«1696 г. — НАЧАЛО РУССКОГО ФЛОТА»

Россияне терялись в догадках: какую дату следует считать днем возникновения Российского регулярного флота? Одни полагали, что отсчет надо вести с тогодня, когда Петр I в амбаре своего двоюродного дедаНикиты Ивановича Романова обнаружил ботик, названный им «дедушкой русского флота». Другие утверждали, что флот появился на Плещеевом озере. Некоторые считали, что он возник в период выхода Петра I вБелое море. Однако никто не сомневался в том, что образование регулярного флота связано с именем Петра Великого.

 Установлено, что в 1796 г. 100-летие флота не отмечалось, вероятно, потому, что в XVIII в. не принято было отмечать юбилеи. Из журналов Адмиралтейств- коллегии за 1796 г. следует, что 20 октября1796 г. на заседании коллегии были заслушаны доклады членов интендантской экспедиции по вопросам кораблестроения.

 В «Морском альманахе» (периодическом издании, выходившем с 1865 г.), в перечне «Достопамятных событий в истории русского флота», появилась запись:

«1696 г. — начало Русского флота». Это была официальная точка зрения Морского ведомства.

 В 1896 г. руководство Морского ведомства обратилось к Николаю II с прошением отметить 200-летие флота. Однако, в связи с тем что убедительных документово точной дате возникновения флота представлено не было, а намечаемый праздник совпадал с коронованиемимператора, решили 200-летие флота отмечать вместес 200-летием со дня основания Санкт-Петербурга.

 В 1946 г. в Академии наук СССР проводилось торжественное заседание, на котором выступил академикЕ. В. Тарле с докладом «250 лет указа Петра I о создании русского флота».

 Фактически ни указа Петра I, ни решения Боярскойдумы о создании регулярного военного флота не было!

 В Государственном архиве древних актов сохранился фрагмент документа, который считают указом Боярской думы. В этом документе под названием «Статьи удобныя, которыя принадлежат к взятию крепости или фортеции от турок Азова» записаны вопросы и предложения Петра I, а также решения Боярской думы. Так как предложения были новыми, а для их реализациитребовались огромные средства, дума заседала дважды

— 20 октября и 4 ноября 1696 г. Из записей также видно, что вопросом первостепенной важности Петр Iсчитал восстановление крепости Азов и заселение его русскими. Боярской думе он писал: «Понеже оная разорена внутри и выжжена до основания, также и жителей фундаментальных (то есть постоянных. — В. Д.) нет, без чего содержаться не может и того для требует указу, кого населить и много ли числом и жалованья всякая откуда». Бояре решили переселить в отвоеванную у турок крепость семьи из Казанского уезда, а финансировать эту акцию изсредств «большой казны», то есть из государственного бюджета.

 Далее Петр I писал: «И аще потребно есть сия, то ничто же лутче мню быть, еже воевать морем, понеже зело блиско есть и удобно много крат паче, нежели сухим путем, о чем пространно писати оставляю многих ради честных искуснейших лиц, иже сами свидетели есть оному. К сему же потребен есть флот, или караван морской, в 40 или вяще судов состоящий». Запись в документе Боярской думы от 20 октября:

«Морским судам быть, а скольким, о том справитца о числе крестьянских дворов, что за духовными и за всяких чинов людьми, о том выписать и доложить». 4 ноября были определены и сроки постройки Азовского флота: «Корабли сделать со всею готовностию и с пушками, и с мелким ружьем, как им быть в войне, к 1697 году, к апрелю…».

 Выделив из приведенных фраз слова «Морским судам быть», дату их написания и приняли за день создания Российского регулярного флота. Все согласились с этой условностью, осознавая, однако, что возникновение военного флота — это не одноразовый акт, а цепьсобытий 1695–1696 гг. Именно в эти годы появились основные атрибуты флота как регулярной военной силы. Роль флота была определена сразу после неудавшегося первого Азовского похода самим Петром I и «консилией» генералов в 1695 г. Тогда же решили с целью содействия сухопутным войскам во взятии турецкой крепости Азов к весне 1696 г. построить Азовский флот. С этого времени началась подготовка флотских кадров и стали закладываться основы судостроения. С прибытием в Воронеж Петр I создал Государев шатер — своего рода управление зарождавшимся флотом. В мае 1696 г. царь подписал первый морской законодательный документ — «Указ по галерам».

 На основании вышеизложенного можно прийти к такому выводу: 20 октября 1696 г. Боярская дума подтвердила, что флот нужен России как регулярная военная сила, поскольку защитить свои интересы на приморских направлениях с помощью одних сухопутных войск было невозможно.

 В связи с этим стали считать 20 октября (30 октябряпо новому стилю) днем зарождения Российского флота. Однако специального указа Петра I, о чем пишут многиеисследователи, по всей видимости, не существовало.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх