• 1. Развитие народного образования
  • 2. Советская наука в годы второй пятилетки
  • 3. Развитие учреждений культуры
  • Глава шестнадцатая

    ВТОРАЯ ПЯТИЛЕТКА — ВАЖНЫЙ ЭТАП КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ В СССР

    Вторая пятилетка ознаменовалась решающими успехами культурной революции в СССР. Завершая построение материально-технической базы социализма, Коммунистическая партия и Советское государство уделяли огромное внимание развертыванию социально-культурного строительства. В годы второй пятилетки общие затраты государства, хозяйственных организаций и профсоюзов на эти цели составили около 110 млрд. руб. против 24 млрд. руб. в первой пятилетке. Выдающиеся достижения были отмечены на всех участках фронта культурного строительства — в области народного образования, развития науки, советской литературы и искусства1243.

    В годы второй пятилетки решалась важнейшая хозяйственная проблема — завершение технической реконструкции всего народного хозяйства, достижение на основе освоения новой техники значительного роста производительности труда и серьезного снижения себестоимости, а также улучшения качества и ассортимента продукции во всех отраслях народного хозяйства.

    Эти новые условия развития общественного производства поставили и новые проблемы перед учреждениями науки и культуры и прежде всего перед системой образования, обеспечивающей подготовку кадров для всех отраслей народного хозяйства.

    Программа широкого развертывания нового строительства предполагала решительные сдвиги в размещении производительных сил на территории страны. Усиленное внимание обращалось на развитие восточных районов страны (Урала, Сибири, Дальнего Востока, Казахстана, Башкирии, республик Средней Азии). Это обусловило более быстрое развитие учреждений культуры в этих районах, в особенности создание профессионально-технических учебных заведений, средних специальных и высших учебных заведений.

    1. Развитие народного образования

    Завершение ликвидации неграмотности взрослого населения. Ликвидация неграмотности взрослого населения получила огромный размах в годы первой пятилетки. Однако эта задача была далеко не завершена. В условиях технической реконструкции к трудящимся предъявлялись новые требования: недостаточно было только уметь читать и считать. В связи с этим уже в 1932 г. объем знаний в школах неграмотных и малограмотных был повышен до уровня четырех классов начальной школы и, кроме того, они должны были давать необходимые производственные знания в городе в объеме техминимума, в деревне в объеме агроминимума.

    В начале 1934 г. Центральный совет общества «Долой неграмотность!» (ОДН) в своем воззвании, подписанном М. И. Калининым, отмечал, что «культурный поход поднимается на более высокую ступень». В связи с этим была сокращена сеть ликпунктов и значительно расширилась сеть школ для неграмотных и малограмотных. Руководители ликпунктов и школ по борьбе с неграмотностью пополняли свои знания в культармейских университетах. Действовали и общеобразовательные школы повышенного типа для взрослых (кроме рабфаков), которые давали образование в объеме семилетней и средней школы, их выпускники получали право поступления в техникумы и высшие учебные заведения. Таких школ рабочей и сельской молодежи и школ взрослых в 1927/28 учебном году было 0,9 тыс. и в них обучалось 75,4 тыс. учащихся; в 1932/33 учебном году было уже 1,5 тыс. школ с 177,2 тыс. учащихся1244.

    Однако по мере того как ликвидация неграмотности и малограмотности близилась к завершению, наблюдалось известное ослабление внимания к этой работе. В феврале 1936 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) в постановлении «О работе по обучению неграмотных и малограмотных»1245 потребовали от советских, партийных и профсоюзных и комсомольских организаций, органов Наркомпроса усилить работу, в течение 1936 и 1937 гг. «полностью обеспечить ликвидацию неграмотности среди трудящихся в возрасте до 50 лет». Наркомпросам республик, профсоюзным и комсомольским организациям было предложено открыть специальные начальные школы и «охватить обучением в 1936 г. всех подростков от 14 до 18 лет». Этим же постановлением были утверждены учебные планы школ для взрослых и была дана директива соответствующим органам об издании необходимого количества учебников.

    Работа по ликвидации неграмотности и малограмотности получила новый размах. Партийные, профсоюзные и комсомольские организации вели строгий учет лиц, подлежащих обучению, и добивались вовлечения их в школы, следили за их учебой. Особенно большую помощь оказывали комсомольские организации.

    Общую картину борьбы за ликвидацию неграмотности в РСФСР за указанный период могут иллюстрировать данные табл. 1.

    Таблица 1

    Ликвидация неграмотности и малограмотности взрослого населения в РСФСР (в тыс. человек)*
    Год Число обучавшихся Год Число обучавшихся
    неграмотных малограмотных неграмотных малограмотных
    1932 4185,7 3954,3 1935 1985,0 2272,7
    1933 2157,7 2035,1 1936 1560,4 2300,1
    1934 2258,9 2137,0 1937 1897,7 2584,4

    * «Народное образование в РСФСР», стр. 161.

    Материалы Всесоюзной переписи населения 1939 г. показали, что массовая неграмотность трудящихся в СССР в основном была ликвидирована. Численность грамотного населения страны (возраст 9—49 лет) в этом году достигла 87,4%1246.

    Общеобразовательная школа. Во второй пятилетке в СССР было осуществлено всеобщее начальное четырехклассное обучение, а в городах уже к 1934 г. в основном было введено семилетнее образование. Была поставлена задача в течение второй пятилетки перейти ко всеобщему обязательному политехническому обучению в сельских местностях, а также завершить переход к введению семилетнего образования как в городе, так и в деревне.

    Новые более высокие требования к уровню подготовки в школе определили и новый подход к организации обучения в школе. Работа школы находится под неослабным вниманием Коммунистической партии и Советского правительства. Центральный Комитет партии для повышения качества обучения сосредоточивает внимание органов народного образования, партийных организаций на необходимости совершенствования программ, учебников, постановки методической работы, организации учебного процесса в школах.

    25 августа 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе»1247. Констатируя, что после решения Центрального Комитета от 5 сентября 1931 г. «учебные программы НКП РСФСР для начальной и средней школы, в особенности программы I ступени, значительно улучшились, стали выше по объему знаний и систематичнее по расположению учебного материала по сравнению с программами предшествующих лет», ЦК вместе с тем отметил, что учебные программы «все еще страдают существенными недостатками», и предложил многие из них переработать, исходя из необходимости обеспечить основы политехнического образования, потребовал ликвидировать лабораторно-бригадный метод обучения в школе. В этом же постановлении было признано необходимым «приступить, начиная с 1932/33 учебного года, к реорганизации семилетней политехнической школы в десятилетнюю».

    Постановлением СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 г. «О структуре начальной и средней школы в СССР» были установлены «общие для всего СССР типы общеобразовательной школы»1248. Начальная школа включала 4 класса (с I по IV), неполная средняя — 7 классов (с I по VII), средняя — 10 классов (с I по X). К общеобразовательным школам относились также рабфаки с трехгодичным сроком обучения (вечерние — с четырехгодичным) и школы взрослых для обучения без отрыва от производства. Организационная структура общеобразовательных школ укреплялась и совершенствовалась. Огромное значение имело принятие ряда решений СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б). Так, в феврале 1933 г. Центральный Комитет партии принял постановление «Об учебниках для начальной и средней школы». В мае 1934 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли два важных постановления — «О преподавании географии в начальной и средней школе СССР» и «О преподавании гражданской истории в школах СССР»1249. Эти постановления сыграли огромнейшую роль в повышении качества учебной и воспитательной работы советской школы. На основе этих постановлений были пересмотрены программы по географии и истории, созданы новые учебники, в которых в систематизированном виде излагались основы наук.

    Для улучшения всей учебной и воспитательной работы советской школы серьезное значение имело постановление ЦК партии от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпроса»1250, в котором была разоблачена антимарксистская, буржуазно-реакционная сущность педологии, нанесшей большой вред советской школе. В постановлении Центрального Комитета партии были определены пути развития советской педагогики, что обеспечило дальнейший подъем передовой советской педагогической науки.

    В течение 1935 и 1936 гг. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли ряд других постановлений, направленных на повышение качества учебной работы и дисциплины учащихся, на улучшение материально-бытовых условий учительства. Так, в 1935 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление «Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе»1251, об издании и продаже учебников для средней школы и т.д. В 1935 г. были приняты и реализованы постановления партии и правительства о строительстве школ, в 1936 г. — о повышении заработной платы учителям и другим школьным работникам.

    Советское государство намного увеличило расходы на школьное образование. В 1937 г. на школы было израсходовано в 4 с лишним раза больше, чем в 1932 г. Постоянно улучшалась материально-техническая база средней школы. Осуществлялось значительное строительство новых школ, совершенствовалось школьное и учебное оборудование.

    Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 22 февраля 1935 года «О строительстве школ в городах и о приеме в высшие педагогические учебные заведения»1252 наметило пути создания экономичных и в педагогическом отношении полноценных школьных зданий, пригодных для массового строительства. Опыт эксплуатации школ показал, что в школьных зданиях необходимо предусматривать помещения для кабинетов биологии, физкультурного зала и т.д. Шла работа по совершенствованию школьной мебели: парт, столов для лабораторий, классных досок, шкафов и т.п.

    За 1933—1937 гг. было построено начальных, неполных средних и средних школ государственными и кооперативными организациями (без колхозов) на 5575 тыс. мест. В том числе в городах и рабочих поселках была построена 3671 новая школа, в сельской местности — 15207 школ1253. За годы второй пятилетки значительно возросло число учащихся в школах всех ступеней. Развитие школьной сети дневных общеобразовательных школ в СССР показывают следующие данные1254:

      1932/33 г. 1937/38 г.
    Всего школ 166 275 168 404
    Учащихся всего, тыс. чел. 21 397 29 562
    В том числе
    начальных школ 136 209 122 086
    учащихся в них, тыс. чел. 12 093 10 925
    неполных средних школ 26 752 34 199
    учащихся в них, тыс. чел. 7 921 11 167
    средних школ 1 261 9 909
    учащихся в них, тыс. чел. 1 243 7 354
    Школ для детей с дефектами умственного и физического развития 2 053 2 210
    учащихся в них, тыс. чел. 140 116
    Численность учителей, тыс. чел. 615 914

    Значительный размах приобрело развитие школьного образования у ранее отсталых народов. Так, например, число учащихся за пятилетку в Таджикистане возросло почти в 2 раза, в Узбекистане — в 4,5 раза, в Киргизии — почти в 3,5 раза, в Туркмении — в 1,8 раза, в Казахстане — в 1,7 раза1255.

    Так выполнялась поставленная XVII съездом ВКП(б) одна из важнейших задач второй пятилетки: «осуществления всеобщего обязательного политехнического обучения в объеме семилетки, в первую очередь в деревне, поскольку в городе эта задача была в основном уже разрешена на протяжении первой пятилетки»1256.

    Поставленная Коммунистической партией и Советским правительством задача введения в стране всеобщего обязательного начального обучения была решена в невиданно короткий срок. Ее выполнение стало возможным благодаря постоянной заботе партийных и советских органов, всенародному движению за осуществление начального всеобуча, активной деятельности всей советской общественности, самоотверженному труду советских учителей. Это достижение советского общества было закреплено в Конституции СССР, принятой 5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайным съездом Советов, провозгласившим право граждан СССР на образование, которое обеспечивалось всеобщим обязательным начальным образованием, бесплатностью образования, включая и высшее, обучением в школах на родном языке, развитием производственного, технического и агрономического обучения трудящихся.

    За годы второй пятилетки было завершено введение семилетнего обучения в городах, широкое развитие получило среднее образование в городе и деревне. Численность учащихся в 5—7-х классах по всей стране удвоилась, а в 8—10-х классах увеличилась в 15 раз1257. В школах страны училось около 30 млн. учащихся, преподавание велось на 112 языках народов СССР1258.

    Постоянной заботой органов народного образования, партийных и комсомольских организаций было формирование педагогических коллективов, подготовка учителей, от которых зависело качество учебной и воспитательной работы школ. Между тем состав педагогов во многих случаях не отвечал необходимым требованиям. Многие директора неполных средних школ (4,2%), заведующие начальных школ (11,4%), преподаватели начальных (10,9%) и даже неполных средних и средних школ (1,9%) имели начальное образование и только около 6% из них окончили педкурсы1259. Все они нуждались в повышении квалификации, а определенная часть — и в замене.

    Коммунистическая партия и Советское правительство особое внимание обращали на подготовку педагогических кадров в вузах и средних специальных учебных заведениях (техникумах).

    Партийные и комсомольские организации вели большую работу по изменению социального состава студентов педагогических вузов и техникумов, направляя на учебу рабочих и крестьян. Так, осенью 1935 г. в педагогические вузы страны было принято 39,6% рабочих и детей рабочих, 5,2% членов ВКП(б) и 40% членов ВЛКСМ1260.

    Педагогические вузы и техникумы страны выпустили за годы второй пятилетки 258,1 тыс. учителей1261. Кадры учителей пополняли партийные и комсомольские организации, направляя на работу в школу грамотных коммунистов и комсомольцев и несоюзную молодежь. В 1933, 1934—1936 гг. на работу в школу были направлены десятки тысяч коммунистов и комсомольцев. Это, а также приход лиц, окончивших вузы и техникумы, способствовали тому, что в 1936 г. около 40%) учителей страны составляла молодежь до 26—27 лет1262. Учителя коммунисты и комсомольцы служили примером в поддержке трудовой дисциплины, отношении к делу, участием в большой общественной работе, но они были недостаточно опытны. Поэтому органы народного образования организовали широкую сеть стационарных и заочных курсов, школ, отделений для повышения квалификации учителей. Партийные и комсомольские организации добились того, что 60% учителей страны, не имевших педагогического образования, учились заочно в вузах и техникумах1263. Такая организация в области повышения квалификации педагогических кадров дала свои результаты. Если в 1933 г. высшее и среднее образование имели около 50% учителей, в том числе 40—45% педагогическое, а по РСФСР этот процент был даже ниже1264, то в 1937 г. в РСФСР высшее и среднее образование имели 66,6% учителей (а на селе 67,6%), из них 72% получили педагогическое образование1265.

    Большую роль в улучшении учебной и воспитательной работы в в школах сыграли комсомольские и пионерские школьные организации.

    Начиная с 1932 г. все школьные ячейки были реорганизованы в уставные первичные комсомольские организации. Наряду с усилением существовавших комсомольских организаций, создавались ячейки в тех школах, где раньше их не было. Для укрепления пионерской работы в школе по решению ЦК ВЛКСМ пионерские отряды, существовавшие при фабриках и заводах, были переведены в школы. В 1935 г. были созданы единые общешкольные пионерские организации. Школа стала основной базой работы пионерской организации. Комсомольские и пионерские организации принимали все более активное участие в повышении успеваемости, дисциплины учащихся и в воспитательной работе школы. Особенно большое влияние они оказывали на организацию работы кружков самодеятельности, технического творчества и др.

    В 1937 г. более 10 млн. ребят занимались в различных технических и культурных кружках, 4 млн. — в кружках физкультуры, тысячи детей и подростков изучали историю СССР1266. Приобщению школьников к технике, производству способствовали технические станции, детские железные дороги, дворцы пионеров, созданные по инициативе и при активном участии комсомольцев.

    В 1935 г. комсомольцами Тбилиси была сооружена первая детская железная дорога. В 1937 г. детские железные дороги были построены уже в 54 городах страны1267. За пять лет (1933—1937 гг.) в стране было построено 760 детских технических станций и домов художественного воспитания, 864 дворца и дома пионеров, 170 детских парков и садов, около 170 детских кино и театров. В бывшем имении польского графа Густава Олизер на Южном берегу Крыма была создана всесоюзная пионерская здравница «Артек»1268.

    Профессионально-техническое образование. Уже к концу первой пятилетки ведущее место в системе профтехобразования заняли школы ФЗУ. Многие рабочие после школы ФЗУ вливались в рабочие коллективы, становились передовиками производства. Возросший культурный уровень рабочего класса, осуществление семилетнего всеобщего образования, а также увеличившаяся потребность в рабочих кадрах обусловили сокращение сроков обучения (продолжительность до шести месяцев или до одного года) и объем подготовки в школах ФЗУ. Однако скоро оказалось, что школы ФЗУ не могут быть укомплектованы выпускниками средней школы, так как их было еще недостаточно. Поэтому в августе 1935 г. СНК СССР вынес решение об увеличении сроков обучения в школах ФЗУ до полутора — двух, а по некоторым профессиям и до трех лет. В учебные планы были введены общетехнические и общеобразовательные предметы, обеспечивающие сознательное усвоение профессиональных знаний и коммунистическое воспитание учащихся. Была значительно расширена практическая и специальная подготовка.

    К 1935 г. школы фабрично-заводского ученичества дали промышленности, транспорту, строительству свыше 1 млн. молодых рабочих, хорошо знающих технику и технологию производства. В этом же году в школах ФЗУ обучалось 300 тыс. юношей и девушек1269. Многие из окончивших ФЗУ были выдвинуты на руководящую производственную работу (бригадирами, мастерами, начальниками цехов). Многие были награждены орденами и медалями Советского Союза. Из числа фабзаучников выросли зачинатели стахановского движения — П. Кривонос, М. Виноградова, Н. Курьянов и многие другие1270.

    Наряду с ФЗУ миллионы взрослых рабочих получали или повышали свою квалификацию в различных кружках и на курсах. В 1932 г. в систему подготовки кадров были переведены школы для взрослых, в которых обучалось более 230 тыс. человек1271.

    В июле 1932 г. Совет Труда и Обороны СССР ввел обязательный технический минимум для рабочих, обслуживающих сложные агрегаты, установки и механизмы. Вначале техминимум был установлен для рабочих 255 ведущих специальностей, но постепенно перечень специальностей расширялся1272. Начало второй пятилетки совпало с началом массового движения рабочих за овладение техминимумом и сдачу общественно-технического экзамена. Проведение общественно-технических экзаменов существенно сказалось на повышении производительности труда, качестве продукции, уменьшении брака, выполнении производственной программы на предприятиях страны. Позже, в 1935 г., на предприятиях тяжелой промышленности был введен государственно-технический экзамен. С 1 октября 1935 г. государственно-технический экзамен был введен и для рабочих легкой промышленности.

    В сельском хозяйстве проблема подготовки квалифицированных кадров встала не менее остро. В село поступала новая техника — тракторы, комбайны и другие сложные сельскохозяйственные машины. Созданные политотделы при МТС, партийные, комсомольские организации и органы Наркомзема и Наркомсовхозов усилили работу по подготовке механизаторов на курсах, по созданию сети кружков агротехучебы и агрозоотехнических знаний.

    На селе, начиная с 1934 г., стали практиковать проведение общественных агрономических экзаменов среди комсомольцев и молодежи. В конце 1934 г. было принято решение о развертывании постоянно действующих межрайонных и межсовхозных школ и курсов по подготовке и переподготовке кадров — трактористов, комбайнеров, шоферов.

    К 1 августа 1935 г. в стране было подготовлено 290 800 трактористов, 32 400 комбайнеров, 365 200 работников остальных ведущих массовых профессий в области сельского хозяйства1273. Подавляющее большинство их составляла молодежь.

    Среднее специальное и высшее образование. Одной из важнейших задач культурной революции, широко развернувшейся во второй пятилетке, являлась подготовка кадров специалистов для всех отраслей народного хозяйства и культуры. С началом второй пятилетки особую остроту приобрело качество подготовки специалистов. Народное хозяйство технически перевооружалось, возникли такие новые отрасли промышленности, как авиационная, автомобильная, тракторная и др. Постановлением ЦИК СССР от 19 сентября 1932 г. «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах»1274 были внесены принципиальные изменения в систему преподавания и организацию учебного процесса. В постановлении намечались конкретные меры, обеспечивающие удовлетворение повышенных требований к теоретическому уровню советских специалистов, от которых требовалась все «более высокая квалификация, овладение глубокими знаниями научных основ современной техники, знание системы советского хозяйства и его планирования». Этим постановлением было предусмотрено установление сроков обучения в высших учебных заведениях в зависимости от специальности. При этом в большинстве вузов страны сроки обучения увеличивались до 4—5 лет. В 1932/33 г. в институтах и техникумах были пересмотрены программы и учебные планы, было увеличено число часов на общетехнические дисциплины, введены разделы, отражающие последние достижения науки и техники.

    Основной формой учебного процесса стали лекции, семинары, практические лабораторные занятия. Партийные, комсомольские и профсоюзные организации следили за посещаемостью занятий, требовали от студентов овладения знаниями, помогали им организовать самостоятельную работу.

    Все в большей мере утверждался в высшей школе активный метод преподавания. Усилия педагогов были направлены на то, чтобы совершенствовать руководство самостоятельной работой студентов, постановку производственного обучения, лабораторных практикумов.

    С первых шагов развития советской высшей школы большое значение придавалось сочетанию учебной работы с идейно-политическим воспитанием студенчества.

    Партийные и комсомольские организации постоянно совершенствовали формы и методы политико-воспитательной работы, организацию отдыха студентов и культурно-массовую работу. Значительно улучшилось физическое воспитание в высших и средних специальных учебных заведениях. В организации учебной и культурно-воспитательной работы важно было учитывать изменения в социальном составе студенчества. В годы первой пятилетки и в первые годы второй набор в вузы и техникумы проходил на промышленных предприятиях, в колхозах и совхозах, а затем отобранные в вузы и техникумы лица готовились к приемным испытаниям на специальных курсах или на рабфаках. Наибольших размеров сеть рабфаков и курсов достигла в 1932/33 г.: на 1025 рабфаках занималось 339,5 тыс. учащихся1275. Затем в связи с укреплением и развитием общеобразовательной школы сеть курсов и рабфаков стала сокращаться. В 1933/34 г. было произведено первое сокращение числа рабфаков. В 1936/37 г. в стране насчитывалось 625 рабфаков, на которых обучалось 196,9 тыс. человек, а в 1939/40 учебном году — соответственно 323 и 52,6 тыс. человек1276. Сокращалось и число выпускников рабфаков в вузах и техникумах и все большее число студентов, принятых в вузы, имели образование, полученное в средних школах и техникумах.

    Увеличение приема выпускников средних школ привело к значительному омоложению состава студентов. Если в 1932 г. студентов моложе 18 лет было 2,9%, в возрасте от 23 до 29 лет — 37,8 и в возрасте 30 лет и старше — более 8,7%1277, то в 1935 г. — соответственно 10,4, 26,7 и 4,8%1278.

    В 1935/36 учебном году в техникумах число учащихся моложе 18 лет составляло 70,5%, от 18 до 22 лет — 24,4%1279. В связи с изменением возрастного состава в вузах и техникумах преобладающее место стали занимать комсомольцы.

    В декабре 1935 г. Советское правительство сняло всякие ограничения, связанные с социальным происхождением для лиц, поступающих в высшие школы и техникумы. После ликвидации эксплуататорских классов и победы социализма в СССР необходимость в этих ограничениях отпала. Одновременно были значительно повышены требования в отношении объема знаний при поступлении в вузы. В постановлении СНК СССР и ЦК партии от 23 июня 1936 г. «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой»1280 была дана цельная программа работы высшей школы в новых условиях. Постановлением были установлены единые правила приема во все вузы страны. Главными условиями приема теперь были наличие аттестата об окончании средней школы и успешно выдержанные вступительные экзамены. Такой же порядок комплектования был установлен и для техникумов. Была введена более четкая организация работы вузов и техникумов, установлены единые сроки начала и окончания занятий (1 сентября и 30 июня), каникул, введен единый студенческий билет. Профессорско-преподавательский состав, партийные и комсомольские организации вузов и техникумов усилили воспитательную работу среди студентов, сосредоточив свое внимание на решении главной задачи — подготовке высококвалифицированных специалистов, сознательных и активных строителей социализма.

    За годы второй пятилетки вузы и техникумы страны подготовили 953 тыс. специалистов, тогда как за первую пятилетку — 517,5 тыс.1281 Развитие высших и средних учебных заведений в стране в годы второй пятилетки иллюстрируют данные табл. 2.

    Таблица 2

    Развитие высших и средних специальных учебных заведений в СССР (1932—1938 гг.)*
    Год Высшие учебные заведения Средние специальные учебные заведения
    число учебных заведений в них студентов, тыс. чел. число учебных заведений в них учащихся, тыс. чел.
    1932/33 832 504,4 3509 723,7
    1937/38 683 547,2 3496 862,5

    * «Народное образование, наука и культура в СССР». Статистический сборник. М., изд-во «Статистика», 1971, стр. 151.

    Важно отметить, что высшая школа чутко реагировала на потребности народного хозяйства. В соответствии с требованиями индустриального развития и крупного коллективного производства резко возросли приемы в вузы, готовящие специалистов для промышленности, строительства, транспорта и связи, сельского хозяйства.

    В годы второй пятилетки Коммунистическая партия и Советское правительство большое внимание уделяли развитию не только инженерно-технических, но и подготовке педагогических и медицинских кадров. Комсомол совместно с Наркомпросом и Наркомздравом в 1934—1936 гг. ежегодно проводил специальные наборы рабочей и колхозной молодежи в педагогические и медицинские вузы и техникумы, что дало возможность увеличить прием в эти учебные заведения в 1,5—2 раза по сравнению с первой пятилеткой1282.

    За годы первых двух пятилеток во все высшие учебные заведения было принято 1458,65 тыс. человек, из них в вузы, готовящие инженеров для промышленности, строительства, транспорта и связи, поступило 36,8%; в сельскохозяйственные вузы было зачислено 12%, в социально-экономические — 6,7%, просвещения и искусства — 26,7%, здравоохранения — 11,7% и в прочие — 6,1% от общего количества принятых в вузы.

    В период социалистической реконструкции народного хозяйства особенно возросли ассигнования из государственного бюджета на развитие высшей школы. В 1933—1938 гг. из государственного бюджета было ассигновано на высшие учебные заведения в пять раз больше средств, чем за первую пятилетку1283.

    Эти средства шли на увеличение контингента студентов вузов, на оснащение новейшим оборудованием, увеличение стипендиального фонда и т.д. Много средств направлялось на подготовку специалистов высшей квалификации в вузах национальных республик. Так, по бюджетам трех Закавказских республик — Грузинской, Азербайджанской и Армянской ежегодные расходы на высшие учебные заведения к концу первой пятилетки составляли 23,3 млн. руб., а к концу второй пятилетки — 93,8 млн. руб.1284

    Значительно увеличились ассигнования на приобретение оборудования, необходимого для совершенствования учебного процесса в вузах. Если в начале первой пятилетки в целом по СССР на эти цели расходовалось 7—8 млн. руб. в год, то к концу второй пятилетки — 160 млн. руб., т.е. в 320 раз больше1285.

    Увеличились суммы, выделяемые государством на стипендиальное обеспечение. Если в 1929 г. они составляли 40,5 млн. руб., в 1932 — 221,3 млн., то в 1937 г. — 650,8 млн. руб.1286.

    Подготовленные за годы Советской власти, в особенности за период двух первых пятилеток, кадры специалистов с высшим и средним образованием стали главной и решающей силой советской интеллигенции.

    2. Советская наука в годы второй пятилетки

    В период второй пятилетки укреплялась плановая система развития науки, усиливалось сближение советской науки с практикой социалистического строительства. В декабре 1933 г. Академия наук СССР была передана в ведение Совнаркома Союза ССР1287. В апреле 1934 г. Академия наук СССР была переведена из Ленинграда в Москву. Это содействовало укреплению ее связей с правительственными и хозяйственными учреждениями.

    В Москву переехала большая часть академических институтов: физический, математический, сейсмологический, энергетический, геологический, общей и неорганической химии, генетики, органической химии, геохимии, кристаллографии и минералогии, почвоведения и др. В Ленинграде остались некоторые гуманитарные и биологические институты и лаборатории. Вместе с научными учреждениями в Москву переехало около 300 высококвалифицированных специалистов.

    Новые условия развития социалистического общества поставили и более высокие требования перед наукой. Совершенствуется организация научно-исследовательской работы. Был разработан новый проект Устава Академии наук.

    Устав 1935 г. ориентировал Академию наук на исследование ведущих проблем науки во всех ее отраслях, на изучение природных богатств и производительных сил страны и т.д. Предусматривалось обслуживание высших правительственных органов СССР научной экспертизой, ставилась задача оказать содействие работе по повышению квалификации научных кадров СССР.

    Было увеличено число отделений Академии с двух до трех, техническая группа Академии наук была преобразована в Отделение технических наук. В этот период в деятельности Академии наук получили широкое развитие исследования в области прикладных наук, работа по координации научных исследований в стране.

    Большое значение для организации плановых исследований имела деятельность комиссий Академии наук. Историческая комиссия объединяла и координировала исследования в области истории. При Отделении математических и естественных наук функционировали комиссии: по изучению атомного ядра, по метеоритам, по комплексному изучению Каспийского моря, по ирригации. Объединению научных сил способствовал Технический совет, организованный в начале 1935 г. и возглавлявшийся академиком Г. М. Кржижановским.

    После ликвидации Коммунистической Академии в феврале 1936 г. и передачи ее институтов и научных кадров в ведение Академии наук СССР в одном государственном научном центре была объединена деятельность научных учреждений в области технических, естественных и общественных наук.

    Это привело к значительному расширению работ в области общественных наук — истории, философии, экономики, права и некоторых других дисциплин. На базе аграрного и экономического институтов Комакадемии был создан Институт экономики. Институт истории Комакадемии с его ленинградским отделением и Историко-географический институт АН СССР в Ленинграде были объединены в Институт истории. В систему Академии наук были включены институты: Философии, Советского строительства и права, Мирового хозяйства и мировой политики, библиотека (позже названная ФБОН). В 1937 г. в ведение Академии наук перешла Государственная академия истории материальной культуры, преобразованная в Институт истории материальной культуры им. Н. Я. Марра (ныне Институт археологии).

    Вместе с тем основной рост числа институтов Академии наук шел за счет внутреннего развития, путем отпочковывания от старых институтов новых подразделений, преобразования выросших крупных лабораторий в самостоятельные институты.

    Так был создан Физический институт АН СССР, который в 1934 г. выделился из Физико-математического института АН СССР, в ноябре 1933 г. на базе Лаборатории генетики был создан Институт генетики, который возглавил академик Н. И. Вавилов, в 1934 г. возник Биохимический институт, Институт горных ископаемых, Микробиологии, Коллоидно-электрохимический, Эволюционной морфологии и палеозоологии им. А. И. Северцева, в 1935 г. — Институт химической физики во главе с академиком Н. Н. Семеновым.

    Одновременно проводилась большая работа по укрупнению небольших научных подразделений, созданию современных научно-исследовательских центров, так были созданы Институт антропологии и этнографии (1935 г.), Институт общей и неорганической химии (1934 г.), Институт органической химии (1934 г.) и др.

    На новую ступень в своем развитии поднялись ранее созданные Академия наук Украинской ССР и Академия наук Белорусской ССР. К 1936 г. действовали шесть филиалов Академии наук СССР — Азербайджанский, Армянский, Грузинский, Казахский, Уральский, Дальневосточный и три базы — Кольская, Северная, Таджикская.

    Научно-исследовательские институты были созданы в Башкирской, Бурят-Монгольской, Дагестанской, Марийской и других автономных республиках. Они активно включились в изучение естественных богатств, истории, культуры, языка, народного творчества своих республик.

    Кроме научных, учреждений Академии наук, расширилась система отраслевых научно-исследовательских институтов, обеспечивающих нужды различных наркоматов.

    За годы второй пятилетки особенно сказалось пополнение кадров науки молодежью, получивших образование в условиях советского строя. Основной формой подготовки молодых научных кадров по-прежнему служила аспирантура.

    Молодые ученые работали в тесном сотрудничестве с учеными старшего поколения, которые к тому времени окончательно встали на путь активного участия в социалистическом строительстве.

    Совершенствованию квалификации научных кадров и повышению уровня их исследовательской деятельности способствовало введение в 1937 г. нового порядка присуждения ученых степеней и званий (кандидата наук и доктора наук, ассистента, доцента и профессора). Этот порядок предусматривал защиту диссертаций для соискателей кандидатской и докторской степени.

    В многочисленных областях советской науки трудились сформировавшиеся отряды научных работников. Выдающиеся успехи были достигнуты советскими учеными в годы второй пятилетки во всех областях науки. Физики вели теоретические исследования в области строения атомного ядра и выяснения природы элементарных частиц, исследования по статической физике, по квантовой электродинамике, работы по физике кристаллов, по вопросам физической оптики, фотолюминесценции, теории колебаний, в области физики диэлектриков и молекулярной физики и в других направлениях. Академиком С. И. Вавиловым была разработана теория люминесценции.

    Работы советских физиков и физико-химиков (Н. Н. Семенова, Д. В. Скобельцына, Л. И. Мандельштама, Г. С. Ландсберга и др.) внесли крупный вклад в развитие ядерной физики. Творческие усилия работников химической науки способствовали налаживанию производства в СССР искусственных удобрений, синтетического каучука, переработки нефти и созданию новых видов сырья. В этой области плодотворно трудились такие видные ученые, как С. В. Лебедев — основоположник промышленного способа получения синтетического каучука, А. Е. Фаворский и др.

    Достижения советской физиологической науки были отмечены на Международном конгрессе физиологов, проходившем в августе 1935 г. в Ленинграде. Иностранные ученые в своих выступлениях на конгрессе выражали восхищение успехами школы И. П. Павлова и советской физиологической науки.

    В июле 1937 г. в Москве проходил Международный конгресс геологов. Конгресс уделил основное внимание проблеме нефти и подсчету ее мировых запасов, вопросам геологии каменноугольных месторождений, геологии Арктики и др.

    Достаточно широким фронтом проводились географические исследования. Летом 1937 г. советские летчики высадили на Северном полюсе арктическую экспедицию. Девять месяцев, до февраля 1938 г., дрейфующая станция «Северный полюс-1» в составе И. Д. Папанина, П. П. Ширшова, Э. Т. Кренкеля и Е. К. Федорова находилась во льдах Арктики. Результаты исследований этой станции имели большое научное значение.

    Огромный вклад в эти годы был внесен советскими учеными в развитие математики, астрономии, механики и других точных наук. Были достигнуты успехи в исследованиях в области аналитической теории чисел (руководитель академик И. М. Виноградов), теории групп (Л. С. Понтрягин), теории множеств (М. В. Келдыш), теории функций комплексных переменных (М. А. Лаврентьев), теории дифференциальных уравнений (С. Л. Соболев) и др.1288

    Дальнейшее развитие получили прикладные работы технического характера. Развитие техники позволило более быстрыми темпами проводить механизацию трудоемких и тяжелых работ. В первую очередь механизировались горнорудная, каменноугольная, металлургическая промышленность, лесозаготовки, торфоразработка, погрузочно-разгрузочные работы.

    Так, на базе отечественного угольного машиностроения стало возможным в годы второй пятилетки построить высокомеханизированные мощные шахты и технически перевооружить действующие угольные предприятия. Были созданы первые советские угольный и проходческий комбайны. Впервые в мировой горной науке и практике проводились опыты по гидравлической добыче угля подземным способом и газификации угля.

    Технические достижения отмечались в области электроэнергетического строительства. В 1933 г. в СССР была построена паровая турбина мощностью в 25 тыс. квт при 3000 об/мин. с промежуточным отбором пара, а в 1937 г. была создана быстроходная турбина с промышленным регулируемым отбором пара мощностью 50 тыс. квт. Благодаря успехам отечественного турбостроения с 1934 г. импорт паровых турбин был прекращен. В 1932—1933 гг. ЛМЗ создает поворотно-лопастную гидротурбину для Нижне-Свирской ГЭС мощностью 2470 квт (напор 11 м), в 1937—15000 квт, а вскоре в 1940 г. — 65000 квт1289. Большая работа проводилась по созданию объединенных энергосистем. В 1933 г. введена в действие первая в стране линия электропередач напряжением в 220 квт в Ленинградской энергосистеме. Шло формирование Среднеазиатской, Белорусской, Харьковской, Горьковской, Сталинградской, Уральской и других энергосистем.

    В связи с созданием новых отраслей химической промышленности отрабатывалась технология синтеза аммиака, каучука, метанола, производства высокооктанового моторного топлива, пластмасс, искусственного волокна, серной кислоты, суперфосфатов и т.п. Успешно решались проблемы химизации технологических процессов. Такого рода исследования и разработки прямо отвечали выполнению главной экономической задачи второй пятилетки — завершения технической реконструкции народного хозяйства.

    3. Развитие учреждений культуры

    В период завершения реконструкции народного хозяйства деятельность учреждений культуры была направлена на активную идейно-политическую мобилизацию трудящихся на выполнение второго пятилетнего плана, решений XVII съезда ВКП(б).

    В годы второй пятилетки значительно укрепляется материальная база учреждений культуры, они пополняются новыми кадрами работников издательств, библиотек, клубов.

    Большое внимание со стороны Коммунистической партии и Советского правительства уделяется развитию печати — мощному орудию организации и воспитания трудящихся. Продолжался выпуск большими тиражами сочинений К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Значительно вырос выпуск учебников, книг по всем другим областям знаний, а также художественной литературы по сравнению с 1932 г.

    Выпуск книг в СССР в 1932—1937 гг. характеризуют следующие данные1290:

      1932 г. 1937 г.
    Число книг (печатных единиц), тыс. 51,7 37,6
    Тираж, млн. экз. 555,1 677,8
    Печатных листов-оттисков, млн. 2529,9 3745,9
    Средний тираж одной книги, тыс. экз. 10,7 18,0
    Средний объем одной книги, печатных листов 4,6 5,5

    Как видим, хотя число выпускаемых книг сократилось, но существенно возросли их тиражи и средний объем.

    Большое внимание уделялось использованию газет, радио, кино. Выпуск журналов и других периодических изданий в печатных оттисках вырос с 884,6 млн. в 1932 г. до 963,1 млн. оттисков в 1937 г.1291 Более существенно выросло за пятилетку издание газет. Число газет увеличилось с 7536 в 1932 г. до 8521 в 1937 г. и годовой тираж соответственно с 4154 млн. экземпляров до 7091 млн. экземпляров1292.

    Укрепление полиграфической базы и увеличение изданий книг, журналов, газет сопровождалось расширением сети библиотек. Общее число массовых библиотек в городских поселениях и сельской местности увеличилось с 33 тыс. в 1932 г. до 70 тыс. в 1937 г., а число книг и журналов в них соответственно с 91 млн. экз. до 127 млн. экз.1293

    Библиотеки, красные уголки, избы-читальни, клубы все больше расширяли свое влияние и концентрировали массово-политическую, идеологическую работу партийных, комсомольских организаций с населением. За годы второй пятилетки число клубных учреждений заметно выросло и особенно значительным оно было в сельской местности.

    Увеличение числа клубных учреждений показывают приводимые нами данные (на конец года, тыс.)1294.

    Год Городские поселения и сельские местности Городские поселения Сельские местности
    1932 53,2 5,4 47,8
    1937 95,6 7,4 88,2

    Число стационарных и передвижных киноустановок в городских поселениях и сельской местности выросло с 27,6 тыс. в 1932 г. до 28,6 тыс. в 1937 г. Более чем в 3 раза по сравнению с дореволюционным временем выросло число музеев, достигнув в 1937 г. 7611295.

    На проходившем в августе 1934 г. в Москве первом Всесоюзном съезде советских писателей были подведены основные итоги развития советской литературы. Он показал, каких больших достижений добилась многонациональная, многоязычная литература Советского Союза. На съезде были представлены писатели 52 национальностей. Съезд принял Устав Союза советских писателей, в котором давалось четкое определение социалистического реализма как творческого метода советской литературы.

    Советская литература переживала большой подъем, о чем говорит ряд значительных и крупных произведений советских писателей, вышедших в свет во второй половине 30-х годов. В эти годы был выпущен отдельным изданием роман А. М. Горького «Жизнь Клима Самгина». Вышли в свет: вторая книга романа А. Толстого «Петр 1»; «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях» А. Макаренко; «Мое поколение» Б. Горбатова; третья и часть четвертой книги романа Ф. Фадеева «Последний из Удэге». Н. А. Островский опубликовал в 1935 г. роман «Как закалялась сталь», ставший одной из любимых книг молодежи, а в 1936 г. за несколько дней до смерти им был закончен первый том романа «Рожденные бурей».

    Сборники новых стихов выпустили советские поэты М. Исаковский, А. Твардовский, А. Сурков, Д. Бедный, Н. Тихонов и др. Значительные пьесы создали советские драматурги: А. Корнейчук («Гибель эскадры», «Платон Кречет»), Н. Погодин («Аристократы» и «Человек с ружьем») и др.

    Больших успехов достигла советская детская литература. Произведения А. Гайдара, В. Каверина, С. Маршака, С. Михалкова, К. Чуковского стали любимыми произведениями детей.

    Всесоюзную известность получили произведения писателей национальных литератур: казахского акына Джамбула Джабаева, украинского поэта Павло Тычины, белорусского поэта Янки Купалы, таджика Айни, азербайджанца С. Вургуна, армянина А. Исаакяна, грузинского поэта Г. Табидзе и многих других писателей национальных республик. К концу 30-х годов Союз советских писателей СССР объединял больше 3 тыс. писателей. Из них более 1300 писателей представляли братские национальные литературы.

    Заметный подъем переживало советское искусство. За короткий срок значительно расширилась сеть театров в СССР. Если в 1933 г. театров было 551, то к 1937 г. в СССР насчитывалось 787 профессиональных театров, из них несколько десятков театров ставили спектакли на языках народов СССР. Было сыграно много новых спектаклей. Глубокое сценическое воплощение образа В. И. Ленина было впервые дано Б. Щукиным в спектакле «Человек с ружьем» в театре им. Вахтангова. Ленинградским Малым академическим театром в октябре 1935 г. была поставлена опера И. Дзержинского «Тихий Дон», одна из первых советских опер.

    Советское киноискусство существенно расширило тематику и технические средства. К 1935 г. кинематография в СССР перешла полностью на производство звуковых фильмов. Во второй половине 30-х годов были сняты первые полнометражные цветные картины. Мастера советского киноискусства создали много замечательных кинофильмов. Среди них особенно выделялись картины по историко-революционной тематике:: «Чапаев», «Ленин в Октябре», «Человек с ружьем» и др. С большим успехом шли фильмы «Депутат Балтики», «Мы из Кронштадта» и многие другие.

    Больших достижений добились советская музыкальная культура, изобразительное искусство, архитектура. Все это указывало на решающие победы культурной революции во второй пятилетке.

    За короткий срок, в особенности за годы двух пятилеток, Страна Советов прошла большой путь — была создана социалистическая плановая экономика, выполнена в основном ленинская программа культурной революции. Советская социалистическая культура играла авангардную роль в борьбе за мир, против фашизма и войны, за сотрудничества всех народов, за демократию и социальный прогресс.


    Примечания:



    1

    «О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Постановление ЦК КПСС от 31 января 1977 года». — «Коммунист», 1977, № 2, стр. 4.



    12

    «Плановое хозяйство», 1936, № 3, стр. 32.



    124

    «Итоги выполнения второго пятилетнего плана развития народного хозяйства Союза ССР». М., Госпланиздат, 1939, стр. 44.



    125

    В. Е. Маланчук. Исторический опыт КПСС по решению национального вопроса и развитию национальных отношений в СССР. М., изд-во «Высшая школа», 1972, стр. 150.



    126

    «Индустриализация СССР. 1933—1937 гг.», стр. 491.



    127

    В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 40, стр. 301.



    128

    Ш. Я. Турецкий. Себестоимость и вопросы ценообразования. М.—Л., Госпланиздат, 1940, стр. 88.



    129

    «Большевик», 1935, № 23—24, стр. 100.



    1243

    «История СССР», т. IX. М., изд-во «Наука», 1971, гл. 5.



    1244

    «Народное образование в РСФСР». М., изд-во «Просвещение», 1970, стр. 159.



    1245

    «Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917—1973 гг.». М., изд-во «Педагогика», 1974, стр. 387.



    1246

    «Итоги Всесоюзной переписи населения 1959 года СССР (сводный том). М., Госстатиздат, 1962, стр. 88.



    1247

    «Народное образование в СССР», стр. 161—164.



    1248

    «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», т. 5. Политиздат, 1971, стр. 174—175.



    1249

    «Народное образование в СССР», стр, 164—165, 166—167.



    1250

    Там же, стр. 173—175.



    1251

    Там же, стр. 170—172.



    1252

    Там же, стр. 517—519.



    1253

    «Народное образование, наука и культура в СССР». М., изд-ва «Статистика», 1971, стр. 387.



    1254

    Там же, стр. 44—45.



    1255

    Там же, стр. 54—57; 68—75.



    1256

    «КПСС в резолюциях…», т. 5, стр. 147.



    1257

    «Итоги выполнения второго пятилетнего плана развития народного хозяйства Союза ССР», М., Госпланиздат, 1939, стр. 62.



    1258

    М. И. Калинин. Славный путь комсомола. М., изд-во «Молодая гвардия», 1938, стр. 54.



    1259

    «Кадры просвещения». М., Профиздат, 1936, стр. 132.



    1260

    «Культурное строительство СССР, 1935», М., ЦУНХУ Госплана СССР — В/О «Союзоргучет», 1936, стр. 90.



    1261

    «Культурное строительство СССР», М.—Л., Госпланиздат, 1940, стр. 112.



    1262

    «Юный коммунист», 1936, № 9, стр. 9.



    1263

    «ВЛКСМ. Съезд 10-й». Стенографический отчет, т. 2. М., Партиздат, 1936, стр. 186.



    1264

    «Кадры просвещения», стр. 133, 139.



    1265

    ЦГА РСФСР, ф. 2603, оп. 70, д. 9383, л. 3, 8; ф. 2603, оп. 70, д. 3453, л. 18.



    1266

    «Двадцать лет ВЛКСМ». Сборник материалов. Орел, изд-во Обкома ВКП(б), 1938, стр. 60.



    1267

    «Народное образование в СССР. 1917—1967». М., изд-во «Просвещение», 1967, стр. 112.



    1268

    «Двадцать лет ВЛКСМ», стр. 60.



    1269

    «Известия ЦК ВЛКСМ», 1935, № 6, стр. 11.



    1270

    «Отчет ЦК ВЛКСМ Десятому Всесоюзному съезду Ленинского комсомола», М., Партиздат, 1936, стр. 93.



    1271

    «Культурное строительство СССР», 1940, стр. 94.



    1272

    «Народное образование в СССР. 1917—1967», стр. 260.



    1273

    «Культурное строительство СССР, 1935», стр. XXVII.



    1274

    «Директивы ВКП(б) и постановления Советского правительства о народном образовании». Сборник документов за 1917—1947 гг., вып. 2. М.—Л., изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1947, стр. 77—89.



    1275

    Культурное строительство СССР», 1940, стр. 100.



    1276

    Там же, стр. 100, 257.



    1277

    В. В. Украинцев. КПСС — организатор революционного преобразования высшей школы. М., изд-во «Высшая школа», 1963, стр. 243.



    1278

    «Культурное строительство СССР, 1935», стр. 91.



    1279

    «ВЛКСМ. Съезд 10-й». Стенографический отчет, т. I. М., Партиздат, 1936, стр. 25.



    1280

    «Народное образование в СССР», стр. 427.



    1281

    «Культурное строительство СССР», М., Госстатиздат, 1956, стр. 204.



    1282

    «Культурное строительство СССР», 1940, стр. 111.



    1283

    «Высшая школа СССР за 50 лет (1917—1967)». М., изд-во «Высшая школа», 1967, стр. 56.



    1284

    См. «ВКВШ. Четверть века высшей школы СССР», 1945, стр. 95 (данные до 1940 г. приведены в валюте этих лет).



    1285

    «ВКВШ. Четверть века высшей школы СССР», стр. 120.



    1286

    Там же.



    1287

    СЗ, 1933, № 73, ст. 444.



    1288

    «Пути развития техники в СССР (1917—1967)». М., изд-во «Наука», 1967, стр. 132.



    1289

    Там же, стр. 78.



    1290

    «Народное образование, наука и культура в СССР», стр. 359.



    1291

    Там же, стр. 368.



    1292

    Там же, стр. 375.



    1293

    Там же, стр. 284.



    1294

    Там же, стр. 301.



    1295

    «Народное образование, наука и культура в СССР», стр. 322.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх