• 8.1. Контролирующие органы
  • 8.2. Виды ответственности
  • Глава 8

    Ответственность за нарушения установленных законом требований к кадровой документации

    8.1. Контролирующие органы

    В соответствии с ст. 353 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция.

    Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

    Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

    Таким образом, если не вести речь об отдельных специализированных отраслях деятельности, то общий надзор и контроль в сфере труда осуществляет федеральная инспекция труда (ее территориальные подразделения) и органы прокуратуры.

    Деятельность федеральной инспекции по труду, ее полномочия и порядок их осуществления урегулированы как нормами ТК РФ, так и следующими нормативными актами – Постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. № 78 «О федеральной инспекции труда» с изменениями от 8 января 2003 г. (далее по тексту ПП РФ «О федеральной инспекции труда») и Приказ Минтруда РФ от 9 июля 2002 г. № 143 «О типовых формах документов федеральной инспекции труда» (далее по тексту Приказ Минтруда РФ «О типовых формах…»).

    В соответствии со ст. 356 ТК РФ федеральная инспекциям труда реализует следующие основные полномочия:

    1) осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

    2) анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

    3) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;

    4) направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

    5) реализуют мероприятия по координации деятельности ведомственных органов надзора и контроля и федеральных органов исполнительной власти в части обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

    6) осуществляет надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

    7) осуществляет надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

    8) обобщает практику применения, анализируют причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;

    9) анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;

    10) принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых способов, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

    11) запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;

    12) ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

    13) осуществляет информирование и консультирование работодателей и граждан по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

    14) информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах работников;

    15) готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;

    16) иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Не менее важным представляется также положение ТК РФ, предусматривающее основные права государственных инспекторов труда (ст. 357 ТК РФ) Также права инспекторов труда предусмотрены ПП РФ «О федеральной инспекции труда». К наиболее основным правам инспекторов труда можно отнести следующие:

    1) в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей – физических лиц;

    2) запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

    3) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

    4) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

    5) предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

    6) направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

    7) выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

    8) запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

    9) составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

    10) выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

    В соответствии с п. 13. ПП РФ «О федеральной инспекции труда» государственные инспекторы труда имеют удостоверения единого образца, а также личный штамп (печать) с указанием фамилии и наименования инспекции, которую они представляют.

    Формой осуществления контроля за деятельностью работодателей в сфере соблюдения трудового законодательства является, прежде всего, проверка деятельности работодателя, проводимая федеральной инспекцией труда (ее территориальными подразделениями). Такие проверки, как правило, бывают следующих видов:

    • плановые проверки проводятся в соответствии с планами, которые составляются инспекцией труда, инспекторами труда с целью осуществления контроля за соблюдением работодателями подведомственной территории трудового законодательства;

    • повторные проверки назначаются с целью проверки, например, вынесенных ранее предписаний об устранении нарушений выявленных в ходе ранее проводимой проверки.

    • внеплановые проверки, как правило, вызваны чьим-либо сообщением о нарушении конкретным работодателем норм трудового законодательства. При этом анонимное обращение не может служить основанием для проведения внеплановой проверки. С таким обращением может обратиться гражданин, чьи права нарушены действиями указанного работодателя, либо контролирующий орган, которому в ходе осуществления его деятельности также стали известны факты о нарушениях трудового законодательства.

    Порядок проведения проверок, в том числе и проводимых инспекторами труда, установлен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» с изменениями от 30 октября 2002 г., 10 января, 1 октября 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая, 2 июля, 31 декабря 2005 г. (далее по тексту ФЗ РФ № 134). Так, в соответствии с ст. 7 указанного нормативного акта мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора). Таким образом, перед началом проверки инспектор по труду обязан предъявить руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением распоряжение (приказ) о проведении проверки либо его заверенную печатью копию. В указанном документе должно быть указано:

    • номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;

    • наименование органа государственного контроля (надзора);

    • фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;

    • наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;

    • цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;

    • правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

    • дата начала и окончания мероприятия по контролю.

    Проверка может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю. Таким образом, в случае если инспектором по труду не представлено служебное удостоверение и/или приказ распоряжение о назначении проверки или указанное должностное лицо не входит в число лиц, кому поручено проведение проверки, работодатель вправе не пустить такого инспектора труда для проведения проверки и не представлять никаких документов.

    Продолжительность проверки не должна превышать один месяц. В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя плановая проверка по контролю за соблюдением трудового законодательства может быть проведена не более чем один раз в два года. В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации. На случаи внеплановой проверки такое ограничение не распространяется. Основаниями для проведения внеплановой проверки могут являться:

    • получение информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

    • возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

    • обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

    По результату проведенной проверки инспектором труда могут быть составлены различные документы, формы которых в том числе утверждены Приказом Минтруда РФ «О типовых формах…», а именно:

    Акт проверки, который составляется независимо от того, были выявлены в ходе проверки какие-либо нарушения трудового законодательства или нет. Указанный документ отражает порядок проведения проверки и результаты, которые были ей установлены. Составляется в двух экземплярах, один из которых под роспись должен быть вручен работодателю

    В случае если в ходе проверки будут установлены нарушения трудового законодательства, то инспектор труда вправе вынести предписание об их устранении. При этом в предписании должен содержаться исчерпывающий перечень выявленных нарушений и срок, в который они должны быть устранены. Об устранении указанных нарушений работодатель должен сообщить в инспекцию труда. После чего на усмотрение инспектора труда может быть назначена повторная проверка с целью проверить выполнение требований предписания.

    В случае если в результате проверки будут обнаружены нарушения трудового законодательства, составляющие признаки административного правонарушения, то составляется протокол об административном правонарушении. В соответствии с ст. 28.2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ с изменениями от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004 г., 7, 21 марта, 22 апреля, 9 мая, 18 июня, 2, 21, 22 июля, 27 сентября, 5, 19, 26, 27, 31 декабря 2005 г., 5 января, 2 февраля, 3, 16 марта, 15, 29 апреля, 8 мая, 3 июня 2006 г. (далее по тексту КоАП РФ) в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

    При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.

    Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае, если работодатель не согласен с содержанием протокола, но мотивированной представить такие пояснения в момент ознакомления с ним не может, то он может расписаться в ознакомлении с проколом и указать, что «с протоколом не согласен, объяснения будут представлены позже». Копия протокола должна быть вручена работодателю под роспись.

    Следует обратить внимание, что в соответствии с ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В исключительных случаях, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. Протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением указанного срока считается незаконным и может быть оспорен.

    После того, как составлен протокол об административном правонарушении лицом, его составившим может быть принято решение либо о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу.

    Постановление о назначении административного наказания может быть вынесено не позднее 15 дней со дня вынесения прокола об административном правонарушении. Копия постановления вручается работодателю или иному уполномоченному лицу под роспись или направляется по почте.

    Постановление о назначении административного наказания может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его получения соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

    8.2. Виды ответственности

    В соответствии с ст. 362 ТК РФ руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели – физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены ТК РФ и иными федеральными законами.

    Согласно ст. 419 ТК лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

    1) Гражданско-правовая ответственность возникает в случае причинения работодателем убытков какому-либо лицу, которое вправе обратиться за защитой своих интересов в суд. Так, например, в соответствии с ст. 235 ТК РФ работодатель, причинивший ущерб имуществу работника, возмещает этот ущерб в полном объеме. Размер ущерба исчисляется по рыночным ценам, действующим в данной местности на день возмещения ущерба. При согласии работника ущерб может быть возмещен в натуре. Заявление работника о возмещении ущерба направляется им работодателю. Работодатель обязан рассмотреть поступившее заявление и принять соответствующее решение в десятидневный срок со дня его поступления. При несогласии работника с решением работодателя или неполучении ответа в установленный срок работник имеет право обратиться в суд.

    2) Административная ответственность – наиболее применимый вид ответственности в отношении правонарушений в сфере трудового законодательства.

    Статьей 363 ТК РФ установлена ответственность за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда. Более конкретизировано такая ответственность установлена нормами административного законодательства. Так, в соответствии с ст. 19.4 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

    Согласно ст. 19.7 КоАП РФ за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, будет наложен административный штраф на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

    Нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа в соответствии с ст. 5.27 КоАП РФ на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    В случае нарушения законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – такое лицо может быть дисквалифицировано на срок от одного года до трех лет.

    В случае если не будет выполнено предписание, вынесенное инспектором, это повлечет наложение административного штрафа в соответствии с ст. 19.5 КоАП РФ на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

    3) В исключительных случаях, с учетом тяжести совершенного деяния может быть применена уголовная ответственность.

    Таким образом, во избежание в дальнейшем выявлений нарушений в области трудового законодательства при проверке работодателя необходимо строго соблюдать действующее законодательство, а также не только знать, но и пользоваться пересмотренными в трудовом законодательстве правами.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх