Н

Навык – действие, сформированное на основе рефлекторного акта путем повторения (тренировки). Характеризуется высокой воспроизводимостью и освоением, а также незначительным контролем со стороны высших нервных центров. Различают Н. перцептивные – автоматизированное восприятие характеристик часто встречаемых объектов; интеллектуальные – автоматизированный способ решения задач; двигательные – автоматизированные двигательные акты, осуществляемые в стереотипных условиях. В процессе становления двигательный Н. проходит несколько этапов: контроль действия высшими отделами ЦНС; автоматизация навыка; высокая автоматизация навыка; не деавтоматизация (проявляется всегда); вторичная автоматизация.

Наследственность – свойство живых организмов воспроизводить от поколения к поколению одни и те же признаки (свойства). Н. определяет также характер воспроизведения свойств и признаков организма в зависимости от конкретных условий окружающей среды и обусловлена существованием генов – носителей закодированной информации, представляющих собой участки ДНК и распределяющихся в хромосомах клеточного ядра. Возможность и степень проявления признака у потомства зависит не только от информации, заключенной в конкретном гене, но и от условий взаимодействия между генами отца и матери, отвечающими за один и тот же признак (гены аллельной пары). Выраженность признака зависит и от взаимодействия неаллельных генов, расположенных в той же или других хромосомах. Известно комплементарное (дополняющее) и эпистатическое (подавляющее) взаимодействие генов, кроме того, один ген может контролировать проявление более чем одного признака, а характер некоторых свойств организма может зависеть от совокупности действия многих генов. Интенсивность проявления признака, или свойства, организма и даже вероятность проявления действия гена находятся в зависимости от тех или иных факторов окружающей среды, однако пределы такого варьирования ограничены, в свою очередь, факторами Н.

Наследуемость — показатель наследственной обусловленности признака, т. е. свидетельство того, насколько выраженность признака, его качественные и количественные характеристики независимы от влияния внешней среды (окружения, воспитания). Варьирует Н. от слабо до сильно выраженной.

Научение (обучение) – изменение поведения, приобретение адаптивных (приспособительных) форм поведения в процессе накопления опыта. Существует несколько классификаций форм Н., например, Торп (1963) различает сенситизацию, привыкание, ассоциативное научение, включающее в себя образование классических условных рефлексов и инструментальных рефлексов, латентное научение, импринтинг, имитационное научение, доминанту и когнитивные формы. В основе Н. лежат как рефлекторные, так и когнитивные процессы, благодаря которым устанавливаются причинно-следственные связи между явлениями и ответными реакциями организма. Упрочнение их связи и автоматизация ответной реакции происходит, как правило, в форме навыка. Н. характеризуется скоростью, сохранением в памяти и воспроизводимостью приобретенного, а также возможностью освоения более или менее широкого репертуара поведенческих актов. Учитывая адаптивную роль, в Н. животных ведущее значение приобретают потребность, мотивация и подкрепление.

Небылицын Владимир Дмитриевич (1930—1972) – русский психолог, один из основоположников отечественной психофизиологии. Работы Небылицына и его школы позволили выделить способность к научению, в широком смысле этого слова, как одно из самостоятельных и ведущих свойств (динамичность) в структуре основных свойств нервной системы, т. к. быстрота формирования условных реакций не связана ни с силой, ни с подвижностью. В качестве основных свойств, определяющих типологические особенности высшей нервной деятельности, были предложены сила, подвижность, лабильность и динамичность процессов возбуждения и торможения. Небылицын экспериментально доказал существование обратной зависимости силы ЦНС и сенсорной чувствительности. С учетом того что такие показатели поведения, как трусливость, агрессивность, спокойствие или суетливое поведение, далеко не одинаково связаны с типом нервной системы, были разработаны новые подходы и способы определения типа высшей нервной деятельности.

Неврозы — заболевания ЦНС, проявляющиеся в расстройстве психических функций. При этом у животных отмечаются повышенная возбудимость, агрессивность, постоянное беспокойство, повышенная двигательная активность. Для животных слабого типа высшей нервной деятельности характерно быстро наступающее за возбудимостью торможение – появление пугливости, дрожание, стремление убежать, мочеиспускание при испуге. В основе развития Н. лежат несоблюдение правил дрессировки, частые и сильные болевые воздействия, испуг, продолжительные и однообразные занятия, действие неадекватных раздражителей, что приводит к патологическим изменениям нервных процессов: нарушению уравновешенности, ослаблению силы раздражительного процесса, уменьшению или повышению подвижности. Животным, у которых отмечены признаки Н., создают условия для отдыха, на некоторый период полностью прекращают дрессировку, улучшают кормление, обогащая рацион витаминами и минеральными веществами. При сильно выраженных или продолжительных Н. прибегают к медикаментозному лечению под руководством ветеринарного врача. После восстановления работоспособности ЦНС дрессировочные занятия возобновляют в щадящем режиме, постепенно доводя нагрузки до желаемой величины.

Негативное научение (привыкание) – форма научения, которая заключается в устойчивом ослаблении реакции на раздражитель вследствие его многократного предъявления, не сопровождающегося подкреплением. Это простейшая форма научения, которая служит для развития более сложных форм. Н. н. – это не результат утомления или адаптации, а научение не реагировать, подавлять незначимую реакцию. Выраженность привыкания зависит от специфичности (в том числе биологической значимости) стимула, частоты его предъявления, силы раздражения и общего состояния организма. Наиболее характерный пример Н. н. – угашение ориентировочного рефлекса. Как считают, он возникает не на сам раздражитель, а в результате сличения его с образами предшествующих раздражителей, хранящихся в памяти. Если наличный раздражитель совпадает со следом, реакция не возникает и наоборот: чем сильнее несоответствие, тем выраженнее реакция. В процессе привыкания создается и конкретизируется новый образ раздражителя – «нервная модель стимула», и при последующем его предъявлении ориентировочная реакция слабеет по мере уточнения характеристик раздражителя. Таким образом, в Н. н. выделяются два процесса: повышение чувствительности к данному стимулу, облегчающее его узнавание, и торможение возможный реакций.

Нейтральный раздражитель (безразличный, индифферентный) — стимул, не вызывающий заметной ответной реакции организма.

Нервная клетка (нейрон) – структурно-функциональная единица нервной системы. К основным свойствам Н. к. относят возбуждение и торможение. Возбуждение характеризуется способностью генерировать нервные стимулы и проводить их к другим Н. к. или к исполнительным органам. Функция торможения заключается в непроведении нервного импульса. Возбуждение воспринимается при помощи дендритов, образующих дендритное дерево, и передается посредством аксона, имеющего многочисленные разветвления. По форме Н. к. очень разнообразны, функционально делятся на афферентные (чувствительные, сенсорные), воспринимающие сигналы из внешней и внутренней сред, ассоциативные (вставочные), связывающие нейроны друг с другом, и эфферентные (эффекторные, двигательные), передающие импульсы к исполнительным органам. Разнообразные объединения Н. к. в цепи и сети обеспечивают переработку поступающей информации и координацию действия эффекторов. Последовательное соединение афферентных, ассоциативных и эфферентных Н. к. образует рефлекторное кольцо.

Нервная модель стимула — понятие, предложенное Е. Н. Соколовым, означающее: 1) некоторые изменения (образ) в нервной системе в результате повторяющегося воздействия раздражителя; 2) определенная система нервных клеток, хранящих информацию о свойствах применявшегося раздражителя. О наличии Н. м. с. свидетельствует факт угасания ориентировочной реакции на повторяющийся стимул, причем с изменением любой составляющей стимула ориентировочная реакция появляется вновь. Формирование Н. м. с. характерно для научения в форме привыкания и этапов подведения под стимульный контроль навыков, сформированных на основе любой другой формы научения, и предполагает создание не только нервного образа раздражителя, но и механизма его узнавания.

Нервная система — совокупность нервных клеток и других элементов нервной ткани, осуществляющая координацию деятельности органов и их систем в процессе жизнедеятельности организма. Н. с. воспринимает и перерабатывает информацию при поступлении раздражителей, хранит информацию и на основе наличной потребности и полученной информации, а также врожденного и приобретенного алгоритмов реагирования формирует определенное поведение. Н. с. состоит из ЦНС, объединяющей головной и спинной мозг, и периферической нервной системы. В основе деятельности Н. с. лежат процессы возбуждения и торможения, обеспечивающие все многообразие поведенческой активности животных. Как считают, основой работы Н. с. служит рефлекс.

Нервный центр — более или менее локализованная совокупность нервных клеток, осуществляющая регуляцию какой-либо функции организма. Нервные образования, связанные с регуляцией одной функции, могут находиться в различных отделах ЦНС. Н. ц. состоит из афферентных, ассоциативных и эфферентных нейронов. Выделяют следующие свойства Н. ц.: одностороннее проведение возбуждения от афферентных к эфферентным нейронам, замедление проведения возбуждения, что обусловливает латентный период рефлекса, пространственная и временная суммация возбуждения, трансформация ритма возбуждения, последействие, обеспечивающее проявление рефлекса после окончания действия раздражителя, утомление, пластичность, перестройка контролирующих функций. Для осуществления эффективных поведенческих актов Н. ц. должен находиться в состоянии деятельности, что стимулируется поступлением возбуждения извне или из внутренней среды организма.

Новизна – несоответствие между воспринимаемым раздражителем (ситуацией, обстановкой) и ожидаемым, образ которого сложился на основе прошлого опыта. Наличие той или иной степени Н. вызывает ориентировочный рефлекс, сопровождающийся так называемой стоп-реакцией, исследовательское поведение различной степени выраженности, оборонительную реакцию, характеризующуюся стремлением выйти из сферы действия нового раздражителя, или пассивную реакцию (замирание). Появление раздражителей, отличающихся Н., может приводить к ухудшению эффективности дрессировочного процесса или воспроизведению уже освоенных навыков.

Степень Н. раздражителя обратно пропорциональна следующим факторам: частоте появления похожих раздражителей, степени давности (времени, прошедшим между появлениями похожих раздражителей), степени сходства раздражителей.

Различают Н. абсолютную (раздражитель никогда не встречался животному) и относительную (необычное сочетание знакомых животному раздражителей). Животные предпочитают раздражители умеренной степени Н.

Одна из задач воспитательного процесса – ознакомление собаки с наибольшим количеством разных раздражителей.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх