируясь на представления об экспериментальной среде, сохраняя их в РП. Опыты показывают, что животные могут удерживать в РП не только информацию о месте нахождения объекта, но и образ самого объекта.

    Память и научение

    Память и научение — неотделимые процессы. Научение обеспечивает постоянное пополнение и изменение знаний, а также приобретение новых навыков, умений. В отличие от научения процессы памяти ответственны не только за усвоение (фиксацию), но и за сохранение и воспроизведение (извлечение) информации. В самом широком смысле слова научение можно определить как приспособительное изменение поведения, обусловленное прошлым опытом.

    Память необходима для научения, так как она представляет собой механизм, с помощью которого накапливается прошлый опыт, а он может стать источником адаптивных изменений поведения. С этой точки зрения научение — совокупность процессов, обеспечивающих приобретение индивидуальной (фенотипической) памяти, вызывающей приспособительную модификацию поведения.

    Научение требует определенного времени, условий и реализуется с помощью нейрофизиологических механизмов разного уровня (межклеточного, внутриклеточного, молекулярного).






     

    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх