Глава 12

ЭПИЛОГ НА ЮГЕ

Хотя традиция царского погребения в пирамиде закончилась в Египте в конце Среднего царства, случилось так, что она снова возродилась в долине Нила – хотя уже не в Дельте и не в Верхнем Египте. Это случилось на севере Судана при царях Напаты, в эпоху Двадцать пятой династии (около 700 г. до н. э.).

Культурные связи между Египтом и Суданом существовали с самого начала египетской истории. Все великие события на севере эхом отражались на юге, и в эпоху процветания египетские властители слали послов в Судан. Время от времени африканские племена нападали на южные границы Египта, и фараонам приходилось отправлять своих воинов в поход, чтобы разгромить агрессоров и восстановить порядок. Однако с начала Восемнадцатой династии Египет и Судан стали близкими союзниками. Египетские храмы строились во всех областях Северного Судана и очень далеко на юге, почти до современного Хартума. Суданцы почитали египетских богов и следовали египетским традициям.

Сцены с уплатой дани южанами на стенах частных гробниц в западных Фивах показывают, что жизнь в иных суданских городах отнюдь не была примитивной и что некоторые местные промыслы могли достигать высокого уровня. Например, фрески в гробнице Хаи, управителя Куша при царе Тутанхамоне, изображают часть дани от южных народов: это ювелирные изделия, колесницы, оружие и украшения. Влияние египетской цивилизации вполне очевидно и в другой сцене, которая показывает торжественный выезд кушитской царицы в колеснице, которую везут быки. На других произведениях искусства в этой гробнице изображено нечто вроде пирамид, и эта тенденция также могла прийти с севера.

Фиванские жрецы заправляли египетской политикой в конце Двадцатой династии: тогда верховный жрец Амона-Ра Херихор провозгласил себя фараоном. Несомненно, жрецы Судана также расширили свою власть. Еще со времен Восемнадцатой династии конический холм Гебель-Баркал близ Четвертого порога Нила был священным местом, и у его подножия строились храмы богу Амону-Ра. Город Напата, который вырос у основания священной горы, стал резиденцией вице-короля Куша и столицей всей области. Неподалеку от великого храма Амона-Ра стояли дворцы верховных жрецов, которые служили здесь. Неудивительно, что, когда Египет оказывался в опасности и цари-жрецы Фив были вынуждены отступать перед врагами, они искали убежища у южных властителей. Когда Египет, наконец, пал под ударами чужеземных завоевателей, жрецы Напаты объявили себя правителями не только Куша, но и Фив и считали храмы Амона-Ра в Карнаке своим духовным домом. Само собой разумеется, что царский дом Напаты почитал Амона-Ра, его представители говорили по-египетски, строили памятники в египетском стиле и делали на них надписи египетскими иероглифами.

Алара – первое известное имя в царском доме. Алара стал править всем Египтом. Наследовал на троне ему сын Кашта. Последний уже строил планы по поводу Севера, однако решительные шаги предпринял только его наследник, великий Пианхи. В первые двадцать лет своего царствования он оставался в Напате и довольствовался дружескими отношениями с фиванцами. Однако Египет уже не был единой страной. Один из царей царства Дельты, Тефнахт, начал войну с царями Верхнего Египта. Когда он атаковал Фивы, фиванцы слали к Пианхи гонца за гонцом, прося о помощи, и, наконец, он послал армию, которая сошлась с завоевателями в Среднем Египте.

В конце концов суданская армия победила северян, однако ей не удалось занять их крепость в Эль-Ашму-нейне, которым правил союзник Тефнахта. Последний отступил на север, где стал собирать другую армию. Когда новости об этом достигли Напаты, Пианхи пришел в ярость. Он решил отправиться в бой сам во главе новой армии. После множества яростных битв Пианхи и его армия сломили сопротивление врага. (Интересные подробности этих сражений засвидетельствованы на знаменитой Стеле Победы, которой царь посвятил храм Амона-Ра в Напате; теперь она находится в Каирском музее.)

Хотя Пианхи был великим воином, а также человечным и благородным завоевателем, ему недоставало политических и административных способностей. Победив своего соперника, он внезапно решил покинуть Египет и вернуться в Напату. Всю оставшуюся жизнь он не проявлял никакого желания вернуться в Египет. Однако во время пребывания на севере пирамиды произвели на него большое впечатление. Сам он был, в подражание великим фараонам прошлого, погребен именно в такой могиле. Строя свою пирамиду, Пианхи не копировал колоссальные, величественные монументы к западу от Мемфиса; он скорее взял за образец пирамиды фиванского некрополя напротив великого храма Амона-Ра. Подобные пирамидки увенчивали гробницы эпохи Нового царства в самой Нубии.

В Судане было множество пирамид, и их строили не только царствующие особы и их супруги, как в Египте. Многие пирамиды принадлежали царевичам и другим членам царской семьи.

Все поля пирамид Куша расположены в большом изгибе Нила между Напатой (у Третьего порога) и Мероэ к северу от Шестого порога (рис. 75). Как и в случае с царскими кладбищами Египта, здесь было два типа царских гробниц, мастаба и позднее – пирамида. В южных пирамидах наблюдаются некоторые вариации стиля. У одних была гладкая облицовка, другие – ступенчатые. Однако ступенчатые пирамиды Судана не следуют тем же образцам, что и их египетские прототипы. Вместо шести или менее больших ступеней, у них множество маленьких ступеней. В общем и целом пирамиды на кушитских кладбищах относительно небольшие и с крутыми склонами. Надземная часть построек была сложена из каменной кладки и была сплошной. В верхней части многих пирамид находится небольшая ниша. Возможно, в каждой из этих ниш стояла статуя, подобная тем, что мы иногда видим в пирамидальных стелах Нового царства.

Рис. 75. Пирамидное поле Куша

Древнейшая пирамида Судана – пирамида Пианхи (около 720 г. до н. э.), которая была построена в Эль-Курру, примерно в 8 километрах вниз по течению от древней столицы Напаты. Некоторые наследники Пианхи предпочли Нури на противоположной стороне Нила, где они строили пирамиды себе, своим царицам, царевичам и царевнам.

Когда в IV в. до н. э. в Египте воцарилась, укрепилась и стала расширять свое влияние династия Птолемеев, цари Эфиопии перенесли свою столицу дальше к югу, в Мероэ, близ современного города Шенди, в 209 километрах к северу от Хартума. Мероэ был столицей примерно с 300 г. до н. э. до 350 г. н. э., когда аксумиты (абиссинцы) вторглись в страну и положили конец этому царству. Однако в течение этого долгого (более 650 лет) периода в результате продолжавшегося между членами царской семьи соперничества столица дважды перемещалась из Мероэ в Напату, что и объясняет присутствие множества поздних пирамид близ Напаты.

ПИРАМИДЫ ЭЛЬ-КУРРУ

Среди пирамид Эль-Курру на западном берегу Нила – гробница Пианхи и его ближайших родственников. Все эти памятники построены более-менее по одному плану. У каждого из них надземная часть была построена вокруг ядра из глины, песка и небольших грубо обработанных камней, отделанного гладким или ступенчатым покрытием из песчаника. Надземная часть пирамиды представляла собой сплошную массу: погребальная камера находилась в скале под ней. Проход к камере вел через лестницу, вырубленную в скале от входа снаружи пирамиды. Такая планировка напоминает египетские могилы раннего архаического периода. Некоторые помещения в подземной части пирамиды имели сводчатые потолки, в каждой погребальной камере был вырубленный из скалы постамент-катафалк, на котором покоился саркофаг. Молельня, которую всегда располагали на юго-востоке от пирамиды, была небольшой, но зачастую весьма изысканной по форме, с высокими и величественными пилонами, украшенными скульптурными портретами властителей в воинственных позах. Стены молельни украшали религиозные сцены.

Гробница Пианхи, с исторической точки зрения наиболее важная из погребений Эль-Курру, воплощает большинство этих черт. Молельня и вся надземная часть гробницы полностью разрушены. Угол наклона сторон пирамиды, возможно, составлял около 68°. Вход, расположенный за фасадом молельни, открывается в вырубленную в скале траншею, в которой лестница из 19 ступеней вела вниз, в сводчатый коридор. Нижняя часть дверного проема была вырублена в скале, однако верхняя построена из каменных блоков. Размер погребальной камеры составляет 5,05 ? 3,15 метра, она была перекрыта ложным сводом. Почти в центре камеры находился вырубленный из скалы катафалк, на котором, по местному обычаю, были срублены углы, чтобы туда можно было поставить деревянный остов ложа. Очевидно, в действительности этот катафалк был всего лишь постаментом для саркофага, который некогда покоился на деревянном каркасе, как можно видеть на египетских рельефах и фресках. Каменная плита несла огромный вес гроба с мумией.

В 1918 г. экспедиция Рейзнера нашла пирамиду полностью разграбленной, однако археологам удалось найти в руинах фрагменты множества предметов. Кусочки золотой фольги, осколки алебастра, украшения из ляпис-лазури и многоцветный фаянс, некогда использовавшийся в инкрустации, сосуды из алебастра и керамики, а также бронзовые и серебряные вазы, свидетельствовавшие о великолепии погребального инвентаря Пианхи. Было также найдено несколько прекрасной формы амулетов в стиле характерном для этой цивилизации и множество маленьких статуэток, известных как ушебти. Каждая из таких фигурок должна была «отвечать» за умершего, когда его позовут работать; был найден ушебти на каждый день года, а также «надсмотрщики». Главным сокровищем оказалась великолепная бронзовая подставка для возлияний с сосудами. Она была обнаружена скрученной и изломанной, однако ее искусно выпрямили.

Близ Эль-Курру существуют две группы кладбищ. Одна, на юге, находится в Зуме на восточном берегу Нила. Местные жители сняли облицовку, чтобы строить свои собственные гробницы и фундаменты для водяных колес. Основы этих пирамид состоят в основном из глинобитных кирпичей, однако время от времени встречаются и руины хорошо построенных ступенчатых пирамид. Подобный же некрополь существовал и в Тангази напротив Зумы на западном берегу Нила[38].

ПИРАМИДЫ ГЕБЕЛЬ-БАРКАЛА

Своеобразная гора с плоской вершиной, которую сейчас называют Гебель-Баркалом, в древности считалась резиденцией великого бога Амона-Ра, и вблизи нее было построено множество великолепных храмов. Древние называли эту гору Дуваб («Чистая гора»), и в долине у ее подножия было построено несколько групп пирамид. Другие стояли на самых низких отрогах самой горы. Размер пирамид в долине был различным – со стороной от 7,25 до 19,82 метра и от 10,67 до 18,3 метра в высоту. Они сделаны из песчаника и по конструкции более-менее напоминают стиль пирамид Эль-Курру. На юго-восточной стороне каждой пирамиды расположена пристроенная к ней молельня, иногда украшенная спереди пилонами с рельефами (рис. 76). Большинство этих памятников были разрушены после того, как французский путешественник Ф. Кайо осматривал их в 1820 г.

Рис. 76. План пирамиды и часовни в Гебель-Баркале

Однако подземные части этих пирамид отличались от пирамид в Эль-Курру. Во многих (в 1897 г. их исследовал Бадж) проход в погребальную камеру вел не по ступеням, а через вертикальную шахту. На рис. 77 показан типичный образец. Непосредственно к западу от пирамиды в землю уходила вертикальная шахта. Чуть дальше вниз по шахте находилась толстая плита из крепкой породы, укрепленная на основании из извести, а под ней – сплошной слой раствора, бетона, каменных плит и щебня. Примерно в 18,3 метра книзу от первого блока были еще три каменных блока, которые оказались крышей прямоугольной комнаты. Ни на стенах, ни на двух квадратных столбах, поддерживавших крышу, не было никаких надписей. От юго-восточной стороны комнаты узкий проход вел в другую прямоугольную комнату, также с квадратными столбами. Обе комнаты были практически заполнены мелким желтым песком.

Рис. 77. Разрез пирамиды и ее подземной части (раскопки Баджа в 1887 г.)

Во внутренней комнате лежали побелевшие кости овцы и фрагмент амфоры, на которой по-гречески было написано «родосское вино»; возможно, это были остатки погребального праздника в честь умершего, который справляли во время заполнения шахты. При осмотре стен внутренней камеры и при простукивании оказалось, что за одной из стен скрывается пустота. После того как убрали плиту, выяснилось, что за ней скрывается комната со сводчатым потолком, откуда открывалась другая вертикальная шахта. Шахта с прямыми стенами уходила на глубину 12,2 метра, а затем начала расширяться. Еще метром ниже рабочие оказались в воде, так что археологам пришлось оставить работу, так и не добравшись до погребальной камеры.

ПИРАМИДЫ НУРИ

Пирамиды Нури на западном берегу Нила построены гораздо лучше, чем большинство пирамид Судана. Каменная кладка, из которой сделано их ядро, состоит из блоков обтесанного песчаника, аккуратно положенного правильными слоями, как будто копируя великие пирамиды Египта. Некоторые из них ступенчатые, другие – с гладкой облицовкой. То, как хорошо они построены, заставило Баджа прийти к выводу, что они – древнейшие в Судане, однако последующие исследования показали, что это не так.

В Нури около шестидесяти пирамид. Крупнейшая из них принадлежит царю Тахарке, знаменитому фараону, упомянутому в Библии[39]. Он был сыном царя Пианхи и защищал границы Египта против растущего могущества ассирийцев. Подземная часть пирамиды Тахарки – весьма впечатляющее сооружение. Ступеньки ведут вниз в коридор, на конце которого находится большая погребальная камера. Шесть прямоугольных вырубленных из скалы столбов поддерживают крышу, разделяя камеру на три крыла. В центральном находится каменная плита, которая поддерживала саркофаг на его деревянном каркасе. По короткой лестнице в конце погребальной камеры можно было попасть в коридор вокруг камеры.

У некоторых пирамид Нури на углах пирамиды есть своеобразный фриз, у других – ступенчатая облицовка с гладко обтесанными угловыми камнями: это выглядит очень красиво. У всех пирамид молельня находится на юго-восточной стороне. Во времена Кайо все они были в хорошем состоянии.

ПИРАМИДЫ МЕРОЭ

Самые южные пирамиды Судана – это четыре группы, известные как пирамиды Мероэ, которые принадлежали царям и царицам древнего царства, называвшегося остров Мероэ. Многие из этих пирамид были разрушены Жозефом Ферлини во время «раскопок» в 1830-х гг., и значительная часть нашей информации о них почерпнута из его отчетов.

Ферлини был итальянским врачом, который в 1830 г. поступил на египетскую государственную службу в качестве военного врача. Во время службы в Судане он заметил там древние памятники и решил, что в пирамидах скрываются богатейшие сокровища. Оставив службу, Ферлини вместе со своим компаньоном, албанским купцом по имени Антуан Стефани, начал охоту за сокровищами. Они вели раскопки на различных древних памятниках Судана и, наконец, обратили внимание на пирамиды Мероэ. К несчастью, в их представлении «раскопки» подразумевали полный снос пирамиды, которую они хотели «исследовать». Наняв 300 человек (которых они очень боялись и нисколько им не доверяли), авантюристы начали свою кампанию.

Пока Ферлини сносил одну пирамиду, Стефани «работал» на другой. Прекрасная пирамида, построенная для некоей царицы, стала одной из их жертв. Ферлини послал своих людей на верхушку пирамиды, приказав снести ее камень за камнем. Через некоторое время он увидел, как его верный слуга ложится и тянется в образовавшуюся в пирамиде пустоту. Местные рабочие попытались оттащить слугу и схватить то, что находилось в отверстии, однако Ферлини и его партнер отогнали их. Обследовав отверстие, Ферлини якобы нашел в надземной части пирамиды камеры длиной около 2,13 метра и шириной 1,52 метра. В центре комнаты было какое-то «masso»[40](возможно, Ферлини имел в виду каменную плиту, на которую устанавливали саркофаг), покрытое белой тканью, которая при прикосновении рассыпалась на куски. Под тканью находился деревянный катафалк, под которым были вазы. На полу лежали амулеты, фигурки богов, металлический горшочек с косметикой, множество орудий и золотые, фаянсовые, стеклянные и каменные ожерелья. Ферлини собрал все ценное, сложил в кожаные сумки и вернулся в лагерь.

Стефани хотел тут же вернуться в их «штаб-квартиру», поскольку опасался, что рабочие убьют их, чтобы украсть сокровища. Однако Ферлини отказался и закопал вещи в песке под палаткой. На следующее утро он вернулся к пирамиде и продолжил ее сносить. В центре он нашел небольшую камеру или нишу с двумя прекрасно сохранившимися бронзовыми вазами, свидетельствовавшими о греческом влиянии. Наконец, Ферлини удалось снести всю надземную часть пирамиды, и на уровне земли он обнаружил большие плиты из черного камня. Затем он обратил внимание на молельню, однако здесь он удовольствовался тем, что отбил небольшой кусок от дверного проема, дабы увезти с собой картуш владельца пирамиды. Наконец, он наткнулся на вход в подземную часть, который находился вне молельни, и, считая, что находится на пороге важного открытия, начал рассчитывать своих рабочих. Но люди отказались уходить, и слуга доложил, что они собираются убить «археологов». Поэтому ночью им пришлось сбежать, взяв с собой все, что удалось найти.

Такова в общих чертах суть рассказа Ферлини. Его утверждение, что он нашел якобы сокровище в камере в надземной части пирамиды, весьма сомнительно. Основы этих пирамид были весьма небрежно построены из насыпанного щебня, и вряд ли в них могла находиться такая комната, как он описывает, и очень маловероятно, что царица, которая построила гробницу, спрятала бы свои сокровища в столь легкодоступном месте. Ни в одной другой пирамиде такой комнаты не было найдено, хотя во многих были небольшие ниши, куда могла бы поместиться статуя. Возможно, что предметы в этом кладе были собраны в нескольких других пирамидах и спрятаны в тайник, где их и нашел Ферлини. Бадж считал, что Ферлини просто купил все это в Кусе или каком-то другом подобном месте, где часто обнаруживали богатые греко-римские захоронения, и что рассказ, который он опубликовал, был всего лишь смесью его собственного опыта с байками местных искателей сокровищ. Последующие раскопки в Судане показали, что предметы, обнаруженные Ферлини, несомненно, суданского происхождения, так что хотя бы в этом ему можно верить. Однако хорошо известно, что торговцы древностями никогда не говорят, откуда на самом деле взялись предметы, которыми они торгуют, поскольку всегда надеются вернуться обратно и найти еще…

Пирамиды Мероэ делятся на три группы – северную, южную и западную. Надземная часть большинства из них все еще сохранилась, однако большинство представляют собой груды обломков. Они имеют тот же дизайн, что и пирамиды Эль-Курру и Нури со стороной основания от 8 до 14 метров и углом наклона между 65° и 70°. Высота могла быть разной, но в основном составляла от 12 до 20 метров.

Все пирамиды Мероэ были каменными, за исключением тех, что строились в период упадка Мероитского царства, который начался около 200 г. н. э. Эти поздние пирамиды сооружались из глинобитных кирпичей, которые покрывали слоем белого раствора.

Эти пирамиды научно исследовались Бостонской экспедицией под руководством Д. Рейзнера в последние годы Первой мировой войны и в последующие годы.

После падения царства Мероэ в 250 г. до н. э. в долине Нила появились новая религия и новые идеалы, и египтяне перестали строить там пирамиды. Однако задолго до того, как пирамиды перестали сооружаться в Египте, форма пирамиды проникла во множество культур вне Египта – в далекие страны Азии, Европы и Африки. Пирамиды также строились и в доколумбовой Америке, хотя, возможно, древние египтяне тут совершенно ни при чем и никак на них не повлияли. Во многих отношениях американские пирамиды отличаются от египетских. В большинстве из них не было погребений: на вершине стоял алтарь, где совершались жертвоприношения.

Пока мы еще не очень много знаем о том, как древние египтяне строили свои пирамиды и как им удалось успешно преодолеть множество трудностей при перевозке огромных каменных блоков, которые они использовали. Еще очень многое нужно сделать даже прежде, чем мы поймем, сколько же на самом деле пирамид, и прежде, чем будут полностью описаны те, что были уже частично раскопаны. Более того, археологи не могут с уверенностью сказать, для чего служили все проходы и камеры внутри пирамид и храмов. Не знают они и того, были ли фундаментальные изменения в конструкции пирамид случайными или у них была определенная цель.

Ясно одно: чем больше мы узнаем о пирамидах, тем больше восхищаемся ученостью и мастерством древнеегипетских каменщиков и художников. Можно надеяться, что будущие раскопки и прогресс во многих областях науки помогут объяснить многое в их работе.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх