• Кто повалил истуканов?
  • Статистика моаи
  • Когда богатыри упали?
  • Оскверненные идолы?
  • Чем клин вышибают?
  • Ров «длинноухих»
  • Извержения, землетрясения, цунами
  • В направлении трансформного разлома
  • VII. Книга катастроф

    Само возникновение этого клочка земли настолько загадочно, что с трудом веришь в его появление на карте. Остров Великанов родился в молчании и погиб в забвении. Сможем ли мы когда-либо узнать, не скрыл ли туманный саван волн какой-то особый мир, от которого уцелело только вот это хрупкое свидетельство?

    (Франсис Мазьер. Загадочный остров Пасхи)

    Кто повалил истуканов?

    «Не зная или сознательно скрывая причины разрушения статуй моаи, рапануйцы объясняют падение их особой силой мана колдуна или колдуньи», — пишет советская исследовательница фольклора острова Пасхи И. К. Федорова. Она приводит версию легенды, записанную на острове чилийским этнографом Ф. Фелбермайером.

    В каменоломне Рано-Рораку работали двое мастеров-резчиков. Они изготовляли гигантские моаи. Пищу им готовила какая-то женщина. Однажды резчики пошли на рыбную ловлю. Однако за весь день им удалось поймать одну-единственную рыбку. Когда стемнело, один из резчиков забросил сеть в последний раз и вдруг поймал сказочную черепаху по имени Ура-Рарапе-Нуи. Каждый житель острова Пасхи мечтал поймать эту волшебную черепаху. Ведь считалось, что съевший ее мясо приобретает долголетие, мудрость и все радости жизни. Резчики убили черепаху, разделили ее на две части и, сварив в земляной печи, съели волшебное мясо. Когда утром пришла женщина-стряпуха, она увидела панцирь и спросила, где же ее доля.

    — Тебе ничего нет, — ответили резчики статуй. Тогда женщина пришла в ярость и крикнула статуям, чтобы они упали. И, покорные ее приказанию, моаи, стоявшие на каменных платформах аху, упали.

    «Аху Тонга-Рики (недалеко от древней каменоломни рапануйцев), действительно, одно из самых разрушенных на острове. Все 15 моаи с аху были когда-то (вероятно, во время войны ханау-момоко и ханау-еепе) сброшены», — комментирует эту легенду И. К. Федорова.

    Известная исследовательница Кэтрин Раутледж записала сходную версию легенды, где вместо черепахи и рыбы — лангуста.

    Франсис Мазьер приводит еще одну версию: старуха силой своей маны произнесла заклятие: «Моаи, замрите навсегда!» И добавляет, что «это утомительно и фальшиво», так как жители острова «рассказывают такую запутанную мешанину из легенд, что можно подумать, будто они никогда и ничего об этом не знали и что вовсе не они потомки последних скульпторов».

    «Однажды на острове появился немой старик. Знаками он дал понять островитянам, что хочет поесть куриных голов — любимого лакомства жителей острова Пасхи. Старику отказали в его просьбе. Незнакомец заночевал в одной из хижин. Ночью хозяева проснулись от страшного грохота: старик из всех сил топал ногами по каменному фундаменту хижны… Утром островитяне увидели, что все статуи на аху упали. Старик отомстил за куриные головы».

    Так пересказывает легенду Шульце-Мезье в книге «Остров Пасхи». Дальше он сообщает, что узнать у местных жителей о событиях прошлого «столь же безнадежное дело, как расспрашивать о Кромвеле старух, торгующих шнурками в Вестминстере. Полученные этим путем сведения представляют собой большей частью фантастические мифы».

    Что же предлагают исследователи взамен легенд? Как они объясняют падение статуй? Фр. Мазьер предполагает, что тут могло быть и падение метеорита, и ужасная болезнь, и безумие вождя, и братоубийственная война, и чуть ли не взлет космического корабля. Предположения эти, безусловно, интересны, но вряд ли правдоподобны.

    Исходя из предположения, что падение статуй было практически одновременным, а работы над новыми исполинами были прекращены внезапно, многие ученые — этнографы, археологи и другие — предлагают самые различные объяснения «катастрофы», не сомневаясь, что такая катастрофа на острове имела место и отмечают некий социальный, исторический рубеж. Одни видят междоусобную войну двух полинезийских кланов или двух различных рас. По одной версии, «белые» индийцы перебили черных ваятелей удивительных статуй, и эти черные мастера были меланезийцами. По другой версии, черные полинезийские варвары истребили белых скульпторов. Есть версия о том, что статуи упали в момент отлета «пришельцев из космоса», погостивших на острове Пасхи.

    Но наибольшей популярностью пользуется гипотеза Тура Хейердала, объясняющая падение статуй междоусобицей представителей «длинноухих» ваятелей с «короткоухими» религиозными фанатиками. Эту гипотезу большинство советских читателей принимает за истину. Но вопрос о том, кто повалил истуканов, не так прост, как кажется, и еще далек от разрешения. Гипотеза норвежца имеет массу уязвимых мест.

    Оговоримся сразу: под сомнение не ставится ни литературный талант Тура Хейердала, ни его несомненные заслуги перед океанистикой и вообще гуманитарными науками.

    Но как справедливо и прекрасно сказал сам отважный путешественник, нужно смело признаться в том, что «мы многим обязаны, как бы парадоксально это ни звучало, тем, кто бросает нам вызов», и «надо научиться увидеть в своих научных противниках полезных сотрудников», используя критику их для того, чтобы продвигаться вперед, ибо «именно в споре друг с другом можно идти вперед, к истине». Именно такое стремление к истине и заставляет нас и многих других специалистов вести с Хейердалом научную полемику, что не мешает, естественно, сотрудничеству с норвежским исследователем. К сожалению, деловая полемика воспринимается поклонниками «Аку-Аку» как некий личный выпад против прославленного путешественника и исследователя, как стремление «подставить ему ножку» (этот борцовский термин употребил некий «хейердаломан» в адрес обоих авторов данной книги, узнав, что они не разделяют взглядов его кумира. Он заявил, что для нас «нет ничего святого» и посему он «объявляет беспощадную войну»).

    «В Соединенных Штатах уйма “искателей истины”, — пишет американский ученый А. Раппопорт. — Многим из этих людей не хватает способностей к направленным интеллектуальным усилиям, необходимым для плодотворного труда в науке; иным недостает навыков критического суждения, которые позволяли бы им видеть различия между истиной и ложью. Третьи не могут успокоиться до тех пор, пока не найдут панацеи, в которую они могли бы уверовать». Именно такую панацею и видят многие «искатели истины» в работах Хейердала, превращая научную гипотезу в объект некоего культа, в фетиш.

    Вот почему, по словам видного американского археолога Р. Уокопа, специалисты «с тревогой следили за хейердаловскими бестселлерами. Всякий раз, когда эти бестселлеры оказывались в первом десятке наиболее читаемых книг, тысячи поклонников “Кон-Тики” и “Аку-Аку” пополняли армию дилетантов. А энтузиасты приключенческой литературы не выносят “узколобых” ученых, подвергающих педантичной критике дерзновенные теории “белокурого героя-викинга наших дней”, покорившего сначала бурный Тихий океан, а затем и Атлантический, чтобы доказать сколь истинны его гипотезы, вопреки всем ученым, утверждающим, что такое путешествие невозможно».

    Разумеется, в нашей стране нет социальной почвы для «искателей истины», о которых говорит А. Раппопорт, или «свихнувшихся энтузиастов», о которых с нескрываемой иронией пишет Р. Уокоп. Но так как увлекательные книги Хейердала, неоднократно изданные массовыми тиражами, знакомы миллионам советских читателей, поэтому и уделяется столь много внимания полемике с норвежским исследователем, полемике, не отрицающей ни научных заслуг норвежского исследователя, ни его литературного дарования.

    Из имеющихся материалов по истории острова Пасхи видно, что нет никаких серьезных доказательств тому, что статуи с помощью островитян «выходили» из кратера вулкана Рано-Рораку или жители растаскивали их от кратера по периметру острова. Нет в руках исследователей веских и однозначных доказательств о внезапном прекращении работ в каменоломнях. Может быть, верно утверждение некоторых ученых о том, что статуи были низвергнуты с пьедесталов за короткое время? Давайте обратимся к реальным фактам. Для начала необходимо посчитать, сколько статуй на острове.

    Статистика моаи

    Вы, вероятно, обратили внимание на противоречие в легендах о гневном старике и рассерженной старухе. Старуха приказала, чтобы упали все моаи, и они упали. А когда старик начал топать ногами, то упали статуи только те, которые были на ритуальных платформах аху. В этих сказаниях действительно имеется большая разница: на острове и сейчас достаточно стоящих статуй. И на платформах не все статуи упали: на аху Тонгарики до сих пор стоит половина статуи, а свалилась только ее верхняя часть. Если бы не стояла эта половина, нужно было бы искать доказательство тому, что изначально все статуи стояли на аху.

    Сколько статуй на острове Пасхи? Вопрос этот не так прост, как кажется на первый взгляд. Обратимся к точному языку чисел. Количество статуй исследователи оценивают неодинаково — от 250 до 1000. Кроме того, не ясно, о каких статуях идет речь. Каждый год, каждые новые раскопки приносят сюрпризы. Открываются новые статуи. Фр. Мазьер полагает, что в кратере Рано-Рораку скрыто еще не менее сотни статуй. Но ведь остров каменист, на нем нет почв и даже зубила островитян накапливались на поверхности, не проваливаясь в почву, так как ее нет. О каких же раскопках может идти речь?

    На острове и сейчас стоит множество статуй, которые не падали с самого их сотворения, а стоят, только слегка наклонившись. Все статуи по месту их положения можно подразделить на три типа. Одни из них располагаются у береговой линии почти по всему периметру острова. Ныне они лежат около аху, их обычно показывают на всех схемах. Две другие располагаются в кратере Рано-Рораку или на его склонах. Их на схемах не показывают, а обозначают единым значком под названием «главная каменоломня», «родильный дом каменных гигантов» или еще как-нибудь в этом роде. Посчитаем их по отдельности. Уильям Томсон в 1886 году обошел весь остров, тщательно осмотрев все аху, описал размеры всех платформ, количество статуй на каждой из них, размеры статуй и положение, в котором они лежат. Всего им описано 113 аху и составлена схема, на которой их 114. Обломки статуй и целые их экземпляры подсчитаны им довольно точно: их оказалось 217. Каждый истукан на платформе стоял на специальном камне-плите вроде постамента. На трех аху постаментов оказалось больше, чем статуй. Поэтому, видимо, У. Томсон и решил, что эти статуи упали в море. Кроме того, он отметил, что есть несколько настолько разрушившихся экземпляров, высеченных из мягких туфов, что трудно решить, были ли это статуи или это просто обломки камней. Число 217 можно считать реально соответствующим тому количеству моаи, которые стояли на аху.

    Проводить раскопки около аху с целью поисков новых статуй нет никакого смысла, потому что они вымощены на скальном основании при полном отсутствии почв. Возможно, в теле некоторых аху могут быть найдены обломки статуй, из которых можно будет сложить несколько небольших экземпляров. Кроме того, есть смысл поискать моаи, упавшие в море с отвесных скал, если только они не разбились во время падения. Речь идет об аху № 11 и № 49 по нумерации Томсона. Но вряд ли уцелели эти статуи, упавшие с высоты около 200 метров.

    Раскопки в кратере и на внешнем склоне Рано-Рораку вполне обоснованны — здесь имеются делювиальные конусы, рыхлые осыпи. Здесь необходимо провести раскопки, так как часть статуй может быть погребена.

    Подсчет моаи в кратере Рано-Рораку затруднен. К. Раутледж в 1919 году сделала панорамную зарисовку внутреннего склона кратера. На зарисовке видается еще 117 гигантов. Здесь есть экземпляры, лежащие на спине, на боку, лицом вниз, часть из них Даже не отделена от скального выступа, незакончена. Статуй, вкопанных в землю, оказывается 28. Одни из них едва вкопаны, другие ушли под землю до подбородка, у третьих над землей торчит только узкий лоб. А разве можно утверждать, что нет экземпляров, ушедших в пепловые почвы с головой? Здесь, в кратере, при раскопках могут быть найдены новые экземпляры. Есть статуи разрушенные, распавшиеся на мелкие куски. Количество их не поддается учету.

    Любопытная деталь: вкопанные в кратере и на внешнем склоне истуканы не стоят вертикально по стойке смирно — чем меньше они вкопаны, тем сильнее наклонены. Они почти полулежат на спине, то есть в том положении, в котором их спускали вниз по склону. Все «богатыри» внутренней части кратера смотрят в его центр. Это и понятно, поскольку кратер представляет собой гигантскую каменную воронку, по стенкам которой истукан скользил вниз по склону, чтобы встать в подготовленную для него лунку. От этой точки можно точно установить место «рождения» каждого исполина: выше по склону видно место, от которого он был отделен. Франсис Мазьер построил диаграмму и на ней нанес линии, по которым направлены взоры истуканов. Если бы он устремленность их взглядов отнес не к центру гипотетической точки, а к периметру кратерной воронки, он бы увидел, что она в точности соответствует направлению перемещения истуканов от места рождения к месту установки. Тут нет никакой мистики!

    Третья группа великанов расположилась на внешней кромке кратера Рано-Рораку, у его юго-восточного окончания. Эти «молодцы» расположились у подножия кольцевого кратера, у основания делювиальных конусов, и как бы держат оборону в своем секторе. Здесь нет точки, с которой можно было бы зарисовать сразу всю армию. По подсчетам К. Раутледж, здесь около 100 статуй, из них в стоячем положении 28–30 моаи. Пишем 28–30 потому, что трудно решить, стоит или уже лежит истукан, настолько положение его близко к горизонтальному. И здесь тоже трудно решить, сколько их полностью ушло в делювий. Именно здесь наглядно видно, как раскопанные ранее археологами статуи сами погружаются в делювий, поскольку они тяжелы, а почвы непрерывно сотрясаются. Интересно, что все статуи, за редчайшим исключением, как бы покачнулись в одном направлении, совпадающем с направлением береговой линии западной окраины острова.

    Итак, можно подвести баланс: на поверхности острова сейчас насчитывается 435–440 статуй. В это число не включены статуи, вывезенные в разные музеи мира. Статуи есть в Лондоне (одна), в Сантьяго (три), в музее Вашингтона (одна), отпиленная голова хранится во дворце Шайо в Париже. Из всех статуй только одна имеет длину 23 метра (она не отделена от скалы и не была поставлена вертикально, поэтому говорить о высоте не приходится). Не более 30 статуй имеют высоту около 10–12 метров, а подавляющая масса — это «малютки» не более 5–6 метров, а есть и полутораметровые карлики, увезенные с аху № 113 в Сантьяго. Там два служителя легко переставляют эти «статуэтки» с места на место. Общий вес всех видимых на острове истуканов вряд ли превысит 2000 тонн. Вот вам и гигантский труд, сравниваемый по масштабам с египетскими пирамидами.

    Приведем статистику и «шапочкам». «Головной убор» на истуканах — это не правило, а экзотика. Нет ни одной «шапочки» ни в кратере, ни на внешнем склоне вулкана Рано-Рораку, ни на полуострове Поике, ни на аху, расположенных у кратера Рано-Као. Они встречаются на юго-восточном берегу — не более полутора десятков, на северном берегу их около десятка, причем вес каждой не более 500–800 килограммов, реже 1,5–2,0 тонны; а самые тяжелые не отделены от скалы. На западном берегу острова Томсон насчитал только 6 «шапок», причем все они были на статуях, установленных под кратером вулкана Пуна-Пао. Общий вес всех «шапок» измеряется первыми Десятками тонн на все богатырское воинство.

    Когда богатыри упали?

    «Когда Роггевен поднял занавес перед европейским зрителем, основное действие давно уже кончилось и исполнители главных ролей покинули сцену», — пишет Тур Хейердал, подводя читателя к мысли, что междоусобные войны в основном завершились и победившие «короткоухие» варвары уничтожили высокую культуру «длинноухих» ваятелей. Катастрофа произошла в 1680 году, когда во рву сгорели последние представители высокой культуры «длинноухих», а «победителем оказался полинезиец, который не привык высекать статуи и строить из камня», и который сбросил с постаментов идолов чужого народа. Написано красиво, эмоционально, почти трагедийно. Но так ли это?

    Первым из европейцев адмирал Роггевен описал стоящие статуи с «шапками» на головах. Он видел, что длинноухие туземцы поклоняются своим богам! Их встретил народ приветливый, радушный, с детской доверчивостью относившийся к прибывшим.

    Прошло еще 50 лет и на остров прибыл Джеймс Кук. Он увидел доброжелательный народ, среди которого были и белые длинноухие люди. Изваяния жители называли полинезийским словом арики, то есть вождь. Причем каждая статуя включала имя конкретного вождя. Дж. Кук видел аху, моаи, головы которых были увенчаны пукао.

    Затем на острове был Дж. Лаперуз. Художник, плавающий на корабле, сделал зарисовки, на которых есть стоящие истуканы и тоже с пукао. Зарисовки настолько документальны, что можно сказать точно, о каком аху идет речь. На одном рисунке это аху в бухте Анакена, на другом видны статуи внешнего склона Рано-Рораку.

    В 1804 году капитан Юрий Лисянский 4 суток дрейфовал в виду острова, трижды обогнул его. Он оставил точные и достоверные свидетельства, где и сколько стояло статуй. По его записям насчитывается 22 стоящие статуи: четыре в бухте Хангароа, восемь на северном берегу, девять на юго-восточном, одна в глубине острова. Он отметил, что на аху Тонгарики все статуи лежат, точно пересчитал их и особо подчеркнул, что от одной статуи торчит только половинка. Эта половинка торчит и до сих пор. Данные Ю. Лисянского говорят, что в начале прошлого столетия 10 % статуй стояло на постаментах. Еще через 11 лет, то есть спустя полтора века после «катастрофической» гибели длинноухих во рву, О. Е. Коцебу отметил, что из восьми статуй на северном берегу шесть упали, две пока стоят.

    Миссионер Эжен Эйро, прибывший на остров в 1863 году, уже писал, что все статуи на острове повалены, но он не уточнил, кто же их повалил с ритуальных платформ.

    Уильям Томсон, который инвентаризировал статуи острова, расспрашивал жителей о времени падения последней из них. Он получил довольно точный ответ, который зафиксировал в своей книге: «Островитяне традиционно считают, что самой последней статуей была та, которая установлена на аху в бухте Анакена, месте высадки легендарного Хоту Матуа. Она последней встала на место. Наши гиды утверждали, что это скульптура женщины и что она упала около 24 лет назад», то есть в 1862 году. Эта цифра вполне совпадает и со свидетельством патера Эжена Эйро. Вернемся на несколько лет назад.

    В 1838 году на острове был адмирал Дю Пти Туар. Он был последним, кто видел статуи, стоящими на аху.

    1862 год — черный год острова. Тогда на 10 перуанских пиратских кораблях была угнана в плен тысяча пасхальцев. Вот время, когда по-настоящему был опущен занавес, о котором говорил Т. Хейердал. И опустили его белые пираты. В этот год упала (или повалили ее мародеры и насильники?) последняя статуя и исчез культ тангата-ману.

    Трудно поверить выводам Тура Хейердала о том, что победители — «короткоухие» полинезийцы — на 150 лет растянули процесс религиозной мести «длинноухим», и 150 лет валили, кощунствуя, идолов побежденного народа!

    Вывод напрашивается самый элементарный: статуи падали всегда, а последняя упала в тот год, когда на острове буйствовали пираты, торговцы «черной костью».

    Оскверненные идолы?

    Данные археологии позволили Туру Хейердалу наметить три периода в истории острова Пасхи. Во время первого, длившегося примерно с IV века нашей эры до 1100 года, воздвигались статуи небольших размеров, строились прекрасной кладки аху, похожие на алтари, и проводились церемонии в Оронго, связанные с культом Макемаке. Второй период, длившийся с 1100 по 1680 год, характерен изготовлением гигантских истуканов и установкой их на аху. К концу периода «весь остров был опоясан платформами — аху — с каменными великанами, обращенными лицом к святилищу, спиной к морю», причем «для поддержания престижа постепенно стали воздвигать все более и более внушительные памятники». Третий период начался с уничтожения «длинноухих», а завершился полной гибелью древней культуры острова Пасхи еще до того, как остров был открыт адмиралом Якобом Роггевеном.

    Резкие границы между этими периодами определяются прежде всего низвержением статуй. Гигантские моаи, созданные во втором периоде «длинноухими», сброшены победителями-полинезийцами. Но и наступление второго периода знаменовалось тем, что на острове «разрушали старые святилища и перекладывали каменные блоки, не считаясь с искусством обработки и кладки, не думая об ориентации по Солнцу».

    Авторам придется немного повториться, чтобы обратить внимание читателей на малое число фактов и грандиозность выводов, к которым пришел Тур Хейердал. Для этого вернемся еще раз к языку цифр, чтобы проверить тезис: был ли опоясан остров платформами прекрасной кладки, разрушали ли их «полинезийские варвары», создавая из обломков новые архитектурные сооружения. Прежде всего, исконный смысл слова «аху» в качестве существительного выражает не ритуальное сооружение, а означает «куча», «груда». Глагол «аху» соответствует примерно нашему понятию «валить», «сваливать». Обратимся снова к статистике. У. Томсон насчитал и описал 113–114 аху. Уже тогда он писал, что 69 из них представляют собой просто груды камней. Он относил их к аху потому, что при разборе таких куч под ними встречались людские кости. Это и понятно: на пустынном острове, где нет почв, трупы покойников обкладывали и заваливали камнями. Остается 42 аху, так как У. Томсон считал настоящими аху только те груды камней, возле которых он находил статуи или обломки. Количество статуй на одном аху достигало 15, но были и такие, на которых устанавливалась только одна маленькая статуэтка.

    Искусство кладки ритуальных платформ мореплавателями и учеными сильно преувеличено. Обычно аху представляет собой простую кладку, с крупными камнями в основании, поверх которых располагаются более мелкие. На месте установки статуи обычно лежит плита из камня, которую никто не вырубал и не обтесывал — их в достаточном количестве приготовила сама природа. Камни в кладке тоже никто не тесал: это типичные маеа пупура, природный туфовый плитняк.

    Никакого цемента между камнями нет, да и не из чего его было делать, так как кораллов на острове не успело нарасти. Обжигать их было бы нечем, потому что остров безлесный. Именно поэтому аху часто разваливались, особенно во время землетрясений. Бесспорным шедевром является аху Винапу. Здесь кладка изумительная, почти идеальная. Действительно, трудно всунуть лезвие ножа между камнями, так аккуратно они пригнаны друг к другу.

    «Каменные истуканы тоже были разбиты, а обломки пошли на сооружение новых архитектурных объектов — аху», — пишет далее Тур Хейердал, имея в виду, что разбивали статуи люди, победители длинноухих ваятелей. Статуи, считает он, не только ниспровергались, но и подвергались сознательному глумлению, осквернению.

    «Среди ранних, подвергшихся надруганию статуй, были статуи, вытесанные из черного базальта, из красного и серо-желтого туфа каменоломен Рано-Рораку». Так поступали со статуями предшественников во второй период. А когда начался третий, то изваяния, стоящие на аху, по мнению Т. Хейердала, не только были ниспровергнуты, но надругательству подверглись и статуи Рано-Рораку. «Глубокие шрамы свидетельствуют о попытках обезглавить даже некоторые незаконченные статуи, врытые в землю под Каменоломнями Рано-Рораку, потому что их не удалось повалить», — таков вывод Хейердала. На чем же конкретно основаны заключения о надругательстве над статуями?

    Одна из статуй уложена в новое аху спиной наружу и лицом вовнутрь. Любой каменотес при желании создать плоскую стену для наружной кладки прежде всего использует спину: она плоская и обтесывать ее не нужно. Внутреннюю часть обрабатывать нет смысла, так как аху засыпалась землей. Причем же здесь надругательства? Перед нами типичный прием строителей, использующих старые сооружения для возведения новых. В бухте Анакена в одном из аху голова статуи лежит лицом наружу. Отличная фотография стенки аху с торчащим из нее носом статуи есть в книге В. Вилларета (фиг. 33).

    Еще У. Томсон заметил, что в аху есть обломки старых статуй. Этому наблюдению более 100 лет. Были ли статуи разбиты преднамеренно, со злым умыслом? Есть ли прямые доказательства такому вандализму? Может быть, и шрамы, и обломки статуй, и укладку статуй лицом внутрь аху можно объяснить с точки зрения геологии?

    Действительно, на острове валяется множество обломков статуй. Кто их разбил? Люди? А могли ли люди сделать это? Многотонный блок туфа переломить нельзя, его надо перерубить. Чем? Ударьте по громадному куску пемзы или туфа молотом, и вы убедитесь, что молот сделает только вмятину, но не отколет ни кусочка. На острове не найдены доказательства того, что его жители умели перерубать блоки.

    Может возникнуть и другой вопрос: чем ударили 10-метрового гиганта короткоухие осквернители да так, что половина статуи осталась на месте, а верхняя часть упала. У одних истуканов отвалились носы и подбородки. У других упали уши, у третьих отделилась голова. В чем дело? Как это объяснить?

    С точки зрения геологии это объяснить несложно. В «Книге вулканов» рассказывается, что кратеры вулканов слагаются слоистыми породами. Каждый слой отличается по своему составу (химическому, минералогическому, вещественному) и структуре. Одни слойки плотные, другие пористые; одни сложены мелкими пепловыми частицами, другие содержат достаточно крупные обломки. В одних случаях границы слойков четкие, резкие, в других — извилистые, неясные.

    Статуй на острове Пасхи высекались в породе в разном положении: одни лежа на спине, другие на боку, третьи стоя. Как и скальный выступ, они подвергались избирательному выветриванию. Сильные ветры выдували мелкие частицы пепла, но они не могли переместить крупный обломок. Когда идет дождь, с поверхности твердого, прочного камня вода скатывается, а рыхлая порода жадно вбирает воду. Минералы породы в воде растворяются. На рыхлых породах развиваются мхи, лишайники, их корневые системы нарушают сплошность породы. Черные вкрапления в породе нагреваются сильнее, светлые меньше. Линейное тепловое расширение расшатывает связи между частицами, участвующими в сложении породы. Происходит избирательное выветривание, когда каждый прослой разрушается с разной интенсивностью.

    Пасхальцы умело использовали свойство камня для облегчения нелегкой обработки крупных блоков с помощью каменных рубил. Шея истукана приходилась на самую мягкую часть пласта. При падении такая статуя обезглавливалась, так как у нее переламывалось самое узкое сечение в мягком прослойке. Такие истуканы чаще всего обнаруживаются на юго-восточном берегу. Если статуя высекалась лежа на спине, из мягкого пласта вырубались выступающие части лица. Они же первыми и выветривались. Поэтому у таких статуй «отломаны» носы, разрушены губы. Когда статуя высекалась в положении лежа на боку, то быстрее отваливались руки, уши, плечи, а на всем теле статуи, и особенно на лице, появлялись борозды, шрамы, образуемые текущей по лицу дождевой водой, вымывающей тонкие илистые частицы. Многие статуи имеют округлые, как бы рваные раны в самых различных частях, но чаще на лице. Это опять-таки действие природных сил. При выветривании выкрашиваются и вываливаются ксенолиты, крупные включения посторонних пород в туфах. Если такие ксенолиты были мелкие и размещались цепочками, то образовывались своеобразные «ожерелья», луночки, расположенные на одинаковом расстоянии, которым тоже приписывалось ритуальное значение. Следы вывалившихся ксенолитов или мелких вулканических бомб хорошо видны в реставрированном аху в бухте Хангароа и Кио’е. Здесь уместно вспомнить лицо сфинкса близ египетских пирамид. Как оно выветрилось? Именно послойно. Сфинкс потому не развалился, что он высечен в коренной скале и имеет широкое основание.

    Все эти рассуждения и выводы в равной степени относятся и к ритуальным платформам. Камни, их слагающие, также выветриваются и разрушаются с различной скоростью. Основание статуи может принять косое положение и тогда великан упадет под действием собственной тяжести и может расколоться.

    Чем клин вышибают?

    Тур Хейердал считает, что Норвежской экспедиции удалось найти бесспорное доказательство того, что статуи свергались полинезийцами. У подножия одной из упавших статуй близ постамента и даже на постаменте были найдены клинья. С помощью таких клиньев островитяне и низвергали чужих идолов! Вроде бы спорить не о чем. Иначе зачем был нужен такой клин? Правда, в «Трудах Норвежской экспедиции» ни слова не говорится, каким образом ухитрялись полинезийцы всунуть клин под статую и чем, каким орудием, его потом вбивали?

    Но и тут геологические наблюдения дают простое и бесспорное объяснение.

    Обратите внимание на все изображения статуй. Все они как бы скособочены, не стоят строго вертикально. В чем тут дело? Ответить на вопрос поможет геология.

    Слоистые толщи, покровы базальтов, горизонты туфов и туффитов лежат на острове не горизонтально, а чуть наклонно, причем углы меняются от первых градусов до 15 и даже 20 к горизонту. Кроме того, эти пласты разбиты не вертикальными трещинами, которые в плане смыкаются не под прямым углом: раньше мы обращали внимание на угол 94–96°.

    Пасхальцы высекали статуи не из монолитов, а использовали природную отдельность, природные блоки пород, которые не имели прямых углов. Это были своеобразные трехмерные параллелограммы. Если из плотного материала вырезать узкий параллелограмм и поставить его на стол, то он не будет стоять — упадет! Чтобы такой параллелограмм не упал, надо сделать клиновидную подставку, так как основание его не перпендикулярно к его длинной оси. Иными словами, нельзя поставить статую на пьедестал, а в случае с островом Пасхи на аху, без клина. Это не относится к статуям, которые вкопаны.

    При установке поднятых моаи на реставрированные платформы были сделаны клиновидные постаменты, скрепленные для надежности цементом. Так были поставлены истуканы на аху № 2 в бухте Хинга Кио’е (бухта Крысы). В бухте Хангароа почти в центре поселка туристов встречает гигант в «шапочке», с клиновидной подставкой над правым ухом. Это значит, его высекали в положении лежа на боку. Там, где подставка спереди или сзади, истукан высечен в положении на спине.

    Древние зодчие были не менее наблюдательны, чем нынешние археологи-реставраторы, использующие современные материалы и технику для восстановления старинных археологических объектов. Находка клиньев не доказывает, что с их помощью свергали идолов. Да и каким образом «не привыкший высекать статуи и строить из камня» варвар мог вбить клин под махину, навалившуюся на аху своим чудовищным весом.

    Клин мог стать причиной падения статуй. Его присутствие ослабляет конструкцию пьедестала, уменьшает устойчивость исполина, особенно при землетрясениях. Клин, как утверждают механики, «работает» в условиях самых высоких нагрузок. Он изготовлен природой, потому что высекался в тех местах, где пласт пород пересекался сближенными трещинами. Именно поэтому материал клина менее прочен, он уже был ослаблен природой, легче выветривался. Дальнейшая «жизнь» клина протекала в неблагоприятных условиях: тень статуи укрывала его от солнца, Поэтому около него была влага. Около него быстрее развивалась корневая система трав и мхов. Короче говоря, он раньше всех разрушался.

    Таким образом, легенды об уничтожении и осквернении статуй «короткоухими» или другими варварами не подтверждаются. Нет вещественных доказательств. Не могут быть вещественными доказательствами ни обломки или целые изваяния, вделанные в аху, ни упавшие моаи, ни тем более клинья, которые, по всей видимости, поддерживали, а не сбрасывали истуканов. Науки о Земле, геология и петрология, опровергают «факты», которые казались археологам и этнографам бесспорными.

    Ров «длинноухих»

    Легенды острова Пасхи говорят, что «длинноухие», жившие на полуострове Поике, заставляли местных жителей таскать камни, лежащие на земле, но те отказались. «Длинноухие» затаили злобу на непокорных. Они вырыли длинный ров от местности Поту-те-Ранги до местности Махатуа, затем принесли дрова, хворост и разбросали их от начала и до конца рва. Но из-за предательства в огне костра, разведенного во рву, погибли сами «длинноухие».

    Опираясь на генеалогии, составленные многими учеными, различные исследователи датировали уничтожение «длинноухих» по-разному: одни полагали, что это случилось в конце XVII века, другие — в первой половине XVIII века, а некоторые считали, что «длинноухие» были истреблены между 1770–1774 годами, то есть между посещениями Ф. Гонсалеса, видевшего поклонение идолам на Поике, и капитана Дж. Кука, обнаружившего на острове запустение и поверженных идолов.

    Археологические раскопки показали, что во «рву длинноухих» горел большой огонь в 1680 году (правда, датирование с помощью радиоактивного углерода допускает отклонение на 100 лет в ту или другую сторону). Это ли не доказательство правоты легенды об оборонительном рве, вырытом «длинноухими»?

    Но, как показали те же раскопки, огонь горел здесь и прежде, за 1300 лет до гибели «длинноухих», а точнее в 386 году! Профессор А. Метро считал этот ров естественным образованием, а Те Ранги Хироа предполагал, что ров предназначался для выращивания ямса. Однако после раскопок Хейердала сложилось мнение, что «ров длинноухих» был оборонительным сооружением как в первый период культуры острова Пасхи, так и 1300 лет спустя.

    Однако тщетно искали археологи следы поселений на Поике, как и следы костных останков «длинноухих» в самом оборонительном рву. За рвом на полуострове нет никаких изваяний. Нет там и пресной воды, и бухт, удобных для причаливания. Это неприступный полуостров, в то время как аху со статуями размещены вне его на незащищенной территории. Предположим, что «длинноухие» оборонялись от своих врагов или хотели заманить их в ловушку. Но от кого оборонялись первые поселенцы острова Пасхи? Почему они высекали статуи вне своей крепости? На Поике есть только три небольшие платформы и высятся три креста, воздвигнутые в 1770 году Ф. Гонсалесом в знак того, что остров присоединен к испанской короне. Если полуостров раньше был цветущим и зеленым, то почему об этом напоминают лишь угольки, кстати сказать, найденные не только во рву, но и на остальной территории Поике? Ни обломков головешек, ни крупных стволов не видно. Как ухитрились «наполнить ров дровами» люди, жившие на безлесном острове в конце XVII века? Наконец, какими орудиями труда удалось выкопать ров, длиною более 2 километров? Куда же исчезли те орудия, с помощью которых копали ров, и десятки тысяч кубометров щебня, которые при этом образовались?

    Археологи не дали правдоподобных и убедительных ответов на эти вопросы. Именно геология объясняет «загадки» рва «длинноухих», причем так, как и предполагал профессор А. Метро, то есть ров имеет естественное происхождение!

    Пу-Акатики — вулкан на Поике — резко отличается от двух других «главных» вулканов. Граница этого вулкана и очерчивается «рвом длинноухих». Это самый обычный стратовулкан гавайского типа, у которого лавы имеют основной состав — в них мало кремнезема, и поэтому они жидкие. У таких вулканов жидкая лава без взрывов медленно изливается через края кратера или щель в земной коре. Окончание лавового потока образует заметный шов в рельефе, на полуострове он назван «рвом длинноухих». Становится ясно, почему на Поике не видно камней, которые покрывают остальную территорию острова. Если бы камни убирали, как говорят о том предания о «длинноухих», то остались бы каверны, пещеры, западины. А их нет! Под мощным слоем пепла эти камни имеются, только их не видно.

    Отсутствие камней на всей территории полуострова Поике дало повод для рождения легенды о бунте «короткоухих», отказавшихся таскать камни и очищать поверхность полуострова. На самом деле камни перекрыты вулканическим пеплом. Откуда он взялся? Очевидно, после извержения какого-либо из полусотни вулканов острова Пасхи. Можно даже определить, какого именно. Мощность слоя пеплов уменьшается с запада на восток, значит, извержение происходило где-то к западу от Поике. Это могли извергаться Пуку пухи-пухи, Охие или Папа Текена, то есть вулканы, находящиеся на линии «посоха Увоке»! Быть может, разгневанный старик, топающий ногами, после чего падают статуи, является лишь мифическим олицетворением вулкана?

    Извержения, землетрясения, цунами

    Вопрос о том, извергались ли на памяти людей Папа Текена, Пуку пухи-пухи или другой паразитный вулкан на линии «посоха Увоке», нами только поставлен — решать его еще предстоит.

    Стоит только взглянуть на диаграмму, составленную по данным Международного каталога 1969 года, где отмечены извержения как надводные, так и подводные, чтобы убедиться, что начиная с середины XVIII века и вплоть до наших дней в юго-восточной части Тихого океана было неспокойно. Остров Пасхи не мог не испытать на себе влияния этих процессов, потому что извержение вулкана — событие глобального, а не местного значения. Факт извержения регистрируется, как правило, всеми сейсмическими станциями земного шара. Не бывает вулканических извержений без землетрясений.

    На этой диаграмме каждая горизонтальная строчка соответствует конкретному вулкану, а внизу указаны даты. Каждая сплошная вертикальная черточка отражает извержение наземного вулкана, а пунктирная — подводного. Сверху отмечены основные даты в истории острова: в 1678 году горел костер во «рву длинноухих», затем годы открытия острова. Лежачая фигурка символизирует дату падения последней стоявшей статуи. Начиная с 1809 года вокруг острова Пасхи и на Галапагосах, в Чили, в Перу, а с 1840 года и на соседнем архипелаге Хуан Фернандес клокотали вулканы, взлетали в небо конусы паразитных вулканов, происходили землетрясения, уничтожавшие города Южно-Американского побережья. Непрерывно содрогался и остров Пасхи. Как же в этих условиях могли устоять истуканы? Почему бы не разрушались аху, камни которых ничем не цементировались?

    Подводные извержения вулканов или крупные сдвиги в земной коре вызывают катастрофические моретрясения, а иногда страшные волны цунами. Они всегда сопровождают крупные смещения земной коры на западном побережье Южно-Американского материка. Уже в записках 1687 года флибустьера сэра Е. Дэвиса говорится о моретрясении в тот день, в который был уничтожен порт Кальяо. О. Коцебу писал, что в 1816 году при подходе к Вахрамовой скале корабль трясло, как в лихорадке, от сильнейшего моретрясения. В 1835 году Ч. Дарвин на корабле «Бигль» тоже испытал силу цунами. Для корабля, находящегося в открытом море, цунами не так опасны. Большая беда надвигается, если волна подходит к побережью. Сначала море отходит от берега, а потом многометровой стеной обрушивается на него, нанося непоправимый ущерб.

    Уже в нашем столетии остров Пасхи дважды испытал вторжение океанских волн цунами. В 1922 году в связи с Чилийским землетрясением огромная волна нахлынула на пустынный берег острова Пасхи, нарушила аху в бухте Тангароа, разметала статуи. Вот почему фотографии аху Тонгарики, выполненные К. Раутледж и Т. Хейердалом, так непохожи. В 1960 году 22 мая произошло Чилийское землетрясение в районе Вальдивии. Береговая линия переместилась на протяжении 1500 км. Поднялась гигантская волна и со скоростью почти 1000 километров в час покатилась через весь Тихий океан. Уже через 3,5 часа она хлынула на остров Пасхи и устремилась в бухту Тонагарики, левое ее крыло обрушилось на знаменитое аху. Вся долина Хоту-Ити покрылась мусором, водорослями и грязью. Обломки статуй отметили ту черту до которой докатилась волна. Аху Тонгарики вновь было разрушено, особенно ее правое крыло.

    В направлении трансформного разлома

    Извержения, землетрясения, цунами не один раз обрушивались на многострадальный остров Пасхи. Многие из них происходили уже в ту эпоху, когда он был заселен. Стихийные бедствия, вполне понятно, объяснялись не с позиций современной науки, а на уровне сознания людей, живущих в веке камня. Так родились мифы о сотворении острова, о посохе Увоке, о чудесной мане, передвигающей статуи, о старце, эти статуи повергнувшем.

    Чем теснее контакты между учеными, изучающими «гуманитарные» загадки таинственного острова, и учеными, посвятившими себя наукам о Земле, тем яснее становится, что заветный ключ к решению многих проблем может быть найден лишь объединенными усилиями. Знание сокровенных процессов, происходящих в недрах нашей планеты, вскрывает механизмы, порождающие стихийные бедствия, и проливает свет на многие загадки культуры острова Пасхи.

    Идея о «дрейфе материков» получила в наше время совершенно новую трактовку. Речь сейчас идет о рифтовых зонах (зонах раздвижения дна) и о так называемом спрединге, или передвижках громадных плит океанического дна. В зоне срединно-океанических хребтов формируются и расходятся в стороны пласты океанической базальтовой коры. Материки, словно айсберги, плывут в разные стороны.

    Остров Пасхи — это трехглавая вершина одного из таких срединных хребтов Восточно-Тихоокеанского поднятия. Но в то же время остров лежит на стыке двух океанических плит (Наска и Чилийской), по которому проходит гигантский разлом земной коры. Он пересекает дно Тихого океана, разделяет Чилийскую плиту и плиту Наска. К востоку от Рапа-Нуи находится грандиозная плита Пацифика. Такие разломы называются трансформными. Приподнятым краем одной из океанских плит и является сам остров. Такая плита, полого наклоненная к юго-востоку, зажата между двумя гигантскими разломами, по которым со скоростьюдо 10 сантиметров в год и идет раздвижение океанического ложа. Этот процесс и называется «дрейфом материков».

    Такое раздвижение, естественно, сопровождается активной деятельностью земной коры — землетрясениями, моретрясениями, подводными и надводными извержениями. Все это определило характер трещин, разбивающих поверхность острова на блоки. Блоки, в свою очередь, определили структуру камней для аху и контуры моаи. Как видите, все может быть взаимосвязанным у «таинственного» острова — от растекания морскою дна и «дрейфа континентов» до статуй и каменных платформ!

    При раздвижении дна в зоне Восточно-Тихоокеанского поднятия изливаются типичные океанические лавы. Ими образован вулкан Пу-Акатики и весь полуостров Поике. Когда движения идут по трансформному разлому, поверхности земли достигают другие лавы, кислые. Они вязкие, плотные, а вулканы, их извергающие, взрываются и разбрасывают тучи пеплов. Это самые катастрофические пароксизмы земных недр. Подвижки идут то в одном, то в другом направлении, но катастрофические последствия связаны только с трансформным разломом.

    А теперь посмотрим, как же ориентированы упавшие с аху истуканы, куда откатились «шапочки», упавшие с их голов?

    Анализ ориентировки упавших с аху статуй показывает, что их положение к странам света строго закономерно. Подавляющее большинство истуканов ориентировано параллельно северо-восточному берегу, а вернее сказать северному, потому что берег почти точно совпадает с географической параллелью. Эта ориентировка в точности совпадает и с направлением трансформного разлома. Следовательно, направление сейсмического удара, вернее сейсмических ударов, не случайное, а связано с движением плит вдоль трансформного разлома. И еще одна любопытная деталь. Статуи на аху устанавливались спиной к морю, а лицом в глубь острова. Так вот, статуи юго-восточного берега упали, уткнувшись лицом вниз, на внутреннюю сторону аху, а статуи западного берега упали навзничь, через внешнюю стенку, и смотрят в небо. Это лишний раз доказывает, что сейсмический удар шел с запада, а сам остров отодвигается от оси Восточно-Тихоокеанского поднятия в сторону Южной Америки. Заметим также, что все упавшие с макушек исполинов «шапочки» оказались западнее постаментов, и все на одинаковом расстоянии.

    Поставьте элементарный опыт. На плотной шершавой бумаге нарисуйте прямоугольный треугольник и положите лист на край стола. По периметру треугольника расставьте косточки домино, пятнышками внутрь треугольника. Пусть это будет лицевая сторона модельных истуканов. Положите на каждую косточку шашку вместо «шапочки». А теперь резко ударьте ладонью по краю стола. И вы увидите, что шашки упадут так же, как упали статуи на острове Пасхи. Все они окажутся на одинаковом расстоянии от основания косточек: это расстояние будет в точности соответствовать величине перемещения стола. Археология, выходит, тоже может оказать помощь в палеосейсмических исследованиях. Правда, такой науки еще нет, но она может зародиться на стыке археологии, вулканологии и океанологии.

    Надо упомянуть и о том, что вкопанные в кратере Рано-Рораку и стоящие на склоне моаи покачнулись и отклонились в том же самом направлении, к западу. Это еще раз доказывает правильность наших выводов. А эти выводы просты: истуканы падали под воздействием природных факторов.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх