Страхи. Природа и причины

Мы часто сталкиваемся с поведением собак, которое называем трусостью, страхом или боязнью. Проявляется оно в том, что идущая рядом собака вдруг перестает подчиняться командам, прижимает уши, поджимает хвост, дрожит, беспокойно оглядывается, жмется к нашим ногам или панически убегает.

Иногда нетрудно понять, что именно вызывает такую реакцию собаки и почему она так реагирует, иногда трудно выяснить причину, но в любом случае это снижает работоспособность собаки, мешает управлению ею, а то и исключает его, приводит к печальным последствиям: панически убегающая собака может потеряться или попасть под машину. А если такая реакция вашей собаки будет зарегистрирована во время тестирования, ее могут не допустить к разведению.


Определения

Зоопсихологи считают, что страх – это специфическая эмоциональная реакция организма, т. е. одна из эмоций. В самом общем смысле эмоциями называют особый класс психических процессов и состояний, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на организм явлений и ситуаций.

Часть эмоций связана непосредственно с потребностями и характеризует их возникновение, состояние, вероятность и факт удовлетворения. Однако существуют раздражители и ситуации, которые сами по себе не нарушают гомеостатического равновесия организма, но которые предвосхищают возможные или неизбежные жизненно значимые события.

Предвосхищение – это особый источник эмоциональных процессов. Предвосхищающие сигналы можно классифицировать в зависимости, во—первых, от того, какие события они предвосхищают, и, во—вторых, от того, может ли субъект оказывать влияние на эти события. По первому основанию их подразделяют на:

– сигналы боли, сильной, продолжительной стимуляции, вызывающей страх;

– сигналы возможного неудовлетворения потребности, слабой боли, вызывающие агрессию;

– сигналы удовлетворения потребностей, вызывающие положительные эмоции;

– сигналы, предвосхищающие неопределенное, новое событие, вызывающее любопытство (в других условиях – страх).

Таким образом, страх – это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении.

В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфичность переживания страха варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков: тревога, боязнь, испуг, панический страх, ужас.

Тревога – эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу тревога представляет собой обобщенный (генерализованный), диффузный или беспредметный страх. Это состояние не только предупреждает субъекта о возможной опасности, но и может побуждать к поиску и конкретизации этой опасности, к активному исследованию окружающей действительности с установкой определить угрожающий предмет. Тревога может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, преувеличения значимости и опасности характера внешних факторов. Поведенческие проявления тревоги, как и страха вообще, заключаются в общей дезорганизации деятельности, нарушающей ее направленность и продуктивность.

Психологи считают, что есть все основания для выделения такого свойства темперамента, как тревожность, под которой понимают склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующейся низким порогом возникновения данной реакции.

Под испугом подразумевают внезапный и мгновенный, резко выраженный страх, возникающий при неожиданном и непонятном, но еще не осознанном изменении ситуации. Боязнь, напротив, всегда связана с осознанием определенной, известной опасности, возникает это состояние медленнее, дольше продолжается, но и легче может быть устранено.

Состояние аффекта (панический страх, ужас) – сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, сопровождаемое резко выраженными двигательными (паническое бегство, оцепенение, защитная агрессия) и физиологическими проявлениями. Аффекты развиваются в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно возникающих ситуаций. Обладая свойствами доминанты, аффекты тормозят не связанные с ними психические процессы, навязывают тот или иной стереотипный способ аварийного разрешения ситуации.

Страх и тревога могут соответствовать и не соответствовать степени опасности, быть адекватными или неадекватными ей, но функционально служат предупреждением о предстоящей опасности, позволяют сосредоточить внимание на их источнике, побуждают искать возможности избежать опасности.

Страх – отрицательная эмоция. Она дезорганизует ту деятельность, которая приводит к ее возникновению, но зато организует действия, направленные на уменьшение или устранение вредных воздействий.

Среди инструментальных реакций, сопровождающих эмоциональную реакцию страха, прежде всего выделяют реакцию избегания. Это реакция, которая возникает у индивида в ответ на сигнал опасности и которая призвана устранить опасность (исключить действие отрицательного раздражителя) путем выхода из сферы действия опасного раздражителя. Эта реакция активна по определению, и называть ее пассивно—оборонительной неправомочно. Пассивно—оборонительная реакция, подчеркивающая пассивность животного, которую часто называют реакцией затаивания или оцепенения, выражается в полном прекращении движений. Агрессивно—оборонительная реакция, напротив, направлена на уничтожение источника опасности и имеет все характерные признаки атаки.

Очень часто состояние тревоги, боязни или страха путают с ориентировочной реакцией, под которой понимают комплекс реакций, направленных на лучшее восприятие характеристик раздражителей внешней среды. На поведенческом уровне ориентировочная реакция выражается в прекращении текущей деятельности (стоп—реакция) и ориентации сенсорных систем на источник – причину реакции. Путаница же кроется в отмене текущей деятельности или снижении ее эффективности и в более или менее продолжительном периоде неподчинения командам, что так напоминает реакции, вызванные состоянием тревоги и страха.


Причины

Реакции страха могут быть вызваны различными по силе раздражителями. Из повседневного опыта известно, что сильные, очень сильные или сверхсильные раздражители вызывают одновременно страх и реакцию бегства. При этом сила раздражителя, вызывающего бегство, выше, чем сила раздражителя, вызывающего страх.

Как было показано в лабораторных условиях, уже на ранних этапах развития стимуляция раздражителем меньшей интенсивности вызывает реакцию приближения, а большей – удаления. Вообще для животного важнее именно увеличение интенсивности раздражителя, так как сверхсильный раздражитель с большей долей вероятности может свидетельствовать о наступлении опасных последствий. Не исключено, что сверхсильный сигнал служит «релизером» (сигналом, вызывающим инстинктивную реакцию) для оборонительного поведения. Считается, что реакцию страха может вызвать любой раздражитель непривычно высокой



интенсивности. Такую же реакцию вызывают раздражители, интенсивность которых возрастает слишком быстро, например быстро перемещающиеся или приближающиеся предметы.

Если представить себе организм в виде «сенсорной машины», реагирующей на определенные характеристики раздражителя, то прежде чем поступить в мозг, сигнал должен превысить физиологический порог на уровне рецепторов, а затем – порог восприятия или порог осознанного узнавания (дифференциация раздражителя). После того, как сигнал (раздражитель, стимул, команда) опознан, поведение может строиться следующим образом:

– если сигнал опознан как относительно новый, развивается исследовательское поведение;

– если сигнал, с учетом опыта, опознан как нейтральный (безразличный), продолжается текущая деятельность;

– если сигнал опознан, с учетом опыта, как положительный (условный положительный), он вызывает соответствующее этому поведение;

– если сигнал опознан, с учетом опыта, как отрицательный (условный отрицательный, связанный с болью), поведение приобретает форму оборонительного.

С последующим увеличением силы раздражителя в пределах определенных границ (норма реакции) описанные выше поведенческие реакции развиваются в сторону увеличения их выраженности (интенсивности).

При увеличении силы раздражителя выше верхнего порога нормы реакции (он становится сверхсильным) организм отвечает неадекватными, парадоксальными или оборонительными реакциями.

Следует напомнить и о влиянии внезапности появления раздражителей. Знакомые, но появляющиеся внезапно, они вызывают негативную реакцию. Необходимо отличить внезапность неожиданности появления раздражителя. Неожиданность может характеризовать и новизну раздражителя, играющую значительную роль в развитии реакций страха.

Считают, что степень новизны обратно пропорциональна: частоте появления похожих раздражителей; степени давности (имеется в виду время, прошедшее между появлением похожих раздражителей); степени сходства раздражителей. Различают также новизну абсолютную (раздражитель никогда не встречался животному) и относительную (необычное сочетание знакомых животному раздражителей). Степень новизны зависит от степени неожиданности раздражителя, которая определяется тем, насколько действующий раздражитель отличается от ожидаемого животным. Поэтому появление даже знакомого раздражителя в новой для животного ситуации часто вызывает испуг.

Итак, выраженность реакции животного на раздражитель зависит от степени новизны, силы и внезапности появления последнего. Поэтому к реакциям описанной выше «сенсорной машины» можно добавить:

– если раздражитель появляется внезапно или неожиданно для данной ситуации, отмечается реакция испуга;

– если раздражитель опознан как абсолютно новый, развивается реакция страха (выраженность этой реакции находится в прямой зависимости от степени новизны и силы раздражителя).

Известно, что животные предпочитают раздражители умеренной интенсивности и избегают слишком сильных, новых и необычных. Чем непривычнее и сложнее обстановка, тем чаще проявляются неуверенность, робость и даже реакция избегания – нежелание животного находиться в данной обстановке, неповиновение, побег.

Новизна раздражителя определяется опытом животного и прежде всего ранним опытом, который приобретается в основном благодаря таким формам научения, как привыкание и импринтинг. Среди видов импринтин—га (социальный, экологический, пищевой и инструментальный) в развитии страхов наиболее важен экологический, который обусловливает запечатление основных признаков экологической ниши животного (местность вокруг логова и среда его обитания), в которой ему придется существовать.

Только что родившееся животное или животное, у которого, наконец, начал функционировать зрительный анализатор, не различает «знакомое» и «незнакомое». Но как только оно познакомится с некоторым минимумом раздражителей (минимально необходимым количеством информации, достаточным для выживания в данной среде), экологический импринтинг заканчивается. Животное, уже имеющее отличать одни предметы от других, начинает сторониться вновь появившихся объектов, которые воспринимаются им как незнакомые. В связи с этим, если запечатление произошло, изменить его последствия уже практически невозможно. По окончании чувствительного (иногда его называют критическим) периода новая информация, даже сверхзначимая, не оказывает влияния на психическое развитие животного.

Значение периода импринтирования трудно переоценить по его влиянию на последующую жизнь. Согласно мнению известного физиолога Л. Г. Воронина, по механизму импринтирования устанавливается конечный объем (базовая информация) долговременной памяти, ограниченной именно продолжительностью периода запечатления. Воронин приходит к заключению, что «после окончания этого периода (импринтирования), вероятно, продолжающегося до полового созревания, строение мозга во всех его деталях отражает базовый объем и качественный состав долговременной памяти, т. е. ее алфавит, который на протяжении всей последующей жизни организма будет многократно перекодироваться и перекомбинироваться по условнорефлекторным законам в связи с потребностями организма и изменениями во внешней среде. Тогда в зрелом возрасте в любом обучении мы будем наблюдать лишь различные варианты становления процесса считывания (условного отражения) ранее зафиксированной информации».

Невозможность осуществления адекватного (с точки зрения будущего существования) экологического имприн—тинга приводит к ранней сенсорной депривации, вызывающей часто необратимые изменения структурной и функциональной организации центральной нервной системы и ее анализаторов.

Принято различать три вида условий содержания животных:

– обедненные условия (обедненная среда) – это когда сенсорные воздействия внешней среды или контакты с особями своего вида ограничены (содержание в условиях замкнутой территории с ограниченным притоком новых раздражителей);

– нормальные, или обычные, условия (нормальная среда) максимально соответствуют экологическим особенностям вида или тем условиям, где животным предстоит существовать;

– обогащенные условия (обогащенная среда) подразумевают дополнительное наличие контактов с особями своего и других видов, различных игровых предметов, регулярную смену мест прогулок, проведение игровых и специальных занятий.

Во время импринтирования в памяти формируются «нервные модели стимулов», которые, сформировавшись, служат матрицей, прокрустовым ложем для информации, воспринимаемой животным. Чем значительнее несовпадение раздражителей окружающей среды с банком моделей стимулов, тем выраженнее реакция животного. Поэтому животные, выращенные за городом или в питомнике, так боязливы и трусливы в условиях города. Такое поведение в свое время получило название «синдром питомника» (учитывая это явление, службы собак армии и полиции всего мира закупают только тех животных, что были выращены в таких же условиях, в которых им впоследствии придется работать).

Нечто аналогичное происходит сейчас со многими собаками во время продленного квартирного содержания. При этом, во—первых, ограничивается двигательная активность щенка, что приводит к гиподинамии, а следовательно, к ослаблению защитных сил организма и экстерьер—ным нарушениям, во—вторых, имеет место социальная изоляция, которая в будущем скажется на общении с себе подобными, а в—третьих, организм испытывает ту самую сенсорную депривацию.

Таким образом, вследствие дефицита внешних воздействий в период раннего развития в дальнейшем повышается уровень негативного эмоционального напряжения, при воздействии на организм отрицательных раздражителей, что приводит к усилению значимости этих воздействий для животного, т. е. животное больше тревожится, попав, например, в незнакомую обстановку. Очень важно отметить, что эмоциональная собака кажется более трусливой по сравнению с менее реактивной собакой.

Реакции собак на незнакомые раздражители в значительной степени зависят от того, насколько они знакомы с ситуацией, в которой появляется тот или иной раздражитель. С увеличением новизны обстановки, ситуации (а значит и неопределенности), в которой находится животное, уливается состояние его тревожности, что также сказывается на выраженности поведенческих реакций. Известно, что незнакомый предмет в незнакомой ситуации исследуется значительно меньше и чаще вызывает оборонительную реакцию. Однако и внезапное появление знакомого раздражителя в незнакомой обстановке может вызвать сильную реакцию страха. При наличии состояния тревоги «страшные» параметры стимула как бы усиливаются, и даже, казалось бы, не очень опасный раздражитель способен инициировать выраженную реакцию страха.

Выраженность ответных реакций определяется также накопленным опытом. Известно, что при стрессовых ситуациях, сопровождаемых болью или сильным страхом, очень быстро, а часто с первого раза образуются условно—рефлекторные связи на состояние и инструментальные условные рефлексы (реакция избегания), когда запускающими стимулами становятся обстановка в целом или отдельные ее раздражители. В связи с чем встреча таких же или похожих стимулов может вызывать уже имеющееся в репертуаре оборонительное поведение.

При изучении неврозов и фобий было показано, что возникновение неврозов в определенной, «травмирующей», обстановке характеризуется очень быстрым образованием «патологических» условных рефлексов (вероятно, по типу доминанты), связывающих состояние организма с отдельными раздражителями окружающей среды или их совокупностью. Воспроизведение, казалось бы, исчезнувшего невроза при действии раздражителей, связанных с ранее травмировавшей обстановкой (звуки выстрела, взрыва), подтверждается и другими наблюдениями. Даже отдаленные компоненты такой ситуации могут вызвать уже пережитое патологическое состояние, между тем как поведение животного в других условиях не обнаруживает явных нарушений.

Таким образом, эффективность, с которой внешние ситуации вызывают реакцию страха, оборонительное или исследовательское поведение, зависит от того, что животное на основании своего опыта считает знакомым. Замечено также влияние наличного внутреннего состояния животного на выраженность его реакций. Например, было показано, что от внутреннего состояния зависит, вызовет ли раздражитель страх или исследовательское поведение. Радостное возбуждение, наличие какой—либо сильной потребности, выполнение целенаправленного действия уменьшает состояние страха. И наоборот, угнетенное состояние, недомогание, усталость способствуют развитию более выраженных оборонительных реакций.

Выраженность реакций животных на различные ситуации и раздражители зависит от типа высшей нервной деятельности (ВНД). Авторы многих тест—систем принимают как аксиому длительность ориентировочной реакции и наличие поведенческих реакций, сопровождающих состояние страха, связанное со слабым типом ВНД. Однако Иванов—Смоленский и Розенталь на опытах доказали, что исследуемые ими собаки, обладающие выраженной пассивно—оборонительной реакцией, не могут быть отнесены к животным со слабым типом нервной системы. Широко известны также опыты, проведенные Выржиковским и

Майоровым. Эти исследователи, распределив щенков двух пометов на две группы, воспитывали одну группу в изолированных условиях, а другую – на свободе. Результатом такого воспитания оказалось резкое различие в поведении собак. Воспитанные на свободе не проявляли пассивно—оборонительной реакции, а у воспитанных в изолированных условиях она резко проявлялась как по отношению к людям, так и ко всей новой обстановке, за исключением того помещения, в котором они воспитывались. При определении типа высшей нервной деятельности «трусливые» собаки были отнесены к сильному типу.

И. П. Павлов, первоначально связывающий наличие пассивно—оборонительной реакции со слабым типом ВНД, отказался в последние годы своей жизни от этого отождествления, считая трусость реакцией, которая постоянно маскирует истинную силу нервной системы. В 1938 г. он писал: «Все казавшиеся нам трусливыми, т. е. медленно привыкавшие к нашей экспериментальной обстановке собаки, которые также с трудом вырабатывали уловные рефлексы (а вся их условнорефлекторная деятельность легко может быть нарушенной от малозначительных новых внешних влияний), огульно относилась нами к слабому типу нервной системы. Это привело даже к грубой ошибке, когда я одно время считал таких собак специалистами торможения, т. е. сильными по торможению». Как показали исследования Л. В. Крушинского, проведенные на большом поголовье животных, собаки с пассивно—оборонительной реакцией могут относиться как к слабому, так и сильному типу ВНД. Ученый пришел к следующим выводам:

– пассивно—оборонительная реакция, не являясь непосредственным свойством слабого типа, все же легче возникает у слабых собак;

– пассивно—оборонительная реакция может свободно комбинироваться как с сильным, так и слабым типом нервной системы;

– пассивно—оборонительная реакция и тип высшей нервной деятельности – в значительной степени самостоятельные свойства нервной системы.

Оценивая потомство, полученное от «смелых и смелых» и «трусливых и трусливых» собак, Крушинский показал, что «трусливых» щенков больше в пометах от «трусливых» родителей, чем в пометах от «смелых», хотя они встречаются и у последних.

Поведенческие акты, как правило, находятся под очень большим влиянием многообразных условий генотипиче—ских и внешних факторов. На выраженность реакций страха и их наличие влияют пороги чувствительности анализаторов, возбудимость, эмоциональность, тревожность животного, работоспособность (сила) центральной нервной системы, подвижность нервных процессов и, вероятно, некоторые другие физиологические и психологические особенности, которые могут контролироваться одним или многими генами. Определить, какие из свойств или генов играют решающую роль в выраженности оборонительных реакций, – дело нелегкое. Но, так или иначе, исследованиями М. П. Садовниковой—Кольцовой, Д. К. Беляева и Л. Н. Трут была подтверждена возможность усиления оборонительных реакций путем отбора отличающихся в нужном направлении животных.

Возможен отбор и по одному поведенческому признаку. Например, Л. В. Крушинскому и Л. Н. Молодкиной удалось вывести линию крыс, чувствительных к определенным характеристикам звукового раздражителя (отбор проводился без строгого инбридинга). Однако эти исследования проводились в стандартных для всех животных условиях лаборатории или вивария, чего нельзя достичь при воспитании и выращивании собак, находящихся в личном пользовании. Стандартные условия позволяют определить отличия в поведении, которые с большой долей вероятности контролируются генетически.

По некоторым данным, такие чувства, как страх, любопытство и агрессивность, считаются врожденными, а лежащие в их основе механизмы развиваются в определенной последовательности на строго определенных этапах созревания организма. В эти критические периоды любое воздействие, нарушающее нормальный ход событий, может изменить, иногда необратимо, формирование поведения. А Хэмфри и Уорнер показали, что боязнь сильных звуков и тактильных раздражителей не определяется независимыми наследственными признаками. Проявление этого состояния зависит в значительной степени от условий жизни собаки.

На основании собственных исследований Л. В. Крушин—ский пришел к выводу, что, вероятно, наследуется не сама пассивно—оборонительная реакция, а скорее определенная норма реагирования животного на внешние условия его воспитания, а реакция возникает в результате теснейшего взаимодействия внешних факторов с наследственными возможностями организма.

Таким образом, реакции страха вызываются сильными, внезапными, незнакомыми, неожиданными раздражителями, а также раздражителями, условно—рефлекторно связанными с опасными для животного последствиями. При этом степень выраженности реакций определяется ранним опытом, степенью знакомства с ситуацией (обстановкой), внутренним состоянием животного, генетически зависимыми порогами чувствительности его анализаторов, возбудимостью, эмоциональностью, тревожностью, силой нервной системы и подвижностью нервных процессов. Генетическое влияние корректируется до некоторой степени воздействиями внешней среды (тренированностью).


Идентификация, социализация и страхи


Идентификация

Благодаря видовой идентификации щенок начинает распознавать своих родителей (детский импринтинг), формировать социальные взаимоотношения (социальный) и сексуальные взаимоотношения (половой импринтинг). Животное, у которого по каким—либо причинам естественный процесс импринтинга был нарушен, может считать себя представителем другого вида. Приведу такой пример. Щенок фокстерьера (кобель) рос в полной изоляции, и когда в возрасте 16 нед оказался среди других собак, при их игровых атаках вел себя неестественно заторможенно. При контакте же со щенками, которых тоже выращивали изолированно, было отмечено, что собаки относились друг к другу без агрессии, но и не взаимодействовали друг с другом. Исследователи пришли к выводу, что щенки, выращиваемые в изоляции до 16–недельного возраста, не могут наладить социальных контактов с другими представителями своего вида и отвергаются ими. В другом случае, кобель чихуахуа, выращенный кошками до 16–недельного возраста, оказывал предпочтение кошкам и проявлял испуг в присутствии собак, а также никак не реагировал на собственное отражение в зеркале. В то же время щенки, которые попали в семью человека в 4–недель—ном возрасте и где были еще собаки, кошки, а также дети, были доброжелательнее к людям, чем к собакам. Например, взрослый шелти, выращенный в семье с котом и двумя детьми, оказывал сексуальное предпочтение кошке и нападал на всех собак, независимо от пола. Практика показывает, что к 6–недельному возрасту у щенков в основном уже сформированы социальные и сексуальные предпочтения, и изменить их в дальнейшем бывает довольно трудно.

Дата окончания стадии идентификации зависит от ряда факторов – наследуемых (порода, линии, индивидуальные особенности) и внешних (поведение матери, других собак, качество окружающей среды). Среда, богатая стрессовыми воздействиями (например, жизнь бездомной собаки), приводит к более раннему окончанию этой стадии (промежуток между 7–й и 9–й нед).

Идентификация имеет несколько характерных свойств:

– ее результаты устойчивы и сохраняются иногда на всю жизнь;

– запоминание (научение) происходит очень быстро;

– запечатление братьев и сестер служит основанием для будущей общительности;

– она оказывает влияние на возможность последующей коммуникативности животного.


Факторы риска

Полное отсутствие общения с собаками своей или других пород в период от 3 до 12 (±5) нед жизни способствует идентификации щенка с другими видами животных, с которыми он общался в этот период (в основном люди, иногда кошки, кролики и т. п.) или предметными образами (игрушечное животное и т. п.). Результаты идентификации отличаются устойчивостью и сохраняются иногда на всю жизнь.

Во взрослом возрасте это приводит к социальному предпочтению запечатленных объектов и к избеганию контактов (при контактах – трусливое или агрессивное поведение) с представителями собственного вида или породы, включая изображение в зеркале. Кстати, отражение в зеркале – слишком неподходящий объект для имприн—тирования.

Ограниченное общение с другими собаками в период с 3 до 12 (±5) нед жизни приводит к нормальной или несколько измененной идентификации в зависимости от обстоятельств:

– возможно восстановление нормальной идентификации, если в 9–недельном возрасте собака имеет возможность общаться с другими щенками;

– поведение может быть очень неустойчивым – от социального предпочтения, незаинтересованности в контакте до агрессии по отношению к собакам несмотря на почти нормальную возможность общения.


Межвидовая социализация

Межвидовая социализация (межвидовое предпочтение, способность общаться с представителями других видов) несколько отличается от идентификации:

– легко образуется, но требует постоянного подкрепления (тренировки), иначе угасает;

– не распространяется на всех представителей вида, к которому выработано предпочтение, т. е. она индивидуальна.

Щенок не имеет наследуемых программ, обеспечивающих механизмы его взаимодействия с другими видами животных, однако 12 тыс. лет одомашнивания (доместикации) показали, что такие взаимодействия возможны. Особенность собак, заключающаяся в социальном имприн—тинге (обучение определению, распознанию и запоминанию социальных партнеров), может дать возможность взаимодействия с другими видами животных и человеком.

Несколько примеров. Щенков, выращиваемых практически в полной изоляции от людей, по одному изымали из привычной для них среды и передавали на неделю для тесного контакта (хэндлинга) с человеком, а после этого проверяли их реакцию на человека. Оказалось, что опасливое (трусоватое) отношение к человеку меньше проявлялось, если хэндлинг начинался, когда щенкам было 3–5 нед от роду, причем степень выраженности была минимальной в 5–недельном возрасте, а затем чувство опасности возрастало. Уменьшение или исчезновение страха перед человеком после хэндлинга больше всего проявлялось в возрасте 3 нед и было незначительным, когда со щенками начинали общаться в 5-, 7–и 9–недельном возрасте.

В другом эксперименте разновозрастных щенков, содержащихся в таких условиях, как и в первом примере, ежедневно помещали на 10 мин в комнату с пассивно ведущим себя человеком (человек сидел на стуле и никакого внимания на собаку не обращал). При этом обнаружилось следующее:

– в возрасте 3–5 нед щенок открыто и явно обследовал пассивного наблюдателя;

– в возрасте 7 нед щенок только через 2 дня (два 10–минутных сеанса) начинал исследовать человека;

– в возрасте 9 нед щенку требовалось 3 дня (три 10–минутных сеанса), прежде чем он начинал исследовать человека;

– в возрасте 14 нед щенок не приближался к человеку.

Легко напугать щенка в 12–недельном возрасте. Изолированное содержание и ручное вскармливание, контакт только с ограниченным кругом людей, исключение общения с другими людьми способствует формированию оборонительной реакции. Реакция страха была отмечена у всех исследуемых пород, хотя оборонительная агрессия у кокеров оказалась «более мягкой» чем, например, у басенджи, терьеров, бигли и шелти.

По мнению многих зоопсихологов, щенки начинают демонстрировать дружелюбное поведение по отношению к незнакомому человеку, как только они способны это сделать (как только им позволит это сделать развитие их двигательной системы), т. е. начиная с 3–недельного возраста. Но степень проявления этого дружелюбия снижается почти прямо пропорционально в возрасте 5–9 нед, сменяясь оборонительным поведением (которое появляется с 5–не—дельного возраста). В возрасте 3–5 нед щенок почти мгновенно забывает о реакции страха, но с возрастом становится все более и более осторожным (продолжительность реакции страха увеличивается). С 12–недельного возраста для социализации требуются активные игры, а в возрасте 14 нед социализация, похоже, невозможна.

В результате предварительных исследований можно установить срок спонтанной социализации с другими видами животных, начиная с первого столкновения. Вероятно, он заканчивается в возрасте 12 (±2) нед. Однако это не говорит о том, что привыкание (не импринтинг) не может развиваться в более позднем возрасте.

Можно выделить и как бы разновидность межвидовой социализации: «социализацию типа» мужчина, женщина, подросток, ребенок, младенец, черный, белый, с бородой, без бороды, в шляпе, в белом фартуке и т. д. Могут выделяться признаки, связанные с животными (их размеры: собака и волк больше койота), породные особенности и т. п. Сроки, качество и способность к контакту с большим или меньшим количеством видов варьируют и определяются как внутренними факторами (породными и индивидуальными особенностями), так и внешними (оборонительное поведение матери, условия выращивания и т. п.).

Социализация собаки зависит от наличия контактов с человеком в период от 3 до 12 (±2) нед жизни и должна подкрепляться постоянными контактами с человеком.

Ограничение контактов способствует развитию настороженности по отношению к человеку или боязни его и служит основой для формирования нежелательного поведения: трусости, повышенной тревожности, осторожности, фобий по отношению к некоторым типам людей (детям, мужчинам и т. д.).

Занятия по социализации предусматривают:

– общение с различными типами людей в период от 3 до 12±2 нед жизни щенка облегчает обобщенную социализацию по отношению к человеку;

– общение с животными других видов и собак других пород способствует выработке межвидовой социализации и снижает возможное агрессивное поведение собак по отношению к этим видам животных;

– межвидовая социализация снижает какие—либо выраженные социальные предпочтения.


Фобии

Довольно часто страхи могут служить основой формирования фобий, которые часто определяют как навязчивые переживания страхов в определенной обстановке. Фобии имеют специфические поведенческие проявления, цель которых – избежать предмета страха, в том числе и обстановки, связанной с ним, или уменьшить чувство страха с помощью навязчивых ритуализованных действий.

Ранее уже упоминалось, что в случаях, когда страх достигает силы аффекта (панический страх, ужас), он способен навязывать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия). Разнообразные навязчивые движения – двигательные стереотипы, возникающие при неврозах, могут сохраняться в течение длительного времени (года и более) после прекращения травмирующей ситуации и нормализации поведения. Усиливаются навязчивые движения при всяком эмоциональном возбуждении (при раздаче корма соседним собакам, появлении новых соседей и т. п.), но прекращаются при целенаправленных действиях (еда, ориентировочно – исследовательские реакции). Считается, что возникающие в этих условиях очаги застойного возбуждения приобретают доминирующее значение и начинают стереотипно функционировать при действии любого раздражения.


Коррекция трусливого поведения

Корректировать трусливое поведение (иногда его называют просто оборонительным или пассивно—оборонительным) трудно. Как показывают лабораторные исследования в школах И. П. Павлова и Ю. Конорски, даже после отмены болевого воздействия классические и инструментальные оборонительные условные рефлексы гасятся (исчезают) с трудом. Попробуйте встать на место собаки: после определенного сигнала, например громкого звука, вашу левую лапу очень—очень больно (!) ударяют током. Это значит: как только слышишь сигнал, быстренько отдергивай лапу. Представьте себе также, что вас начинают уверять в том, что удара током после громкого звука не будет, и предлагают это проверить. Предлагают не отдергивать лапу! Но дураков нет! Больно—то будет не им, а вам. Вдруг проверяющий пошутил или ошибся?!

И как это ни печально, но отучить собаку бояться слишком громких звуков, если это вызвано ее «слабой» нервной системой, практически невозможно.


Боязнь громких звуков

Боязнь громких звуков – довольно распространенное явление. Собаки могут бояться выстрелов, выхлопов автомобилей, звука петард, салюта, грохота трамваев, поездов и т. д. Довольно часто боязнь звуков протекает в виде фобий. Помимо причин, которые могут лежать в основе этих страхов (см. раздел «Страхи. Природа и причины»), следует напомнить еще об одной – высокой чувствительности слухового анализатора собаки. Собаки способны слышать то, о чем мы и не подозреваем. Например, человек начинает слышать звуки частотой от 20 герц, в то время как собака реагирует на звуки частотой от 35 до 70 тыс. герц. т. е. то, что мы воспринимаем как бытовой шум и на что не обращаем внимания, может быть для собаки как удар молотком по голове. Сильный звук причиняет боль и даже может повредить барабанную перепонку и кортиев орган уха собаки. А если говорить о грозе с молнией, петардах или салюте, то они сопровождаются еще и вспышками света, которые глазам удовольствия тоже не доставляют.

Выбор способов для коррекции боязни громких звуков зависит от степени ее выраженности. Выделим для простоты три степени «болезни». Слабая степень боязни проявляется просто в беспокойстве: собака прядет ушами, оглядывается в поисках источника звука, но остается достаточно управляемой и даже берет корм. Средняя степень проявляется в испуге собаки, после чего она с трудом успокаивается, плохо подчиняется командам и не ест предлагаемое лакомство.

При сильной боязни собака впадает в паническое состояние, не подчиняется командам, дрожит, не берет лакомство, пытается вырваться, если находится на поводке, или убегает, когда поводка нет. Иногда она отказывается выходить на улицу, активно сопротивляясь при этом.

В случае слабо выраженной боязни достаточно повысить управляемость собаки, т. е. пройти или повторить курс послушания сначала в спокойной обстановке, а потом при наличии факторов, вызывающих тревожное состояние. Как только она начнет бояться, тут же начинайте ею командовать. Очень эффективен метод устранения мотивации. Он заключается в смене мотиваций: при боязни вы вызываете у собаки пищевую мотивацию (подкармливаете ее) или игровую (предлагаете поиграть в любимую игру или любимой игрушкой).

Линда Теллингтон—Джонс считает, что «спасение от боязни шума, которую испытывает ваш питомец, – в буквальном смысле слова в ваших руках». Она же разработала систему лечебного поглаживания, которую назвали «прикосновение Теллингтон». Эта техника – нечто среднее между массажем и акупрессурой. Даже сама Теллингтон—Джонс не может точно объяснить принцип действия своей системы, но утверждает, что она совершает чудеса. Вот, по ее мнению, что нужно делать, когда ваша собака тревожна: «Приподнимите одной рукой голову собаки, а большим и указательным пальцами другой руки несильно сожмите ухо. Основное движение – легкое поглаживание в направлении от основания к кончику уха. Повторите это движение несколько раз, каждый раз захватывая новый участок уха. Можно также описывать пальцами круги у его основания. Массаж следует начинать еще до того, как собака испугается. Иначе она начнет ассоциировать ваши прикосновения с источником страха. Продолжительность массажа – 5—10 мин. Если ваш питомец находится на седьмом небе от блаженства, а у вас есть свободное время, можете массировать и дольше». С помощью этой техники можно успокоить даже самое перепуганное животное, – так утверждает Теллингтон—Джонс.

Важно не сюсюкать с собакой, пребывающей в состоянии тревоги, иначе она будет воспринимать ваши попытки успокоить ее как положительное подкрепление своему состоянию, а значит, оно будет закрепляться и увеличиваться. К такому же результату приводит щадящий режим прогулок, когда владельцы избегают ситуаций, вызыва—ющих тревожное состояние собаки.

При средней степени боязни тоже необходимо повторить курс послушания, а как только собака начнет в спокойной обстановке отлично (я подчеркиваю – отлично) выполнять команды, начните работу по методу 6 (привыкание), но будьте внимательны, чтобы не совершить ошибок.

Ваши действия должны быть такими:

1. Определите звук, пугающий собаку.

2. Опытным путем найдите величину звука, вызывающего у собаки незначительную по выраженности реакцию страха. Это можно сделать двояко: моделировать звук незначительной величины или удалиться от источника звука на необходимое для этого расстояние.

3. Начните занятия по послушанию при минимальной силе звука, не обращая внимания на оборонительную реакцию собаки. Мягко, но настойчиво заставляйте ее подчиняться командам и значительно хвалите ее при подчинении. Во время перерывов играйте с собакой в подвижные игры. Если она не хочет играть, просто побегайте с ней. Да, кстати, не отпускайте собаку с поводка. Этот этап должен длиться до тех пор, пока она не начнет играть с вами или есть предлагаемую пищу.

4. Немного увеличьте интенсивность шума (приблизьтесь к источнику шума) и повторите занятия пункта 3.

5. Медленно, но методично повышайте интенсивность звука. Если вы будете последовательны и настойчивы, рано или поздно собака научится контролировать свои эмоции.

Можно воспользоваться методом 11 (устранение мотивации), сменив оборонительную потребность, например, на пищевую, т. е. можно попробовать сигнал опасности (вызывая оборонительную потребность), сделать сигналом пищевого поведения. Чтобы использовать этот метод, необходимо набраться мужества, потому что придется не кормить собаку все это время, пока она не станет есть при звуках, вызывающих страх. Когда получится именно так, кормите собаку только при них. Кстати, звуки можно записать на магнитофон. Голодовка в 2–3 дня не повредит вашей собаке. Взрослые собаки и их дикие родственники регулярно устраивают себе разгрузочные дни. А вообще без пищи собаки могут прожить до 3 нед.

Если вы не очень мужественны по отношению к своей собаке, используйте щадящий режим. Снизьте «страшный» звук до приемлемой величины и кормите ее при таком звуковом сопровождении в течение недели. Затем повысьте силу звука еще на неделю, и еще, пока собака не перестанет бояться реального звука.

Напомню, что метод 5 (угашение) заключается в том, чтобы доказать собаке, что громкие звуки не приводят к опасным последствиям. Годится этот метод для собак с достаточно сильной нервной системой – это во—первых. Во—вторых, вы должны использовать прочный ошейник и такой же поводок, чтобы собака не вырвалась. При обеспечении этих двух условий просто гуляйте с собакой при вызывающих страх звуках и не давайте ей никуда убежать. Другого способа доказать ей, что шум неопасен, просто нет.

При сильной степени боязни ситуация несколько меняется, поскольку в этом случае оборонительная потребность доминирует, причем находится в состоянии доминанты. Она чрезвычайно выраженная и гипертрофированная. Фиксация следов памяти при доминантной потребности происходит чрезвычайно быстро, после 1–2 случаев, и определяется это высокой биологической значимостью данной потребности. Когда ее величина становится критической, неудовлетворение потребности в этот момент может привести к опасным последствиям для организма и даже к смерти. Оборонительная потребность в состоянии доминанты характеризуется тем, что все прочие реакции организма направлены на снятие или снижение этого состояния. Наиболее яркий пример доминанты – половая потребность, знакомая многим владельцам половозрелых кобелей, хотя считается, что, кроме основных (пищевой, половой, оборонительной), и любая другая потребность может привести к формированию доминанты.

По большому счету, состояние доминанты полезно. Во многих случаях естественной жизни у животных нет возможности набирать статистический материал о какой—либо причинно—следственной связи, как это бывает в случае обучения в форме классических условных рефлексов. Если бы животное каждый раз вырабатывало приспособительное поведение после 40–60 сочетаний воздействий и последствий, то оно, скорее всего, так бы и не оставило потомства.

Однако состояние доминанты – сильный стресс для животного. Острая или длительная конфликтная ситуация изменяет свойства нейронов мозга, создавая тем самым застойный очаг возбуждения (застойную доминанту) и формируя патологические доминантные изменения функций мозга, что может привести к срыву высшей нервной деятельности (неврозу) или запредельному торможению. Особенно осторожно следует обращаться с молодыми животными, у которых состояние доминанты формируется очень быстро.

Итак, если ваша собака панически боится выстрелов, придется клин вышибать клином. Попробуйте сделать следующее (кстати, если вы не уверены в способности нервной системы вашей собаки выдерживать сильные нагрузки, первые 3–4 занятия проведите с использованием медикаментов, которые назначит ветеринарный врач).

1. Наденьте на собаку крепкую удавку и пристегните надежные карабин и поводок. Очень важно не дать собаке вырваться и убежать, иначе поведение будет закрепляться. Воспроизведите пугающий собаку звук средней интенсивности.

2. Как только собака начнет трястись от страха и рваться невесть куда, принуждайте ее бежать рядом с вами (команда «Рядом!») по квадрату, т. е. не удаляясь от «опасного» места и не позволяя собаке удаляться от вас. Не жалейте собаку, резко одергивайте ее при попытках удрать. Так придется бегать довольно долго – до тех пор, пока собака не перестанет трястись и вырываться.

Почему нужно бегать? Дело в том, что при стрессе в кровь выбрасываются специальные вещества, повышающие скорость передачи нервных импульсов и возбудимость мышц. Они крайне необходимы для того, чтобы эффективно с кем—нибудь бороться за свою жизнь или неутомимо и быстро убегать от опасности (аналогичное явление отмечается и у спортсменов перед выходом на ринг, татами или спортивную площадку). Так вот, несмотря на то что биологически эти вещества очень полезны, они усиливают состояние тревожности, поэтому желательно от них избавиться. А избавиться можно, только утилизируя их в процессе мышечной деятельности. Со временем, когда выраженность стресса у собаки будет снижаться, этих веществ станет выделяться все меньше и меньше, и собаке придется бежать ближе к вам. Бегая, мы вроде идем у собаки на поводу, незаметно для нее модифицируя поведение и доказывая ей, что, и не удалясь от источника и не убегая от хозяина, можно остаться живой, а, кроме того, создаем ту самую антагонистическую доминанту – назовем ее «доминантой подчинения», хотя это и неправильно.

1. Как только собака перестанет трястись и вырываться, переходите на шаг и, двигаясь также по квадрату, поработайте примерно 5 мин над движением рядом. Меняйте темп и направление движения. Останавливайтесь и снова бегите.

2. Поработайте с укладкой, посадкой и стойкой собаки. Не ждите от собаки активности, а заставляйте ее, создавая ту самую «доминанту подчинения». Сажайте руками, если она медлит, но не делайте больно. Поработайте с выдержкой под обязательным контролем поводка. Упражнения по послушанию помогут собаке научиться контролировать свое состояние и быть управляемой, даже испытывая страх.

3. В заключение начните с собакой играть. Заранее в спокойной обстановке выясните, какие игры она предпочитает. Закрепите игровую потребность. Во время упражнения навязчиво предлагайте собаке игру, даже если она не хочет играть. Рано или поздно собака включится в игру и со временем все легче и легче будет разыгрываться.

Для начала делайте всего 1–2 упражнения в неделю, прибавляя через каждую пару недель по одному. Если вы последовательны и настойчивы, со временем собака станет гораздо более управляемей при наличии провоцирующих факторов.

Иногда случается, что при сильной боязни громких звуков собака отказывается выходить на улицу и, сопротивляясь, может даже кусать владельцев. В такой ситуации нужно просто прекратить кормить ее в квартире и давать пищу только за дверью – на лестничной площадке, лестнице, а потом и на улице.

Когда собака демонстрирует панический испуг, находясь в квартире, не все описанные выше способы могут оказаться удобными. Можно, конечно, попробовать сменить мотивацию, используя очень лакомый корм, как это советует X. Э. Вайтли в своей книге «Собаки наши друзья»: «Я выбрала грозу, которая еще едва только началась, если так можно сказать. В воздухе ощущалось приближение дождя, уже упало несколько капель. Я показала Мишке банку, и на его морде скорее изобразилось выражение вроде «о, должно быть, уже Рождество!», чем страха. Обычное боязливое поведение Мишки так и не проявилось; к тому же мне повезло в том, что гроза так полностью и не разыгралась.

Очень трудно подобрать такую грозу, которая бы четко подходила для переобучения собаки, страдающей от фобии. По этой причине большинство специалистов рекомендуют проигрывание магнитофонных записей грозы, одновременно положительно закрепляя спокойное поведение собаки. Если же вдруг у собаки появится страх, значит, в этом обучении вы зашли слишком далеко.

Для успокоения реакции страха полезны транквилизаторы и антидепрессанты одновременно с нарастающим переобучением».

Думаю, что это предложение будет полезным в случае слабой или средней степени страха. При сильном страхе придется все—таки создавать пищевую доминанту и кормить собаку только при наличии шумов. Лекарственные средства не всегда бывают удобными, особенно в случае отучения собаки от природных звуков, как правило, они начинают действовать через 20–30 мин после приема, а попросить грозу отложить свое начало удается далеко не всем.

Ссылаясь на опыт известных ветеринарных врачей и зоопсихологов, М. Хоффман считает, что реакцию страха можно снизить, если предоставить собаке убежище в ее любимой клетке или накинуть на нее какую—нибудь накидку (одеяло, простыню, плед), не закрывая ее нос. Иногда бывает эффективной маскировка пугающего собаку шума знакомыми для нее шумами или с помощью музыки.


Боязнь необычных явлений

Вообще собаки могут бояться всего, что ни попадя. Выбор объекта «предпочтения» определяется, скорее всего, личным опытом собаки. Но чего бы они ни боялись, принципы борьбы определяются только степенью боязни.

Устранить возможность нежелательного поведения (см. метод 2) можно, используя два варианта. Согласно первому, вы просто избегаете встреч с провоцирующими страх явлениями, согласно второму – сажаете собаку на крепкие удавку, карабин и поводок и не даете ей никуда сбежать, принуждая следовать рядом с вами.

Как вы знаете, метод 5 (угашение) заключается в том, что вы исключаете подкрепление нежелательному поведению. Что же служит подкреплением паническому бегству? Факт сохранения жизни в результате бегства и других оборонительных реакций. Например, сбежав от хозяина и пробежав сломя голову километра три, собака, ощупав себя лапами и убедившись в том, что жива и здорова, облегченно вздыхает, справедливо (как ей кажется) полагая, что осталась таковой только потому, что так резво бежала и трусила. Такое подкрепление называется суеверным подкреплением и формируется в результате случайного совпадения. Если вы исключите это подкрепление, поведение со временем потеряет свою выраженность и исчезнет. По сути дела, надев на собаку удавку и прогуливая ее на поводке, т. е. не давая ей убежать, вы и исключаете его. Остается выбрать стартовое расстояние до неприятного объекта и, закрепив управляемое поведение на этом рубеже, постепенно, но настойчиво сокращать до него расстояние. При этом можно просто прогуливаться около этого объекта, можно одновременно подкармливать собаку и отрабатывать команды послушания.

Для приучения игнорировать необычные явления можно использовать и способы, описанные для борьбы с боязнью громких звуков.

Если ваша собака боится темноты, используйте способы, описанные выше. Например, играйте с собакой, постепенно уменьшая освещенность. Если же вся квартира освещена, кормите ее в наименее освещенной комнате, а потом и вообще погасите там свет. Когда собака привыкнет к темноте в вашем присутствии, оставляйте ее одну с интересными предметами – игрушками, костями и т. п.


Боязнь автотранспорта

Бояться автотранспорта можно двояко. Можно приходить в ужас от внешнего вида транспорта, шума и грохота, который он производит, или умирать от страха, когда тебя затаскивают в брюхо этого металлического монстра и везут в тряске и «болтанке» невесть куда. К тому же тошнота удовольствия к этому не прибавляет.

Бороться с первым видом страха можно, используя описанные выше методы и способы.

Если собака боится ездить в автомобиле, понадобится 2–3 нед, чтобы она начала считать его родным домом. Для этого, пропустите 1–2 кормления, пойдите с миской в сопровождении собаки во двор к машине. Откройте все двери и поставьте миску в машину. Если собака предпочтет остаться голодной, пропустите еще одно кормление и повторите упражнение. А если вам очень жалко своего пса, начните его кормить в непосредственной близости от автомобиля, но затем все равно поставьте миску внутрь. Когда собака начнет есть в автомобиле при открытых дверях, начните прикрывать их по одной. Рано или поздно наступит момент, когда она будет вести себя спокойно при закрытых дверях. Тогда, в очередной раз запустив собаку в машину, запустите и двигатель, но сами не двигайтесь. В следующий раз попробуйте кормить собаку в машине с заранее включенным двигателем. Когда и этот этап будет пройден, перестаньте ее кормить в машине, а только подкармливайте чем—нибудь очень вкусненьким.

Наконец пришло время немного проехаться. Для начала сделайте круг вокруг дома и выпустите собаку погулять. На другой день, сделав одну поездку и немного прогуляв собаку, повторите упражнение. В следующий раз отвезите ее к тому месту, где вы обычно гуляете и повозите ее туда с неделю. А затем не поленитесь и отвезите туда, где ей очень нравится (в лес, поле, парк, на берег реки, к приятелю и т. п.).

Что касается общественного транспорта, то применять такую технику в троллейбусе, конечно, неудобно. Можно подкармливать собаку лакомой пищей, но обычно используют способ, который называют способом избыточного предъявления раздражителя. Вы просто хватаете упирающуюся собаку, садитесь с ней в электричку (автобус, трамвай, троллейбус) и едете час—два. Потом с часок гуляете – и обратно. Как рукой снимет боязнь!

Поездка на автотранспорте – событие прогнозируемое, поэтому это тот идеальный случай, когда можно применить лекарственные средства. Обратитесь за этим к ветеринарному врачу и первые несколько занятий проведите на фоне действия успокаивающих препаратов.


Боязнь людей

Собаки боятся людей по двум причинам: из—за отсутствия или недостатка социализации (см. раздел «Страхи. Природа и причины») и по причине того, что у них уже есть отрицательный опыт. Чаще всего для коррекции такого поведения применяют методы 6 (привыкание) и 11 (устранение мотивации), иногда еще метод 5 (угашение) и 8 (выработка несовместимого поведения).

Используя метод привыкания, вы просто убеждаете собаку в том, что люди не являются для нее источником сколько—нибудь важных или опасных событий. Для этого вы гуляете с собакой сначала в отдалении от людей, потом все ближе и ближе, не давая собаке куда—нибудь убежать. И все!

При способе устранения мотивации вместо оборонительной потребности мы формируем у собаки, например, пищевую или игровую. При появлении человека, а лучше немного загодя начинайте играть с собакой или, гуляя с голодной собакой, кормите ее только в присутствии посторонних людей. Сначала подальше от людей, затем поближе к ним, сначала в менее многолюдном, а потом в многолюдном месте.

От боязни людей собаку можно избавить еще быстрее, для этого нужно лишь попросить посторонних кормить ее. Берите с собой на прогулку полные карманы готового сухого корма или сыра и раздавайте его каждому встречному с просьбой отдать это вашей собаке.

Можно сделать и по—другому. Вместо того чтобы играть с собакой при появлении посторонних, начинайте отрабатывать с ней разные навыки любого курса послушания сначала подальше от людей, а затем поближе. Постепенно все больше навязывайте собаке человеческое общество. Пожалуй, месяца через два ваша собака уже сможет четко исполнять команды посреди многолюдного тротуара.


Боязнь собак

Чужих собак ваша собака может бояться по тем же причинам, что и людей, поэтому для коррекции боязни можно применить все то, что рекомендовано выше. Однако вы должны помнить, что приучение своей собаки не бояться 2–3 собак еще не гарантирует того, что она не испугается незнакомой собаки. Даже если ваша собака поймет, что все—все другие собаки – «друзья и братья», может случиться, что один из псов, к которому она потом смело побежит, окажется исключением. Это я к тому, что, приступая к коррекции поведения, повторите курс послушания для повышения управляемости собаки. И вам придется взять на себя ответственность в решении вопроса, к какой собаке бежать, а какую оббежать стороной. Но, так или иначе, вы с настойчивостью и упрямством находите молодых неагрессивных собак и позволяете своей собаке общаться с ними. Два—три дня на одну компанию и ищите другую.

Игра с другими собаками – очень важное мероприятие. С одной стороны, – это прекрасный способ общения, источник положительных эмоций, а с другой – единственно возможный способ обучить вашу собаку технике борьбы. Умение всегда придает уверенности. И мы с вами, и наши собаки часто уходим от возможного конфликта только потому, что не обладаем средствами его разрешения.

Если случай совсем запущенный, начинайте с постепенного приближения к собакам, как это описано по отношению к людям. Используйте лакомство, игрушки или командуйте собакой.

Можно попробовать переделать оборонительную потребность в агрессивно—оборонительную, но тогда возникнет обратная проблема – вам придется бороться с излишней агрессивностью своей собаки. Если же вам очень нужна такая переделка, обратитесь за помощью к инструктору по дрессировке и работайте под его надзором.


Боязнь одиночества

Собака – животное стайное. Эта особенность закрепилась генетически и стала потребностью, которую так и называют – «потребность в стае». Поэтому одиночество как форма неудовлетворения этой потребности вызывает состояние социального стресса со всеми вытекающими отсюда последствиями. Вот состояния стресса собаки и боятся, поскольку чувства удовольствия от него не испытывают.

Паника, вызванная одиночеством, может сопровождаться дрожанием, учащенным дыханием,

слюнотечением, дефекацией, мочеиспусканием, а иногда и рвотой. Такое состояние приводит к появлению компенсаторных реакций – поведения, направленного на снижение стресса или на его снятие. Можно отнести также к переадресованному поведению или смещенной активности, которые часто возникают в результате невозможности удовлетворения особенно выраженной в данный момент потребности. Некоторые зоопсихологи считают, правда, такое поведение неконтролируемым, т. е. бессознательным.

Различают несколько видов компенсаторного поведения, которые могут проявляться как раздельно, так и совместно:

– продолжительные лай, скуление, вой;

– деструктивное (разрушительное) поведение, когда собаки царапают двери, полы, стены возле окон и дверей, разрывают матрасы, обивку мягкой мебели и т. д.

– нечистоплотность, когда собаки опорожняются в доме.

Иногда у собак возникают различные виды навязчивого состояния или они начинают заниматься членовредительством, чаще всего самопогрызанием.

Конечно, вышеперечисленные виды поведения могут быть вызваны и другими причинами, но страх одиночества – одна из них.

Во многих случаях для снятия страха бывает полезным назначение транквилизаторов и антидепрессантов, но их лучше использовать только на первом этапе борьбы со страхом как дополнительное средство для поведенческой терапии.

В качестве примера поведенческой терапии можно воспользоваться советом, приведенным в книге Г. А. Аскью «Проблемы поведения собак и кошек»: «Цель – приучить собаку спокойно ждать хозяина на своем месте или на специальной подстилке или грызть кость вместо того, чтобы лаять или выть под дверью.

С собакой занимаются 2–4 раза в день в течение непродолжительного времени с использованием кусочков любимого лакомства. Собаку приучают подходить к хозяину, садиться и оставаться на своем месте или на небольшом коврике в комнате, которая находится достаточно далеко от входной двери. Если вы используете подстилку, ее необходимо расстилать только на период, в течение которого выполняется упражнение.

В любое другое время, пока проводится курс коррекции поведения, собаку ни в коем случае нельзя оставлять дома одну.

В месте отдыха собаки или совсем рядом с ним необходимо выкладывать несколько костей (искусственных) или игрушек.

Если собака ведет себя спокойно и остается на одном месте во время занятия, за это ее поощряют поглаживанием, похвалой и лакомством. Время, в течение которого собака должна вести себя спокойно, постепенно увеличивается, начиная с очень коротких промежутков времени (т. е. нескольких секунд), и определяется следующим образом:

– до 3 мин, если хозяин находится в той же самой комнате;

– до 3 мин, если хозяин несколько раз выходит и вновь заходит в комнату через открытую дверь;

– до 3 мин, если хозяин несколько раз выходит из комнаты, закрывая за собой дверь, а затем вновь возвращается;

– до 10 мин при закрытой двери, если хозяин находится в квартире;

– до 10 мин при открытой двери, если хозяин покидает квартиру.

Собаку ни в коем случае не следует оставлять одну дольше, чем требуется для того, чтобы она научилась спокойно ждать возвращения хозяина на своем месте или на коврике, не проявляя беспокойства из—за того, что осталась в одиночестве. Если собака покидает коврик и ждет возвращения хозяина у двери или проявляет признаки беспокойства, это значит, что она оставалась одна слишком долго и поэтому в течение нескольких следующих дней время отсутствия хозяина необходимо значительно уменьшить.

Продолжительность времени, на которое хозяин собаки покидает комнату или квартиру, необходимо изменять таким образом, чтобы собака не могла предугадать, сколько это будет продолжаться – 5 с или 5 мин».

Очень важно во время занятий именно постепенно увеличивать время вашего отсутствия. Если вы поторопитесь и «перегнете палку», чувство страха только усилится.

Для борьбы со страхом эффективен метод устранения мотивации путем создания сильной конкурентной потребности. Кормите собаку только перед своим уходом. Если вы кормите ее готовым сухим кормом, сделайте автоматическую кормушку. Хорошо при этом добавлять в корм кусочки сыра. Уходя, оставляйте собаке побольше сухожильных костей, а еще лучше сырых с остатками мяса на них.

Если у собаки есть комната или ящик, где она чувствует себя в безопасности, отправьте ее туда перед своим уходом, оставив там включенное радио и отвлекающие предметы. В случае когда ничего не помогает, заведите еще одну собаку, котенка или морскую свинку.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх