Предисловие автора

1. Иудейская война с римлянами‚ превосходящая не только нами пережитые‚ нопочти все известные в истории войны между государствами и государствами и международами и народами‚ до сих пор описана была в духе софистов и такими людьми‚из которых одни‚ не будучи сами свидетелями событий‚ пользовались неточными‚противоречивыми слухами‚ другие же‚ хотя и были очевидцами‚ искажали факты либоиз лести к римлянам‚ либо из ненависти к евреям‚ вследствие чего их сочинениязаключают в себе то порицание‚ то похвалу‚ но отнюдь не действительную и точнуюисторию. А потому я‚ Иосиф‚ сын Маттафии‚ еврей из Иерусалима и изсвященнического рода‚ сам воевавший сначала против римлян и служивший невольнымсвидетелем всех позднейших событий‚ принял решение дать народам Римскогогосударства на греческом языке такое же описание войны‚ какое я раньше составилдля варваров внутренней Азии на нашем родном языке{1}.

2. Римское государство изнемогало от внутренних неурядиц{2}‚ когда началось это‚ как уже было замечено‚ в высшейстепени знаменательное движение. Иудеи же‚ стремясь тогда к созданию новогоположения вещей‚ воспользовались тогдашними беспорядками для восстания; онибыли так богаты боевыми силами и денежными средствами‚ что надеялись дажезавладеть частью Востока‚ которую римляне вследствие многочисленных смутсчитали для себя чуть ли не потерянной. Иудеев‚ кроме того‚ окрыляла надежда‚что их соплеменники из-за Евфрата примкнут массами к их восстанию; римляне же‚напротив‚ были заняты усмирением соседних галлов‚ да и кельты заставлялибеспокоиться. Наконец‚ после смерти Нерона все пришло в волнение; многие‚пользуясь благоприятным случаем‚ пытались завладеть [31]престолом; войско в то же время в надежде на добычу жаждало перемены вправлении. Я считаю недостойным умолчать о таких важных событиях и в то время‚когда парфяне‚ вавилоняне‚ отдаленные арады‚ наши соплеменники по ту сторонуЕвфрата и адиавины‚ благодаря моим трудам‚ подробно ознакомились с причинами‚многочисленными превратностями и конечным исходом той войны‚ – чтоб рядом сними оставить в неведении тех греков и римлян‚ которые в войне не участвовали‚и предоставить им довольствоваться чтением лицемерных и лживых описаний.

3. Писатели берут на себя смелость называть эти описания историей‚ хотяпоследние‚ кроме того что не дают ничего здравого для ума‚ но‚ на мой взгляд‚не достигают даже своей цели. Желая рельефнее выставить величие римлян‚ онистараются на каждом шагу унизить и умалить иудеев; и они даже не спрашиваютсебя – каким образом победители ничтожных противников могут казаться великими.С другой стороны‚ они не принимают во внимание ни долгой продолжительностивойны‚ ни многочисленных потерь римского войска‚ ни‚ наконец‚ величияполководцев‚ которые‚ по моему мнению‚ теряют свою славу‚ если завоеваниеИерусалима‚ доставшееся им в поте лица‚ не было вовсе таким особенным геройскимподвигом.

4. Мое намерение‚ однако‚ ни в коем случае не состоит в том‚ чтобы впротивоположность тем‚ которые превозносят римлян‚ преувеличить деяния моихсоотечественников; нет‚ я хочу в точности рассказать обо всем‚ чтодействительно происходило в обоих лагерях. Вспоминая о происшедшем и даваяскорбное выражение чувствам‚ возбуждаемым во мне бедствиями‚ постигшими моюотчизну‚ я этим удовлетворяю только внутреннюю потребность моей наболевшейдуши. Что именно только внутренние раздоры ввергли отечество в несчастье‚ чтосами иудейские тираны были те‚ которые заставили римлян против собственной волидотронуться руками до священного храма и бросить головню в него‚ – этомусвидетель разрушитель его‚ император Тит‚ который во все время войныобнаруживал жалость к народу‚ подстрекаемому бунтовщиками‚ несколько разоткладывал наступление на город и нарочно продлил осаду‚ дабы дать виновникамвремя одуматься. Если кто-либо захочет упрекнуть меня в том‚ что я выступаю втоне обвинителя против тиранов и их разбойничьей шайки или что я изливаю своегоре над несчастьем моей отчизны‚ то да простит он мне это отступление отзаконов историографии‚ являющееся следствием моего душевного настроения; ибо извсех городов‚ [31] покоренных римлянами‚ ни один не достигтакой высокой степени благосостояния‚ как наш город; но ни один также не упалтак глубоко в бездну несчастья; да никакое несчастье от начала мира‚ кажетсямне‚ не может быть сравнимо с тем‚ которое постигло иудеев; и виновником его небыл кто-либо из чужеземцев. Как же после этого можно подавить мои вопли исетования! Если же найдется такой суровый критик‚ в сердце которого незашевелится ни малейшее чувство сожаления‚ то пусть он факты отнесет к истории‚а жалобные вздохи – на счет автора.

5. Скорее‚ однако‚я бы мог предпослать укор эллинским историкам. Они‚ ввидутаких важных‚ лично пережитых событий‚ рядом с которыми войны прежних времендолжны казаться весьма незначительными‚ не перестают все-таки высказывать своисуждения об этих последних‚ перетолковывая на всякие лады прежних писателей‚которых хотя и превосходят красноречием‚ но никак не достигают по серьезностизадачи.

Так‚ например‚ они пишут историю ассирийцев или мидян‚ как будто онадревними историками еще недостаточно изложена; а между тем как уступают онипоследним и в силе изложения и по отношению к цели‚ ими руководившей.

Каждый из этих последних старался описывать события‚ происходившие как быперед глазами‚ когда современность автора с описанными им фактами могла служитьгарантией достоверности изложения‚ а ложные сообщения могли быть всенародноопровергнуты очевидцами. Спасти от забвения то‚ что еще никем не рассказано‚ исделать достоянием потомства события собственных времен – вот что похвально идостославно; нельзя‚ однако‚ называть истым тружеником того‚ который изменяетплан и порядок чужого труда; а того‚ который‚ воспроизводя новое‚ дотоленеизвестное‚ самостоятельно воздвигает памятник исторический. Я‚ хотячужестранец‚ не щадил никаких трудов и затрат‚ чтобы быть в состояниипредложить эллинам‚ а также варварам историю совершившихся событий; между темкак чистокровные эллины там‚ где дело касается наживы или какого-нибудьсудебного процесса‚ сейчас делаются удивительно разговорчивыми и развязными‚ нолишь только потребуется от них написать историю‚ где приходится сказать правдуи с большим трудом собрать фактические данные‚ – уста их вдруг замыкаются‚ иони предоставляют это делать другим‚ менее способным и незнакомым с деламиполководцев. У нас-то высоко почитается историческая [33]правда‚ между тем как у эллинов к ней относятся с пренебрежением.

6. Описать древнюю историю иудеев и рассказать‚ какого они происхождения‚каким образом они вышли из Египта‚ через какие страны они прошли на путистранствования‚ каким образом они потом рассеялись‚ я считаю теперьнесвоевременным и‚ кроме того‚ излишним‚ так как еще до меня многие иудеинаписали точную историю своих предков‚ а некоторые эллины‚ переводя ихсочинения на свой родной язык‚ дали нам об этой истории в общем довольно верноепредставление.

Мой рассказ я хочу начать с того‚ на чем остановились те историки и нашипророки. Но и здесь я имею в виду более обстоятельно и со всевозможнойточностью рассказать собственно о той войне‚ которую лично пережил‚ а событиямпредшествовавших мне времен сделать лишь сжатый и беглый обзор.

7. Таким образом‚ я расскажу‚ как Антиох‚ по прозванию Светлейший (Эпифан)‚завоевал Иерусалим и после трех лет и шести месяцев владычества был изгнан изстраны сынами Хасмоная; как потомки последних‚ разъединившись между собой из-загосподства‚ дали повод ко вмешательству римлян и Помпея в дела страны; какзатем Ирод‚ сын Антипатра‚ при помощи Сосия положил конец их господству; какпосле смерти Ирода‚ в царствование Августа и при правителе страны КвинтилииВаре‚ восстал народ; как на 12-м году царствования Нерона началась война‚ чтопроизошло при Цестии и на какие места иудеи в начале войны нападали с оружием вруках.

8. После будет сообщено‚ как они укрепляли пограничные города; как Неронпосле поражения Цестия‚ считая государство в опасности‚ поручил Веспасиануруководительство над войной; как этот со своим старшим сыном вторглись в странуиудеев; как велико было римское войско; сколько из пришедших ему на помощьсоюзников было перебито по всей Галилее и как он частью силой‚ частью благодарядобровольной сдаче привел под свою власть города этой области.

Затем я изображу образцовый порядок у римлян во время войны и дисциплинулегионов; дальше – величину и природу обеих частей Галилеи‚ границы Иудеи‚особенности страны‚ ее озера и источники; наконец‚ судьбу каждого покоренногогорода в отдельности – все это я тщательно изображу так‚ как я это знаю изсобственных наблюдений или сообщенных сведений. Даже о собственных[34] своих приключениях я не умолчу‚ имея в виду‚ чтообращаюсь со своим рассказом к таким лицам‚ которые знакомы с обстоятельствамидела.

9. Дальше следует рассказ о том‚ как в то время‚ когда положение иудеевсделалось уже критическим‚ умер Нерон‚ а Веспасиана‚ выступившего было тогдапротив Иерусалима‚ отвлекло от поля военных действий полученное им царскоедостоинство; о предзнаменованиях‚ предвещавших ему это; о переменах‚происшедших в Риме‚ и о том‚ как Веспасиан при всем своем сопротивлении былпровозглашен солдатами императором; как тогда‚ после его отъезда в Египет‚гдеон хотел привести в порядок государственные дела‚ начались раздоры междуиудеями‚ возвысились над ними тираны и как последние взаимно враждовали междусобой.

10. Затем я расскажу‚ как вернулся Тит из Египта и вновь напал на страну;каким путем‚ где и в каком количестве он собрал свое войско; какие внутренниераспри господствовали в городе‚ когда Тит к нему подступил; сколько раз онштурмовал его‚ сколько валов он соорудил. Дальше я опишу объем и величину трехиерусалимских стен‚ сильные укрепления города‚ план святилища и храма‚ размерстроений и алтаря – все с величайшей точностью; также – некоторые праздничныеобычаи‚ семь очищений и богослужение когенов{3}; кроме того‚ я опишу еще облачения последних ипервосвященника‚ внутреннее устройство Святая Святых в храме‚ ничего не скрываяи ничего не прибавляя к тому‚ что лично изучал.

11. Вслед за тем я расскажу‚ как жестоко обращались тираны со своими жесоотечественниками; с другой же стороны – как снисходительны были к чужеземцамримляне и как часто Тит‚ желавший спасти город и храм‚ вызывал бунтовщиков намиролюбивое соглашение; также я последовательно изложу все те бедствия истрадания‚ которые до окончательного покорения города переносил народ от войны‚внутренних сумятиц и голода. При этом я не умолчу ни о несчастной судьбеперебежчиков‚ ни о казни пленников и дальше сообщу‚ как храм‚ против воли ижелания императора{4}‚ сделался добычейпламени; какие из храмовых сокровищ были спасены от огня; об окончательномпокорении города и о предшествовавших ему знамениях и чудесах; после следуетописание пленения тиранов‚ количества проданных в рабство людей‚ их различныхсудеб‚ как после всего этого римляне подавили последние остатки вооруженного[35] сопротивления в стране и разрушили все укрепления и‚наконец‚ как Тит‚ объехав всю страну и умиротворив ее‚ возвратился в Италию иотпраздновал свою победу.

12. Все это‚ избегая основательного повода к порицаниям и обвинениям состороны лиц‚ фактически знакомых с делом и бывших очевидцами войны‚ я описал всеми книгах для ищущих правды‚ а не только одного развлечения. Итак‚ начну свойрассказ‚ предпосылая каждой главе указание ее содержания.


Примечания:



{3}

Речь идет о событиях в Римской империи при правлении Нерона (54-68 гг.). Истощение казны, увеличение налогов, расправы с сенаторской знатью, произвол Нерона привели к резкому обострению политической ситуации в империи, что выразилось в заговорах, восстаниях наместников ряда провинций, мятежах в армии. О мятежах в западных провинциях упоминает и Иосиф Флавий. В конце правления Нерона вспыхнула и Иудейская война.



{4}

Когены – иудейские жрецы-священники культа Яхве, считавшиеся потомками библейского первосвященника Аарона. Когены обслуживали храм Яхве в Иерусалиме. Ниже их по рангу стояли жрецы-левиты.



{5}

Здесь имеется в виду Тит, сын императора Веспасиана (69-79 гг.). Тит был взят Веспасианом в соправители в 71 г. Самостоятельно Тит правил с 79 по 81 г. и именовался Император Тит Цезарь Веспасиан Август.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх