Середина 1943 г.

Вторая группа пилотов

Начало мая 1943 г., Вермахт готовит наступление под Курском — операцию «Цитадель». Красная Армия принимает контрмеры, в частности бомбардировки транспортных коммуникаций противника. «Нормандия», как и вся советская авиация, участвует в ежедневных вылетах. Марсель Лефевр и Альбер Дюран открыли счет победам, причем первый сбил два самолета. Ролан де ля Пуап, в то время ведомый Лефевра, в первом бою в СССР, удачно маневрируя, зашел в хвост немецкому истребителю и упустил его. На земле выяснилось, что от волнения он забыл снять оружие с предохранителя и был осмеян своими товарищами.

В Москву начало прибывать пополнение. С Мадагаскара прибыли младший лейтенант Адриен Бернаво и аспирант Морис Бон, и неделю спустя к ним присоединился Александр Лоран. Они были отправлены в «Нормандию» вместе с капралами Ноэлем и Трюко[60], двумя из сорока французских военнопленных, бежавших из немецкого плена в Советский Союз и отказавшихся ехать к де Голлю в Лондон в сорок первом. За время пребывания в СССР они успели выучить русский язык и направлялись в качестве переводчиков для помощи французским механикам. Еще один, Эдмон Мирабов, остался в распоряжении военной миссии в Москве. Около 10 человек оказались в лагере для французских пленных в Тамбове. Некоторые другие были переброшены к партизанам во Францию, в том числе для нелегальной работы.

Советское командование, желая упредить немецкое наступление, объявило об усилении воздушных операций и в частности об одновременном «нападении на все основные аэродромы авиации противника, на которых установлено скопление самолетов».

6 мая шесть воздушных армий, в том числе 1-я, одновременно атаковали 17 аэродромов противника на участке фронта протяженностью свыше тысячи километров — от Смоленска до Азовского моря. В атаках, кроме бомбардировщиков, принимали участие и истребители, расстреливавшие аэродромы со стоящими на них самолетами. В актив «Нормандии» было записано 2 бомбардировщика, шесть истребителей, 43 грузовика, 2 автомобиля и одна цистерна, уничтоженные на земле[61].


Первое пополнение «Нормандии», май 1943 г., на балконе французской военной миссии в Москве, слева направо: Александр Лоран, Адриен Бернаво и Морис Бон. (Фото мемориала Нормандия-Неман)


7 мая «Нормандия» вместе с 20-м авиаполком в 3 часа утра участвовала в налете на немецкий аэродром в Спас-Деменске. Аспирант Ив Маэ был подбит зенитным орудием, но сумел вернуться на аэродром. Их оставалось 11 летчиков, непарное число. Жан Тюлян выводил пять пар, одиннадцатый летчик оставался на земле. После первого налета на немецкий аэродром они ушли на второй. Ив Маэ упросил своего однополчанина и взял его самолет вместо своего поврежденного. Во время второго налета он опять попал под очередь зенитки, охранявшей аэродром. Мотор самолета остановился, и он был вынужден посадить самолет на опушке леса. Ив Маэ был записан в потери. Только после войны выяснилось, что, пытаясь выйти к своим, но попал на группу детей, которые приняли его за немецкого летчика и привели патруль. Он провел остаток войны в плену как советский военнопленный и был освобожден в 1945 г. Красной Армией[62].

* * *

В начале июня десять оставшихся самолетов «Нормандии» перелетели на новый аэродром Хатёнки, куда 9 июня прибыл майор Пьер Пуяд с пополнением. Включая трех ранее прибывших пилотов, их было 12 в этой второй группе. Также с ними прибыл переводчик Анатолий Коро. Сын обрусевших французов из Иркутска, доктор наук, он бросил работу в крупном французском банке в Гонконге и прибыл воевать за свою родину.

Вторая группа пополнения французских пилотов наименее известна. Ей не досталось славы первых, ни почестей последних, увешанных наградами, с триумфом вернувшихся после войны. Так же как и первая, они проделали долгий путь, начав его в Шотландии. Им повезло, они не плыли морем. Самолет Глазго — Мараккеш вылетел 14 мая 1943 г. Далее Алжир — Каир — Тегеран, получение виз, Баку — Москва, с посадкой в Сталинграде, где французам довелось побывать на месте недавних боев и воочию увидеть, что там происходило.

Союзники, с трудом завершив операцию в Тунисе, сообщили, что в 1943 г. второй фронт открыт не будет. А 10 июня 1943 г. началась битва за Орел. Пилоты после месяца тренировок сразу включились в бои. 8 из 12 пилотов второй группы пополнения «Нормандии» погибли в первые три месяца, и только три пилота этой группы вернулись с войны.

Вторая группа прибыла на фронт 9 июня, «всего» за 40 дней пути, против полугода первой.

Командовал группой майор Пьер Пуяд, который закончил Сен-Сир вместе с Жаном Тюляном[63]. Во время боев 1940 года сбил один немецкий самолет и сам был сбит и ранен. Затем переведен в Индокитай, откуда сбежал в Китай на американскую военную базу, а уже оттуда через весь земной шар прибыл в Лондон. Предполагалось, что он возглавит вторую эскадрилью, но ему пришлось возглавить «Нормандию» и превратить ее в крепкую и жесткую структуру. Закончил войну командиром французской авиадивизии «Франция» в СССР.

Капитан Поль де Форж. 31 год. Служил под началом генерала Валена, когда в декабре 1939 г. был сбит во время разведывательного полета над Германией. В 1941 г. освобожден из плена по состоянию здоровья для лечения ранения во Франции. Бежал через Испанию в Гибралтар, а оттуда в Лондон, где вступил в «Свободную Францию». Из-за незнания английского не был принят в RAF, что вынудило оставаться не у дел. По предложению Валена начал формировать вторую группу пополнения, которую затем возглавил Пуяд. После назначения Пуяда командиром «Нормандии» стал его заместителем. Пропал без вести 31 августа 1943 г., успев сбить три самолета противника. Останки его самолета были найдены в 1999 г. в болоте вблизи деревни Бывалки Смоленской области.

Лейтенант Анри Бубэ, 37 лет. Один из наиболее опытных пилотов. Службу начал в 1927 г., но не участвовал ни в каких боях. С 1937 г. служил в Марокко в учебном центре Мекнесс. В январе 1941 г. после третьей попытки бежать в Англию задержан и осужден на 15 лет каторжных работ. Освобожден через 2 года в результате оккупации Северной Африки союзниками. Затем вывезен англичанами в Лондон, где и поступил к де Голлю, отправившему его в СССР. Пробыл в «Нормандии» меньше всех, 4 месяца. В сентябре 1943 г. выслан в Дамаск под предлогом болезни. В январе 1944 г. восстановился в ВВС. Продолжал службу в армии до 1954 г. Скончался в 1960 г.

Лейтенант Жерар Леон. Родился в 1919 г. в Париже. Встретил начало войны курсантом летных курсов. С польскими частями эвакуировался в Англию. В течение года проходил подготовку в центре RAF Одихем. Переведен в Сирию и с августа 1941 г. включен в состав группы «Эльзас», с которой участвовал в боях в Ливии. С октября 1942 г. готовился в состав второй эскадрильи «Нормандия», в связи с чем выехал в Англию до высадки союзников в Африке. С августа 1942 г. командир второй эскадрильи «Нормандии». За два месяца четыре сбитых самолета. Награжден орденом Отечественной войны. Сбит 4 сентября 1943 г. над Ельней.

Лейтенант Жан де Тедеско. 23 года. В мае 1940 г. закончил курсы военных летчиков и был произведен в младшие лейтенанты. Переодевшись польским военным, на египетском судне выехал в Англию. После прохождения тренировки включен в эскадрилью «Париж» авиагруппы «Иль-де-Франс». Сбил два немецких самолета над Францией. Награжден Военным крестом из рук де Голля. В марте 1943 г. получил отпуск, из которого ушел в «Нормандию». Погиб первым из второй группы, 14 июля на 35-й день пребывания в СССР в битве за Орел. Посмертно награжден французским орденом Освобождения.

Младший лейтенант Лео Барбье. 35 лет. Военный пилот с 1932 г. Во время боевых действий 1940 г. был сбит. Выжил единственный из экипажа. После перемирия переведен со своей частью в Алжир. Затем устроился на работу в гражданский аэропорт во Франции. В сентябре 1942 г. уехал в Испанию и при содействии посла Великобритании в Мадриде перебрался в Лондон и записался добровольцем в «Нормандию». Погиб 15 октября 1943 г., имея 3 сбитых лично и 1 в группе немецких самолета и орден Отечественной войны.

Младший лейтенант Адриен Бернаво. Родился в 1912 г. в Лионе. В 1939 г. получил летное свидетельство. В кампанию 1940 г. имел три подтвержденных и три неподтвержденных сбитых самолета. Затем служил под началом Пьера Пуяда в Индокитае, вместе с ним бежал, но его самолет потерпел аварию и упал в джунгли, из которых он вышел пешком и в конце концов добрался до Ближнего Востока. Сумел связаться с Пуядом, который забрал его с собой в «Нормандию». Первым прибыл в СССР из второй группы. Пропал без вести 16 июля 1943 г. во время своего первого вылета.

Аспирант Морис Бон. 1920 г. рождения. В 1938 г. закончил аэроклуб в Кимпере (Бретонь), в 1939 г. призван в армию. После перемирия 1940 г. демобилизован, а в 1941 г. призван в армию Виши. Служил в Дакаре, затем был переведен на Мадагаскар. Получил Военный Крест за участие в боевых действиях против Великобритании. После оккупации острова англичанами записался в авиацию «Свободной Франции» и добровольцем в авиагруппу «Нормандия». 2 сбитых лично, 4 сбитых в группе и 2 неподтвержденных самолета противника. 13 октября 1943 г. сбит в бою. Его самолет упал у города Городец, где летчик был похоронен местными жителями в братской могиле у деревни Стефаново. Посмертно награжден орденом Отечественной войны 2-й степени. Его именем назван аэродром в Кимпере и воздвигнут памятник с надписью «Погиб за Францию в небе России».

Аспирант Александр Лоран. Родился в 1918 г. в Бресте. Войну встретил на Мадагаскаре. Отказался воевать против Великобритании и был арестован. После занятия острова британцами записался добровольцем в Россию. Единственный из всех французов вернулся во Францию с русской женой. Скончался в 1957 г. в результате обострения болезни, полученной во Вьетнаме после войны[64].

Аспирант Андре Балку. Родился в 1920 г. в Париже. В 1939 г. закончил летные курсы и был переведен на Мадагаскар. После занятия острова англичанами вступил в авиацию «Свободной Франции» и затем в «Нормандию». Сбил один самолет в группе с Жозефом Риссо. Погиб 20 сентября 1943 г. под Ельней. В 1953 г. его прах перезахоронен в г. Безье на юге Франции.

Аспирант Жак Матис. Родился в 1914 г. в Сантьяго-де-Чили, где работал его отец. В 1935 г. поступил в армию, закончил летные курсы. Служил инструктором в Экс-ан-Провансе, а затем был переведен в Дакар, где участвовал в отражении попытки де Голля захватить Сенегал. В 1941 г. вернулся во Францию и демобилизовался. В декабре 1942 г. со своим другом Фирмином Вермей сбежал в Испанию, а затем в Лондон, где оба записались добровольцами в «Нормандию». 2 сбитых самолета и 2 неподтвержденных. Был сбит 9 августа 1943 г. Выпрыгнул с парашютом и, несмотря на тяжелые ожоги, сумел добраться до советских войск. Награжден орденом Отечественной войны. После лечения отправлен на восстановление в Англию. Вновь в строю с июля 1944 г. Разбился 31 августа во время учебного полета. Похоронен в г. Бруквуд в Англии. Посмертно награжден орденом Освобождения.

Аспирант Фирмин Вермей. 29 лет. В армии с 1934 г. Инструктор школы пилотов. С 1939 г. пилот эскадрильи пикирующих бомбардировщиков в Марокко. После поражения Франции еще в 1940 г. вступил в Сопротивление. В 1942 г. вместе с Жаком Матисом сбежал в Лондон и записался в «Нормандию». Пропал без вести 17 июля 1943 г. вместе с командиром «Нормандии» майором Жаном Тюляном. Посмертно награжден орденом Освобождения.

Капрал Андре Трюко, 24 года. Работал продавцом в магазине. Член коммунистической партии Франции. Был призван в 1939 году и в начале германского нападения на Францию попал в плен. Был размещен в одном из лагерей на территории Польши. Бежал из плена в СССР. Находился в лагере для интернированных французских пленных в так называемой группе капитана Бийотта, которая осенью 1941 г. была переправлена советскими властями в Лондон в распоряжение комитета «Свободная Франция». Андре Трюко был одним из тех, кто отказался ехать в Лондон. Был направлен в Уфу, где вместе с Эме Ноэлем работал сначала в колхозе в деревне Кухнаренково, а затем был переведен в представительство Международного Красного Креста.

Капрал Эме Ноэль, 35 лет, до войны был автомехаником. Так же как и Трюко, член компартии Франции, был мобилизован, попал в плен в начале войны, бежал в СССР и отказался ехать в Лондон. Узнав, что в СССР появились французские дипломаты, Ноэль и Трюко добились встречи с Роже Гарро, который на основании доклада Бийота обвинил их в дезертировании из армии и предложил отправить в Сирию как гражданских лиц. Они обратились к находившемуся в Москве секретарю Коминтерна французу Андре Марти, который направил их к Альберу Мирлесу. По представлении Мирлеса глава французской военной миссии генерал Пети принял обоих капралов в состав «Сражающейся Франции» задним числом от даты их освобождения из плена. И направил в качестве переводчиков в «Нормандию-Неман». Андре Трюко стал постоянным переводчиком у командира «Нормандии» Жана Тюляна и техников, обслуживающих его самолет. Капрал Ноэль стал переводчиком у Пьера Пуяда и его техников и сам, как бывший механик, помогал обслуживать его истребитель. Осенью 1943 г. Ноэль и Трюко были выведены в Раяк вместе с французским техническим персоналом. Продолжали военную службу в Ливане.


Примечания:



6

В 1941 г во Франции будет начат выпуск самолетов Фокке-Вульф, в обмен оккупационные части разрешат построить 600 самолетов для ВВС Виши и 3000 для ВВС Германии.



60

Perret L.J.M. «En URSS pendant la guerre. Par pilot au Normandie Niemen», Office France d'Edition, Paris, 1946.



61

Collective, «Journal de Marche officiel du Groupe d'Escadrilles Normandie Niemen du 22 mars 1942 au 20 juin 1945», Paris, Office Francais d'edition, 1946.



62

Более подробная биография Маэ в главе «Несколько избранных биографий».



63

Более подробные биографии командиров «Нормандии-Неман» даны в главе «Командиры „Нормандии-Неман“».



64

Биографию см. в главе «Несколько избранных биографий».






 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх