III

Позже и медленнее стали приобщаться к масонству немецкие евреи, но не потому, чтобы они этого не желали; напротив, многие из них стремились принять участие в этом общественном движении; есть ранние указания на то, что евреи основали в Берлине свою ложу, причем, однако, не добивались признания за ними права гражданства [28]. Еще до 80-х гг. XVIII в. венский еврей Вольф Гониг получил патент от Великой ложи Парижа [29]. Но стремление немецких евреев разбивалось, как о фанатизм единоверцев (из письма одного еврея-масона видно, что быть масоном было небезопасно, «вследствие предрассудков немецких евреев»), так и о нетерпимость немецких лож; эта последняя вытекала до известной степени из превратного понятия об основах масонства. «Преувеличенная добросовестность немцев несомненно более, чем нетерпимость и неприязнь, закрывала долгое время евреям доступ в ложи, — замечает Келлер;—если старые обязанности говорили в пользу евреев, то проникшие сюда из Англии ритуалы и так называемые «изменнические» сочинения заключали в себе чисто христианские отголоски, и неудивительно, если при высоком значении, какое придавалось ритуалу, немецкие братья считали невозможным принимать евреев; они даже думали, что в Англии существовали особые молитвы на случай принятия нехристиан». В отдельных случаях они допускали евреев в свою среду. Из Голландии, Англии и Франции сюда являлись братья-евреи, пред которыми немецкие масоны не могли закрывать дверей в силу их принадлежности к заграничной ложе; немецкие ложи даже приходили на помощь таким братьям, когда они нуждались в ней вследствие преследований со стороны их фанатических единоверцев [30]. К своим же евреям немецкие масоны относились отрицательно; напр., ложа «Единения» во Франкфурте отказалась в 1766 г. дать конституцию вновь возникшей в Касселе ложе, так как среди ее учредителей был еврей [31].

Надо полагать, что до 80-х гг. ХVІІІ в. немецкие ложи, за указанным исключением, не принимали евреев. Устав азиатских братьев, говоря о странах, в которых работали так называемые мельхиседековы ложи, т. е. такие, в которых участвовали евреи, не упоминает немецких государств. Да и в книге Боскава приведен ряд имен евреев, принятых Великой английской ложей, и не отмечен ни один еврей, получивший доступ в немецкую ложу. Правда, в той же книге указывается, что «многие немецкие братья оставляют в стороне религию масона, открывают объятия евреям, не препятствуют вступлению их в ложи и дружески жмут им руки», но это, вероятно, относилось к азиатским братьям, к числу которых принадлежал автор.

Такое отрицательное отношение находилось в тесной связи с тем обстоятельством, что немецкие ложи предали полному забвению идеи, которые составляют сущность масонства, т. е. «идеи свободы и справедливости, равенства и братства, ассоциации и солидарности между всеми людьми». Нужен был человек, который направил бы немецкое масонство на путь истины, a вместе с тем, следовательно, разрешил бы и еврейский вопрос. Этим человеком, ясно объяснившим темному немецкому масонству сущность и назначение союза, явился Г. Е. Лессинг; его «Эрнст и Фальк. Разговоры для масонов», вышедшие в свет анонимно частями в 1778 и 1780 г. [32], принадлежат, по словам Финделя, к числу лучших книг, когда либо написанных о масонстве [33]. Брат Ф. Розенберг, тот самый, который, как мы видели выше, удалил евреев из ложи «Трех Роз», узнав о желании Лессинга стать масоном, посвятил его в союз и провел через три степени. Конечно, Лессингу не могло понравиться то, что творилось в Циннендорфовой ложе, работавшей по шведской системе, и он вскоре прекратил посещения.

Взгляд Лессинга на масонство лучше всего определяется взятым нами эпиграфом; но нужно иметь в виду, что в этих строках Лессинг высказал не то, что он нашел в масонстве, a то, что, по его мнению, должно было быть. Лессинг не оставил без внимания и того обстоятельства, что пред евреями двери ложи оставались закрытыми, и в четвертом разговоре мы находим соответствующий диалог. — Произведение Лессинга, по словам Финделя, существенным образом способствовало распространению здравых понятий о сущности масонства, и лучшие масонские писатели XIX в. воздали должное заслугам Лессинга; его книга ускорила преобразование лож в Германии. Она, прибавим мы от себя, оказала, вероятно, влияние и на еврейский вопрос в немецком масонстве, побудив евреев упорнее добиваться доступа в союз; по крайней мере, вскоре после этого евреям удается вступить в орден азиатских братьев.


Примечания:



2

„Старые обязанности, или основные законы, или предписания для вольных каменщиков, извлеченные из старых лож по ту сторону моря и в Англии, Шотландии и Ирландии, для употребления Лондонских лож. Прочитывать при приеме новых братьев или когда укажет мастер".



3

„Книга Уставов" гл. VI § 2.



28

Келлер, Geschichte der Freim. стр. 242.



29

Abfert. стр. 56.



30

Handb. т. II стр. 85.



31

См. Келлер; также Handb. т. II стр. 85.



32

Первые три разговора были напечатаны в 1778 г. a остальные в 1780 году.



33

Лессинг передал свою рукопись для прочтения Мендельсону; переписку об этом см. немецкое издание соч. Мендельсона 1844 г. т. V стр. 198–200.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх