Шестая группа

12 октября Красная Армия начала наступление в Восточной Пруссии. «Нормандия» вернулась в бои.

Ситуация конца 1944 года никак не напоминала ни 1940-й, ни 1941-й, ни даже 1943-й. Немецкая авиация, действовавшая в это время против «Нормандии», была совершенно беззубой. Французы сбивали самолеты один за другим, за неполный месяц почти удвоив число побед.

16 октября рекордный день «Нормандии» — за один день было сбито 28 самолетов противника.

17 октября в полк прибыла шестая группа пополнения, последнее пополнение во время боев. К ветеранам присоединились еще семь пилотов:

Младший лейтенант Морис Гидо, 29 лет. Во время службы в армии закончил летную подготовку и был пилотом-инструктором нескольких летных школ. После поражения Франции переведен в Марокко, а затем в Алжир, где встретил высадку союзников. В 1943 г. был переведен инструктором в летную школу Касба-Тала в Марокко, где он встретил Луи Дельфино, который уговорил его вместе с ним отправиться в СССР. Ввиду отсутствия боевого опыта Морис Гидо решил пройти дополнительную подготовку по стрельбе, в результате чего он прибыл в «Нормандию» на полгода позже Дельфино. Сбил четыре самолета в группе. Орден Отечественной войны. После войны служил в нескольких группах высшего пилотажа, затем пилотом-инструктором. Вышел в отставку в 1962 г. Скончался в 1983 г.

Аспирант Пьер Блетон, 25 лет. Родился во Вьетнаме. В 1938 г. закончил летную школу. Служил в Северной Африке. После поражения Франции покинул часть и работал учителем физики. В 1941 г. вернулся в часть и был арестован как дезертир. После высадки союзников освобожден и служил в авиации береговой охраны. С 1944 г. в СССР, после трехмесячной тренировки в боях сбил 4 лично и 3 в группе самолета противника. 20 февраля 1945 г. был сбит капитаном Иохимом Бренделем из знаменитой немецкой эскадрильи «Мёльдерс» и по его приказу был подобран пилотами эскадрильи, которые держали его как пленного в своей части, скрывая от выдачи в гестапо. Они же передали Пьеру Блетону документы сбитого девятью днями ранее Робера Ирибарна. В конце войны с тремя советскими летчиками был эвакуирован под Гамбург, куда они прибыли в момент окончания войны. Союзники предложили эвакуировать Блетона во Францию, но он отказался в знак солидарности с советскими летчиками, вместе с которыми на грузовике доехал до Польши, а затем самолетом вернулся в «Нормандию». Первый французский пилот, вернувшийся живым из плена. После возвращения Пьер Блетон попал в расположение 18-го авиаполка, который передал его генералу Захарову. Генерал по телефону объявил построение в «Нормандии-Неман» и отправил Блетона на своем самолете Лa-5. Пилоты выстроились у взлетной полосы по стойке «смирно», думая, что прилетел генерал. В день возвращения во Францию произведен в лейтенанты. Служил в «Нормандии-Неман» до 1947 года. В составе авиагруппы «Шампань» участвовал в войне в Индокитае. С конца 50-х годов командир эскадрильи вертолетов. В 1966 году французский атташе на базе американской авиации в ФРГ Рамштейн. Вышел в отставку в 1967 г. в звании подполковника. Скончался в 1996 г.

Аспирант Жорж Анри, 24 года. В 1938 г. пошел в армию добровольцем и был зачислен в летную школу в Ла-Рошели, затем в Шартре. После падения Парижа школа переведена в Алжир, где он и закончил обучение. После высадки американцев в Африке участвовал в боях с германо-итальянскими частями в Тунисе и Южной Италии. Затем поступил добровольцем в «Нормандию». Два сбитых лично и три в группе самолета противника. Последний самолет сбил 12 апреля 1945 года. Это был самолет капитана Гюнтера Шака из «Мёльдерс», за которым числится 174 сбитых самолета противника. После приземления пошел на радиостанцию, чтобы получить подтверждение на сбитый самолет. В это время начался артобстрел аэродрома. Жорж Анри стал последним пилотом «Нормандии-Неман», погибшим на войне.

Аспирант Морис Монж, 26 лет. В 1939 г. поступил в армию на летные курсы. В 1940 году был переведен в летное училище в Салон-ан-Провансе, которое закончил в 1942 г. и был распределен в Алжир, а затем переведен в Марокко, откуда он отправился добровольцем в Советский Союз. Погиб 26 марта 1945 г.

Аспирант Леон Углов. Родился в 1919 г. в подмосковном Троицке. Начало войны встретил в Алжире. Служил под началом Константина Розанова в эскадрилье «Лафайет». В СССР сбил один самолет лично и четыре в группе. Летал в паре с Роже Соважем, из-за чего их дразнили «Черный и Белый», намекая на цвет кожи одного и происхождение другого. Награжден орденом Отечественной войны. Погиб в авиакатастрофе в 1947 г.[116]

Аспирант Жан Пикено, 26 лет. Закончил аэроклуб в Шербуре. После призыва в армию пошел в авиацию. В 1939 г. пилот воздушной разведки в Амьене. После немецкого наступления часть выведена на юг Франции. В декабре 1941 г. переведен в Марокко. Погиб 17 января 1945 г. в одном из первых боевых вылетов.

Аспирант Шарль Ривершо, 24 года. В 1938 г. поступил в летную школу, которую окончил в 1943 г. в Алжире. Был сбит в первом вылете в составе «Нормандии», но без последствий. Через месяц был сбит вторично, тяжело ранен и потерял ногу. После войны служил военным авиадиспетчером. Вышел в отставку в 1966 году в звании майора. Скончался в 1975 г.


Примечания:



1

Lacroix Riz A. «Faces cachees de la seconde guerre mondiale»., Paris, «Le Monde diplomatique», mai 2005.



11

POYPE de la R. «L'epopee du Normandie-Niemen», Paris, Perrin, 2007.



116

Более подробно в главе «Русские в „Нормандии-Неман“».






 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх