Начало 1944 г.

Четвертая группа

Организация командования французскими ВВС в СССР

Итак, четвертая, самая многочисленная группа пополнения прибыла в конце декабря 1943 — начале 1944 г.

Прежде всего закончился первый, самый трудный и переполненный событиями год в истории «Нормандии». Первые бои, первые победы, первые потери. Труднейшая политическая неопределенность Франции, не менее тяжелая, чем в 1940 г. Все было преодолено.

Четвертая группа, как и первая, прибыла в конце года и получила всю зиму для тренировок. Первоначально полк выводился в Тулу на месяц, но из-за разного рода организационных пертурбаций месяц затянулся на полгода. Зима 1943/44 г. была уже не та, что предыдущая. Проблемы с питанием были относительно разрешены. Французские механики покинули СССР.

Главной особенностью четвертой группы было то, что пилоты в большинстве не бежали из Франции и не вступали в «Сражающуюся Францию» де Голля. Многие из них, включая Героя Советского Союза Жака Андре, служили Виши в Африке и участвовали в боях против Великобритании и даже французов де Голля.

Если первые пилоты думали только о борьбе за свободу своей родины, то, начиная с четвертой группы, стали появляться те, кто искал славы и продвижения по службе. Если во Франции многие пилоты имели сержантские звания, то оправлявшиеся в СССР сразу же получали звание аспиранта и за пять боевых вылетов производились в офицеры. Во Франции такого продвижения можно было ждать годами.

Между этими группами отношения оставались сложными и во время войны, и после. Некоторые откровенно враждовали. Хотя у тех, кто, исполняя присягу, служил Виши до конца и только затем записался добровольцем в СССР, тоже был достаточно простой выбор — французская кухня и средиземноморские пляжи в Алжире или каша, землянки и немецкие пули в России. Те из пилотов, кто не остался в Советском Союзе навсегда и вернулся домой, на всю жизнь остались переполнены добрыми чувствами к России.

«Нормандия» уже набралась опыта, и потери уже не были столь высоки. Большая часть этого пополнения вернулась после войны. Французское командование в Алжире с великим скрипом и нервозностью стало переходить от интриг к делу.

Приказом генерала Буска № 7152 от 29 декабря 1943 г. с 1 января 1944 г. группа «Нормандия» была реорганизована в Истребительный Полк R «Нормандия», состоящий из четырех эскадрилий. Буква R означала — Россия[91]. О переброске группы бомбардировщиков «Бретонь» забыли. Но переговоры о формировании французской авиадивизии на базе «Нормандии» не были прекращены, хотя, к сожалению для всех французских проектов в России, капитана Мирлеса перевели в Лондон, где он вернулся к руководству Вторым отделом, то есть разведки, а затем возглавил новый отдел — научной разведки. Занимался сбором разведданных, связанных с массированными бомбардировками Франции союзниками и ракетным оружием рейха. Участвовал в захвате спецгруппой Вилли Мессершмитта и технической документации его бюро. Войну закончил в США в подкомитете ООН по атомной бомбе. Четвертая группа уже не была с ним знакома.

Первыми прибыли семь человек:

Аспирант Константин Фельдзер. Родился в 1909 г. в Киеве. В кампанию 1940 г. служил в истребительной авиации, был сбит. После капитуляции переведен в Алжир. В конце 1940 г. неудачно бежал в Гибралтар, был арестован и просидел в тюрьме два года. Был амнистирован и вновь арестован за публичное одобрение высадки американцев в Алжире. Вновь освобожден, после перехода Французской Африки на сторону союзников. Участвовал в боях в Тунисе и Сицилии. Сбил два самолета противника. В СССР провел около 40 боевых вылетов. 1 августа 1944 г. был подбит в районе Кенигсберга и выпрыгнул с парашютом. Получил сильные ожоги, в результате которых на несколько дней лишился зрения. Его подобрал патруль эстонских полицаев, благодаря чему он избежал расстрела на месте. Сбитый вместе с ним, его ведомый Роже Пино был застрелен немецким солдатом в кабине самолета, из которой он не мог выбраться из-за ранения. Содержался в плену с советскими летчиками. Сумел бежать с двумя из них.

Лейтенант Морис Амарже, 33 года. Военную службу начинал механиком, потом закончил курсы штурманов, а затем пилотов. Мобилизован в 1939 г., служил в Алжире. Участвовал в боевых операциях против «Свободной Франции» и Великобритании. В СССР сбил 4 самолета лично, 4 в группе и 1 неподтвержденный. Орден Отечественной войны. Погиб 19 марта 1946 г. во время тренировочного полета.

Лейтенант Жан Бертран, 37 лет. Служил авиамехаником. После окончания службы поступил в школу пилотов, которую окончил в 1930 г. Служил в группе высшего пилотажа, предшественнице современной группы «Патруль де Франс». В кампанию 1940 г. воевал вместе с будущими «нормандцами» Ивом Мурье и Альбером Литольфом, с которыми в группе сбил три немецких самолета. Был сбит и тяжело ранен. В 1942 г., пытаясь бежать из Франции, был арестован и провел 3 месяца в тюрьме в Испании, затем добрался до Марокко. 26 августа 1944 г. при возвращении с боевого задания вместе с Роже Марши, лучшим мастером воздушной акробатики в «Нормандии», стали заниматься выполнением сложных фигур. Як-9 Бертрана в пике на большой скорости потерял крыло и разбился.

Лейтенант Леон Кюффо, 33 года. Одна из наиболее ярких фигур французской авиации и полка «Нормандия-Неман»[92].

Аспирант Жак Андре, 24 года. Чемпион Европы 1936 г. по легкой атлетике, участник легкоатлетических соревнований Франция — Германия 1937 г., трехкратный чемпион Франции в 1936–1938 гг., участник Олимпийских игр 1948 г. Перед войной закончил летную школу. После поражения Франции выехал в Алжир. Вместе с Кюффо служил в Сирии и участвовал в боевых действиях против Великобритании. После поражения Франции в Сирии отказался поступать в «Свободную Францию» и демобилизовался. Сбил лично 11 самолетов противника, 4 в группе и 4 неподтвержденных. Третий по результативности, несмотря на неполный год на фронте, летчик «Нормандии-Неман». Герой Советского Союза. После войны служил в «Нормандии-Неман». Полковник в отставке. Скончался в 1988 г. и похоронен в пригороде Ниццы[93].

Аспирант Жак Казанёв, 23 года. Закончил школу летчиков в 1938 г. В кампанию 1940 г. сбил три немецких самолета. Сам был сбит, спрыгнул с парашютом, получил тяжелые ожоги лица. Был взят в плен и помещен на лечение. Сбежал из немецкого госпиталя и добрался до своей части в Алжире. Воевал против Великобритании в Сирии. В составе «Нормандии» сбил один самолет. Погиб 26 июня 1944 года.

Аспирант Ив Карбон, 32 года. Призван в 1939 г., закончил школу пилотов. В кампанию 1940 г. сбил два самолета противника и три возможных. После перемирия его часть была расформирована, а сам он демобилизован. В 1943 г. бежал в Испанию, а оттуда в Алжир к союзникам. В СССР сбил 5 самолетов лично, 3 в группе. После войны капитан, летчик-инструктор военной школы в Мекнесе. Разбился во время тренировочного полета 25 октября 1949 г.

После Нового года, в январе 1944 г. продолжалось прибывание личного состава. Прибыло еще 16 человек, что позволило начать формирование третьей эскадрильи.

Капитан Морис де Сейн. 29 лет, из дворян. Закончил летное училище в 1936 г. В кампанию 1940 г. сбил два самолета противника. Награжден Военным Крестом. Затем переведен в Мариньяк и после расформирования части демобилизован. В составе «Нормандии» участвовал в боях над Витебском, Оршей, Борисовом и Минском. 14 июля 1944 г. при перебазировании на новый аэродром летел вместе со своим механиком в грузовом отсеке. В результате поломки бензопровода пары бензина попали в кабину, от интоксикации потерял ориентировку. Вернулся на старый аэродром. Отказался прыгать, поскольку его механик не имел парашюта. При попытке посадить самолет погиб[94]. Похоронен в Париже.

Лейтенант Бруно де Тьери де Фальтан. 27 лет, из дворянской семьи. В армии с 1938 г., закончил школу пилотов в 1939 г. Служил в Тулузе. В 1941 г. произведен в лейтенанты. В апреле 1943 г. бежал из Франции в Алжир. 30 июня 1944 г. его самолет в результате аварии сел в поле. Был эвакуирован связным самолетом У-2, но затем вернулся на двухместном учебном самолете со своим механиком Сергеем Астаховым, чтобы попытаться починить истребитель. Починить самолет не удалось. При возвращении самолет был подбит, и пилот с механиком погибли. Посмертно награжден орденом Отечественной войны. Похоронен в Москве на Введенском кладбище[95].

Лейтенант Жан Соваж, 26 лет. Перед войной закончил летные курсы в армии и получил свидетельство военного пилота. В 1940 г. служил в составе франко-чехословацкой эскадрильи. Сбил один самолет лично и 2 в группе. Военный Крест и звание лейтенанта. После капитуляции переведен в Алжир. Участвовал в боях в Тунисе и сбил 2 немецких самолета в группе. В составе «Нормандии» сбил один самолет. В 1946-м демобилизовался в звании майора запаса. Работал пилотом Эйр Франс. В настоящее время проклеивает в Париже.

Лейтенант Марк Вердье, 27 лет. После действительной службы в авиации закончил летные курсы офицеров запаса. Участвовал в кампанию 1940 г. Затем демобилизован. В 1943 г. пытался попасть в Лондон через Испанию. Был задержан, провел два месяца в тюрьме, затем попал в Алжир. Пропал без вести 22 сентября 1944 г.


Группа Константина Фельдзера в Каире: слева направо: сидят: Жак Казанев, Рене Мартен, Ив Карбон, Франсуа де Жоффр, Робер Делен; стоят: Азиз Фармаян, Константин Фельдзер, Жак Андре, Роже Марши, Леон Кюффо, Жан Бертран, Пьер Дешане, Роже Соваж, Гастон де Сан Марсо, Фернан Пьерро. (Фото из коллекции Эрве Пьерро)


Аспирант Пьер Дешане, 32 года. В 1932 г. после действительной службы на аэродроме пошел на сверхсрочную. За выслугу лет произведен в капралы. Использовал звание для окончания летных курсов в 1938 г. В 1939 г. мобилизован в качестве пилота. В 1940 г. сбил один немецкий самолет. После боев переведен в Алжир. В составе «Нормандии» сбил 3 самолета лично и 3 в группе. Ордена Красного Знамени и Красной Звезды. Продолжал службу в «Нормандии-Неман» до 1947 г. Затем инструктор летной школы резерва. Капитан запаса. Скончался в 1966 г.

Аспирант Франсуа де Жоффр, 23 года, из семьи баронов, получивших титул во времена империи Наполеона. Закончил аэроклуб и поступил на службу в авиацию. В 1940 г. переведен в Алжир. Неудачно пытался бежать в Гибралтар. После высадки американцев в Алжире служил в эскадрилье «Лафайет» на американских самолетах. Переведен в летную школу в Мекнес. Чтобы попасть на фронт, записался в «Нормандию». Сбил 2 самолета лично, 5 в группе, 2 неподтвержденных. Прославился тем, что был подбит в марте 1945 г. и упал в Балтийское море. Несколько часов провел в воде. Советское подразделение пошло в наступление, чтобы вытащить его, после чего о нем узнал весь фронт. Ордена Красного Знамени и Красной Звезды. После войны служил в гражданской авиации. Автор нескольких книг о «Нормандии-Неман». «Воспоминания военного летчика» — единственная, переведенная на русский язык. Скончался в 1970 г.

Аспирант Робер Делен, 27 лет. Закончил летные курсы перед войной. Служил на авиабазе Оран в Алжире. В составе «Нормандии» сбил 1 самолет лично и 2 в группе, 2 неподтвержденных. После войны переведен в Министерство ВВС. С 1949 г. капитан в действующей армии. Служил в Германии и участвовал в боевых действиях во Вьетнаме и Алжире. Демобилизовался в 1970 г. в звании полковника и перешел на работу директором банка. Проживает в Мон-де-Марсан.

Аспирант Пьер Дуарр, 29 лет. Закончил летные курсы и служил в бомбардировочной авиации в Дижоне. Участвовал в кампании 1940 г., затем был переведен в Алжир. В составе «Нормандии» имеет две победы в группе. После войны служил командиром эскадрильи легкой авиации. В 1948–1950 гг. военный атташе в Польше. Затем занимал несколько командных должностей в авиации. С 1963 г. в отставке, полковник. Скончался в ноябре 2009 г.

Аспирант Робер Марши, 24 года. Закончил летные курсы и летное училище перед войной. В 1940 г. служил в воздушной разведке. Переведен в Алжир и оттуда в «Нормандию». Лучший мастер воздушной акробатики в «Нормандии-Неман». Сбил шесть самолетов лично и семь в группе. Ордена Красного Знамени и Красной Звезды. Разбился в июле 1946 г. во время показательных полетов.

Аспирант Рене Мартен, 28 лет. Закончил летные курсы и служил в эскадрилье «Аисты». Участвовал в кампании 1940 г. Сбил 5 самолетов в группе. После переведен в Тунис. Участвовал в боях 1942–1943 гг. В составе «Нормандии» сбил 3 самолета лично и 5 в группе. Орден Отечественной войны. После войны продолжал службу в авиации. В 1953 г. переведен в испытательный центр в Ле Бурже. Участвовал во встрече Никиты Хрущева в Дижоне, который провел с ним беседу, заметив советские военные награды. В 1968 г. вышел в отставку в звании подполковника. Занимался животноводством. Умер в 1982 г.

Аспирант Габриель Мертизен. 30 лет. Закончил летные курсы и служил в Алжире. В кампанию 1940 г. его часть была переведена во Францию, а затем возвращена в Алжир. В 1941 г. участвовал в боевых действиях против Великобритании в Сирии. Сбил один английский самолет. Был подбит английской зенитной артиллерией, но смог вернуться на свой аэродром. Затем служил в береговой авиации в Алжире. Сбил один немецкий самолет. В составе «Нормандии» сбил четыре самолета. Сам был сбит, но остался жив. Орден Отечественной войны. После войны служил в транспортной авиации. Участвовал в войне в Индокитае. В 1951 г. был завербован Раймоном Шмитлейном для проведения разведывательной миссии против СССР. Погиб во время ночного тренировочного полета.

Аспирант Роже Панверн. 24 года. В 1940 г. учился в летной школе, с которой был эвакуирован в Алжир. В составе «Нормандии» 2 личные победы и две в группе. Сбит 5 февраля 1945 г. Орден Отечественной войны посмертно.

Аспирант Гастон де Сан-Марсо, 29 лет. В кампанию 1940 г. пилот бомбардировщика. Подбит и уволен из армии. В 1941 г. восстановился пилотом легкой авиации в Ниме. В ноябре 1942 г. перелетел в Алжир. В СССР один сбитый самолет противника. После войны на дипломатической работе. Военно-воздушный атташе в США, СССР, ФРГ, Великобритании и при НАТО. Демобилизовался в 1965 г. в звании генерал-майора. Скончался в Париже в 1986 г.

Аспирант Роже Соваж. 26 лет. Сын солдата с Мартиники, погибшего в Первую мировую войну до рождения сына. Закончил летные курсы и служил пилотом в Страсбурге. В кампанию 1940 г. был сбит по ошибке британским пилотом. После падения в самолете потерял память на несколько дней. После выздоровления служил в Ниме. После высадки американцев в Алжире уехал туда, встретил своего друга Константина Фельдзера, который уговорил его поступить в «Нормандию». Один из наиболее результативных летчиков — 9 личных побед и 7 в группе. Орден Отечественной войны и орден Александра Невского. Представлялся к званию Героя Советского Союза. Продолжал службу до 1950 г. Демобилизовался в звании капитана. Автор двух книг — «Жажда воздуха» и «Один из „Нормандии-Неман“». В Литве живет его дочь. Скончался в 1977 г.

Капитан Эманюэль Бриэ, 30 лет. Летчиком, как большинство других, стал во время службы в армии. Был пилотом бомбардировщика в Бордо, затем инструктором летных курсов в Сен-Сире. После кампании 1940 г. переведен в Алжир. Летчик-инструктор военной школы в Марокко. В составе «Нормандии» сбил один самолет в группе. После войны летчик-испытатель. В том числе испытывал немецкий реактивный самолет Ме-262. В отставке с 1968 г. Скончался в 2004 г. В его память перед мэрией города Глагеон, где родился пилот, установлена стела в форме крыла самолета Як.

Аспирант Фернан Пьерро, 23 года. Перед войной закончил летные курсы в армии и был пилотом-инструктором на юге в Монпелье. Переведен в Алжир. В СССР сбил Два самолета. Служил в «Нормандии-Неман» до 1947 г. Затем в других подразделениях. С 1958 г. переучился на пилота вертолета. Служил в Алжире и ФРГ. 5 апреля 1964 г. подполковник Пьерро погиб в автомобильной аварии.

* * *

Продолжались переговоры о создании французской авиадивизии. Генерал Пети не имел мобильности капитана Мирлеса, был менее искусен в ведении переговоров и шел более долгим путем через командование Красной Армии. По вопросам создания авиадивизии он вел переговоры с первым заместителем начальника Генерального штаба генералом армии Алексеем Антоновым[96]. Французы предложили перевести в СССР группу бомбардировщиков «Бретонь», ограничить численность «Нормандии» тремя эскадрильями и создать второй истребительный полк «Париж».

Авиагруппа «Бретонь» была выведена из Африки и ожидала приказа в Раяке. Ей командовал Жан Маэ, старший брат Ива Маэ, пропавшего без вести под Спас-Деменском. Первоначально группа была переведена в Тунис в распоряжение RAF, но не была задействована в боях из-за устаревших самолетов. Представители де Голля продолжали заявлять, что располагают необходимым количеством пилотов и ТЕХНИКОВ для формирования трех эскадрилий истребителей и одной бомбардировщиков.

Советское командование не разделяло идею об объединении в одну дивизию истребителей и бомбардировщиков. Французы настаивали на том, что если французские истребители могут сопровождать советские бомбардировщики, то ничего не изменится, если бомбардировщики будут французскими. Советское командование не отказывалось, но сомневалось в целесообразности объединения боевых разноцелевых авиационных частей под общим командованием.

В Алжире 15 января 1944 г. во исполнение приказа № 7152 было сформировано командование французских ВВС в СССР. Генерал Вален, передавший командование французскими ВВС генералу Буска, был назначен комиссаром по аэронавтике. Затем, после ввода в состав Национального Комитета Освобождения двух коммунистов, один из них, Фернан Гренье, стал комиссаром по аэронавтике. А генерал-майор Марсиаль Вален стал командующим французских ВВС в Великобритании и инспектором французских ВВС в СССР. Командующим французских авиационных частей в Советском Союзе стал полковник Корнильон-Молинье. Тот самый, который провожал первую группу «Нормандии» в ноябре 1942 г. в качестве командующего ВВС «Свободной Франции» на Ближнем Востоке.

Вместе с ним в состав командования намечалось ввести 19 человек, из них трое белоэмигрантов — сержанты Козлов и Смолин и аспирант Анатолий Коро, переводчик второй группы пополнения «Нормандии», который был переведен в Алжир и выехал вместе с механиками в октябре 1943 г. Один француз русского происхождения, капитан Эмиль Рублёв, родившийся в Париже в 1901 г., имел задачей вернуться к вопросу организации школы пилотов на месте. Доктор Робер Ано, служивший под псевдонимом Мартен, должен был составить компанию Георгию Лебединскому. Начальником штаба ВВС Франции в СССР назначался подполковник Шассен, его заместителем майор Лионетти[97]. Двадцатым членом миссии полковник Корнильон-Молинье приглашал Антуана де Сент-Экзюпери[98]. Кроме того, в одном из списков личного состава миссии фигурирует капитан Мирлес.

Этот проект не был реализован по недостатку финансов. Действующие французские воинские части в СССР содержались за счет Красной Армии, тогда как штабную структуру Национальный Комитет Освобождения должен был финансировать сам. Уже в апреле 1944 г. проект был отложен и персонал французской военной миссии в Москве сокращен на три человека из-за отсутствия средств на его содержание[99]. Целесообразность же раздувания штатов не обсуждалась вообще.

* * *

Формирование третьей эскадрильи было завершено. Французы получили 11 новых самолетов Як-9Т, вооруженных 37-мм пушкой.

Некоторые из вновь прибывших пилотов выразили недовольство, что, несмотря на заявления, что «Нормандия» воюет во французской форме, их снабжают советской с серпом и молотом на пуговицах. Они обратились к своему командованию в Алжире, и обмундирование было оперативно доставлено. Но это была та форма, которой в то время снабжали французские части в Африке — форма американской армии. Приходилось выбирать или — или. Хотя несколько женщин, работавших во французской военной миссии в Москве под руководством Люсетт Моро[100], в это время уже вечерами шили французскую форму, украшенную нашивками «НОРМАНДИЯ» на русском языке.

* * *

В феврале прибыли еще 10 пилотов из Лондона для формирования авиаполка «Париж».

Лейтенант Андре Муане, 22 года. Сын крупного промышленника, добровольцем вступил в армию в 1939 г. и был направлен в летную школу в Тарб. После капитуляции франции тайно, под видом польского военного, бежал в Англию. В составе истребительной группы № 1 участвовал в миссии в Дакаре, Камеруне, Чаде и Габоне. С мая 1942 г. пилот группы «Иль-де-Франс» в составе RAF. В составе «Нормандии» сбил лично шесть самолетов и два в группе. Награжден орденами Красного Знамени и Отечественной войны 1-й и 2-й степени. В феврале 1945 г. в звании капитана переведен из «Нормандии» командиром летной школы в Тулузе. Кавалер ордена Освобождения. В 1946–1967 гг. независимый депутат Национальной Ассамблеи от департамента Саон-и-Луара. 1954–1955 гг. министр по делам молодежи. 1962–1967 гг. президент Комиссии по Обороне, руководил выходом Франции из военного командования НАТО. В 1951 г. закончил курсы повышения квалификации и произведен в звание майора. В 1956 г. участвовал в боевых действиях в Алжире, совершил 76 боевых вылетов. Полковник. С 1971 г. мэр города Био на Лазурном Берегу. Скончался в 1993 г.

Младший лейтенант Эмиль Ле Мартело, 32 года. Служил военным летчиком с 1930 г. В кампанию 1940 г. сбил один мессершмитт и сам был тяжело ранен. Летом 1943 г. через Португалию попал в Лондон. Сбил один самолет вместе с Пьером Лорийоном. 25 сентября 1944 г. сбит над Ригой. После лечения отправлен во Францию. Летчик-испытатель после войны. Участвовал в войне в Корее в качестве наблюдателя. Погиб в июне 1952 г. во время испытания реактивного самолета. По иронии судьбы, самолет разбился у города Анделиз, родного города Марселя Лефевра, где до 2010 г. находился музей полка «Нормандия-Неман». На месте катастрофы сооружен обелиск.

Аспирант Жак Баньер, 27 лет. Во время службы в армии прошел обучение на курсах пилотов, которые закончил перед войной. Вместе с друзьями Филиппом Скитиво (будущий командир группы «Иль-де-Франс») и Ноэлем Кастеленом из первой группы «Нормандии» готовился бежать в Англию, но не решился оставить больную мать. В 1941 г. провел 2 месяца под арестом за проявление нелояльности к Виши и затем уволен из армии. В январе 1943 г. бежал в Испанию, где был арестован и содержался в тюрьме вместе с Жюлем Жуаром. При содействии посольства Великобритании оба были переправлены в Лондон. В 1945 г. вместе с Эмилем Ле Мартело и Михаилом Шиком направлен на курсы пилотажа в США, по возвращении вышел в отставку. Работал в компании по добыче нефти. Умер в 1981 г.

Аспирант Морис Бурдье, 24 года. В 1940 г. служил механиком морской авиации на ремонтном судне «Дилижент» у берегов Голландии. Его часть прикрывала эвакуацию из Дюнкерка, где он был дважды ранен и награжден Военным крестом с бронзовой звездой. В Англии вступил в «Свободную Францию» и проходил подготовку в нескольких летных школах RAF, но так и не получил разрешения на полеты. Перешел в «Нормандию». Погиб 18 марта 1944 г. во время тренировочного полета в Туле, столкнувшись в воздухе с самолетом Жюля Жуара. Оба пилота погибли и были похоронены сначала в Туле, затем в Москве.

Аспирант Робер Ирибарн, родился в 1918 г. в стране басков (Гасконь). Обучался в институте коммерции в Бордо. В 1938 г. был призван в авиацию. Войну встретил сержант-пилотом в Алжире. В «Нормандии» был ведомым Героя Советского Союза Марселя Альбера. Лично сбил четыре и три самолета в группе. Ордена Красной Звезды и Отечественной войны. 11 февраля 1945 г. пропал без вести в Восточной Пруссии. Его документы позднее были переданы немецкими летчиками Пьеру Блетону. В стране басков сооружен памятник Роберу Ирибарну в форме крыла самолета Як с красной звездой.

Аспирант Альбер Лебра, 25 лет. Футболист, чемпион Франции в составе команды города Канны. Призван в авиацию в 1936 г. В 1940 г. пилот эскадрильи ночных бомбардировщиков принимал участие в боевых действиях, затем переведен в Алжир. Бежал в Испанию и через посольство США попал в Марокко. Служил в береговой авиации в Алжире, где был ведомым Габриеля Мертизена, вместе с которым пошел в «Нормандию». В СССР сбил два немецких самолета. Продолжал службу в «Нормандии-Неман» до 1947 г. Получив отказ от Эйр Франс, вернулся в армию и участвовал добровольцем в войне в Индокитае. В 1963 г. вышел в отставку и перешел в Европейский Центр Космических Исследований. Участвовал в подготовке и запуске первых французских спутников. Участвовал в организации аттракциона Маринеланд, организованном Героем Советского Союза Роланом де ля Пуапом. Ныне подполковник запаса, проживает в Антибе, на юге Франции.

* * *

В конце февраля в Тулу прибыли четыре последних пилота во главе с майором Дельфино, командиром полка «Париж». Группа была доукомплектована самолетами в полном составе.

Майор Луи Дельфино, 32 года. Один из лучших французских летчиков. В кампанию 1940 г. сбил шесть немецких самолетов над Парижем. Переведен в Дакар. Участвовал в отражении франко-британского вторжения в Дакар. Сбил английский самолет[101]. После перевода Пьера Пуяда командиром авиадивизии «Франция» командир «Нормандии-Неман». Его появление не всеми было встречено однозначно. Жюль Жуар, который был арестован при участии Луи Дельфино в Дакаре, пытался сорвать с него майорские погоны. Несмотря на то, что Луи Дельфино был отличным командиром, ставшим генералом авиации, многие из первого пополнения сохранили к нему неприязнь до наших дней.

Лейтенант Марк Шаррас, 28 лет. Сын офицера, служившего во Вьетнаме, в 1938 г. поступил в военное училище Сен-Сир. В результате объявления войны Германии переведен в действующую армию, где записан на летные курсы. Служил на юге Франции. После полной оккупации Германией в 1942 г. бежал в Испанию, где был арестован. Освобожден по просьбе Великобритании и включен в состав авиации Северной Африки. В СССР сбил два самолета лично и пять в группе. Дважды был сбит зенитной артиллерией и дважды возвращался в строй. В 1945–1947 гг. представитель французских ВВС при командовании Группы советских войск в Германии. В 1948 г. капитан Шаррас вернулся в «Нормандию-Неман», с которой участвовал в войне в Индокитае, где и погиб 30 июля 1949 г.

Младший лейтенант Робер Кастен, 25 лет. Начал службу в авиации в 1936 г., войну встретил в летной школе в Бордо, из которой был переведен в Мекнес. Участвовал в боевых действиях против «Свободной Франции» в Дакаре и Камеруне. В начале 1942 г. переведен в Бамако, откуда вместе с Луи Дельфино отправился в СССР. Сбил пять самолетов лично и четыре в группе. Ордена Красного Знамени и Отечественной войны. Сбит в феврале 1945 г. Сумел посадить самолет и после лечения выехал во Францию. По окончании войны служил в «Нормандии-Неман» до 1948 г. Затем был заместителем командира базы ВВС в Салон-ан-Провансе. Из-за ранений не смог продолжать службу и в 1958 г. демобилизовался. Создал завод по производству подшипников. Умер в 1979 г.

Аспирант Шарль Монье, 23 года, по прозвищу Попов. Объект вечных шуток и трагикомических происшествий. Служил в группе «Иль-де-Франс» в составе RAF. В СССР сбил один самолет сам и один в группе. Орден Отечественной войны. Погиб 13 марта 1953 г. во время испытания реактивного самолета[102].

Аспирант Жозеф Шондорф, 24 года. Перед войной был призван в авиацию. Проходил подготовку в летной школе в Лa-Рошели, с которой был эвакуирован в Раяк. Участвовал в действиях против Великобритании в Сирии. Затем переведен в Алжир. В СССР сбил один самолет в группе и один лично. Служил в «Нормандии-Неман» до 1946 г., затем был переведен руководителем наземных служб, обеспечивающих безопасность полетов различных аэропортов. Вышел в отставку в Париже в 1965 г. Скончался в 1970-м.

В то же время еще один пилот покинул СССР и уехал в Англию. Капитан Дидье Бегин стал страдать неврозами, перешедшими в депрессию, от которой он не избавился до конца войны. Пытаясь себя преодолеть, он вернулся в авиацию в 1944-м. В ноябре 1944 г. в миссии над Антверпеном из нескольких сотен английских самолетов немецким зенитным орудием был сбит один-единственный самолет. Самолет Дидье Бегина.

Прибытие пополнения сопровождалось напряжением, поскольку стали прибывать пилоты, воевавшие за Виши. А некоторые и не просто за Виши, а и против «Свободной Франции». Было отмечено несколько конфликтов. Особенно среди тех, кто участвовал в операции в Дакаре с двух сторон. Нетрудно понять неприязнь тех, кто бежал с риском для жизни к де Голлю, чтобы воевать за родину, к тем, кто, напротив, верно служил режиму Виши в тот момент, когда Франция фактически была союзником Германии и была в полушаге от вступления в Тройственную Ось. И особенно тех, кто сражался лицом к лицу.

Бывших пилотов Виши, участвовавших в сражениях против голлистов, таких как Жак Андре, Луи Дельфино, Леон Кюффо, Робер Кастен, Жорж Лемер, Габриель Мертизен и других, понять сложнее, хотя при желании можно.

Можно относиться к ним скептически или признать, что все-таки главное то, что они в конце концов завоевали прощение. Они отправились воевать с фашизмом в Россию. Где, хотя Сталинград и Курск были позади, жестокость боевых действий отнюдь не ослабела. И пули были настоящие. Все они показали себя прекрасными пилотами и храбрыми бойцами, получив в награду советские ордена, а Жак Андре даже стал Героем Советского Союза.

* * *

Тренировки в Туле, как и в первую зиму в Иваново, сопровождались и успехами, и авариями. И блужданиями над заснеженными равнинами.

Первый самолет на тренировках разбил Жюль Жуар, поздно выпустив шасси. Через две недели сразу двое пилотов — Фару и Ирибарн заблудились над снежным полем и не нашли дорогу на аэродром. Оба, после того как кончилось горючее, плюхнулись «на брюхо» в поле и были вывезены затем на У-2 смотревшим на них свысока Жаном де Панжем, ничего им не рассказывавшим о собственных полетах на снегу.

18 марта 1944 года был один из самых памятных дней «Нормандии». В Тулу прибыло первое пополнение из пятой группы. Эта группа уже целиком была набрана в Алжире. В ее составе прибыл Жорж Лемер, сослуживец Дельфино, вместе с которым он воевал против голлистов в Дакаре. Жюль Жуар, который плохо встретил Луи Дельфино, с Лемером также чуть было не подрался у трапа самолета. Его даже не успокоил прибывший из Москвы приказ о его производстве в младшие лейтенанты. Пьер Пуяд отправил его в тренировочный полет для обучения неопытных Бурдье и Михаила Шика, который заканчивал тренировки и надеялся принять участие в боях в качестве летчика-истребителя.

При отработке полета в паре самолеты Жюля Жуара и Мориса Бурдье в подъеме столкнулись и развалились на части. Жюль Жуар успел выпрыгнуть с парашютом, но попал под обломки собственного самолета. Михаил Шик, у которого на глазах случился этот инцидент, от волнения при посадке забыл выпустить шасси и разбил свой самолет. Это ему стоило участия в кампании 1944 года.

30 марта 1944 г. в расположении Нормандии проходил парад с участием командующего 1-й Воздушной армией генерала Громова, генерала Захарова, французского министра авиации Пьера Кота, заместителя военного представителя Франции капитана Фуше и писателя Ильи Эренбурга, который завершился демонстрацией воздушной акробатики и торжественным пролетом всего полка. Последним садился Шарль Монье, который сообщил по радио, что у него отказал двигатель. Прыгать он отказался, чтобы спасти самолет, предположив, что сможет дотянуть. Но не дотянул нескольких метров и врезался в лес, которым был окружен аэродром. Его самолет развалился на куски на глазах у всех участников торжества, которые были уверены, что летчик не выжил, но он отделался только легкой царапиной. Любопытно, что несколько иначе этот момент описывают советские свидетели. У Монье, в процессе посадки остановился двигатель, потому что он забыл переключиться на другой бензобак. Времени прыгать уже не было, и он попытался сесть на полосу, но врезался в единственное дерево у взлетной полосы.

Последнее происшествие случилось 21 апреля. Аспирант Фуко при возвращении с тренировки над взлетной полосой проделал «бочку» на низкой высоте. Внезапно, когда самолет был повернут вниз спиной, его нос круто пошел вниз, и самолет разбился. Причины не ясны, предполагают, что, возможно, какая-то деталь одежды зацепилась за рычаги.

* * *

Тяжелый 1943 год остался в прошлом, но 1944-й тоже начинался тяжело. Трое погибших на тренировках. Все они были похоронены у аэродрома в Туле и позднее перезахоронены в Москве.

Еще одним погибшим и первым похороненным в Москве стал рядовой Эдмон Миробов. Один из бежавших из плена в СССР в 1941 г., сын русских эмигрантов, он остался в СССР и отказался ехать к де Голлю. В 1943 г. был прикомандирован к французской военной миссии и погиб в Москве в автомобильной аварии. Его могила до сих пор находится на Введенском кладбище.


Тула, могилы Жюля Жуара, Мориса Бурдьё и Анри Фуко. Позднее были перенесены в Москву. В 1953 г. по просьбе родственников были перенесены во Францию. (Фото мемориала Нормандия-Неман)


Обелиск на месте могил французских летчиков на Введенском кладбище в Москве. (Фото М.Чинякова)


Примечания:



1

Lacroix Riz A. «Faces cachees de la seconde guerre mondiale»., Paris, «Le Monde diplomatique», mai 2005.



9

FELDZER C. «On y va!» Boulogne, AXIS, 1987.



10

Во французской армии есть такое положение — временное производство в звании на период какой-то миссии. Затем звание может быть как утверждено, так и не утверждено. Производство полковника де Голля в генералы не только никогда не утверждалось, но и было отозвано через 25 дней.



91

Service Historique de l'Armee de l'Air. Папка 4D10.



92

Биография в главе «Действующие лица. Несколько избранных биографий».



93

Подробнее в главе «Герои Советского Союза „Нормандии-Неман“».



94

Биография в главе «Действующие лица. Несколько избранных биографий».



95

Биография в главе «Действующие лица. Несколько избранных биографий».



96

С февраля 1945 г. начальник Генерального штаба РККА, кавалер ордена Победы, единственный из кавалеров, не имеющий маршальского звания. В 1955–1962 гг. начальник штаба Объединенных Вооруженных Сил Организации Варшавского договора.



97

Service Historique de l'Armee de l'Air. Папка 4D9, документ F7C.



98

Saint-Exupery A. «Ecrits de Guerre. 1939–1944». Paris, Gallimard, 1995



99

Service Historique de l'Armee de l'Air. Папка 4D9, документ M8.



100

Люсетт Моро — гражданка СССР французского происхождения, с 1931 г. проживала в Москве. Работала диктором франкоязычной редакции московского радио. Во время войны работала переводчицей во французской военной миссии. Крестная мать детей Александра и Риты Лоран.



101

Более подробные биографии командиров «Нормандии-Неман» даны в главе «Командиры „Нормандии-Неман“».



102

Биография в главе «Несколько избранных биографий».







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх