• Коллективизм – индивидуализм
  • О дружбе, товариществе
  • Патриотизм, национализм, шовинизм
  • 9

    Коллективизм – индивидуализм

    Все время думаю о парадоксе: созидая социализм, отдавая предпочтение всему, что идет от коллектива, от коллективизма, мы много утратили из того, что касается индивидуальности, личности, если можно так выразиться, самости, человека. Надо исходить из того, что если есть сам, то все остальное есть мир. Как сказывается сегодня эта утрата! На многом, во многом. На качестве труда, На отношениях человека к человеку. На оценке его творческой потенции. Ценность самой личности у нас не выверена, не определена… И мы игнорируем эти проблемы… Хватит догматов, заранее представленных формул. Много их уже было, догматов и формул, тормозящих движение вперед, и мы должны уйти от нивелирования, обезличивания, стандарта. Всеобщая стандартизация во имя коллектива убийственна.

    Ч. Айтматов (1987 г.)


    Орлы летают в одиночку, овцы идут кучей.

    Бон 1, 345


    Своеволье и закон, лицо и общество и их нескончаемая борьба с бесчисленными усложнениями и вариациями составляют всю эпопею, всю драму истории. Лицо, которое только и может разумно освободиться в обществе, бунтует против него. Общество, не существующее без лиц, усмиряет бунтующую личность.

    Лицо ставит себя целью.

    Общество – себя.

    Этого рода антиномии (нам часто приходилось говорить о них) составляют полюсы всего живого; они неразрешимы потому, что, собственно, их разрешение – безразличие смерти, равновесие покоя, а жизнь – только движение. Полной победой лица или общества история окончилась бы хищными людьми или мирно пасущимся стадом.

    А.И. Герцен[28]


    Травинки, сплетенные в канат, могут слона связать.

    Древнеиндийская мудрость


    Возьмемся за руки друзья, чтобы не пропасть поодиночке.

    Б. Окуджава


    Веника не сломишь, а прутья по одному все переломишь.

    Поговорка


    Как вода размывает гранит, так и общество находится в вечной борьбе с индивидуальностью. Тезис: – Я стою на своем, – говорит каждый камень в природе. Антитезис: – Но я тебя все-таки размою, – отвечает вода. Синтез борьбы воды с камнем – плодотворная почва, на которой вырастает дерево.

    М.М. Пришвин[29]


    Запомним: мы родились, чтобы жить вместе. И сообщество наше подобно своду, который потому и держится, что камни не дают друг другу упасть.

    Сенека 15, ХСV


    Коллективизм – это отрава; с ним как с водкой надо норму знать.

    Анатолий Стреляный (“Путешествие в глубинку”)


    Я не баран и не собираюсь всю жизнь блеять одно и то же.

    Л.Н. Толстой


    * * *


    Нам не нужно единства во чтобы то ни стало, любой ценой. Когда говорят о положительном значении единства, то нередко вспоминают притчу о старике-отце и венике или принцип властителей “разделяй и властвуй”. При этом забывают, что единство любой ценой так же плохо, как и отсутствие единства.

    Когда индивидуализм распространен так же, как коллективизм, всеобщее оболванивание невозможно. Невозможны культ вождя, деспотизм, массовый террор и репрессии.

    Одно дело – коллективизм как естественное стремление людей к объединению, как добровольное их объединение для умножения сил. Другое дело – коллективизм как принцип официальной морали, как всеобщий принцип поведения людей. В этом случае коллективизм теряет естественность, добровольность и приобретает характер императива, принудительной нормы-меры, “удушения посредством объятий”.

    Вполне в соответствии со своей доктриной уничтожения частной собственности коммунисты абсолютизируют коллективистское начало человеческой природы. Эта абсолютизация фактически ведет к отрицанию человечности, к антигуманизму. Ведь человеческая природа и генетически, и поведенчески многообразна. Она представляет собой статистический разброс коллективистских, индивидуалистических и смешанных типов. Делая упор на коллективизме, коммунисты этим, мягко говоря, мешают жить большей части человеческого сообщества (индивидуалистическим и смешанным типам). Практика коммунистического строительства в ХХ столетии наглядно это показала.

    О дружбе, товариществе

    Тот, кто лишен искренних друзей, поистине одинок.

    Ф. Бэкон 1, 298


    Дружба удваивает радости и сокращает наполовину горести.

    Ф. Бэкон


    Для дружбы любое бремя легко.

    Гей 1, 298


    Я больше всего люблю друга за то, что у него есть недостатки, о которых можно поговорить.

    Гэзлитт 1, 299


    Дружба одного разумного человека дороже дружбы всех неразумных.

    Демокрит 9, 165


    Любящие порицать других неспособны к дружбе.

    Демокрит 9, 165


    Единомыслие создает дружбу.

    Демокрит 9, 166


    Друг – это другой я.

    Зенон


    Дороже всех даров надежный друг.

    Еврипид


    В радости и друзья узнают нас, в несчастье – узнаем их мы.

    Коллинз 1, 299


    Кто ищет друзей, достоин того, чтобы их найти; у кого нет друзей, тот никогда их и не искал.

    Лессинг 1, 300


    Выносливость осла познается на неровной дороге, верность друга – в житейских невзгодах.

    Менандр 1, 300


    Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

    Неизвестный автор


    Мы не столько нуждаемся в помощи от наших друзей, сколько в уверенности, что эту помощь мы от них получим.

    Неизвестный автор


    Друзья познаются в беде.

    Поговорка


    Не в том суть, от кого ты родился, а в том, с кем ты водишься.

    Сервантес 1, 301


    Дамон и Финтий! Вот безупречный образец дружбы равных. Два уроженца Сиракуз, не терпящие насилия, гордые, знатные пифагорейцы. Финтий был схвачен деспотом Дионисием II, заподозрившим его в покушении на свою жизнь, и приговорен к смерти. Дамон, знавший, что его друг жаждет проститься с семьей и уладить дела, предложил себя в заложники. Финтия отпустили домой на строго отсчитанное время. Оно, однако, миновало, а он не вернулся в указанный срок. Дамона отвели на площадь, и палач уже поднял секиру, когда, задыхаясь от бега, к плахе примчался осужденный. Народ, собравшийся к лобному месту, потребовал прощения смертнику и Дионисий II не только помиловал его, но и попросил столь верных друг другу людей стать его друзьями. Финтий и Дамон отказались. “Дружба – дар богов”, – считали древние.

    Г. Серебрякова (“Предшествие”)


    Если друг упрекает тебя в каком-либо недостатке, думай всегда, что он сказал тебе еще не все.

    Т. Фуллер 1, 302


    Не тот друг, кто жалеет, а тот, кто помогает.

    Т. Фуллер


    У истинных друзей все общее.

    Цицерон


    В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; без нее мир словно лишился бы солнца.

    Цицерон


    Единственный путь найти друга – быть им.

    Р.У. Эмерсон 12, 81


    Всякая дружба желанна ради себя самой, а начало она берет от пользы.

    Эпикур 9, 220


    Из всего того, что мудрость доставляет себе для счастья всей жизни, самое важное есть обладание дружбой.

    Эпикур 9, 216


    Не друг ни тот, кто постоянно ищет пользы, ни тот, кто никогда не соединяет ее с дружбой; один торгует расположением, чтобы получить обмен, другой отсекает добрую надежду на будущее.

    Эпикур 9, 221

    Патриотизм, национализм, шовинизм

    Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме… Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а с здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение.

    В. Г. Белинский. Из письма к Гоголю. – Полн.собр.соч. в 13 т., Х, с. 213.


    И дым отечества нам сладок и приятен.

    А.С. Грибоедов


    Мудрому человеку вся земля открыта. Ибо хорошей душе отечество – весь мир.

    Демокрит


    … узкая национальность не в духе русском.

    Ф.М. Достоевский


    Я люблю свободу больше, чем родину.

    М. Мамардашвили


    … нужно сознаться, что наша общественная жизнь – грустная вещь. Что это отсутствие общественного мнения, что равнодушие ко всему, что является долгом, справедливостью и истиной, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству, – поистине могут привести в отчаяние.

    А.С. Пушкин (из письма к Чаадаеву от 19 октября 1836г., написанного под впечатлением публикации первого “Философического письма”)


    Любят родину не за то, что она велика, а за то, что она своя.

    Сенека 12, 211


    Патриот желает, чтобы Россия была лучше. Националист считает, что уже сейчас Россия – самая лучшая.

    В. С. Соловьев


    Любовь к отечеству – прекрасная вещь. Но еще более высокая – любовь к истине.

    П.Я. Чаадаев


    Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее; я думаю, что время слепых влюбленностей прошло. Теперь прежде всего мы обязаны родине истиной.

    П.Я. Чаадаев


    Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в человечество, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру. И, конечно, не пройдет без следа то наставление, которое суждено нам дать, но кто знает день, когда мы найдем себя среди человечества, и кто исчислит те бедствия, которые мы испытываем до свершения наших судеб?

    П.Я. Чаадаев (Первое философическое письмо)


    …я никогда не признавал той неприступной черты, которую иные заботливые и даже рьяные, но малосведующие патриоты непременно хотят провести между Россией и Западной Европой, той Европой, с которою порода, язык, вера так тесно ее связывают. Не составляет ли наша, славянская раса – в глазах филолога, этнографа – одной из главных ветвей индо-германского племени? И если нельзя отрицать воздействия Греции на Рим и обоих их вместе – на германо-романский мир, то на каком же основании не допускается воздействие этого – что ни говори – родственного, однородного мира на нас? Неужели же мы так мало самобытны, так слабы, что должны бояться всякого постороннего влияния и с детским ужасом отмахиваться от него, как бы он нас не испортил? Я этого не полагаю: я полагаю, напротив, что нас хоть в семи водах мой, – нашей, русской сути из нас не вывести. Да и что бы мы были, в противном случае, за плохонький народец! Я сужу по собственному опыту: преданность моя началам, выработанным западною жизнию, не помешала мне живо чувствовать и ревниво оберегать чистоту русской речи.

    И.С. Тургенев[30]


    Когда в нас что-нибудь неладно, то мы ищем причин вне нас и скоро находим: “Это француз гадит, это жиды, это Вильгельм…” Это призраки, но зато как они облегчают наше беспокойство!

    А.П. Чехов


    … самый дешевый вид гордости – гордость национальная. Ибо кто ею одержим, обнаруживает этим отсутствие в себе каких-либо индивидуальных качеств, которыми он мог бы гордиться, так как иначе ему незачем было бы хвастаться за то, что у него общее с миллионами. У кого есть выдающиеся личные достоинства, тот, напротив, всего яснее видит недостатки собственной нации, так как они постоянно у него на глазах. А всякий жалкий бродяга, у которого нет за душой ничего, чем он мог бы гордиться, хватается за последнее средство – гордиться той нацией, к какой именно он принадлежит: это дает ему опору, и вот он с благодарностью готов pyr cai laz (кулаком и пятой – греч.) защищать все присущие этой нации недостатки и глупости.

    … индивидуальность стоит далеко выше национальности, и по отношению к каждому данному человеку первая заслуживает в тысячу раз более внимания, чем вторая. Вообще за национальным характером, так как в нем отражается толпа, никогда нельзя по совести признать много хорошего…

    Всякая нация смеется над другой, и все они правы.

    А. Шопенгауэр (“Афоризмы житейской мудрости”)


    * * *


    О любви к родине говорят либо поэты, либо демагоги.

    Любят родину не за то, что она хорошая и прекрасная, а за то, что она своя.



    Примечания:



    [2] См.: журн. “Химия и жизнь”, 1975, № 9. С. 54.



    [3] Гоббс Т. Избр. произв. в 2-х т.т. Т. 1, М., 1964. С. 79.



    [28] Герцен А.И. Соч. в 30-и т.т. Т. XIX. С. 184.



    [29] См.: газета “Известия”, 16 ноября 1962 г.



    [30] Тургенев И.С. Собр. соч. в 12-и т.т. Т. 11, М., 1979. С. 241-242. (Литературные и житейские воспоминания).







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх