• Двойная спираль
  • Скажите «нет» токсичным людям
  • Три главных вопроса
  • Ключевые клиенты и двойной выигрыш
  • И еще кое о чем…
  • Как найти наставников
  • Совещательные группы
  • Заключение
  • Руководство к действию
  • Стратегия № 5

    Как выстраивать идеальные отношения

    Двойная спираль

    Отношения – вещь очень хрупкая. Многие браки оказываются недолговечными, семьи разбиваются, а дети нередко растут только с одним родителем. Почему же рушатся связи, начинавшиеся в радости и любви?

    Взгляните на свою жизнь, как на спираль. Иногда она идет вверх. Все удается, вы уверены в себе, судьба к вам щедра. Отношения полны гармонии и процветают. И напротив, спираль может раскручиваться вниз. Именно тогда начинается разлад, нарастает усталость, жизнь превращается в постоянную борьбу. Если спираль направлена вниз, отношения накаляются.

    Природа демонстрирует нам эти спирали во многих видах. Впечатляющий пример – ураган. Он закручивается с самого неба вниз, его грозные столбы ввинчиваются в землю, засасывая все на своем пути и оставляя за собой руины. В фильме Майкла Крайтона и Стивена Спилберга «Смерч» эти чудовищные спирали и невероятная энергия, которую они таят в себе, показаны во всей красе.

    Еще один пример закручивающейся вниз спирали – водоворот. С внешнего его края все выглядит неопасно. Но если не знать, какие мощные силы действуют в центре водоворота, он очень быстро засосет вас.


    Что такое нисходящая спираль?

    Посмотрим, как спираль проявляет себя в обычной жизни. Чтобы ясно понимать, как она может сказаться на существующих и будущих отношениях, вспомните те из них, что не сложились. Восстановите в памяти все, из-за чего они в свое время разрушились. Ясно представьте себе все случившееся. Вспомните как можно больше подробностей и проживите это еще раз. Как все начиналось? Что было потом? Чтобы понять всю силу воздействия этого момента, выполните руководство к действию, приведенное в конце этой главы. Записывая каждый этап вашей нисходящей спирали до самой нижней ее точки, вы сможете понять схему развития конфликта.

    Например, возьмем брак, в котором супруг постепенно зацикливается на самом себе и перестает помогать по дому. Он проводит все больше времени на работе, уезжает рано утром, когда дети еще спят, и возвращается домой поздно вечером. Все разговоры – только о делах и деньгах. Возможно, в семье напряженная ситуация с финансами. Постепенно она нарастает, споры становятся все чаще, каждый из партнеров винит в сложившейся ситуации другого. Нисходящая спираль набирает обороты, каждый из супругов (или оба сразу) начинают искать утешение в алкоголе, тусовках с друзьями (или подругами), азартных играх или, что хуже всего, в физическом или психическом насилии друг над другом. В такие моменты отношения изживают себя, а спираль достигает своей низшей точки. Пары распадаются, супруги разводятся.

    Если хорошо поразмыслить над тем, что же именно убивает отношения, можно начать делать что-то для их спасения. Даже если отношения уже потеряны, вы сможете предотвратить повторение случившегося в будущем. Бдительность – всегда первый шаг к прогрессу. Таким же образом можно рассматривать и отношения в бизнесе. Вот как все обычно происходит.

    Между двумя людьми возникает партнерство. У них есть прекрасная идея нового товара или услуги, они вкладывают много времени и сил в новое предприятие. Будучи полностью поглощены работой, они не составили и не подписали никакого юридического документа о партнерстве. Ведь они хорошие друзья и собираются ими оставаться. Нет при этом и четких должностных инструкций, не определены способы вознаграждения и раздела прибыли.

    «Перемотаем» картинку на несколько лет вперед. Деловые отношения еле теплятся, поскольку один из партнеров занял контролирующую позицию и не позволяет второму принимать какие-либо решения без своего согласия. Ситуация с деньгами плохая, постоянно возникают конфликты вокруг того, на что тратить прибыль. Один хочет вложить финансы в развитие компании, а другой заботится прежде всего о собственном благосостоянии. Постепенно в конфликт втягиваются остальные сотрудники, и возникают два противоборствующих лагеря. Кризис нарастает, один из партнеров хочет покинуть предприятие. Начинается война. Большая часть денег в такой ситуации обычно достается поверенным, бизнес прогорает, а оба бывших приятеля восклицают: «Партнерство – дело гиблое!» Таким образом, и в деловом мире нисходящая спираль может быть не менее разрушительной.

    Вот вам совет: если вы рассчитываете вести или уже ведете бизнес с одним или более партнерами, первым делом планируйте пути выхода из предприятия, пока не увязли в нем слишком сильно. Не забудьте изложить их письменно. Не стоит переоценивать эмоциональные привязанности. Тот бесспорный факт, что ваш партнер – ваш лучший друг или просто хороший человек, – не повод пренебрегать письменным соглашением. Непредусмотрительность и неподготовленность разрушают очень много предприятий.

    Итак, теперь вы знаете, как способна проявить себя нисходящая спираль, и можете кое-чему научиться. Поскольку все мы – дети привычки, то вы, скорее всего, повторите ту же схему поведения и в новых отношениях. Понять это очень важно для вашего будущего здоровья и богатства. Если вы осознаете, что движетесь по нисходящей спирали, немедленно дайте себе отдых и решитесь на положительные изменения. Изменить свое поведение – вот единственный способ получить другой результат. Как это сделать? Используйте новый шаблон, замените нисходящую спираль, доставившую вам столько неприятностей, восходящей спиралью, направленной к настоящим гармоничным отношениям.


    Что такое восходящая спираль?

    Давайте посмотрим, как она работает. Повторите тот же процесс, что и в прошлый раз, но теперь подумайте об отношениях, которые вы постепенно обогащали, подпитывали, пока они не расцвели в прекрасную долгую дружбу или деловые контакты. Мысленно вернитесь назад и еще раз представьте себе все важное, что произошло с момента вашей первой встречи с человеком до расцвета отношений с ним. Обычно люди этого не делают, а зря: точный план, который можно неоднократно воспроизводить, даст вам в будущем большое преимущество.

    Вот один положительный пример. Дейв – владелец инженерной компании. Он помогает своим клиентам создавать новые продукты. Дейв собаку съел на инновациях в области дизайна и эффективного производства. За двадцать два года он довел свои навыки до высочайшего уровня. За это время он также научился правильно общаться с людьми.

    Однажды к нему пришел клиент с идеей некоего нового изделия. У молодого человека были большие планы. Он мечтал о собственном производстве, которое бы обеспечивало большую часть мировой потребности в его уникальном товаре. Дейв призвал на помощь весь свой опыт, внес изменения в проект, благодаря чему тот стал менее дорогостоящим и более надежным. Новый союз молодого предпринимателя и опытного инженера за несколько лет перерос в дружбу. Наконец мечта молодого предпринимателя осуществилась, он заключил несколько эксклюзивных контрактов на миллионы долларов. Все это время он поддерживал контакт с Дейвом и получал от него советы.

    Однажды новый партнер предложил Дейву процент от всех своих будущих доходов. Таким образом он словно сказал ему: «Спасибо, что веришь в меня, что помог мне начать и поддерживал в тяжелые времена».

    Все хорошие отношения с чего-то начинаются. Часто первые несколько встреч ничем особенным не запоминаются. Однако вскоре возникает хорошее отношение к новому знакомому благодаря, например, его целостности, энтузиазму, позитивному отношению к жизни или просто верности слову. Если подробно рассмотреть, как сформировались ваши лучшие отношения, можно увидеть общий процесс зарождения и развития длительных и плодотворных связей. Зная, что работает, а что нет, вы сможете избежать досадных ошибок, которые закрутят вашу нисходящую спираль. Заметим, что этот принцип вы сможете применить для создания прекрасных отношений в любой области жизни. Он подходит и для личных отношений, и для профессиональных и деловых союзов.

    Создайте привычку постоянно проверять двойную спираль – пусть она защищает вас от рывков вниз и ведет в мир по-настоящему крепких и теплых отношений.

    Скажите «нет» токсичным людям

    Прежде чем мы продолжим, перечитайте этот важнейший совет еще раз: избегайте токсичных людей! К сожалению, встречаются и такие, для которых весь мир – одна большая проблема и вы для них – лишь ее часть. Как бы хорошо ни шли дела, они постоянно выискивают мелкий негатив. Эта привычка совершенно губительна для отношений. Один заряд негативной энергии из их уст способен навеки прогнать с вашего лица улыбку. Такие люди опасны для вашего здоровья. Чтобы навсегда изгнать их со своей территории, вам понадобятся чувствительные радары.

    Возможно, сейчас вы думаете: «Легко сказать! Значит, если мой друг, которого я знаю уже сто лет, то и дело жалуется на работу и финансовые проблемы, а никто не хочет ему помочь, я должен просто отвернуться и уйти?» Нет, не уйти. Убежать! Как можно быстрее и как можно дальше. Его постоянный негативный настрой лишает вас жизненных сил.

    Поймите: мы не говорим о тех, кто действительно стоит перед трудными задачами и кому нужна помощь. Мы говорим о постоянных нытиках, для которых вываливать весь свой «мусор» на других – удовольствие. Кроме того, они с неприкрытым цинизмом уверяют вас, что и вам ничего не удастся в этой жизни. Они получают удовольствие, высасывая из окружающих позитивную энергию. Не поддавайтесь им!

    Ваша сила заключается в том, что выбор всегда остается за вами. Именно вы выбираете, рядом с какими людьми проживете жизнь. Может быть, вам всего лишь нужно выбирать немного тщательнее. Взгляните на ваши нынешние отношения. Если кто-то все время тянет вас вниз – решитесь, отпустите этого человека и двигайтесь дальше.

    Джек: Первым делом мой наставник Клемент Стоун предложил мне составить список друзей. Потом велел поставить букву П напротив имен людей позитивных, оптимистичных, которые «подпитывали» меня и помогали преуспевать. Затем я поставил букву Т напротив имен тех, кто был токсичен, настроен на негатив: нытиков, жалобщиков, ниспровергателей мечтаний и вообще пессимистов. А дальше Стоун велел мне не тратить больше времени на людей с буквой Т. Вот урок, который стоит запомнить: окружите себя позитивными людьми. Стоун сказал мне, что человек уподобляется тем, с кем общается. Хотите быть успешным – вращайтесь среди успешных людей.

    Три главных вопроса

    Теперь, когда вы поняли действие двойной спирали и постарались навести порядок в своей жизни, отказавшись от негативно настроенных людей, мы познакомим вас с еще одной прекрасной стратегией, которая вам очень поможет. Она называется «Три главных вопроса».

    Уоррен Баффетт сегодня один из самых известных и самых успешных инвесторов в мире. Его компания Berkshire Hathaway из небольшой конторы с несколькими клиентами выросла до многомиллионного предприятия. Баффетт славится способностью к тщательному анализу и склонностью инвестировать в долгосрочные проекты. Он редко продает свои акции, после того как вложит деньги. В обстоятельный процесс его подготовки к любой сделке входят скрупулезный анализ цифр, особенно баланса интересующей его компании. Если они его устраивают, он не раз встречается с ее ключевыми сотрудниками, изучая, как они ведут бизнес, взаимодействуют с подчиненными, поставщиками и клиентами. После этого Баффетт задает себе три вопроса об этих ведущих сотрудниках: нравятся ли они мне? доверяю ли я им? уважаю ли я их?

    Если хотя бы на один из этих вопросов он отвечает «нет», сделка отменяется. Неважно, насколько внушительны цифры или потенциал роста компании. Эти три простых вопроса – основа всех отношений Уоррена Баффетта. Воспользуйтесь ими и вы. Именно они и определят, насколько богаты вы станете в итоге.

    Несколько лет назад Баффетт считался богатейшим человеком Америки. Затем он уступил этот титул Биллу Гейтсу, основателю Microsoft. Интересно, что, несмотря на разницу в возрасте, два эти феноменально успешных бизнесмена – близкие друзья. Что еще раз подтверждает истину: круг вашего общения имеет большое значение.

    Собравшись в следующий раз завязать важные деловые или личные отношения с людьми, которых вы не очень хорошо знаете, начните со своеобразного домашнего задания. Найдите признаки, которые продемонстрируют целостность, честность и опыт этих людей. Следите, как они общаются с другими. Говорят ли эти люди «спасибо» и «пожалуйста», особенно обслуживающему персоналу, например официантам и таксистам? Общаются ли они с другими на равных или им необходимо всегда поражать людей? Дайте себе достаточно времени, чтобы проанализировать их стиль поведения, прежде чем свяжетесь с ними лично или по работе. И не забывайте о трех главных вопросах. Прислушайтесь к интуиции. Не позволяйте сердцу взять верх над разумом. Слишком поддавшись эмоциям, увлекшись чем-то или кем-либо, мы зачастую принимаем неверные решения. Зачем вам строить отношения с людьми, которых вы не уважаете, которым не доверяете и которые вам не нравятся? Продолжать такие отношения, когда инстинкт подсказывает обратное, – верный путь к разочарованию и даже, возможно, к катастрофе.

    На свете много прекрасных людей, которые только и ждут общения с вами. Идет ли речь о браке, деловом партнерстве или найме команды менеджеров по продажам, выбор правильных людей очень важен для вашего будущего благополучия. Выбирайте с умом!

    Ключевые клиенты и двойной выигрыш

    Следующий шаг в развитии привычки к отличным отношениям – научиться подпитывать их, создавая атмосферу взаимной выгоды. О философии взаимной выгоды (win-win) написано и сказано очень много, однако в большинстве случаев это поверхностные разговоры. Win-win – по существу философия того, как вы проживете всю жизнь. В бизнесе win-win означает, что вы по-настоящему заинтересованы в другом человеке, что он получит от общения с вами столько же, сколько и вы, идет ли речь о продажах, приеме на работу, переговорах или стратегическом союзе.

    К сожалению, многие деловые люди стремятся из каждой ситуации выжать все до копейки. Эта тактика «партизанской войны» приводит к недостатку доверия, цинизму, сомнительной этике и постоянным волнениям на рынке. Результат – win-lose, односторонняя выгода. Впрочем, и win-win не означает, что при каждой сделке нужно отдавать партнерам себя всего без остатка. Это вариант lose-win, когда ваш напарник получает слишком много, а вы в результате можете оказаться не у дел.

    Есть и еще один расклад – lose-lose, тотальная неудача. Это происходит тогда, когда обе стороны слишком упрямы или эгоистичны, чтобы обеспечить выигрышную ситуацию. Расхожий пример – обсуждение условий контракта между руководством и профсоюзами. Если оно заходит в тупик, результатом может стать долгая изматывающая забастовка, от которой никто не выиграет.

    В личной жизни ситуация win-win – основа для теплых сердечных отношений. Например, муж хочет создать выигрышную атмосферу для жены и домашних. Он наравне с женой выполняет домашние обязанности, помогает организовать досуг детей, особенно если супруга тоже целый день занята на работе. Win-win – это когда жена обеспечивает мужу надежный тыл, пока он занимается созданием своего дела или начинает работу в новой области, и готова принести определенные жертвы на этом пути. Придерживаться принципа win-win – значит быть полезным и в общественной работе, прекрасным соседом, лишенным эгоцентризма. Чтобы все действительно получалось в стиле win-win, нужно работать над этим каждый день. На это необходимо время и серьезные обязательства перед самим собой.

    Теперь рассмотрим еще один ключевой элемент работы над своим бизнесом – построение отношений с ключевыми клиентами.

    Ваши ключевые клиенты – те, кто находится в сердце вашего бизнеса. Они постоянно покупают ваши товары и являются основным источником ваших доходов. Они рады рекомендовать всем ваши товары и услуги, поскольку искренне довольны ими.

    Удивительно, но многие сегодня даже не знают своих ключевых клиентов. А ведь они – залог вашего будущего роста. К сожалению, эти важнейшие отношения часто считаются чем-то само собой разумеющимся. Вроде того: «А он и так каждый месяц покупает по две тысячи штук. Займемся лучше новыми делами».


    Не о каждой сделке стоит заботиться

    Новое дело – это важно. Но контакт с лучшими клиентами важнее: найти новых клиентов гораздо сложнее, чем сохранить старых и удовлетворять их потребности.

    Не забывайте и о времени, которое вы тратите на периферийных клиентов. Обратите внимание на слово «периферийных», то есть случайных, маловажных или не стоящих упоминания. Иными словами, второстепенных. Есть ли у вашей компании второстепенные клиенты? Выявить их просто. Обычно они отнимают у вас много времени и сил, но очень мало дают взамен. Иногда они вообще ничего не дают вашему бизнесу, но «докапываются» до каждой мелочи и требуют неоправданно больших временны?х затрат. Стоит ли тратить силы и время на незначительные результаты?

    Посмотрим на ваших ключевых клиентов. Здесь важно одно: их вы никогда не захотите потерять. Отсюда и главный вопрос: сколько времени вы реально проводите с ними?

    Наши исследования показывают, что ключевым клиентам, как правило, уделяется очень мало времени. Поэтому отношения с ними никогда не раскрывают весь свой потенциал.

    Теперь вы знаете, кем для вас являются эти люди, так что обратите на них побольше внимания. Долгосрочная выгода – достойная награда. Снизив вероятность ухода ключевых клиентов к конкурентам, вы укрепите ваш бизнес и позволите ему набрать новые обороты.

    Лори Грир – директор по внутренним продажам успешной Company’s Coming, специализирующейся на торговле изданиями кулинарной тематики. На сегодня она уже продала четырнадцать миллионов книг. Один из ключевых клиентов Лори каждый год размещает заказ на сумму в миллион долларов. Лори и ее заместитель не реже раза в год встречаются с ним. На одном из наших семинаров по коучингу Грир дали задание вывести их отношения на новый уровень. Она собрала свою команду, провела мозговой штурм, продлившийся пять часов. Единственной целью этого совещания был поиск идей, которые помогли бы дальнейшему развитию отношений с этим клиентом.

    В следующую торговую презентацию они включили многие из озвученных на встрече идей. Чтобы обогатить отношения с клиентом, Лори дольше пообщалась с ним. Каков результат? Очередной заказ оказался на 20 % больше предыдущего. И, что еще важнее, возник новый уровень привязанности и доверия, который наверняка обеспечит долгосрочные отношения win-win.

    Теперь посмотрим на важнейшие личные отношения. Например, отношения с родственниками и друзьями, наставниками и любыми людьми, играющими важную роль в вашей жизни за пределами работы. Вам опять-таки стоит хорошо подумать, кто достоин войти в этот особый список. Запишите их имена. И не вздумайте пропустить это упражнение! Откладывание дел на потом – ваш злейший враг на пути к блестящему будущему.

    Внимательно взгляните на получившийся список и определите, достаточно ли времени вы проводите с этими людьми? Это полноценное общение или лишь несколько секунд телефонного разговора? С кем еще вы проводите вечера и выходные? Крадут ли эти люди время, которое лучше было бы потратить на укрепление ключевых отношений? Если на последний вопрос вы ответили «да», то что думаете с этим делать? Может быть, пришла пора сказать «нет» тем, кто день за днем отвлекает вас? Защищайте время, которое можно потратить на семью или себя самого. Будьте вежливы, но тверды.

    Мы вкратце поговорили о философии win-win применительно к окружающим вас людям. Важно понимать, что это фактически означает. Автор бестселлеров Стивен Кови предлагает хорошую аналогию. По его словам, самые важные отношения подобны банковскому счету. Чем больше вы вкладываете в свои важнейшие отношения, тем крепче они становятся. Вы приобретаете ценность в глазах этих людей.

    Обычно в банк вы приносите деньги. «Вклады» же в отношения могут быть гораздо более разнообразными. Своим ключевым клиентам в бизнесе вы, вероятно, предложите особые услуги и прочие мелочи, которые и сделают вас особым для них: например, партию в гольф, ужины или поездки. Еще можно уделить время обмену мнениями по тем или иным возникающим проблемам. Может быть, вы будете давать своим клиентам советы по укреплению бизнеса, знакомить их с людьми, оказывающими уникальные услуги или обладающими уникальными товарами… Чем больше вы знаете о людях из списка ключевых клиентов, тем скорее сможете им помочь. Подлинный дух win-win подразумевает, что ваши «вклады» бескорыстны. Другими словами, не давайте в расчете на то, что получите что-то взамен. Испытайте чистую радость отдачи!

    Если вы еще этого не сделали, то составьте файл с информацией по каждому из ключевых клиентов и всем ключевым личным отношениям. Узнайте об этих людях все, что можно: что они любят, а что нет, в какие рестораны предпочитают ходить, когда у них дни рождения и юбилеи, имена их детей, любимые занятия, виды спорта и отдыха.

    Бизнес-гуру Харви Маккей, владелец MacKay Envelope Corporation, называет такую информацию «Маккей-66», поскольку именно столько вопросов каждый его менеджер по продажам задает клиентам, чтобы побольше о них узнать. Большинство не заводят таких файлов, поскольку не относятся серьезно к стратегии win-win. Чтобы создать успешные отношения, нужно много времени и сил. А значит, вам зачастую придется делать больше, чем другим. Но когда стиль win-win войдет в вашу повседневную жизнь, вам откроется море невиданных ранее возможностей. Это обогатит вас, причем не только финансово!

    Лес: Вот забавная притча о win-win. Однажды два рабочих-ирландца, Большой Падди и Малыш Джимми, выиграли в лотерею. Каждому досталось по пять миллионов долларов. Обналичив на следующий день свои выигрыши, они решили отметить это событие. Прогуливаясь по центру города и не переставая восторгаться свалившейся на них удачей, они наткнулись на кафе. Большой Падди сказал: «Ужасно хочется есть – давай-ка как следует поужинаем и хорошенько выпьем, заодно и обмоем наш успех». Так и сделали – Большой Падди в зеленом колпаке и Малыш Джимми в черных резиновых рабочих ботах. По их виду едва ли можно было подумать, что у них в банке на счетах миллионы долларов. Большой Падди заплатил за рыбу с жареной картошкой, и оба смели все до последней крошки.

    Насытившись, они пошли дальше, через несколько минут увидели магазин «Роллс-Ройсов». Малыш Джимми судорожно сглотнул при виде роскошных автомобилей. «Я всегда мечтал иметь «Роллс»», – прошептал он.

    «Давай посмотрим», – засмеялся Большой Падди, открывая дверь салона перед своим старым другом. Когда они вошли, взгляд Малыша Джимми оказался прикован к сверкающей серебристо-серой машине.

    «Падди, разве не роскошно было бы иметь такую машину?» – воскликнул он.

    «Просто шикарно!» – согласился Падди.

    Малыш Джимми повернулся к безупречно одетому сотруднику салона и спросил: «Сколько стоит эта прекрасная машина, сэр?» Услышав в ответ шестизначную сумму, он ничуть не смутился. «О’кей, – сказал он. – Я беру две – одну для себя, вторую для моего друга». Повернувшись к Большому Падди, он добавил: «Убери деньги, Падди, за машины плачу я. Ты же заплатил за наш ужин!»

    И еще кое о чем…

    Что и говорить: win-win – отличный стиль жизни, а настоящую дружбу найти непросто. Цените тех, кто рядом с вами, и старайтесь обогащать их снова и снова с помощью нашей методики «и еще кое-что» (вам это легко удастся).

    Предположим, вы хотите укрепить важные личные отношения – с мужем или женой. Если вы не состоите в браке, эту методику можно применить почти к любым другим отношениям. Мы же покажем вам принцип работы метода на примере отношений супругов.

    Представьте себе: конец недели, примерный муж Дэвид приехал домой с работы. Его примерная жена Диана уже приготовила ужин. Дэвид благодарит жену, а затем спрашивает: «Диана, а как бы ты оценила меня как мужа за последнюю неделю? По десятибалльной шкале, если ноль будет означать «ужасно», а десять «прекрасно»?» Вопрос серьезный. Мгновение подумав, Диана отвечает: «На восемь».

    Дэвид безропотно принимает этот ответ, а затем задает вопрос «и еще кое-что»: «А что мне следовало бы сделать, чтобы получить десятку?»

    Диана отвечает: «Я была бы очень рада, если бы в минувшую среду ты помог Джону сделать уроки. Мне обязательно надо было в семь вечера быть на занятии по компьютерной грамотности, и я чувствовала себя виноватой, поскольку оставила ребенка без должного присмотра. Еще ты обещал починить кран в ванной на этой неделе. А он все еще подтекает». И Дэвид просто говорит в ответ: «Спасибо. В следующий раз буду внимательнее».

    Потом они меняются ролями. Когда Диана просит Дэвида поставить ей оценку, он ставит девятку. Теперь ее черед задать вопрос «и еще кое-что»: «Как бы я могла набрать десять баллов?»

    Дэвид отвечает начистоту: «У тебя все получилось отлично, но была одна мелочь. Помнишь, ты обещала записать для меня на видео футбольный матч в понедельник? Я понимаю, у тебя просто вылетело из головы, но я так хотел посмотреть лучшие моменты, вернувшись домой. Очень было обидно». Диана, выслушав мужа, просит прощения и обещает записывать такие вещи себе в ежедневник.

    Подождите говорить «Выглядит красиво, но у меня ни за что не получится», остановитесь и подумайте. Вы правы: очень немногие прибегают к методу «и еще кое-что» и тем более делают это регулярно. Обычные отговорки: «Я слишком занят», «Это как-то глупо» или «Бросьте, мой муж (жена, подруга) никогда на такое не согласится».


    Будьте открыты для отзывов

    На самом деле, произнося эти избитые оправдания, они имеют в виду: «Мы с партнером не открыты для общения, так как наши отношения еще не созрели до этого уровня». Регулярный обмен честными отзывами друг о друге – один из лучших способов обогатить свои семейные, дружеские или деловые отношения. Такая духовная зрелость рождает честные, открытые и плодотворные союзы с самыми важными для нас людьми. Этот метод работает в отношениях не только со взрослыми, но и с детьми.

    Каждую неделю, задавая близким простые вопросы, можно больше узнать о себе. Вместо того чтобы, подобно большинству, начинать защищаться, примите эту информацию как руководство к действию.

    «И еще кое-что» означает, что вы хотите знать больше, делать больше и больше вкладывать в отношения, потому что это важно для вас. Благодаря этому процессу обе стороны оказываются в выигрыше и укрепляют свои позиции. В профессиональной жизни применять «и еще кое-что» тоже очень выгодно. Если вы – владелец компании, можете спросить ключевых сотрудников: «Как бы вы оценили меня как начальника по десятибалльной шкале?» Менеджеры могут задать тот же вопрос своим подчиненным. А как насчет ключевых клиентов? Вам дается отличный шанс понять сильные и слабые стороны своего бизнеса, а также улучшить положение дел там, где это необходимо.

    Если эта методика вам в новинку, первые несколько попыток могут оказаться неуклюжими. Это нормально. Любая новая привычка требует немалой практики. Слышать правду от людей, которых уважаете и любите, тоже нужно привыкнуть. Иногда она может ранить, но нужно уметь смирять свою гордыню во имя будущих положительных результатов. Отметим еще кое-что: если вы кого-то критикуете, всегда делайте это с глазу на глаз. А вот хвалить следует при всех. Люди нуждаются в заслуженном признании любого рода и любят это. Проще говоря: ругайте приватно, хвалите на людях.


    Помните: чтобы что-то изменилось, изменитесь сами!

    Как найти наставников

    Окружив себя тщательно отобранными наставниками, вы можете круто изменить свою жизнь. Наставник – это человек, обладающий большим опытом или особыми талантами, желающий регулярно делиться с вами своими идеями. В свою очередь, вы в качестве его подопечного – получателя информации – должны мудро ее использовать в интересах своей карьеры, финансового благосостояния или во благо личной и семейной жизни. Эти отношения сродни отношениям ученика и учителя, но в отличие от них вы можете учиться один на один. Еще большая выгода – в том, что, скорее всего, вам не придется платить за эти уроки. Недурно, правда?

    Вот вам проверенный трехэтапный метод, который поможет раскрыть все преимущества общения с наставником.


    1. Определите цель

    Выберите одну конкретную область жизни, которую хотите улучшить. (Их может быть несколько, но для начала остановитесь на одной.) Например, на налаживании собственного бизнеса, продажах, маркетинге, найме сотрудников, подготовке финансовой отчетности, изучении новых технологий, стратегий инвестиций, накоплениях, избавлении от долгов, правильном питании и упражнениях для укрепления здоровья, добросовестном выполнении родительских обязанностей или составлении эффективных презентаций.


    2. Выберите кандидатов в наставники

    Вспомните тех, кто особенно опытен или одарен в той области, которую вы выбрали. Возможно, вы знаете этого человека лично. Может быть, это известный писатель или оратор. Кто бы он ни был, убедитесь, что у этого человека солидный послужной список и он по-настоящему успешен.


    3. Составьте стратегический план

    Вы еще не знаете подробностей о своем будущем наставнике? Как найти такого человека? Как завязать с ним контакт? От любого, с кем вы захотите познакомиться, в том числе от вашего будущего наставника, вас отделяют шесть знакомств. Это очень интересно – относитесь к этому как к игре. Чтобы завладеть нужной информацией, вам нужно открыть шесть дверей. Кто бы мог открыть вам первую? Двигайтесь дальше, задавайте вопросы. И вы удивитесь, как быстро откроются остальные двери – стоит лишь начать спрашивать!

    Возможно, вы будете смотреть на фамилию своего потенциального наставника и думать: «Я даже не знаю этого человека, а он наверняка не знает меня. А если бы и знал, вряд ли уделил мне свое бесценное время». Стоп! Вот вам история, которая покажет, что искать наставников и общаться с ними вам вполне по силам.

    Лес: Один из наших ключевых клиентов – молодой человек по имени Нил, владелец небольшого предприятия, занимающегося перевозками, хотел расширить свой бизнес. Посетив наш семинар достижений, посвященный наставникам, он выбрал одного из крупнейших деятелей в своей отрасли. За несколько лет этот человек создал и выстроил громадное предприятие и снискал уважение своих коллег и конкурентов.

    Несколько телефонных звонков позволили ему связаться с выбранным успешным бизнесменом. Нил немного волновался, но набрался смелости и изложил ему свою просьбу. Бизнесмен согласился уделить Нилу двадцать минут телефонных разговоров в месяц, чтобы делиться с ним опытом и идеями. Он сдержал слово, и однажды Нил получил интересное предложение. Наставник пригласил его на пять дней в Техас, чтобы тот мог изучить его бизнес в подробностях. Нилу предлагалось влиться в коллектив, пообщаться с сотрудниками, чтобы самому увидеть, почему компании удалось добиться успеха.

    Конечно, Нил без колебаний согласился. И что же? Ему не только удалось расширить свой бизнес, но и поднять «телефонные» отношения до уровня настоящей дружбы. Кроме того, Нилу удалось поделиться собственными успешными стратегиями, которые его наставник ранее не применял. Со временем сложились отношения в подлинном духе win-win, а уверенность Нила в себе выросла вместе с доходами.

    Началось же все с одного телефонного звонка. Давайте подумаем, каким образом вы могли бы добиться того же результата. Самое важное – искренность. Вот что сказал Нил в первом телефонном разговоре: «Здравствуйте, мистер Джонстон (фамилия изменена), меня зовут Нил. Мы пока незнакомы. Я знаю, у вас много дел, так что буду краток. У меня небольшая фирма по перевозкам. За годы вы добились невероятного успеха, создав одну из крупнейших компаний в нашей сфере. Уверен, сначала вы сталкивались с непростыми задачами. Я все еще в начале пути и пытаюсь со всем справиться. Мистер Джонстон, я буду очень вам благодарен, если вы согласитесь быть моим наставником. Речь идет о десяти минутах телефонного разговора раз в месяц, чтобы я мог задать вам пару вопросов. Это очень важно для меня. Вы согласны?»

    На последний вопрос обычно отвечают «да» или «нет». Если звучит ответ «да», сдержите свою радость и спросите еще кое-что: «Удобно будет позвонить вам через пару недель?» Потом согласуйте конкретное время для первой встречи с наставником. И сразу отправьте ему e-mail (или письмо) с благодарностью.

    Если же вам ответили «нет», вежливо поблагодарите собеседника за уделенное вам время. В зависимости от того, насколько тверд был отказ, можете спросить, нельзя ли перезвонить в более удобное время, чтобы спросить еще раз. Или переходите к плану Б – звоните следующему человеку из вашего списка.

    Давайте вспомним основные элементы телефонного разговора. Во-первых, переходите сразу к сути вопроса. Деловые люди это ценят. Придерживайтесь тщательно проработанного плана, говорите спокойным непринужденным тоном. На это уйдет минута. Кроме того, важно контролировать разговор. Скажите все, что собрались сказать, задайте последний вопрос – и замолчите. В этот момент вы дадите высказаться своему потенциальному новому наставнику. Если вы все сделаете именно в такой последовательности, вероятность успеха будет особенно высока, и вот почему: уже сама просьба в адрес человека быть чьим-то наставником – выдающийся комплимент. Таких людей редко о чем-то просят. А если вы сделаете это абсолютно искренне, напомнив собеседнику о его собственных трудностях в начале пути, вы с большой вероятностью получите благоприятный ответ.

    Прежде чем звонить, полезно собрать как можно больше информации. Попросите компанию, где работает ваш адресат, прислать вам любой рекламный материал об их бизнесе, последний годовой отчет.

    Кстати, наставников может быть несколько. Метод собственных проб и ошибок – тяжкий труд. Гораздо умнее пользоваться формулами успеха других людей и перенимать их идеи. Обычно именно те, кого вы лично знаете, открывают двери к новым возможностям. Относитесь к этому как к игре «соедини точки». Успешные люди связаны между собой. Просто следуйте за ними. В этом вам поможет пошаговый план действий по развитию отношений с наставниками, приведенный в конце главы.

    Отношения с наставником суть отношения тет-а-тет – как у ученика и учителя. Еще один способ ускорить свой рост – создать совещательную группу. Подобно выбору наставника, такой союз может привнести в вашу жизнь новый источник поддержки и силы.

    Совещательные группы

    Совещательная группа, как следует из названия, подразумевает обсуждение. Этой традиции много лет. Древнегреческие философы, например Сократ, любили живые споры и ценили возможность делиться идеями. В нашем представлении идеальная совещательная группа состоит из пяти-шести человек, желающих создать между собой качественные долгие отношения. Изначальная цель такой группы – обеспечить ее членам взаимную эмоциональную, личную и профессиональную поддержку. Кроме того, это единственный в своем роде форум для обмена идеями и информацией, обсуждения важных вопросов и повседневных задач. Если вы выбрали правильных людей, эта чудо-система будет работать многие годы.

    Претворить эту идею в жизнь вам помогут четыре основных практических совета.


    1. Выберите правильных людей

    Чтобы общение было наиболее плодотворным, ограничьте свою группу шестью людьми, включая себя самого. Необязательно выбирать всех сразу. Можете начать с одного-двоих и постепенно набрать полный «комплект». Помните: сложнее всего найти первого члена будущей группы. На ком остановить свой выбор?

    Вот несколько советов. Выбирайте из числа тех, кто создает синергию, – амбициозных, с живым умом, целеустремленных, с позитивным взглядом на мир, привносящих в любое обсуждение здоровую энергетику. Нытики, ищущие возможности регулярно «сливать» негатив, вам ни к чему.

    Кроме того, полезно привлечь людей, имеющих реальный опыт успешного ведения бизнеса или преодолевших трудные ситуации в личной жизни. При выборе определите, важно ли вам заручиться участием специалистов разных отраслей, или нет. Например, вам, возможно, ни к чему будут пять специалистов по продажам. Наберите в группу людей с разным опытом – это только добавит встречам глубины и разнообразия.

    Подумайте, нужна ли вам чисто мужская, чисто женская или смешанная группа. Если в нее войдут и мужчины, и женщины, причем разного возраста, в вашем распоряжении окажется больше точек зрения и разнообразия мнений. Если вам нужен более узкий фокус, выберите людей одного пола и близких к вам по возрасту. Выбор за вами! Но детали этого выбора обдумайте как следует. Они крайне важны для будущего успеха работы.


    2. Участвуют все

    Совещательная группа – это система долгосрочных отношений, обеспечивающих поддержку. Она не для случайных людей. Вы знаете, кого мы имеем в виду: такие люди появляются, когда им вздумается или когда у них нет других дел. Объясните это каждому кандидату. Также с самого начала нужно договориться о порядке выхода из группы. Если кто-то по какой-либо причине не подойдет для участия в ней, важно иметь способ решить эту проблему. Не хотите же вы получить эффект «гнилого яблока», когда один склонный к контролю или негативно настроенный человек властвует над остальными. Демократическое голосование через 90 дней после первой встречи отлично позволит избежать раздора на ранней стадии работы. К этому же методу можно прибегать и дальше.

    Уровень вовлеченности определит, насколько успешна ваша совещательная группа. Для этого нужно регулярное ее посещение всеми членами, их желание участвовать в каждой встрече и договоренность о конфиденциальности всей информации, исходящей от членов группы. Этот кодекс конфиденциальности крайне важен. По нашему опыту, люди, особенно мужчины, раскрываются в таких коллективах не сразу, а через несколько месяцев. Им нелегко пересилить мужскую самоуверенность. Женщины обычно легче делятся мыслями и чувствами.

    Настоящую же пользу общение принесет лишь в том случае, если между всеми членами группы достигнуто доверие. Вам нужно создать атмосферу безопасности, где каждый может поделиться наболевшим и сокровенным, не думая о том, разумно это говорить или нет.


    3. Решите, когда, где, как часто и на какое время вы хотите встречаться

    Два-три часа в месяц – хорошая основа, но при желании можно встречаться и чаще. Некоторые предпочитают встречу в непринужденной атмосфере рано утром за завтраком. Другим нравится встречаться вечером после рабочего дня. В любом случае выбор за вами.

    Есть несколько ключевых моментов. Выбирайте место, где вас не будут отвлекать телефон, факс или другие люди. Возьмите за правило на время встречи отключать мобильные телефоны. И не относитесь к совещательной группе, как к обычной встрече в офисе. Это особое время общения с особыми людьми, поэтому постарайтесь максимально сосредоточиться на обсуждаемых вопросах.


    4. О чем говорить?

    Хороший вопрос! Наверняка вам ни к чему болтать два часа о погоде и местных новостях. Те, кто всего добивается, не тратят время на банальную болтовню. Вот несколько предложений. Выберите председателя, чья главная задача – направлять и поддерживать беседу, выделяя всем равное количество времени, чтобы высказаться. Каждую встречу начинайте с краткого комментария каждого участника о том, что примечательного случилось с ним с момента предыдущей встречи. Это сформирует позитивный тон беседы. Потом задайте два вопроса: что происходит в ваших делах (или на работе) и как дела в личной жизни? (еще один хороший вопрос: «Ваша главная задача в настоящее время?»). Пусть каждый ответит по очереди. Возможно, на ответы уйдет все отведенное время – это нормально. Так вы лучше узнаете друг друга. Обсуждайте индивидуальные цели каждого участника. Вдохновляйте друг друга на достижение желаемого. Поощряйте своих коллег мыслить глобально и посоветуйте им людей, способных помочь в достижении поставленных целей.

    Иногда имеет смысл внести в повестку дня какой-либо определенный вопрос. Неплохо также отвести время для участника, у которого есть какая-либо конкретная проблема, будь то финансовый кризис или физическое недомогание. Помогайте ему всем, чем только сможете. Именно такие ситуации способны особенно сплотить вашу группу. Если возникает что-то срочное, всегда можно созвать внеочередное собрание.

    Лес: В нашей совещательной группе пять человек. У каждого свой бизнес, поэтому мы представляем пять разных сфер деятельности. На момент написания этих строк группа встречается уже четырнадцать лет. Вне «групповых рамок» мы общаемся немного. За время нашего сотрудничества у всех нас были и трудности, и значительные достижения. Нам доводилось обсуждать множество тем, в том числе текущие деловые задачи: создание первоклассной презентации, поиск начального капитала, увольнение ключевого сотрудника. Решали мы и проблемы, возникавшие между супругами и с детьми-подростками, вопросы здоровья, «разруливали» финансовые кризисы и обсуждали крупные карьерные сдвиги. Некоторые наши встречи были настолько эмоциональны, что многие не скрывали слез. Сейчас между нами существует прекрасная крепкая связь, мы наслаждаемся осознанием того, что при необходимости на помощь каждому из нас всегда придут четыре человека. Это очень сильная позиция. Определенно, она стоила затраченного времени и усилий.

    Станьте неуязвимым

    Вот вам еще один кирпичик в здание привычки к отличным отношениям. Наставники и совещательные группы – прекрасный фундамент собственной крепости. Крепость же – это неприступная твердыня, святилище и убежище. Внутри крепости вы защищены от бурь бизнеса и жизни. Вот как ее построить.


    Процесс формирования качественных отношений можно также уподобить созданию команды-чемпиона по футболу или хоккею. У каждого игрока своя роль, а связующий элемент команды – ее тренер.

    Сочетание одаренных игроков и тренера, умеющего создавать и реализовывать успешный план игры, – это рецепт блестящих побед.

    Представьте себя в роли тренера. Перед вами стоят два главных вопроса: кто играет в моей команде и играют ли они на уровне, необходимом для достижения целей? Не забудьте о заданиях из нашего руководства к действию. Они помогут вам понять, кто достоин того, чтобы играть в вашей команде, а кого следует заменить. Главное – установить высокие стандарты, чтобы в случае надобности на помощь к вам пришли лучшие из лучших. Это постепенный созидательный процесс, он не совершается на скорую руку.

    В чем его суть? Внимательно взгляните на свои важнейшие отношения – на тех, кто поддерживает вас и помогает вам. Разделите их на две главных категории: бизнес/карьера и личная жизнь. Составьте список этих людей. В списке «бизнес/карьера», например, окажутся юрист, специалист по налогам, финансовый консультант, личный ассистент и др. Категория «личное» гораздо шире – здесь будут личный тренер по фитнесу, зубной врач, парикмахер, риелтор, страховой агент, няня и кто угодно еще, чей опыт может вам понадобиться.

    По всей видимости, вы не общаетесь каждую неделю со всеми этими людьми. Вопрос в том, всегда ли они выкладываются в полную силу, когда вам нужна их помощь. Помните: блестящие люди и работают блестяще. На этих людей всегда можно положиться – все будет сделано как нужно.

    Сколько людей не заслуживают вступления в вашу команду, потому что недостаточно хорошо справляются со своей работой? Будьте честны. Сколько в вашей команде пустот? Определить это легко. Вспомните, как вы лихорадочно листаете телефонный справочник, надеясь в последний момент кого-нибудь найти. Часто тот, кого вы выбрали, не справляется с работой, потому что вы в свое время не удосужились проверить информацию о нем.

    Отныне перестаньте принимать решения «на бегу». Не терпите небрежности в работе, опозданий, завышенных цен и прочей шелухи, создающей в жизни дополнительный стресс. Вам это ни к чему. Просите друзей посоветовать вам надежных людей. Делайте домашнее задание. Изучайте вопрос. Будьте терпеливы и постепенно окружите себя первоклассной командой людей, которые сделают вашу жизнь радостной и богатой.

    Заключение

    Алан Хобсон и Джейми Кларк – два увлеченных молодых «бизнес-приключенца». Они зарегистрировали это название, чтобы описать свою любовь к сочетанию приключений и бизнеса. Одной из их общих целей было восхождение на Эверест. В 1991 году первая попытка их группы покорить вершину провалилась. В 1994-м они повторили ее – уже в меньшем составе. Один из альпинистов, Джон Макайзек, поднялся на высоту 8685 м, но выше идти не смог – всего за 195 м до вершины у него начался тяжелый отек легких. Чтобы обеспечить благополучный спуск, потребовались масштабная спасательная операция, участие в которой принимала вся команда. На помощь позвали и людей из других групп, совершавших восхождение на гору.

    Наконец, в 1997 году Алан и Джейми отправились на Эверест в третий раз и покорили его. «Именно наши восхождения на Эверест, даже когда мы не добирались до вершины, дали нам бесценный опыт, – утверждали они. – В экспедиции у нас одна жизнь на всех. Мы знаем друг о друге все, что только можно знать. Спустившись вниз целыми и невредимыми, мы мечтаем сделать вместе еще больше».

    Одна из причин, по которым Алан и Джейми добились-таки своей цели, заключалась в том, что они окружили себя проверенными людьми. Среди них были профессиональный проводник, и человек, разбирающийся в технике, и опытный врач. Без этой «крепости» экспедиция не добилась бы успеха.

    Решитесь построить вокруг себя крепость прямо сегодня! Выбирайте только лучших. Помните: суть жизни состоит в том, чтобы строить стабильные отношения и наслаждаться ими. Верьте в себя и ищите лучших людей.


    Процветание зависит не от того, что вы знаете, а от того, кого вы знаете

    Руководство к действию

    Непременно выполните эти упражнения. Желание их пропустить – сигнал того, что вы, видимо, не слишком серьезно настроены на создание гармоничных отношений. Не довольствуйтесь малым! Сделайте усилие, чтобы больше узнать о себе и о том, как вы воздействуете на других.

    1. Двойная спираль

    Неудачные отношения. Вернитесь мысленно к важным отношениям, которые у вас не сложились. Начиная с первого пункта, определите каждый этап, который привел к краху. Будьте точны.

    1. ________________________________________________________________

    2. ________________________________________________________________

    3. ________________________________________________________________

    4. ________________________________________________________________

    5. ________________________________________________________________


    Отличные отношения. Теперь вспомните удачные отношения. Начиная с единицы, запишите каждый этап их развития, благодаря которому они раскрылись в полной мере.

    5. ________________________________________________________________

    4. ________________________________________________________________

    3. ________________________________________________________________

    2. ________________________________________________________________

    1. ________________________________________________________________

    2. Определение ключевых клиентов

    Запишите имена десяти людей, с которыми вас связывают важнейшие отношения в бизнесе. Это те, кто способен обеспечить вам максимальный объем продаж и максимум прибыли. Им нравятся ваши товары и услуги. Они заключают с вами повторные сделки и рады давать вам рекомендации. (Если вы управляющий или супервайзер, учтите, что подконтрольные вам люди тоже относятся к ключевым клиентам.) Дайте себе достаточно времени на обдумывание списка. Эти люди – частицы вашего лучшего будущего. Обращайтесь с ними бережно! Ключевые клиенты, как следует из названия, способны дать вам ключ к новой жизни.

    Теперь запишите, сколько времени вы проводите с каждым из них в течение месяца. О чем это вам говорит? Что стоило бы изменить?

    1. _____________________________ 6. _____________________________

    2. _____________________________ 7. _____________________________

    3. _____________________________ 8. _____________________________

    4. _____________________________ 9. _____________________________

    5. _____________________________ 10. ____________________________



    Развитие отношений с наставником

    Какие конкретные области знания вы хотели бы улучшить?


    1. Отметьте самое важное.

    1. Расширение бизнеса.

    2. Продажи и маркетинг.

    3. Здоровье и фитнес.

    4. Привлечение отличных работников.

    5. Сбалансированный стиль жизни.

    6. Финансовые стратегии.

    7. Навыки общения.

    8. Развитие стратегических альянсов.

    9. Устранение долгов.

    10. Новые технологии.

    11. Отношения с детьми.

    12. Прочее (укажите). ___________________________________________

    13. Прочее (укажите). ___________________________________________


    2. Перечислите три главные области, которые хотите улучшить, и назовите двух потенциальных наставников в каждой из них.

    1. _____________________________ _____________________________

    _____________________________

    2. _____________________________ _____________________________

    _____________________________

    3. _____________________________ _____________________________

    _____________________________


    3. Из списка выше выберите самую важную сферу, над которой хотели бы начать работать прямо сейчас, и самого важного наставника.

    ______________________________________________________________

    4. Возьмите чистый лист бумаги и по примеру, приведенному в этой главе, создайте план первого контакта с наставником. Потренируйтесь по телефону с другом. Повторяйте, пока не начнете справляться с этим легко.


    Теперь выберите точное время и позвоните!

    Если не получается поговорить с человеком сразу, продолжайте звонить, пока не удастся пообщаться. Настойчивость приносит свои плоды. Помните: хорошие отношения всего с одним наставником способны помочь вам перейти на совершенно новый уровень уверенности и осведомленности.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх