Глава 4 Хвалите людей

Я верю, что похвала – лучший способ мотивации сотрудников. Мы в Mary Kay® считаем похвалу настоль ко важной, что на этом основан весь наш маркетинговый план.

Большинство женщин последний раз слышали аплодисменты в свой адрес на выпускном вечере в школе или вузе. Иногда кажется, что единственные женщины, которым аплодируют, – это королевы красоты и кинозвезды. Женщина может все время проводить в заботах о своей семье, но если она и слышит какие-то комментарии на этот счет, то лишь тогда, когда прекращает это делать.

Маленькими успехами вымощена дорога к большим победам

Похвала – один из основополагающих принципов маркетинговой концепции Mary Kay®, и мы не колеблясь используем любую возможность, чтобы отметить успехи сотрудников. Мы начинаем это делать с того момента, когда человек становится нашим новым Консультантом по красоте. На классе по уходу за кожей, после того как женщины прошли косметические процедуры Консультант по красоте просит гостей прокомментировать улучшение внешнего вида друг друга. Женщины не только действительно лучше выглядят, они и чувствуют себя лучше! Когда у женщины высокая самооценка, это вызывает у нее не только интерес к нашей продукции, но зачастую и желание стать нашим Консультантом по красоте. Для многих женщин это новый прекрасный опыт – слишком много времени прошло с тех пор, когда им в последний раз делали комплименты. После того как женщина становится Консультантом по красоте и проводит свой первый класс по уходу за кожей, ее Лидер бизнес-группы всегда находит повод для похвалы. Неважно, сколько ошибок было сделано в ходе проведения занятия – новому Консультанту по красоте всегда говорят о том, что она сделала правильно. И хотя новички обычно спрашивают: «Что я сделала не так?», мы отвечаем: «Давайте лучше поговорим о том, что вы сделали верно». Как сказал Сомерсет Моэм, «люди просят у вас критики, но на самом деле желают слышать лишь похвалу». Лишь похвалив Консультанта по красоте за положительные моменты, Лидер бизнес-группы выскажет свои критические замечания, всегда поместив их, словно в сэндвиче, между двумя слоями похвалы. Еще лучше будет, если данный пример представляет общий интерес, обсудить его на ближайшем собрании бизнес-группы по продажам.

Несколько лет назад я поняла, что Хелен Маквой, одна из первых Независимых Консультантов по красоте, ставшая затем Национальным Лидером, достигнет исключительных успехов в нашем бизнесе. Такая уверенность у меня возникла после того, как я случайно услышала за дверью своего кабинета ее разговор с новым Консультантом по красоте.

– Ты заработала за класс по красоте тридцать пять долларов? Ничего себе, это же просто отлично! – воскликнула она с энтузиазмом.

Даже тогда такая сумма была не слишком удачным результатом. Я не могла понять, с кем она разговаривает, поэтому вышла из кабинета посмотреть.

– Мэри Кэй, – восторженно сказала Хелен, увидев меня, – разрешите представить вам нового члена моей команды. Вчера вечером она заработала тридцать пять долларов за один класс!

Я поняла, что без похвалы Хелен новый член ее команды мог и не остаться с нами. Хелен хвалила ее для будущего успеха. Такая похвала творит чудеса, помогая почувствовать уверенность в себе. Получая похвалу за каждое небольшое достижение, человек обретает уверенность, побуждающую его стремиться к большему. Этими маленькими достижениями вымощен путь к блистательным успехам.

Маленький ребенок встает на шаткие ножки, делает крошечный шажок и снова падает. "Какое чудо!" – восклицают родители, устраивая вокруг этого события радостную суету. "Ну давай, попробуй еще разок", – упрашивают они, сами вставая на четвереньки и встречая аплодисментами каждый новый шаг. Ребенка хвалят снова и снова, пока он действительно не научится ходить. Без родительской похвалы многие из нас, наверное, до сих пор продолжали бы ползать!

То же самое происходит, когда ребенок начинает лепетать. Ребенок говорит: «Па», и отец немедленно воспринимает это как слово «Папа». "Вы слышали?! – взволнованно кричит он. – Она назвала меня папой!" Он берет дочку на руки, обнимает ее и целует. "Ах ты моя умница!" Похвала поощряет ребенка говорить – и он это делает! Я уверена, что для того, чтобы быть хорошим руководителем, вам необходимо понимать, как важно хвалить людей для будущих успехов.

Похвала – это невероятно эффективное средство мотивации. К сожалению, очень немногие менеджеры к нему прибегают, хотя и понимают, как важна похвала, причем не только для других, но и для них самих. Когда вы в последний раз говорили кому-либо на работе: «Слушай, у тебя получается просто здорово! Я восхищаюсь качеством работы, которую ты здесь выполняешь»?

Я считаю, что людей нужно хвалить всегда, когда это возможно; это подобно благословенному дождю для засыхающего растения.

Один из наших руководителей в маркетинговом департаменте придумал хороший способ похвалить сотрудников, которые много работали сверхурочно. Они готовились к Семинару – трехдневному яркому торже ственному мероприятию для Консультантов. Мы пригласили в Даллас поучаст вовать в этом событии более двадцати тысяч женщин. Сотрудники маркетингового департамента несколько месяцев трудились над подготовкой мероприятия, а также организацией круглосуточной телефонной горячей линии. После Семинара все сотрудники и их супруги были приглашены на уникальный торжественный ужин с балом под названием "Снимаем перед вами шляпы". Это была веселая вечеринка, в которой принимало участие больше сотни человек. Вечер проходил в русле интересной темы, подразумевающей, что каждый должен прийти в забавной шляпе. В перерыве между речами руководитель ходил по залу, надевая на своих сотрудников разные шляпы. Он, должно быть, принес их с собой десятки. При этом, приподнимая свою собственную шляпу, он хвалил каждого человека за хорошую работу. Было слышно, как он говорил женщине, отвечающей за наши внутрифирменные публикации: "Вы очень хорошо поработали. Я не знаю, как вам это удается, но каждый месяц вы публикуете потрясающие материалы. Во всем американском бизнесе нет ничего подобного, и выпущенные вами в этом году материалы, предваряющие Семинар, были просто великолепны…"

Придерживаясь этой концепции, я искренне полагаю, что дешевый подарок, сопровождаемый искренними и многочисленными выражениями признательности, в тысячу раз эффективнее, чем дорогой, врученный со скупыми словами благодарности.

Значение положительной мотивации в ориентированной на достижение целей организации не может быть переоценено. Именно она вдохновляет наших Консультантов по красоте максимально использовать свой истинный потенциал. Mary Kay® известна как компания, где Консультанты, достигшие поставленных целей, получают очень многое. Помимо розовых «Кадиллаков» мы награждаем их такими роскошными подарками, как бриллиантовые кольца и путешествия за границу. Высшим символом признания в Mary Kay® является бриллиантовый шмель. Это "королевская драгоценность", и награжденная ею Консультант, таким образом, признается королевой. Все эти особые награды вручаются тем, кто наиболее преуспел в продажах и наборе новых Консультантов, а также Лидерам, чьи подразделения работали наиболее эффективно. В Ночь награждения конферансье объявляет имена победителей, и процедура вручения наград напоминает коронацию Мисс Америки. Произносится множество речей, включая поздравления от меня и моего сына Ричарда.

Эти традиции сохраняются и сегодня, и это мероприятие сравнимо с самыми ослепительными театральными представлениями и церемониями награждения. Во всем мире корпоративная культура Mary Kay® не только создает настоящую атмосферу похвалы и признания среди сотрудников, но и сама процветает благодаря этому. На любом мероприятии Mary Kay® в любой стране мира проводятся церемонии награждения женщин, что стимулирует их добиваться еще больших успехов, признавая при этом достижения друг друга. Даже посещение одного из офисов компании – это повод для организации приема по высшему разряду.

Аплодисменты – это эффективная форма похвалы

На Семинаре Независимых Консультантов щедро хвалят в присутствии тысяч коллег, за чем следуют долгие и бурные аплодисменты. В газетах и журналах они описываются как высшая форма похвалы, и, разумеется, именно этой цели они и служат.

Подумайте о той цене, которую актеры и актрисы готовы платить за признание, за один шанс из тысячи стать звездой. А те, кто в итоге действительно получает возможность выступать перед живой аудиторией, каждый вечер играют одни и те же роли. Для чего они это делают? Да ради аплодисментов зрителей! Хотя суперзвездам хорошо платят, я уверена, что не только любовь к деньгам побуждает их добиваться совершенства в своей профессии.

Обеспечивайте людям максимально возможное признание

Понимая потребность людей в похвале, мы совместными усилиями обеспечиваем им максимально возможное признание. Разумеется, в такой крупной организации, как наша, не каждый может выступить с речью на наших Семинарах, но мы действительно стараемся чтобы на сцену смогло выйти как можно больше людей, пусть даже всего на пару минут, в качестве вознаграждения за достигнутые ими успехи.

Насколько важно это краткое присутствие на сцене? Я думаю, что для женщины получить публичное признание от коллег значит больше, чем получить по почте дорогой подарок, о котором никто не узнает. И, почувствовав, каково это, она захочет в следующем году вновь вернуться на эту сцену!

Недавно меня попросили выступить на собрании, проводимом одной из крупнейших промышленных компаний. Вечером я была приглашена на торжественный ужин, сопровождавший церемонию награждения, и заметила, что некоторые дилеры компании одеты в темно-синие клубные пиджаки, причем пиджаки эти плохо на них сидели, будто были сшиты не по размеру.

– Почему они так одеты? – спросила я у одного из руководителей компании.

– О, это наши лучшие дилеры, – ответил он мне. На всем протяжении банкета я ожидала, когда же прозвучит речь в честь этих лучших работников. Я предполагала, что это будет кульминацией торжества. После ужина выступил известный артист, а затем к потолку запустили шарики. "Отличный способ предварить основную часть банкета, во время которой будет происходить награждение", – подумала я про себя. Но это и была основная часть мероприятия. Вечер был окончен, и люди стали расходиться.

– А как же награждение? – спросила я у руководителя.

– Они уже получили свои подарки – эти темносиние пиджаки.

Я была шокирована! У меня в голове не укладывалось, что компания организовала торжественный ужин в честь лучших работников, так и не устроив их публичного награждения. Мы в Mary Kay® никогда не упускаем возможности выразить свое признание. Я уверена, что работникам этой компании было бы гораздо приятнее выйти на сцену и выслушать аплодисменты в свой адрес, чем получить эти синие пиджаки!

Другая возможность, которую мы используем для похвалы, это наш ежемесячный журнал «Аплодисменты» (Applause). Его главной целью, помимо новостей, касающихся нашей продукции, является выражение признания. Он печатается полностью в цвете, и его тираж такой же, как и многих известных журналов национального уровня. Я часто говорю Консультантам по красоте и Лидерам бизнес-групп: "Вы когда-нибудь замечали, какими чудесными кажутся «Аплодисменты», когда в них упоминается о вас, и как журнал становится куда менее интересным, когда в нем нет вашего имени?"

Каждому нравится видеть свое имя напечатанным. Однако, поскольку лишь небольшое число людей может одновременно упоминаться в одном номере «Аплодисментов», мы предоставляем каждому Лидеру бизнес-группы возможность выпускать свой собственный информационный бюллетень. При этом мы настоятельно рекомендуем упоминать в нем как можно больше людей. Таким образом, в бизнес-группе, состоящей из ста человек, у каждого есть реальный шанс получить публичное признание. Еще мы публикуем ежемесячное издание для Лидеров бизнес-групп "Информация для Лидеров", а также ежемесячное издание для сотрудников, работающих в офисе компании. Хотя для успеха публикации необходимы четыре фактора: признание, информация, образование и вдохновение, – нашей основной целью является именно признание.

В соответствии со взглядами Мэри Кэй, убежденной в огромной важности похвалы, в публикациях компании уделяется большое внимание обширным программам признания заслуг сотрудников, при этом единственной целью некоторых из этих публикаций является демонстрация фотографий и имен лучших работников.

Мужчины часто говорят мне: «Послушайте, Мэри Кэй, для женщин, может быть, и эффективно вручение лент, награждение на сцене перед большой аудиторией и включение информации о лучших Консультантах в корпоративные публикации, но все это не действует при работе с мужчинами». Такие замечания вызывают у меня улыбку. Вы когда-нибудь замечали звезды на шлеме регбиста? Или медали на солдатской форме? Мужчины готовы покалечиться или даже потерять жизнь ради признания!

Интересно наблюдать скептическое отношение некоторых людей к похвале. Один из наших руководителеймужчин часто говорит: "Моему самолюбию не нужна подпитка, поберегите ее для кого-нибудь другого". Откровенно говоря, я в это не верю. Он, как и другие люди, которые так говорят, втайне жаждет похвалы и буквально расцветает, когда слышит добрые слова в свой адрес. Ему, как и всем нам, это очень нравится.

Будучи руководителем, помните, что каждый нуждается в похвале. Однако она должна быть искренней. Если только захотите, вы найдете множество поводов для непритворной похвалы. Так сделайте же это! Похвала не будет эффективна, если держать ее в секрете. А мы без нее не сможем работать продуктивно.

Независимые Национальные Лидеры рассказывают о том, как принципы Мэри Кэй воплощаются в жизнь сегодня

"Хваля людей в счет будущих достижений, мы будим спящие в них силы. И это первый шаг к огромному успеху", – считает бывшая топ-модель и по совместительству учитель математики Шерил Уорфилд из США.

"На работе людям всегда говорят о том, что они делают не так, и редко о том, что они делают правильно. Женщины расцветают, когда их поощряют делать попытки, а затем хвалят за достигнутые успехи", – говорит Ивонн Уильямс из Великобритании.

"Благодаря похвале многие женщины сумели добиться таких блестящих результатов, каких сами от себя не ожидали", – полагает Патрисия Эрнандес де Бодарт из Мексики, которая, прежде чем преуспеть в бизнесе Mary Kay®, была владельцем семи компаний, каждая из которых обанкротилась из-за неблагоприятной экономической конъюнктуры.

"В Mary Kay® приходят женщины с разной степенью житейского опыта и уверенности в себе. Каждая из них развивается и вырабатывает в себе все большую уверенность и смелость всякий раз, когда получает в свой адрес искреннюю похвалу", – считает Карен Пиро из США, узнавшая о Mary Kay® от своей подруги, в настоящее время известной на всю страну телеведущей.

Лилии Шершневой с Украины прочтение этой главы «помогло открыть в себе большие способности, в том числе к тому, чтобы вселять в людей уверенность в своем потенциале». Принципы, изложенные в книге, помогли ей «научиться любить людей такими, какие они есть».






 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх