• 8.1. Разбор конкретной ситуации «Проведение изменений в ОАО „Хлебопродукт“»[18]
  • 8.2. Практическое упражнение «Изменения и сопротивление их проведению»
  • 8.3. Упражнение-ситуация «Омрон Татеиси»[19]
  • 8.4. Практическое упражнение «Преодоление стереотипов»
  • 8.5. Тест для самопроверки
  • 8.6. Кроссворд
  • Глава 8 Изменения в организации

    Изменения – неотъемлемая часть жизни любой организации. Изменения могут быть эволюционными, постепенными и революционными. Изменения могут касаться как процессов функционирования организации, не нарушая ее динамического равновесия, так и процессов развития, нарушая это равновесие. Изменения могут охватывать все аспекты деятельности организации и, как правило, они тесно связаны между собой. Решающую роль в инициировании и осуществлении изменений в организации играют руководители. Управление проведением изменений опирается на определенные принципы. Их общая направленность состоит в том, чтобы помочь работникам осознать организационные изменения и обеспечить их позитивное участие в них. Большое значение для успешных изменений имеет выбранный стиль их проведения.

    Изменения практически всегда сталкиваются с сопротивлением. Понять причины этого явления помогает понятие «гомеостаз». Человек привыкает к определенному сочетанию внешних и внутренних условий, даже если они не совсем комфортны для него. Какие-то предстоящие перемены, не очень ему знакомые, а потому несущие потенциальную угрозу гомеостазу, им первоначально отторгаются.

    Формы сопротивления могут быть разными и, соответственно, разными должны быть методы их преодоления. Они варьируются от мягких (косвенное воздействие на сотрудников) до жестких (принуждение). Эти изменения необходимо использовать на основе анализа сложившейся ситуации.

    Пребывание в организации, где происходят изменения, часто вызывает у человека стрессовое состояние. Это негативно влияет не только на индивида, но и на организацию в целом. Поэтому крайне важно выявить факторы, вызывающие стресс, а также обеспечить адаптацию к стрессовым ситуациям и выход из этого состояния.

    Предлагаемые задания позволят более детально разобраться в различных аспектах проблемы проведения изменений. Следует особо отметить, что ответы на большинство поставленных вопросов не могут быть абсолютно четкими и однозначными. Самое главное – это аргументированное объяснение своей позиции.

    8.1. Разбор конкретной ситуации «Проведение изменений в ОАО „Хлебопродукт“»[18]

    Цель.

    Отработать навыки анализа практики проведения изменений в организации.

    Задание.

    Проанализируйте ситуацию и ответьте на следующие вопросы:

    1. Что вы можете сказать о программе первоочередных мероприятий по выводу комбината из кризиса? Какие аспекты в ней не учтены?

    2. Каковы, на ваш взгляд, основные причины срыва этих мероприятий? Как на это повлиял отказ от привлечения специалистов консалтинговой фирмы?

    3. Как бы вы организовали управление проведением изменений на комбинате?

    Ситуация.

    ОАО «Хлебопродукт» является одним из крупнейших комбинатов по производству муки и комбикормов в Московской области. Доля рынка Московской области по муке у комбината – 21 %, а по комбикормам – 10 %.

    В начале 90-х гг. на комбинате, как и на большинстве российских предприятий, начался резкий спад объемов реализации и, соответственно, производства. Производство муки упало более чем на 40 %, а комбикормов – почти в 3 раза. Были, конечно, и объективные экономические причины: значительное падение объемов потребления муки в России (более чем на 30 %), разорение многих птицефабрик и животноводческих ферм, отсутствие оборотных средств и др. Комплексная диагностика, проведенная консалтинговой фирмой, показала, что на предприятии отсутствовали какие-либо элементы современных систем управления. Но, что еще хуже, отсутствовала квалифицированная управленческая команда, которая могла бы управлять изменениями. Все замыкалось на генеральном директоре. При этом в анонимных социологических исследованиях сотрудники во всех бедах комбината винили генерального директора, который не хотел отдавать свою власть. А он, в свою очередь, утверждал, что готов делегировать многие функции управления, только вот никто не может решать вопросы квалифицированно.

    В ходе комплексной диагностики специалистами привлеченной консалтинговой фирмы совместно с руководством была разработана программа первоочередных мероприятий по выводу комбината из кризиса и повышения эффективности за счет собственных резервов управления.

    В числе этих мероприятий были следующие:

    1. Создание системы управления персоналом.

    2. Обучение персонала эффективным методам работы в условиях рынка.

    3. Формирование команд по главным направлениям деятельности.

    4. Создание команды единомышленников.

    5. Активизация сбыта и маркетинга.

    6. Ориентация на клиента, создание эффективных технологий обслуживания.

    7. Изменение структуры организации, четкое распределение задач и функций с учетом делегирования.

    8. Формирование эффективной финансовой политики.

    После этого комбинат решил самостоятельно, без участия консультантов реализовать программу реформирования. Однако осуществить намеченные изменения не удалось. Были мобилизованы резервы лишь в части экономии зарплаты, электроэнергии и проведены некоторые изменения в социальной сфере. При этом не были решены основные проблемы управления. Как следствие, продолжился спад производства, несмотря на то, что в целом рыночная ситуация улучшилась.

    8.2. Практическое упражнение «Изменения и сопротивление их проведению»

    Цель.

    Закрепить понимание смысла организационных изменений, сопротивления их проведению и методов его преодоления.

    Задание.

    Определите, верны ли приведенные ниже утверждения.

    Этапы работы.

    1. Выполните предложенное задание индивидуально.

    2. Обсудите свои ответы в группе, приводя свои обоснования и комментарии.

    Утверждения.

    1. Эффективная адаптация предполагает проведение постоянных организационных изменений.

    2. Реализация стратегии всегда предусматривает проведение изменений.

    3. Практически любые организационные изменения могут вызвать сопротивление.

    4. Самое лучшее время для преодоления сопротивления изменениям – это период до их возникновения.

    5. Характер и глубина проводимых в организации изменений должны учитывать стадию жизненного цикла организации.

    6. Источниками сопротивления являются люди, а источниками изменений – обстоятельства.

    7. Одна из важных причин сопротивления – культура.

    8. Чем более глубокие и радикальные изменения проводятся, тем выше вероятность сопротивления.

    9. Одним из методов преодоления сопротивления организационным изменениям является явное и неявное принуждение.

    10. К организации, находящейся в состоянии организационного стресса, вполне применимы обычные управленческие воздействия.

    8.3. Упражнение-ситуация «Омрон Татеиси»[19]

    Цель.

    Развить навыки анализа практики проведения изменений в организации.

    Задание.

    Ознакомьтесь с ситуацией и ответьте на следующие вопросы.

    1. Какой тип изменений вы предложили бы для данных преобразо– ваний?

    2. Какой стиль проведения изменений может быть предложен?

    3. Какие методы преодоления сопротивления организационным изменениям будут уместны в данном случае?

    4. Такие организационные преобразования, очевидно, потребуют изменения культуры. Какие предложения в этой области вы можете внести?

    Ситуация.

    Руководство японской компании «Омрон Татеиси» осуществило целый ряд организационных изменений, чтобы ликвидировать «заболевание», которое было названо синдромом большого бизнеса.

    Синдром большого бизнеса можно распознать по таким симптомам, как: крайне централизованный и разбухший управленческий аппарат; всеохватывающая система специальных форм и процедур для принятия обычных, повседневных решений; рост числа всякого рода совещаний для выработки таких решений и передача возникающих проблем из одного отдела в другой и обратно. Окончательное решение откладывается до бесконечности, поскольку каждый администратор стремится избежать ответственности. Взаимодействие подразделений внутри компании заметно ослабло. Например, когда товарные запасы неимоверно разбухли, то даже конкретные требования «сократить запасы» не могли принести желаемого эффекта. Значительно уменьшилась реакция и на требования рынка. Компания стала медленнее реагировать на запросы клиентов. Увеличилось время выполнения заказов.

    Руководство применило следующий способ «лечения болезни». Компания должна вести себя таким образом, будто каждый из ее отделов является маленьким самостоятельным бизнесом. Для того чтобы каждый проникся духом изменений, были избраны три лозунга, которые повторяли на каждом шагу: «Продает каждый», «Реагировать немедленно», «Действовать молниеносно». Две главные идеи лежали в основе плана организационных изменений: приблизить руководство компании к реальным условиям работы и создать в разумных пределах несколько предприятий, которым можно было бы предоставить полную самостоятельность и которые действовали бы в рамках компании как отдельные небольшие фирмы.

    8.4. Практическое упражнение «Преодоление стереотипов»

    Цель.

    Понять роль стереотипов в сопротивлении организационным изменениям и овладеть навыками их преодоления.

    Чем существеннее изменения, происходящие в организации, тем сильнее проявляется действие психологических охранительных механизмов, т. е. имеет место противоположный изменению процесс – сопротивление сотрудников этим изменениям. Одним из таких психологических охранительных механизмов являются стереотипы. Формы стереотипов могут быть таковы, что делают их носителей неуязвимыми для общественного мнения. Стереотипы восприятия включают несколько вариаций на тему: «да, но…».

    Некоторые из этих вариаций, подробно проанализированных А. И. Пригожиным,[20] приведены в табл. 8.1.

    Задание.

    Проанализируйте перечисленные в табл. 8.1 вариации стереотипов. Определите, какие методы преодоления сопротивления подходят для каждого конкретного случая и какой стиль проведения изменений наиболее целесообразно использовать.

    Таблица 8.1. Стереотипы и пути их преодоления

    8.5. Тест для самопроверки

    таблица

    8.6. Кроссворд

    Вопросы.

    По горизонтали.

    3. Усовершенствование, улучшение объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями рынка и нормами.

    5. Основное, исходное положение теории, правило деятельности организации в какой-либо сфере или правило поведения личности.

    8. Организация какой-либо деятельности наиболее продуманным, целесообразным и продуктивным способом.

    9. Разложение целого на элементы и последующее установление взаимосвязей между ними с целью повышения качества прогнозирования, оптимизации, обоснования, планирования и оперативного управления реализацией управленческого решения по развитию объекта.

    11. Собрание, совещание представителей правительств, обществен– ных, научных и других организаций для обсуждения и решения ка– ких-либо проблем.

    14. Проверка на практике, в реальных условиях теоретически построенных методов, расчетов, схем, моделей различных процессов.

    15. Целенаправленное влияние на людей (ведомых) для объединения их усилий ради достижения цели, которую все они считают желательной.

    17. Функция менеджмента по учету расхода ресурсов и обеспечению выполнения планов, программ, заданий по реализации управленческих решений.

    18. Процесс перебора множества факторов, влияющих на результат, с целью определения значений параметров объекта, при которых достигается его наилучшее состояние, позволяющее, в свою очередь, обеспечить оптимальные параметры «выхода» объекта как системы.

    По вертикали.

    1. Внутренняя композиция организации, отражающая ее разбиение на подразделения, иерархическую субординацию этих подразделений и распределение власти между ними.

    2. Обязательное для исполнения руководящее указание вышестоящей организации.

    4. Вложения средств с целью сохранения и увеличения капитала.

    6. Ограниченное право использовать какие-либо ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на выполнение определенных задач.

    7. Совокупность методов и средств по выполнению стратегических целей и задач в краткосрочный период.

    10. Специальное разрешение, выдаваемое государственными органами юридическому или физическому лицу на осуществление определенного вида деятельности.

    12. Функция менеджмента по изучению изменений факторов внешней среды, оказывающих влияние на качество управленческого решения и эффективность функционирования системы менеджмента фирмы, принятию мер по доведению (совершенствованию) параметров «входа» системы или процессов в ней до новых требований «выхода» (потребителей).

    13. Способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность и поведение людей с помощью различных средств (силы, авторитета, права и т. д.).

    16. Функция менеджмента, процесс побуждения себя и других к деятельности по достижению целей фирмы и личных целей.


    Ответы.

    По горизонтали.

    3. Модернизация.

    5. Принцип.

    8. Рационализация.

    9. Анализ.

    11. Конференция.

    14. Апробация.

    15. Лидерство.

    17. Контроль.

    18. Оптимизация.

    По вертикали.

    1. Структура.

    2. Директива.

    4. Инвестиции.

    6. Полномочия.

    7. Тактика.

    10. Лицензия.

    12. Регулирование.

    13. Власть.

    16. Мотивация.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх