Боевые успехи и память

Всего французские летчики на советско-германском фронте совершили более 5249 вылетов, провели 869 воздушных боев, сбили 273 и повредили 80 самолетов противника. Четверо пилотов Марсель Альбер, Ролан де ля Пуап, Жак Андре и Марсель Лефевр (посмертно) были удостоены звания Героя Советского Союза.

Тридцать четыре пилота «Нормандии» погибли, восемь пропали без вести, девять получили тяжелые ранения. Четверым повезло вернуться из плена. Пятнадцать пилотов погибли уже после Второй мировой войны.

Для сравнения, авиагруппа № 1 «Эльзас», созданная на год раньше «Нормандии-Неман», за войну совершила 4500 боевых вылетов, сбив 32 самолета противника.

Авиагруппа № 2 «Иль-де-Франс», сформированная в январе 1942 г., совершила 6029 боевых вылетов, сбив 35 самолетов противника.

Всего французская авиация «Сражающейся Франции» с 1940 по 1945 г. сбила 344 самолета противника, из них 273, или 80 %, на счету «Нормандии-Неман».

И о потерях. «Нормандия-Неман» за годы сражений в СССР потеряла 42 пилота из 96. «Эльзас» 21 из 87, «Иль-де-Франс» 37 из 78. То есть при сопоставимой численности соединений, количестве боевых вылетов и потерь, результативность «Нормандии-Неман» на порядок выше.

Авиаполк «Нормандия-Неман» — самое титулованное подразделение французских ВВС, награжденное французскими орденами Почетного Легиона, Военным крестом с пальмовой ветвью, Военной медалью и советскими орденами Красного Знамени и Александра Невского. 21 пилот и само подразделение были награждены орденом Освобождения — особой наградой де Голля, учрежденной в 1940 г.

6 авиабаз французских ВВС носят имена пилотов «Нормандии-Неман».

25 памятников и мемориальных знаков установлено во Франции. Улицы и площади носят имена пилотов «НорМандии-Неман».

В 1992 г. в честь 50-летия французского авиаполка, почетное наименование «Нормандия-Неман» было присвоено российскому 18-му гвардейскому авиаполку, который во время войны воевал бок о бок с французами.

В 2007 г. в честь 65-летия полка памятники «Нормандии» президентами России и Франции были установлены в Лe Бурже и в Москве. Всего в России и Белоруссии существует около 20 памятников «Нормандии-Неман».

После долгих попыток, начавшихся в 1974 г., по инициативе председателя совета ветеранов «Нормандии» майора Игоря Эйхенбаума, в 1992 г. в родном городе Марселя Лефевра Лез-Анделизе в Нормандии был открыт музей «Нормандии-Неман», перед которым установлен современный «Мираж» французского полка «Нормандия-Неман» и макет самолета Як-3 Марселя Лефевра. К сожалению, этот музей тоже не пережил пертурбаций последних лет и закрыт в 2010 году. Экспозиция должна быть перенесена в Ле Бурже, где ныне находится единственный сохранившийся подлинный Як-3 «Нормандии-Неман», и частично в другие музеи.

Кроме того, 11 действующих моделей Як в раскраске «Нормандии-Неман» ныне летают во Франции, 2 в Германии и 1 в США. Один из них, действующий и регулярно принимающий участие в различных фестивалях, находится в авиамузее авиабазы Ля-Фёрте-Але. Его можно увидеть в кинофильме «Рыцари Неба».

Единственный подлинный Як-3 находится в музее Ле Бурже. Согласно легенде, его уберег от отправки в металлолом тогдашний директор, бывший русский пилот «Нормандии-Неман» Константин Фельдзер. Он был выставлен в музее авиации в Медоне под Парижем с бортовым номером 18. После перевода музея в Ле Бурже в 1975 г. бортовой номер сменился на 4, под которым летал Герой Советского Союза Ролан де ля Пуап, оставивший в нем свой автограф на приборной доске.

Вопреки легенде известно, что этот самолет находился при музее авиатехники на авиабазе Оранж имени Мориса де Сейна, откуда был передан в дар музею в Медоне в 1967 году.






 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх