• 1. Свое агентство
  • 2. «Мамонтов корпорейшен»
  • Часть пятая.

    Сборная

    1. Свое агентство

    Проводы были в пятницу, а в понедельник я поехал на новую работу в «Мамонтов Лимитед». Все буднично и спокойно. Как будто так и должно быть. На пороге моего кабинета в нашем пустом еще офисе меня встретила Вера:

    – Доброе утро, Сергей Петрович…

    – Доброе утро, Вера…

    Я никуда ее не устраивал, не оставил на время и в «Лидере». Она нужна мне здесь и сейчас. Нам следует подготовить плацдарм. Сотрудники, выйдя на работу в «Мамонтов Лимитед», не должны уже отвлекаться ни на какие бытовые мелочи.

    Прохожу по комнатам. Ремонт закончен. Но полноценно работать здесь еще нельзя. Я должен был прийти сегодня в совершенно готовый офис. Но в пятницу произошла какая-то накладка, так что мебель и компьютерное оборудование еще только где-то на подъезде. И телефонную связь подсоединят только после обеда.

    Привезли мебель. Вместе с грузчиками вошла Мария Дьяченко – офис-менеджер, которого я переманил из «Лидера». Мне даже не пришлось обещать ей повышенную зарплату. Это действительно талантливый администратор. Она не могла ужиться ни с Бабаевым, ни с Карекой, ни с Мальцевым. Они ее зажимали, не давали творческой свободы. А эта расторопная и, главное, очень хорошо разбирающаяся в хозяйственно-административных вопросах женщина просто кипит, живет работой. Так и сказал ей:

    – Меня хватит на то, чтобы контролировать административные дела. Но чтобы их эффективно организовать… Мне нужен талантливый человек. Такой, который сможет все отладить в еще большей компании, чем «Лидер Интернешнл»…

    По-моему, слова о таланте Машу проняли. Она согласилась работать у меня. Чему я был очень, очень рад. Как она здорово управлялась с грузчиками! Я бы давно этих бестолочей убил на месте. А Маша терпеливо их воспитывает, заставляет все собирать, расставлять точно, аккуратно. Талант, одним словом!

    Вера также подключатся к расстановке мебели. Тут же привозят и оборудование. Распаковывают, подключают. Я слежу за идущим обустройством краем глаза. Звоню в «Первый строительный банк» Чернецу:

    – Думаю, в следующую пятницу можно устроить презентацию нашего агентства. Да, позовем клиентов, журналистов, партнеров… Нет, не здесь. Конечно, в лучшем ресторане. На этом деле нельзя экономить. Все должно быть солидно…

    Пригласил своих старых партнеров Варсегова и Каримова, текущего клиента «Русский квас», с расчетом на будущее зову и представителя «Сладо».

    Позвонил Мальцеву:

    – Приходи.

    Мальцев тянет слова:

    – Даже не знаю… Я… так… занят…

    Ну-ну…

    Пошел пообедать в «Репу». Там столкнулся с Козиным:

    – На побывку в Москву?

    Он машет руками:

    – Насовсем, насовсем из Уфы. Все, в родные пенаты. Как и говорил, буду независимым консультантом.

    Я, разумеется, похвастал:

    – А у меня теперь свое агентство.

    – Знаю. Поздравляю.

    Позвал его:

    – Приходи на презентацию.

    – С удовольствием.

    Конечно, Козин уже не тот. Но неизвестно, кто и как тебе в бизнесе пригодится. Позвонил и пригласил Протасова, Шишкина, Боголюбова, Бабаева. Ну и Юрзинова, Андрюшина, Зайковского, Круглова… Проничева и Степанову из «Бонзы», Давтяна из «Прометея»…

    Позвонил в Союз рекламных агентств Налимчику. Мне говорят:

    – Минуту, – потом сообщают, – Он занят. Перезвоните позже.

    Позвонил позже:

    – Уже уехал.

    Позвонил на его мобильный телефон – не отвечает. Это странно. Раньше Налимчик с такой легкостью откликался. И я вспомнил давние слова Козина: «А будь ты из мелкого агентства, Налимчик бы тебе руки не подал…». Верно, раньше-то я ведь был человеком из «Лидер Интернешнл». А теперь работаю в совершенно новом – мелком – агентстве. Теперь мне президент Союза руки не подаст?

    Я решил проверить догадку и отправил Налимчику приглашение с курьером. Заодно отослал такие же и профессору Варлоу, клипмейкеру Борзову, журналисту Гребнюхину. Откликнутся?

    Вот уже полностью готова переговорная комната. Можно приглашать партнеров и клиентов. К вечеру готовы и все остальные помещения: большая общая комната, компьютерный уголок, комната производственного отдела, мой кабинет, туалет. Офис не такой уж большой, но лиха беда начало.

    Сижу в своем кресле. Нажимаю на кнопку связи:

    – Вера, давайте пить чай. Хватит на сегодня…

    Пьем чай у меня. Я, Вера и Маша. Наш маленький стартовый коллектив. Но в отличие от первой моей команды, в которую входили Еремеев и Лика, здесь все по-другому. У нас серьезные рабочие отношения. Никакой дружбы, панибратства, снисхождений. Все по делу. Все по уму.

    Мы обсудили завтрашний день:

    – С утра занимаемся организацией внутренней презентации – для своих. Подготовьте смету, я гляну, и в течение дня все закупайте. Вот список «своих». Приглашайте по нему на среду после работы. В 19 часов…

    Да, в среду мы провели маленькую «внутреннюю» презентацию. Позвали всех сотрудников, приглашенных на работу в «Мамонтов Лимитед», осмотреть наш новый офис. Выпили шампанского, поговорили. Я видел, что всем нравился этот маленький, но очень современный и уютный (спасибо, Маше) офис. Люди хотели здесь работать.

    В четверг в «Мамонтов Лимитед» появился Зайковский. Это было проще всего – перевести его без особых формальностей из «Ньюми». Назначил Зайковского начальником службы продаж с полномочиями первого заместителя. Лавочкин обрадовался, что у него в «Ньюми» не будет больше этого толкового и энергичного парня. Кроме этого, гендиректор был очень доволен тем, что я не занял его место, что создал другое агентство. Лавочкину понравилось быть большим начальником. Пусть и маленькой такой компании.

    В пятницу написал заявление об уходе из «Лидера» Юрзинов. Ему просто невмоготу было в «Лидере». Он возглавил в «Мамонтов Лимитед» вторую по важности службу – исполнения заказов. То, чего я не давал ему в «Лидере», он получил здесь. В моем агентстве. Теперь Юрзинов, хотя и должен еще месяц отработать в «Лидере», вечером заезжает сюда. А иногда вырывает часок для нас и с утра, и днем. Я ему не приказываю, но он сам готовится к полноценной работе здесь.

    И вот мы втроем – я, Зайковский и Юрзинов едем в «Русский квас». На уже официальные переговоры по поводу совместной работы. Они идут привычно, как обычно. Только ловлю себя на том, что думаю, как же мы этот договор отрабатывать будем. За спиной у нас нет производственного, кадрового потенциала «Лидера». Хорошо, что «Русский квас» об этом не догадывается. Они привыкли доверять мне. И правильно делают. Мы обязательно справимся!

    Подписываю свой первый от лица «Мамонтов Лимитед» договор. Возвращаемся в офис:

    – Поздравляю всех с первой победой. Это наша общая заслуга, каждого из нас. Какое агентство получает такой крупный контракт на первом месяце своего существования?

    Вера, Маша, Юрзинов, Зайковский, я – все в приподнятом настроении. Теперь мы обеспечены работой и хлебом на весь год. И главное, можем позволить себе нанять недостающих сотрудников.

    Конечно, приподнятое настроение отражалось на наших лицах и во время официальной презентации в ресторане «Метрополь». Пришли практически все приглашенные. Не было, как и на моих проводах в «Лидере», Кареки, Шишкина, Бабаева. Не появился и «так занятый» Мальцев. А вот Протасов нашел время и возможность – приехал. Видно, ему было все-таки очень любопытно.

    Я предложил Протасову:

    – Надеюсь, мы сможем работать вместе с выгодой.

    Тот пожал плечами:

    – Ну, если ты будешь достоин нашего партнерства.

    Когда Протасов увидел входящих Варсегова с Каримовым, бровь у него поехала вверх:

    – Это же… Варсегов из московского правительства… Я его знаю… К тебе?

    – Ко мне. А что?

    – Да так…

    – Извиняюсь, я отойду…

    Двинулся к Варсегову с Каримовым и Протасова больше не видел. Наверное, он сразу после нашего разговора уехал. Но ведь пришел, откликнулся.

    Протасов… Я в какой-то степени помог ему докарабкаться до его должности. Он помог мне набраться опыта. Мы еще посотрудничаем с ним. Если Мамонтову будет выгодно.

    Переговорил с Варсеговым, крепко пожавшим мне руку:

    – Поздравляю тебя, молодец.

    Я поблагодарил:

    – Спасибо. Ну вот теперь смогу полностью гарантировать качество своих работ. И хотел бы посотрудничать с вами.

    – Приезжай в среду после обеда. Поговорим…

    Варсегов побыл минут двадцать и уехал с Каримовым дальше по каким-то их совместным делам. Но все видели, что на презентации были не только люди из банка-учредителя, из уважаемых компаний, но и известные чиновники из мэрии и правительственного комитета по образованию.

    С Каримовым мы тоже успели поболтать. Вновь обсудили семинары, организованные его людьми. Я на этих мероприятиях выступал уже традиционно. Сказал Каримову:

    – Только теперь я – не первый заместитель известного «Лидер Интернешнл», а глава совершенно юного агентства «Мамонтов лимитед»…

    Он улыбнулся:

    – Думаю, тем интереснее будет твой опыт для наших слушателей. В основном ведь они у нас не менеджеры крупных компаний, а как раз руководители средних и мелких предприятий. Растущих предприятий…

    Посещения Варсегова и Каримова, наши разговоры с ними подняли мое настроение еще больше. И меня даже не огорчило то, что догадка по поводу Налимчика, Борзова и Гребнюхина подтвердилась. Они не пришли. Они вычеркнули меня из списка важных игроков рекламного рынка. Ну-ну!

    Но, конечно, приперся Варлоу. Наверное, пообещал Налимчику не приходить, но как же пропустить халявную выпивку. Через полчаса после начала презентации профессор был уже весьма пьян. Приставал к присутствующим:

    – Наймите меня. Я решу все ваши проблемы! Я научу ваших работников делать рекламу. Да я сам сделаю лучше всех…

    Никто, впрочем, не обращал на него внимания. Ведь это повторялось на всех рекламных мероприятиях. Пьяный профессор Варлоу – привычный атрибут фуршетов, презентаций, коктейлей.

    Веселились мои сотрудники, а также сотрудники братского «Ньюми» во главе с Лавочкиным:

    – За новых клиентов!

    – За новые успехи!

    – За вас, ребята!

    – За тебя, Сергей Петрович!..

    В самом конце презентации переговорил с Козиным. С ним позволил себе немного расслабиться. Выпил еще бокал вина. Вспомнил:

    – Когда я только начинал в «Лидере», тот разговор с тобой в «Репе» про рекламу мне так много дал… Не знаю, получилось бы у меня, если бы ты тогда не наставил на путь истинный, если бы не объяснил, что настоящая реклама – это не веселые картинки, не тусовка, а простые, точные мысли, обыденное ремесло… Давай выпьем за твое новое дело.

    Я искренне желал Козину успехов. Может, какого-нибудь клиента нам со временем подбросит.

    Во вторник мы думали, что предложить Варсегову. В среду я поехал к нему:

    – Готовы сделать в общем все, что нужно. Конечно, не все своими силами. Но если придется привлечь еще кого-то, то проконтролируем качество…

    Варсегов внимательно смотрел на меня:

    – Да, хотя мы знакомы давно, но надо попробовать. Надо попробовать…

    Он хотел сказать, что стоит начать с малого, прежде чем делать что-то серьезное?

    Варсегов предложил:

    – Сейчас позову своего помощника. Можешь ему доверять. Если он что-то говорит, то говорит от моего лица…

    Я его остановил:

    – У меня есть небольшая просьба. Думаю, она не будет вам обременительна. Тем более, что я всегда могу рассчитаться рекламными услугами. Видите ли, агентство мое новое, возможно, будут не совсем рабочие проблемы…

    Варсегов улыбнулся:

    – Чем ты мне всегда нравился: обо всем думаешь заранее. Так вот с Павлом Васильевичем, кстати, всегда сможешь решить и «не совсем рабочие проблемы». Договорились?

    – Договорились.

    Варсегов познакомил меня со своим помощником. С Павлом Васильевичем мы обсудили два весьма скромных заказа. Он рассказал:

    – У нас намечаются соревнования по шахматам среди социальных работников. А денег на информационные материалы в городском бюджете не предусмотрено. Как-то придется выкрутиться. Все на уровне должно пройти… Также под эгидой города пройдут мотогонки. Надо для молодежи флажки сделать с гербом Москвы. Пусть их себе на мотоциклы ставят. Или машут ими…

    Вот она, проверка. Дела пустяшные, но все равно требуют времени и – главное – денег.

    В выходные дни думал, как выкрутиться. Ирина за ужином сказала:

    – Ну что ты голову ломаешь? У тебя же есть на это деньги.

    – Есть-то есть. Но жалко. Оборотные средства пригодятся на что-нибудь посерьезнее. Надо как-то по-другому извернуться….

    Решил обратиться к своему клиенту «Русскому квасу». В понедельник провел с ним переговоры:

    – Думаю, вам стоит спонсировать московские шахматные соревнования. У «Русского кваса» и так неплохие отношения с правительством Москвы. Но их можно еще улучшить. Всего-то надо денег на три сотни цветных проспектов.

    «Русский квас» согласился. Осталось решить проблему с флажками для мотоциклистов. Но от этого дела меня постоянно отвлекали. Чуть ли не косяком в офис повалили представители милиции, пожарной инспекции, санэпидемстанции:

    – У вас новая компания. Надо проверить, все ли у вас соответствует. Нет ли криминала…

    – А кто это дал разрешение такой пожароопасной краской красить помещение? И огнетушители у вас отмаркированы неправильно, не по инструкции…

    – Соседи жалуются, что как вы переехали, в доме стало крыс больше. Наверное, придется ваш офис опечатать и дезинфекцию провести…

    Денег вымогают. Дам-ка я им телефончик Павла Васильевича. Посмотрим, насколько могуществен Варсегов:

    – Позвоните сначала в мэрию…

    Следом из охранного бюро три амбала привалили, услуги предлагают:

    – А то знаете – воровство, бандиты могут наехать…

    – Спасибо, – говорю, – не нужно.

    И только эти амбалы вышли, заходят двое среднего телосложения в темных очках:

    – Вы теперь в нашем районе. Воздухом, понимаете, здесь дышите. Будешь нам платить, сколько скажем…

    Чтобы не слишком обременять Павла Васильевича, даю им телефон службы безопасности «Первого строительного банка». Заодно проверю и своих учредителей:

    – Позвоните по этому телефону и поговорите, сколько именно нужно платить.

    Я не думал, что за этими визитами стояли Протасов с Шишкиным и Карекой. Скорее всего, просто мелкие местные чиновники напополам с уголовниками. Как бы то ни было, но после того, как дал визитерам из разных «ведомств» телефоны Павла Васильевича и службы безопасности «ПСБ», больше меня никто не беспокоил. Можно было продолжать нормально работать. Самому. Потому что Зайковский с Юрзиновым вовсю работали над «Русским квасом».

    Проблему с мотогонками удалось решить весьма оригинально. Я увидел, что Дьяченко принесла в офис пачку одноразовых ручек. Обратил внимание на то, что ручки все яркие, разноцветные:

    – Для молодежи в самый раз…

    Это была идея. Я вырезал из бумаги флажок, нарисовал на нем эмблему Москвы и насадил флажок на одноразовую ручку:

    – Замечательно.

    С получившейся конструкцией съездил в фирму, производящую авторучки. Предложил:

    – Мы можем бесплатно распространить образцы ваших недорогих цветных ручек среди молодежи на мотогонках. Но вы должны их «превратить» во флажки…

    Договорились. Фирма оплатила изготовление эмблемы на ткани и эти кусочки надела на ручки со своей рекламой. Нам оставалось только раздать получившиеся флажки на городских молодежных мотогонках. И таким образом оба заказа Варсегова были выполнены.

    Несмотря на то, что я не привлекал к этой работе Юрзинова с Зайковским, они начинали зашиваться. Все-таки «Русский квас» – очень крупный клиент. Даже если обслуживаешь его с помощью субподрядчиков, все равно не хватает времени на контроль, на приемку выполненных работ.

    Успокаиваю Зайковского:

    – Ну все, теперь вам станет легче. Можем взять еще людей.

    И в течение двух месяцев перетащил к себе из «Лидера» компьютерщика Андрюшина, «творца» Черникова, «производственницу» Печкину, «исследователя» Петрову. Они сразу же включились в работу под руководством Зайковского. Заработали мощной, слаженной командой. Есть костяк. Теперь уже беру в «Мамонтов Лимитед» всех остальных запланированных людей. К Зайковскому в службу продаж лучших сотрудников «Лидера» – Есипову, Кузнецова, Тарасову. К Юрзинову – Яковлеву, которую я оставлял в «Прометее». У нас она, поднабравшаяся опыта, будет заведующим отделом медипланирования.

    Забрал из «Лидера» и Аверину. Она согласилась стать заместителем начальника службы исполнения заказов:

    – Ответственности меньше, а зарплата здесь у тебя больше.

    Вместе с Авериной взял и ее подчиненную Тимофееву. Она – неплохой работник. И Шушкевич не забыл.

    Перешла из «Лидера» «мой» бухгалтер Осокина. И следом Долматов из финансовой службы:

    – Наконец-то не будет рядом Шварца!

    И еще перебирается Игнатюк – компьютерщик, составивший теперь у меня вместе с Андрюшиным мощный программно-технический дуэт.

    Знал, что хочет перейти Носов. Но я его не звал. И дело не в том, что он не пошел в акционеры «Ньюми», когда я его туда приглашал. Нет, Носов человек, конечно, работоспособный, но не эффективный. На филиалы, которые я, безусловно, буду развивать, надо искать другого человека.

    Еще в «Лидере» разговаривал с юристом Мандровой и заведующей отделом исследований Цацкевич. Они тоже склоняются к тому, чтобы перейти ко мне. Но выжидают, приглядываются к тому, что у меня получается. Ничего, перейдут. Эти ценные люди от меня никуда не денутся.

    В «Лидере» были очень недовольны таким развитием дел, но реально помешать мне не могли. Ведь я не просто Мамонтов – хозяин одного из нескольких тысяч рекламных агентств. За мной стояла мощная влиятельная компания – «Первый строительный банк».

    Но если Протасов, Шишкин, Карека сносили кадровый исход без особых волнений – ну ушло полтора десятка человек, придут новые, то Мальцеву приходилось несладко. Он, конечно, не был готов к такому повороту. Думал, я добренький. Помог ему встать на мое место, освоиться на нем, оставил ему созданный мною бизнес, всех с таким трудом собранных людей – работай, дорогой друг, и не благодари меня…

    Нет, я вытащил из-под него всех лучших сотрудников. И дела у Мальцева шли теперь, как и во всем холдинге. Его подводили и «старые клячи» из бывшего боковского отдела, и наспех собранные новые сотрудники. Его подводил Карека, черт знает как управлявший финансовыми делами агентства. Его доводила обнаглевшая без меня Мама-Бюст. Теперь она потребовала от Боголюбова объединить ее отдел информации с творческим отделом, находящимся под Мальцевым. И добилась своего. Мальцев лишился одного подразделения. Догадывается ли он, что аппетит к любовницам начальства приходит во время «любви»?

    Все мои проблемы в «Лидере» не просто стали проблемами Мальцева. Они многократно для него приумножились. Мальцев вынужден был сам хвататься за все сразу. Это уже не гордый первый зам, а растерянный менеджер – во всех бочках затычка. Моя «лидерская» разведка в лице Кати точно описывала его состояние. Разговаривая с ним по телефону, и я заметил перемены. Сразу после своего назначения Мальцев стал заносчив. Теперь же к нему вновь вернулась вежливость. Бытие определяет сознание, dear friend, как говорил Заратустра. Но я не собирался унижать Мальцева, уничтожать его. Он мне нужен. Он многое умеет. Я столько в него вложил… Подождем, когда он дозреет. Когда для него у меня будет место…

    Я готовил Мальцева, обрабатывал, рассказывая о своих молодых сотрудниках:

    – Они так вкалывают. Предлагают на собрании обсуждать тех, кто кого-то в чем-то подвел. Но до этого пока не дошло…

    Мальцев, конечно, завидовал рабочей атмосфере, в которой он привык работать у меня. А я подливал масла в огонь:

    – У меня здесь Зайковский получает больше, чем я получал, когда был первым замом в «Лидере»… Будем наращивать объемы. Расширяться. Штат увеличивать…

    Мальцев становился все внимательнее к моим словам. Я чувствовал, что у него зарождается мысль о том, что неплохо было бы работать у меня. Ведь Мамонтов, кажется, не помнит обид. Преуспевает, дает хорошую работу, большие зарплаты…

    В «Лидере» осталось три нужных мне человека: Мандрова, Цацкевич и Мальцев. Но и их мне не хватит для дальнейшего развития. Привычно обращаюсь в кадровое агентство «Мобил пипл», и они мне находят пару хороших менеджеров – Ларионова и Фонарева.

    Первый мне нужен для создания отдела продвижения. Имя «Мамонтов Лимитед» должно звучать гордо, чтобы люди воспринимали наше агентство не как новое, а как уже зарекомендовавшее себя, как компанию надежную и солидную. И работы здесь у нас above the roof, как говорил Заратустра.

    Второй менеджер укрепляет службу Юрзинова. Очень важно не только найти клиента, но и качественно обслужить его. Желательно своими, а не партнерскими силами. В таком случае прибыль существенно выше.

    Беру еще людей. Время летит незаметно. Но все-таки по отчетам вижу, что прошло уже шесть месяцев работы моего агентства. Это очень немного. Но сколько сделано! Всего лишь за полгода мне удалось создать настоящее рекламное агентство со штатом в двадцать три человека. Большинство из них работает над обслуживанием «Русского кваса». Сочиняют ему тексты и сценарии, рисуют макеты и организуют съемки клипа, размещают рекламу в газетах, журналах, на телевидении: 

    «Пей квас!
    За себя попей!
    Ну и попей за нас!»

    Клиент солидный, следит внимательно за каждым нашим шагом. Это я знаю еще по работе с ним в «Лидере». Мы стараемся. Но все равно часть работы приходится отдавать субподрядчикам. По-прежнему маловато у нас сил. Да, мы пока всего лишь небольшое столичное агентство. А ведь интересы «Русского кваса» простираются не только по всей России, но и за границей. Эта компания экспортирует готовый квас в Европу. Готовится поставлять сухой продукт в Австралию и Америку. Нам еще расти и расти до нашего клиента. И тем не менее я поручил Зайковскому провести переговоры с небольшой компьютерной фирмой «КомПи». Он удивился:

    – Нам же «Русский квас» еще может столько работы дать!

    Я процитировал из «Основ маркетинга» Тотлера:

    – «Не клади все яйца в одну корзину». Мы не можем ставить только на «Русский квас». А если у этого клиента что-нибудь случится? Или вдруг он разорвет договор? Найдет другое агентство? В бизнесе всякое случается…

    Зайковский согласился. Но я надеялся, что нам поможет не только «КомПи». Варсегов. Пробные его заказы мы выполнили. Можно, наверное, нам и что-нибудь серьезное поручить. Долго ждать не пришлось. Позвонил Павел Васильевич. Пригласил меня загород, на базу отдыха:

    – Приезжайте, отдохнете. Варсегов подъедет…

    Значит, будет дело.

    Я приехал. Попарились в баньке с Павлом Васильевичем и Варсеговым. Попили минеральной водички. Потом Варсегов пригласил посидеть с удочкой у озера:

    – Люблю это дело…

    Спустились к озеру. Красивое место. Закат розовый. Никаких, правда, удочек я не увидел. Рыбалка, видимо, так, к слову пришлась.

    Варсегов присел в одно из стоящих на берегу кресел, указал на соседнее:

    – Садись. Павел Васильевич сказал мне, что у вас с ним все в порядке.

    Я подтвердил:

    – Да, думаю, посотрудничали с пользой.

    Варсегов продолжил:

    – Теперь у нас будет дело поинтереснее. Видишь ли, в городе творится черт-те что. Настоящей власти нет, бардак во всех делах. А сделать я на своей должности ничего не могу. В общем, смотрел-смотрел на это безобразие и решил выдвинуться на предстоящих выборах в мэры. Ты как думаешь, правильно?

    Я поддержал:

    – Конечно. Считаю вас человеком, которому сам бог велел этим заняться.

    Варсегов кивнул:

    – Так вот. Помогать мне будут многие компании. В том числе и рекламные. Я хотел бы, чтобы и ты тоже поучаствовал.

    – С удовольствием, – говорю.

    Варсегов улыбнулся:

    – Не торопись. Денег я тебе дам очень мало. Копейки. Так, для отчета перед избирательной комиссией…

    Так вот для чего Варсегов столько времени держал меня в поле зрения. Чтоб я ему помог. Давно, наверное, задумал баллотироваться в мэры.

    Пауза. Ничего не отвечаю. Жду. Варсегов, наконец, продолжает:

    – Но если я выиграю, то возьмешь себе что-нибудь из городских рекламных заказов… А если проиграю, конечно, никто тебе ничего не даст.

    Это риск. Но если выиграет Варсегов, в которого я искренне верил, то ведь это чертовски выгодно – получить гарантированные бюджетные средства. Их расходование государственный заказчик контролирует гораздо менее пристрастно, чем частные компании. А значит, норма прибыли для нас значительно выше.

    Я решился:

    – Согласен…

    – Ну и прекрасно…

    В офисе объяснил ситуацию Зайковскому и Юрзинову:

    – Инвестиции в избирательную рекламную кампанию Варсегова окупятся многократно. Нам нужны деньги для этой инвестиции. Придется повкалывать…

    Как бы ни было трудно, но часть работ по «Русскому квасу», которые отдавали ранее субподрядчикам, мы стали выполнять сами. Агентство теперь напоминало паровой котел, работающий на пределе. И тем не менее, мы заключили договор на продвижение трех моделей компьютеров фирмы «КомПи», собираемых на одном из подмосковных заводов. Переговоры с этой компанией шли долго. Но закончились успешно. Мы заключили договор.

    Обычно самое страшное в работе рекламного агентства – отсутствие заказов. У меня же теперь обратная ситуация. Я боялся, что мы не переварим одновременно и «Русский квас», и «КомПи». Но что все-таки значат классные кадры! Черников практически ночует на работе. Юрзинов и Зайковский и сами трудятся как черти, и своих подчиненных прекрасно мобилизуют. И мы держим, держим наших двух крупных клиентов. Это здорово. Растет финансовый оборот, прибыль. Через несколько месяцев безумного напряжения мы накопили жирок, который позволил нам участвовать в избирательной кампании Варсегова.

    Все шло через Павла Васильевича:

    – Нужно отпечатать и распространить в метро три миллиона листовок «Варсегов – честный мэр честных москвичей»…

    – Сделаем…

    – Нужно разработать самый оптимальный план охвата пенсионеров в районе Сокольников. Как до каждого из них добраться с нашей избирательной рекламой? Через телевидение? Или радио? Через газеты? Или через магазины? Ну, вы в этом лучше разбираетесь…

    – Сделаем…

    – В «Желтом вестнике «напечатали, что Варсегов – «голубой», и все правительство Москвы под его руководством будет состоять теперь из геев. Мы подготовили интервью с женой Варсегова. Она рассказывает, как иногда ревнует мужа к секретаршам, помощницам, консультанткам… Во всех нужных газетах сами опубликовать этот материал не успеваем. Поможете?

    – Сделаем…

    Очевидно, «Мамонтов Лимитед» выполняла в этой избирательной кампании не самую важную роль. На нас приходились в общем-то небольшие объемы работ. И все-таки это было ощутимой нагрузкой. Как и было обещано, практически бесплатной.

    – Столько возни с этим Варсеговым, – ворчал Кузнецов, который вел избирательную рекламу, – а прибыли – никакой.

    – Не торопись. Будет тебе прибыль…

    Я был уверен, что Варсегов победит. Его кампания шла правильно, и предварительные исследования подтверждали победу. Я не думал, чтобы после нее Варсегов забыл меня. Хотя, если что, конечно, проживем и сами. В этом я тоже был уверен.

    Варсегов выиграл. Мне позвонил Павел Васильевич:

    – Спасибо за помощь.

    – Поздравляю.

    – Сергей Петрович, господин мэр приглашает вас на церемонию вступления в должность…

    – Спасибо.

    Сколько же народу собралось на эту церемонию… Чтобы поздравить Варсегова, пришлось около часа ждать в очереди, возглавил которую сам Президент. Но я дождался:

    – Поздравляю.

    – Спасибо.

    Вот и весь разговор.

    Через месяц после выборов Павел Васильевич пригласил меня к себе в мэрию. Выложил на стол несколько папок:

    – Шеф сказал, тебе первому выбирать. Все нельзя. Надо оставить и другим…

    Вроде, я ничем особо не отличился. Не самую большую работу сделал. Почему у меня такой приоритет? Еще зачем-то Варсегову нужен?

    Впрочем, сильно я не успел задуматься. Читал надписи на папках, и сердце мое замирало:

    – «Реклама налоговой инспекции», «Реклама пожарной инспекции», «Реклама жилищно-коммунальной реформы»…

    Да, хотелось унести все. Но сказано же – все нельзя. Выбрал «Рекламу налоговой инспекции». Хорошенький бюджет. А работы не так уж и много. Плюс особые партнерские отношения с налоговой инспекцией.

    В агентстве праздник – мы теперь не просто новое агентство с хорошим названием и приличными клиентами. Теперь мы – агентство, официально уполномоченное московским правительством. У нас отныне больший запас прочности, нам больше доверяют. Привлекать новых клиентов, партнеров и сотрудников будет намного проще.

    Через пару месяцев мы с помощью рекламы налоговой инспекции вернули все деньги, вложенные в избирательную кампанию Варсегова. От города пошла прибыль. И продолжала идти от «Русского кваса». И от «КомПи».

    Как только появилась возможность вывести часть средств из оборота, я сразу же рассчитался по кредиту за жилье отца – это было святое. Приехал к нему в Воронеж. Оформил все бумаги:

    – Спасибо, тебе.

    – Не за что, сынок.

    Я достал из папки ваучер:

    – А это тебе премиальные – путевка в отличный санаторий. Отдохнешь, подлечишься немного…

    Вовку с Гариком в этот раз не увидел. Они были на своих дачах под Воронежем. Наверняка, окучивали что-нибудь, пололи, а может – и заливали. Увидимся еще…

    Что ж, в Москве у нас дела разворачивались неплохо. Но я хотел большего. Мне нужны были другие города России. Тогда я, как компания, стал бы еще больше, еще значительнее, и смог бы работать с «Русским квасом» не только в Москве, но и на всей территории страны. Надо в следующий приезд в Воронеж приглядеться – кто здесь сможет стать моим партнером. Так и так сюда наезжаю. Эх, были бы Вовка с Гариком поделовитее… Хотя ничего бы с ними не вышло: я ведь дал себе зарок – не работать с друзьями. Потеряешь или их, или бизнес.

    Раз, никого нет на примете в Воронеже, я полетел в Новосибирск. Поговорил с Родимовым – местной рекламной звездой и моим старым знакомым:

    – Ты действительно талант. Ты – первый парень на деревне. Но если такой крутой, может, попробуешь в Москве? Не знаю, что тебе обещал Мальцев, но я готов дать место заведующего отделом филиалов. Справишься – пойдешь дальше…

    Он согласился. Перебрался в Москву и начал строить сеть филиалов «Мамонтов Лимитед». Хорошо, что я не взял на это место Носова. Родимов работал намного лучше. Уже через месяц мы имели филиалы в двух крупнейших городах, где были представительства нашего клиента «Русского кваса» – в Новосибирске (там во главе представительства встал бывший заместитель Родимова) и в Самаре. В волжском городе мы перекупили у «Лидера» Инина. Тот не мог простить, как в свое время с ним поступил Протасов – специально рассорил с замдиректора по финансам. И Боголюбова Инин терпеть не мог.

    Третий по очередности филиал мы открыли в Лондоне. Конечно, трудно назвать это представительство филиалом – в британской столице у нас работал всего один человек. Но наличие такого офиса было очень важным. Во-первых, нам нужен зарубежный финансовый счет для оптимизации налогообложения. Долматов был очень грамотным финансистом: открытие и содержание офиса в этом дорогом городе окупилось в течение первого же года. Совершенно законно. Отныне в мелочах нас выручала дружба с налоговой инспекцией, в крупных вопросах – лондонский офис.

    Во-вторых, мы могли начать изучение возможности работы с представителями «Русского кваса» за рубежом. Я съездил в Лондон. Побывал в английском представительстве «Русского кваса». Познакомились, обменялись взглядами на зарубежный бизнес. Ни о чем не договаривались. Не все сразу.

    В-третьих, наличие представительства в Лондоне еще больше поднимало наше агентство в глазах клиентов, партнеров, сотрудников – настоящих и будущих: «Мамонтов Лимитед» действительно классное агентство, раз имеет офис в Лондоне – в центре мировой рекламы…»

    При всем этом обходился нам лондонский управляющий не очень дорого. Он представлял в Англии сразу несколько европейских и американских фирм. «Мамонтов Лимитед» оплачивала только часть его зарплаты.

    Возвращаюсь из Лондона, а Зайковский хихикает:

    – Я еще одного клиента нашел. Позвонил твой Козин, сказал, что рекомендовал нас фирме по производству косметики «СмартКо». Он их консультирует по вопросам медиапланирования. Я уже к ним съездил. Пообщались. И вот – прошу договор подписать.

    Ну вот и пригодился Козин. Надо бы ему позвонить, поблагодарить. А договор… куда деваться – подписываю. И опять вкалываем…

    2. «Мамонтов корпорейшен»

    Я и не заметил, как пролетели два года строительства моего агентства. В новом офисе «Мамонтов Лимитед» работало уже сто двадцать восемь человек. Наш общий финансовый оборот еще уступал обороту «Лидера», но по прибыли мы уже с ним практически сравнялись. Вот что значит: не числом, а умением.

    Я смотрел на свое агентство.


    Смотрел и размышлял. Что делать дальше? Просто набирать людей, разрастаться – это скользкий путь. Многие мои сотрудники стали классными специалистами и подумывали о более самостоятельной работе. Некоторые – о своих, отдельных от «Мамонтов Лимитед» проектах.

    Первым ко мне подошел Кузнецов:

    – У тебя хорошо работать, но я тоже хочу что-нибудь построить сам…

    – Ладно. Я подумаю.

    Нужно было, как всегда, опережать события. Нельзя допустить, чтобы люди, в которых столько вложено, просто ушли. С тем, что я в них вложил.

    Собрал старших менеджеров:

    – Знаю, что некоторые из вас уже хотят работать самостоятельно. Подождите немного. Думаю, я найду для вас достаточно интересное решение.

    Не найти его означало повторение того, что произошло в «Лидере»– исход кадров. А это если не ослабление «Мамонтов Лимитед», то, по крайней мере, остановка в развитии. Начнется пробуксовка: набор кадров, их обучение, становление, уход. И снова: набор кадров, их обучение, становление, уход. И снова. И снова.

    Кроме того, что мои сотрудники рвались к самостоятельной работе, меня беспокоило и другое. «Мамонтов Лимитед» по-прежнему не зарабатывало всю возможную прибыль. Часть работы все еще приходилось отдавать подрядчикам. Тот же «СмартКо» захотел провести ряд исследований, которые мы не смогли осилить. Пришлось отдать этот заказ (и прибыль) партнеру – исследовательской фирме Ирины «Российские исследования».

    Такая же ситуация у нас была и на рынке покупки рекламных площадей в газетах и журналах. На прессу приходилось немало заказов, но зарабатывали на этом не мы, а специализирующиеся на ней партнеры. Об этом мне каждый раз с горечью говорил Юрзинов:

    – Нам надо самим заключать договоры с газетами и журналами. Работать напрямую, а не через их уполномоченных продавцов…

    Две проблемы. Самостоятельность кадров и недобор прибыли. А ведь я могу одновременно дать свободу сотрудникам и увеличить свою прибыль. Для этого нужно, чтобы менеджер владел своим предприятием на паях со мной. И при этом наша совместная компания должна оказывать специализированные услуги, которые сегодня не предоставляет «Мамонтов Лимитед».

    Я засел за бизнес-план. На бумаге все выходило неплохо. Захватил документы на совещание в «Первый строительный банк». Там как раз состоялось обсуждение итогов нашей совместной двухлетней работы.

    Чернец был очень доволен:

    – Все инвестиции вернулись, идет хорошая прибыль…

    И тут я предложил:

    – А не хочет ли «Первый строительный банк» проинвестировать еще более крупное дело?

    Выложил на стол бизнес-план создания «Мамонтов Корпорейшн». На первый взгляд мое предложение выглядело сумасшедшим. Если бы я показал этот план два года назад, Чернец просто не стал бы со мной разговаривать. Но сейчас-то я был дающим хорошую прибыль партнером.

    Полистав бизнес-план, Чернец, как всегда серьезно, сказал:

    – Надо подумать.

    – Конечно…

    Сотрудники «ПСБ» долго изучали мои предложения. Делали замечания. Но в конце концов бизнес-план был принят. Закипело новое строительство. Центральной компанией корпорации стало предприятие «Мамонтов Корпорейшн». Ее единоличным хозяином являюсь я – Сергей Петрович Мамонтов. В этой фирме работают главные специалисты. Они курируют другие компании корпорации. «Мамонтов Корпорейшн» является как бы штабом. В нее из тех, кто со мной работал ранее, я взял Долматова (финансовая сфера), Зайковского (продвижение торговой марки), Круглова из «Лидера» (информация), Мандрову, перешедшую из «Лидера» (юриспруденция). В «Мамонтов корпорейшн» мне также удалось перетащить из «Бонзы» Тусина – одного из лучших главных бухгалтеров на нашем рынке.

    Головная компания должна уделять особое внимание кадровой работе. Агентство «Мобил пипл» «украло» по моей заявке в другой компании замечательного кадровика. Обошлась мне эта милая женщина очень недешево. Но «наловив» для «Мамонтов Корпорейшн» первый десяток «золотых» специалистов, она вполне окупилась.

    Я отпустил на волю Кузнецова. С условием, что он не будет переманивать у меня специалистов. Он и так уже сам себя забрал. Из личных денег дал ему средства для создания новой фирмы. И вскоре на рынок вышла моя первая смешанная компания – рекламное агентство полного цикла «Кузнецов и компания». В ней «Мамонтов Корпорейшн» обладала тридцать тремя процентами акций. Теперь, если мы не могли обслуживать в «Мамонтов Лимитед» нового клиента, являющегося конкурентом нашего старого, то не отпускали его с миром. Передавали в «Кузнецов и компания». И значит, в мой карман падала дополнительная прибыль:

    – Дзынь… Дзынь…

    В саму корпорацию на этом этапе вошли шесть компаний. Первая – «Мамонтов Лимитед». Она так и осталась рекламным агентством полного цикла. Но в этой фирме произошли крупные перестановки. На мое место генерального директора взяли Валерия Проничева – до этого директора службы продаж «Бонзы». Мне удалось его перекупить, предложив то, что не могли сделать в его агентстве. Проничев был человеком, которого интересовал пакет акций. И мы переделили акции «Мамонтов Лимитед». У меня остался пятьдесят один процент, у «Первого строительного банка» – тридцать четыре и у Проничева – пятнадцать процентов. Выкупать акции Проничев должен на протяжении нескольких лет. Под нашим, конечно, с «ПСБ» контролем.

    И в дальнейшем я руководствовался прежде всего выгодами каждого участника нашего бизнеса. Все получается только тогда, когда никто не жадничает, когда всем партнерам действительно финансово интересно участие в деле. Я хочу быть полноправным хозяином, иметь контрольный пакет – минимум пятьдесят один процент акций. У «ПСБ» должен иметься значительный пакет, чтобы был смысл в инвестировании – минимум тридцать три. И мы всегда имели резерв для стимулирования (при необходимости) главных управляющих наших компаний – максимум пятнадцать процентов.

    По такой схеме создали и исследовательскую фирму «Нью Уорлд Рисерч». «Мамонтов Корпорейшен» принадлежал в ней пятьдесят один процент акций, «Первому строительному банку» – тридцать три процента, генеральному директору Александру Воронцову – пятнадцать процентов. Его мы перекупили у фирмы Ирины «Российские исследования». Она его так хвалила! Да и я в текущей работе с ними не раз убеждался, что это отличный менеджер.

    – Ты грабитель, – сказала Ирина, когда узнала, что хочу переманить Воронцова.

    – Грабитель, – согласился я и поцеловал ее, – но такой приятный грабитель…

    Аналогично было создано и творческое агентство «Криэйтив Пипл». Здесь генеральным директором стал Давтян. В «Прометее» он был первым замом генерального.

    В «Криэйтив Пипл» творческим директором работал теперь мой Черников. Акции его совершено не интересовали. А творческую свободу Давтян ему предоставил полную. В пределах разумного…

    Точно так же мы «запустили» агентство по торговле рекламным пространством «Масс-Медиа Про». Его начальником стал Мальцев. Он уже окончательно дозрел, и я вытащил его из «Лидера»:

    – Хочешь быть не первым заместителем маразматика, а генеральным директором нормального агентства?

    Первым заместителем к Мальцеву перешел работать Юрзинов. Шушкевич в этом агентстве стала начальником службы исполнения заказов.

    Подобным же образом была создана рекламно-производственная фирма «Эдвертайзинг Продакт». Генеральным директором стал Георгий Гуревич. Этого человека нашел мой отдел кадров. Работал Гуревич также «генеральным», но в среднем агентстве. Перерос его. Гуревичу нужна была перспектива, и я ему ее предоставил.

    И агентство по связям с общественностью «Индепендент ПиАр» мы создали в точности по той же схеме. Генеральным директором стала Татьяна Степанова из «Бонзы». Давно я за ней охотился. В «Лидер» ко мне не пошла. А вот пост «генерального» и пятнадцать процентов акций «Индепендент ПиАр» ее убедили.

    Всем фирмам корпорации работы хватало. Пришедшие опытные менеджеры привели с собой и своих старых клиентов.

    Зайковский спросил меня:

    – Чего это у нас все названия нерусские?

    Я ответил, сославшись на занятость:

    – Потом как-нибудь объясню.

    Английские названия я давал потому, что рано или поздно мы выйдем на международный рынок. Будем продвигать российские товары в западных и восточных странах. Начнем обслуживать и зарубежные компании. Пока еще я не говорил об этом своим людям. Для них мои мысли будут выглядеть слишком фантастичными. Но я-то знал, что все мои фантазии рано или поздно реализуются.

    М-да… Сколько людей у меня работает. Я вспомнил первую свою схему.


    Да, я тогда предполагал, что уйду дальше этой схемы, но не думал, что у меня получится настоящая корпорация!


    Нужно было доводить эту корпорацию до ума. Подбирать кадры, отрабатывать технологии. Когда же я смог сказать себе, что корпорация удалась на славу, то оказалось,

    что пролетело еще три года.

    Три года… Можно сказать, юбилей «Мамонтов Корпорейшн». Мы устроили праздник.

    Я пригласил кучу народу. Позвал и тех, кто не пришел на мою первую презентацию: Шишкина, Боголюбова, Бабаева, Налимчика, Борзова, Гребнюхина.

    Теперь они явились:

    – Рад приветствовать, Сергей.

    Жмут руку:

    – Поздравляю, Сергей Петрович.

    Уважают, сволочи!

    Борзов завел шарманку:

    – Вот кино собираюсь снимать. Там есть небольшой эпизод с рекламным менеджером. Думаю, вы бы подошли для этой роли…

    К чему он клонит, думаю. Спрашиваю:

    – Когда сниматься?

    – Очень скоро. Как только закончим формировать бюджет. Если вы внесете часть, то все пойдет гораздо быстрее…

    Ну, конечно, обычное дело – денег ему на кино не хватает. За тем и пришел. Но не отказываю, а вдруг когда-нибудь этот урод мне понадобится:

    – Я подумаю.

    Борзов засуетился:

    – Только быстрее решайте. А то желающих участвовать в съемках много. Но вы как-то уж очень фотогеничны…

    – Хорошо-хорошо…

    Я привез на юбилей «Мамонтов Корпорейшн» отца. Заказал ему билеты первого класса. Поселил в гостинице «Метрополь». Он был ошеломлен роскошью. Пенсионер, бывший инженер. Но не подает вида, что это его впечатлило. Прошелся по номеру, глянул в окно на Большой театр:

    – Ничего, в этой халупе жить можно.

    Однако отец прослезился, когда в офисе я подвел его к висящей на стене структурной карте «Мамонтов корпорейшн»:

    – Смотри, это твоя фамилия. Она звучит гордо…

    Да, по его щекам поползли слезы:

    – Эх, мать не дожила… «Мамонтов Корпорейшн»…

    Какая работа проделана! Корпорация построена. И из каких компаний! Рекламное агентство «Мамонтов лимитед» по организации не уступает «Мэнсон энд Бурикам». Не уступает компании, которая когда-то на стажировке так поразила меня своими кадрами, технологиями. Да, по обороту нам еще далековато до «Мэнсона». Но этой компании более ста лет. А моей-то… У нас все еще впереди. Мы умеем учиться. У других компаний, у других стран. И мы можем работать не хуже. И я докажу, что даже и лучше. И не только в «Мамонтов лимитед», но и во всех компаниях «Мамонтов Корпорейшн».

    Когда-то, улетая в Лондон на стажировку в это самое агентство «Мэнсон и Бурикам», я думал, что привезу домой новые технологии. И Россия со временем станет не просто большой, но и великой державой. Потом и к нам будут ездить, изучать наш опыт. Я стану водить по своему агентству англичан, шведов, итальянцев, и они будут расспрашивать:

    – А это что у вас такое?.. А как вам это удалось?.. А это как получилось?..

    Ко мне уже обращаются с просьбой о стажировках из наших российских агентств, институтов. И вот, после юбилея пришел запрос из Голландии. Предлагают в учебных целях обменяться двумя-тремя сотрудниками на месяц. Эх, теперь только стране нужно стать великой…

    Но надо работать, работать, работать. Да, обороты прекрасные. И прибыль замечательная. Однако я заметил, что развитие «Мамонтов Корпорейшн» в последнее время как-то приостанавливается. Конечно, мы не можем постоянно расти бешеными темпами. Но я знал, что потенциал еще есть. Что еще многое можно сделать. На рынке были клиенты, которых нам стоило получить. Но нам не хватало уже имеющихся у нас инструментов: высокопрофессионального имиджа, искусства переговоров, имеющихся связей. Похоже, выработали весь имеющийся ресурс. Значит, нужно искать в нашем бизнесе какие-то новые подходы.

    Меня навела на полезные размышления встреча на юбилее с рассыпавшимся в любезностях президентом Союза российских рекламных агентств Налимчиком. Его контора, пожалуй, может нам помочь. Нужно активнее продвигаться на рынок через Союз рекламных агентств. Мои компании были его членами. Однако я мало интересовался делами Союза. А теперь, присмотревшись к тому, что в нем делается, понял, что главное предназначение этой структуры не в объединении агентств, не в лоббировании их интересов, не в профессиональном обучении. Нет, основная цель создания Союза – это распределение выгодных заказов среди избранных компаний. Так, рекламодатели в поисках партнеров нередко обращаются в Союз. Во главе его стоит Налимчик, который и распределяет заказы по агентствам, получая за это комиссионные.

    Предложим ему поработать и на нас? Я поручил Зайковскому сводить Налимчика в хороший ресторан, предложить сотрудничество.

    Зайковский вернулся ни с чем:

    – Голый вассер. Не хочет с нами работать.

    – Почему?

    – Не объясняет. Но я навел кое-какие справки. Получается, что круг агентств, с которыми Налимчик ведет дела, уже сформирован. Заказов ведь на всех не хватит…

    Что ж, подумал я, не хочет с нами работать Налимчик, будет кто-то другой. Нужно на его место продвинуть своего человека. Того же Зайковского. Но справится ли Зайковский? Налимчик, ничего больше не умеющий, кроме как распределять заказы и брать комиссионные, будет биться до конца. От хорошей жизни он так просто не откажется. У Зайковского много энергии, но маловато опыта борьбы за выживание. Пожалуй, мне легче добиться этой должности самому. Человек я в рекламных кругах известный и признанный. Вполне достоин стать президентом Союза.

    Конечно, я не стал громко заявлять о своих претензиях. Во-первых, на такую должность нельзя пробиться сразу. Необходимо решать задачу поэтапно. Во-вторых, мне не удастся продвинуться только при поддержке предприятий моей корпорации. Мне нужны голоса и других агентств. А для этого надо активно поработать с членами Союза.

    Во всех выборных делах мне помогала Степанова со своим-моим агентством «Индепендент ПиАр». Мы выделили круг агентств, которые имели влияние на решения Союза, но не были довольны распределительной системой Налимчика. Я встречался с представителями этих компаний:

    – Если меня выдвинут в члены совета Союза, постараюсь восстановить справедливость. Заказы будут перепадать не только приближенным Налимчика. Вы знаете меня как достаточно честного энергичного человека…

    И на ежегодных выборах меня выдвинули в члены совета Союза. Заработанных голосов хватило. Причем мне удалось пробиться в совете на должность заведующего секцией по работе с зарубежными компаниями. Сдвинул с этого места какого-то безликого человечка, действующего по указке президента Союза. Налимчик был ошарашен. Тихо себе вел свой бизнес, а тут рядом появился публичный, энергичный человек. Да еще и секцию зарубежных компаний под свой контроль заграбастал. Часть денег перехватил.

    Конечно, Налимчик был недоволен, но явно выразить свое неудовольствие позволить себе не мог. Так, делал мелкие пакости вроде затягивания подписания различных документов по моей секции:

    – Здесь подписи не хватает… Протокол неправильно составлен… Печать в сейфе, а ключ с собой помощник увез…

    Мне было несложно выделиться среди чиновников Союза – ленивых, никогда и нигде толком не работавших. Я пробивал новые проекты, мероприятия, привлекал к сотрудничеству зарубежных партнеров. Направлял клиентов помогавшим мне на выборах агентствам. И не только им. Подбрасывал небольшие заказы и компаниям, которые могут пригодиться на следующих выборах – на выборах президента Союза.

    Люди из моей корпорации обижались, что я направляю клиентов большей частью не им, а конкурентам. Но мне нужны были голоса на предстоящих выборах. Потом, когда стану президентом, то наверстаю, воздам своим агентствам.

    За три месяца до выборов президента Союза я ушел с поста президента «Мамонтов корпорейшн». Заявил:

    – Хочу посвятить себя исключительно работе в Союзе российских рекламных агентств…

    Такой ход мне поможет на выборах. Президент Союза не должен быть прямо связан с какими-либо рекламными структурами. Именно для того, чтобы его не обвинили в передачи заказов предприятиям, которыми он же и управляет. А вот владение акциями компаний не является препятствием. Все это мне подсказала опять же Степанова. Хорошего я специалиста купил, ничего не скажешь. И мне помогает, и с клиентами «Индепендент ПиАр» отлично работает.

    Должность свою я оставил Ивану Дзюбе. Его мне подобрал отдел кадров. Высшее экономическое образование в России. Второе управленческое образование в США. Дошел до должности первого зама в агентстве «Прометей», но дальше ему там расти не давали. А парню всего двадцать восемь лет. Вот я и соблазнил его должностью. Хорошей должностью. Управлять «Мамонтов Корпорейшн» – не хухры-мухры. А хозяином этой компании остался я. Но чтобы стимулировать Дзюбу, мы подписали договор, по которому мой молодой управляющий получал десять процентов от прибыли «Мамонтов корпорейшен».

    Выборы в Союз рекламных агентств были непростыми, но все получилось Я стал его президентом. Налимчик слег в больницу с гипертоническим кризом.

    Первыми меня облизали старые знакомые: профессор Варлоу и «придворный журналистик» Гребнюхин.

    Варлоу поймал меня на выходе из зала заседаний Союза:

    – Поздравляю, мой великий друг. Думаю, с таким президентом мы, наконец, сможем поднять образовательную базу Союза. Все-таки Налимчик не уделял образованию необходимого внимания. Нет, не уделял. Давай я напишу программу, подберу преподавателей…

    Вот только такого научного консультанта мне и не хватало:

    – Посмотрим. Позже…

    – Хорошо-хорошо, я подожду…

    У дверей на улицу ждал Гребнюхин:

    – Я напишу для «Мирового бизнеса» статью о новом президенте Союза. Назову ее «Человек, перед которым нет преград». Или, может быть, «Рекламный генерал», нет, «Рекламный маршал»…

    Я был не против. Лишние круги по воде не помешают.

    Теперь круг агентств, приближенных к самым выгодным заказам, изменился. Я разделил компании на три категории. Немного подкармливал агентства, которые помогли мне на последних выборах. Побольше – тех, что выдвигали меня еще в совет Союза. А самые лакомые куски, конечно, отдавал компаниям своего холдинга. Не всем среди агентств Союза это нравилось, но это было справедливо.

    Дзюба и новые клиенты вывели мои компании на новый уровень. Через пять лет после начала деятельности «Мамонтов Корпорейшн» стала крупнейшей рекламной структурой Москвы. Но меня сильно беспокоили регионы. Да, Инин хорошо развернулся в Самаре. Не только сопровождал наших целевых клиентов, но и работал с местным заводом электроники. Начал обслуживать сеть супермаркетов. Неплохо шли дела и в Новосибирске. Но с большим, с большим трудом Родимову удалось открыть филиалы в Екатеринбурге и Ростове.

    Немного. Всего четыре филиала, не считая лондонский. Да и в них постоянно возникают проблемы. Произошел поджог офиса Инина в Самаре. Потом служба безопасности нашла под его машиной взрывное устройство. Местные дельцы пытались отрубить «руку Москвы».

    В столице у меня таких проблем не было. Здесь мне помогали люди Варсегова и «Первый строительный банк». Но на регионы их влияние в полной мере не распространялось. Там были свои мэры, свои банки. Налаживать с ними связи тяжело. Но надо, надо…

    Хотя и в Москве у меня не все так гладко. Влияние Варсегова и «ПСБ» все-таки не безгранично. В столице сосредоточены интересы многих групп. И я не одной из них перешел дорогу в бизнесе, в Союзе. У многих конкурентов есть связи в правительстве страны. И мне стали досаждать всякие федеральные инспекции, проверки, «наезды» людей в камуфляжной форме. Удавалось от них отбиваться, но, не решив что-либо принципиально, я не смогу далее развиваться ни в Москве, ни в провинции. А я ведь хочу еще и на международный рынок выйти.

    Привычно поломав голову, я понял, что мне не стоит останавливаться на президентстве в Союзе российских рекламных агентств. Чтобы защищать своих людей, решать все проблемы своего бизнеса и в столице, и в других городах, нужно идти дальше во власть. В реальную власть.

    Со Степановой мы долго обдумывали различные варианты. Остановились на том, что Союзу необходимо выдвинуть меня в депутаты Парламента. Там я должен защищать интересы рекламного бизнеса в целом, ну, и своего, в частности. «Индепендент ПиАр» начало разработку моей депутатской кампании.

    Я позвонил в мэрию. Посоветовался с Варсеговым. Он очень заинтересовался:

    – Иди на выборы, иди. Дело полезное… Кстати, приезжай, у нас тут будет небольшой сабантуйчик.

    Мы опять встретились на загородной базе. Сначала разговаривали в кабинете Варсегова. Он хоть и стал мэром, но наедине со мной держался просто, как и прежде:

    – Это хорошо, что ты на выборы идешь. Кстати, и Президента скоро выбираем. Знаешь, кое-кто был не прочь мою кандидатуру выдвинуть. Но мне уже не светит. По разным причинам… Так что вот, ищем претендента. Молодого, энергичного, чтоб через пару выборов дорос и мог…

    Говорю:

    – Да, нужны новые силы стране. Многое надо бы поменять. Нет у нас порядка, организации. У себя-то в компании мне кое-что удалось сделать. Но как посмотришь, какой бардак по всей стране – сердце кровью обливается…

    – Вот-вот, – кивает Варсегов, – об этом мы и думаем. Пойдем, я тебя с моими гостями познакомлю…

    Вывел меня в зал, где кучковалось десятка три-четыре солидно выглядящих граждан. Варсегов подвел меня к некоторым из них:

    – Это начальник налоговой инспекции…

    – А мы уже знакомы с господином Мамонтовым, встречались по работе…

    Варсегов кивнул:

    – Очень хорошо… Это заместитель начальника генерального штаба…

    – Это генеральный прокурор Московской области…

    – Начальник городского управления внутренних дел…

    Зачем он меня знакомит с этими высокими чиновниками?

    Я так и сказал Ирине, вернувшись домой:

    – Странная какая-то была встреча.

    Ирина выслушала меня:

    – Эх, ты… Так и не понял? Он же тебя имел ввиду – молодого, энергичного, чтоб через пару выборов дорос…

    Я просто оторопел:

    – Меня? Не может быть. Это безумная мысль…

    Ирина посмотрела мне в глаза:

    – А разве то, чего ты добился, не казалось раньше безумной мыслью? Ты с таким количеством компаний, людей управляешься. И с целой страной у тебя тоже получится.

    – Нет, нет, нет…

    Нет, мне не до этого. У меня свои дела. У меня бизнес. На следующий день, взяв пакет фруктов, я навестил Налимчика на подмосковной даче. Он все никак не мог прийти в себя после гипертонического криза. Казалось бы, он добился, чего хотел, а тут раз – и превратился в ничто. Есть от чего болеть.

    Увидев меня, бывший президент не поверил своим налимьим глазенкам. Я вручил ему пакет. Пока он тупо перебирал бананы с грейпфрутами, предложил:

    – Хотите вернуться на пост президента?

    Налимчик чуть не раздавил банан:

    – Да, конечно. Что нужно сделать?

    Ради возвращения на «пост» он был готов на все.

    – Для начала отпустите банан… Нужно выдвинуть меня в депутаты Парламента от нашего рекламного сообщества. Меня должны поддержать в том числе и те структуры, с которыми у вас хорошие личные отношения. А как только я стану депутатом, сразу же организую внеочередные выборы президента союза. И выберут вас – не сомневайтесь…

    Налимчик все не выпускал мятый банан:

    – Да-да, конечно, все сделаю…

    Я заметил:

    – Разумеется, часть обозначенных заказов станете передавать обозначенным мною агентствам. Всем остальным будете по-прежнему распоряжаться, как вам заблагорассудится…

    Налимчик крепко сидел на крючке. Но поддержки одних только рекламных структур было маловато. «Индепендент ПиАр» организовало переговоры с промышленными организациями. У них шла постоянная грызня между различными блоками. Промышленникам требовался свежий человек, который бы явно не принадлежал ни к одному клану, который отстаивал бы общие интересы. В результате всех переговоров в парламент меня решили провести по списку промышленной партии.

    Все пошло-поехало, как надо. Меня выберут. Уже сейчас я завел кучу важных знакомств и заведу еще новую кучу в депутатских кругах. Это позволит мне решить часть проблем на столичном рынке. Позволит осуществить прорыв в провинции. И тогда уже можно будет плотнее присматриваться к международным делам. Но теперь меня беспокоило то, что для выполнения предстоящих задач мне может элементарно не хватить квалифицированных людей. Отдел кадров работает на полную катушку, и все-таки у меня остается ощущение, что он не добирается до всех специалистов, которые могли бы и хотели бы работать у меня. Как же мне их привлечь?

    Мысль пришла во время очередного семинара по образовательной программе Каримова. В этот раз я выступал по теме «Связи с общественностью». И вот подумал: «А что, если объединить этот доклад с тем, что делал ранее – «Менеджмент в рекламе». Еще кое-что добавить, и получится целая книга, рассказывающая о рекламном бизнесе и о моей корпорации. Тогда те, кто прочитают книгу и захотят работать в «Мамонтов Корпорейшен», смогут напрямую обратиться ко мне. Вне зависимости от того, добрался ли до них мой отдел кадров или нет.

    Я засел за компьютер. Писал о себе все совершенно честно, как оно есть. Люди должны знать, куда и зачем они идут. Я писал и писал. Но как раньше у меня не получались статьи, так не получалась и книга. Мало кого заинтересует огромная служебная записка.

    Но я и здесь нашел выход. Найму журналиста. Он напишет нужную мне книгу. Не Гребнюхина, конечно. Лучшего журналиста.

    Мой отдел кадров после изучения сути проблемы порекомендовал старого знакомого – Александра Ермака. Того самого Ермака, с которым мы когда-то вместе продавали мороженое в студенческом кооперативе. Потом он ушел в деловую журналистику. И вот судьба снова свела нас.

    Мы встретились, договорились. Ермак сделал свою работу. И судя по тому, что вы дочитали до этого места, сделал ее хорошо. (Хотя лично мне кажется, что местами книга получилась слишком уж литературной, не деловой.)

    Так вот, я обращаюсь к тем из вас, кто хотел бы трудиться в хорошей компании, прилично зарабатывать, учиться бизнесу и чувствовать себя уважаемым, полезным обществу человеком. Мне нужны различные специалисты. В первую очередь сегодня требуются:

    менеджеры по работе с клиентами;

    менеджеры по PR;

    медиа-планеристы;

    рекламные технологи;

    копирайтеры;

    художники;

    фотографы;

    арт-директоры;

    наборщики;

    верстальщики;

    корректоры;

    программисты;

    социологи;

    финансисты;

    офис-менеджеры…» 


    Если же вашей специальности нет в этом основном списке, но вы думаете, что пригодитесь «Мамонтов корпорейшн», то можете также обращаться ко мне. Присылайте свои анкеты, бизнес-планы. Все они будут обязательно рассмотрены. Жду.


    Искренне Ваш, 

    Сергей Мамонтов







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх