Предисловие

Эта книга знакомит читателя с творчеством Иосифа Флавия, одного из немногихантичных историков, чьи произведения дошли до нас почти в неизмененном виде.Своей сохранностью книги Иосифа Флавия обязаны прежде всего христианскойтрадиции. Как это ни парадоксально, но труды римского историка, иудея повероисповеданию, обладали огромным авторитетом среди идеологов христианскойцеркви и были чрезвычайно популярны в христианском мире. У одного из отцовцеркви – Иеронима (340-420 гг.) Иосиф Флавий заслужил оценку «Тита Ливиягреков». «Иудейская война» античного историка была широко известна образованнымлюдям Киевской Руси, затем – Российского государства. Ее переводы обычнопомещались в списках новозаветных сочинений следом за ними. В сборник«Еллинский и римский летописец», знакомивший читателя формировавшегосяРоссийского государства с античной историей, наряду с повествованием о гибелиТрои была включена и «Иудейская война». Эта книга была известна и всредневековой Белоруссии. О ее популярности в Западной Европе можно судить ужехотя бы по тому, что она была издана в Германии Яном Шусслером в 1470 году,вскоре после изобретения книгопечатания. С того времени книга издаваласьмногократно.

Интерес христиан к сочинениям Иосифа Флавия вызывался главным образом тем,что в его трудах читатели видели свидетельства современника событий,непосредственно связанных с возникновением христианской религии. Где еще можнопочерпнуть такие полные сведения об обстановке в Палестине времен жизни Иисуса,его апостолов? Новозаветные описания деятельности первых проповедниковхристианства обогащались отсутствующими в канонических сочинениях,историческими фактами, а многие детали повествований Нового заветаподтверждались и дополнялись красочными картинами из исторических трудов ИосифаФлавия. И, пожалуй, не будет преувеличением сказать, что христианская традицияспасла и сохранила до наших дней уникальные сочинения этого античногоисторика.

К сожалению, в нашей стране произведения Иосифа Флавия не издавались безмалого столетие. Между тем интерес к ним специалистов [4] иширокого круга читателей все возрастает. И снова он связан прежде всего систорией первоначального христианства. Ныне, когда произошла определеннаяпереоценка во взглядах исследователей на эти проблемы, стремление представитьпроцесс возникновения христианства более объективно делает издание произведенийИосифа Флавия особенно актуальным. В них найдет много интересного для себя иверующий, и атеист, и специалист-антиковед, и любой читатель, интересующийсяисторией человеческой цивилизации.

Итак, кто же он такой, этот малоизвестный для нас автор, о чем он писал всвоих книгах?

Уже сама судьба Иосифа Флавия необычна. Родился он в первый год правленияримского императора Гая Калигулы (т. е в конце 37 или в начале 38 г. н. э.) вИерусалиме, который, как и вся Иудея, находился тогда под римским владычеством.Настоящее имя Иосифа Флавия – Иосиф бен Маттафия (Йосеф бен Маттитйаху).Происходил он из знатной еврейской семьи, принадлежавшей к влиятельномуиерусалимскому жречеству. По уверению самого Иосифа, его прадед Симон былиерусалимским первосвященником, родословная же матери восходила к ранеецарствовавшему в Иудее роду Хасмонеев. Мальчик получил традиционное тогдарелигиозное образование, сводившееся главным образом к умению изучать итолковать священные тексты. Имел он и светское образование, правда, успехи внем были скромнее: в зрелые годы Иосиф Флавий признавался в своем недостаточномвладении греческим языком – основным языком населения восточной части Римскойимперии, языком интеллектуалов.

В юности Иосиф посвятил несколько лет знакомству с учениями основных сект втогдашнем иудаизме. Его интересовали взгляды саддукеев, фарисеев, ессеев.Увлекшись необычным образом жизни и учением ессеев, он три года прожил впустыне, ведя аскетический образ жизни. Но Иосиф по каким-то причинам так и непримкнул к ессейской общине и, вернувшись в Иерусалим, стал приверженцемфарисеев. Вероятно, его уже тогда заинтересовала и греко-римская философия.

В 60 г., когда Иосифу было 23 года, он был послан в составе делегации в Римк императору Нерону, от которого следовало добиться разрешения на освобождениеиз заключения нескольких жрецов. Миссия завершилась успешно, ее благополучномуисходу содействовала очередная жена Нерона, жестокая и развратная ПоппеяСабина, благосклонности которой сумел добиться юный Иосиф.

Иосиф пробыл в Риме несколько лет. За это время Нерон расправился со своейсупругой Поппеей, убив ее в припадке гнева. По приказу Нерона принял яд егоучитель философ Сенека. В 64 г. после страшного пожара в Риме император обвинилв нем христиан и подверг их массовым и чудовищным казням. Но не только этиужасные события оставили след в душе Иосифа. Его поразил огромный и прекрасныйРим, в который стекались люди из разных уголков великой державы. Здесьвершились государственные дела, [5] зачарованные слушателивнимали речам философов, многочисленные и разнообразные зрелища собирали толпызрителей, здесь совершались выгодные сделки, начинались и бесславнозаканчивались карьеры, здесь поражали воображение невиданная роскошь и шедеврыискусства. Оставшись верным своей иудейской религии в этом, по выражениюАммиана Марцеллина, «храме богов», Иосиф тем не менее стал поклонником римскойкультуры. Еще более его поразило могущество Рима, перед силой которогосклонились многие народы. Позднее в своей «Жизни» он скажет: «И если тебякто-либо спросит, где твое счастье, где твой Бог, ответь: в большом городеРиме». Но до этой фразы, произнесенной Иосифом на склоне лет, лежал еще долгийпротиворечивый жизненный путь.

Возвратившись на родину, Иосиф оказался в самом центре восстания населенияПалестины против римского владычества. Он был непосредственным участникомИудейской войны. Ему поручили возглавить повстанцев в Галилее – районе, имевшемчрезвычайно важное стратегическое значение для судьбы восстания. Потерпев рядпоражений, Иосиф сдался в плен римлянам. Некоторое время он пробыл в цепях какпленник, а затем провозглашенный императором римский полководец Веспасиан(которому Иосиф предсказал счастливую судьбу) освободил его. Вот тогда Иосифбен Маттафия присоединил к своему имени, как это делали римскиевольноотпущенники, родовое имя Веспасиана и стал именоваться ИосифомФлавием.

С сыном Веспасиана Титом Иосиф был отправлен для покорения взбунтовавшейсяИудеи. Он служил при Тите советником и переводчиком. Во всех синагогах Иудеиего имя было предано Проклятию. Не раз изменник появлялся под стенамиосажденных римлянами городов и уговаривая соотечественников покориться силеримлян, убеждая их в бесполезности сопротивления и упрекая в несоблюдениибожьей воли. На его глазах пал и был уничтожен Иерусалим, на его глазах римскиесолдаты совершали кровавую резню, не щадя ни мала, ни велика. Что творилось вдуше обеспечившего себе благополучную жизнь перебежчика? Невозможно безсодрогания читать его строки из «Иудейской войны»: «В восьмой день месяцагарпея солнце взошло над дымившимися развалинами Иерусалима. За время осадыгород перенес столько тяжких бед, что если бы он от начала своего основаниявкушал столько же счастья, то был бы поистине достоин зависти. Но ничем он незаслужил столько несчастья, как тем лишь, что воспитал такое поколение, котороеего ниспровергло» (VI, 8,5).

Что испытывал Иосиф Флавий, описывая леденящие душу сцены массовогосамоубийства защитников крепости Масады, закалывавших мечами своих детей, жен,а затем самих себя, желая избежать участи римских рабов? Вряд ли мыкогда-нибудь узнаем это – в «Иудейской войне», одобренной императоромВеспасианом, постоянно звучит лишь официальный мотив о неразумном упорствеиудеев перед силой непобедимого римского оружия.

После победы римлян в Иудейской войне Иосиф Флавий отправился в Рим, гдеприсутствовал на пышном триумфе Веспасиана [6] и Тита. Никапли жалости к своему восставшему народу мы не найдем в его описании этогопышного торжества мощи Рима. За свои заслуги Иосиф Флавий получилот императора права римского гражданина, ежегодное содержание, земли в Иудее.Он жил в императорском дворце на Эсквилине. Отныне Иосиф Флавий сталвлиятельнейшим человеком среда иудеев Рима. По его заверению, к немублагосклонно относились Веспасиан и его наследники Тит и Домициан. И это былонемаловажно, так как на Иосифа неоднократно поступали доносы, в которых егообвиняли в предательстве интересов Рима. Императоры отвергали эти доносы, аДомициан даже казнил нескольких обвинителей. Приходилось Иосифу отбиваться и отобвинений соотечественников в измене своей родине. Особенно в этом планепоказательна его «Жизнь», где он полемизирует с Юстом Тивериадским, такженаписавшим книгу об Иудейской войне. Иосиф старается отразить обвинения с обеихсторон, при этом подчеркивает и то обстоятельство, что по его просьбе Титпомиловал несколько десятков иудеев, в том числе и брата самого Иосифа.

В Риме Иосиф Флавий и написал свои сочинения. Наибольшую известность емупринесло первое из них – «Иудейская война». Оно было закончено в 79 г. и прошлоцензуру Веспасиана и Тита. В середине 90-х годов Иосиф Флавий завершил работунад обширным трудом «Иудейские древности». В 20 книгах этого сочиненияизлагается история Иудеи от древнейших ветхозаветных времен до начала Иудейскойвойны. При императоре Домициане (81-96 гг.) появилась и «Жизнь», гдеповествуется в основном о действиях Иосифа в качестве командующего войскамиповстанцев в Галилее в начале войны против римлян. Примечательно, что в концежизни Иосиф пишет еще одно небольшое произведение «Против Апиона», которое посодержанию выглядит иудейской апологией. И этот его труд, и, особенно,«Иудейские древности» были созданы с целью ознакомить языческий мир с историейи культурой еврейского народа. Преклонение перед Римом не привело его книгилизму в отношении к культуре и традициям собственного народа. В его трудахуживались раболепие перед Римом и глубокое убеждение в богоизбранности иудеев.Иосиф Флавий оставался правоверным иудеем. Он строго придерживалсяветхозаветной концепции бед еврейского народа от нарушений божьего закона. «Злуне избежать гнева божьего, его справедливость всемогуща, и рано или позднопостигает она грешных», – убеждает он в «Иудейской войне» (VII, 22). В духефатализма он излагает и события самой войны, доказывая, что бог выступал настороне римлян, наказавших иудеев за пренебрежение к нему. Не случайно ИосифФлавий постоянно подчеркивает факты святотатственного отношения кИерусалимскому храму со стороны зелотов и сикариев. В то же время его позицияпо отношению к различным группировкам среди населения Иудеи во время восстаниявыдает и социальные интересы представителя иудейской знати. Такаятенденциозность сочинений Иосифа Флавия делает необходимым предпослать краткийисторический очерк истории Иудеи, которая освещается в «Иудейской войне». Это[7] произведение хронологически охватывает значительно большийпериод, чем восстание 66-73 гг., тематически оно разделяется на две частиистория Иудеи до восстания против римлян и сама Иудейская война. Первая из нихбазируется на исторических источниках, которым Иосиф Флавий дает собственнуюинтерпретацию, вторая – главным образом на личном опыте автора, участвовавшегов войне.

Значительную часть «Иудейской войны» Иосиф Флавий посвятил событиям,предшествовавшим восстанию 66-73 гг. Им он отводит почти половину этого труда.Свое повествование Иосиф Флавий начинает с изложения ситуации в Иудее наканунеМаккавейской войны (167-142 гг. до н. э.).

Иудея входила тогда в состав эллинистической державы Селевкидов, возникшейпри распаде огромного государства, созданного в результате походов АлександраМакедонского. Селевкидский правитель Антиох III (223-187 гг. до н. э.)окончательно отвоевал Палестину у правителей соседней эллинистической державыПтолемеев.

Еще со времен персидского владычества в Палестине существовала иудейскаягражданско-храмовая община. В державе Ахеменидов она не была исключением,подобные общины существовали в Вавилонии, Малой Азии. Начало формированиюиудейской общины вокруг храма в Иерусалиме было положено в 538 г. до н. э.распоряжением персидского царя Кира II, разрешившим выселенным еще вавилонянамиевреям возвратиться в Палестину. Окончательно эта община сложилась к серединеIV в. до н. э. Персидские цари покровительствовали восстановленному при нихИерусалимскому храму, разрушенному в 586 г. до н. э. вавилонским царемНавухудоносором II, не желая при этом восстанавливать в Иудее прежнюю местнуюцарскую династию Давидидов. Храм в Иерусалиме становился центром консолидациииудейского населения Палестины. Во главе гражданско-храмовой общины стоялипервосвященники. Общинники делились на две категории: жрецов и нежрецов. Жрецампринадлежала ведущая роль, с течением времени их численность даже превысилаколичество нежрецов. Конечно, не все жрецы выполняли культовые обязанности, вэто своеобразное сословие входили и люди, далекие от такого рода дел.Нежреческое население общины делилось на «отцовские дома», которые включали всебя множество семей по признаку родства по мужской линии. Земля общинынаходилась в неотчуждаемой собственности «отцовских домов», внутри которыхнаследственные земельные наделы отдельных семей могли отчуждаться.Иерусалимский храм не имел собственной земли, жрецы жили за счет разнообразныхналогов и податей с остального населения. Это – десятина от хлебов и плодов,первый приплод от скота и первые доли урожая, первая снятая с овец шерсть,первые плоды садов и виноградников, а также обильные дары храму от множествапаломников.

Кроме жрецов и нежрецов (свободных и полноправных общинников) на территорииобщины проживали пришельцы и поденщики, трудившиеся в хозяйствах общинников.Там же работали [8] и рабы, доля которых в иерусалимскойобщине, в сравнении с другими подобными ей, была невелика – рабы составлялиоколо 1/5 населения общины.

Основным занятием населения Иудеи было земледелие. Выращивались пшеница,ячмень и другие зерновые культуры. Местные жители культивировали оливковыедеревья, финиковые пальмы, смоковницы, виноград. Ценился палестинский бальзам,добывавшийся из коры особого кустарника. Развито было и животноводство –разводили овец, коз, верблюдов и других животных. Поощрялось занятие ремеслами,из которых наиболее важное значений имели ткачество, сукноделие, покраскатканей, выделка кож. В эллинистическую эпоху новый импульс получило развитиеторговли, благо Палестина располагалась на важных торговых путях.

Эпоха эллинизма привела к серьезным изменениям в жизни населения Палестины.При Птолемеях и Селевкидах там увеличилась доля нееврейского населения, преждевсего за счет греков и сирийцев, населявших приморские города, полисы к востокуот Иордана. Эллинистические полисы находились и к северу от Иудеи, на юге жеИудея граничила с Идумеей, население которой было насильственно иудаизированотолько в конце II в. до н. э. Иудеи составляли менее половины населенияПалестины.

Несомненно то, что Иудея была в течение долгого времени объектом раздорамежду державами Птолемеев и Селевкидов, отрицательно отразилось на развитии ееэкономики и на положении основной массы населения. Однако в целом вовлечениеИудеи в эллинистический мир ускорило социально-экономические процессы в ней.Усилилась социальная дифференциация, росла крупная и мелкая частнаясобственность на землю, войны привели к увеличению числа рабов. Богатствазнати, прежде всего связанной с эллинистическими правителями, росли, росло ичисло безземельных поденщиков и арендаторов, росли доходы ростовщиков иувеличивались случаи продажи разорявшимися земледельцами собственных детей врабство.

Существенные изменения произошли и в сфере идеологии, где также сказалосьмощное влияние процесса эллинизации. Многие жители Палестины усваивалигреческие обычаи и нравы, приобщались к греческой культуре, религии,распространялся греческий язык. Даже в самом Иерусалиме первосвященник Ясонпредпринял попытку создать гимнасий по греческому образцу, а управление городареформировал на манер полиса. Неоднозначным было отношение различных слоев игрупп населения Иудеи к этим изменениям. Здесь были связаны воедино иэкономические, и социальные, иг религиозные интересы. В Иудее тогда возниклидва движения: эллинистов и хасидеев. Эллинисты, к которым принадлежалазначительная часть местной знати, а также торговцы и ремесленники,заинтересованные в новых рынках, выступали против замкнутости иудейской общины,не считая при этом свои действия и взгляды отступлением от иудаизма. Хасидеи жестремились сохранить прежнюю замкнутость, осуждали эллинистическое влияние какпротиворечащее основам иудаизма. [9]

Толчком к восстанию против селевкидского владычества послужил ряд акцийАнтиоха IV Эпифана, который стремился подавить сопротивление эллинизации, видяв нем попытку противодействия своему режиму. В 170 г. до н. э. Антиох IVустроил страшную резню в Иерусалиме, ограбив при этом храм; через два года онснова послал большое войско в Иерусалим, стены которого были срыты, а в центрегорода в построенной крепости был размещен сильный сирийский гарнизон. Изданныйим в 167 г. до н. э. указ, запретивший важнейшие культовые предписанияиудейской религии и насильственно насаждавший греческую религию, послужил тойпоследней каплей, которая привела к взрыву возмущения. Восстание Маккавеев небыло просто религиозной войной. В нем переплелись и национально-освободительнаяборьба, и борьба народных масс против местной аристократии, связанной сгреко-македонскими завоевателями, и религиозная борьба.

В ходе длительной Маккавейской войны (167-142 гг. до н. э.) вожди повстанцевдовольно умело использовали в своих интересах междоусобную борьбу за престол,которая развернулась в Селевкидской державе после смерти Антиоха IV. По сутидела уже тогда начался распад этого эллинистического государства. Определеннуюроль в успехе восстания сыграл и договор, заключенный в 161 г. до н. э. ИудойМаккавеем с Римом (договор был подтвержден и после гибели Иуды). Это соглашениехотя фактически и не предусматривало военной помощи Рима иудейским повстанцам,имело, однако, большое политическое значение: независимость Иудеи была признанасильнейшей тогда державой Средиземноморья. Маккавейская война закончиласьобретением Иудеей независимости от Селевкидов.

Маккавеи положили начало правлению в Иудее династии Хасмонеев. В 104 г. дон. э. правитель из этой династии Аристобул I принял царский титул, восстановивтаким образом царскую власть в Иудее, не существовавшую там со временвавилонского плена.

Придя к власти на волне широкого народного восстания, Хасмонеи все болеевыступали выразителями интересов иудейской аристократии. Добившисьнезависимости Иудеи, они тут же приступили к завоеванию соседних территорий,которое сопровождалось насильственным обращением местного населения в иудаизм.Агрессивная внешняя политика требовала все больших средств, которыевыкачивались в виде налогов из населения Иудеи. При Хасмонеях странапревратилась из гражданско-храмовой общины в монархию эллинистического типа согромным бюрократическим аппаратом, пышным двором, наемным войском, что такжепривело к значительному росту налогов. Все это вызвало ряд народных восстаний.О некоторых из них повествует (в своей интерпретации) Иосиф Флавий – например,о двух восстаниях, одно из которых, при Александре Яннае (103-76 гг. до н. э.),длилось шесть лет.

Между тем римские войска, покоряя одно за другим государства в Малой Азии,приближались к границам Иудеи. Воспользовавшись борьбой за власть междусыновьями Александра Янная, римляне бесцеремонно и открыто вмешались вовнутренние дела Иудеи. [10] Римский полководец Гней Помпей,выступивший арбитром в споре за иудейский престол, в 63 г до н. э. захватилИерусалим. На Иудею была наложена дань, часть ее территории была включена вримскую провинцию Сирию. Назначенный Помпеем хасмонейский правитель ИудеиГиркан II получил лишь титул первосвященника, но не царя. Отныне римляне сталираспоряжаться судьбой Иудеи. И не случайно Иосиф Флавий излагает дальнейшиесобытия иудейской истории в тесной связи с событиями политической историиРима.

Наместник Сирии, прокуратор Авл Габиний провел в 57 г. до н. э. реформу, покоторой Иудея была разделена на пять округов со своими органами управления –синедрионами, и Иерусалим утратил значение столицы. Авл Габиний беспощадноподавлял всякие попытки сопротивления римскому диктату.

Один из участников первого триумвирата Марк Лициний Красс, получивший подсвое начало провинцию Сирию, по сути дела разорил Иудею, не остановившись иперед грабежом Иерусалимского храма. Во время гражданских войн в Риме (49-30гг. до н. э.) из Иудеи продолжали выкачиваться все новые и новые средства,необходимые римским полководцам для борьбы за власть. Правящая верхушка Иудеи,как правило, ориентировалась на сильнейшего в Риме. Показательна в этом планепозиция Гиркана II, вначале всячески содействовавшего Помпею, а после егоразгрома тут же переметнувшегося к Юлию Цезарю и оказавшего ему немало ценныхуслуг, особенно в трудной для Цезаря ситуации в Александрии. На это времяприходится взлет карьеры соратника Гиркана уроженца Идумеи Антипатра, которыйбыл назначен Юлием Цезарем наместником Иудеи. Это время было и началом карьерысына Антипатра Ирода, одним из первых шагов которого в качестве наместникаГалилеи был разгром повстанцев во главе с Иезекией, боровшихся против римскоговладычества.

В ходе усобиц в Римской державе после смерти Юлия Цезаря Ирод проявилневероятную изворотливость и коварство. Он сумел выслужиться при Кассии,беспощадно вымогая у населения Иудеи огромную контрибуцию в пользу римлян, зачто был назначен наместником Келесирии. После разгрома Брута и КассияОктавианом и Марком Антонием Ирод сумел убедить последнего в своей преданности.В 40 г. до н. э. Ирод прибыл в Рим, где с помощью триумвиров добился того, чтосенат провозгласил его царем Иудеи. Действуя как римский ставленник и опираясьна помощь римлян, Ирод беспощадно подавлял антиримские выступления в Иудее.Совместно с римскими легионами он в 37 г. до н. э. взял Иерусалим и расправилсясо своим конкурентом Антигоном, который за антиримские действия пользовалсяподдержкой населения. В Иудее установилось правление Ирода (37-4 гг. до н. э.),династия Хасмонеев была отстранена от власти. Положение Ирода не смоглипоколебать ни происки египетской царицы Клеопатры – любовницы, а затем и женыМарка Антония, ни даже разгром Антония Октавианом, которого Ирод также сумелубедить в своей преданности, несмотря на прежнее раболепие перед МаркомАнтонием.

Ирод установил в Иудее режим кровавых репрессий. Он жестоко[11] расправлялся со знатью (например, он казнил почти всехчленов иерусалимского синедриона), имущество которой конфисковывалось в егопользу. Захваченные земли Ирод раздавал своим родственникам и приближенным.Мнительный и подозрительный, он жестоко пресекал любые посягательства на своювласть и не остановился даже перед казнью трех сыновей. Ирод развернул бурнуюстроительную деятельность, требовавшую огромных средств, которые беспощадноизымались у населения Иудеи. Немалые расходы потребовались я на его подаркигреческим городам, на проведение различных игр, в том числе и Олимпийских.Тяжелый налоговый гнет, раболепие перед римлянами, чудовищный режим терроравызывали массовые и частые выступления против кровавого деспота, но Иродбеспощадно их подавлял. Антиримские выступления продолжались и после егосмерти. Иосиф Флавий приводит немало тому примеров. Он повествует о восстании вИерусалиме, о восстании в Галилее под предводительством сына Иезекии Иуды, овосстании в Перее, которое возглавил некий Симон, бывший раб Ирода, очрезвычайно опасном для римлян и проримски настроенной местной знати восстанииво главе с пастухом Афронгом. Впрочем, Иосиф Флавий обычно характеризует этихповстанцев как «разбойников».

Долгими были споры о власти многочисленных наследников Ирода. Они былиразрешены в Риме Октавианом Августом. Император разделил владения Ирода междутремя его сыновьями, несколько городов получила и сестра покойного ИродаСаломея. Примерно половина царства Ирода досталась Архелаю, Ирод-Антипа получилГалилею и Перею, остальное выпало на долю Филиппа.

Жестокость, которой сопровождалось правление в Иудее Архелая (4 г. до н.э.-6 г. н. э.), привела к тому, что Октавиан Август, опасаясь новых волнений вПалестине, сместил его и отправил в ссылку.

Отныне Иудея была превращена в римскую провинцию. Ее статус в римскойпровинциальной системе не совсем ясен. Скорее всего она была включена впровинцию Сирию, но управлялась своим прокуратором с весьма широкимиполномочиями. Первым прокуратором Иудеи был Колоний (6-9 гг. н. э.). Одним изпрокураторов были Понтий Пилат (26-36 гг.). Он «прославился» своимвзяточничеством, многочисленными казнями без суда, издевательствами. Открытопренебрегая религиозными чувствами местного населения, Понтий Пилат приказалвнести в Иерусалим римские воинские знаки с изображением императора, хотяизображения людей были несовместимы с иудейскими религиозными традициями. Дляпостройки водопровода он ограбил казну Иерусалимского храма. После безжалостнойрезни повстанцев в Самарии на него последовала жалоба сирийскому наместнику.Опасаясь всеобщего восстания из-за произвола Понтия Пилата, тот отстранил егоот поста и отправил в Рим.

При римском господстве в Иудее скапливалось все больше «горючего материала»,вспыхивавшего то тут, то там почти беспрерывно и приведшего, наконец, к мощномувзрыву в 66-73 гг. н. э. [12] Основная масса населения Иудеинаходилась под все усиливавшимся двойным гнетом Рима и местной аристократии.Наиболее плодородные земли находились в собственности крупных землевладельцев,которые эксплуатировали труд поденщиков, рабов, арендаторов. Все больше мелкихсобственников разорялось, лишалось земли. Страдали они и от ростовщиков.Немалая часть доходов населения отдавалась храму, что было особенно тяжело длямелких землевладельцев. Мощный налоговый пресс римлян безжалостно выжимал изместного населения огромные средства. Произвол наместников еще более обострялситуацию. Сопротивление вызывал" и процесс романизации Палестины, населениекоторой приверженностью к своей традиционной религии противодействовало влияниюофициальной римской идеологии.

Все это привело к тому восстанию, которое известно как Иудейская война(именно так называет его Иосиф Флавий). В нем тесно переплелисьнационально-освободительная борьба против римского гнета и социальныепротиворечия, существовавшие в самом иудейском обществе. Это можно проследитьпо «Иудейской войне», которая характеризует основные религиозно-философские иполитические группировки в Иудее. Оценки автора субъективны, и поэтому следуетискать объективные критерии подхода к этим движениям.

В «Иудейской войне» (II, 8, 2-14) Иосиф Флавий дает краткую характеристикутрем иудейским «философским школам», сложившимся после ликвидации селевкидскоговладычества в Иудее. Это ессеи, фарисеи, саддукеи. Иосиф называет их такжесектами. Такое определение в большей мере следует отнести к ессеям. Фарисеи исаддукеи скорее составляли религиозно-политические группировки, не толькопроповедовавшие свои воззрения, но и активно участвовавшие в борьбе за власть.Если в «Иудейской войне» Иосиф Флавий не высказывает откровенно своих симпатийк какой-либо из них, то в «Иудейских древностях» (XVIII, 1, 2) и в «Жизни» (2)он заявляет о том, что фарисеи являются выразителями интересов народа,пользуются его поддержкой, а сам он примыкает к этой секте.

В «Иудейской войне» и «Иудейских древностях» автор акцентирует внимание наотличительных чертах религиозных взглядов фарисеев, выделяя их учение о том,что все в мире совершается по воле бога и предопределению судьбы, но человекупредоставлена свобода выбора между добром и злом, хотя и сам этот выбор взначительной мере зависит от божьей воли. Фарисеи были убеждены в бессмертиидуш, для которых «под землей» существует суд, где душам грешников будутопределены вечные муки, а душам праведных будет предоставлена возможностьвоскреснуть.

Иосиф Флавий отмечает строгий образ жизни фарисеев, их пренебрежение кжизненным благам и наслаждениям. Он сообщает о том, что их товариществабазируются на преданности друг другу.

Среди фарисеев преобладали торговцы, ростовщики, землевладельцы, чиновники,служители культа. Но встречались и крупные землевладельцы, и представителинизших слоев (пастухи, [13] поденщики). Своеобразную элитусоставляли законоведы, занимавшиеся толкованием «закона Моисея». Они признавалии устную традицию, сложившуюся после составления Пятикнижия Моисея. Фарисеисвоими истолкованиями приспосабливали нормы «закона» к новым условиям жизни.Достигалось это с помощью утонченных приемов.

Простолюдинов (ам-гаарец) фарисеи считали невеждами в вопросах вероучения,культа, в знании «законов». В Талмуде повествуется и о ряде ограничений,установленных для них в отношениях с простонародьем (купля-продажа рядапродуктов, их приготовление и т. п.). В новозаветных сочинениях выражено весьманегативное отношение первохристиан к фарисеям. В евангелиях Иисус неоднократноназывает фарисеев лицемерами (Мф., 15, 7; 23, 14, 23, 25, 27, 29; Лк., 11, 44).Он упрекает их в показном благочестии, в отступлении от заповедей (Мф., 15,3-6; 23, 25-28; Лк., 18, 10-14). Более того, Иисус требует от своих учениковостерегаться «закваски фарисейской», подразумевая под этим учение фарисеев(Мф., 16, 6, 11, 12; Лк., 12, 1). В то же время в «Деяниях святых апостолов»(23, 6-9) Павел апеллирует к фарисеям, утверждая, что верит в воскресениемертвых, и получает поддержку фарисеев. Вполне вероятно, что этот элементучения фарисеев, так же как и их представления об ангелах и демонах, оказалопределенное влияний на христианство.

Участие фарисеев в политической жизни Иудеи не может быть оцененооднозначно, тем более так, как у Иосифа Флавия. В правление Александра Яннаяфарисеи выступили во главе народных восстаний в 95, 94-89 гг. до н. э.,вызванных резко возросшим налоговым гнетом. При правлении вдовы АлександраЯнная фарисеи получили господство в синедрионе. Во времена Ирода «Великого» бтысяч фарисеев отказались принести ему присягу, за что были подвергнутыштрафам. Впрочем, Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» (XVII, 2, 4) резкоосуждает их. В период Иудейской войны фарисеи в общем придерживались линии напримирение с Римом, для чего пошли и на союз с саддукеями, хотя рядовые фарисеиучаствовали в подготовке и в ходе восстания.

Характеризуя саддукеев, Иосиф Флавий в «Иудейской войне» также краткоизлагает лишь отличительные черты их вероучения. Он отмечает, что саддукеиотрицают влияние бога на человеческие поступки, утверждая в этом свободу воличеловека. В «Иудейских древностях» (XVIII, 1,4) он добавляет, что саддукеиотрицали бессмертие души (душа уничтожается вместе с телом), а следовательно, изагробное воздаяние, признавали только «закон Моисея», отрицая последующуюустную традицию. Иосиф прямо заявляет, что приверженцы этой сектынемногочисленны и принадлежат они к высшей знати. Речь идет, конечно, преждевсего о жреческой аристократии, а также о крупных землевладельцах. Именносаддукеи занимали посты первосвященников, при Хасмонейской династии ониобладали огромным весом в Иудее. При римском господстве саддукеи служили егоопорой. Отношение к ним в раннехристианской литературе также крайнеотрицательное. [14]

Однако наиболее подробно Иосиф Флавий описывает секту ессеев, резкоотличавшуюся и от фарисеев, и от саддукеев. Интерес к его данным о ессеях резковозрос после открытия в 1947 г. в районе Мертвого моря кумранских рукописей ипоследовавших затем раскопок. Кумранские находки дали гораздо более обильныйматериал о ессействе, чем тот, который был изложен Иосифом Флавием, но тем неменее следует подчеркнуть, что сама идентификация кумранской секты с ессействомбыла осуществлена главным образом по сведениям автора «Иудейской войны».Правда, многие исследователи отрицают предположение, что Иосиф Флавий описалименно кумранитов. Ныне господствует точка зрения, что ессейство не былооднородным течением, а представляло собой конгломерат группировок и сект,имевших не только общие черты, но и заметные отличия. К ессеям стали относитьпомимо секты, изображенной Иосифом Флавием, кумранских сектантов, общину,описанную в «Дамасском документе», и живших в Египте терапевтов, о которыхподробно повествует Филон Александрийский в своем трактате «О созерцательнойжизни».

Ессеи жили общинами, в которых существовала общность имущества. Каждыйвступавший в секту должен был отдать свое имущество общине. У них не было рабов– они осуждали рабовладение, так же как и богатство. Все ессеи занималисьфизическим трудом. Помимо этого они много внимания уделяли изучению священныхтекстов.

Ессеи жили в условиях коллективного быта: трудились, питались, молились онисовместно. Вступление в их общины осуществлялось через испытательный срок,который, по данным кумранских текстов, длился два года, а по сведениям ИосифаФлавия – три. Несмотря на демократическое устройство общин, в них существовалаопределенная иерархия. Иосиф Флавий говорит о четырех разрядах ессеев взависимости от времени вступления в секту, причем это разделение выражалосьдаже в том, что при прикосновении старших к младшим первые должны былисовершать обряд очищения. Кумранские тексты свидетельствуют о деленииполноправных общинников на два разряда: «Аарон» (жрецы) и «Израиль» (остальныесектанты).

Свое учение ессеи скрывали от непосвященных. Говоря об их идеологии, ИосифФлавий уделил особое внимание их учению о душе. По его словам, они считали телосмертным, но признавали бессмертие души, верили в загробное воздаяние: душизлых людей попадают в мрачную пещеру, где их ждут вечные муки, души жеправедников оказываются в стране блаженства.

Ессеи кумранской общины верили в приход мессий, они были убеждены, что скоросостоится спасительный для верующих приход двух мессий (из царского рода Давидаи из жреческого рода Аарона), а также пророка. Возможно, мессианскими функцияминаделялась кумранитами и персона их «праведного учителя», бывшего основателем ируководителем секты и казненного в результате интриг «нечестивого жреца».Кумраниты истово верили в скорый конец света, «божий суд», на котором «сынысвета» (как называли [15] себя кумранские общинники) будуточищены «святым духом» от всех «нечестивых дел», все же остальные люда будутистреблены. После этого счастливая «община нищих» будет наслаждаться «всемиблагами земли».

В идеологических воззрениях кумранитов заметен значительный отход отофициального иудаизма. Обнаруживается немало схожих черт с идеологией раннегохристианства: ярко выраженное ожидание «конца света» и его сверхъестественноепереустройство со спасением верой, учение о прирожденной греховностичеловечества, два «пути», отрицательное отношение к богатству, мессия из родаДавида и др. Но имеются и весьма важные различия. Например, христианство незнало трех мессианских персон, мессианизм в христианстве был связан с верой вискупление людских грехов, христианский мессия не считался происходящим изжреческого рода. Самое, пожалуй, существенное отличие состояло в том, чтохристиане верили в уже осуществившийся приход своего мессии – Иисуса.

Несомненно, учение, культ и организация общин ессеев оказали большое влияниена первоначальное христианство, хотя ессейство было замкнутым движением.Христианство же взяло курс на широкую пропаганду своего вероучения среди людейлюбой этнической и социальной принадлежности.

В идеологии ессеев под религиозной оболочкой нашли свое выражение идеисоциального протеста. Кумраниты называли себя «общиной нищих». По-видимому, онипринадлежали преимущественно к социальным низам. Все помыслы ессеев сводились кожиданию сверхъестественного вмешательства, достижению праведности путемусердного выполнения религиозных предписаний.

Ессеи отрицательно относились к войнам, они никогда не изготавливали оружияили доспехов. Вместе с тем Иосиф Флавий приводит факты их участия в Иудейскойвойне. Например, в качестве одного из полководцев повстанцев фигурирует ессейИоанн. Иосиф повествует и о мужестве, с которым ессеи выдерживали пытки.

Вообще «Иудейская война» является одним из важнейших источников по историипервоначального христианства. Из нее мы черпаем сведения (часто весьмаподробные) о многих людях, фигурирующих в новозаветных сочинениях. Здесь идетречь и о коварном царе Иудеи Ироде «Великом», и об Ироде-Антипе, опророке-мессии Февде, о некоем египтянине, также объявившем себя мессией, ожестоком прокураторе Понтии Пилате, о других прокураторах Иудеи – Феликсе,Порции Фесте... И хотя о христианах в «Иудейской войне» Иосиф Флавий нерассказывает ничего, без сведений из этой книги мы просто не поймем многое изсобытий, описанных в сочинениях первых христиан.

Сведения о христианах Иосиф Флавий приводит в другой своей книге –«Иудейские древности». Особый интерес вызывает его рассказ об Иисусе (XVIII, 3,3). Долгое время была известна лишь следующая версия этого повествования какчасть сообщения. Иосифа Флавия о деяниях прокуратора Понтия Пилата: «Около[16] этого времени жил Иисус, человек мудрый, если его вообщеможно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником техлюдей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев иэллинов. То был Христос. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорилего к распятию на кресте. Но те, кто раньше любили его, не прекращали этого итеперь. На третий день он вновь явился им живой, как об этом и о многих другихего чудесных делах предсказывали боговдохновенные пророки. И до нынешнего днясуществует еще секта христиан, которые от него получили свое имя». Этот рассказИосифа Флавия, где он по сути дела вопреки своим религиозным воззрениямпризнает Иисуса мессией (Христом), верит в его воскресение, вызывал немалыесомнения в его подлинности у многих исследователей, тем более что видныйраннехристианский автор Ориген в своем сочинении «Против Цельса» прямо заявлял,что Иосиф Флавий не признавал Иисуса Христом. В дошедшем до нас греческомтексте «Иудейских древностей» явно чувствуется христианская редакция.

Однако в начале нашего века была обнаружена иная версия этого повествования,которую процитировал по-арабски христианский епископ X века Агапий в своей«Всемирной истории»: «В это время был мудрый человек, которого звали Иисус.Весь его образ жизни был безупречным, и он был известен своей добродетелью, имногие люди среди евреев и других народов стали его учениками. Пилат осудил егона распятие и на смерть. Но те, кто стали его учениками, не отказались от егоучения. Они рассказывали, что он им явился через три дня после распятия и чтоон был тогда живым; таким образом, он был, может быть, мессия, о чудесныхдеяниях которого возвестили пророки». Эта версия более соответствуетфарисейским взглядам Иосифа Флавия. Здесь он не утверждает, что Иисус былмессией (ссылка следует лишь на слова его учеников), что он воскрес из мертвыхи сотворил множество других чудес. Для Иосифа Иисус был одним из многихпророков и самозванных мессий, которые довольно часто появлялись в те времена вПалестине.

Следует заметить, что в нашей литературе, посвященной историипервоначального христианства, долгое время господствовали выводы так называемоймифологической школы с ее отрицанием историчности Иисуса и с гиперкритическимотношением к новозаветным источникам, которые датировались II веком н. э. (заисключением «Откровения Иоанна»), Под эти выводы подгонялся и тезис о «молчаниивека», в соответствии с которым об Иисусе и христианах I века не имелосьникаких сведений у нехристианских авторов I-II вв. н. э. Но такие сведениясуществуют – у Иосифа Флавия, у Тацита, у Светония, в переписке Плиния Младшегос императором Траяном. Однако их объявили позднейшими вставками, сделаннымихристианскими переписчиками. Ныне, когда Происходит критическая и объективнаяпереоценка выводов мифологической школы, исследователи находят все большедоказательств подлинности сведений о христианах в сочинениях[17] античных авторов. Пример с «Иудейскими древностями»Иосифа Флавия в этом плане весьма показателен.

В «Иудейских древностях» есть сведения об Иакове, брате Иисуса, казненном вИерусалиме по приговору синедриона (XX, 9, 1). Любопытен рассказ Иосифа Флавияи об Иоанне Крестителе (XVIII, 5, 2), где излагается версия казни пророка,отличная от евангельской.

В то же время следует соблюдать определенную осторожность при работе стекстами книг Иосифа Флавия, особенно если это переводы. Например, вдревнерусском переводе «Иудейской войны» есть несколько мест, где упоминаетсяИисус, но это плод творчества древнего переводчика, греческий оригинал этихслов не содержит.

Сведениями об участии христиан в восстании 66-73 гг. мы не располагаем.Главную роль в нем сыграли группировки зелотов и сикариев.

Движение зелотов сложилось еще в начале I в. н. э. Одним из его вождей былИуда Галилеянин, упоминаемый Иосифом Флавием. Приверженцы этого движения (а этобыли разорившиеся крестьяне, ремесленники, торговцы) с оружием в рукахвыступали против римского владычества, за восстановление независимости Иудеи,против местной аристократии, связанной с чужеземными поработителями.

Еще более радикальной была группировка сикариев, выражавшая интересысоциальных низов, в том числе и рабов. Они боролись как против римлян, так ипротив представителей местной социальной верхушки. Иосиф Флавий приводит многопримеров расправ сикариев с иудейской знатью (первой их жертвой палиерусалимский первосвященник), захвата ими имущества богачей, сожжения долговыхзаписей и т., п.

Возвратившись из Рима в Палестину, Иосиф сразу же оказался в гуще событий.Его описание Иудейской войны представляет собой наиболее тенденциозную частьсочинения, поскольку едва ли не главной целью автора было оправданиесобственных действий в ходе восстания. Переход Иосифа Флавия на сторону римлянопределил и те оценки, которые он дает вождям и участникам повстанческогодвижения.

С самого начала восстание против римского господства разворачивалось вобстановке острой борьбы внутри самого иудейского общества. «Партия мира»,выражавшая интересы крупных землевладельцев, ростовщиков, высшего жречества,сразу же попыталась успокоить стихийно вспыхнувшее антиримское движение, неостанавливаясь перед использованием военной силы, в том числе и римской.Взгляды этой группировки подробно изложены Иосифом Флавием в речи, которую онвкладывает в уста Агриппы II, царя-марионетки, волею Рима назначенногоуправлять северной частью Палестины и осуществлять надзор над Иерусалимскимхрамом. Широкое возмущение призывами последнего покорно подчиняться власти Римапривело к изгнанию из Иерусалима этого лидера «миротворцев».[18]

В последовавшем затем вооруженном столкновении между силами «партии мира» изелотами, которых поддержали прибывшие из Масады сикарии, сторонникирешительной борьбы с Римом взяли верх. Многие аристократы были убиты, былразгромлен и римский гарнизон. Однако среди победителей разгорелась вражда.Группировка умеренных зелотов во главе с Элеазаром, сыном Анания, во времябогослужения в храме напала на сикариев. В бою погибло множество сикариев, пали их вождь Менахем.

Тем временем к Иерусалиму, беспощадно расправляясь на своем пути снаселением Палестины, двигалось выступившее из Антиохии большое войсконаместника Сирии Цестия Галла. В ходе боев за Иерусалим саддукеи и фарисеиснова призвали повстанцев покориться римской силе и попытались установить связьс Цестием. Повстанцы сурово расправлялись с изменниками. Цестию Галлу неудалось захватить Иерусалим. Его отступление превратилось в бегство, римскоевойско под ударами повстанцев бежало, бросая осадные и метательные машины инеся огромные потери.

Плодами победы, одержанной, главным образом, силами зелотов и сикариев,воспользовалась иудейская аристократия. В своей «Жизни» Иосиф Флавий откровеннопризнавался в том, что знать вынуждена была возглавить антиримское движение,опасаясь потерять свою жизнь, имущество, власть. Приходу аристократии круководству движением во многом способствовали раздоры среди радикального крылаповстанцев. На выборах в Иерусалиме к власти пришли сторонники «партии мира»;вожди зелотов и сикариев, игравшие главную роль в борьбе с римлянами, оказалисьна вторых ролях. Именно тогда Иосиф бен Маттафия был назначен военачальникомГалилеи. Это было по меньшей мере странным, так как Иосиф не имел никакогоопыта в военном деле. Но, с другой стороны, факт его назначения легкообъяснялся тем обстоятельством, что он принадлежал к «партии мира», по-прежнемуне верившей в успех восстания и рассчитывавшей на соглашательскую позициюсвоего ставленника. А ведь именно Галилея в силу своего географическогоположения должна была встретить и выдержать первый натиск противника, через неепроходил путь к сердцу Палестины. Однако Иосиф с самого начала был убежден, чтовоевать против римлян бесполезно. В организации военных сил он проявлялтрудноскрываемую пассивность. Вскоре это нежелание вести вооруженную борьбу сРимом было замечено и стало предметом публичных разоблачений. Иерусалимскийсинедрион решил привлечь Иосифа к ответу и потребовал, чтобы он прибыл вИерусалим. Иосиф игнорировал этот приказ, хитростью и обманом вышел из опаснойигры. Не веря в успех борьбы и преклоняясь перед могуществом римлян, он все жекрепко держался за свою руководящую роль в борьбе с открытыми и тайнымиврагами.

С первых дней порабощения Галилея стала одним из главных очагов антиримскогодвижения. Галилеяне были стойкими солдатами, и в них не было недостатка.

Галилея – цветущий край, который сравним, по словам Иосифа,[19] только с раем. Среди ее многочисленных городов двасоперничали между собою за первенство – Сепфорис и Тивериада. Сепфорис былзаселен греко-сирийцами, сочувствовавшими римлянам и потребовавшими от нихпомощи римского гарнизона для защиты города. Тивериада стала на сторонувосстания, хотя и среди ее населения происходила борьба различных группировок.Тивериада была родиной историка Юста, ставшего затем одним из оппонентов ИосифаФлавия. В дальнейшем они станут обвинять друг друга во всевозможных грехах вовремена Иудейской войны, хотя и Юст оказался таким же перебежчиком, как иИосиф. Большим влиянием в Тивериаде пользовался Иоанн Гисхальский, руководительповстанцев в галилейском городе Гисхале, один из лидеров зелотов и один изнаиболее выдающихся героев Иудейской войны. Он был решительным противникоминертного военачальника Галилеи, и Иосиф Флавий в своих сочинениях изображает всамых черных красках деятельность этого руководителя радикального крылавосставших.

Опасаясь захвата власти в Тивериаде сторонниками Иоанна Гисхальского, Иосифпотребовал от них сдачи оружия. Часть зелотов вынуждена была исполнить этотребование. Ослаблением зелотов воспользовалась местная аристократия, которая,встав на путь измены, попросила помощи у Агриппы II. Повстанцы Галилеитребовали от Иосифа суровой расправы с изменниками. Но тот, заняв город, несобирался выполнять это требование, его в большей мере занимала борьба состоронниками Иоанна.

Подобные столкновения, за которыми стояли социальные противоречия,происходили и в других местах мятежной Палестины. Например, дело дошло до того,что в Акрабатский округ, где активно действовали сикарии, расправлявшиеся сбогачами и захватывавшие их имущество, иерусалимские власти двинули крупныевоенные силы для защиты своих сторонников.

Отсутствие единства среди военачальников и единого плана обороны, слабостьармии, плохо обученной и вооруженной, сыграли пагубную роль в дальнейшихсобытиях.

Обеспокоенный поражением Цестия Галла в Палестине, римский император Нероннаправил для подавления мятежа крупные силы во главе с опытным полководцемВеспасианом, одержавшим до того ряд блестящих побед, особенно в Германии иБритании. В Палестину двинулись три легиона, более двух десятковвспомогательных когорт, отдельные конные отряды. К ним присоединились войскасоюзных Риму царей Агриппы II, Антиоха IV из Коммагены, аравийского правителя ицаря Эмесы Соема. Под началом Веспасиана оказалась 60-тысячная армия.Сосредоточивая в его руках такие огромные силы, Нерон исходил не только изнеобходимости подавления мятежа в важном регионе империи, но и из интересовборьбы за власть в самом Риме. Нерон не видел в Веспасиане опасного претендентана императорский престол «из-за его незнатного происхождения и негромкогоимени», как сообщает Светоний (Весп., 4). Несмотря на продолжавшуюся борьбу сгаллами и кельтами, Рим сумел отправить для подавления [20]опасного мятежа в Палестине, как считают исследователи, до половины всех своихвойск.

Из Антиохии Веспасиан двинулся в Птолемаиду, где к нему присоединился егосын Тит со своим легионом. Одним из первых шагов Веспасиана была военная помощьСепфорису. Попытка Иосифа захватить город закончилась неудачей. Но неудачнойбыла и попытка захвата Иотапаты военачальником Веспасиана Плацидом. ТогдаВеспасиан выступил со своей армией в Галилею.

Войско Иосифа находилось в это время неподалеку от Сепфориса. По его словам,при известии о наступлении огромной римской армии повстанческое воинство сталоразбегаться, и единственным выходом для Иосифа было бегство в Тивериаду.

Рассказ Иосифа об этом вызывает сомнения. Похоже, он стремится создатьвпечатление, что не он виноват в развале обороны Галилеи (а ее укрепление былоего главной и непосредственной обязанностью), а повинна в этом трусость еговоинов. Но в той же «Иудейской войне» он откровенно признается в собственномневерии в благополучный исход войны. Трудно поэтому было ожидать успеха ввоенных действиях, если военачальник был напуган мощью Рима и не верил в победунад противником. При наступлении Веспасиана не могли не разбежаться иудейскиевоины, когда их полководец со своими мыслями и убеждениями первый показалпример бегства.

Появление военачальника-беглеца произвело крайне удручающее впечатление нажителей Тивериады. Отсюда Иосиф отправил послов в Иерусалим с цельюпрозондировать позицию столичных властей: не собираются ли они вступить вмирные переговоры. На случай отказа от этого Иосиф предусмотрел просьбу послатьему крупные дополнительные силы.

Пока галилейский командующий решал мучительные для себя проблемы и непредпринимал никаких самостоятельных шагов к отражению римского наступления,Веспасиан захватил оставленную Иосифом Габару, сжег город и окрестные деревни,а население продал в рабство. Затем римская армия двинулась к Иотапате, гдесобрались многие повстанцы. Положение военачальника вынудило Иосифа отправитьсятуда же.

Этот город был наиболее укрепленным из всех галилейских городов. Оставлятьего в своем тылу для римлян было опасно. Оцепив Иотапату тройной линией,Веспасиан начал осаду, которая затянулась благодаря мужеству и упорствуосажденных. Голод и жажда не сломили защитников города. Однако Иосиф, по своемусобственному признанию, полагал, что Иотапата не сможет долго сопротивляться.Опасаясь за свою судьбу, он с горсткой знатных лиц обдумал план бегства изгорода. Конечно, невозможно по-другому оценить это действие как актпредательства по отношению к защитникам Иотапаты. Но план Иосифа неосуществился: дело приняло огласку, и ему ничего не оставалось, как заявить,что все делается не ради личного спасения, а в интересах города и его жителей.Напрасно старался Иосиф убедить воинов и жителей в том, что счастье на сторонеримлян, а сопротивление равносильно [21] самоубийству. Все этомогло закончиться расправой народа над ним.

Только в результате измены римляне ворвались в Иотапату. Но каждый дом сталкрепостью, и римским легионерам пришлось вести бой за каждый из них. Иосиф же с40 товарищами скрылся на некоторое время в гроте. Вопреки всем своим заверениямумереть с ними, он остался жить. Иосиф добрался до римского лагеря идобровольно сдался в плен Веспасиану. С тех пор Веспасиан был неразлучен сИосифом и принимал его советы.

При первой встрече с Веспасианом Иосиф предсказал ему императорскую власть,что сразу благоприятствовало пленнику. Снисхождение и благосклонность римскихвластей повсеместно сопутствовали Иосифу.

В покорении Галилеи римлянам содействовало то, что они находили здесьсильную опору в лице аристократических кругов, которые ради сохранения своегобогатства, классовых привилегий и господства над народом готовы были идти напримирение с врагом. Они надеялись с помощью римского оружия подавить народноедвижение и сохранить свое положение. Веспасиан не спешил с походом на столицу.Он последовательно захватил Тивериаду, Тарихею, затем римская армия штурмомвзяла считавшуюся неприступной крепость Гамалу в Гавланитиде. Римский отрядразгромил повстанцев, собравшихся на горе Табор. Последним очагом сопротивленияв Галилее оставалась Гисхала, во главе обороны которой стоял ненавидимыйИосифом Иоанн. Понимая бессмысленность сопротивления, Иоанн при подходе римлянночью вместе со своими воинами оставил Гисхалу и прибыл в Иерусалим. К концу 67г. римляне подавили восстание в Галилее.

Неспособность иерусалимского руководства, состоявшего из приверженцев«партии мира», организовать должным образом оборону страны вызвала массовоенедовольство населения Иудеи. Стекавшимся из разных мест Палестины в Иерусалимзелотам удалось взять верх в столице. Они устранили прежнее руководство,расправились с теми, кого подозревали в проримских настроениях. Зелотыликвидировали привилегированное положение первосвященников и установили новыйпорядок избрания на высшую жреческую должность. Если раньше этот пост находилсятолько в распоряжении аристократии, то отныне первосвященник стал избираться пожребию. Первосвященником таким путем был избран некий простой крестьянин, чтовызвало у Иосифа Флавия особое возмущение.

Однако междоусобицы в Иерусалиме не прекратились, более того, они вылились внастоящую гражданскую войну. Иерусалимская аристократия, первосвященники идругие руководители жречества и фарисеев не смирились с утратой своихпривилегий и подняли горожан против зелотов. В результате столкновениявраждующих группировок погибло много людей. Зелотов осадили во внутреннем дворехрама. Однако на помощь им прибыли повстанцы из Идумеи, и ситуация кардинальноизменилась. Зелоты и их союзники разгромили своих противников. Они казнилилидера «партии мира» первосвященника Анана. По мнению Иосифа Флавия,[22] характеризующего зелотов как «разбойников», смерть Ананаявилась началом падения Иерусалима, так как мир с римлянами становилсяневозможным.

Но победа радикального крыла повстанцев в столице не означала прекращениявражды между его приверженцами. В результате идумейские повстанцы покинулиИерусалим вместе с освобожденными ими из тюрем сикариями.

Между тем Веспасиан планомерно смыкал кольцо римских гарнизонов вокругИерусалима. Пали Ямния, Лидда, Эммаде, Иерихон. Римляне разграбили Идумею изаняли Заиорданье. Веспасиан не торопился, выжидая удобного момента длярешительной атаки, когда ослабленных в результате внутренних распрей повстанцевможно будет покорить без особых усилий и затрат. Правда, Тацит (Ист., V, 13)объясняет это тем, что у Веспасиана не были готовы осадные машины.

Тем временем в Палестину прибыла весть о том, что 9 июня 68 г. императорНерон покончил с собой. Веспасиан, в распоряжении которого находиласьзначительная часть военных сил империи, стал выжидать дальнейшего хода событий.Приготовления к осаде Иерусалима были прерваны.

На сей раз междоусобицы в Риме помогли повстанцам Иудеи. Однако онипрекратились гораздо быстрее, чем распри среди восставших иудеев.

За смертью Нерона последовала быстрая смена императоров (Гальба, Отон,Вителлий), а 1 июля 69 г. египетские легионы провозгласили императоромВеспасиана. В конце декабря того же года сенат утвердил это избрание. Сбылосьпредсказание сдавшегося в плен галилейского военачальника. Император Веспасианотправился в Александрию, ожидая там благоприятных условий для прибытия по морюв Италию. В главный город Египта отправился и Иосиф Флавий. Однако ему не былосуждено вступить в Рим в свите Веспасиана, когда тот добрался туда летом 70 г.Поручив командование римскими войсками в Палестине своему сыну Титу, императоротправил к нему и Иосифа. Вместо красот Рима объявленный иудейскими повстанцамиизменником Иосиф Флавий увидел разорение своей родины, вместо боев гладиаторовперед его глазами развернулась кровавая вакханалия подавления восстанияиудеев.

Последний акт трагедии приближался, а ожесточенные распри между повстанцамиИерусалима не прекращались. Борьбу за власть с оружием в руках там вели тригруппировки: часть зелотов во главе с Иоанном Гисхальским, другая их часть,объединившаяся вокруг Элеазара, сына Симона, и сикарии во главе с Симоном,сыном Гиоры, провозгласившим свободу рабам и обещавшим улучшить положениебедноты. Сторонники группировок вели бои на улицах и в храме Иерусалима,уничтожены были многолетние запасы продовольствия, истреблено множество людей,в том числе и тех, кто прибывал в столицу в надежде спастись от расправыримлян.

Тем временем в апреле 70 г. Тит со своей армией подошел к[23] Иерусалиму. Смертельная опасность ненадолго примирилавраждовавшие партии восставших. Сторонники Иоанна Гисхальского в праздник Пасхиворвались в храм, где устроили резню приверженцев Элеазара. После этого вождидвух оставшихся группировок под грохот мощных таранов римлян, потрясавших стеныИерусалима, сумели наконец-то прекратить вражду и объединить усилия для защитыгорода.

Силы были неравными. В распоряжении Тита находились четыре легиона, рядримских вспомогательных отрядов и многочисленные войска союзных царей.Объединенные же силы защитников Иерусалима, по данным Иосифа Флавия, недостигали и 25 тысяч воинов.

Во время осады Иосиф Флавий, официально исполняя роль адъютанта Тита,неоднократно получал от него неприятные задания выходить к стенам Иерусалима исклонять своих соотечественников к сдаче на милость римлян. Это вызывало бурноенегодование иерусалимцев, они пускали в Иосифа стрелы, бросали в него камни иоднажды, свалив его ударом камня с ног, даже попытались захватить. Иосифасумели спасти римские солдаты.

Осажденные неоднократно осуществляли смелые вылазки, уничтожая осадныеорудия и сооружения римлян. Римское же войско упорно продолжало осадные работы,постоянно обстреливая город из метательных машин. Разрушив две стеныИерусалима, Тит приостановил дальнейший штурм, рассчитывая, что ужасный голод инехватка воды в городе заставят его защитников сдаться. Но ни голод, доводившийдо людоедства, ни нестерпимая жажда, ни предательские уговоры Иосифа Флавия, нидемонстрация сил римлян во всем их великолепии не заставили осажденных проситьмилости у римского полководца. Они предпринимали отчаянные попытки уничтожитьосадные сооружения римлян, возводимые перед последними очагами сопротивления. Вцелях обороны защитники Иерусалима использовали имущество и продукты,хранившиеся в храме, что дало повод Иосифу Флавию обвинить их еще раз встрашном святотатстве.

Вскоре территория храма стала главным театром сражения. Тит созвал совет,чтобы обсудить вопрос о судьбе иудейской святыни. В рассказе Иосифа Флавия Титпредставлен горячим сторонником спасения храма, а подожжен он был, по егоуверению, римскими солдатами, не слышавшими приказа своего военачальника.Однако версия Иосифа Флавия не подтверждается другими источниками. ХроникаСульпиция Севера (II, 30) повествует, что именно Тит на военном советенастаивал на уничтожении храма. Это же подтверждают другой христианский историкV века Павел Орозий (Хрон., VII, 9, 5-6), римский историк начала III века ДионКассий в своей «Римской истории» (66, 4), а также современник Веспасиана поэтВалерий Флакк (Арг., I, 12-14).

Огонь полыхал не только в храме – Тит приказал поджечь и захваченные жилыерайоны города. Пожар сопровождался массовой резней населения. Последним оплотомотчаянно сопротивлявшихся изможденных повстанцев оставались укрепления Верхнего[24] города. Потратив большие усилия на разрушениесохранявшихся еще укреплений Иерусалима, ворвавшиеся через пробитые таранамибреши римские воины убивали всех, кто им попадался. Победители буквальносровняли Иерусалим с землей.

Иосиф Флавий был свидетелем расправы римлян с его соотечественниками.Покидая разрушенный город, он видел вдоль дороги множество крестов с умиравшимина них в муках повстанцами, среди которых узнал и своих знакомых. Тысячи людейбыли проданы в рабство и сосланы в рудники. Несколько сот пленников былоотправлено в Рим для участия в триумфе.

Рим пышно отпраздновал победу Веспасиана и Тита. Но в Иудее еще горели очагисопротивления. Города-крепости Иродион, Махерон и Масада продолжали оставатьсяу восставших, и для их захвата был отправлен императорский легат Луцилий Басс.Если Иродион был взят им без особых забот, то Махерон оказался для римскогополководца крепким орешком. Расположенная на скалистом холме, окруженная совсех сторон пропастями крепость выглядела совершенно неприступной. Махерон былсдан его защитниками только после того, как Луцилий Басс гарантировал имсохранить жизнь.

Последним оплотом повстанцев была труднодоступная горная крепость Масада,единственный путь к которой шел по узкой тропе, а по обеим ее сторонам лежалиглубокие пропасти. Оборону Масады держали сикарии во главе с Элеазаром, сыномИаира. Римлянам все же удалось добраться до стен крепости и пробить брешь в еестене. Предпринятый утром штурм, к их изумлению, не встретил никакогосопротивления. Видя безысходность своего положения, защитники Масады по призывуЭлеазара совершили массовое самоубийство. Ворвавшиеся воины Флавия Сильвы (онсменил умершего Луцилия Басса) увидели сотни мертвых тел. Так завершилосьсемилетнее покорение восставшей Палестины.

В своем сочинении Иосиф Флавий постоянно выдвигает себя на первый план,стараясь предстать перед читателем мудрым советчиком римлян. Часто он связываеткрасочное описание происходящего с каким-нибудь эпизодом из собственнойжизни.

Характерная черта изложения хода войны – постоянное ее оправдание ивосхваление римских полководцев Веспасиана и Тита. Так, Тит, творивший кровавыезлодеяния в Палестине, в изображении Иосифа Флавия предстает благородным,мягким по характеру человеком, выступающим нередко в защиту пленных иуступающим только под настойчивыми уговорами двоих подчиненных. Показателен вэтом отношении тенденциозный рассказ об уничтожении Иерусалимского храма.Благородство Тита придворный историк усматривает и в эпизоде, в которомвоеначальник возмущается тем, что его солдаты распарывали животы многимбеглецам из Иерусалима в поисках проглоченного золота. Благородный порыв Титанаказать своих солдат, по уверению Иосифа, был остановлен лишь темобстоятельством, что их оказалось слишком много.

Трудную задачу пытался выполнить Иосиф Флавий в своей [25]«Иудейской войне». Он стремился и восславить военную силу Рима и мудрость егополководцев, и убедить в то же время читателя в своем патриотизме, снять с себяобвинение в измене. Выставляя себя в ореоле патриота Иудеи, он прилагает всеусилия для того, чтобы показать в негативном свете вождей восставших, особеннотех, которые расправлялись и с местной знатью.

В его сочинении встречается немало преувеличений, неточностей, невероятныхслучаев, других сомнительных мест. Трудно поверить, например, в то, что крикииз горящего храма в Иерусалиме были слышны в городах Переи или что пущенный изримской катапульты камень срывал человеку голову и отбрасывал ее на расстояниев три стадии (1800 шагов). Если Иосиф Флавий утверждает, что в Иерусалиме жило1 100 000 горожан, то, по сведениям Тацита, их было почти вдвое меньше(600 000). Не следует доверять длинным речам героев его сочинения – ИосифФлавий пользовался приемом, известным еще от Фукидида, когда составленная самимавтором речь вкладывалась в уста героя произведения.

Главной задачей историка Иосиф Флавий считал «спасти от забвения то, что ещеникем не написано, и сделать достоянием потомков события собственных времен».Весьма резко в своем предисловии к «Иудейской войне» он отзывался о техсовременных ему историках, которые создавали свои труды как переработкусочинений прежних авторов, не внося при этом чего-либо нового, ранеенеизвестного. Особое недовольство Иосифа Флавия вызывали труды греческихисториков, которые, по его словам, избегали писать о важных современных имсобытиях, а снова и снова обращались к событиям далекой от них истории. Он неназывает их имен, и трудно с достоверностью судить, кому именно адресовалисьего упреки. Возможно, они относились к Дионисию Галикарнасскому, чья «Римскаяархеология», написанная в самом конце I в. до н. э., охватывала период римскойистории с древнейших времен до первой Пунической войны. А может быть, ИосифФлавий упрекал Диодора Сицилийского, который в своей «Исторической библиотеке»осветил историю ряда восточных стран (а это, по мнению автора «Иудейскойвойны», и так достаточно изложено древними историками), Греции и Рима до временЦезаря, хотя был современником борьбы за власть не только Юлия Цезаря, но иОктавиана Августа.

Впрочем, здесь следует учитывать одно немаловажное обстоятельство.Историография в эпоху Римской империи была весьма политизированной. И, понятноедело, объективности меньше всего следовало бы ожидать в описании историкамисовременных им событий. Та или иная характеристика происходящего могла вызватьнедовольство сильных мира сего. Не случайно, например, от I в. н. э.сохранилось совсем немного исторических сочинений, вышедших из средысенаторской оппозиции, а такой известный римский историк, как Тацит (младшийсовременник Иосифа Флавия), сумел опубликовать свои труды только после смертиимператора Домициана, развернувшего настоящий террор против сенаторов (за что и[26] был проклят сенатом). «Смелый» вызов Иосифа Флавия своимколлегам-историкам, увлекавшимся описанием древностей, вытекал не только из еговоззрений на задачи истории, а и из того факта, что его труд благополучнопрошел императорскую цензуру и получил одобрение.

Однако и сам Иосиф Флавий, как уже отмечалось, почти половину своего трудапосвящает событиям, отстоящим на годы, десятилетия и века от восстания 66-73гг.

В предисловии к «Иудейской войне» ее автор старательно подчеркивает, чтоименно он дает наиболее объективное изложение событий, произошедших при нем вИудее. Он обосновывает это тем, что, в отличие от других историков, несобирается превозносить ни силу римлян, ни отвагу его соотечественников. Но тутже, по сути дела, сам поясняет, что его сочинение будет не чем иным, какпанегириком могуществу Рима – умаление силы иудеев и изображение легкостипокорения римлянами Иудеи, по его словам, уменьшает подлинное величие римскойпобеды.

Иосиф Флавий был не чужд и такому приему античной историографии, какописание разного рода предзнаменований, вещих снов и т. п. (характерный пример– предсмертный сон Глафиры, увидевшей своего казненного супруга, который обещалзабрать ее к себе).

От греческих и латинских авторов Иосиф унаследовал и еще один литературныйприем – он говорит о себе обычно в третьем лице.

Описывая события» Иосиф Флавий часто указывает часы суток, однако читателюследует иметь в виду, что время древними измерялось относительно восхода изахода солнца.

Автор «Иудейской войны» не замыкается в рамках описания истории одной Иудеи.Он часто переносит читателя из одной страны в другую, из одного города вдругой, и мы можем познакомиться и с Иерусалимом, и с Римом, и с Сирией, и сЕгиптом, и с дунайскими провинциями, и с территорией, где жили племенагерманцев, и с Арменией... Положение Иудеи и происходящие в ней событияпоказаны на фоне всего известного тогда Иосифу Флавию мира. Особое вниманиеавтор «Иудейской войны» уделяет событиям римской истории. Он попутно приводитинтересные сведения по географии и топографии многих мест и городов, привлекаетэлементы устного народного творчества, преданий.

Иосиф Флавий сообщает в своей книге ряд уникальных сведений, которых мы невстретим в сочинениях других античных авторов. И это не только факты из историиИудеи. Например, уникальны его сообщения о включении в Римскую империюКоммагены, описание современного ему Иерусалимского храма. Такое детальное икрасочное описание организации, вооружения, боевых порядков и тактики римскойармии исследователи находят только у Полибия.

Источники, используемые Иосифом Флавием, – это многочисленные сведения отвремен Антиоха IV Эпифана вплоть до конца войны за независимость. КнигиМаккавеев послужили прологом [27] к истории иудеев до римскихзавоеваний. Сочинения Николая Дамасского, придворного историка Ирода, широкопривлечены в первой половине «Иудейской войны». В этой части много материала излегенд, устных народных преданий о семье Хасмонеев: смерть Антигона иАристобула, злоключения Фазаеля, брата Ирода, и первосвященника Гиркана влагере парфян. Часть глав первой книги (1,13-21) восходят к какому-то недошедшему до нашего времени героическому эпосу, прославлявшему юного Ирода, егосилу, ловкость, выносливость, охотничьи подвиги и воинскую доблесть (I, 21,13). Привлечена также «Всеобщая история» Полибия. В освещении же самой войныИосифу не потребовались какие-то источники – он сам был свидетелем происходящихсобытий. Как очевидец он описал все, достойное его внимания. Личные наблюдения,записи, которые он вел регулярно, материалы допросов перебежчиков и пленников –вот главные источники Иосифа Флавия.

Много, как уже было отмечено, Иосиф преувеличивал о многом умолчал, недоговорил. Слишком тенденциозны его рассуждения и выводы. Его нельзя считатьбеспристрастным историком. Он – идеолог рабовладельческого строя, который длянего извечен и установлен самим богом.

Убежденный сторонник Римской империи, Иосиф Флавий не мог по-другомуосветить происходящие события. В многочисленных речах он постоянно призывалсоплеменников к покорности. Его кредо: «И диким зверям, и людям предпосланнерушимый закон, чтобы уступали сильнейшим и чтобы побеждали те, у кого всясила оружия» (V, 9, 3). Руководствуясь такими рассуждениями, Иосиф Флавийисказил сущность социальных отношений в Иудее, а поэтому действительные причиныи движущие силы классовой борьбы и восстания против Рима остались нераскрытыми.Зелотов и сикариев он представил читателю в самых мрачных тонах. По его мнению,все несчастья народа от них; падение Иерусалима и уничтожение храма, печальныйисход войны также связаны с ними. В противовес им представлены великодушныеримские рабовладельцы, добивающиеся только того, что им положено по праву иосвящено традицией.

И все же «Иудейская война» Иосифа Флавия для нас источник чрезвычайнойценности. Из введения к книге мы узнаем, что это произведение Иосиф написал«языком матери», т.е. арамейским, но потом перевел на греческий. Книга исохранилась на этом языке. Она написана не ранее 75 г. н. э., так как автор(VII, 5, 7) говорит о постройке Веспасианом храма Мира в Риме. Позже 79 г.книга не могла быть написана, так как это год смерти Веспасиана, а он читал ееи одобрил. Книга была прочитана и Титом. Подтвердив точность описания фактов,императоры всячески способствовали распространению этого прославлявшего ихпроизведения.

Большое влияние оказало сочинение Иосифа Флавия на последующее развитиедуховной культуры. Его сюжеты привлекали и деятелей христианской церкви, иисториков, и писателей, и художников. Многие люди средневековья впервыезнакомились через нее с античной историей. Еще в прошлом веке ряд русскихученых [28] обратил внимание на то, что выдающеесяпроизведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» одним из своихисточников имело «Иудейскую войну» Иосифа Флавия, весьма популярную в КиевскойРуси.

Ныне известно более 30 списков древнерусских переводов «Иудейской войны».Они датируются XV-XVIII веками. Особое место среди них занимает Виленскийсписок XV века. Но парадоксальным выглядит то обстоятельство, что до сих порнет перевода «Иудейской войны» Иосифа Флавия на современный русский язык сязыка ее оригинала. В конце XVIII века М. Алексеевым был сделан перевод слатинского текста, несовершенный и по точности, и по стилистике. Еще одинперевод, на сей раз с немецкого языка, был осуществлен в самом конце прошлоговека Я. Л. Чертком. Но и он, особенно его стиль, далек от оригинала. Остаетсятолько сожалеть, что один из важнейших памятников мировой культуры до сих порне имеет полноценного русского перевода, Предлагаемый же читателю перевод Я. Л.Чертка мы попытались по возможности приблизить к современному языку, сохранив,правда, его стилевые особенности. Для уточнения была проведена сверка сновейшими переводами на немецкий язык и с древнегреческим текстоморигинала.

Необходимые пояснения читатель может найти в комментариях и указателях. Приподготовке их были использованы работы многих советских историков-античников{1}, и прежде всего профессора Г. М. Лившица, чьитруды по истории античной Иудеи до сих пор не имеют себе равных в нашейисторической науке.

К. А. Ревяко, В. А. Федосик







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх