Глава 10 Люди поддерживают то, что помогли создать

Ассистент вице-президента одной из конкурирующих с нами компаний однажды поинтересовался, не могу ли я предложить ему работу. «Мэри Кэй, я в тупике, – пожаловался он. – Я чувствую, что у меня здесь нет будущего».

После того как мы немного пообщались, я поняла, чем он на самом деле недоволен. Компания находилась в процессе пересмотра своей маркетинговой стратегии, а его не включили в состав комитета, в который входили, как он выразился, "большие боссы". Теперь он резко протестовал против каждого принимаемого изменения. Он разбирал каждое из них по пунктам, объясняя мне, почему не мог его поддержать. Однако изменения показались мне вполне разумными. Судя по всему, настоящей проблемой было то, что его самого не пригласили к обсуждению. Я была уверена, что, будь он членом комитета, он в большей степени поддерживал бы нововведения. Этот умный молодой человек мог бы быть очень полезен компании, однако неприятие происходящего вынуждало его оставить работу. Самолюбие есть у каждого. И каждый руководитель должен учитывать этот факт при принятии любых решений, затрагивающих его подчиненных.

Самолюбие также следует принимать во внимание, когда рассматриваемые вопросы касаются людей, занимающих высокое положение в корпоративной иерархии. Во время энергетического кризиса 1970-х годов я слышала историю о промышленной компании, изучавшей возможности сокращения своих накладных расходов. На рассмотрение бюджетного комитета был вынесен вопрос о перелетах сотрудников. Поступило предложение, чтобы полеты первым классом были доступны только топ-менеджерам, занимающим позиции выше определенного уровня. Но руководители оказались резко не согласны с данным предложением. Им казалось, что это выльется в классовую систему с разделением менеджмента на руководителей первого и второго сорта, своего рода "имущих и неимущих". Лишение привилегии летать первым классом породило бы массу обид. На основе проведенного опроса был сделан вывод, что в результате данного изменения пострадает моральный дух сотрудников, и компания приняла решение позволить всем руководителям летать первым классом и найти другие пути снижения накладных расходов. В ходе опроса руководители ясно осознали, что они должны сократить накладные издержки компании. В результате многие из них предложили альтернативные способы их уменьшения. Причем представленные ими предложения предполагали гораздо бол? ьшую экономию издержек, нежели та, что была бы достигнута путем отмены привилегии полетов первым классом.

Мы сопротивляемся изменениям, даже если недовольны существующей ситуацией. Я встречала людей, активно критикующих текущее положение дел, но воспринимающих в штыки любые рекомендации по его улучшению. В конце концов, перемены действительно требуют от людей иного поведения, внесения определенных коррективов, изменения каких-то действий. Многим гораздо проще сохранять статус-кво.

Когда перемены необходимы, доводы, которые вы высказываете в их защиту, могут породить самую различную реакцию среди заинтересованных лиц. Вовлекая их в процесс принятия решения – то есть выслушивая их мнение, – вы не только избежите проблемы уязвленного самолюбия, но и поднимете уровень их самооценки.

Однако существует и обратная сторона вовлечения заинтересованных лиц в обсуждение. Чем больше людей участвует в консультациях, тем больше вероятность распространения конфиденциальной информации. Кроме того, при увеличении числа участников обсуждение требует больше времени, что может привести к задержке во внедрении изменений. Это компенсируется значительным повышением морального духа сотрудников. Я настолько убеждена в важности привлечения к участию в принятии решения заинтересованных лиц, что всегда охотно иду на сопутствующие риски. Если вы хотите получать безоговорочную поддержку от ваших сотрудников, вам необходимо активно вовлекать их в процесс принятия решений – и чем раньше, тем лучше.

Сопротивление переменам естественно

Я работала в компании, владелец которой решил пересмотреть схему выплаты комиссионных своим менеджерам по продажам. Все проспекты и корпоративная литература были соответствующим образом скорректированы. Он собирался лично объявить об изменениях в ходе серии региональных конференций по продажам. Я сопровождала его на первую конференцию.

Он объявил аудитории, состоящей из пятидесяти менеджеров по продажам, что размер комиссии, которую они получают с продаж своего подразделения, будет сокращен с двух до одного процента. "Однако, – добавил он, – теперь вы будете получать хороший подарок за каждого сотрудника, которого найдете и обучите". С этими словами он поднял белую скатерть, под которой находились часы, магнитофоны и т. п. "Вы можете выбрать любой из этих предметов, – продолжал он, – и чем больше новых продавцов вы обучите для компании, тем более ценные подарки получите".

В этот момент одна из менеджеров по продажам вскочила и в ярости высказала ему все, что об этом думала: "Как вы смеете так с нами поступать! Даже двух процентов было недостаточно. Сокращая нашу комиссию наполовину и предлагая нам за это убогие подарки, вы, наверное, принимаете нас за дураков!" С этими словами она выбежала из помещения. Остальные менеджеры по продажам последовали за ней – все пятьдесят человек. В один миг владелец компании потерял все свое региональное отделение продаж – лучшее в стране. За всю свою жизнь я никогда не сталкивалась с таким масштабным всеобщим неприятием изменений!

Конференция началась в пятницу и по плану должна была продолжаться до конца выходных. Вместо этого владелец компании в субботу утром вылетел обратно в Техас. В течение выходных проспекты для продавцов по его заказу были перепечатаны, и в них была восстановлена информация о первоначальном размере комиссии в два процента. В понедельник мы прибыли на следующую запланированную конференцию, словно ничего не произошло. Однако ни один из пятидесяти сотрудников не приехал на эту конференцию, и отделение продаж в этом регионе было безвозвратно потеряно.

Этот промах стал для меня бесценным уроком об изменениях и о том, как люди им сопротивляются. Люди не любят отказываться от того, что уже имеют. Однако природа сопротивления еще более фундаментальна: люди противодействуют любым изменениям. Противодействие новому и необычному, по всей видимости, является естественной реакцией человека. Мы слишком легко удовлетворяемся тем, что имеем, поэтому принятие изменений требует от нас сознательных усилий.

Книжные клубы преуспевают благодаря тому, что большинство людей избегает предпринимать какиелибо действия. Ежемесячно такой клуб высылает своим членам карточку, которая должна быть возвращена, если член клуба не хочет совершать покупку. Иными словами, им необходимо совершить действие, чтобы не покупать. Этот принцип называется «отказом от получения». Человеку легче купить, чем принять решение не покупать.

Старайтесь заручиться поддержкой всех заинтересованных лиц

Мы наблюдали классический пример сопротивления людей изменениям, даже если они ведут к лучшему, когда пересматривали структуру статусов Независимых Консультантов. Мы повысили статус Главного Организатора (промежуточная позиция между Независимым Консультантом и Независимым Лидером бизнес-группы) путем увеличения размера его комиссии. Кроме того, при достижении определенного объема продаж он получал право на использование автомобиля. Это был менее дорогостоящий автомобиль, чем у Лидеров бизнес-групп. Однако как автомобиль, так и новый статус лидера должны были служить стимулами для женщин, находившихся на этом уровне бизнеса. Рост комиссии и введение бонусов в виде использования автомобилей должны были происходить полностью за счет компании.

У нас не было сомнений в том, что Главные Организаторы одобрят новую политику. Мы ожидали положительной реакции и от Лидеров бизнес-групп, поскольку они выигрывали от повышения мотивации Главных Организаторов. Разве мог найтись кто-то, кого не обрадовала бы такая перспектива?

И все же мы столкнулись с сопротивлением! Впервые мы представили новую программу на конференции в Далласе. К тому времени, когда мы были готовы передать информацию об этом плане в другие регионы страны, до нескольких Лидеров бизнес-групп уже дошла ложная информация. У них появились опасения, что мы уменьшим их роль, улучшая положение Главных Организаторов. Однако когда мы встретились с ними и разъяснили смысл программы, они с энтузиазмом поддержали ее. Люди поддерживают то, что помогают создать. Помните об этом всегда, когда планируете какие-либо изменения. В данном случае мы очень тесно обсуждали этот вопрос с Национальными Лидерами, однако не привлекли к обсуждению Лидеров бизнес-групп, которые усмотрели для себя угрозу в предстоящих изменениях.

Я считаю, что альтернативным методом оповещения о важных изменениях в крупной компании может быть трансляция презентаций по спутниковому и кабельному телевидению по всей стране.

Нашей компании нужны идеи сотрудников. Мы поощряем людей их высказывать и открыто просим об этом. Это жизненно важно для роста и процветания компании. Чем больше людям позволено участвовать в проекте, тем больше они его поддержат. И наоборот, чем меньше они допускаются к участию, тем большее сопротивление они окажут.

Вероятно, лучшим способом внедрения изменений в компании является тот, при котором вы, с одной стороны, соблюдаете фундаментальные принципы, а с другой – ищете лучшие пути для рационализации бизнес-процессов. Хотя крайне важно тщательно изучать возможность внесения изменений, в большинстве случаев вы остаетесь верны базовым принципам. В нашем бизнесе мы разработали много дополнительных косметических средств. Однако мы всегда помним о том, что сферой, где мы обладаем наибольшими преимуществами, является уход за кожей. Хотя каждая компания должна применять инновации, нельзя жертвовать своим основным бизнесом в погоне за изменениями.

За последние двадцать лет в маркетинговый план Mary Kay® не было внесено существенных корректировок. В то время как компании-конкуренты предлагают сотни или даже тысячи наименований продукции, мы всегда стремимся ограничить наш ассортимент, с тем чтобы Независимые Консультанты могли досконально изучить все особенности каждой разновидности товара.

Нашей целью является обеспечение Независимых Консультантов конкурентоспособной продукцией, которая находится в русле модных тенденций и соответствует динамично меняющейся рыночной среде. Для достижения этой цели наши сотрудники, занимающиеся исследованиями и разработкой новых продуктов, совершенствуют технологии для создания новых уникальных продуктов или улучшения существующих. При этом наша продуктовая линейка остается настолько простой, насколько это возможно. Независимо от того, модернизируется существующий продукт или создается новый, нашей целью является описание продукта и его преимуществ максимально понятно для Независимых Консультантов. Это дает нам уверенность в том, что консультанты твердо знают всю необходимую информацию о продукте и не испытывают сложностей при объяснении клиентам его преимуществ.

Когда мы внедряем новый продукт, мы часто призываем Независимых Консультантов вносить свои предложения. Имея сотни тысяч Независимых Консультантов по красоте, мы не испытываем недостатка в идеях. Каждую неделю множество идей тщательно рассматривается нашими маркетологами, которые затем запрашивают мнение представителей различных статусов Независимых Консультантов касательно этих идей. Концепции, скорректированные с учетом этих мнений, выносятся на рассмотрение других департаментов: научно-исследовательского, производственного и юридического. Так мы привлекаем к обсуждению максимум людей.

Некая идея, прошедшая всю эту процедуру, повлекла за собой изменения в одном из наших важнейших продуктов. Исследования в косметической отрасли давно доказали, что наибольшая лояльность покупателей наблюдается по отношению именно к этому продукту. Таким образом, сопротивление изменениям – как со стороны Консультантов по красоте, так и со стороны клиентов – могло бы оказать существенное влияние на наше положение на рынке. Семь тысяч Независимых Консультантов принимали непосредственное участие в тестировании и оценке планируемых изменений. Когда люди до такой степени вовлечены в проект, они воспринимают его как свой. А свой проект принимают гораздо более охотно, нежели тот, который мы бы просто представили и сказали: «Идите и продавайте это».

Слишком многие компании так поступают – и это не действует! Слишком многие руководители говорят своим сотрудникам: "Мы хотим, чтобы вы это продали. Ваше дело – позаботиться об остальном". Независимо от того, насколько реально осуществление таких распоряжений, подобное отношение порождает сопротивление. Люди хотят чувствовать, что они внесли свой вклад в то, что оказывает влияние на их жизнь. Если этого не происходит, людям кажется, что ими пренебрегают и манипулируют.

Это напоминает мне первую реакцию человека, чья жена сообщила, что инвестировала семейные сбережения в фондовый рынок. Скорее всего, он не оценил этого решения по достоинству именно потому, что жена с ним не посоветовалась. Женщина может отреагировать точно так же, если ее муж решит сделать ей сюрприз, рассказав, что принял приглашение их друзей вместе провести летний отпуск. Если бы мужчина с ней посоветовался, возможно, ей бы очень понравилась эта идея, однако, поскольку решение было принято им единолично, женщина отреагировала отрицательно.

Мы часто применяем на практике идеи, полученные в ходе консультаций с нашими сотрудниками. Я помню случай, который начался как проблема с персоналом. В нашем офисе была сотрудница, которая часто опаздывала на работу. Она была отличной работницей, однако за год это потерянное время накапливалось. Сколько я ни просила ее о пунктуальности, она продолжала опаздывать. Наконец я вынуждена была настоять на ее появлении на работе вовремя, ясно дав понять, что стоит вопрос о сохранении ее должности.

– Я не могу приезжать на работу к 8.30, – объяснила она. – У меня четверо детей, которых нужно разбудить, накормить завтраком и отвести в школу, причем младший ребенок не выходит из дома до 8.30.

Я спросила, какие у нее есть предложения по этому вопросу.

– Было бы очень удобно, если бы я могла приходить на работу к 10 утра и работать до 18, – сказала она. – Так я могла бы провожать детей в школу и не нестись сломя голову на работу.

В те времена у нас еще не существовало понятия гибкого рабочего графика. Мы смогли принять эту оригинальную идею благодаря небольшому в то время размеру компании.

Перед нами стояла серьезная проблема, и я привлекла заинтересованную сотрудницу к участию в процессе поиска решения. Если бы я просто объявила ей об изменении ее рабочего графика, она, вероятно, отрицательно отнеслась бы к этой идее, и эффективность ее работы могла пострадать. Вместо этого она проявила готовность к сотрудничеству, и больше у нее не возникала проблема опозданий.

Ищите поддержку наверху и внизу

Хорошим руководителям рекомендуется по возможности заручиться поддержкой вышестоящих менеджеров. Точно так же, как менеджер спрашивает своих подчиненных об их мнениях и желаниях, ему целесообразно запрашивать обратную связь и у вышестоящих руководителей. Так, например, он может сказать своему начальнику: «Мне нужна ваша помощь. Вы давно работаете в этой сфере, и ваше мнение может быть очень ценным». Люди охотно идут навстречу, когда у них спрашивают совета. На протяжении всей своей карьеры менеджеры должны советоваться со своими начальниками:

"Что вы об этом думаете?" или "Мы поступили так, как вы предложили, и это прекрасно сработало, но есть еще одна проблема, для решения которой необходим ваш совет". Сложно себе представить, что идея не получила бы поддержки со стороны человека, который консультировал вас по связанным с ней вопросам с момента ее зарождения и вплоть до воплощения в жизнь. Однако будьте осторожны: когда вы спрашиваете у руководителя совета, а затем не следуете ему, необходимо проинформировать его о причинах таких действий. И вновь привлекайте его к участию в процессе обсуждения.

Когда я говорю, что всем нравится участвовать в новых проектах, я имею в виду и себя. Однажды на собрании было объявлено о рассмотрении возможности внесения изменений в один из наших продуктов. Пока одна из наших маркетологов объясняла суть этого изменения, я чувствовала себя очень глупо, поскольку до этого момента ничего об этом не знала. Во время перерыва я подошла к этой сотруднице и спросила:

– Почему никто мне об этом не сказал? Я впервые слышу о предлагаемом изменении.

– Мы советовались с вами, Мэри Кэй. Я разговаривала с вами об этом около полутора лет назад.

– Полтора года назад? Я этого не помню.

– Простите, – извинилась она, – но вы были в то время очень заняты, поэтому после той короткой встречи я с вами больше не консультировалась.

Хотя у нее были благие намерения, моим первым побуждением было выступить в роли критика и высказать все причины, по которым эта идея не сработает. Я поймала себя на том, что борюсь с этим побуждением. Почему это вызвало у меня такую реакцию? Потому что я, как и остальные, не хочу поддерживать то, в создании чего не принимала никакого участия.

Женщины и перемены

Люди могут иногда отмечать, что, поскольку Независимыми Консультантами являются женщины, мы должны сталкиваться с бол? ьшим сопротивлением переменам по сравнению с другими компаниями. Однако я считаю, что мнение о том, что женщины склонны сопротивляться переменам больше, чем мужчины, несправедливо. Я думаю, что на самом деле все, возможно, совершенно наоборот. Сегодня, когда женщина достигает зрелого возраста и ее дети покидают дом, она часто готова к значительным изменениям в своем образе жизни. Она чувствует, что выполнила традиционную задачу воспитания детей, и, находясь в творческом плане в фазе роста, начинает задумываться о других видах деятельности. Мужчина в этом же возрасте обычно уже вступает в фазу спада творческой активности и сама мысль о значительных изменениях в жизни, грозящих потерей надежного положения, приводит его в ужас: он предпочтет оставить все как есть.

Я убеждена, что для женщин очень важно доверие. На самом деле многие женщины-руководители чувствуют, что исключены из "настоящей мужской компании", существующей внутри некоторых организаций. Многие женщины обеспокоены тем, что мужчины в их компаниях не доводят до сведения женщин-руководителей часть информации. Хотя в большинстве случаев такие опасения имеют под собой скорее воображаемую основу, они действительно существуют, и с ними необходимо что-то делать. Помня об этом, я рекомендую принимать дополнительные меры по вовлечению женщин-руководителей в обсуждение проекта на его ранней стадии.

Умение адаптироваться к переменам является прекрасным качеством для любого человека, который надеется преуспеть в карьере. Однако я считаю, что изменения не всегда означают прогресс. Перемены только ради перемен могут не привести к улучшениям, а лишь вызвать разочарование. Если изменения действительно необходимы, встречайте их лицом к лицу. Тщательно изучите все варианты, взвесьте все «за» и «против», а затем выберите план действий, который кажется вам оптимальным. Если ни одна из возможностей не выглядит осуществимой, оставьте все как есть, до тех пор пока не появится лучший способ внести изменения.

Мы в Mary Kay® тщательно изучаем возможность изменений. Более того, мы знаем, что люди положительно отреагируют на те изменения, в обсуждении которых они принимали участие. Даже имея огромное количество Независимых Консультантов во всем мире, мы делаем все возможное, чтобы заручиться их поддержкой, прежде чем внедрять новый продукт. Иногда это может привести к задержке в его внедрении – возможно, более длительной, чем нам хотелось бы. Однако мы идем на это, так как людям очень важно чувствовать себя участниками процесса принятия решения. К тому времени, когда продукт выходит на рынок, он становится их продуктом!

Независимые Национальные Лидеры рассказывают о том, как принципы Мэри Кэй воплощаются в жизнь сегодня

В 1963 году подруга Мэри Кэй Дален Уайт из США пришла в первый офис компании, чтобы помочь повесить шторы, и осталась, став первым Независимым Консультантом по красоте, первым Лидером бизнес-группы и одним из двух первых Национальных Лидеров.

Она считает, что поощрение людей изнутри обеспечивает настоящее понимание продукта, так же, как и целей компании, ее политики, принципов и культуры.

Такое же отношение выражает и одна из самых молодых Национальных Лидеров. "В нашем бизнесе очень важно понять, чем живет конкретный человек. Люди будут усердно трудиться только ради собственной цели", – полагает Дасия Вигандт из США. Она также использует один из приемов, описанных Мэри Кэй в главе 6. «Я все время применяю „метод сэндвича“, чтобы помочь людям развиваться».

"Легче делать то, что мы понимаем, – высказались Национальные Лидеры из Казахстана в ходе коллективного участия в нашем опросе. – Самопрезентация помогает нам лучше понимать свой бизнес и гордиться им. Изучая деятельность успешных компаний, мы приходим к выводу, что они достигли своего положения благодаря людям. Мэри Кэй была уверена, что "нужно приложить все усилия, чтобы привлечь и удержать хороших специалистов"".

"С самых первых дней существования компании Мэри Кэй вселяла в нас уверенность, что без нас все остановится. Мы принимали непосредственное участие в создании самой известной в мире косметической фирмы", – рассказывает Кэролин Уорд из США.

"Когда мы встречаем кого-то, кто отличается от нас, когда пытаемся понять его жизненный опыт, мы развиваемся. Мы уделяем внимание положительным сторонам различных личностных качеств, поэтому можем оценить по достоинству и поощрять развитие каждого из них", – говорит Нан Джианг из Китая. В ходе работы со своей командой она поняла, что их «сердца тесно связаны друг с другом. Это действительно потрясающее ощущение!»

Сью Киркпатрик из США использовала этот прием, когда ее дети были маленькими. «Каждый год после Семинара мы с нашими детьми садились и обсуждали цели на будущий год. Я заручалась их поддержкой. У нас много теплых воспоминаний о помощи членов семьи в достижении успеха в бизнесе. Я верю, что это один из важнейших факторов нашего успеха. Мы трудились все вместе: моя команда, их семьи и моя семья».






 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх