Комментарии

Монизм вселенной*

«Монизм вселенной» является одной из наиболее законченных философских работ ученого, в которой его взгляды на «причину космоса» представлены с достаточной полнотой и последовательностью.

Циолковский пишет эту работу на склоне лет и открывает в ней «тайные» мысли, которые волновали его всю жизнь. По мнению ученого, именно высказанные им в этой работе идеи должны были утвердить его имя в веках. В ней он называл себя «чистейшим материалистом».

Данная работа является переизданием статьи под тем же названием, опубликованной в 1925 г. Она была существенно дополнена. Вторую половину брошюры занимают отзывы на «Монизм вселенной» и «Причины космоса», а также ответы автора на вопросы читателей, добавлена глава «Блуждание атомов».

Работа явилась результатом углубленного поиска выхода из трагедии, которая ожидает каждую человеческую личность из-за неизбежности смерти. Циолковский видит этот выход в том, что смерти как абсолютного конца жизни нет, поскольку материя неуничтожима и едина, а ее элементы — атомы — всегда живы и обладают способностью ощущения.

Все это, как считал Циолковский, позволяет каждому живущему человеку с оптимизмом смотреть в будущее и не бояться смерти, жить сознанием жизни космоса и пониманием себя как ее части. По Циолковскому, человек через свои атомы имеет возможность для перевоплощения, открывающего ему путь к участию в вечном потоке жизни. Такие натурфилософские построения Циолковского нельзя оценивать однозначно, так как, с одной стороны, в них нет правильного понимания соотношения низшего и высшего, части и целого, но, с другой — они содержат в себе глубокое рациональное зерно в виде диалектико-материалистической идеи о неуничтожимости самой возможности жизни и разума, переходящих в соответствующих необходимости условиях в действительность.

«В „Монизме“ вы можете отбросить все гипотезы, но точная научная сущность все-таки остается. Эта сущность о вечной радости каждого атома — непоколебимая истина», — пишет К. Э. Циолковский.


Панпсихизм (греч.) — идеалистическое представление о всеобщей одушевленности природы. Исторические формы панпсихизма различны: от анимизма первобытных верований до развитых идеалистических учений о душе и психической деятельности как подлинной сущности мира (концепция монады у Г.Лейбница, философские идеи Г.Т.Фехнера, К.Г.Юнга и др.)

…простых тел известно около 90. — Речь идет о 90 известных к тому времени химических элементах.

Дарвин Чарльз Роберт (1809-82) — английский естествоиспытатель, создатель дарвинизма.

Ламарк Жан Батист (1744–1829) — французский естествоиспытатель, предшественник Ч.Дарвина. Основоположник зоопсихологии.

…как младенец, имеющий одну терцию возраста… — терция — шестидесятая часть секунды; в данном случае, младенец, только что появившийся на свет.

Лукреций, Тит Лукреций Кар — римский поэт и философ-материалист I в. до н. э. Дидактическая поэма «О природе вещей» — единственно полностью сохранившееся систематическое изложение материалистической философии древности.

Лавуазье Антуан Флоран (1743-94) — французский химик, один из основоположников современной химии. Один из основателей термохимии. В 1768-91 гг. генеральный откупщик; по суду революционного трибунала в числе других откупщиков гильотинирован.

Бюхнер Людвиг (1824-99) — немецкий врач, естествоиспытатель и философ, представитель вульгарного материализма; понимал сознание не как активное отражение объективной реальности, а как зеркальное (пассивное) отражение действительности; сторонник социального дарвинизма.

Джемс Уильям (1842–1910) — американский философ-идеалист и психолог, один из основателей прагматизма. Единственная реальность, по Джемсу, — непосредственный чувственный опыт.

Шарко Жан Мартен (1825–1893) — французский врач, один из основоположников современной невропатологии и психотерапии. Впервые в широком масштабе применил гипноз как метод лечения истерии.

Фламмарион Камиль (1842–1925) — французский астроном. Автор известных научно-популярных книг.

Эйнштейн Альберт (1879–1955) — физик-теоретик, один из основателей современной физики. Создал частную и общую теории относительности, автор основополагающих трудов по квантовой теории света и др. С 1933 г. работал над проблемами космологии и единой теории поля.

Аррениус Сванте Август (1859–1927) — шведский физико-химик. Автор теории электролитической диссоциации. Труды по химической кинетике, а также по астрономии, астрофизике и биологии. Считал, что жизнь по вселенной повсеместно распространяется путем перенесения микроорганизмов с одного небесного тела на другое.

Ветчинкин Владимир Петрович (1888–1950) — современный ученый в области аэродинамики. Один из организаторов ЦАГИ.

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646–1716) — немецкий философ, математик, физик, юрист, историк и лингвист. Сформулировал учение о монадах — деятельных психических субстанциях, являющихся неделимыми первоэлементами бытия.


Причина космоса*

«Причина космоса» — это конспект в форме полемики автора с некоторыми корреспондентами, в котором получили свое развитие мысли, изложенные в работе «Монизм вселенной» (1925).

«Нельзя читать это, не прочитав мою книжку „Монизм вселенной“», — писал К. Э. Циолковский.

Ученым высказывается мысль о существовании причины бесконечной во времени и пространстве Вселенной, которая рассматривается, в частности, как «бесконечно-большое второго, порядка». Доказывается принципиальная возможность космических путешествий.

К. Э. Циолковский понимал чрезвычайную важность решения проблемы для оптимального развертывания научно-технического прогресса. «Мысль о бесконечности знаний, — подчеркивал он, — уверенность в будущих открытиях, подавление научного фанатизма необходимы ради дальнейшего развития позитивной науки».

«В своей работе „Причина космоса“ я предупреждал, что учение о причине не безупречно и выражает только мой личный взгляд, который я никому не навязываю как безукоризненную истину. Это моя слабость — не более. Я все же очень дорожу ею, но не решаюсь назвать ее ясной и научной» — такова характеристика данной работы самого автора в его ответе на письмо В. Гулину 15 марта 1931 г.


Воля вселенной*

Неизвестные разумные силы*

Две этих работы были напечатаны в одной брошюре, как объединенные общей идеей. В них рассматривается вопрос о существовании в космосе множества высокоразвитых цивилизаций, о возможностях их влияния на земную жизнь.

«Верю в присутствие каких-то сил, каких-то разумных существ, вмешивающихся в нашу человеческую жизнь», — пишет К. Э. Циолковский.

Раскрывая проблему взаимоотношения между цивилизациями, К. Э. Циолковский отстаивает следующую точку зрения: участие высокоразвитых обществ в делах менее развитой цивилизации должно быть безвредным для последней, иначе гуманная по своей сути деятельность может превратиться в преступление. Здесь же выдвигается гипотеза об объединении усилий этих цивилизаций для преобразования космической природы в гигантских масштабах (например галактических). Рассматривая проблему поиска внеземных цивилизаций, Циолковский ставит на первый план не научно-технический момент, а изучение социальной ситуации, определение ее соответствия или несоответствия целям прогресса в космосе.

Выделяет Циолковский и проблему бессмертия человечества. Перспективу радикального удлинения жизни индивида он связывает с неуклонным прогрессом общества, в свою очередь неразрывно связанного с освоением космоса.

В конце брошюры помещено извлечение из рукописи «Этика» (1902) — «Существа разных периодов эволюции». Рукопись хранится в Архиве Академии наук.


Животное космоса*

Самозарождение*

В этих работах содержится вывод о бесконечной сложности материи, вывод, к которому К. Э. Циолковский пришел в результате напряженных поисков и размышлений. Качественное многообразие форм движущейся материи К. Э. Циолковский связывал с тем, что происходит вечное развитие материи, в котором отдельно взятые ее формы являются следствием эволюции. Решая центральную проблему биологии — проблему происхождения жизни, К. Э. Циолковский подчеркивал неизмеримо огромное значение эволюции материи в деле возникновения первичных живых существ на Земле. Этой проблеме, без которой не может быть построено законченное мировоззрение, К. Э. Циолковский посвятил большое число работ, но все они, кроме небольшой заметки «Самозарождение», которая вышла вместе с работами «Животное космоса» и «Растение будущего» в единой брошюре, при жизни ученого не были опубликованы.

В этой же брошюре высказана точка зрения К. Э. Циолковского на проблему принципиальных возможностей человеческого познания. К. Э. Циолковский считал возможности научного познания и технической практики принципиально безграничными.

Ставится в этих работах и проблема индивидуального человеческого долголетия. Высказывается идея о возможности радикального удлинения жизни человека, «преобразования тела» на основе применения принципиально новых средств при очень высоком уровне социального и научно-технического прогресса в целях приспособления человеческого организма к существованию его во внеземных условиях. Выдвигается гипотеза о возможности превращения человека в практически бессмертное существо, способное жить в условиях открытого космического пространства за счет энергии солнечных лучей.


Нирвана*

Еще в 1880 г. одну из своих ранних работ под названием «Графическое изображение ощущений» К. Э. Циолковский посвятил изучению ощущений живого организма на основе математического анализа. Попытка издать рукопись, несмотря на поддержку Физико-химического общества, не увенчалась успехом, в конце концов рукопись затерялась. Ее содержание Циолковский позднее и изложил в работе «Нирвана».

Работа содержит психоэтическую концепцию «деятельной нирваны», т. е. сознательного регулирования эмоций, открывающего путь к наиболее активной целесообразной деятельности человека, к его совершенствованию. Рассматривается возможность количественного подхода к изучению морально-психологического состояния личности, необходимость измерения полезных качеств человека, стоимость мыслей и поступков. Циолковскому принадлежит прозорливое замечание о том, что «и сейчас еще множество величин измерять не умеют. Например, полезные качества человека, стоимость мыслей, поступков. В этом великое несчастие для общества».

Здесь скрыта одна из причин, по которой и сегодня положение с экономикой науки оставляет пока желать много лучшего, из-за чего наносится трудно представимый ущерб народному хозяйству и всему общественному организму.

Идеи и высказывания ученого, носящие науковедческий (или близкий к нему) характер, в большинстве своем отнюдь не устарели, а некоторые из них сохраняют и эвристическую значимость.


Декарт Рене (1596–1650) — французский философ, математик, физик и физиолог. В основе философии Декарта — дуализм души и тела.


Ум и страсти*

В этой статье дано дальнейшее развитие концепции, выдвинутой автором в брошюре «Нирвана», особенно идеи количественного подхода к изучению некоторых психофизиологических и морально-психологических состояний человека. По заключению автора, разум приводит к равновесию. Работа отражает постоянное стремление ученого проникнуть в сущность творческого процесса человека, найти общие закономерности и отличительные особенности научного и художественного творчества. К. Э. Циолковский ставит проблему соотношений непрерывного и дискретного в творческом процессе и в процессе восприятия результатов творчества. Он строит теорию физиологического механизма этой дискретности, хотя и не разрабатывает ее подробно. Уделяет внимание природе и особенностям гения, его социальной функции. Развивая мысль о необходимости преобразования, совершенствования человека как творческой личности, К. Э. Циолковский затрагивает и биологический аспект этой проблемы.


Любовь к самому себе, или истинное себялюбие*

В брошюру включены главы: Современное состояние неба; Прошедшее и будущее Вселенной; Свойства материи и динамика неба; Биологическая жизнь.

В предисловии автор делает оговорку, какой терминологией он будет пользоваться, какие будет применять обозначения.

В работе популярно излагаются научные взгляды на строение Вселенной и развиваются некоторые идеи, выдвинутые в более ранних произведениях (о «вечности жизни», «чувствительность материи» и т. д.)

На основе обшей натурфилософской концепции автора отстаивается идея о необходимости заботы каждого человека об уменьшении страданий не только разумных существ, но и всего живого. Циолковский считает, что основанием всех наших поступков всегда будет любовь к самому себе, и дает рецепты, к чему должны стремиться люди Земли. В этих стремлениях заключается истинное себялюбие. Короче, оно — в таких наших поступках, при которых всякому атому вселенной было бы только хорошо.

Здесь философия космическая тесно переплетается с философией атомистической, философией человека.


Аэролит — устаревшее название каменного метеорита.

Эффект Доплера — изменение длины волны, наблюдаемое при движении источника волн относительно их приемника. Характерен для любых волн (свет, звук и т. д.)

Доплер Кристиан (1803-53) — австрийский физик и астроном.

Физо Арман Ипполит Луи (1819-96) — французский физик. Первым измерил скорость света земного источника. Определил скорость света в движущейся жидкости.

Беккерель Антуан Анри — французский физик. Открыл естественную радиоактивность солей урана.

Ньепс Жозеф Нисефор (1765–1833) — французский изобретатель, один из создателей фотографии.

Евгеника — теория о наследственном здоровье человека и путях его улучшения.


Горе и гений*

В работе «Горе и гений» изложена сущность устройства общества. Автор рассматривает вопрос о роли и значении достижений науки и техники в жизни общества, о необходимости системы выдвижения и поддержки талантов во всех областях человеческой деятельности. Фактически это первая печатная попытка автора указать на лучшие способы отбора талантливых людей.

«…Один человек, — справедливо подчеркивал Циолковский, — даже при грубой и далеко не полной оценке может дать в биллионы раз больше другого, тоже очень полезного и почетного труженика».

Циолковский предлагает проект идеальной организации общественного устройства, осуществление которого, по мнению ученого, должно привести к всеобщему благоденствию, счастью и созданию наиболее благоприятных условий для развития гения и его творчества на благо человечества.

«Я приложил, между прочим, свою книжку „Горе и гений“, написанную еще при царе, где ясно выражены мои взгляды на лучшее общественное устройство, весьма близкие к Советской Конституции», — пишет К. Э. Циолковский 22 марта 1919 года в Социалистическую академию общественных наук.

Позднее (1918, 1921) автор развивает высказанные в брошюре «Горе и гений» мысли о месте и роли гениев в общественном прогрессе и о создании специальной системы поощрения творчества незаурядных людей в статье «Гений среди людей» (автограф и машинопись хранятся в Архиве АН), а также в работе «Двигатели прогресса» (1928).


Люэс — сифилис.

Абсолютизм — форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть.


Гений среди людей*

Работа написана К. Э. Циолковским в 1918 г. При жизни не публиковалась. В ней Циолковский наиболее подробно изложил свои взгляды на роль творческой личности в развитии цивилизации. Рассуждая об особенностях взаимоотношений непризнанного официально мыслителя с семьей, коллегами, обществом, ученый нередко опирался на личный опыт. Думается, что мнение Циолковского о значении научной мысли для развития человечества покажется современному читателю достаточно интересным, хотя и не бесспорным.


Гутенберг Иоганн (ок. 1399–1468) — немецкий изобретатель книгопечатания.

…предок Чарльза Дарвина (Эразм) и сын его (Джон) были людьми выдающимися… — Эразм Дарвин (1731–1802) — английский врач, натуралист и поэт. Дед Чарльза Дарвина.

Ксантиппа — жена Сократа, известная своим скандальным характером.

Гальвани Луиджи (1737-98) — итальянский анатом и физиолог, один из основателей учения об электричестве, основоположник экспериментальной электрофизиологии.

Араго Доминик Франсуа (1786–1853) — французский ученый. Исследовал поляризацию света, открыл намагничивающее действие электрического тока и др. Труды по астрономии, истории науки. Оказал большое влияние на французскую науку. Популяризатор науки.

Ползунов Иван Иванович (1728-66) — русский теплотехник, один из изобретателей теплового двигателя. В 1763 г. разработал проект универсального теплового двигателя — первой в мире пароатмосферной машины непрерывного действия, осуществить который ему не удалось. В 1765 г. построил по другому проекту первую и России паротеплосиловую установку для заводских нужд, проработавшую 43 дня; за неделю до ее пуска Ползунов скончался.

Уатт Джеймс (1736–1819) — английский изобретатель, создатель универсального теплового двигателя. Изобрел (1774-84) паровую машину с цилиндром двойного действия. Машина Уатта сыграла большую роль в переходе к машинному производству.

Майер Юлиус Роберт (1814-78) — немецкий естествоиспытатель, врач. Первым сформулировал закон сохранения энергии (эквивалентности механической работы и теплоты) и теоретически рассчитал механический эквивалент теплоты. Идеи и приоритет Майера долго не признавались, что привело его к тяжелой болезни.

Палисси Бернар (ок. 1 5 10-1 589 или 1590) — французский художник-керамист и естествоиспытатель.

Птолемей Клавдий (ок. 90 — ок.160) — древнегреческий астроном, создатель геоцентрической системы мира. Разработал математическую теорию движения планет вокруг неподвижной Земли. Система Птолемея изложена в его главном труде «Альмагест» — энциклопедии астрономических знаний древних. В труде «География» дал сводку географических сведений античного мира.

Анаксагор из Клазомен в Малой Азии (ок. 500–428 г. до н. э.) — древнегреческий философ, выдвинул учение о неразрушимых элементах — «семенах» вещей. Движущий принцип мирового порядка — ум (нус), организующий элементы.

Перикл (ок. 490–429 до н. э.) — афинский стратег, вождь демократической группировки. Законодательные меры Перикла способствовали расцвету афинской рабовладельческой демократии.

Кеплер Иоганн (1571–1630) — немецкий астроном, один из творцов астрономии нового времени. Открыл законы движения планет, заложил основы теории затмений, изобрел телескоп, в котором объектив и окуляр — двояковыпуклые линзы.

Коперник Николай (1473–1543) — польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли.

Гассенди Пьер (1592–1655) — французский философ-материалист, математик и астроном.

Гарвей Уильям (1578–1657) — английский врач, основатель современной физиологии и эмбриологии. Описал большой и малый круг кровообращения. Изложил учение о кровообращении, опровергавшее представления, господствовавшие со времен Галена, за что подвергался гонениям со стороны современных ему ученых и церкви.

Тьер Адольф (1797–1877) — французский государственный деятель, историк.

Прудон Пьер Жозеф (1809-65) — французский социалист, теоретик анархизма, экономист.

Ом Георг Симон (1787–1854) — немецкий физик. Установил закон, названный его именем. Труды по аккустике, кристаллооптике.

Джоуль Джеймс Прескотт (1818-89) — английский физик.

Конт Огюст (1798–1857) — французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии. Позитивизм рассматривал как среднюю линию между эмпиризмом и мистицизмом.

Гельвеций Клод Адриан (1715-71) — французский философ. Утверждал, что мир материален и бесконечен во времени и пространстве, мышление и ощущение — свойства материи.

Биша Мари Франсуа Ксавье (1771–1802) — французский врач, один из основоположников патологической анатомии и гистологии. Основатель научной школы.

Гершель Уильям (1738–1822) — английский астроном, основоположник звездной астрономии. С помощью изготовленных им телескопов производил систематические обозрения звездного неба, исследовал звездные скопления, двойные звезды, туманности. Построил первую модель Галактики, установил движение Солнца в пространстве, открыл Уран, два его спутника и два спутника Сатурна.

Франклин Бенджамин (1706-90) — американский просветитель, государственный деятель и ученый. Интересовался многими науками. В 1747–1753 гг. издал ряд трудов по электричеству: ввел общепринятое ныне обозначение электрически заряженных состояний — «+» и «-»; доказал электрическую природу молнии; изобрел молниеотвод и т. д.

Кулибин Иван Петрович (1735–1818) — механик-самоучка. Изобрел множество различных механизмов.

Мендель Грегор Иоганн (1822-84) — австрийский естествоиспытатель, монах, основоположник учения о наследственности.

Ньютон Исаак (1643–1727) — английский математик, механик, астроном и физик, создатель классической механики. Фундаментальные труды: «Математические начала натуральной философии» и «Оптика».

Пристли Джозеф (1733–1804) — английский химик, философ, сторонник деизма.

Фраунгофер Йозеф (1787–1826) — немецкий физик. Усовершенствовал изготовление линз, дифракционных решеток. Подробно описал линии поглощения в спектре Солнца, названные его именем.

Фабр Жан Анри (1823–1915) — французский энтомолог. Учебники и научно-популярные труды по биологии насекомых.

Пастер Луи (1822-95) — французский ученый. основоположник современной микробиологии и иммунологии.

Эдисон Томас Алва (1847–1931) — американский изобретатель и предприниматель, организатор и руководитель первой американской промышленно-исследовательской лаборатории. Для деятельности Эдисона характерны практическая направленность, разносторонность, непосредственная связь с промышленностью.

Фарадей Майкл (1791–1867) — английский физик, основоположник учения об электромагнитном поле.

Менделеев Дмитрий Иванович (1834–1907) — российский химик, разносторонний ученый, педагог. Открыл периодический закон химических элементов — один из основных законов естествознания.

Бербанк Лютер (1849–1926) — американский селекционер. Автор многих сортов плодовых, овощных, полевых и декоративных культур.

Энгельгардт Александр Николаевич (1832-93) — российский агроном, публицист.

Либих Юстус (1803-73) — немецкий химик. Исследовал органические соединения. Создал собственную научную школу химии, один из создателей агрохимии.

Гумбольдт Александр (1769–1859) — немецкий естествоиспытатель, географ и путешественник. Один из основателей географии растений и учения о жизненных формах. Произведения Гумбольдта оказали большое влияние на развитие эволюционных идей и сравнительного метода в естествознании.

Ларошфуко Франсуа де (1613-80) — французский писатель-моралист.

Жорж Санд (наст. имя Аврора Дюпен. 1804-76) — французская писательница.

Шопенгауэр Артур (1788–1860) — немецкий философ, представитель волюнтаризма.

Лаплас Пьер Симон (1749–1827) — французский астроном, математик и физик; автор классических трудов по теории вероятностей, небесной механике и многих других.

Саллюстий (86 — ок. 35 г. до н. э.) — римский историк.

Сафо (Сапфо) (VII–VI вв. до н. э.) — древнегреческая поэтесса.

Лристипп (2-я пол. V в. — нач. IV в. до н. э.) — древнегреческий философ из Кирены в Северной Африке, ученик Сократа, основатель киренской школы, один из родоначальников гедонизма.

Карлейль Томас (1795–1881) — английский публицист, историк и философ, признававший существование божественной сущности, единственной универсальной реальности; критиковал буржуазные порядки, идеализируя средневековье. Выдвинул концепцию «культа героев», единственных творцов истории.

Мюссе Альфред де (1810-57) — французский поэт-романтик.

Доницетти Гаэтано (1797–1848) — итальянский композитор.

Бэкон Роджер (ок. 1214-92) — английский философ и естествоиспытатель, монах-францисканец. Профессор в Оксфорде. Придавал большое значение математике и опыту — как научному эксперименту, так и внутреннему мистическому озарению. Занимался оптикой, астрономией, алхимией; предвосхитил многие позднейшие открытия.

Парацельс (1493–1541) — символическое имя, принятое величайшим оккультистом средневековья — Филиппом Бомбастом Ауреолом Теофрастом фон Гогенхеймом. Он был мудрейшим врачом своего столетия, ясновидящим высокой степени, одним из самых ученых и эрудированных философов и мистиков и выдающимся алхимиком, оставил после себя множество трудов, которые по сей день высоко ценятся у каббалистов и оккультистов.

Помяловский Николай Герасимович (1835-63) — русский писатель, создал реалистические образы разночинцев.

Успенский Николай Васильевич (1837-89) — русский писатель. Бытовые очерки и рассказы из жизни крестьянства, вскрывающие социальные корни духовной неразвитости и рутинности мышления.

Кюри Пьер (1859–1906) — французский физик, один из создателей учения о радиоактивности. Открыл и исследовал пьезоэлектричество. Погиб в уличной катастрофе.

Костомаров Николай Иванович (1817-85) — русский и украинский историк, писатель.

Ампер Андре Мари (1775–1836) — французский ученый, один из основоположников электродинамики.

Кювье Жорж (1769–1832) — французский зоолог, один из реформаторов сравнительной анатомии, палеонтологии и систематики животных.

Гельмгольц Герман Людвиг Фердинанд (1821-94) — немецкий ученый. Автор фундаментальных трудов по физике, биофизике, физиологии, психологии. Сторонник физиологического идеализма.

…аттестован в поветовой школе. — Повет — уезд, часть области или губернии, со своим управлением.


Двигатели прогресса*

Двигатели прогресса — «это люди, ведущие все человечество и все живое к счастью, радости и познанию», — пишет К. Э. Циолковский. В данной статье автор обосновывает высказанную в брошюре «Горе и гений» мысль о необходимости изучения и ликвидации причин, тормозящих признание и внедрение новых научно-технических идей и изобретений.

«Мы приходим к такой задаче общественного устройства, при которой не могли бы скрываться и пропадать таланты, — пишет автор. — В своем сочинении „Горе и гений“ я очень неполно уже наметил решение этой задачи. Теперь подготовляется обстоятельная работа на эту тему». У Циолковского был свой горький опыт смелого мыслителя, ученого и изобретателя-самоучки. Тем не менее он заботился не о себе, а об обществе.

«Не надо озлобляться, — пишет ученый, — лучше разобрать причины этого невыгодного нам явления, устранить их и быть самим на страже, чтобы не повторять исторических ошибок».

Ученый ставит вопрос: «Как же найти правильную оценку мысли и деятельности миллионов людей, как извлечь все самое высокое на помощь правительствам?»

Актуальность постановки вопроса для наших дней очевидна.


Морзе Сэмюэл Финли Бриз (1791–1872) — американский художник и изобретатель.

Грамм Зеноб Теофиль (1826–1901) — электротехник. Получил патент на практически пригодный электрический генератор с кольцевым якорем. Основал промышленное производство электрических машин.

Янсен Иоганн (1829-91) — немецкий историк католического направления.

Ныокомен Томас (1663–1729) — английский изобретатель. Один из создателей теплового двигателя.

Монж Гаспар (1746–1818) — французский математик и инженер. Создал начертательную геометрию.

Уоллес Алфред Рассел (1823–1913) — английский естествоиспытатель, один из основоположников зоогеографии.


Научная этика*

В работе излагаются общефилософские и этические идеи автора, высказанные в ряде более ранних произведений.

«В этой статье. — пишет Циолковский, — ни на миг не выхожу из идей единства (монизма) и материальности… Я исхожу из принципа бесконечной сложности материи, которая, в свою очередь, вытекает из бесконечности времен, то есть из того, что вселенная всегда была и потому вечно усложнялась».

В этой работе К. Э. Циолковский впервые излагает принципы, которые должны лежать в основе не только земной, но и «космической этики» и которыми могло бы руководствоваться человечество во взаимодействии с другими цивилизациями. Основой этих принципов, по Циолковскому, является стремление к творческому преобразованию мира, самоотверженное служение красоте, совершенству и разуму, содействие расцвету и торжеству всего самого прекрасного и самобытного, что есть в человеке и обществе. Необходимость этих принципов вытекала из его убежденности в материальном единстве мира и научно обоснованном доказательстве возможности и необходимости космического расширения общества.

В работе пропагандируется мысль о расселении в космосе планетных цивилизаций, о необходимости и неизбежности утверждения гуманистической морали.

«Этика человека есть сложное и громадное учение. Мы показали его основы. Можем привести еще несколько очертаний. Прежде всего нужна для трудящихся полная свобода слова, печати, собраний, вообще всех таких действий, которые не сопровождаются насилиями над другими лицами», — пишет ученый.


Очерки о вселенной*

История «Очерков о вселенной» следующая. В заметках Любови Константиновны Циолковской, старшей дочери ученого и его секретаря, есть такие строки: «Месяца за три до смерти отец мне сказал, что у него имеется ряд статей, главным образом по космической философии, которые надо собрать в одну книжку. Он поручил мне разложить их по степени трудности, надеясь их издать. Идя навстречу потребностям читателей в стройном космическом мировоззрении, отец хотел свои мысли, изложенные в виде писем к друзьям, собрать в единое целое, добавив к ним наиболее интересные из писем читателей».

Уже тогда, когда Циолковский только начал писать «Очерки», он не надеялся их напечатать. Об этом свидетельствуют горькие строки его писем этого периода: «Я употребляю все свои силы на работы, которые имею даже мало надежды издать и закончить… В обществе полное равнодушие к моим работам и даже книжки не распространяются. На издания сейчас нет средств, кроме других препятствий… Понятно, почему молчат о моей философии, нет на нее теперь моды, даже более…»

Но желание донести до читателя свои сокровенные мысли «о вечной юности вселенной» было огромное. И тогда Циолковский прибегает к необычному способу распространения своих трудов: среди своих корреспондентов (а их у него, судя по адресным книжкам, было более 1000) он выбирает 32 и решает рассылать им отдельные статьи «Очерков», выдвигая при этом одно условие (о чем будет сказано ниже). Статьи предваряет письмо-обращение «Моим друзьям». Это страстное, эмоциональное послание ученого к своим современникам.

Моим друзьям

Ваши отзывы на полученные вами от меня труды доказали, что вы понимаете их и потому можете быть их хранителями и распространителями. Издать их я не в силах, в Академии наук они затеряются или будут забыты.

Вы молоды и, может быть, сумеете и успеете передать их людям после моей смерти или еще при жизни. Так они не пропадут, а принесут добрые плоды.

Но если вы сочувствуете новым мыслям (или старым, лишь бы они были полезны людям), то принесите маленькую жертву: отдайте переписать их на машине и в доказательство пришлите мне один экземпляр (вместо полученного вами).

Посылать буду по одной статье и начну с самых малых и самых ценных. Только после получения от вас копии первой работы вышлю вторую.

Согласны ли вы на это, напишите.

С пятью полученными вами копиями делайте что хотите. Подарите их друзьям или оставьте у себя.

Хотя вы услышите многое вам уже известное, но иным сочетанием слов изложенное поможет вам усвоить истину. Поверьте мне потому, что мне 75 лет и ждать уже от жизни, кроме горечи, нечего. Значит, мне нет интереса быть пристрастным.

Я бы принял на себя все расходы по печатанию, но, во-первых, не хватает сил и средств, во-вторых, можно обмануться в друзьях, раз они неспособны к маленьким жертвам.

(К. Циолковский)

Определяя цель «Очерков», Циолковский в письме к А. М. Горькому в сентябре 1932 года писал: «…Я пишу ряд очерков, легких для чтения, как воздух для дыхания. Цель их: познание Вселенной и философии, основанной на этом познании. Вы скажете, что все это известно. Известно, но не проникло в массы. Не только в них, но в интеллигентные и ученые массы».

«Очерки» ученый писал в последние годы жизни, поэтому с полным основанием можно сказать, что эта работа подводит итог его мировоззренческим исканиям, в которых человек рассматривается в качестве составной части космоса и будущее человечества неразрывно связывается с освоением космического пространства и возможностью контакта с внеземными цивилизациями.

В нескольких статьях Циолковский рисует картину бесконечной Вселенной с ее неисчерпаемыми тайнами. Тем самым он хотел пробудить у своих читателей стремление и желание познавать их, выходить в своих мыслях за пределы своей планеты, вступать в контакт с иными обитателями космоса.

Хорошо осознавая, как нелегко человеку принять и познать это, Циолковский пишет, что не следует пугаться и отступать перед непознанным и непонятным, наши знания относительны.

В ряде статей он пытается представить совершенствование общества в широком смысле как необходимость всего космического прогресса.

Активным участником процессов космического масштаба является человек, отсюда на него налагается огромная ответственность за его деятельность. И вот, когда человек проникается мыслью, что космос един, что иноцивилизации объединены общей судьбой, он должен понять, что необходима одна единая «космическая этика», суть которой заключается в том, чтобы позволить иноцивилизациям со временем взаимодействовать таким образом, чтобы разумные существа космоса выполняли свою историческую миссию его преобразователей. Между «совершенными существами Вселенной» принципы солидарности и взаимной поддержки естественны, единственно мыслимы.

В заключение хотелось бы привести строки заметок Любови Константиновны Циолковской: «Этим статьям о вечной юности Вселенной и счастливом будущем живущих он придавал огромное значение, полагая, что все страдающие и скептики найдут в них утешение. Веру в целительность своей космической философии он почерпнул из писем к нему читателей… Я сначала хотела их напечатать со своим предисловием, но потом решила, что это будет напрасный труд — все равно не напечатают. Они, конечно, не в марксистском духе, но в материалистическом. А материализм подрывает суеверия и предрассудки — следовательно, он на руку прогрессу. Потому их напечатание было бы полезно».

Некоторые статьи «Очерков» печатаются не полностью: сейчас трудно сказать, не успел ли их закончить ученый или они оказались утраченными.


Необходимость космической точки зрения

Позитивизм — направление философии, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук; наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии как исследовании мировоззренческих проблем. Главные черты позитивизма — феноменализм (сведение задачи науки лишь к описанию явлений) и элементы субъективного идеализма.


Библия и научные тенденции Запада

Клаузиус Рудольф Юлиус Эмануэль (1822-88) — немецкий физик, один из основателей термодинамики и молекулярно-кинетической теории теплоты.


Демократия и иерархия

Солон (между 640 и 635 — ок. 559 г. до н. э.) — афинский архонт, провел реформы, способствовавшие ускорению ликвидации пережитков родового строя. Античные предания причисляли Солона к семи греческим мудрецам.


Род или характеристика познания

Знания теоретические или посредственные… — совершающиеся через посредство чего-то (книжн., устар.)







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх