• О жизни, смерти, бессмертии
  • О человеке
  • Человечность, гуманизм
  • О свободе
  • Cправедливость
  • Право, закон, государство
  • О счастье
  • 2

    О жизни, смерти, бессмертии

    Каждому человеку судьбу создают его нравы.

    Античный афоризм 12, 251


    Жизнь – сочетание меда и желчи.

    Апулей 1, 154


    Жить – значит чувствовать и мыслить, страдать и блаженствовать; всякая другая жизнь – смерть. И чем больше содержания объемлет собою наше чувство и мысль, чем сильнее и глубже наша способность страдать и блаженствовать, тем мы больше живем: мгновение такой жизни существеннее ста лет, проведенных в апатической дремоте, в мелких действиях и ничтожных целях.

    В.Г. Белинский (Соч. Т. 4. С. 487)


    Труд подливает масло в лампу жизни, а мысль зажигает ее.

    ДжонБелларс


    Жизнь – это заем, а не подарок.

    Боденштедт 1, 154


    В драме бытия мы являемся одновременно и актерами и зрителями.

    Н. Бор


    Жизнь – чистое пламя; мы живем с невидимым солнцем внутри нас.

    Томас Браун 1, 154


    Жизнь человека выражается в отношении конечного к бесконечному.

    И.А. Бунин (“Освобождение Толстого”)


    Жизнь – это не школа для обучения светским манерам.

    Ярослав Гашек


    Все здоровые люди любят жизнь.

    Г.Гейне 1, 155


    Что касается определенного призвания, которое представляется какой-то судьбой, то нужно всего лишь снять с него форму внешней необходимости. Свою судьбу нужно выбирать свободно и так же переносить и осуществлять ее.

    Гегель 12, 251


    Лишь тот достоин жизни и свободы,

    Кто каждый день идет за них на бой.

    Гете 1, 57


    Жизнь – долг, хотя б она была мгновеньем.

    Гете 1,156


    Жизнь – не сад, в котором растут только одни цветы.

    И.А. Гончаров (“Обрыв”)


    Жизнь, проводимая в праздности умственной и лени физической, жизнь какая-то отрицательная, самая жалкая, нездоровая и испорченная, ибо при отсутствии возбуждения и деятельности она уподобляет человека стоячему, мертвому пруду или болоту. Физическая часть организма застаивается… сила органов утрачивается от недостатка упражнения и через это внедряется в организм зерно всевозможных болезней.

    Х.В. Гуфеланд


    Жить – значит непрерывно двигаться вперед.

    СамюэльДжонсон 1, 156


    Жизнь – это праздник, на который мы пришли.

    Древнеиндийская мудрость


    Пока ты не доволен жизнью, она проходит.

    В передаче Л.Б. Лебединской


    Истинное назначение человека – жить, а не существовать.

    Джек Лондон 1,157


    Человек как личность сформировывается годам к сорока. К этому времени он набирается знаний, жизненного опыта, в нем устанавливается счастливое равновесие между эмоциями и разумом. Древние греки называли период сорокалетия “акмэ”, что означает “годы расцвета”.

    И. Ефремов


    Отдельный человек не умирает, если он одушевлен общей идеей и служит общей цели.

    Д. Мамин-Сибиряк


    Избегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в возможность добиться чего-то значительного в жизни. Эта черта свойственна мелким душонкам.

    Марк Твен


    Скука – это зевок небытия.

    С.Я. Маршак


    Жизнь – это процесс постоянного выбора. В каждый момент человек имеет выбор: или отступление, или продвижение к цели. Либо движение к еще большей боязни, страхам, защите, либо выбор цели и рост духовных сил. Выбрать развитие вместо страха раз десять в день – значит десять раз продвинуться к самореализации.

    А.Маслоу


    Кто хорошо знает, что он должен делать, тот приручает судьбу.

    Н. Миклухо-Маклай


    Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу.

    Неизвестный автор


    Жизнь человеческая подобна железу. Если употреблять его в дело, оно истирается; если не употреблять, ржавчина его съедает.

    Неизвестный автор


    Жизнь измеряется не количеством прожитых лет, а тем, что оставляет после себя человек на Земле.

    Неизвестный автор


    Только тот может сказать, что он изучил жизнь, кто сумеет вернуть нарушенный ход ее к норме.

    И.П. Павлов


    Тому, кто живет ради жизни в веках, смерть не страшна.

    Т. Пенн 1, 158


    В делах своих бессмертен человек

    Н.И. Пирогов


    … всего лучше жить так, чтобы в минуту смерти не было больно и совестно оглянуться назад; приятно подумать перед смертью, что жизнь прожита не даром и что она целиком положена в тот капитал, с которого человечество будет постоянно брать проценты…

    Д.И. Писарев[4]


    Живи надвое: и довеку, и до вечера.

    Пословица


    Жизнь – это борьба за бессмертие.

    М.М. Пришвин 12, 93


    Тех, кто жизнь прожив от жизни не научится уму,

    Никакой учитель в мире не научит ничему.

    Рудаки 5, 701


    Жизнь – тонкий волосок, но крепче каната.

    Русская пословица


    Одни люди умирают при жизни, а другие продолжают жить и после смерти.

    Сенека 15


    В жизни все поправимо, кроме смерти.

    Сервантес М. (“Дон-Кихот”, Санчо Панса)


    Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. [5]

    Сократ 1, 159


    Свою жизнь я старался проводить не в печали и воздыханиях, но в спокойствии, радости и веселье, поднимаясь с одной ступеньки на другую, более высокую.

    Б. Спиноза


    Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни.

    Б. Спиноза. Этика [6]


    Только один есть путь, одно средство жить без отвращения, а с радостью, это: не освещать себе жизнь внешним светом, а самому быть свечой, светить и гореть.

    Л.Н. Толстой 5, 700


    Для того, чтобы жизнь стала лучше, есть только одно средство: самим людям быть лучше.

    Л.Н. Толстой 12, 116


    Самое короткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человека участвовать в этом движении, подчиняясь и содействуя ему.

    Л.Н. Толстой 12, 234


    Бедствие – это оселок для человеческой жизни.

    Л.Н. Толстой


    Жизнь человека должна походить на эту реку, протекающую предо мной. Постоянно одно и то же русло и в нем в каждый момент свежая вода.

    Г. Торо 5, 703


    Смысл жизни – самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность – вот для чего мы живем.

    О. Уайльд 12, 234


    Обязанность быть терпимым – это дань, которую мы должны принести неисчерпаемости жизни, превышающей способность нашего понимания.

    А.И. Уайтхед 12, 258


    Станок жизни далеко еще не достиг желаемого совершенства, а работающие на нем ткачи – желаемого искусства: ткань рвется то здесь, то там и живое уничтожает живое. Жизнь индивидуума имеет смысл лишь постольку, поскольку она способствует крепости и красе этой ткани.

    Н. А. Умов


    Быть или не быть, вот в чем вопрос.

    Достойно ль

    Смиряться под ударами судьбы

    Иль надо оказать сопротивленье

    Шекспир (“Гамлет”, III, 1)


    Важный пункт житейской мудрости состоит в правильном распределении вашего внимания между настоящим и будущим, чтобы ни одно из них не вредило другому. Многие слишком живут в настоящем: это – легкомысленные. Другие слишком поглощены будущим: это – тревожные и озабоченные. Редко кто сохраняет здесь надлежащую меру.

    А. Шопенгауэр (“Афоризмы…”, гл. V. Б)


    Мы находим в жизни только то, что сами вкладываем в нее.

    Р.У. Эмерсон 1, 161


    Жизнь – это вечность в миниатюре.

    Р.У. Эмерсон


    Человек не умирает по-настоящему, пока он не забыт.

    Эпитафия на могиле


    Все остается людям: и дурное и хорошее, и в этом оставшемся мое забвение или бессмертие.

    С. Алешин (Из к/ф “Все остается людям”)


    * * *


    Смысл жизни – в том, чтобы делать ее осмысленной. Бессмысленная жизнь – это безмысленная жизнь [7].

    Смысл человеческой жизни – в любви и творчестве. Любовь делает жизнь гармоничной и самодостаточной. Творчество обеспечивает прогресс жизни.

    Декарт говорил: я мыслю, следовательно, существую. Да, действительно, только мыслящий человек по-настоящему живет.

    Нужно жить так, чтобы “хочу” и “надо” не сталкивались, не противостояли, а гармонировали друг с другом. Как это сделать? У человека много всяких “хочу”. И среди них всегда найдутся такие, которые совпадают с “надо”. Вывод: нужно ориентироваться на эти “хочу”, выдвигать их на первый план.

    Наслаждений жизни много, так много, что одному человеку не хватит и тысячи лет, чтобы испытать все их. Поэтому тот, кто хочет разумно жить, должен выбирать из всех массы наслаждений такие, которые полезны для него, для жизни.

    Люди нередко распыляют свою жизнь в массе маленьких удовольствий, радостей, не задумываясь о смысле жизни в целом, о главной цели жизни. Они руководствуются правилами: “живи, пока живется”, “бери от настоящего все, что можешь, и не заглядывай в будущее” и т.п. Хотя в массе своей маленькие радости делают жизнь приятной, радужной, тем не менее они не могут по-настоящему удовлетворить человека. Ибо человек – не только сумма состояний, переживаний. Человек – это цельность, единство всех его состояний. Он не может удовлетвориться маленькими сиюминутными удовольствиями, радостями. Ему нужна радость, которая была бы всеобъемлющей. Она не является простой суммой маленьких радостей. Эта большая радость рождается в упорной борьбе, проходящей через всю жизнь.

    Поставить главную цель жизни, стремиться к этой цели всеми силами души и, наконец, достигнуть ее – вот высшая радость жизни!

    Бессмертие жизни так же реально, как бесконечность мира, и способом преодоления конечности индивидуального существования являются любовь и творчество.

    Реальное бессмертие человека является биосоциальным выражением бесконечности. Обычно говорят только о потенциальном бессмертии (об оставленных “следах” после физической смерти). В действительности же человек может быть бессмертен не только потенциально, не только в том, что после него останутся дети и дети детей, что его творения будут жить после физической смерти, но также и актуально (в данный момент, в настоящей жизни). Актуальное бессмертие человека – в актах творчества, в любви, т.е. как раз в том, что создает и потенциальное бессмертие. Напротив, конечность, бренность, пустота и ничтожность существования особенно ясно выступают в моменты, когда отсутствует любовь, угас творческий порыв.

    В творчестве и в любви, приносящей детей, соединяются потенциальное и актуальное бессмертие человека, т.е. разрешается дилемма: жить для будущего, во имя будущего или жить настоящим, “срывать цветы удовольствия” теперь же, в данный момент.

    Потенциальное бессмертие – не просто жизнь после смерти. Правильнее понимать его как эстафету жизни. Нам дали жизнь, нас воспитали, образовали, мы пользуемся плодами культурной деятельности предшествующих поколений. Поэтому и мы должны дать жизнь другим, и мы должны внести лепту в сокровищницу человеческой культуры. На нас жизнь не замыкается; она лишь звено в цепи жизни человечества.

    В эстафете родовой жизни человек должен стремиться к тому, чтобы факел его жизни не угас прежде, чем он передаст огонь другим людям, другим поколениям.

    Нужно жить так, чтобы день ощущался как год, а год – как жизнь.

    В детстве и юности человеку всё представляется возможным. В старости он думает, что невозможного много, а возможного мало.

    Жизнь как таковая не носит в себе зародыш смерти. Она, бесспорно, носит в себе зародыш изменения, преобразования, но не смерти, а тем более не гибели. Смерти нельзя приписывать абсолютное значение оконечивания. Нельзя отождествлять смертность, имеющую частное значение, и конечность, имеющую универсальновсеобщее значение. Да, всё реально существующее содержит в себе момент оконечивания – такова диалектика конечности и бесконечности. Но из этого не следует, что живое оконечивает себя только через смерть. Последняя – лишь один из “способов” оконечивания живого. Одноклеточные организмы, делящиеся миллиарды лет, живут конечный срок (от одного деления до другого). А ведь они не знают смерти. Смерть как полное разрушение многоклеточного организма возникла на определенном этапе становления живой природы. Вполне возможно, что человек со временем найдет другой способ оконечивания своей жизни, не такой разрушительный как смерть. Не исключено, что, изменив соответствующим образом свою генетическую программу, он может покончить со смертью.

    Дальнейшее становление живой природы (уже на стадии человеческого общества) может привести к ликвидации смерти в смысле превращения живого в труп, к замене полного уничтожения преобразованием одного живого в другое наподобие деления одноклеточных организмов, в том смысле, что отдельный человек, прожив определенный срок жизни, как бы переходит в другого человека, сохранив при этом основное содержание своего “я”. Конечность существования остается как момент жизни, но она не будет носить характер смерти в смысле полного уничтожения.

    Смерть была необходимым моментом на стадии развития многоклеточных организмов и в какой-то мере оправдана на стадии развития человечества до определенного времени. Это связано прежде всего с ограниченностью жизненного пространства и ресурсов. Действительно, в каждый данный момент и жизненное пространство и ресурсы ограничены. Но кто сказал, что вместе с решением проблемы увеличения продолжительности жизни человечество не решит и проблему увеличения жизненного пространства и ресурсов?! Конечно, если исходить из предположения, что человечество будет жить только на Земле, то нетрудно предвидеть наступление момента, когда в результате размножения и увеличения продолжительности жизни людям станет тесно и ресурсы истощатся. В том-то и дело, что это предположение основывается на прошлом опыте эволюции живого и не учитывает возможности освоения человеком космического пространства. Чаще всего как раз и пытаются доказать естественность, необходимость смерти ссылками на живую природу, в которой гибель организмов и смена поколений обусловлены борьбой за существование и ограниченностью земных ресурсов. Но то, что верно для живой природы, нельзя механически переносить на человеческое общество. Люди, в отличие от животных, находят все новые и новые источники ресурсов и этому процессу нет конца. Наступает время, когда смерть человека перестает быть оправданной с эволюционной точки зрения, как ограничитель увеличения массы живого. С созданием управляемой термоядерной реакции и освоением (обживанием) космического пространства люди практически обеспечат себя безграничными ресурсами и могут увеличивать продолжительность своей жизни и размножаться до каких угодно пределов.

    Человечество уже сейчас должно поставить перед собой задачу ликвидации смерти, т.е. замены ее каким-то преобразовательным механизмом, который позволил бы более мягко переводить одно “я” в другое “я” без того, чтобы первое “я” переживало ужас полного уничтожения-распада. Следующее за первым я” второе “я” должно наследовать не только генетическую программу первого, но и его разум, самосознание, личность. Это наследование должно быть подобно тому, как наше “я” в зрелости или в старости наследует наше же “я”, бывшее в детстве или юности. Ведь не секрет, что мы разные на разных этапах жизненного пути. Мы, конечно, сожалеем, что детство прошло, юность прошла, что мы другие. Но тем не менее горечь об ушедших годах, о том, что мы другие, не сравнима с переживанием того, что нас когда-то не будет, что наше “я” исчезнет.

    Идея индивидуального бессмертия сродни идее вечного двигателя. В сущности, это идеи-близнецы. Они ложны в своем абсолютном, предельном выражении, но истинны в смысле асимптотического приближения к некоторому пределу. Это можно видеть на примере идеи вечного двигателя. Последняя основывается на представлении, что энергию можно получить из ничего. Если вместо слова “ничего” поставить выражение “все более энергоемкие источники”, то это представление будет справедливым. В самом деле, история развития энергетики такова, что человечество последовательно решало и продолжает решать задачи получения энергии из все более энергоемких источников. Сначала это были дрова, затем уголь, затем нефть и газ. В настоящее время осваивается ядерная энергия распада. На очереди – овладение термоядерной энергией синтеза, что даст человечеству практически неисчерпаемый источник энергии. Люди почти буквально будут получать энергию из ничего. Это ли не осуществление сказочной мечты о вечном двигателе!

    Так и идея индивидуального бессмертия. В качестве религиозной сказки она вздорна, нелепа. А как научно-практическая задача “делания бессмертия” она не то, что вздорна, а необходима и решаема.

    Абсолютное индивидуальное бессмертие невозможно, но возможно и реализуемо бесконечное приближение к идеалу абсолютного бессмертия.

    О человеке

    Есть люди, которые и внутренне одеваются по моде.

    Ауэрбах 1, 22


    Человек тверже камня, нежнее цветов.

    Афганская поговорка 3, 251


    Без многого может обходиться человек, но только не без людей.

    Берне 1, 30


    Человечество – вот в чем бессмертие смертного человека.

    Берне 1, 21


    Человека, который мало говорит, многие долго считают за умного, подобно тому, как спокойный характер часто принимают за сильный.

    Берне


    Человек, в полном смысле этого слова, без стремления до конца дней своих преодолевать свою высоту – не существует. Вернее, существовать может, но не жить.

    В. Брумель (“Высота”, 1973)


    В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорною травою; пусть же своевременно поливает первое и истребляет второе.

    Ф. Бэкон 4, 59


    Кто хочет достигнуть великого, тот должен, как говорит Гете, уметь ограничивать себя. Кто же, напротив, хочет всего, тот на самом деле ничего не хочет и ничего не достигнет.

    Гегель 1, 31


    Гёте за месяц до смерти говорил в беседе с Фридрихом Якобом Сорэ: «– Ведь, в сущности, все мы коллективные существа, что бы мы о себе ни воображали. В самом деле: как незначительно то, что мы в подлинном смысле слова могли бы назвать своей собственностью! Мы должны заимствовать и учиться у тех, которые жили до нас, так и у тех, которые живут с нами. Даже величайший гений не далеко бы ушел, если бы он захотел производить все из самого себя. Но этого не понимают очень многие добрые люди и полжизни бродят ощупью во мраке, грезя об оригинальности.» (И.-П. Эккерман. Разговоры с Гёте. М.-Л., 1934. С. 844-845).

    Человек может верить и не верить… это его дело! Человек – свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек за все платит сам и поэтому он – свободен! Человек – вот правда! Что такое человек?… Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! (…) Это огромно! В этом – все начала и концы… Всё в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!

    М. Горький. Из пьесы “На дне”


    Человек должен мечтать, он должен стремиться к прекрасному – это его обязанность на земле.

    Александр Грин


    Я телом в прахе истлеваю,

    Умом громам повелеваю,

    Я царь – я раб – я червь – я бог!

    Г.Р. Державин (Ода “Бог”)


    Тот, кто не чувствует боли, редко верит в то, что она существует.

    Самюэль Джонсон 1, 33


    При мысли великой, что я человек,

    всегда возвышаюсь душой.

    В.А.Жуковский


    Пусть каждый человек сделает себя таким, каким он учит быть других.

    Индийская мудрость


    Желающий быть человеком не ищет покоя, ищущий же его не может быть человеком.

    Китайская мудрость


    В мире нет трудных дел – нужны лишь усердные люди.

    Китайская мудрость


    Достойный человек – не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства.

    В.О. Ключевский 12, 80


    По своей природе человек таков, что ищет большего, чем безопасное статическое существование. Основная тенденция состоит в том, чтобы реализовать наивысший потенциал, даже перед лицом внутренних проблем и внешних сопротивлений.

    G. Corey


    Благодарные люди подобны плодородным полям: полученное они возвращают в десятикратном размере.

    Коцебу 1, 24


    … если человек сам стал хуже, то все ему хуже кажется.

    М.Ю. Лермонтов 4, 60


    Пестрые птицы поют хуже других. То же относится и к людям. В вычурном стиле не следует искать глубокую мысль.

    Г.К.Лихтенберг 1, 25


    Обращение Бога к Адаму: Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные.

    Пико делла Мирандола


    Человеком стать – это искусство.

    Новалис 1, 37


    Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

    Б. Паскаль 6, 35


    Человеческая природа до такой степени богата, сильна и эластична, что она может сохранять свою свежесть и свою красоту посреди самого гнетущего безобразия окружающей обстановки.

    Д.И.Писарев 4, 60


    Никто не думает говорить, что всякий развитой человек честнее и умнее всякого неразвитого. Я говорю только, что ум и честность развитого человека приносят обществу и самому обладателю этих качеств гораздо больше пользы и наслаждений, чем ум и честность человека неразвитого.

    Д.И. Писарев


    Чтобы понимать человека, надо уметь поставить себя в его положение, надо перечувствовать его горе и радость.

    Д.И.Писарев


    Всякий человек есть творец своей судьбы.

    Саллюстий 1, 38


    Каждый стоит столько, сколько стоит дело, о котором он хлопочет. Мелкая душа удовлетворяется малым, для великой души небезразличны судьбы всего человечества.

    П. Симонов[8]


    Я всю жизнь стараюсь быть лучше.

    В.В. Софроницкий


    Одно из величайших заблуждений при суждениях о человеке в том, что мы называем, определяем человека умным, глупым, добрым, злым, сильным, слабым, а человек есть всё: все возможности, есть текучее вещество.

    Л.Н. Толстой


    Люди, занятые истинно важным делом, всегда просты, потому что не имеют времени придумывать лишнее.

    Л.Н. Толстой 12, 199


    Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека.

    Л. Фейербах


    Вечно надеяться, никогда не отчаиваться – таково свойство человека большой души.

    Флор 1, 41


    Человечество не табун лошадей, который надо прокормить, а клуб, в который надо записаться.

    Честертон


    Человек должен сознавать себя выше львов, тигров, звезд, выше всего в природе, даже выше того, что непонятно и кажется чудесным, иначе он не человек, а мышь, которая всего боится.

    А.П. Чехов (“Дом с мезонином”)


    В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

    А.П. Чехов (“Дядя Ваня”)


    Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически.

    А.П. Чехов


    У человека с открытой душой и лицо открытое.

    Ф. Шиллер 1, 43


    Истинный показатель цивилизации – не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной.

    Р.У. Эмерсон 1, 44


    * * *


    Человек рожден Природой и Обществом, но как Особая реальность, а не как природное или социальное существо. Как часть Природы, он независим от Общества, а как часть Общества он независим от Природы.

    Человек не социальное и биологическое, а… человеческое существо.

    Склонность слабых людей – винить других в своих несчастьях.


    Бойтесь людей, говорящих резкие слова. Обычно за резкими словами следуют резкие поступки.

    Существуют две крайности в понимании природы человеческих отношений.

    Одни философы абсолютизируют изначально враждебный характер межчеловеческих отношений. Эта точка зрения наиболее ярко представлена в известном выражении Т. Гоббса “война всех против всех”.

    Другие философы абсолютизируют взаимную любовь-приязнь людей. Эта абсолютизация проявляется прежде всего в проповеди всеобщей любви. Наиболее ярко подобная точка зрения отражена в библейской заповеди “возлюби ближнего своего как самого себя”. Далее, она проявляется в идее всеобщего братства (вспомним лозунг французской революции: “свобода, равенство, братство!”). Немецкий философ Л. Фейербах и русский писатель Л. Толстой проповедовали всеобщую любовь.

    Представители первой точки зрения – это циники-прагматики, которые считают неравенство людей естественным условием их совместной жизни, оправдывают его, защищают и даже освящают.

    Представители второй точки зрения – это мечтатели-романтики-утописты, которые считают неравенство людей безусловным злом и выдвигают, поддерживают, освящают лозунг равенства.

    В действительности ни то, ни другое в абсолютном варианте не существует и нереализуемо. В человеческом обществе одинаково представлены элементы того и другого типа межчеловеческих отношений: и дружба и вражда, и любовь и ненависть, и равенство и неравенство.

    Общество в известном смысле повторяет человека как живое существо.

    Человеческому телу соответствуют в обществе материальная культура, производство, потребление, экономика. Производство похоже на ассимиляцию, потребление – на диссимиляцию. Экономика – сложная форма регуляции взаимоотношения производства и потребления.

    Различным формам психической жизни человека соответствуют в обществе общественная воля и общественное сознание.

    Формами общественной воли являются мораль, политика, право. Они регулируют отношения между людьми.

    Мораль регулирует отношения людей путем убеждения: внутреннего – через совесть, и внешнего – через мнение других, общественное мнение.

    Право регулирует отношения людей путем принуждения – внешнего – со стороны государства, и внутреннего – через законопослушание.

    Политика регулирует отношения людей и путем убеждения, и путем принуждения. Путем убеждения – через пропагандистскую деятельность политических партий, через их участие в государственном управлении, в предвыборных кампаниях и т.п. мероприятиях. Путем принуждения – через партийную дисциплину или, например, через “принуждение к миру”.

    Формами общественного сознания или духовной культуры являются наука, искусство, философия. Наука – коллективное познание, искусство – коллективное чувствование, философия – коллективное мышление.

    Особым типом общественного сознания, воли и бытия является религия. Как общественное сознание религия выступает в виде коллективного верования, веры в сверхъестественное, прежде всего, в бога. Как общественная воля религия выступает в виде тех или иных норм-правил поведения, частью моральных, частью правовых, частью сугубо религиозных. Как форма общественного бытия она выступает в виде системы обрядов и религиозных действий (молитв, крестного знамени и т.д.)

    Человечность, гуманизм

    Страдание при виде непризнанного человеческого достоинства, оскорбленного с умыслом и еще больше без умысла, – это то, что называют гуманностью.

    В.Г. Белинский 12, 67


    Стоит только немного подумать, и мы всегда найдем за собой какую-нибудь вину перед человеческим родом (пусть это будет хотя бы та вина, что, благодаря существующему неравенству людей, мы пользуемся известными преимуществами, ради которых другие должны испытывать еще больше лишений) – и это помешает нам посредством себялюбивых представлений о своих заслугах считать себя выше других людей.

    И. Кант


    Возлюби себя как ближнего своего. Поэт призывал к этому иронически, философ – всерьез, но любовь к себе – это действительно первая обязанность человека. Никто, конечно, не любит самодовольных, а многие прекрасные люди страдают от недовольства собой. Но человек, себя совсем не любящий – страшен. Только тот, кто уверенно, без ломаний любит себя, способен любить других – посмотрите на самых обаятельных, добрых и открытых людей и вы убедитесь, что это так: они любят себя так спокойно, что им не приходится поддерживать эту любовь никаким самоутверждением, им не надо слишком уж скрывать недостатки и бояться насмешек и осуждения. Эта любовь естественна, а потому незаметна, в ней нет ничего вымученного. Такие люди, всегда любимцы, и показывают, что любовь к себе ничего не имеет общего с самодовольством и совсем не то, что называют себялюбием, эгоцентризмом.

    Ближе всего это к тому, как вы относитесь к себе совсем ребенком: это мудрое и бесстрашное достоинство живого существа, инстинктивное ощущение своей ценности без всякого посягательства на ценность других. Вы тогда еще неосознанно любили в себе весь мир и неповторимую самобытность уникума, которым в действительности являетесь. Этот узор генов, эта библиотека памяти, это живое, чувствующее, странное, знакомое, изменяющееся – такого, именно такого существа никогда раньше не было и больше не будет – и это вы. Каждое ваше свойство и качество может быть и можно найти по отдельности у кого-то, или что-то близкое, но сочетание их – только одно среди мыслимой жизни.

    В.Л. Леви (“Искусство быть собой”)


    Если жизнь для человека наступает с поры, когда он задумывается над своими поступками, то с боли за другого человека, с заботы о нем начинается человек.

    А. Макаров 3, 32


    Есть сорт людей, так называемые “моралисты”, которые не умеют думать о других людях тепло, мягко, человечно. Для них люди – не живые, полнокровные существа, а марионетки, носители тех или иных принципов.

    Неизвестный автор


    Тот, кто любит по-настоящему какого-то одного человека, любит весь мир.

    Э. Фромм 12, 117


    Под гуманностью понимается подлинно доброе отношение человека к своему ближнему. В этом слове нашло свое выражение наше стремление быть добрыми не только потому, что это предписывается моральной заповедью, но и потому, что такое поведение соответствует нашей сущности.

    А. Швейцер 12, 67


    “Каждая личность – самоцель и ни в коем случае не должна рассматриваться как средство для осуществления каких бы то ни было задач, хотя бы это были задачи всеобщего блага” (И. Кант). Это – чрезвычайно сильное требование, ведь речь идет о том, что благо отдельной личности не просто соразмерно, но даже более значимо, чем благо всего человечества. Оно может показаться чрезмерным, завышенным, но история дает массу примеров того, как принесение блага и интересов отдельного человека на алтарь всеобщего блага, пусть даже самого возвышенного, оборачивалось неисчислимыми бедами не только для отдельных людей, но и для общества в целом. С этой мыслью Канта, заметим, перекликаются и знаменитые слова Ф.М. Достоевского из “Братьев Карамазовых” о том, что всеобщее счастье невозможно, если во имя его пролита хотя бы одна слезинка ребенка.

    Б.Г. Юдин[9]


    * * *


    Гуманизм – умонастроение мыслящих людей, осознанная установка на человечность без границ.

    Человечность – безотчетный, непосредственный, стихийный гуманизм. Гуманизм – осознанная, осмысленная человечность.

    С точки зрения гуманизма человек для человека – высшая ценность. Эта ценность приоритетна по отношению ко всем другим ценностям: материальным или духовным, природным или социальным.

    Для гуманиста человек ценен сам по себе, как таковой, уже в силу своего рождения. Гуманист изначально положительно относится к человеку, каким бы этот человек ни был, законопослушным или преступником, мужчиной или женщиной, соплеменником или другой национальности, верующим или неверующим.

    Будем лучше думать о людях и они на самом деле станут лучше.

    В человеческом общении лучше ошибиться в сторону доверия, чем недоверия.

    Гуманист осмысляет свое я в масштабах всего человечества. Гуманизм – своего рода лифт, соединяющий человека и человечество, поднимающий человека от его “я” до “мы” всех людей.

    Гуманизм признает многообразие и единство человечества как равноценные данности. Признавая многообразие человечества, гуманизм выступает против попыток уменьшить это многообразие путем насилия или принуждения. Признавая же единство человечества, гуманизм выступает против попыток разорвать это единство, изолировать какую-то часть людей от остального человечества.

    Приверженец гуманизма осмысляет человечность как фундаментальную ценность, независимо от своей сословной или иной групповой принадлежности. Гуманизм ориентируется на конкретного, “вот этого” человека, на индивидуума, на человека как уникальное явление. В самом деле, как только мы думаем о человеке по принадлежности, как представителе той или иной социальной группы, общности, тут же испаряется индивидуальная составляющая человека, исчезает его уникальность, а это уже неполный, частичный, обобщенный, унифицированный человек. Гуманизм напрочь отвергает такое представление. В этом его коренное отличие от национализма, коммунизма, религиозного фундаментализма…

    Коммунизм, долгое время рядившийся в тогу гуманизма, по своей сути антигуманен. Его можно квалифицировать как стыдливый антигуманизм. Идеология классового подхода преступна, антигуманна как антигуманны расизм, шовинизм, религиозный фанатизм и тому подобные идеологии, умонастроения, оценивающие людей по признаку их принадлежности к той или иной социальной группе, общности.

    Ученые-социологи исследуют человека как представителя той или иной социальной группы. Они абстрагируются от всей полноты человека для лучшего его анатомирования. Политики ориентируются в своих предпочтениях на те или иные группы людей. В том и другом случае человек рассматривается по принадлежности, не как субъект, а как предикат-объект. Известны и другие случаи (например, в медицине), когда человек рассматривается подобным же образом. Все эти случаи частичного рассмотрения-оценки человека оправданы и оправданы в той мере, в какой они не противоречат гуманизму. Гуманизм – тот узел, который связывает всех людей как людей, а не как представителей той или иной социальной группы. Гуманизм как бы говорит социологам: анатомируйте, препарируйте человека, но помните: вы имеете дело с неполным человеком; ваши исследования имеют только частичное значение. То же он говорит политикам, государственным служащим, экономистам, медицинским, социальным работникам: ваша деятельность важна для человека, но она все же имеет лишь частичное значение для него.

    В своем естественном виде гуманизм вполне согласуется с либерализмом. Более того, гуманизм и либерализм соразмерны друг другу. Не может быть гуманизма без либерализма, а либерализма без гуманизма. Либерализм – это гуманизм, взятый в аспекте свободы, гуманизм – это либерализм, взятый в аспекте человечности. Если приверженец гуманизма ругает либерализм, то он либо не понимает сути либерализма, либо не является по-настоящему гуманистом. Если называющий себя либералом выступает с негуманных или антигуманных позиций, то это не либерал в подлинном смысле.

    В самом деле, для либерала свобода – высшая ценность жизни. И он уважает ее не только в себе и для себя, но и в других и для других. Если, допустим, человек признает свободу лишь для себя или для немногих, то этим он фактически отрицает её, поскольку такая свобода носит весьма ограниченный (частный, не всеобщий) характер. Быть свободным среди рабов, в окружении рабов – нонсенс (давно подмечено, что тюремщик, охраняющий заключенного, во многом тот же заключенный). По?настоящему свободным можно быть только среди свободных. Поэтому истинный либерал ценит не только свою свободу, но и свободу других. Следовательно, он по определению человечен, гуманен.

    С точки зрения гуманизма человек как явление земной жизни самодостаточен. Если он и зависит от чего-либо, то не от каких-то потусторонних, сверхъестественных, надчеловеческих сил, а от среды обитания.

    Естественным продолжением гуманизма применительно к природе является экогуманизм. В основе экогуманизма лежит бережно-любовное отношение к среде обитания. Это и любовно-уважительное отношение к нашим меньшим братьям, животным, и охрана окружающей среды, и посильное воссоздание утраченных элементов природы, и совершенствование культурной среды, второй природы, созданной трудом человека.

    Если говорить о мире в целом, то он, безусловно, не является только средой обитания человека. Мир необъятен и как таковой не подчиняется человеку.

    Гуманизм имеет свои границы; он не претендует на вселенство, на антропоцентризм, на то, чтобы человек рассматривался как центр Вселенной; он лишь указывает, что человек для человека – высшая ценность.

    Утверждая достоинство человека, гуманизм в то же время выступает против возвеличивания, обожествления человека. Гуманизм и высокомерие несовместимы.

    В споре науки и религии, мистики, паранауки гуманизм берет сторону науки. Наука дает знания, без которых человек слеп и беспомощен.

    Гуманизм не может быть светским или религиозным. Он один – для верующих и неверующих.

    Гуманизм верующего ограничен, поскольку его человечность очерчена рамками религиозного поклонения надчеловеческому (божественному, в частном случае). Во имя этого надчеловеческого верующий может совершать бесчеловечные поступки.

    Гуманизм неверующего также может быть ограничен, если его человечность приносится в жертву надчеловеческому же: коллективному, групповому (нации, расе, коммунизму и т.п.).

    В той мере, в какой человек поступает человечно по отношению к другим людям и осмысляет эту свою человечность без ограничений, без оглядок на надчеловеческое, он – гуманист.

    Человеколюбие – это любовь к человеку как таковому, как живому существу. Оно предполагает и любовь к себе, и любовь к ближним и дальним, т.е. к подобным себе, ко всему человечеству.

    Человеколюбие не исключает в отдельных случаях неприязненного отношения к конкретному человеку. Но в любом случае человеколюбивый человек не знает ненависти, презрения, пренебрежения к людям. Для него дурно поступающий человек скорее достоин жалости, чем ненависти, презрения.

    Главное в гуманизме – не забота о человеке, не любовь к человеку, а уважение к человеку. Забота – это уже другое… Заботятся родители о детях, здоровые о больных, сильные о слабых. Забота может быть оскорбительна и даже вредна.

    Слишком болеть за других людей также вредно, как и относиться бесстрастно-равнодушно-цинично к их болям-несчастьям. Во всем нужна мера, в том числе и в этом сострадании. Неумеренное сострадание к одним людям обычно сопровождается неумеренной ненавистью-враждой к другим, живущим относительно благополучной жизнью. К чему приводит такое отношение к людям – мы знаем.

    Кроме того, тревожно настроенные, мнительные люди, алармисты одержимы порой идеей-манией спасения – себя и других, всего человечества.

    Преувеличенное отношение к спасению ничего кроме вреда принести не может. Ведь оборотной стороной идеи спасения является представление о чрезвычайщине, о том, что люди якобы живут ненормально, подвергают себя смертельной или иной губительной опасности. Конечно, чрезвычайные [ненормальные] обстоятельства порой случаются в жизни людей. Но они достаточно редки. Об этом свидетельствует опыт человечества. Века и тысячелетия проходят, время от времени появляются разного рода спасители, а люди живут – и живут более или менее нормально. Более того, они развиваются, плодятся, размножаются, улучшают свою жизнь, сами совершенствуются. Так кого же спасают спасители?! Нормальные люди, увлекаемые порой этими спасителями, не могут жить в постоянном напряжении-ожидании чуда спасения. Только некоторые из них, фанатики спасения, время от времени будоражат общество своим кликушеством. Широкий путь жизни несовместим с узкой идеей спасения.

    По моему мнению, никого не надо спасать. Правильно сказал один умный человек: пока нас спасают – будем погибать. Спасители человечества – самые опасные люди.

    Если кого-то действительно надо спасать, то это очень плохо. Это значит, что спасаемый попал в чрезвычайные обстоятельства и сам уже не способен вырваться из их лап.

    Будем откровенны: гуманизм противоречив в своей основе. С одной стороны, он выступает за равенство всех, т.е. с его точки зрения все люди – человеки. С другой, он предоставляет каждому право быть лучшим, быть Человеком с большой буквы.

    Закон жизни: если хочешь жить лучше, то должен и быть лучше.

    Жизнь человека священна. Всякий покушающийся на неё должен знать: убивающий других людей – убивает себя.

    Идущий на убийство не просчитывает все последствия своего шага. Он поступает глупо, недальновидно, поскольку обрекает себя на постоянный психологический-моральный дискомфорт до конца жизни. Он должен понимать, что он не только индивидуум, но и представитель рода человеческого. В нем общечеловеческого не меньше, чем сугубо личностного, индивидуального. Убивая другого человека, он убивает в себе Человека. Каждый человек – это целый мир. Лишая жизни кого-либо убийца обедняет человеческий мир, в том числе и себя. Пусть он подумает над тем, что если он убивает мужчину, то, возможно, убивает отца своего будущего зятя, деда своих внуков и т.д. и т.п. Если он убивает женщину, то убивает еще не родившихся детей…

    Решая свои проблемы с помощью убийства человек поступает не просто глупо, а примитивно, не как разумное существо, а как бездушная разрушительная стихия, которая не ведает, что творит. Давайте взвесим на чашах весов весь жизненный путь убиваемого (от утробы матери через рождение, кормление, воспитание, обучение, образование к весьма сложной – взрослой, профессиональной, творческой – жизни) и моментальное уничтожение вместе с его способностями, талантами, умениями, любовью близких и т.д., и т.п. Несоизмеримы эти две чаши весов. На одной чаше: длительное восхождение к вершинам жизни. На другой: почти мгновенное исчезновение. Как трудно вырастить человека и как легко его убить! Об этом потенциальные заказчики убийств и убийцы должны помнить. Не мы дали человеку жизнь и не нам ее забирать у него!

    Смертная казнь несовместима с принципами гуманизма. Она должна быть отменена раз и навсегда! Казнь по приговору суда – убийство, какими бы словами о правосудии она ни прикрывалось.

    Приверженец гуманизма не называет себя гуманистом. Он – филогуманист, т.е. человек, который стремится быть гуманистом, для которого гуманизм – жизненная позиция, а не звание или моральное качество.

    О свободе

    Когда мы слышим, что свобода состоит в возможности делать все, чего хотят, мы можем признать такое представление полным отсутствием культуры мысли.

    Гегель (Соч. Т. 1. С. 44)


    Человек должен… довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе.

    Т.Гоббс (Соч. в 2-х томах. Т. 2, М., 1991. С. 99)


    Я предпочитаю быть свободным душой в тюрьме, чем льстецом и трусом на свободе.

    Дебс 1, 58


    Мы не можем ожидать, что от деспотизма к свободе нас перенесут на перине.

    Джефферсон 1, 58


    Свобода не в том, чтобы не сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой.

    Ф.М. Достоевский 12, 217


    Всякого рода привилегии – это могила для свободы и справедливости.

    Зейме 1, 58


    Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим.

    Клаудиус 1, 58


    Свобода – не праздность, а возможность располагать своим временем и выбирать себе род занятий.

    Ж. Лабрюйер 12, 217


    Овца и волк по-разному понимают слово “свобода”; в этом сущность разногласий, господствующих в человеческом обществе.

    А. Линкольн 1, 58


    Если Вы наденете цепь на шею раба, другой ее конец захлестнет Вашу собственную.

    Неизвестный автор


    О свободе надо судить по степени свободы самых низших.

    Дж. Неру 1, 59


    Остроумное замечание из сборника тюремных афоризмов: делай, что хочешь, но так, чтобы не лишиться этой возможности в будущем.


    Лишь глупцы называют своеволие свободой.

    Тацит 1, 60


    Не может быть дружбы там, где нет свободы.

    Т. Фуллер 1, 60


    Возможность делать все, что нам угодно – не вольность и не свобода, скорее это оскорбительное злоупотребление истинной свободой.

    Хейз 1, 61


    Мир – это свобода, основанная на признании прав всякого человека.

    Цицерон 12, 125


    Только той свободой стоит обладать, которая дает простор энергии, разуму и добрым качествам народа.

    Чэннинг 1, 61


    Свобода означает ответственность. Вот почему многие боятся ее.

    БернардШоу


    * * *


    Воля и свобода мало отличаются друг от друга; чем сильнее воля, тем свободнее человек.

    Свобода человека – это не только независимость от внешних обстоятельств, но и господство над самим собой.

    Человек всегда свободен; он изначально обладает каким-то минимумом свободы просто как живое существо; в то же время в нем заложено стремление к большей свободе, причем безграничное стремление. Отсюда все проблемы.

    В споре индивидуализма с коллективизмом либерализм занимает позицию третейского судьи. Он выступает как против крайнего коллективизма, ущемляющего индивидуальную свободу человека, так и против крайнего индивидуализма, игнорирующего или ущемляющего свободу других (всеобщую свободу).

    Cправедливость

    Справедливость есть постоянная и неизменная воля каждому воздавать по заслугам.

    Античный афоризм 12, 242


    Равные должны рассматриваться равно, а неравные должны рассматриваться неравно.

    Аристотель (в передаче Б.Г. Юдина) [10]


    Нет человека, который не любил бы свободу; но справедливый требует ее для всех, а несправедливый – только для себя.

    Берне 1, 57


    Справедливая похвала нужна детям, как солнечное сияние – цветам.

    Боуви


    Я называю кошку кошкой, а Ролле мошенником (т.е. вещи своими именами).

    Буало


    Справедливым может быть лишь тот, кто человечен.

    Л. Вовенарг


    Справедливость без силы, и сила без справедливости – обе ужасны.

    Жубер


    Справедливость должна быть сильной, а сила должна быть справедливой.

    Б. Паскаль


    Справедливость воцарится тогда, когда каждый будет чужую обиду воспринимать как свою.

    Солон 1, 186


    В счастье действовать справедливо всегда легче, чем в несчастье.

    Стефан Цвейг


    Существуют два первоначала справедливости: никому не вредить и приносить пользу обществу.

    Цицерон 1, 186


    Воздавать нужно каждому свое (т.е. по заслугам)

    Цицерон


    Как лекарство не достигает своей цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика – когда они превосходят меру справедливости.

    А. Шопенгауэр


    Справедливость, происходящая от природы, есть договор о полезном – с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда.

    Эпикур


    * * *


    Общая справедливость складывается из двух противоположных видов: из справедливости, порождаемой различием людей (по происхождению, условиям жизни и способностям-делам), и справедливости, порождаемой сходством людей (природным равенством, равенством как представителей рода homo sapiens, как граждан государства, как сынов отечества и т. п.). Абсолютизация одного из этих видов справедливости приводит к общей несправедливости.


    Всеобщее равенство, если и возможно, то только как равенство в бедности.

    Право, закон, государство

    Закон ценен не потому, что он закон, а потому, что в нем заключена справедливость.

    Г.У. Бичер 12, 95


    Теория Монтескье о разделении власти основывается на признании того, что каждый человек, имеющий власть, склонен к тому, чтобы ею злоупотребить и для того, чтобы властью нельзя было злоупотреблять, нужно, чтобы власть ограничивала власть. Принцип разделения власти нигде в мире не был осуществлен неукоснительно, но имел большое и позитивное влияние на формирование современных государственных организаций и политическое мышление. Он создал идею и практику конституционности. А для судопроизводства создал принцип судебной независимости и организационные условия его осуществления.

    “Венгерские новости”, 1988, № 10


    Ваше мнение мне глубоко враждебно, но за Ваше право его высказать я готов пожертвовать своей жизнью.

    Вольтер


    Законы обязаны своей силой нравам.

    К. Гельвеций 12, 136


    “Что говорят обо мне и моем правительстве?” – спросил один китайский император Конфуция. “Все молчат, – ответил философ, – все хранят угрюмое молчание”. “Вот это-то и желательно мне”, – сказал император. “А этого Вы и должны были бы бояться, – возразил философ. – Больной, которому льстят, погиб, его конец близок. Перед монархом следует вскрывать недостатки его духа, как и болезни его тела. Без этой свободы государство и государь погибают”. Этот ответ не понравился императору: он ждал похвалы.

    К. Гельвеций (“О человеке”)


    Каждый обязан подчиняться лишь такому закону, на который он сам дал согласие.

    Давнее политико-юридическое правило


    Не нарушая чужих прав, ты охраняешь собственные.

    Из фильма Жака Ив Кусто 1984 г.


    Обязанность без права есть рабство; право без обязанности – анархия.

    Ф.Р. Ламенэ 12, 164


    Достоинство государства зависит от достоинства образующих его личностей.

    Дж.Ст. Милль


    Свобода есть право делать то, что дозволено законами.

    Ш.Л. Монтескье 12, 216


    Всякая власть развращает, но абсолютная власть развращает абсолютно.

    Неизвестный автор


    Власть должна поощрять делающих добро и наказывать делающих зло.

    Апостол Петр


    Справедливость отнюдь не создана законом; наоборот закон всегда есть лишь истолкование и воплощение справедливости.

    Ж.П. Прудон 12, 95


    Строгий закон виновных творит.

    Русская пословица 12, 95


    Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены.

    Сенека 12, 203


    Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага.

    В.С. Соловьев 12, 191


    Можно быть формально правым, но это не обязательно соответствует принципам демократии.

    Ирвин Стоун


    Жизнь в энгельсовском народном государстве была бы правильной, ровной, как хорошо заведенные часы. Однако есть в этом понимании некоторые вещи, которые пробуждают серьезные сомнения.

    Прежде всего всемогущее государство легло бы страшной тяжестью на каждого отдельного человека. Собственная воля и собственная мысль каждого человека должны были бы исчезнуть, замереть, а то вдруг государство признает их враждебными, непотребными. Воспитание, имея в виду воспитание не свободных людей, а благопристойных членов государства, сделалось бы мертвящей духовной муштрой, казенщиной. Люди вырастали и жили бы в такой зависимости, под таким присмотром государства, о каком теперь в наиабсолютнейших полицейских государствах нет и речи. Народное государство стало бы огромнейшей народной тюрьмой.

    А кто же был бы ее сторожем? Кто держал бы в руках руль такого государства? Этого социал-демократы не говорят открыто, но во всяком случае эти люди имели бы в своих руках такую огромную власть над жизнью и судьбой миллионов своих товарищей, какую никогда не имели самые большие деспоты, и старая беда – неравенство, изгнанное в дверь, вернулось бы через окно: не было бы эксплуатации работников капиталистами, но было бы всевластие управляющих – все равно, прирожденных или выбранных – над миллионами членов народного государства. А имея в руках такую неограниченную власть хотя бы на короткое время, как легко могли бы управляющие захватить ее навсегда! И как легко при таких порядках подорвать среди людей корень всякого прогресса и развития и, доведя весь люд до полной степени всеобщего застоя, остановить его на этой ступени на долгие века, подавляя всякие такие силы в обществе, что толкают вперед… будят неудовлетворенность тем, что есть, и ищут чего-то нового. Нет, социал-демократическое “народное государство”, если бы было можно когда-то построить его, не создало бы рая на Земле, а было бы в лучшем случае великим препятствием для действительного прогресса.

    Иван Франко (1903 г.)


    Вообще власть не портит людей. Когда у власти дураки, то они портят власть.

    Б. Шоу


    * * *


    Право в самом глубоком смысле – это взаимодопущение и взаимоограничение свободы. Из взаимодопущения свободы вытекают разнообразные права человека. Из взаимоограничения свободы вытекают не менее разнообразные обязанности человека.

    Строгий закон плодит виновных, а нестрогий – преступников.

    О счастье

    Как это важно, когда живешь в приятной обстановке! Лично я могу сделать вдвое больше, когда вокруг меня порядок и уют.

    Р. Амундсен


    … чем плохо выпить стакан вина или пунша, когда соберется компания! Приятный аромат рома быстро помирить двух недругов, которые успели повздорить за неделю. Вот уже старое забыто, они снова готовы сотрудничать. Лишите дружескую вечеринку вина, и вы скоро увидите разницу. Жаль, могут сказать, что для хорошего настроения человеку нужен алкоголь. Что ж, я готов с этим согласиться. Но что поделаешь, раз уж мы таковы. Похоже, цивилизованному человеку возбуждающие напитки необходимы.

    Р. Амундсен


    Лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчиняясь им.

    Аристипп 12, 141


    Счастье есть благосостояние, соединенное с добродетелью.

    Аристотель 12, 253


    Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям.

    Л.Бетховен


    Фортуна, подобно робкой возлюбленной, хотя и любит дарить свою благосклонность, однако заставляет нас бороться за нее.

    Боуви 1, 257


    Если бы счастье заключалось в телесных удовольствиях, мы бы назвали счастливыми быков, когда они находят горох для еды.

    Гераклит


    … только во всеобщем счастье можно найти свое личное счастье.

    Т. Гоббс


    Чтобы быть вполне счастливым, недостаточно обладать счастьем, надо еще заслуживать его.

    В. Гюго


    Тот образ жизни самый счастливый, который представляет нам больше возможностей завоевать уважение к самому себе.

    Самюэль Джонсон 1, 258


    Самый счастливый человек тот, кто дает счастье наибольшему количеству людей.

    Д. Дидро 4, 109


    Благоденствие освещает путь благоразумию.

    Ж. Жубер 12, 29


    Счастье не так слепо, как его себе представляют.

    Екатерина II, Мемуары


    … все существование человека не может быть наполнено только личным счастьем, или, лучше сказать, личное счастье человека тем выше и лучше, чем серьезнее глубже захватывают его общие интересы и чем менее встречает он в близком себе существе противодействия в этой потребности.

    Н.И. Крамской


    Испытываешь нечто вроде стыда, когда чувствуешь себя счастливым в виду иных несчастий.

    Ж. Лабрюйер


    Счастье и несчастье человека в такой же степени зависят от его нрава, как от судьбы.

    Ж. Лабрюйер 13, 155


    Наше счастье вовсе не состоит и не должно состоять в полном удовлетворении, при котором не оставалось бы ничего больше желать, что способствовало бы только отупению нашего ума. Вечное стремление к новым наслаждениям и новым совершенствам – это и есть счастье.

    Г. Лейбниц 5, 734


    Счастье в своем полном объеме есть наивысшее удовольствие, к которому мы способны, несчастье – наивысшее страдание.

    Д. Локк 12, 254


    Счастливым надо уметь быть

    А.С. Макаренко


    Счастье не меняет нравов: оно их подчеркивает.

    Неизвестный автор 4, 163


    Наслаждение – это облик счастья. И всякое существо счастливо, когда следует своему предназначению, иными словами, своим склонностям, удовлетворяет насущные потребности; когда оно осуществляет себя, является тем, что оно есть на самом деле.

    Ортега-и-Гассет


    Счастье человека – где-то между свободой и дисциплиной. Одна свобода без строгой дисциплины и правила без чувства свободы не могут создать полноценную человеческую личность.

    И.П. Павлов


    Счастье завоевывается и вырабатывается, а не получается в готовом виде из рук благодетеля. И самая трудная часть задачи состоит именно в том, чтобы составить себе понятие о счастье и отыскать себе ту дорогу, которая должна к нему привести.

    Д.И. Писарев


    Величайшая прелесть общедоступного счастья состоит не в разнообразии и яркости наслаждений, а преимущественно в том, что у этих наслаждений нет обратной стороны, т.е. что эти наслаждения не покупаются ценою чужих страданий.

    Д.И. Писарев


    Счастье – это любимый человек плюс любимая работа.

    Писатель


    …из всех политических идеалов те, которыми вдохновляются стремления сделать человека счастливым, пожалуй наиболее опасны. Такие идеалы неизменно приводят к попытке навязать другим нашу систему “высших” ценностей для того, чтобы они осознали, что с нашей точки зрения имеет чрезвычайную важность для их счастья, для того, чтобы так сказать, спасти их души. Они ведут к утопизму и романтизму. Мы все чувствуем, что любой был бы счастлив в прекрасном и совершенном мире наших грез. Вне сомнения, небеса спустились бы на землю, если бы мы все могли любить друг друга. Но попытка создать рай на земле неизбежно приводит к созданию преисподней. Она вызывает нетерпимость. Она вызывает религиозные войны и спасение душ посредством инквизиции. К тому же она, я уверен, основывается на полном непонимании нашего морального долга. Наш моральный долг состоит в том, чтобы помогать нуждающимся в нашей помощи, однако моральный долг не может заключаться в том, чтобы делать других счастливыми, ведь это от нас не зависит, и к тому же это слишком часто представляет собой не что иное, как вмешательство в частную жизнь тех, к кому мы имеем дружескую склонность.

    К. Поппер[11]


    Говорят, что несчастие хорошая школа: может быть. Но счастие есть лучший университет. Оно завершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному.

    А.С. Пушкин (из письма П.В. Нащекину. III, 1834)


    Несчастье умудряет человека, хотя и не обогащает его.

    Рей 1, 262


    Я счастлив оттого, что брал, но и даю.

    Рудаки 4, 108


    Единственное искусство быть счастливым – сознавать, что твое счастье в твоих руках.

    Ж.Ж. Руссо 12, 253


    Расположение к человеку – желать ему счастья.

    А.В. Суворов


    Раз счастье, два счастье – да помилуй бог, надобно и умение.

    А.В. Суворов


    Счастье в прошлом есть скорбь в настоящем.

    Тассо 1, 260


    Счастье есть удовольствие без раскаяния.

    Л.Н.Толстой


    Счастливее всех тот, кто зависит только от себя.

    Цицерон 12, 252


    Человек счастлив, когда он достигает того, чего хочет.

    СергейЧекмарев


    * * *


    Быть счастливым – это значит чувствовать себя сильным.


    Счастье – в полноте жизни, в том, чтобы все ее стороны – физическая, нравственная, духовная, эстетическая – были развиты и гармонировали между собой. Деятельным же выражением счастья являются любовь и творчество.

    Существуют две крайние позиции в понимании счастья. Одни считают, что счастье – целиком подарок судьбы, результат везения, случайный дар. Другие утверждают, что счастье целиком зависит от человека, от его воли и желания.

    В действительности оно – и результат везения, и результат борьбы-труда.

    Обычно подчеркивают момент зависимости счастья от самого человека, а именно, что человек – кузнец своего счастья. И это справедливо. Хотя умом мы понимаем, что не всё от нас зависит, тем не менее настраиваем себя на то, что должны пройти свою часть пути к счастью несмотря ни на что. Своей деятельностью мы можем компенсировать невезение и даже поспорить с несчастливым жребием.

    Пословица утверждает: сытый голодного не разумеет. Это так. Но: голодный вообще не разумеет!

    Некоторые люди, достигнув кое-каких успехов в жизни, считают, что они уже достаточно счастливы и к большему им не нужно стремиться. Такие люди уподобляются муравьям, которые, если бы они были наделены разумом, думали, что они счастливы, если их муравейник в полном порядке. Человек тем и отличается от животного, что он не останавливается на достигнутом.

    Настоящее человеческое счастье противоречиво по своей природе. Оно гармонически соединяет в себе удовлетворенность и неудовлетворенность. Будучи процессом счастье может ощущаться только благодаря постоянной смене удовлетворенности неудовлетворенностью. Если бы жизнь была сплошной цепью удовольствий, абсолютным отсутствием неудовольствий, тогда и само удовольствие не ощущалось бы как удовольствие.

    Следует, однако, отметить, что не всякая неудовлетворенность является моментом счастья и гармонирует с удовлетворенностью. Моментом счастья может быть только творческая неудовлетворенность, неудовлетворенность достигнутым, которая не вызывает душевных страданий и не ощущается как несчастье; в такой неудовлетворенности заложен импульс дальнейшего движения вперед. Если же неудовлетворенность является результатом несбывшихся надежд, то это вызывает страдание и ощущается как несчастье.

    Говорят иногда: несчастье – хорошая школа жизни. Да, это может быть в отдельных случаях. Но: счастье – лучшая школа. И вообще-то, права русская поговорка, счастье ума прибавляет, несчастье – последний отнимает.

    Стремление сделать других людей счастливыми – опасная утопия. Никто не может сделать кого-либо счастливым, а тем более принести счастье многим людям. Счастье – категория сугубо индивидуальная. Это значит, что только сам человек может сделать себя счастливым. Он – субъект счастья или несчастья. Человека можно сделать богатым (например, оставив ему наследство), дать ему пищу, кров и т.п., но сделать его счастливым нельзя! Когда матери думают, что могут сделать своих детей счастливыми, то они глубоко ошибаются. Ошибаются мужчины и женщины, думающие, что они осчастливливают тех, с кем живут. Ошибаются политические и иные деятели, думающие, что они могут принести счастье многим людям.



    Примечания:



    [1] Здесь и далее первая цифра обозначает номер книги в списке литературы, вторая цифра – страницу книги.



    [4]См.: его “Очерки по истории труда”. – В: Писарев Д.И. Избран.философ. и политические статьи. М., 1949. С. 298.



    [5] Возражение Сократу: нет ничего плохого в том, чтобы есть ради того, чтобы есть и жить отчасти для того, чтобы есть. – Составитель



    [6] См.: Спиноза Б. Избр.произв. Т. 1, М., 1957. С. 576.



    [7]Здесь и далее в каждом разделе после звездочек мысли автора-составителя – Л.Е. Балашова



    [8] См.: журн. “Наука и жизнь”, 1984, 2. С. 123.



    [9] См.: Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М., 1998. С. 15.



    [10] См.: Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М., 1998. С. 19.



    [11] Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 2, М., 1992. С. 274.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх