Глава 5

Страсть: оставь свой след в этом мире

«Я хочу оставить свой след в этом мире».

(Стив Джобс)

На каждом этапе своей карьеры Стив Джобс вдохновлял сотрудников, подкупал разработчиков программ и призывал клиентов к возвышенному. Он считает, что программисты не просто создают удобные в пользовании программы — они стремятся улучшить мир. Клиенты «Эппл» не просто покупают «Мак» для работы, они делают моральный выбор, отказываясь от ненавистной монополии «Майкрософт».

Возьмем, например, айпод. Это превосходный MP3-плейер, удачная комбинация великолепного устройства, удобных программ и интернет-сервисов. Он побуждает пользователей вернуться в «Эппл» еще за чем-нибудь. Но Джобс считает, что главная цель айпод — наполнить жизнь людей музыкой. Как он заявил в 2003 году в интервью журналу «Роллинг стоунс»: «Нам очень повезло — музыка была очень личностной составляющей нашего поколения. В большей степени, чем это было раньше и, может быть, даже чем сейчас, потому что сегодня много других альтернатив. У нас не было видеоигр. У нас не было персональных компьютеров. Сейчас внимание детей оспаривают столько конкурентов. Тем не менее в наш цифровой век музыка возродилась и снова вошла в жизнь людей. Это прекрасно. Мы делаем все, что в наших силах, чтобы сделать мир лучше».

Обратите внимание на последнюю фразу. Во всех делах Джобса есть ощущение миссии, некоего предназначения. И будучи искренне убежденным в этом, он страстно увлечен работой. Да, его своеобразный характер вызывает много недовольства и критики. С подчиненными он весьма строг. Он знает, чего хочет, и, добиваясь этого, может срываться в ярость. Но как ни странно, многие из его сотрудников не возражают, что на них кричат, по крайней мере им нравится, как это влияет на их работу. Они ценят увлеченность Джобса. Он тянет их вверх, и, хотя есть опасность обжечься, они попутно многому учатся. Джобс уверен, что не страшно быть «немножко негодяем», пока ты страстно веришь в свое дело.

Стремление улучшить мир стало для Джобса путеводной идеей с самого начала его деятельности. К 1983 году «Эппл» уже прошла шестилетний рубеж стремительного развития. Она трансформировалась из рядовой фирмы Кремниевой долины, управляемой молодыми хиппи, в большую корпорацию с уважаемыми клиентами. И ей требовался опытный руководитель.

Джобс потратил месяцы, чтобы уговорить Джона Скалли, президента «ПепсиКо», возглавить «Эппл». Но Скалли не был уверен, что разумно уходить из большой сложившейся фирмы, чтобы возглавить такое рискованное предприятие, как «Эппл». И все же предложение было очень заманчиво. За персональными компьютерами угадывалось будущее. Они много раз встречались с Джобсом в Кремниевой долине и в Нью-Йорке. Наконец в один прекрасный вечер они, глядя с балкона апартаментов Джобса в Сан-Ремо на Центральный парк, завели беседу. Джобс повернулся к старшему товарищу и бесцеремонно спросил: «Так ты хочешь до конца своей жизни торговать сиропчиком или готов заняться изменением мира?»

Наверное, это выглядело как одна из самых дерзких провокаций в истории современного бизнеса: здесь было и оскорбление, и комплимент, и переоценка ценностей, и философский вызов в одном вопросе. И конечно, он сразил Скалли наповал. Тот был абсолютно выбит из колеи и думал об этом разговоре много дней. Наконец он не смог более игнорировать брошенную перчатку. Как он объяснил мне позднее: «Если бы я не принял это предложение, то до конца своих дней мучился бы вопросом, а не ошибся ли я с выбором?»

Чем можно заниматься девяносто часов в неделю, причем с удовольствием

Команда разработчиков первой модели «Макинтош» представляла собой разношерстную группу экс-профессоров и инженеров. Все работали над никому не известным экспериментальным устройством, вряд ли увидевшим бы свет, если бы это предприятие не возглавил Джобс. С самого начала он убедил сотрудников, что они создают нечто революционное. Это был не просто авангардный компьютер или интересный инженерный проект. Простой в использовании графический интерфейс «Мак» полностью преображал компьютерную индустрию. Компьютер впервые становился доступным для широкого круга пользователей.

Разработчики трудились три года как рабы, и хотя Джобс на них покрикивал, он поддерживал их моральный дух, убеждая, что они работают ради высоких идей и что их работа подобна божественным деяниям. Как писал один из ведущих программистов Энди Хертцфельд: «Цель не заключалась в том, чтобы обойти конкурентов или заработать много денег, просто хотелось сделать великую вещь, самое лучшее, на что мы были способны».

Джобс внушал сотрудникам, что они художники, объединяющие в своем творчестве технологию с культурой. Он убеждал, что у них есть уникальный шанс изменить представление о компьютерном мире и создать революционный продукт, а это, помимо прочего, — большая привилегия. Джобс следующим образом охарактеризовал ситуацию на страницах первого выпуска журнала «Макуорлд» (в 1984 году): «Мы собрались вместе в это особое время, чтобы создать новый революционный продукт. Возможно, это лучшее, что мы сделаем в своей жизни».

Оглядываясь назад, можно сказать, что так и случилось. «Мак» был революционным продуктом, прорывом в компьютерной области. Но возможно, это было вопросом веры. Одновременно с «Мак» разрабатывались десятки других компьютеров. Не было никакой гарантии, что «Мак» действительно окажется лучшим или даже что он вообще выйдет на рынок. Разработчики поверили Джобсу на слово. Они шутили, что их вера в убеждения Джобса была сродни вере, внушаемой лидером какого-нибудь харизматического культа.

Джобс привил своей команде страсть к работе, что критически необходимо для создания новой технологии. Без этого работники могут потерять веру в проект, на реализацию которого требуются годы. Без страстной преданности своему делу они могли потерять интерес и бросить работу. Джобс сказал: «Нужно быть страстно увлеченным идеей, проблемой или тем, что вы хотите исправить, иначе у вас не будет достаточно упорства, чтобы идти до конца. Думаю, это половина дела».

Увлеченность Джобса — это стратегия выживания. Много раз, когда он пробовал в «Эппл» что-нибудь новое, мало кто верил в победу, и реакция широкой общественности часто была презрительной. Так, в 1984 году, когда появился первый графический пользовательский интерфейс «Мак», многие сочли его «игрушкой». Билл Гейтс удивлялся, что людям нравятся цветные компьютеры. В первое время критики требовали от «Эппл» раскрытия информации об айпод. Без твердой веры в свои убеждения, без увлеченности своим делом Джобс вряд ли смог бы противостоять критике. В своем интервью «Роллинг стоунс» он отметил: «Меня всегда привлекали революционные перемены. Не знаю почему. Может, потому что они сложны. Они связаны с большим эмоциональным стрессом. И обычно приходится переживать период, когда все говорят, что вы полностью проиграли».

Умение привить сотрудникам увлеченность работой имеет и практическую выгоду: персонал охотно задерживается допоздна и работает много даже по меркам Кремниевой долины. Разработчики «Мак» работали действительно подолгу, потому что Джобс убедил их в том, что «Мак» — их продукт. «Мак» появился благодаря их творческой энергии и тяжкому труду, и Джобс утверждал, что их работа будет иметь очень большое значение. Что может быть лучшей мотивацией? В «Эппл» технология — это командная игра. Разработчики «Мак» трудились с полной отдачей, и это стало делом чести. Они все получили рубашки с надписью: «90 часов в неделю и с удовольствием».

То герой, то придурок

Многие сотрудники «Эппл» убеждены, что компания действительно оставит свой след в этом мире. Они считают, что «Эппл» задает тон новым технологиям, открывает новые направления и раздвигает горизонты. И быть причастным к этому льстит самолюбию. Один из бывших работников компании как-то сказал: «Люди действительно считают, что „Эппл“ изменяет мир. Конечно, не все убеждены в этом на 100 процентов, но все верят хотя бы немножко. Я был инженером, и работа в „Эппл“ меня восхищала. Всегда казалось, что вот-вот произойдет что-то грандиозное. Компания обладает невероятной динамикой».

Тон в корпоративных отношениях в «Эппл» также задает Джобс. Он крайне требователен к своим подчиненным, и все менеджеры среднего звена столь же требовательны. В результате в компании царит своего рода террор. Все постоянно боятся потерять работу. Сегодня ты можешь быть героем, а на следующий день тебя поливают грязью. В «НеКСТ» все было так же. Как заметил по этому поводу бывший сотрудник: «То вы — герой, и вы живете, то вы — придурок, и выживаете. Невероятные взлеты чередуются с невероятными падениями».

Как признали отдельные сотрудники компании, с которыми удалось побеседовать, в «Эппл» люди постоянно мечутся — то ли от страха быть изгнанными, то ли от стремления оставить свой след в этом мире. Бывший инженер «Эппл» Эдвард Эйгерман объясняет: «Нигде больше, где я работал, не было такого жуткого беспокойства относительно того, что тебя уволят. Вы спрашиваете коллег: „Можно послать электронное письмо или подшить этот документ?“ Вам отвечают: „В последний день в „Эппл“ можете делать что угодно“».

Эйгерман работал в «Эппл» инженером в нью-йоркском офисе продаж четыре года. Все его коллеги в конце концов были по разным причинам уволены, в основном из-за неудовлетворительного выполнения должностных обязанностей — например, из-за невыполнения плана. Но с другой стороны, сам никто не ушел. Хотя работа в «Эппл» трудна и преисполнена стрессом, все очень любят ее и постоянно выражают свою лояльность компании и Джобсу.

По словам Эйгермана: «Людям нравится здесь работать, они рады здесь находиться. Все очень увлечены и довольны выпускаемыми продуктами, действительно в них верят. Они в восторге от того, чем занимаются».

Несмотря на страсть и рвение, работники избегают культовости. Они сознательно избегают всего, что связано с культом. Самое худшее, что может сказать кандидат в ходе собеседования при приеме на работу: «Я всегда хотел работать в „Эппл“» или «Я всегда был большим фанатом». Это последнее, что хотят от него услышать. Коллеги любят считать друг друга «уравновешенными».

Производственный стресс был бы невыносим, если бы не было стольких желающих поработать в «Эппл». Кроме возможности оставить свой след в этом мире, имелись и другие преимущества работы в компании, например, высокий профессионализм сотрудников, превосходный корпоративный кафетерий и интересная работа, связанная с использованием самых современных технологий.

Акционерная доля

Одним из наиболее ценимых среди сотрудников «Эппл» бонусов является право на покупку акций, кстати, постоянно растущих в цене. Согласно «Бизнес уик», после возвращения Джобса в 1997 году они выросли на 1250 процентов. В «Эппл» не много корпоративных привилегий. Джобс имеет собственный самолет «Гольфстрим», но большинство чиновников летают регулярными рейсами. Не практикуется и особая щедрость при компенсации представительских расходов. Давно прошли те времена, когда работники могли на недельку слетать на Гавайи за счет компании.

Но большинство штатных сотрудников «Эппл» получают акции при поступлении на работу. После испытательного срока (обычно это год) они могут купить акции по низкой цене (установленной на момент их прихода на работу). После продажи акций разница в стоимости составляет чистую прибыль. Следовательно, работники заинтересованы в росте акций. Акции — популярная форма вознаграждения работников в технологических отраслях. Это безналичные средства, эмиссия их не сопряжена со сложными проблемами, и они в какой-то мере гарантируют то, что сотрудники будут работать как рабы, чтобы повысить их стоимость.

Инженеры, программисты, менеджеры и другой персонал среднего уровня, составляющий большинство штата, получают по нескольку тысяч акций. В 2007 году это составляло от 25 тысяч до 100 тысяч долларов или намного больше, в зависимости от цены акции и продолжительности испытательного срока сотрудника.

Менеджеры и чиновники высшего звена получают намного больше. В октябре 2007 года первый вице-президент компании по розничным продажам Рон Джонсон реализовал 700 тысяч акций, получив примерно 130 миллионов долларов (без вычета налогов). Согласно документам Комиссии по ценным бумагам и биржам (США), Джонсон получил акции по цене 24 доллара и сразу продал примерно за 185 долларов. В 2005 году Джонсон заработал на акциях около 22,6 миллиона долларов, а в 2004 году — 10 миллионов долларов.

«Эппл» имеет четкую и понятную схему покупки акций. Сотрудники могут приобрести их по сниженной цене в зависимости от зарплаты. Цену устанавливают на минимальном за последние шесть месяцев уровне плюс процентная скидка, гарантирующая некоторую прибыль (часто это большие деньги). Я знаю, что некоторые сотрудники сразу получали возможность купить дорогую машину, выплатить кредит за недвижимость или сделать большой вклад в банке.

Как отметил Джобс в интервью журналу «Форчун» в 1998 году: «Мы это начали одними из первых в Кремниевой долине. Когда я вернулся, то упразднил большую часть наличных вознаграждений и заменил их акциями. Никаких машин, никаких самолетов, никаких бонусов. Все в компании получают зарплату и акции… Это уравнительный подход, впервые примененный в „Хьюлетт-Паккард“, мы же в „Эппл“, надеюсь, способствуем его популяризации».

Действительно, «Эппл» способствует популяризации этой формы вознаграждения в Кремниевой долине. Во время промышленного подъема предложение акций сотрудникам стало повсеместным в индустрии. Этот вопрос был настолько важным, что после возвращения в «Эппл» в 1997 году в целях предотвращения утечки персонала в другие компании Джобс предложил пересмотреть цены на акции. Как тогда писал журнал «Тайм»: «Джобс сражался с правлением, добиваясь снижения цен на акции для сотрудников компании. Если члены правления сопротивлялись, он требовал их переизбрания».

Позже у Джобса возникли проблемы с собственными акциями, и к настоящему времени ситуация еще не разрешилась. В 2006 году Комиссия по ценным бумагам и биржам, начавшая проверку более 160 компаний, включая «Эппл» и «Пиксар», обвинила их в предумышленном датировании акций задним числом. Согласно Комиссии, это делалось, чтобы снизить их цену и увеличить прибыль от их продажи. Формально датировать акции задним числом закон не запрещает, но скрывать это запрещено, а, по заявлению Комиссии, именно это и проделывалось неоднократно.

В начале XXI века Джобс получил два больших пакета акций, датированных, согласно Комиссии, задним числом. В июне 2006 года в «Эппл» началось внутреннее расследование, возглавляемое двумя членами совета директоров: бывшим вице-президентом США Альбертом Гором и бывшим финансовым директором «Ай-би-эм» и «Крайслер» Джерри Йорком. В декабре 2006 года они составили отчет, из которого следовало, что никаких «проступков» Джобса не обнаружено, хотя при этом и допускалось, что Джобс знал о некоторых случаях неверного датирования акций, но не осознавал соучастия. Вся ответственность возлагалась на двух чиновников, уже не работавших в компании (позже они были идентифицированы как главный юрконсультант Нэнси Хейнен и финансовый директор Фрэд Андерсон). В декабре в «Эппл» пересмотрели доходы и вычли 84 миллиона долларов за возникшие в связи с этим издержки. Акционеры подали на компанию в суд, но в ноябре 2007 года проиграли процесс.

Благодаря получаемым акциям сотрудники, многие годы проработавшие в «Эппл», имеют много вложенных в компанию средств. Вряд ли можно придумать лучшую мотивацию для защиты интересов компании. Как мне довелось услышать от ряда сотрудников, они «счастливы маршировать в ногу и подчиняться правилам». Один источник (пожелавший остаться неназванным) заявил, что без колебаний выдал бы коллег, разгласивших прессе информацию о планах компании. Он указал на блог, в котором в 2006 году появились сведения о возможной задержке выхода айфон. Из-за этих лживых слухов акции «Эппл» упали на 2,2 процента, что сократило рыночную капитализацию на 4 миллиарда долларов. Как сказал сотрудник: «Я лично заинтересован в том, чтобы пресечь подобные махинации».

По словам Эйгермана, он знает, что кто-то в «Эппл» посылает информацию и фотографии на сайты, где обсуждаются дела компании. Он поражен тем, что кто-то рискует работой и судебным разбирательством, разглашая планы и распространяя фотографии по интернет-сайтам. Вряд ли они получают за это деньги. Как говорит Эйгерман: «Меня это удивляет, это же огромный риск. Кому это нужно? Для меня это психологическая загадка».

Кнут и пряник

Чтобы заставить свою команду работать должным образом, Джобс использовал и кнут, и пряник. Он не признает компромиссов и требует, чтобы работа отвечала высочайшим стандартам. Иногда он настаивает на чем-то, что кажется невозможным, так как уверен, что даже самые трудные проблемы разрешимы. Дар убеждения Джобса произвел впечатление на Джона Скалли. Он писал: «Стив предъявлял очень высокие требования и вдохновлял сотрудников на работу с полной отдачей, так что они сами потом удивлялись достигнутым результатам. У него прекрасное чутье на то, как выжать из людей все лучшее, на что они способны. Он льстит им, признаваясь в собственной несовершенности, он давит на них, пока они не принимают его бескомпромиссную этику, он играет на их гордости или поет им дифирамбы».

Скалли описывает, как «своеобразно» Джобс отмечает достижения. Завершение каких-то важных этапов работы часто отмечают шампанским, кроме того, Джобс часто устраивает экскурсионные поездки в музеи или на выставки, а также щедрые разгульные вечеринки в дорогих заведениях. Чтобы отметить Рождество в 1983 году, Джобс организовал вечеринку в смокингах в церемониальном зале роскошного отеля «Сент-Франсис» в Сан-Франциско. Сотрудники всю ночь танцевали вальсы Штрауса под аккомпанемент симфонического оркестра Сан-Франциско. Джобс настоял на том, чтобы все расписались на внутренней части корпуса «Макинтош», как это делают художники, подписывающие свои работы. Когда «Мак» был закончен, Джобс подарил каждому по компьютеру с персональной табличкой. В последние годы он распространил свою щедрость на всю компанию, во всяком случае, на штатных сотрудников. Он подарил всем работникам айпод-шаффл, а в 2007 году все 21 600 штатных сотрудников получили айфон.

Но Джобс может быть крайне жестким и грубым. У него не задержится назвать чью-то работу дерьмом и в гневе швырнуть ее в лицо «бракоделу». Как сказал Скалли: «Меня удивляло его поведение, даже когда критика была справедливой. Он постоянно заставляет сотрудников поднимать свою личную планку. Люди добиваются такого, о чем никогда и не помышляли, причем только благодаря тому, что Стив постоянно стремится поддерживать мотивацию и быть харизматичным. Он заставляет сотрудников восхищаться своей работой, чувствовать себя великими. Но с другой стороны, он безжалостно критикует их работу, пока результат не будет с его точки зрения удовлетворительным».

«Великий и ужасный»

По мнению стэнфордского социопсихолога Родерика Крамера, Джобс относится к «великим и ужасным» бизнес-лидерам. Согласно этому эксперту, такие руководители запугивают подчиненных, но являются чем-то большим, чем просто офисные тираны. Они похожи на «строгих отцов», внушающих и страх, и желание угождать им. Примерами таких лидеров являются глава компании «Мирамакс» Харви Вайнтсайна, руководитель «Хьюлетт-Паккард» Карли Фиорину и экс-министр обороны США Роберт Макнамара (занимавший этот пост во время Вьетнамской войны). Как правило, «великие и ужасные» тяготеют к отраслям, связанным с высокими рисками и большой отдачей. Это прежде всего Голливуд, технологии, финансы и политика.

В большинстве руководств по менеджменту, вышедших за последние двадцать пять лет, делается акцент на сочувствии и милосердии. Они советуют осуществлять руководство, основываясь на доброте и взаимопонимании. Мало кто пишет о том, что для получения требуемых результатов следует «драть сотрудников плеткой». Но как сказал Ричард Никсон: «Люди оперативнее реагируют на страх, а не на любовь — этому не учат в воскресной школе, но это так».

Как и другие тираны, Джобс очень волевой человек. Он и давит, и ублажает, причем довольно бесцеремонно. Он без колебаний использует «грубую силу», чтобы внушить страх и заставить выполнить работу. Такой стиль управления очень эффективен в кризисных ситуациях, когда компания переживает трудные времена и требуется властный руководитель, способный взять на себя управление. Но как показал Джобс, это так же эффективно и при быстром выведении продукта на рынок. Крамер обнаружил, что многие бизнес-лидеры стремятся к такой власти. Да, они могут относиться к работникам справедливо и с пониманием, но время от времени не прочь дать им пинка, чтобы те «вертелись» более активно.

Джобс часто раздавал тумаки и переступал черту, особенно когда был моложе. По словам Лари Тесслера, бывшего ведущего научного консультанта «Эппл», Джобс в равной степени вызывал страх и уважение. Когда в 1985 году он ушел из компании, сотрудники испытывали по этому поводу смешанные чувства. Как говорит Тесслер: «Стив Джобс, так или иначе, терроризировал всех и каждого, и с его уходом все ощутили определенное облегчение. С другой стороны, думаю, все эти люди очень уважали Джобса, и мы беспокоились о том, что же будет с компанией с уходом ее основателя, без его прозорливости и харизмы».

Иногда это было просто шоу. Джобс устраивал кому-то публичный разнос, чтобы произвести впечатление на остальных. Генерал Джордж С. Патон ставил себе «генеральское лицо» перед зеркалом. Предприниматель Регги Льюис тоже тренировался перед зеркалом, чтобы выработать нужную мимику для ведения переговоров. Как пишет Крамер, политики часто используют напускной гнев.

Джобс обладает большой политической мудростью или, как это определяет Крамер, «ярко выраженным менталитетом руководителя». Джобс очень хороший психолог. Он оценивает людей с холодной рассудительностью, чтобы выбрать подходящий инструмент воздействия. При приеме на работу он практиковал уже опробованные «голливудские приемчики», позаимствованные у известного кастингового агента Майка Овитца, создателя «Креатив артистс эдженси». Овитц устраивал собеседование днем, в ходе разговора постоянно звонил секретарше и давал ценные указания. Он специально постоянно прерывал разговор, чтобы посмотреть, как на это отреагирует кандидат, стремился держать собеседника в напряжении, чтобы проверить, как тот справится с ситуацией. Джобс, собственно, делал то же самое. Он признается: «Я часто намеренно расстраивал собеседника, например, критиковал его прежнюю работу, спрашивал, чем кандидат занимался раньше, и говорил: „Это же оказалось ерундой, это был бесперспективный продукт. Зачем вы над ним работали?“ Я хотел посмотреть, как человек поведет себя под давлением — просто замкнется или покажет, что верит в себя и гордится тем, что сделал».

Одна кадровая сотрудница высшего звена из фирмы «Сан» описала в интервью журналу «Апсайд» разговор с Джобсом. Прежде чем до него добраться, она более десяти недель беседовала с разными высшими чинами «Эппл». Джобс сразу поставил ее в затруднительное положение, заявив, что ее опыт им не подходит. «Сан» — хорошая фирма, но это не «Эппл». Он заявил, что ее следовало бы исключить из списка кандидатов с самого начала.

Затем Джобс спросил у кандидатки, есть ли у нее вопросы, и она спросила о корпоративной стратегии. Джобс ответил, что они раскрывают стратегию только по мере надобности. Она спросила, зачем ему кадровый работник. Это была ошибка. Джобс ответил, что никогда не встречал достойных кадровых работников и вообще все они отличаются небольшим умом. Затем зазвонил телефон, и он снял трубку. Претендентка на место была уничтожена. Но если бы она держалась смелее и защищалась, все бы завершилось более позитивно.

Например, как это случилось с торговым агентом «Эппл», которую Джобс публично отчитал на годовом собрании компании. В этом мероприятии участвует несколько сотен торговых агентов «Эппл». Проходит оно в течение нескольких дней, обычно в штаб-квартире в Купертино. В 2000 году в зале находилось примерно 180 человек, ожидавших нагоняя от руководителя. Было только что объявлено о первых потерях за три года. Джобс сразу пригрозил уволить всех агентов. Всех до одного. В течение своей часовой речи он повторил эту угрозу как минимум четырежды. Потом он вызвал одну женщину-агента, работавшую с «Пиксар» — компанией, тогда тоже принадлежавшей Джобсу. Он начал перед всеми кричать на женщину: «Вы не выполняете свою работу». Дело в том, что «Пиксар» подписала контракт на 2 миллиона долларов с конкурентом «Эппл», компанией «Хьюлетт-Паккард». Агенты «Эппл» контракт проиграли. Как вспоминает Эйгерман: «Эта женщина начала защищаться и кричать на него. Я был очень удивлен. Она была вне себя от ярости, но Джобс не стал ее слушать и приказал ей сесть на место. Она и сегодня работает в „Эппл“ и преуспевает… Это как всегда здесь — то ты герой, то придурок».

Вероятно, самым значительным результатом таких публичных разборок было запугивание других торговых агентов. Все должны четко понимать, что в «Эппл» каждый отвечает за работу персонально.

Два года спустя на собрании торговых агентов Джобс был очень мил и любезен. (В 2001 году он не присутствовал на собрании, так как оно проводилось в другом месте.) Джобс благодарил агентов за хорошую работу и полчаса отвечал на вопросы. Он был просто удивительно обходителен. Как и все тираны, он при необходимости может быть невероятно очаровательным. Как известно, Роберт Макнамара имел репутацию очень холодного и неприступного человека, но при желании мог стать очень обаятельным. Как пишет Крамер: «Великие и ужасные могут быть и большими льстецами».

Джобс славится своим «полем искажения реальности» — его обаяние столь сильно, что может исказить восприятие у любого, кто подпадет под его влияние. Энди Хертцфельд столкнулся с этим вскоре после прихода в группу разработчиков «Мак»: «„Поле искажения реальности“ является смесью харизматической риторики, несгибаемой воли и стремления скорректировать любой факт в соответствии с конкретными целями. Если те или иные аргументы не убеждают, он ловко переходит к другим. Иногда он может выбить собеседника из колеи, вдруг приняв его точку зрения и делая вид, что никогда и не возражал. Удивительно, но „поле искажения реальности“ работает даже в тех случаях, когда собеседник осознает его существование, хотя после ухода Джобса эффект может ослабнуть».

Алан Дейчман, биограф Джобса, попал под его чары при первой же встрече. Импонировало то, что: «Он очень часто называл собеседника по имени и смотрел прямо в глаза своим пронизывающим взглядом. У него глаза как у кинозвезды, очень завораживающие. Но что действительно оказывает влияние — так это его речь, отличающаяся каким-то особым ритмом и невероятным энтузиазмом, о чем бы он ни говорил. Это просто заражает собеседника. В конце нашего разговора я сказал себе, что должен написать об этом парне, просто чтобы еще раз с ним пообщаться, ведь это так интересно! Когда Стив хочет очаровать и соблазнить, его никто в этом не обойдет».

Работа с Джобсом: есть только один Стив

Репутация тирана привела к тому, что многие работники стараются избегать Джобса, следуя золотому правилу — не высовывайся. Один из бывших работников «Эппл» признался: «Как многие другие, я старался по возможности не попадаться ему на глаза. И вообще, все стремятся не привлекать его внимания, чтобы не стать мишенью». Даже чиновники предпочитают обходить Джобса стороной. Дэвид Соботта, бывший директор по американским продажам, описывал, как однажды зашел на этаж администрации, чтобы позвать вице-президента на брифинг. Тот предложил пройти через другой этаж, чтобы не идти мимо кабинета Джобса, не испытывая судьбу.

Джобс, в свою очередь, сохраняет дистанцию по отношению к рядовым рабочим. Он общается лишь с управленцами. Как пишет Крамер, такая отчужденность внушает работникам смесь страха и паранойи и заставляет их «ходить на цыпочках». Весь персонал постоянно стремится ему угодить и позволяет менять решения, сохраняя авторитет.

Но избежать общения с Джобсом не всегда легко. Он имеет привычку заходить без предупреждения в разные отделы и спрашивать сотрудников, над чем они работают. Время от времени Джобс кого-нибудь хвалит. Но это случается не часто, и хвалы обычно скупы. Однако его одобрение имеет сильный эффект, потому что действительно что-то значит. Как сказал один работник: «Это действительно трогает, потому что его одобрение получить очень сложно. Он хорошо умеет влиять на самомнение людей».

Конечно, стремление избежать встречи с Джобсом разделяют не все. Немало в «Эппл» и тех, кто жаждет привлечь его внимание. В компании предостаточно агрессивных амбициозных работников, желающих быть замеченными в надежде, что это поможет сделать карьеру.

Джобс часто является объектом пересудов. Его вспоминают по поводу и без. Ему приписывают все заслуги «Эппл», но и винят за все промахи. Каждый может что-нибудь о нем рассказать. Сотрудники любят обсуждать его скандалы и причуды.

Подобно техасскому миллиардеру Россу Пероту, запретившему своим работникам носить бороды, Джобс имеет свои особенности. Один бывший менеджер, регулярно общавшийся с Джобсом в его кабинете, хранил под столом пару кроссовок. Когда Джобс его вызывал, он снимал кожаные ботинки и надевал кроссовки. Как он объяснял: «Стив — убежденный вегетарианец».

В «Эппл» Джобса называют просто Стивом или С. Дж. Всех остальных Стивов называют по имени и фамилии. В «Эппл» есть только один просто «Стив».

Существуют также «друзья Стива» — важные люди, воспринимаемые с уважением и осторожностью: никто не знает, что они могут сообщить Джобсу. Сотрудники предупреждают друг друга об их приближении. К «друзьям» относятся не только руководители высшего звена, среди них есть рядовые программисты и инженеры.

Для Джобса «Эппл» — довольно однородная организация. Существует несколько уровней управления. Джобс обладает исключительно широкими сведениями о компании — кто, где и чем занимается. При нем состоит небольшая группа администраторов — всего человек десять, — и он лично знает сотни ключевых программистов, дизайнеров и инженеров.

Джобс склонен к меритократии — его не интересует формальная должность или иерархия. Если ему что-то нужно, он знает, к кому обратиться, и обращается лично, а не через менеджеров. Конечно, он босс и может вести себя как таковой, но он презирает иерархию и формальности. Он просто берет трубку и набирает нужный номер.

Критики сравнивают Джобса с социопатом, лишенным сострадания и милосердия. Для него работники — неодушевленные предметы, инструменты, необходимые для достижения цели. Чтобы объяснить, почему к нему все притерпелись, критики вспоминают «стокгольмский синдром» (отношения похитителя и заложников). Все сотрудники компании — его пленники, полюбившие надзирателя. Как пишет Чарльз Артур в журнале «Регистер»: «Все, кто что-либо знает о его стиле управления, понимают, что он отсеивает всех, кто недостаточно умен или недостаточно психологически силен, чтобы выносить его постоянные требования сделать что-нибудь невозможное (например, плейер, в котором можно найти любую нужную песню за три нажатия на кнопку), а в результате услышать, что предлагаемое решение — „дерьмо“. А затем, несколько дней спустя, к тебе снова обращаются с этим же предложением. Мало кто захочет работать в подобных условиях и мало кто будет терпеть такое отношение. Поэтому на самом деле Стив Джобс ни для кого не может служить примером руководителя, разве что для каких-нибудь асоциальных личностей».

Что касается руководителей-социопатов, то Джобс далеко не самый яркий их представитель, во всяком случае, сейчас, когда дожил до средних лет. Другие тираны, такие как Харви Вайнтсайн, намного более жестки. Лари Саммерс, бывший декан Гарварда, проведший серию реформ в университете, знаменит своими «ознакомительными» собраниями с персоналом, обычно начинавшимися с конфронтации, неприятных вопросов и выражений скептицизма, а позднее деградировавшими в вульгарные разносы. Джобс же больше похож на требовательного отца, которому сложно угодить. Речь идет не только о страхе и запугивании. Рядовые служащие прилагают большие усилия, чтобы добиться его внимания и одобрения. Один бывший работник «Пиксар» поведал Крамеру, что боялся подвести Джобса, как боялся огорчить своего отца.

Многие люди, поработавшие с Джобсом, попросту «выгорают». Однако позже, оглядываясь в прошлое, видят, что обрели ценный опыт. Крамер был удивлен, как много людей, чья трудовая деятельность проходила под руководством тиранов, часто считают полученный опыт «обучающим и даже преображающим». Джобс заставляет подчиненных много работать в условиях стресса, и они добиваются превосходных результатов. Как сказал Корделл Ратцлафф, дизайнер «Мак ОС Икс»: «Нравилось ли мне работать со Стивом Джобсом? Да, нравилось. Вероятно, это была лучшая моя работа. Она оживляла. Она возбуждала. Иногда бывало трудно, но Джобс умеет добиваться от людей того, чтобы они проявляли себя с наилучшей стороны. Я очень многому у него научился. Были и взлеты, и падения, но это был полезный опыт». Ратцлафф работал непосредственно с Джобсом в течение восемнадцати месяцев и полагает, что дольше выдержать не смог бы. По его словам: «Некоторые выдерживают дольше, например, Ави Теваньян или Бертранд Серлет. Я слышал, как он на них кричал, но они как-то выдерживали. Иногда люди работали с ним очень, очень долго. Например, его администратор работала с ним много лет. А потом он ее уволил со словами: „Все, ты здесь больше не работаешь“».

Программист Питер Ходди проработал в «Эппл» девять лет, причем последние годы в тесном сотрудничестве с Джобсом. Затем он ушел, но не потому, что «выгорел», а потому, что ему хотелось, но не удалось в большей степени контролировать происходящее в компании. Он устал получать приказы от Джобса и желал больше влиять на планы и характер продукции. Они разругались, но позже Джобс пожалел об этом. Стараясь отговорить Ходди от ухода, он сказал ему: «Ты не можешь так вот просто уйти. Давай поговорим». Но Ходди стоял на своем. В последний день его работы в компании Джобс позвал его к себе в кабинет. По словам Ходди: «Стив был любезен, он пожелал мне удачи, а не сказал „ну и катись“. Конечно, во всем, что он делает, есть свой расчет».

Уроки Стива

• Не страшно быть «немножко негодяем», пока ты страстно веришь в свое дело. Джобс кричит на людей, но причиной тому является его стремление изменить мир.

• Найди то, что тебя увлекает. Джобс страстно увлечен своей работой, и это заражает окружающих.

• Чтобы добиться своего, используй кнут и пряник. Джобс хвалит и ругает работников, так что сегодня ты гений, а завтра — придурок.

• Чтобы подчиненный сделал свою работу, иногда необходимо подгонять его пинками.

• Не скупись на похвалы, отмечая достижения.

• Настаивай на том, что нет ничего невозможного. Джобс уверен, что даже самые сложные проблемы всегда можно решить.

• Стань «великим и ужасным». Вселяй в сотрудников страх и желание угодить.

• Умей быть и великим льстецом. Джобс при необходимости может быть очень обаятельным.

• Заставляй сотрудников много работать. Джобс нагнетает стресс, но работники при этом достигают впечатляющих результатов.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх