• Загадки Нового Света
  • Тиагуанако и Сан-Августин
  • Что древнее — Старый или Новый Свет?
  • Пришельцы из космоса и Америка
  • Человек пришел из Азии
  • «Культура мадре»
  • Письменность индейцев майя
  • Конец полемики о письменах
  • Майя, тольтеки, астеки
  • Вторая колыбель: Анды
  • Кипу — «письмо узелков»
  • Открытие Ибарра Грассо
  • Третье открытие Америки

    Загадки Нового Света

    Первое открытие Америки совершено 30 тысяч лет назад. Второе, «Колумбово», было скорее не открытием, а «закрытием» Нового Света — конкистадоры варварски истребили великие индейские культуры. И лишь через сотни лет началось третье открытие Америки — археологическое, воскрешающее перед человечеством прошлое Нового Света. Древние культуры Америки, к счастью, не исчезли бесследно с лица земли; шедевры архитектуры, скульптуры и живописи вошли в сокровищницу мирового искусства наряду с творениями античных мастеров, безымянных гениев тропической Африки, Древнего Египта, Океании, Индии, Двуречья. Индейцам, великим селекционерам, обязано человечество картофелем, табаком, помидорами, фасолью, перцем, подсолнечником, кукурузой и многими другими сельскохозяйственными культурами, без которых немыслима жизнь современного общества.

    «Третье открытие» Америки показало, что замечательные самобытные культуры индейцев майя, инков, астеков, которые застали европейцы в XVI в., уходят своими корнями в глубь веков, к более древним и более развитым цивилизациям. Кортес и его люди с изумлением взирали на высокую культуру астеков. Предания индейцев говорили о могущественных предшественниках астеков — тольтеках (или «строителях»), о том, что на месте нынешнего Мехико и бывшей столицы астеков Теночтитлана был когда-то огромный город Теотихуакан — «жилище богов»; о великолепной столице тольтеков — Толлане… Предания оказались правдивыми: археологи нашли руины Толлана, отыскали великую пирамиду Луны и еще более великую пирамиду Солнца, сторона основания которой равна 210 метрам, и грандиозную платформу храма Кецалькоатля размером 240?200 м.

    Еще более величественна пирамида, воздвигнутая тольтеками в городе Чолула. Она не уступает по размерам пирамиде Хеопса: сторона ее основания равна 440 метрам, а высота — 77. Под стать этим гигантам архитектуры оказалась и скульптура строителей-тольтеков. Так, статуя бога дождя Тлалока весит 167 тонн и является одной из самых тяжелых статуй мира; только в 1965 г. смогли перевезти этого гиганта из города Коатитлана, где он был вырублен из обломка вулканической скалы, в столицу Мексики, причем понадобилось строить новую дорогу, усилить мосты, сделать специальный прицеп для транспортировки каменного гиганта.

    К югу от долины Мехико, на полуострове Юкатан, испанцы столкнулись с культурой индейцев майя, более древней и более развитой, чем цивилизация астеков. А через четыре века после конкисты, к изумлению ученых всего мира, в джунглях Гватемалы были найдены замечательные памятники культуры майя, предшествовавшей юкатанской. Судьба древних городов майя была загадочной: казалось, они брошены населением без всякого на то повода. Не найдено ни следов нашествия кочевых племен, ни следов катастрофы, ни следов народного восстания.

    История государств древних майя и тольтеков уходит к первым векам нашей эры. Здесь, в долине Мехико и в джунглях Гондураса и Гватемалы, существовали два великих очага культур Центральной Америки. Но в конце 30-х годов последовало совершенно неожиданное открытие. Цивилизация долины Мехико и цивилизация майя имеют общие истоки — таков был сенсационный результат раскопок археологов в Южной Мексике. Пирамиды, монументальные стены, платформы, открытые в поселениях Ла-Вента, Трес Сапотес и в Сан-Лоренсо, были удивительно похожи на архитектуру майя и тольтеков, но относились к более древним временам. Гигантские каменные головы, вес которых превышает 30 тонн, а высота два с половиной метра, обнаруженные в древних городах, поражают своим величием и мастерством исполнения.

    Влияние этой древней культуры на все другие цивилизации Центральной Америки несомненно: именно здесь было изобретено иероглифическое письмо и замечательный календарь, которым пользовались майя, тольтеки, астеки. Не менее удивительные открытия были сделаны и в Южной Америке, в районе великих Анд.

    В начале XVI в. бывший свинопас, а впоследствии вице-король Перу испанский конкистадор Франсиско Писарро завоевал огромную империю инков, более чем на четыре тысячи километров тянувшуюся вдоль Тихоокеанского побережья Южной Америки и занимавшую площадь около двух миллионов квадратных километров. Завоеватели уничтожили самобытную культуру инков, разрушили храмы Солнца, которому поклонялись индейцы, переплавили на «золотой лом» драгоценную утварь и украшения. Поэтому происхождение инков и их цивилизации долгое время было одной из самых трудных проблем истории.

    «Дети Солнца, Манко Канак и Мама Ойльо, божественная чета, пришли в долину Куско из священных пещер холма Тапу-Токо», — говорят легепды инков. Вместе со своими воинами божественный Манко завоевал долину Куско и научил ее диких обитателей земледелию и различным ремеслам и искусствам. Он же, «сын Солнца», установил порядок в своем государстве и положил начало династии верховных правителей инков. Потомки Манко распространили свою власть на всю область Анд и принесли ее невежественным обитателям благоденствия и культуру, гласит легенда.

    Тиагуанако и Сан-Августин

    Откуда же пришли инки? Где их родина? Людей Манко выводили из Египта, Шумера, Индии. Были работы, утверждавшие, что инки — потомки погибшей цивилизации, пришельцы с затонувшего континента. Первые же серьезные попытки разобраться в «загадке инков» доказали чисто местное, индейское происхождение инков. А после долгого и кропотливого исследования шведский этнограф Рафаэль Карстен доказал, что родина инков — пещеры Таду-Токо находились всего-навсего в 35 километрах от Куско! Раскопки археологов показали, что не инки «подарили» высокую культуру «невежественным и темным» жителям долины Куско, а наоборот, заимствовали ее у местного населения долины. Почти за две тысячи лет до инков в долине Куско родилась цивилизация. Инки по существу были «пришельцами-варварами», которые усвоили древнюю культуру и затем постарались начисто вычеркнуть память об этом у потомков, объявив, что все достижения культуры принесены ими «покоренным дикарям». Такое явление не удивительно: история дает нам множество подобных примеров.

    Поразительная «забывчивость» инков-завоевателей вполне понятна. Но какой народ передал эстафету цивилизации инкам? У кого они научились строить такие замечательные дороги (ими пользуются и по сей день!) и здания, у кого переняли искусство письма? Кто был предшественником инков? В верховьях реки Магдалены, в южной части республики Колумбии, находится крохотная деревушка Сан-Августин. Рядом с деревушкой находится гигантский комплекс памятников: свыше трехсот барельефов и статуй высотой в два или три метра. Во времена испанского завоевания и даже раньше, во времена господства инков, на месте древнего города разрослись непроходимые джунгли. Кто, когда, зачем его создал?

    Еще более величественно, еще более загадочно другое древнее городище — Тиагуанако. Европейцы впервые узнали о нем от испанского хрониста Сиеза до Леона. Увидев гигантские руины, испанец спросил у местных жителей: «Это тоже построили инки?» Индейцы рассмеялись в ответ и сказали, что гигантские сооружения были построены задолго до появления инков.

    Тиагуанако находится в Боливии, в Андах, на высоте 4000 метров. На большой площади (в несколько квадратных километров) расположены монументальные сооружения из камня: храм Солнца, здание длиной 129 метров и шириной 118; гигантская крепость Акапапа, очертаниям которой придана форма 16-угольника; «Ворота Пумы» — три платформы из плит в 100 тонн; огромные монолиты-скульптуры; наконец, знаменитые «Ворота Солнца» — гигантский портал, украшенный барельефом 3-метровой высоты и почти 4-метровой ширины. Барельеф изображает странную фигуру человекозверя, окруженного лучами.

    Андезит, базальт и песчаник — материалы, из которых построены колоссы Тиагуанако, — находятся не ближе чем в пяти километрах. А плиты из этого материала, прекрасно отесанные и плотно пригнанные друг к другу, весят по сто и более тонн. Какая же армия рабочих и искусных архитекторов могла превратить целые скалы в плиты и перенести их за несколько километров? Когда это было сделано? Зачем? И кем?

    Что древнее — Старый или Новый Свет?

    Цивилизации индейцев Америки во многом превосходили цивилизации Старого Света. Жрецы майя создали самый точный в мире календарь. Судите сами. По вычислениям современных астрономов, вооруженных точнейшими приборами, лунный месяц равен 29,53059 дня. Жрецы древнего города Копана нашли его равным 29,53020 дня, а жрецы города Паленке — 29,53086 дня. Отклонения в какие-то стотысячные доли (копанекие астрономы ошиблись на 0,00039, паленкские — на 0,00027). Так называемый грегорианский календарь, которым мы пользуемся и поныне, считает год равным 365,2425 дня, астрономы майя нашли его равным 365,2420 дня, и это ближе к вычисленной современными астрономами длине года, равной 365,2422 дня. Майя ошиблись только на две десятитысячных!

    Сколько же лет пришлось вести древним астрономам наблюдения за движениями светил, чтобы добиться такой феноменальной точности? Польский астроном Зайдлер считает, что около 10 000 лет. А это означает, что цивилизация майя древнее культур Старого Света.

    Этот вывод, казалось, подтверждают и другие данные. Так, неподалеку от Мехико находится пирамида Куикуилько, погибшая от извержения вулкана. Геологи определили возраст этой лавы… в 8000 лет! Это должно означать, что цивилизация долины Мехико — самая древняя на нашей планете. И если «панвавилонизм» и другие теории выводили американские цивилизации из Старого Света, то не было недостатка в ученых, пытавшихся доказать, что именно Америка — родина всех высоких культур на Земле или по крайней мере родина самых древних цивилизаций.

    В прошлом веке да и в нынешнем появилось немало гипотез, считавших, что именно Новый Свет — колыбель разума на нашей планете. Многие из этих гипотез носили совершенно фантастический характер. Так, француз Ле-Плонжон считал, что Иисус Христос — это мексиканский бог Кецалькоатль и его последние слова на кресте, которые приводятся в Евангелии, были сказаны… на языке древних майя! Тот же Ле-Плонжон считал, что язык майя «наполовину греческий» и что поза полулежащего бога дождя Чаак-Мооля повторяет контуры Американского континента.

    Американский профессор Познанский, многие годы изучавший руины Тиагуанако, пришел к выводу, что весь этот гигантский архитектурный комплекс является «гигантским каменным календарем, отразившим астрономические явления». Расшифровывая этот «каменный календарь» со страницами в сто тонн весом, Познанский пришел к выводу, что Тиагуанако — это древнейшее поселение в Америке, «колыбель американской цивилизации», и больше того, колыбель всей цивилизации на нашей планете.

    Возраст «Ворот Солнца» определялся Познанским в 17–20 тысяч лет. Другие романтически настроенные исследователи пошли еще дальше и отодвинули возраст культуры Тиагуанако в еще большую древность. Так, например, Х. С. Беллами считал, что комплекс Тиагуанако был создан около 250 тысяч лет назад! Руины Тиагуанако, другие памятники искусства Южной Америки, а также многие нерешенные наукой загадки древних цивилизаций породили уже вовсе фантастическую гипотезу, о чем, впрочем, говорили и сами авторы, ее выдвигавшие.

    Пришельцы из космоса и Америка

    На плоскогорье Наска, в Андах, есть выложенные из белых камней знаки, тянущиеся на несколько километров. Было высказано предположение, не являются ли эти знаки посадочными знаками… для звездных кораблей пришельцев из космоса?

    Правда, садиться космическим кораблям пришлось бы в пропасть. Но это не смутило авторов фантастической гипотезы: «оказалось, что дороги, поднимавшиеся в гору и кончавшиеся у пропастей, всякий раз были отмечены на конце иероглифом. При изучении всех этих странных знаков в комплексе удалось выяснить, что они являются исполинской картой звездного неба, для создания которой требовались огромные астрономические познания, которые вряд ли можно было приобрести без специальных приборов».

    Новый повод доказать приход гостей из космоса дала «расшифровка» календаря на знаменитых «Воротах Солнца» в Тиагуанако. «Известна легенда, по которой один из правителей древних инков ввел узелковую письменность (кипу), повелев повсеместно уничтожить все древние иероглифические надписи. И только на «Воротах Солнца» они почему-то сохранились». Было сделано предположение, что это календарь, причем год в нем состоит лишь из 290 дней, а потому календарь этот неземного происхождения. Эта мысль была высказана в фантастическом рассказе писателя А. Казанцева «Звездные пришельцы», причем рассказ иллюстрировался 23 фотографиями — свидетельствами пребывания на нашей планете пришельцев из космоса. Примерно в это же время была опубликована (в альманахе «На суше и на море») статья физика М. М. Агреста, предполагавшего, что «в отдаленную, но историческую эпоху приблизился к Земле межзвездный космический корабль… Высадившиеся на Землю космонавты отличались силой и разумом, и их приняли за высшие существа, за «сынов бога». Они, принесли на Землю многое из своей культуры… Не космонавты ли принесли на Землю различные точные сведения о Вселенной, отдельные из которых в виде легенд хранились тысячелетиями вплоть до XVIII в.? Не восходят ли к пришельцам извне истоки глубоких сведений по строительной технике, математике, астрономии и другим отраслям знаний, которые, по мнению некоторых ученых, запечатлены языком архитектуры и геометрических форм в различных памятниках древности».

    Космические пришельцы, предположил Агрест, в память о своем пребывании на Земле оставили особые отличительные сооружения, одним из них является терраса Баальбекская (Ливан) с ее гигантскими каменными глыбами длиной до 21 метра и весом около тысячи тонн. «Эти глыбы приведены из каменоломни и подняты на высоту до семи метров — задача, которую трудно разрешить даже при помощи мощных средств современной техники». По мысли Агреста, район Мертвого моря хранит несомненные следы пребывания гостей из космоса: описание гибели Содома и Гоморры в Библии «поразительно напоминает современное описание катастрофы от атомного взрыва». Библейский Енох, «взятый богом», по предположению советского ученого, был увезен с Земли космонавтами.

    Пришельцы побывали не только в «стране Ливанской и Иудейской», но и в других местах земного шара. «Не связаны ли с космонавтами древнейшие наскальные изображения на плато Тассили в пустыне Сахара, которые недавно были исследованы французским профессором А. Лотом?» Одно из них «явно напоминает существо в скафандре». Вообще визит «гостей из космоса» «послужил основой для многочисленных мифов и легенд, широко представленных в греческой мифологии, индусском эпосе, в различных преданиях, распространенных в Китае или среди народов Южной Америки». Гипотеза Агреста была поддержана рядом энтузиастов — журналистами, писателями-фантастами. В 1962 г. со сходными доводами выступил американский астроном Саган, считающий, что в недалеком будущем надо ждать следующего визита космических пришельцев на Землю.

    Мысль о том, что нашу планету посещали «братья по разуму», действительно представляется соблазнительной. Как справедливо указывает известный советский археолог Монгайт, несмотря на то, что факты и доказательства, которые приводил Агрест, по его мнению, ошибочно подобраны, «сама по себе идея обратить внимание археологов на такую возможность истолкования загадочных фактов древнейшей истории была полезна для развития научной мысли». Земля, по всей видимости, не единственная колыбель разума во Вселенной, ведь наше Солнце является заурядной звездой, каких в Галактике многие миллионы. На других планетах развитие жизни и разума могло значительно опередить земную эволюцию. И если мы, земляне, начинаем предпринимать полеты в космическое пространство, то не исключено, что разумные обитатели других планет Галактики тоже предпринимают с давних пор систематическое исследование нашего «звездного дома».

    Итак, в самой идее о возможности пребывания пришельцев из космоса на нашей планете нет ничего вздорного и даже странного. Идея эта вполне разумна. К сожалению, этого нельзя сказать о доказательствах, приводимых в ее пользу. Расцвет государства инков приходится на XII–XIV вв. н. э. Руины Тиагуанако датируются современной наукой всего лишь VI–X вв., а отдельные очаги этой культуры, например на территории Колумбии, «дожили» до времен испанского завоевания и уж никак не могли быть делом рук инопланетных жителей. Точные методы датировки показывают, что начало возникновения высоких цивилизаций в Америке приходится на первое тысячелетие до н. э. Население Нового Света «моложе», чем население Старого. Моложе и возраст цивилизаций, родившихся на Американском материке.

    Человек пришел из Азии

    Чтобы объяснить происхождение американских индейцев и древних цивилизаций Нового Света, выдвигались гипотезы одна фантастичнее другой. Египтяне, шумеры, индийцы, китайцы, африканцы, кхмеры, баски, гунны, хетты, кельты, норманны, греки, персы, скифы, иудеи, японцы, финикийцы, критяне, израильтяне, наконец, «монголы на слонах» и легендарные атланты считались создателями великих культур доколумбовой Америки. Поток этих «гипотез» не иссякает и поныне, хотя уже давно доказано чисто местное, индейское происхождение древних американских цивилизаций. Об этом свидетельствуют антропология и этнография, археология и лингвистика, история культуры и история искусства. Вместе с тем все факты антропологии свидетельствуют, что Новый Свет не мог быть колыбелью «человека разумного». Значит, он должен был прийти в Америку извне. Когда и откуда? В решении этой проблемы (а возникла она едва ли не со времен Колумба) до сих пор много спорного и неясного.

    Первые люди Нового Света прошли сюда сухопутным мостом, соединявшим много тысячелетий тому назад Америку и Азию. Таково мнение большинства современных американистов.

    Геологи утверждают, что этот мост опустился сравнительно недавно: «человек разумный» уже существовал тогда на нашей планете. В отдаленнейшие времена небольшая группа (или группы) людей перешла по этому мосту в Новый Свет. Произошло это первое открытие Америки очень давно — 20–30, а может быть, 40 или, как предполагает боливийский археолог Ибарра Грассо, и все 50 тысяч лет назад.

    Откуда мы знаем, что эта группа была небольшой? Хотя бы потому, что до второго, «европейского», открытия Америки континент этот был редко заселен. Антропологически индейцы очень близки друг другу, группа крови у них однородна. Обитатели Нового Света образуют обособленную «американскую малую расу», происходящую от монголоидной, но отличающуюся от нее своеобразными чертами, присущими только индейцам.

    По всей вероятности, первобытные колумбы не углублялись в центр материка и шли вдоль побережья на юг. В пещере Сандия (штат Нью-Мексико) найдена стоянка первобытного человека, возраст которой 30 тысяч лет. Почти столь же большой возраст имеет стоянка, обнаруженная мексиканским профессором Комачо в сотне километров от города Мехико. В пещерах Патагонии были найдены следы человека, возраст которых немногим менее 11 тысяч лет. На рубеже нашей эры, а может быть и несколько раньше, индейцы достигли Огненной Земли, тем самым завершив открытие Америки, длившееся несколько тысячелетий.

    Сурова и негостеприимна природа Огненной Земли. Население ее вело полукочевую жизнь. Крытый травой или листьями конический или куполообразный шалаш, утлая лодчонка из коры, посуда из коры или плетеная, добывание огня высеканием, скудная одежда из шкур — вот и весь культурный инвентарь этих племен.

    Столь примитивный образ жизни вели лишь племена яганов и алакалуфов, безжалостно истребленные колонизаторами к концу прошлого столетия. Часть Огненной Земли входила в «область аргентинской пампы» — огромный район Южной Америки, население которого занималось охотой. Главным охотничьим оружием, сохранившимся у пастухов гаучо и по сей день, были «болас» — каменные шары, обшитые кожей, на длинных ремнях и копья. Не менее обширную область занимали до европейского вторжения многочисленные племена Амазонии и бассейна Ориноко, сочетавшие земледелие с рыболовством и собирательством. На таком же уровне развития стояли индейские племена, населявшие территорию Северной Америки. А между этими областями, от средней части Мексики до Южного Перу и Боливии, простиралась область высоких культур — колыбель самобытных цивилизаций Америки.

    «Культура мадре»

    В каком месте родилась высокая культура в Америке? Какой народ первым зажег светоч знания над Новым Светом? «Культурой мадре» («культурой матерью») называют археологи замечательную цивилизацию, открытую при раскопках на юге мексиканских штатов Веракрус и Табаско, — самую древнюю культуру на Американском континенте, современницу Ассирийской и Персидской держав.

    Кем были люди, создавшие ее? На каком из двух тысяч индейских языков Америки они говорили? У нас пока что нет точного ответа на этот вопрос. Испанские хронисты XVI в. и индейские предания говорят, что в глубокой древности в районе «культуры мадре» жили ольмеки — «люди земли каучука», поэтому создателей ее также стали именовать ольмеками. Название это, конечно, условно. Вполне возможно, что «культура мадре» была создана каким-либо другим народом, а еще более вероятно, что она не связана с одним народом или языком и создавалась несколькими различными племенами, совершившими «скачок» в цивилизацию (подобно тому как это имело место в Древнем Египте).

    Ольмекам обязана цивилизация Центральной Америки точным календарем, иероглифической письменностью, основными принципами архитектуры и монументальной скульптуры, зачатками астрономии и математики. Один из памятников «культуры мадре» датируется 31 г. до н. э. — наиболее древний в Новом Свете.

    Самой большой известностью пользуются грандиозные каменные монументы, изваянные из базальта каменные головы, достигающие почти трехметровой высоты и, несмотря на столь большие размеры, выполненные с изумительным мастерством и реализмом. Монолит, из которого высечена самая большая голова (вес которой более 30 тонн!), доставлен был древними мастерами из каменоломни, отстоящей на 50 километров от местонахождения памятника. Доставка эта требовала колоссального труда и объединенных усилий сотен и тысяч людей, что неопровержимо говорит о том, что у ольмеков существовало государство, ибо никакому племени такая работа не под силу.

    Не менее характерна такая особенность искусства «культуры мадре», как обилие статуэток, изображающих уродов (ольмеки, по-видимому, были зачарованы уродливостью, замечает профессор Йельского университета Майкл Ко. Если рождался уродливый ребенок, они выхаживали его особенно внимательно и делали предметом восхищения»). Несмотря на столь необычную эстетику, эти скульптуры выполнены с удивительным мастерством, и лучшие из них стоят в одном ряду с самыми замечательными произведениями мирового искусства.

    Но главным персонажем искусства «культуры мадре» были отнюдь не уроды. Ягуар-оборотень, человек-зверь, зверь-бог — вот кому посвящено большинство маленьких статуэток и многотонных каменных голов.

    «В таинственном одиночестве джунглей, напоминающих высокий собор, где каждый звук, каждый шорох листьев, каждый отдельный треск ломающихся веток наводит на мысль о страшном людоеде, ягуар был символом сверхъестественных сил, и его считали не просто животным, а предком и богом», — пишет замечательный мексиканский ученый Мигель Кобаррубиас, объясняя появление «культа ягуара» у древнейших жителей Центральной Америки.

    Обожествление ягуара сохранилось в религии наследников цивилизации ольмеков — майя и сапотеков, тотонаков и тольтеков. От «культуры мадре» унаследовали они и представление об устройстве Вселенной.

    Небо осмысливалось ими как огромная крыша, поддерживаемая подпорками, гигантскими деревьями, стоящими по углам прямоугольной и плоской земли. Такое представление о космосе было своеобразной проекцией земного жилища — прямоугольного общинного дома — на видимую Вселенную. Посредине земли стояло «центральное мировое дерево». Представление о нем, вероятно, уходит в еще более древний период времени и соответствует круглому жилищу с центральным столбом.

    Преждевременный или запоздалый посев приводил к гибели урожая. Необходимо было знать точные сроки, а знать об этом можно только с помощью наблюдений за движениями небесных светил. И когда древние астрономы выяснили, что Луна, Солнце и планеты движутся не вместе со звездами, произошло естественное «расслоение неба» — каждому светилу соответствовали свои небеса, вернее, небесный «слой». Эти небеса были «заселены» различными существами, у каждого небесного мира имелся свой бог-повелитель (так, на 43-м небе обитал «бог слова», на 10-м — «владыка черепов», на 9-м — «зеленый змей», воплощение бога дождя, на 8-м — «владыка пищи», бог кукурузы — основного источника питания индейцев древней да и современной Центральной Америки).

    «Культура мадре» погибла две тысячи лет назад, послужив основой для расцвета более молодых цивилизаций: на западе, у берегов Атлантики, культуры тотонаков, на востоке, у Тихоокеанского побережья, культуры сапотеков, на севере, в долине Мехико, культуры Теотихуакана и ее наследников тольтеков; на юге — самой развитой цивилизации древней Америки, культуры индейцев майя.

    Письменность индейцев майя

    Древние города индейцев майя, обитающих в Центральной Америке, погибли задолго до открытия Америки Христофором Колумбом. Но о том, что здесь была высокоразвитая цивилизация, свидетельствовало множество надписей, высеченных на камнях в древних развалинах некогда цветущих городов.

    Когда Центральную Америку завоевали испанцы, они огнем и мечом стали уничтожать самобытпую культуру индейцев и насаждать «слово божье». В 1549 г. в город Майи, который был в прошлом столицей государства майя, прибыл испанский монах Диего де Ланда. В городском храме находилась огромная библиотека древних рукописей. Книги эти не содержат ничего, кроме суеверий и вымыслов дьявола, решил епископ. Рукописи майя были сожжены. До нашего времени дошли лишь три бесценных экземпляра, чудом спасшиеся от огня.

    Они написаны волосяной кисточкой на бумаге из луба фикуса, бумага покрыта иероглифами и многоцветными рисунками. Первая хранящаяся в Дрездене книга представляет собой длинную полосу бумаги, которая сложена складками наподобие веера или мехов у гармошки. Складки «гармошки» отделяют одну страницу от другой. Текст рукописи относится к давним временам: она написана в XIII в., а может быть, и раньше.

    Вторая рукопись, хранящаяся в Мадриде, также представляет собой длинную полосу бумаги, сложенную складками; написана она, по всей видимости, не ранее XV века. Начало и конец рукописи не сохранились; иероглифы в ней написаны почти везде очень небрежно и даже с ошибками, Казалось, некое заклятие тяготеет над рукописями майя. Но в 1951 г. советский ученый Ю. В. Кнорозов сумел найти ключ к письму. В основу дешифровки письма майя им был положен статистический метод. Примерно в это же время другой ученый, англичанин Майкл Вентрас, сумел прочитать крито-микенские надписи, которые также тщетно пытались дешифровать в течение многих десятков лет.

    Конец полемики о письменах

    Ряд ученых безоговорочно признал правильность дешифровки крито-микенского письма и письма индейцев майя (в том числе ученые Франции, США, Мексики и других стран Латинской Америки). Другие ученые высказывали сомнения как по поводу самого метода, так и конкретной дешифровки. Причем аргументы их зачастую были далеки по характеру от подлинно научной полемики. Так, американский ученый Эрик Томпсон, который подверг сомнению дешифровку письменности майя, одним из самых главных «доводов» выдвинул то обстоятельство, что в Советском Союзе дешифровка древних письменностей якобы никогда ранее не производилась, а потому-де ее не может быть и впредь. Кроме того, Томпсон категорически отрицал достоверность «алфавита Ланда», приведенного в книге епископа: «Различные знаки, приведенные Ланда, чрезвычайно редки в текстах, а другие нет возможности опознать, если не иметь очень бурного воображения».

    Иероглифы древних египтян, клинописные знаки Двуречья, многие другие письмена имели уже упоминавшуюся в этой книге билингву — параллельный текст, написанный на известном исследователю языке. Это позволило Шампольону, Гротефенду и иным дешифровщикам отыскать правильный ключ к древним письменам. Но рукописи майя таких «дублирующих» текстов не имели. Дешифровка их могла основываться только на логическом анализе самой внутренней структуры неизвестного текста, на анализе математических показателей.

    Советский ученый Ю. В. Кнорозов начал изучать рукописи майя в начале 50-х годов. А в 1963 г. вышла в свет его фундаментальная монография «Письменность индейцев майя» — итог многолетней работы. Монография содержала все известные нам тексты майя: три рукописи и огромное число надписей на древних памятниках культуры, на монументах, стелах, барельефах. Книга подвела итог более чем вековой полемике о письменности майя. Она вызвала целый ряд восторженных рецензий в зарубежной и советской прессе, Гарвардский университет в США издал ее на английском языке. Загадочные знаки потеряли ореол таинственности.

    Рукописи майя очень разнообразны по тематике. Основное содержание их: списки периодов года с краткими указаниями, какие должны происходить в это время религиозные обряды, метеорологические явления и сельскохозяйственные работы. В дрезденской рукописи есть большие разделы, посвященные движению планеты Венера, бракам, местопребываниям могущественного бога дождя, затмениям. Мадридская рукопись трактует проблемы земледелия, охоты, пчеловодства, изготовления скульптур, а парижская содержит ряд исторических сведений.

    Раскопки археологов обнаружили многочисленные надписи на памятниках из более чем ста древних городов майя, чьи руины разбросаны на Гватемальском плоскогорье, по всему полуострову Юкатан и на юге почти до самого Тихого океана. На сей день известно более тысячи надписей, правда, многие из них полностью разрушены или сильно повреждены. Их можно разделить на две большие группы: первую составляют надписи на зданиях, стелах, алтарях и других монументальных памятниках архитектуры майя. Ко второй группе относятся надписи на сосудах, подвесках, пластинках и тому подобных мелких предметах.

    Благодаря дешифровке Кнорозова ученые смогут получить ценнейшие сведения из надписей на памятниках о юбилеях, победах, ритуалах и многих других знаменательных событиях, в честь которых воздвигались монументы майя.

    Майя, тольтеки, астеки

    Что же смогли узнать историки о судьбе этой загадочной цивилизации?

    …Первые города-государства майя возникли на рубеже нашей эры. Индейцы майя оказались достойными продолжателями культуры ольмеков: они сделали календарь самым точным в мире, усовершенствовали иероглифическое письмо, создали великолепную фресковую живопись, развили искусство архитектуры, изобрели позиционную систему счисления — математика майя знает символ нуля, чего не знали ни их современники римляне, ни жители Западной Европы несколько столетий спустя.

    На памятниках культуры ольмеков встречаются изображения людей, принадлежащих разным этническим типам. Судя по головному убору вождя на одной из монументальных стел, можно опознать в нем правителя майя; рядом с ним изображен ольмекский вождь или жрец с характерной обрюзгшей фигурой и короткими руками. Вполне возможно, что в эту эпоху племена майя были «варварами», сокрушившими города-государства ольмеков, а затем подхватившими эстафету знания у побежденных (как это было в древней Индии или в Двуречье).

    Развалины древних городов-государств майя расположены в джунглях современной Мексики, Гватемалы, Гондураса, Британского Гондураса. Даты, высеченные на стелах, храмах и алтарях, позволяют датировать время их создания IV–IX вв. н. э. Затем следует пробел, и памятники культуры майя появляются далеко к северо-востоку — на полуострове Юкатан, где начинается расцвет Нового царства майя.

    Почему были оставлены древние города? Ответов на этот вопрос было много: землетрясение, эпидемии, «роковые даты» календаря, пророчащие «конец света», внезапное изменение климата, истощение почвы, гражданские войны, народные восстания, иноземное завоевание фигурировали в качестве причин гибели Древнего царства майя. Самыми разумными представляются три гипотезы: подсечно-огневое земледелие майя, при котором из года в год снижается плодородие почвы, могло заставить жителей покинуть «насиженные места» и переселиться на новые, целинные земли. С другой стороны, как и во всяком раннеклассовом обществе, в городах-государствах майя (возможно, они объединялись под централизованной властью одного правителя) шла упорная междоусобная борьба и не менее ожесточенная борьба жрецов и знати против угнетенных классов, которая привела к закату древних городов (как это было в Египте времен строительства великих пирамид). Наконец, в конце IX — начале X в. (время гибели Древнего царства) вся Центральная Америка подверглась нашествию кочевых племен с севера, сокрушивших культуру сапотеков, тольтеков и других народов Мексики. Подобно тому как нашествие арьев сокрушило цивилизацию Мохенджо-Даро и Хараппы в Индии, эти «варвары» разгромили древние города майя. А скорее всего, действовали все три причины в совокупности, они-то и положили конец первому этапу цивилизации индейцев майя.

    Второй этап неразрывно связан с полуостровом Юкатан. И не только с Юкатаном, но и с долиной Мехико. Под напором «великого американского переселения народов», под натиском варварских племен, разрушивших древнейший город Мексики Теотихуакан, его жители, тольтеки, вынуждены перенести столицу в город Толлан. Но и здесь мощный напор пришельцев «чичимеков» (т. е. «дикарей, варваров») заставляет последнего тольтекского правителя искать убежище на окраине своих владений, в Табаско.

    Отсюда он предпринимает поход в Юкатан, где только-только начинается расцвет Нового царства майя. Поход был удачным. Тольтеки захватывают города майя и основывают майя-мексиканское государство со столицей Чичен-Ица. Легенды жителей долины Мехико донесли до нас имя этого последнего правителя тольтеков и первого мексиканского владыки Юкатана; предания индейцев майя также повествуют о нашествии завоевателей. Имя их предводителя совпадает с тольтекским: это Се Акатль Топильцын — верховный жрец бога Кецалькоатля, того самого Кецалькоатля, которого исследователи XIX в. объявляли атлантом, «святым Фомой», «белым цивилизатором» и т. п.

    Культуры майя и тольтеков, сочетаясь друг с другом, породили замечательные произведения архитектуры и скульптуры. В конце XII в. индейцы майя начинают борьбу с тольтекским владычеством и после долгих войн добиваются успеха. Но период «возрождения» был недолог: с конца XV в. Юкатану начинает угрожать могучее государство астеков, подчинившее своей власти почти всю территорию Мексики.

    В течение многих поколений, передвигаясь с севера на юг, кочевало племя теночков, пока наконец оно не осело в долине Мехико. Здесь оно вместе с другими примкнувшими племенами в 1325 г. основало город Теночтитлан, который и стал точкой опоры цивилизации астеков, впитавшей в себя достижения своих предшественников тольтеков. Государство теночков-астеков растет из года в год: прекрасная военная организация в сочетании с искусной дипломатией позволяют им покорять соседние племена и народы. Вместе с ростом могущества растет и культура астеков. В Теночтитлане создаются умело распланированные районы, площади, рынки, дороги, каналы, сады. Почти в любом виде искусства астекские художники проявили свою творческую мощь, будь это разнообразные формы керамики (блюда, маленькие сосуды, кубки, урны, жаровни, трубки, печати из полихромной или оранжевой глины), или маски, ювелирные изделия, ткани, изделия из перьев, обработанная кожа или музыкальные инструменты, поэзия, музыка, танцы, пение. Власть астеков распространялась от севера Мексики до джунглей Центральной Америки. В страхе ожидали правители городов майя того дня, когда воинственные создатели Теночтитлана вторгнутся и в их земли. Жрецы пророчили неизбежную гибель. Но гибель пришла не с запада, а с востока: ее принесли испанцы, разрушившие древнюю цивилизацию майя, также как и молодую, полную сил цивилизацию астеков. Европейцы уничтожили самобытные культуры Центральной Америки. Не пощадили они и другое могучее государство Нового Света — империю инков, чьи размеры превосходили даже размеры астекской державы.

    Вторая колыбель: Анды

    Подобно астекам в Мексике инки были самым молодым народом, унаследовавшим достижения своих предшественников — обитателей побережья Тихого океана и Анд. Астеков сравнивают иногда с воинственными ассирийцами, которые унаследовали и развили великие достижения аккадцев-вавилонян; такими же «варварами» были инки, а их «Вавилоном» было знаменитое Тиагуанако и другие города-государства древнего Перу.

    Вавилоняне в свою очередь имели предшественников — шумеров, а тольтеки — создателей цивилизации Теотихуакана; творцы Тиагуанако и других культур Южной Америки, расцветших в первые века новой эры, также выросли на почве более древней культуры, названной Чавия, — по архитектурному комплексу Чавин-де-Уантар в северной части нагорья Перу. Убаидцы были первыми поселенцами в Двуречье, они же в союзе с другими племенами заложили основы культуры Элама и, возможно, древнейшей цивилизации долины Инда. «Культурой-матерью» справедливо называют культуру ольмеков, послужившую колыбелью для высоких цивилизаций майя, сапотеков, тотонаков и создателей Теотихуакана. Была ли подобная «культура мадре» в Андской области? Насколько правы исследователи, предполагающие, что в Америке существовал единый центр цивилизации, разделившийся затем на «центральноамериканскую» и «южноамериканскую» ветви?

    Какой индейский народ (или, скорее, народы) создал замечательные скульптурные сосуды-портреты культуры мочика и наска, величественные монументы Тиагуанако и Сан-Августина, грандиозное здание-лабиринт Чавина и «величайший художественный стиль древней Южной Америки», как называют искусство этой старейшей из известных нам андской культур? Эти вопросы пока остаются без ответа.

    Раскопки на территории Перу, Боливии, Эквадора и Чили выявили сотни археологических культур, констатируют исследователи. Хронологические рамки существования этих культур, степень распространения, связи между ними, иногда даже их последовательность — все эти вопросы в южноамериканской археологии разработаны еще менее, чем у народов Центральной Америки. Очень часто единичная новая находка опрокидывает существующую схему и заставляет ее перестраивать заново. Вот почему и по сей день многие положения остаются спорными, а древняя история Южной Америки — неясной. Надежнейший способ проникнуть в тайны исчезнувших цивилизаций — прочесть оставшиеся от них письменные свидетельства. Но письмена Южной Америки постигла необычная судьба. Мы расскажем об этом подробнее, ибо история андских иероглифов как нельзя лучше иллюстрирует загадки истории древнейших цивилизаций Нового Света, где и по сей день возможны самые поразительные открытия.

    В давние времена, сообщает один из хронистов XVI в., верховный правитель инков собрал в своей столице Куско мудрецов из всех подчиненных ему провинций и стал расспрашивать их о замечательных событиях прошлых времен. Затем он приказал описать жизнь каждого правителя инков, а также земли, которые были завоеваны ими. Было записано и предание о происхождении инков, легенда о потопе и ряд других сказаний и мифов. Тексты были увековечены на огромных полотнищах, наклеенных на большие доски и вставленных в рамы из чистого золота. Доски хранились в особом помещении в храме Солнца. Туда могли входить только некоторые ученые жрецы («амаута»), умевшие читать и объяснять тексты, а также верховный владыка инков. Но вот Куско вместе с храмом Солнца захвачен бандой Писарро. Испанцы удивились, увидев огромные полотнища, на которых были искусно изображены портреты повелителей инков, окруженные загадочными письменами. Но захватчикам было не до письмен (ведь главарь их Франсиско Писарро до конца своей жизни так и не смог научиться писать даже по-испански!). Их внимание привлекло не содержание полотен, а их обрамление — золото! И бесценные памятники письменности разделили печальную судьбу других инкских сокровищ. Рамы были превращены в золотой лом, а полотнища выброшены «за ненадобностью».

    Впрочем, не все полотна постигла такая печальная участь: четыре были направлены в Испанию в дар королю Филиппу II. Это произошло в 1572 г. С тех пор потерялись всякие следы этих полотнищ с письменами. В Испанию они не прибыли и не возвратились обратно в Перу. Потонул ли корабль, везший их, или случилось нечто другое? Этот вопрос остается без ответа. Вероятнее всего, полотнища инков покоятся где-нибудь на дне морском, куда отправил их вместе со всем грузом и экипажем какой-нибудь английский или голландский пират.

    Потеря тем более горькая для науки, что в Перу не сохранилось более никаких следов инкской письменности. И не потому, что все письмена инков были в «золотой оправе». Нет, здесь скорее виной сами инки, ибо это они «позаботились», чтобы в их империи не осталось ни одного письменного документа, кроме полотнищ, хранившихся в храме Солнца. Дело в том, что при одном из правителей инков началась эпидемия. Тщетно взывали жрецы к богам — эпидемия продолжала свирепствовать. Тогда правитель инков обратился к оракулу главного бога Виракочи: «Как прекратить эпидемию?» Оракул ответил: «Нужно запретить употребление письма». Послушавшись оракула, верховный правитель инков, он же верховный жрец, запретил употреблять письмена в его стране. А когда один ученый жрец, «амаута», ослушавшись запрета, вновь изобрел письмо, его сожгли живьем в назидание другим еретикам.

    Кипу — «письмо узелков»

    Но ни одно большое государство не может обходиться без письма или по крайней мере какой-либо разработанной системы записей. Ибо нужно учитывать налоги, вести хозяйственные расчеты, записывать календарные даты, отмечать крупные события в жизни страны. Тем более это было необходимо в таком «бюрократическом» государстве, каким являлась империя инков. Ведь инки создали сложную централизованную административную систему. Правитель инков и высшие должностные лица из столицы Куско контролировали чиновников на местах. Существовала постоянная почтовая связь с крепостями и резиденциями местных правителей. А эти гонцы тоже должны были нести какие-то письменные сообщения.

    Выход был найден: вместо «еретического» письма иероглифами было введено так называемое узелковое письмо — кипу, предложенное, вероятно, группой боровшихся и победивших жрецов-«грамотеев». Кипу — это шерстяные или хлопчатобумажные веревки, к которым привязывались ряды шнуров. Шнуры свисали в виде бахромы. Число шнуров на одной веревке доходило до сотни, и на них завязывались узлы различной формы. Количество и форма узлов обозначали числа. Наиболее удаленные от веревки узлы обозначали единицы; далее следовали десятки, потом сотни и тысячи. Чем больше разряд, тем он был ближе к веревке-основе.

    С помощью узелков, напоминающих костяшки счетов, можно выразить любое число, но число вообще. А ведь хозяйственные и государственные нужды требуют указании не только на «сколько», но и на «что» — какие объекты считаются, золото или картофель, воины или дни; выход был найден в том, что цвет шнура стал обозначать тот или иной предмет. Картофель символизировался бурым цветом, золото — желтым, воины — красным, прошедшие ночи (т. е. время) — черным, серебро — белым. Пользуясь такими цветными «узелками на память», знатоки кипу по первому требованию верховного правителя или его приближенных могли выдавать необходимые сведения: о налогах, о числе воинов в той или иной провинции, о календарных датах.

    Конечно, какой бы совершенной ни была система кипу, с помощью «узелков на память», пусть и разноцветных, нельзя фиксировать столь точно исторические события, даты, древние предания, как это позволяет делать настоящее письмо. Слишком несовершенно, слишком условно это средство записи по сравнению с иероглифическим письмом, передающим звуковую речь.

    Но древние иероглифы инков уничтожены, и, как это часто бывает в науке, чем меньше фактов имеют исследователи, тем больше гипотез, порой самых фантастических, порождается этими скудными фактами. Единственным же оставшимся источником является «венерианский календарь» на знаменитых «Воротах Солнца» в древнем городище Тиагуанако.

    В 50-е годы нашего века боливийский ученый Дик-Эдгар Ибарра Грассо сделал удивительное открытие. Боливийскому ученому «удалось, к большому нашему удовлетворению, — как сообщает о том автор открытия, — обнаружить иероглифическую письменность древнего происхождения, которой пользуются и в настоящее время десятки тысяч индейцев».

    Открытие Ибарра Грассо

    «Письменность, о которой мы говорим, употребляется и сейчас, — продолжает он. — Почти все белые, которые поддерживают связи с индейцами, не знают о существовании этой письменности. Ее видели очень немногие, но не придавали ей ни малейшего значения. Это тем более странно, что туземцы, которые ходят в церковь города Ла-Паса (столица Боливии), обычно имеют при себе молитвенник с иероглифическими текстами». Первое время у боливийского ученого не было прямых доказательств родства письма «килка» современных индейцев с запрещенным инками иероглифическим письмом. Правда, индейцы утверждали, что искусство их письма восходит к древним временам, еще до инков. Совпадало и название письма — «килка».

    Среди иероглифов, которыми пользовались индейцы, встречались и такие, смысл которых был непонятен самим писцам; это традиционные, древние знаки, их происхождение — в глубоком прошлом, говорили индейцы. Да и трудно представить себе, чтобы индейцы изобрели и широко распространили новую систему письма в колониальный период, когда испанское духовенство ввело европейское письмо — латиницу. Более вероятно, что рождение иероглифики восходит к временам расцвета индейской культуры — к докалумбовым временам. Вскоре это предположение полностью подтвердилось. Археологи нашли несколько коротких надписей на статуэтках и камнях, относящихся ко временам до испанского завоевания. На берегу озера Титикака был обнаружен камень и с более длинной иероглифической надписью. Фигура всадника на лошади говорит о том, что надпись была сделана уже после открытия Америки европейцами. Так замкнулась цепь: от археологической находки с письменами через камень с надписью колониального периода до современных иероглифических письмен индейцев.

    Знаки, употребляемые в древних письменах, несколько отличаются от «современных». Это естественно, ведь прошла не одна сотня, а может и тысяча, лет с тех пор, как была изобретена письменность в Южной Америке.

    Всего лишь две строки содержит самая длинная из надписей, найденных археологами. Но и по двум строкам можно судить о направлении письма. Каждая новая строка перевернута вверх ногами по отношению к предыдущей (этот способ письма называется перевернутым бустрофедоном). На всем земном шаре только одна письменность пользуется таким же необычным расположением строк — это письменность острова Пасхи.

    Но не только с древним андским письмом имеют сходство письмена острова Пасхи. Знаменитый норвежский путешественник и исследователь Тур Хейердал не так давно опубликовал статью, где приводились 16 элементов сходства, которое имеется, по его мнению, между знаками письмен острова Пасхи и знаками, высеченными на циклопических «Воротах Солнца» в Тиагуанако. Гораздо ранее, в начале 30-х годов нашего века, исследователи указали на сходство письмен острова Пасхи и письмен, которыми и поныне пользуются индейцы купа. Куна живут на узком Панамском перешейке, который отделяет цивилизации Центральной. Америки от цивилизаций Южной Америки. Несколько десятилетий назад этнограф Норденптельд, изучая быт и культуру куна, обнаружил у них своеобразное письмо. Индейцы писали рисуночные знаки на европейской бумаге, однако более древние тексты были записаны на деревянных дощечках. Письмо индейцев куна нельзя назвать письмом в точном смысле этого слова: оно является пиктографией, «рисуночным письмом».

    Однако впоследствии удалось обнаружить у индейцев куна существование и «настоящего» письма — иероглифов, при помощи которых можно было записывать религиозные песнопения. Иероглифы куна не похожи на письмена индейцев майя и других народов Центральной Америки. По всей вероятности, искусство иероглифического письма пришло к индейцам куна с юга, из района высоких цивилизаций Южной Америки.

    Куна писали тексты на деревянных дощечках, точно так же как делали это и жители острова Пасхи. Индейцы куна и жители острова Пасхи не читали слои тексты, а пели или декламировали их. И на дощечках куна, и на дощечках острова Пасхи текст начинается с самой нижней строки и порядок строк идет снизу вверх. Тексты на дощечках написаны бустрофедоном (буквально — «пахота быка»), где одна строка читается справа налево, вторая — слева направо, третья — вновь справа налево и т. д. Правда, у индейцев куна строки следуют равномерно, в то время как в письме острова Пасхи каждая вторая строка перевернута. Однако в древней письменности Анд, от которой, по всей вероятности, происходит письмо индейцев куна, применяется такой же, как на острове Пасхи, уникальный способ письма — перевернутый бустрофедон.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх