• 1. Отмена карточной системы, переход к развернутой торговле
  • 2. Развитие розничного товарооборота
  • 3. Оптовая торговля
  • Глава тринадцатая

    СОВЕТСКАЯ ТОРГОВЛЯ

    К началу второй пятилетки на основе победы социалистических производственных отношений не только в городе, но и в деревне частный капитал был полностью вытеснен из товарооборота, советская торговля стала безраздельно господствовать в сфере обращения, товарное обращение стало в основном планомерным, хотя элементы стихийности сохранялись в некоторой степени на колхозном рынке.

    Проблемы развития советской торговли решались в борьбе с неправильным пониманием ее сущности. Уже в 1930 г. ЦК ВКП(б) дал отпор «левацким» загибам в отношении развития колхозной торговли. В резолюции октябрьского Пленума ЦК ВКП(б) 1931 г. «О развертывании советской торговли и улучшении снабжения рабочих» была дана прямая директива о развитии колхозной торговли на основе советской политики цен1121.

    XVII партийная конференция (1932 г.) подтвердила принципиальную позицию в вопросах о торговле и деньгах на последнем этапе переходного периода, осудив антикоммунистический характер левацких извращений понятия советской торговли, замены ее «продуктообменом», осудив теории об «отмирании денег», тормозившие развитие торговли, ослаблявшие дисциплину в проведении государственной политики цен1122.

    На пленуме ЦК ВКП(б) (сентябрь — октябрь 1932 г.) был специально рассмотрен вопрос о развитии советской торговли, где обращалось внимание на необходимость развертывания розничной торговой сети, усиления сети оптовых баз промышленных объединений Наркомснаба, расширения рыночных фондов промтоваров, особенно для села и т.д. Пленум ЦК ВКП(б) потребовал решительного отпора антипартийной левацкой недооценке значения советской торговли, с одной стороны, и либерально-буржуазному толкованию задач развертывания советской торговли правыми оппортунистами, с другой; укрепления на социалистической основе торговой смычки города с деревней; искоренения частников и перекупщиков-спекулянтов, пытающихся нажиться на колхозной торговле1123. Объединенный Пленум ЦК и ЦКК ВКП(б) от 7—12 января 1933 г. вновь подчеркнул важность борьбы за укрепление торговой формы смычки города и деревни, борьбы с недооценкой хозяйственного и политического значения расширения производства товаров ширпотреба, всемерного увеличения их рыночных фондов, развертывания товарооборота для усиления снабжения промтоварами рабочих и колхозных масс. Принятый XVII съездом Коммунистической партии второй пятилетний народнохозяйственный план был составлен на основе этих указаний партии и наметил широкую программу развития советской торговли, как одной из основ повышения материального уровня жизни рабочих и крестьян, укрепления смычки города и деревни, рабочего класса и крестьянства.

    Во второй пятилетке перед советской торговлей были поставлены новые задачи: увеличить обеспеченность населения основными потребительскими товарами на базе отмены карточной системы и перехода к развернутой торговле, подъема уровня потребления трудящимися города и деревни продовольственных и непродовольственных товаров за счет роста объема розничного товарооборота в 2,5 раза, а розничной торговой сети государственной и кооперативной торговли на 37%, оборота всех систем общественного питания на 164,6%, улучшения качества товаров широкого потребления и ассортимента. Важнейшими условиями отмены карточной системы и нормированного снабжения, роста товарооборота являлось увеличение производства товаров как промышленностью, так и сельским хозяйством, накопление в руках государства товарных ресурсов, рост доходов трудящихся города и деревни, осуществление крупных преобразований в сфере торговли и в образовании розничных и оптовых цен.

    1. Отмена карточной системы, переход к развернутой торговле

    Развитие товарооборота являлось одной из наиболее важных народнохозяйственных задач второй пятилетки1124. Несмотря на большой рост товарооборота в первой пятилетке, достигнутый уровень розничного товарооборота и состояние торговли в стране не соответствовали глубоким изменениям, происшедшим в экономике, и не могли удовлетворить потребностей народа. На фоне успехов промышленности и сельского хозяйства стало еще более очевидным отставание торговли.

    Нормированное снабжение и закрытые формы торговли как временная мера, вызванная главным образом отставанием мелкотоварного сельскохозяйственного производства, уже не могли быть приемлемы в новых условиях подъема экономики страны.

    Карточная система была вынужденной, но необходимой мерой. Вместе с тем она содержала и серьезные недостатки, выразившиеся в ухудшении качества обслуживания потребителей, замораживании товарооборота, снижении производительности труда работников торговли, росте управленческого аппарата, занятого выдачей и учетом карточек, повышении издержек обращения, ослаблении торговой инициативы и т.д.

    Задача подготовки отмены нормирования отпуска товаров и замены системы централизованного распределения развернутой советской торговлей была выдвинута еще в 1932 г. XVII партийной конференцией1125. В результате роста промышленности и сельского хозяйства во второй пятилетке государство получило возможность направить на рынок такое количество товаров, которое уже в основном могло удовлетворить потребности трудящихся.

    Чтобы улучшить руководство значительно выросшей пищевой промышленностью и усилить регулирующую роль государства в области развития советской торговли, в связи с подготовкой к отмене нормированного снабжения, постановлением ЦИК и СНК СССР от 29 июля 1934 г.1126 из состава Наркомснаба СССР были выделены Народный комиссариат пищевой промышленности и Народный комиссариат внутренней торговли СССР. На местах были созданы наркомвнуторги союзных и автономных республик, областные, краевые, городские и районные отделы торговли при местных Советах1127.

    Для перехода к открытой торговле необходимо было постепенно перейти к единой системе розничных цен, расширить сеть торговых предприятий, технически переоборудовать и обновить имевшиеся магазины и склады, организовать изучение потребительского спроса, обеспечить правильное товаропродвижение и бесперебойное снабжение розничной сети товарами, наладить подготовку и воспитание кадров торговых работников, которые могли бы обеспечить высококачественное обслуживание потребителей.

    Наиболее сложным в экономическом отношении был переход к единой системе розничных цен. До отмены карточной системы существовала система двух цен: нормальных (пайковых) и повышенных (коммерческих); она явилась дополнительным средством осуществления классово-производственного принципа снабжения населения и смягчения диспропорций между недостаточным предложением товаров на рынке и высоким уровнем покупательных фондов. При наличии нормированного снабжения система двух цен обеспечивала распределение предметов потребления в интересах трудящихся, особенно низкооплачиваемых групп, и в то же время позволяла улучшать соотношение между спросом и предложением товаров. Вместе с тем коммерческие цены в немалой степени влияли на снижение уровня рыночных цен и помогали бороться со спекуляцией предметами потребления. Система двух цен в период рационирования снабжения полностью оправдала себя. Но в условиях перехода к открытой торговле эта система теряла смысл. Необходимо было установить единые государственные цены, которые способствовали бы укреплению социалистического принципа оплаты по труду, а также укреплению хозяйственного расчета на социалистических предприятиях.

    Единственно возможный и правильный путь перехода от системы двух цен к единой государственной цене состоял в том, чтобы постепенно, по мере увеличения товарных ресурсов в стране и расширения торговли по коммерческим ценам, снижать уровень этих цен на отдельные товары, сокращая тем самым разрыв между коммерческими и «нормальными» ценами закрытой торговли до таких размеров, которые позволили бы установить единые розничные цены.

    Чтобы подготовить условия для отмены карточной системы и воздействовать на колхозный рынок, в системе Наркомснаба СССР была организована с весны 1933 г. свободная продажа продовольственных товаров, в первую очередь хлеба, из специальной сети государственных магазинов, в дополнение к ранее развернутой коммерческой торговле. Всего в 1933 г. было открыто по стране 5596 таких магазинов1128. К концу 1934 г. функционировали уже 8661 коммерческих магазинов и палаток, а также магазинов свободной продажи продовольственных товаров, в том числе 7409 хлебных магазинов и палаток1129. Магазины свободной продажи товаров, применявшие лучшие методы обслуживания потребителей, стали школой советской культурной торговли.

    По мере развертывания свободной продажи продовольственных товаров через сеть специальных магазинов цены в них систематически снижались. Соотношение «нормальных» и коммерческих цен на производственные товары в годы второй пятилетки постепенно изменялось в пользу единых цен. Если на 1 октября 1933 г. коммерческие цены на ржаной хлеб в Москве и Ленинграде были в 20 раз выше нормальных, то на 1 октября 1934 г. уже только в 4 раза; на масло животное соответственно в 5,3 и 4,1 раза, на сахар в среднем по стране — 6,1 и 5 раз и т.д.1130 Одновременно со снижением цен коммерческой торговли было произведено частичное повышение чрезмерно низких цен на нормированные товары, что способствовало значительному сокращению разрыва между этими двумя видами цен и создавало более благоприятные условия для перехода к единым ценам.

    Наряду с продовольственными магазинами были открыты образцовые универсальные магазины для торговли промышленными товарами повышенного качества и расширена сеть других коммерческих магазинов и улучшенных магазинов открытого типа. Кроме магазинов Наркомвнуторга, сеть розничных специализированных промтоварных магазинов, торговавших по коммерческим ценам, была создана в городах сбытовыми объединениями Наркомлегпрома и Наркомтяжпрома. Потребительской кооперацией были открыты в районных центрах, преимущественно для обслуживания сельского населения, районные универсальные магазины и райкультмаги.

    Наряду с развитием коммерческой торговли постепенно снижались розничные цены на непродовольственные товары, реализуемые через сеть коммерческих магазинов. Сохранившаяся к 1935 г. разница между коммерческими и нормированными ценами была уже сравнительно незначительной.

    Расширение сети коммерческих магазинов и рост их товарооборота, значительное снижение коммерческих цен, развитие колхозной торговли и снижение рыночных цен наряду с увеличением промышленного и сельскохозяйственного производства явились важными звеньями в подготовке отмены карточной системы.

    Отмена нормирования и карточек проводилась по этапам. По решению Пленума Центрального Комитета партии, состоявшегося в ноябре 1934 г.1131, была отменена с 1 января 1935 г. карточная система снабжения населения хлебом, мукой и крупой, а также «отоваривание» хлебом заготовок технических культур и повсеместно установлена широкая продажа этих продуктов населению государственными и кооперативными магазинами1132.

    Ликвидация нормированного снабжения хлебом, мукой и крупой позволила установить единую государственную розничную цену на каждый из этих продуктов. Единые розничные цены на указанные продукты были установлены приблизительно на среднем уровне между существовавшими коммерческими и нормированными ценами. Единые цены были дифференцированы по восьми территориальным поясам, включавшим определенные группы областей, краев, республик, с учетом необходимости стимулирования развития отдельных видов продукции, различий транспортных и иных условий их снабжения. Например, более низкие цены на хлеб и муку были установлены в районах Средней Азии для стимулирования производства хлопка (первый пояс). Наиболее высокие цены на эти продукты были установлены в районах Севера Европейской части СССР и отдаленных районах Сибири (пятый — восьмой пояс), вследствие больших издержек по доставке хлеба в эти районы.

    Установление единых цен означало некоторое повышение их по сравнению с более низкими ценами нормированного снабжения. Это могло отразиться на уровне реальной заработной платы рабочих и служащих, а также доходов колхозов и колхозников, снабжавшихся хлебом по нормированным ценам в порядке «отоваривания» сельскохозяйственного сырья. Поэтому для компенсации произведенного повышения цен одновременно с отменой карточек и установлением единых цен на хлеб были повышены, во-первых, заработная плата рабочим и служащим, а также стипендии студентам и пенсии неработоспособным и, во-вторых, заготовительные цены на сельскохозяйственное сырье, при сдаче которого колхозам, колхозникам и единоличникам отпускался хлеб по твердым ценам.

    Ликвидация карточной системы при продаже хлеба, муки и крупы стала первым и наиболее важным мероприятием в переходе к развернутой советской торговле. С 1 октября 1935 г. была отменена карточная система снабжения мясом и мясопродуктами, жирами, рыбой и рыбопродуктами, сахаром, картофелем и установлена продажа этих продуктов населению государственными и кооперативными магазинами по единым государственным ценам, дифференцированным по территориальным поясам. Основанием для поясной дифференциации цен на эти товары, как и на хлебные, были различия в стоимости их производства и транспортировки в разных поясах. С 1 января 1936 г. было отменено нормирование непродовольственных товаров, в результате постепенной ликвидации множественности розничных цен, сближения коммерческих цен и цен нормального фонда.

    Отмена карточной системы и снижение коммерческих цен обусловили значительное снижение цен и на колхозных рынках. Выгода, полученная населением от снижения цен в колхозной торговле, составила в 1935 г. не менее 3,5—4 млрд. руб.1133

    Установление единой розничной цены в государственной и кооперативной торговой сети на среднем уровне между коммерческими и нормированными ценами при одновременном повышении заработной платы рабочих и служащих и заготовительных цен на сельскохозяйственное сырье означало рост реальных доходов трудящихся. Повышение заработной платы рабочих и служащих и доходов колхозников значительно перекрывало изменение среднего уровня цен государственной и кооперативной торговли.

    Упразднение нормированного снабжения имело важное значение для ликвидации уравниловки в оплате труда, обусловленной пайковой системой. Ликвидация карточной системы и переход к развернутой советской торговле по единым ценам повышали роль социалистического принципа распределения по труду, усиливали материальные стимулы поднятия производительности труда, положили начало новому этапу в планировании и регулировании цен.

    Однако система ценообразования нуждалась в дальнейшем совершенствовании.

    Переход к единым твердым розничным ценам потребовал унификации отпускных цен на однородные изделия, изменения порядка установления отпускных цен, при котором цены на промышленные товары утверждались непосредственно трестами, управлениями, наркоматами и т.д. Начало осуществлению этого процесса было положено в конце 1937 г. постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 декабря 1937 г.1134 По этому постановлению на те товары, которые производились предприятиями народных комиссариатов пищевой, легкой и лесной промышленности союзных республик, одинаковые с изделиями союзной промышленности, распространялись отпускные цены, устанавливаемые для последних на основе постановления СНК СССР. На прочие основные товары отпускные цены устанавливались соответствующими наркоматами союзных республик по согласованию с Народным комиссариатом внутренней торговли СССР. На все остальные товары отпускные цены устанавливались наркоматами пищевой промышленности, легкой и лесной по согласованию с народными комиссариатами внутренней торговли союзных республик. Приказом Народного комиссариата легкой промышленности СССР от 29 декабря 1937 г. был установлен перечень товаров, на которые распространяются цены изделий союзной промышленности и перечень товаров, на которые отпускные цены устанавливает Народный комиссариат легкой промышленности СССР.

    Происходившие в годы второй пятилетки значительные изменения условий снабжения населения предметами потребления вызывали необходимость изменения порядка планирования товарных фондов и товарооборота. Формы и методы планирования товароснабжения менялись в зависимости от развития производства и количества товаров, направляемых для продажи населению, от соотношения спроса и предложения, от изменения самой торговли.

    Уже к началу второй пятилетки на основе социалистического обобществления сферы товарного обращения и увеличения производства предметов потребления планирование распространялось на все основные элементы товарооборота государственной и кооперативной торговли: общий объем розничного и оптового товарооборота; распределение товарных ресурсов между рыночным и внерыночным фондами, а также по отдельным торгующим системам, между городом и деревней, по районам страны; уровень товарных запасов и скорость обращения товаров; развитие торговой сети; цены на важнейшие товары; численность торговых работников; издержки обращения; рентабельность торговой работы и т.д.

    До отмены карточной системы в основе планирования лежали нормы снабжения и численность населения, получавшего товары по карточкам. Данные об объеме покупательных фондов населения и спросе на отдельные товары, как и особенности экономики различных районов, почти не учитывались при планировании товарооборота и размещения товарных фондов по стране. В централизованном порядке планировалось распределение широкого круга товаров по торговым системам, целевым назначениям, по республикам, краям и областям. Достаточно указать, что только 12 важнейших непродовольственных товаров, относившихся к группе так называемых планируемых промышленных товаров, занимали более ? всего розничного товарооборота страны и почти ? товарооборота села. Включая же планируемые продовольственные товары в группу так называемых регулируемых товаров, централизованное планирование охватывало подавляющую часть товарных ресурсов.

    Централизованное планирование распределения значительной части товаров оправдало себя в условиях острого недостатка товаров. При помощи централизованных планов обеспечивалось первоочередное и преимущественное снабжение трудящихся на важнейших участках народного хозяйства в соответствии с задачами социалистической индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства. Но, выполняя положительную роль, эта система обладала в то же время и серьезными недостатками.

    Чрезмерная централизация планирования, прохождение плана в процессе его составления через многочисленные инстанции надолго задерживали его утверждение и доведение до промышленных предприятий, которые должны были отгружать товары, лишали планы товароснабжения необходимой оперативности.

    В связи с отменой в 1935 г. системы нормированного снабжения и переходом к развернутой советской торговле в 1936—1937 гг. были внесены некоторые изменения в систему планирования товароснабжения: уменьшился круг товаров, планируемых централизованно; планирование размещения некоторых товаров по республикам, краям и областям было передано центрам торгующих систем; распределение отдельных товаров (сахар, кондитерские изделия, соль и др.) между торговыми системами было возложено на местные регулирующие органы. Постепенно система планирования товарооборота и товарных фондов совершенствовалась, становилась более гибкой, в большей мере соответствовала требованиям, предъявляемым к торговле.

    2. Развитие розничного товарооборота

    В результате подъема социалистического производства, повышения доходов трудящихся города и деревни и перехода к развернутой советской торговле были достигнуты успехи в развитии товарооборота в стране.

    Одно из основных условий, обеспечивающих развитие советской торговли и культурное обслуживание потребителей, — расширение торговой сети, повышение качества ее работы. Были значительно увеличены капитальные вложения в торговлю. Если с 1929 по 1933 г. эти вложения составили 1258 млн. руб., то в последующие пять лет, с 1934 по 1938 г., они выросли в 3 раза, достигнув 3769 млн. руб.1135

    Общее число розничных торговых предприятий, особенно в деревне, к концу второй пятилетки значительно возросло1136.

    Приводим данные, характеризующие рост числа торговых предприятий в 1932—1937 гг. (на конец года, в тыс.):

      1932 г. 1935 г. 1937 г.
    В городах и поселках городского типа 116,2 115,2 133,0
    В сельских местностях 168,2 153,5 194,4
    Всего в городах и селах 284,4 268,7 327,4

    Из этих данных видно, что после некоторого сокращения в 1935 г. числа торговых предприятий, обусловленного главным образом ликвидацией мелких магазинов, существование которых было хозяйственно нецелесообразным, численность торговой сети в дальнейшем быстро возрастала. При этом увеличение числа торговых предприятий в городах происходило несколько медленнее, чем в сельской местности. Наряду с быстрым ростом числа торговых предприятий осуществлялась реконструкция торговой сети. В интересах улучшения обслуживания потребителей и повышения эффективности работы магазинов расширилась сеть специализированных магазинов продовольственных и непродовольственных товаров, изменился состав сельской розничной сети за счет увеличения универсальных магазинов, магазинов по торговле культтоварами, продовольственных, промышленных товаров и т.д. Расширение сети крупных специализированных и универсальных магазинов частично восполняло недовыполнение заданий пятилетнего плана по приросту торговой сети.

    Несколько улучшилось размещение торговых предприятий по отдельным союзным республикам. Так, в Узбекской ССР число магазинов и палаток к концу 1937 г. по сравнению с 1932 г. увеличилось в 3,5 раза, в Таджикской ССР — в 1,8 раза. Но вместе с тем в некоторых республиках, где торговая сеть была и так недостаточной, ее рост происходил гораздо медленнее (в Киргизской ССР — на 5%, в Туркменской ССР — на 4%, в Казахской ССР — уменьшилась)1137.

    Значительно вырос во второй пятилетке розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли. За 1932—1937 гг. розничный товарооборот (включая общественное питание) увеличился с 40,4 млрд. руб. до 125,9 млрд. руб., или в 3,1 раза (в ценах соответствующих лет)1138. В сопоставимых ценах он вырос в 1,5 раза, превысив среднегодовые темпы роста первой пятилетки. Если в 1928—1932 гг. товарооборот увеличивался на 7,6% в год, то в 1933—1937 гг. — на 8,3% в год.

    Особенно интенсивно общий объем розничного товарооборота увеличился после отмены нормированного снабжения и перехода к развернутой торговле. В сравнении с 1913 г. и 1928 г. розничный товарооборот в 1937 г. увеличился примерно в 2 раза (в сопоставимых ценах).

    Рост общего объема товарооборота в СССР по сравнению с 1913 г. свидетельствует о значительном повышении материального благосостояния трудящихся в условиях социалистической экономики, особенно если учесть, что в дореволюционной России на средний размер розничного товарооборота оказывал большое влияние высокий уровень товарного потребления буржуазии.

    Во второй пятилетке в результате передачи торговой сети, обслуживавшей рабочих и служащих крупных промышленных предприятий, в ведение заводоуправлений, а также благодаря развитию государственной коммерческой торговли, произошло существенное перераспределение товарооборота между кооперативной и государственной торговлей в пользу государственной. Если в 1932 г. государственной торговле принадлежало 36% розничного товарооборота, то в 1934 г. — 59,6%. в том числе в городах соответственно 37,7% и 66,3%. Одновременно в розничном товарообороте роль потребительской кооперации снизилась с 59,2% в 1932 г. до 37,3% в 1934 г.1139

    Потребительская кооперация после 1932 г. потеряла прежнее значение как основная торгующая система. Если раньше государственная торговля играла ведущую роль в оптовом товарообороте, то с 1933—1934 гг. она заняла основное место и в розничном товарообороте, главным образом в городах. Почти вся торговая сеть в городах была передана государственной торговле. В свою очередь государственные торговые организации частично передали принадлежавшую им сельскую торговую сеть потребительской кооперации. Однако и в сельском розничном товарообороте значение кооперативной торговли в эти годы начало уменьшаться.

    Победа колхозного строя в деревне, рост благосостояния и культурных запросов колхозников, рабочих и служащих совхозов и МТС, сельской интеллигенции, перестройка быта колхозной деревни предъявили более высокие требования к советской торговле, в первую очередь к потребительской кооперации, являвшейся основной торгующей системой на селе. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 сентября 1935 г.1140 деятельность потребительской кооперации была сосредоточена на сельской торговле и заготовках, а государственной торговли — на снабжении городов.

    После реорганизации потребительской кооперации у нее оставалось 110,8 тыс. розничных торговых предприятий, главным образом на селе. Ее организационная сеть, по данным на 1 января 1936 г., состояла из 25252 сельпо и 485 горпо, объединенных в 2408 районных и окружных союзов, число пайщиков составляло 40837 тыс. человек1141.

    Размежевание функций обслуживания городского и сельского населения между государственной и кооперативной торговлей полностью оправдало себя и способствовало развитию розничного товарооборота, повышению качества торговли в городе и особенно в деревне.

    В результате реорганизации торговли значительно изменилось соотношение государственной и кооперативной торговли в розничном товарообороте. Удельный вес государственной торговли во всем розничном товарообороте страны повысился в 1935 г. до 77%, а удельный вес кооперативной торговли снизился до 23%, в том числе потребительской кооперации — до 20%. Однако благодаря сосредоточению работы потребительской кооперации на обслуживании колхозов и колхозников сельская торговля в дальнейшем значительно улучшилась1142.

    Основное место во всей государственной торговле заняла в этот период система Наркомвнуторга СССР, которой была передана не только городская сеть потребительской кооперации, но и сеть орсов, ликвидированных в 1936—1937 гг. в связи с отменой карточной системы снабжения и переходом к открытой торговле. Сохранены были специальные формы торговли в виде так называемых продснабов лишь на транспорте, в лесной, торфяной, золото-платиновой промышленности в силу специфических особенностей обслуживания рабочих и служащих этих отраслей.

    В связи со значительным расширением системы Наркомвнуторга и в целях развития местной инициативы была произведена частичная децентрализация руководства этой системой. В соответствии с постановлением СНК СССР от 19 января 1936 г. «Об управлении городской торговой сетью системы Наркомвнуторга СССР»1143 на местах были созданы розничные торговые организации государственной торговли («торги»), непосредственно подчиненные наркомвнуторгам союзных республик и местным отделам торговли при Советах депутатов трудящихся. В зависимости от объема товарооборота эти торги создавались по территориальному признаку (полностью обслуживая республику, область, район, город) или по товарному (для торговли пищевыми или промышленными товарами, смешанным ассортиментом и т.д.).

    В ведении Наркомвнуторга СССР была сохранена сеть специализированных продовольственных магазинов, объединенных во всесоюзные конторы «Гастроном» и «Бакалея», а также крупные универсальные магазины системы Главунивермага. Кроме того, в составе Наркомвнуторга СССР находились всесоюзные объединения «Военторг», «Курортторг» и др., обслуживающие специальные контингенты потребителей.

    Наряду с системой Наркомвнуторга, объединения Наркомлегпрома, Наркомпищепрома, Наркомтяжпрома открыли в городах фирменные магазины тканей, табачных изделий, мясных и молочных продуктов, рыбных товаров, изделий химической промышленности, электротехнической промышленности и т.д.

    Товарооборот государственной торговли быстро увеличивался. Если в 1935 г. розничный товарооборот всей государственной торговли (с учетом оборота торговой сети, принятой от потребительской кооперации) составлял 63,1 млрд. руб., то в 1937 г. — уже 92,8 млрд. руб. (в ценах соответствующих лет). Еще быстрее возрастал кооперативный товарооборот: с 18,6 млрд. руб. в 1935 г. до 33,1 млрд. руб. в 1937 г.1144 Благодаря более быстрым темпам роста оборота кооперативной торговли удельный вес ее во всем розничном товарообороте после 1935 г. снова начал возрастать.

    Значительное увеличение централизованных рыночных фондов и местных товарных ресурсов, направлявшихся для продажи сельскому населению, а также некоторое улучшение работы потребительской кооперации в деревне явились важными факторами роста розничного товарооборота в деревне и сближения уровня сельского и городского товарооборота. Если до 1935 г. темпы роста сельского товарооборота отставали от городского, то после отмены системы нормированного снабжения и организационной перестройки потребительской кооперации темпы роста розничного товарооборота на селе обгоняют прирост городского товарооборота (таблица)1145.

    Розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли (включая общественное питание) в 1932—1937 гг. (в ценах соответствующих лет)
    Год Всего, млрд. руб. В том числе Удельный вес во всем товарообороте
    в городах и поселках городского типа в сельских местностях города села
    млрд. руб. % к предшествующему году млрд. руб. % к предшествующему году
    1932 40,4 27,6 12,8 68,3 31,7
    1933 49,8 35,2 127,5 14,6 114,0 70,7 29,3
    1934 61,8 45,7 129,8 16,1 110,0 73,9 26,1
    1935 81,7 58,8 128,6 22,9 142,2 72,0 28,0
    1936 106,8 74,6 126,8 32,2 140,6 69,9 30,1
    1937 125,9 86,6 116,0 39,3 122,0 68,8 31,2

    Значительный рост товарной продукции промышленности позволил увеличить снабжение товарами не только городского, но и сельского населения. Так, централизованные рыночные фонды основных непродовольственных товаров, направленные для реализации сельскому населению, в целом по стране увеличились с 1932 по 1937 г. (в сопоставимых ценах) на 26,3%, в том числе хлопчатобумажных тканей — на 25,6%, шелковых тканей — в 2,1 раза, льняных тканей — почти в 6 раз, трикотажных изделий — в 2,4 раза, швейных изделий — на 8,2%, кожаной обуви — на 15,4%, мыла хозяйственного — в 2,6 раза и т.д.

    Особенно значительно увеличились фонды продовольственных товаров, направляемых государством в деревню. Если общий объем централизованного рыночного фонда сахара (по городу и селу, вместе взятым) возрос в 1937 г., по сравнению с 1932 г., в 2,8 раза, то фонды села увеличились в 8 раз, в результате чего доля сельского рыночного фонда сахара в общем рыночном фонде сахара повысилась с 14,2% в 1932 г. до 41% в 1937 г.; сельский фонд рыбы увеличился за это время в 2,9 раза (при увеличении всего фонда на 17%), сельди — на 42% (весь фонд возрос на 17%) и т.д.

    Для продажи сельскому населению все в большем объеме направлялись товары культурно-бытового назначения. Радиоприемники, велосипеды, фотоаппараты, патефоны и другие товары раньше совершенно не завозились на село, а к концу второй пятилетки в деревню было завезено: 2150 тыс. часов, 80 тыс. швейных машин, 75 тыс. радиоприемников, 247 тыс. велосипедов и т.д.1146

    В условиях развивающегося колхозного строя на селе возник новый вид торговли — товарами производственного назначения. Только за один 1937 г. потребительская кооперация продала на селе около 20 тыс. грузовых автомашин, свыше 13 тыс. т гвоздей, 18 тыс. т кровельного и сортового железа, 58 тыс. вагонов леса, а также большое количество цемента, оконного стекла, толя, шифера и т.д.1147

    Однако, несмотря на высокие темпы роста сельского товарооборота и сокращение разрыва между размерами товарооборота на душу городского и сельского населения, общий уровень товарооборота на селе все же был еще недостаточен. Потребительская кооперация медленно перестраивала свою торговую работу. Во многих розничных торговых предприятиях на селе отсутствовали в продаже товары, имевшиеся в достаточном количестве на оптовых складах, в том числе и такие товары повседневного спроса, как соль, спички, керосин и т.п. В результате потребители нередко лишались возможности приобретать необходимые им товары, а планы реализации товаров не выполнялись.

    Значительные изменения произошли в географическом размещении товарооборота. Наиболее высокими темпами возрастал розничный товарооборот в национальных республиках и на восточных окраинах страны. Если в целом по СССР розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли (включая общественное питание) с 1932 г. по 1937 г. увеличился в 3,1 раза, то в Узбекской ССР — в 4,4, в Таджикской ССР — 4,1, в Туркменской — в 3,8 и Казахской ССР — в 3,6 раза и т.д.1148 В результате этого доля указанных республик во всем розничном товарообороте страны повысилась.

    Развитие розничного товарооборота в стране характеризуется не только количественным ростом, но и существенным изменением товарной структуры товарооборота. В годы первой пятилетки в связи с ограниченностью товарных ресурсов и необходимостью в первую очередь обеспечить население продуктами питания значительно повысилась доля продовольственных товаров в розничном товарообороте страны, особенно в городах. Во второй пятилетке, особенно до отмены карточной системы снабжения, происходило дальнейшее повышение доли продовольственных товаров в розничном товарообороте государственной и кооперативной торговли при соответствующем снижении удельного веса непродовольственных товаров.

    Изменения объема продажи и удельного веса отдельных продовольственных товаров во всем розничном товарообороте страны с 1932 по 1937 г. видны из следующих данных (в %, в ценах соответствующих лет)1149:

      1932 г. 1937 г.
    Весь розничный товарооборот 100,0 100,0
    Продовольственные товары 55,1 63,1
    хлеб и хлебобулочные изделия 2,5 17,1
    сахар и кондитерские изделия 7,4 9,2
    мясо и колбасные изделия 4,6 5,0
    жиры 1,4 3,4
    молоко и молочные продукты 0,8 1,1
    картофель и овощи 4,0 1,6
    алкогольные и безалкогольные напитки 19,4 11,5

    Помимо изменения соотношения продовольственных товаров, в указанные годы существенно изменились и формы их потребления. В условиях карточной системы общественное питание служило дополнительным источником снабжения для значительной части населения. После отмены карточной системы снабжения и перехода к повсеместной торговле по единым ценам требовалась коренная перестройка работы предприятий общественного питания применительно к условиям развернутой советской торговли. Однако большинство этих предприятий не сумело достаточно быстро изменить методы работы в соответствии с новыми условиями. В результате выпуск продукции государственными и кооперативными предприятиями общественного питания после ликвидации карточной системы сократился: в 1935 г. ими было изготовлено 6907 млн. блюд, в 1936 г. — 4873 млн. блюд, в 1937 г. — 4208 млн. блюд, — в 2,8 раза меньше, чем в 1933 г.

    Однако оборот предприятий общественного питания в 1937 г. составил 10,1 млрд. руб., или примерно в 2 раза больше, чем в 1932 г. (в ценах соответствующих лет). Это увеличение объема товарооборота объясняется, во-первых, повышением уровня цен, во-вторых, некоторым изменением состава блюд (стали изготовлять относительно больше мясных и рыбных блюд) и, в-третьих, увеличением в обороте доли так называемых покупных товаров. Но в связи с более быстрым ростом товарооборота розничной сети удельный вес товарооборота предприятий общественного питания во всем розничном товарообороте страны снизился с 12% в 1932 г. и 13% в 1933 г. до 8% в 1937 г.

    После отмены карточной системы заметно улучшилась торговля продовольственными товарами в розничной сети. Были ликвидированы очереди покупателей. Значительно расширился ассортимент товаров. Так, в 1935 г. пищевая промышленность выпускала 110 сортов колбасно-ветчинных изделий вместо 41 в 1934 г., консервов — 128 сортов вместо 80, сыра — 29 вместо 10. В 1935 г. выпускалось 708 различных наименований рыбной продукции. В 1937 г. производилось 2500 видов кондитерских изделий, 150 сортов колбасно-ветчинных изделий. Улучшился ассортимент хлебобулочных изделий1150. Трудящиеся все больше покупали наиболее ценные и питательные продукты.

    В годы второй пятилетки значительно увеличился объем розничной реализации непродовольственных товаров (в 2,5 раза в ценах соответствующих лет), улучшился их ассортимент, в первую очередь за счет увеличения тканей, культтоваров, мебели, посуды. Однако спрос населения на многие товары удовлетворялся далеко не полностью.

    Наряду с государственной и кооперативной торговлей быстро развивалась колхозная торговля. В первые годы развития колхозной торговли (1932—1934 гг.) удельный вес оборота колхозных рынков в розничном товарообороте страны непрерывно повышался как благодаря большому увеличению физического объема сельскохозяйственных продуктов, реализованных на этих рынках, так и вследствие роста базарных цен. В последующие годы, когда после отмены карточной системы начал быстро расти товарооборот государственной и кооперативной торговли, а цены на колхозных рынках резко снизились, доля оборотов колхозной торговли в товарообороте страны уменьшилась. Если в 1933—1934 гг. почти 1/5 всего товарооборота страны и более ? товарооборота по продовольственным товарам приходилась на долю колхозной торговли, то уже в 1937 г. ее удельный вес уменьшился примерно на 1/31151.

    Доля колхозной торговли в покупках городским населением отдельных продуктов колебалась весьма значительно. Так, по данным обследований бюджетов семей рабочих за десять месяцев 1936 г., доля закупок на колхозных рынках в общей сумме закупок продовольственных товаров этой категории населения составила 14,5% (против 16,5% в 1935 г.), но при этом роль колхозных рынков в закупках рабочими хлебопродуктов была ничтожной — только 1,2%, в закупках же картофеля колхозные рынки составили 27,8%, овощей — 29,1, мяса — 32,6, молока — 60,2%, яиц — 51,8%1152.

    Несмотря на успехи в развитии розничного товарооборота, торговля все же отставала от потребностей народного хозяйства. Увеличение численности торговых предприятий отставало от роста физического объема розничного товарооборота. Материально-техническая база торговли была недостаточной; площадь торговых залов магазинов была невелика (в 1935 г. — 41,8 м?). Свыше 40% всех городских магазинов и примерно 55% сельских не имели подсобных помещений для хранения товаров. 70% сельских лавок не имели нормального освещения и т.д. В отдельных районах пропускная способность торговых предприятий была недостаточной и затрудняла приобретение товаров населением, что вело к созданию очередей. Неравномерно размещалась торговая сеть по отдельным районам и внутри крупных городов. В интересах потребителей было необходимым, чтобы торгующие организации продолжали укреплять материально-техническую базу, углублять специализацию магазинов, расширять торговую сеть, улучшать ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров, увеличивать объем розничного товарооборота, развивать государственную, кооперативную и колхозную торговлю.

    3. Оптовая торговля

    Развитие розничного товарооборота в значительной степени определяется состоянием оптовой торговли, качеством работы оптовых баз, призванных бесперебойно снабжать розничную сеть товарами в определенном ассортименте. Для регулярной связи между производством и розничной сетью в условиях значительного увеличения товарной массы в стране требовалось дальнейшее совершенствование оптовой торговли и рационализация товародвижения в интересах лучшего удовлетворения потребностей населения.

    После отмены системы нормированного снабжения были произведены серьезные изменения в организационной структуре оптовых звеньев промышленности и торгующих систем. В конце 1934 г. — начале 1935 г. в составе промышленных наркоматов были созданы всесоюзные и республиканские хозрасчетные конторы по сбыту продукции. В июле 1936 г. они были преобразованы в отделы сбыта главных управлений промышленности соответствующих наркоматов. Цель этой реорганизации — усилить ответственность главных управлений за организацию сбыта, а также за ассортимент и качество продукции, укрепить связи промышленности с рынком.

    Наряду с улучшением работы выходных (подсортировочных) баз, находившихся в основных пунктах сосредоточения предприятий некоторых отраслей промышленности, сбытовые организации промышленности значительно расширили сеть социализированных торгово-сбытовых баз в республиках, краях и областях.

    Быстрыми темпами возрастал также оптовый товарооборот сбытовых организаций промышленности. В 1935 г. он увеличился, по сравнению с 1934 г., более чем вдвое — с 36 млрд. руб. до 73,2 млрд. руб. Сбытовые организации промышленности сосредоточили в своих руках крупный опт по предметам потребления. На их долю в 1934 г. приходилось 65,7% общего объема учтенного оптового товарооборота страны по этим товарам, а в 1935 г. — 77,1%.

    Расширение сети сбытовых специализированных баз промышленности и развитие их торговой деятельности имели положительное значение. Однако сбытовых баз промышленности было еще мало для того, чтобы осуществлять непосредственную связь с розничными организациями, особенно сельскими. Эти базы отгружали закупленные товары низовым торгующим организациям неравномерно, нередко нарушая согласованный ассортимент. Оптовые базы промышленности слабо изучали потребности торгующих организаций, не обеспечивали своевременное снабжение их необходимыми товарами.

    В интересах бесперебойного снабжения товарами розничной сети торгующие организации системы Наркомторга и потребительская кооперация развивали свою сеть оптовых баз и складов. Для закупки товаров и снабжения ими розничных организаций оптовые конторы создавали торгово-закупочные базы на местах, главным образом в основных районах производства соответствующих товаров. Оптовые и оптово-розничные конторы Наркомторга призваны были укрепить связь с соответствующими отраслями промышленности, усилить воздействие на производство, способствовать расширению торгового ассортимента, внедрению и выработке новых товаров.

    Известную роль в развитии оптовой торговли и вовлечении в товарооборот дополнительных товарных ресурсов производства местной промышленности, промысловой кооперации и других предприятий, а также в реализации излишних товаров, скапливавшихся в торговых организациях, сыграли оптовые ярмарки, периодически проводившиеся в Москве, а также в республиках, краях и областях.

    Наиболее широко была развернута внутрисистемная оптовая торговля в потребительской кооперации. Оптовый товарооборот отраслевых объединений Центросоюза развивался быстрыми темпами и в 1934 г. был в 2,4 раза больше, чем в 1932 г. Еще быстрее развивалась оптовая торговля баз республиканских, краевых и областных потребсоюзов. Это были в основном межрайонные универсальные базы, торговавшие широким кругом разнообразных непродовольственных и продовольственных товаров.

    Огромный рост сельского товарооборота потребительской кооперации и развитие торговых баз промышленности создали условия для развития оптовой торговли райпотребсоюзов. С конца 1935 г. основным оптовым звеном в системе потребительской кооперации стали райпотребсоюзы.

    Новая экономическая обстановка, создавшаяся в годы второй пятилетки, требовала дальнейшего совершенствования форм и методов оптовой торговли промышленности и торгующих организаций, рационализации путей и сокращения звенности движения товаров от производства в розничную торговую сеть. В соответствии с постановлением СТО от 16 апреля 1936 г. «О расширении сети оптово-сбытовых баз промышленности и улучшении организации оптовой торговли товарами широкого потребления»1153 был установлен определенный порядок отгрузки товаров транзитом, что являлось наиболее рациональной формой товародвижения. Шире стали практиковаться транзитные отгрузки торгующим организациям непосредственно с фабрик и заводов таких товаров, как сахар, соль, спички, мыло и др.

    Одним из основных недостатков в работе оптовых предприятий было слабое изучение спроса на отдельные товары и конъюнктуры рынка. Предварительные заказы нередко составлялись без достаточного обоснования, не отражали действительной потребности в конкретных товарах, теряли свое значение как средство планомерного воздействия торговли на производство. Предварительные заказы играли еще меньшую роль из-за того, что сбытовые органы промышленности и отдельные предприятия часто поставляли товары с отклонениями от требований заказов.

    Для повседневного изучения спроса были созданы контрольно-ассортиментные пункты при некоторых сбытовых базах промышленности и оптовых базах торгующих систем. Учитывая заказы и заявки розничных организаций, проводя специальные опросы, контрольно-ассортиментные пункты наблюдали за состоянием спроса на такие товары сложного ассортимента, как, например, ткани (по отдельным группам и артикулам), и отражали изменения спроса в своих заказах промышленности. Представители сбытовых баз промышленности периодически посещали своих покупателей (райпотребсоюзы, раймаги, торги) и знакомили их с ассортиментом товаров на базах по образцам и альбомам. Эта форма связи оптовых баз с торговыми организациями и предприятиями дала положительные результаты.

    Во взаимоотношениях торговых организаций с промышленностью недостаточно использовалась система хозяйственных договоров. Действовавшая система генеральных договоров, сыгравшая определенную роль в период внедрения планового начала в сферу товарного обращения и установления нормальных экономических связей между промышленностью и торговлей, уже не соответствовала в полной мере требованиям развернутой советской торговли. При этой системе ослаблялись непосредственные хозяйственные связи между промышленностью и торговыми звеньями и организациями. С целью упрощения системы договоров и укрепления непосредственной связи торговых организаций с промышленностью была расширена практика заключения прямых договоров между торгами, райпотребсоюзами, межрайбазами и другими торговыми организациями, с одной стороны, и оптово-сбытовыми базами или промышленными предприятиями — с другой.

    Переход к системе прямых договоров означал известную децентрализацию оперативно-хозяйственной работы торговых организаций, расширение коммерческих взаимоотношений между оптовыми базами и промышленностью, а также между оптовыми и розничными звеньями торговли.

    С переходом к открытой торговле необходимо было обеспечить торговую сеть товарами в таких размерах, чтобы не допускать перебоев в торговле и предоставлять потребителям широкий выбор разнообразных товаров. Важно было правильно распределить товары между оптовыми и розничными предприятиями, имея в виду, что оптовые базы должны бесперебойно снабжать розничную сеть всеми товарами и лучше, чем раньше, осуществлять подсортировку товаров сложного ассортимента. Вместе с тем необходимо было стремиться к возможному ускорению товарооборачиваемости и не допускать накопления в оптовой и розничной сети излишних товарных запасов, не вызывавшихся нормальными условиями торговли.

    Одной из серьезных задач государственной и кооперативной торговли была нормализация товарных запасов, при которой были бы обеспечены достаточная насыщенность торговой сети товарами, равномерное размещение товаров по районам и торговым предприятиям внутри каждого района, и в то же время совместно ускорился бы процесс обращения товаров.

    В ряде случаев товарные запасы росли вследствие недостатков в работе торговых организаций. В некоторых из них накопились неходовые товары, не пользовавшиеся спросом населения или завезенные в торговую сеть в чрезмерно большом количестве, без учета реальных потребностей. Только в системе потребительской кооперации к 1 января 1938 г. образовалось сверхплановых товарных запасов на сумму 780 млн. руб., что составляло около 20% всей суммы товарных запасов потребительской кооперации. Это ухудшало финансовое положение торгующих систем, вызывало недостаток оборотных средств для нормальной торговли.

    Вместе с тем запасы непродовольственных товаров в торговой сети, особенно таких, как ткани, швейные изделия, обувь, были недостаточными, не обеспечивали необходимого выбора и приводили к перебоям в торговле. Перебои наблюдались и в торговле некоторыми продовольственными товарами из-за неравномерного размещения товарных запасов по отдельным районам и торговым предприятиям, отсутствия должной заботы о своевременном снабжении товарами розничной сети со стороны торговых организаций, главным образом их оптовых звеньев.

    Большое значение для правильной организации торговли, развития товарооборота и борьбы за ускорение оборачиваемости товаров имело кредитование товарооборота.

    Организация и формы кредитования на протяжении первой и второй пятилеток постепенно совершенствовались. После ликвидации карточной системы и проведения организационных мероприятий по перестройке торговой работы в городе и на селе банковское кредитование торговли расширилось. Сумма кредита, выданного торговым организациям систем Наркомвнуторга и Центросоюза, увеличилась с 8 млрд. руб. на 1 января 1937 г. до 10,8 млрд. руб. на 1 января 1938 г., или на 35%, при увеличении розничного товарооборота за 1937 г. на 18%. Особенно большое место в получении банковского кредита занимала потребительская кооперация: на ее долю приходилось 50% всех кредитных вложений Государственного банка в торговлю, причем непосредственное кредитование сельпо составляло более 2 млрд. руб.1154

    Постепенное совершенствование кредитной системы и улучшение практики кредитования способствовали развитию торговли, борьбе за ускорение товарооборачиваемости, снижению издержек обращения.

    На протяжении второй пятилетки уровень издержек обращения в государственной и кооперативной торговле (в процентах к товарообороту розничной торговой сети в ценах соответствующих лет) неуклонно снижался. В 1937 г. издержки обращения розничной торговли составили 9,4% к товарообороту (без общественного питания) против 11,3% в 1932 г. Решающее влияние на снижение уровня издержек обращения оказал рост физического объема розничного товарооборота, повышение производительности труда торговых работников, сокращение административно-управленческих расходов. В потребительской кооперации снижение издержек обращения обусловливалось ликвидацией мелких, нерентабельных сельпо, а также мелких лавок.

    Однако были факторы, повышавшие уровень торговых расходов. К их числу следует прежде всего отнести изменение структуры розничного товарооборота в годы второй пятилетки. Уровень издержек обращения повысился также в связи с расширением торговой сети, приведением ее в лучшее состояние, чем она была в период нормированного снабжения.

    Из-за некоторых недостатков в работе государственных и кооперативных торговых организаций издержки обращения были еще высокими. Часто встречались нерациональные перевозки товаров, увеличивавшие транспортные и другие расходы. Недостаточен уровень материально-технической базы оптовой и розничной торговли, неудовлетворительное хранение товаров и прямая бесхозяйственность приводили к значительным потерям.

    Некоторые излишества допускались в штатах административно-управленческих работников торгующих систем. По данным переписи 15 апреля 1935 г., примерно на трех торговых и складских работников приходился один работник управленческого аппарата. В общей численности работников кооперативной торговли 32,4% занимали работники контор и управлений, освобожденные члены правлений потребительских обществ и райпотребсоюзов1155.

    В целом развитие товарооборота и некоторое снижение общего уровня издержек обращения обусловили повышение рентабельности государственной и кооперативной торговли. В 1935 г. потребительская кооперация получила 87,7 млн. прибыли от торговой деятельности, или 0,54% к розничному товарообороту, в 1936 г. — около 458 млн., или 1,97% к розничному товарообороту, в 1937 г. — 394,5 млн. руб., или 1,4% к розничному товарообороту1156. Прибыль системы Наркомвнуторга составила в 1936 г. свыше 600 млн. руб. (в 1935 г. — 97 млн. руб.)1157. Однако размеры прибыли в торговых организациях были еще недостаточными; план накопления по системе Наркомвнуторга на 1937 г. был выполнен лишь на 47%.

    Задача дальнейшего повышения рентабельности торговли требовала усиления внедрения хозяйственного расчета в работу торговых предприятий и организаций, наведения порядка в хозяйственной работе, установления жесткого режима экономии, усиления контроля за сохранением социалистической собственности.

    *

    В результате победы социалистической системы во всех отраслях народного хозяйства был завершен процесс формирования советской торговли как формы товарного обмена, присущей социалистическому обществу. Важнейшая отличительная особенность торговли при социализме как торговли особого рода состоит в том, что в ней совсем не участвует частный капитал, она планомерно осуществляется социалистическими предприятиями, а также в какой-то мере колхозниками. Реализация товаров в СССР происходит через государственную, кооперативную и колхозную формы торговли, образующие систему советской торговли.

    Расширение сферы планирования торговли осуществлялось постепенно на протяжении всего переходного периода; качественный же скачок от торговли, выражавший борьбу планового начала с рыночной стихией, к планомерно организованной торговле, выражающей социалистические производственные отношения, произошел в результате изменения социальной сущности торговли в СССР, в результате перехода к советской торговле, как единственной форме товарного обращения в стране. Усиление планомерности всего процесса товарного обращения развивало специфический характер товарно-денежных отношений в условиях социалистического общества.

    Основными результатами планомерного развития советской торговли в переходный период, обусловленными развитием общественного производства, повышением материального благосостояния трудящихся, были: во-первых, неуклонный рост розничного товарооборота, в результате чего товарное потребление трудящихся к концу переходного периода значительно увеличилось как по сравнению с начальным этапом нэпа, так и с дореволюционным периодом; во-вторых, постепенное сближение уровня товарооборота на душу сельского и городского населения, а также расширение ассортимента продаваемых населению товаров; в-третьих, некоторое выравнивание уровня товарооборота по отдельным районам страны.


    Примечания:



    1

    «О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Постановление ЦК КПСС от 31 января 1977 года». — «Коммунист», 1977, № 2, стр. 4.



    11

    В. В. Куйбышев. Статьи и речи, т. 5, стр. 527.



    112

    «Труд в СССР». Статистический справочник. М., ЦУНХУ Госплана СССР, 1936, стр. 25; «Проблемы экономики», 1940, № 7, стр. 112.



    113

    «Проблемы экономики», 1939, № 6, стр. 155.



    114

    И. И. Кузьминов. Стахановское движение — высший этап социалистического соревнования. М., Соцэкгиз, 1940, стр. 69—70.



    115

    «Развитие советской экономики». М., Соцэкгиз, 1940, стр. 572; Б. Маркус. Труд в социалистическом обществе. Госполитиздат, 1939, стр. 205.



    1121

    «КПСС в резолюциях и решениях конференций, съездов и пленумов ЦК», т. 5. Политиздат. 1971, стр. 17.



    1122

    Там же, стр. 40, 47.



    1123

    Там же, стр. 52.



    1124

    Вопросы развития торговли в период завершения социалистических преобразований народного хозяйства СССР освещаются в монографиях: Г. А. Дихтяр. Советская торговля в период построения социализма. М., Изд-во АН СССР, 1961, гл. 6; Г. Л. Рубинштейн. Развитие внутренней торговли в СССР. Л., Изд-во ЛГУ, 1964.



    1125

    «КПСС в резолюциях…», т. 5, стр. 39—40.



    1126

    СЗ, 1934, № 40, ст. 313.



    1127

    В январе 1938 г. Народный комиссариат внутренней торговли СССР был переименован в Народный комиссариат торговли Союза ССР, соответственно были переименованы его местные органы.



    1128

    «Борьба за развертывание советской торговли между XVI и XVII партсъездами». Материалы Наркомснаба СССР. М.—Л., 1934, стр. 79.



    1129

    «Итоги развития советской торговли от VI к VII съезду Советов СССР». Материалы Наркомвнуторга СССР. М., 1935, стр. 57.



    1130

    Г. А. Дихтяр. Советская торговля в период построения социализма, стр. 387.



    1131

    «КПСС в резолюциях…», т. 5, стр. 194—198.



    1132

    СЗ СССР, 1937, № 61, ст. 445.



    1133

    «Плановое хозяйство», 1936, № 2, стр. 113.



    1134

    СЗ СССР, 1937, № 76, ст. 372.



    1135

    «Социалистическое строительство Союза ССР (1933—1938 гг.)». Статистический сборник. М.—Л., Госпланиздат, 1939, стр. 113.



    1136

    «Советская торговля». Статистический сборник. М., Госстатиздат, 1956, стр. 137, 138.



    1137

    «Советская торговля», 1956, стр. 141. См. также Л. М. Михневич. Торговля Белоруссии (1900—1970 гг.). Минск, изд-во «Наука и техника», 1973, стр. 105, 106; Э. Н. Бердыбаев. Развитие советской торговли в Киргизии. Фрунзе, Кыргызстан, 1970, гл. 1; М. Р. Расулев. Формирование и развитие социалистической торговли в Узбекистане. Ташкент, «Фан», 1972, гл. 4.



    1138

    «Советская торговля», 1956, стр. 20.



    1139

    «Социалистическое строительство СССР». Статистический ежегодник. М., Госпланиздат, 1936, стр. 608.



    1140

    СЗ, 1935, № 52, ст. 427.



    1141

    «Потребительская кооперация СССР за 1935 г. Основные показатели». М., Центросоюз, 1936, стр. 5, 7.



    1142

    К. П. Вахитов. Потребительская кооперация Башкирии. Историко-экономические очерки. Уфа, Башкирское книжное изд-во, 1969; М. Р. Расулев. Формирование и развитие социалистической торговли в Узбекистане и др.



    1143

    СЗ, 1936, № 2, ст. 17.



    1144

    «Советская торговля», 1956, стр. 24.



    1145

    Там же, стр. 21.



    1146

    «Советская торговля», 1956, стр. 57, 58.



    1147

    «Проблемы экономики», 1938, № 2, стр. 160.



    1148

    Г. А. Дихтяр. Советская торговля в период построения социализма, стр. 406.



    1149

    «Советская торговля», 1956, стр. 44, 45.



    1150

    Г. А. Дихтяр. Советская торговля в период построения социализма, стр. 412.



    1151

    Данные за 1932—1935 гг. — «Социалистическое строительство СССР», 1936, стр. 606, 612; за 1937 г. — «Итоги выполнения второго пятилетнего плана развития народного хозяйства Союза ССР». М., Госпланиздат, 1939, стр. 63.



    1152

    «Советская торговля», 1937, № 1, стр. 29.



    1153

    СЗ, 1936, № 27, ст. 262.



    1154

    М. Атлас. Развитие государственного банка СССР. М., Госфиниздат, 1958, стр. 153.



    1155

    Г. А. Дихтяр. Советская торговля в период построения социализма, стр. 461.



    1156

    «Потребительская кооперация СССР за 1935 год», стр. 46—47; «Потребительская кооперация СССР за 1936 год». М., Центросоюз, 1937, стр. 49; Г. А. Дихтяр. Советская торговля в период построения социализма, стр. 459.



    1157

    «План», 1937, № 5, стр. 25, 26.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх