• Япония после первой мировой войны
  • Японский фашизм
  • Война в Китае (1937–1941)
  • Война на Тихом океане (1941–1945)
  • Хиросима и Нагасаки
  • Американская оккупация
  • Внутриполитические изменения
  • Экономика
  • Города и городские жители Традиционные праздники
  • Традиционная японская кухня
  • Культура, образование
  • Литература
  • Архитектура и изобразительное искусство
  • Японский театр, кино и музыка
  • Анимэ
  • Глава 4. Япония.20 век

    Япония после первой мировой войны

    Первая мировая война серьезным образом повлияла на дальнейшее формирование японской экономики. Пересмотр договоров с западными державами, развитие внешних контактов, контроль Китая и Кореи — все это сделало Японию практически монополистом на азиатском рынке. После войны Япония активно вкладывала инвестиции в экономику других стран. Растущий экспорт послужил хорошим стимулом роста промышленности, темпы ее развития поражали: объем продукции вырос почти в два раза всего за пять лет. В развитии промышленности приоритет отдавался тяжелой промышленности. Война положительно сказалась на развитии крупнейших фирм, только обогатившихся за время военных действий: Мицуи, Мицубиси, Ясуда и другие. Вместе с тем резко ухудшилось положение рабочих и крестьян, недовольных ростом цен и увеличением налогов. По стране прокатилась волна так называемых рисовых бунтов. Хотя эти восстания были жестоко подавлены, одним из следствий «народного гнева» стала отставка правительства Тэраути, настроенного на ведение войны, и приход к власти нового правительства во главе с Хаара — лидером партии землевладельцев и крупных капиталистов. Также после бунтов развернулось массовое движение за всеобщее избирательное право, усиление которого заставило правительство пойти на уступки — был значительно снижен имущественный ценз.

    На Парижской мирной конференции 1919 года Япония добилась официальной передачи в ее ведение всех тихоокеанских территорий, ранее принадлежавших Германии. Западные державы, рассчитывающие на поддержку Японии в борьбе с распространением коммунизма, согласились на эти требования. Япония согласилась участвовать в антисоветской борьбе и была в числе интервентов, вторгшихся на территорию Советского Союза в 1920 году. Однако Япония и здесь оставалась верна своим интересам: в Советском Союзе ее интересовал только Сахалин, дальше оккупации которого она не продвинулась. Сахалин находился в фактическом владении Японии вплоть до установления русско-японских отношений в 1925 году. Японский народ, в среде которого широкое распространение получили социалистические идеи, сочувственно относился к проблемам социалистической России, к тому же интервенция требовала напряжения сил от почти полностью истощенной страны. Недовольство политикой правительства назревало даже в армейских кругах, чье содержание было резко сокращено из-за отсутствия достаточного финансирования со стороны почти нищего государства, обладавшего, тем не менее, огромными амбициями.

    Период 1920–1921 годов стал временем кризиса мировой экономики. Япония, чье экономическое развитие в этот период зависело от внешних связей, попала под удар, от которого долго не могла оправиться. Мировой кризис вызвал массовую безработицу. Кризис усугубился еще и тем, что после окончания войны Япония вновь потеряла свои позиции на азиатском рынке, куда вернулись западные предприниматели, чья продукция безусловно была лучше. Все эти обстоятельства были выгодны западным державам, особенно США, желавшим умерить японский аппетит в распространении своего влияния.

    12 ноября 1921 года в Вашингтоне была созвана конференция, в которой приняли участие все страны Западной Европы, желающие разрешить спорные вопросы касательно тихоокеанских территорий. В результате этих переговоров были заключены соглашения, в значительной мере ослабившие позиции Японии. Установилось некое «равновесие» мировых держав, но Япония не была намерена мириться с новым положением дел. Не прошло и 10 лет, как она нарушила этот хрупкий тихоокеанский баланс.

    Японский фашизм

    В 1927 году в Японии произошла очередная смена правительства: вспыхнувший внутренний финансовый кризис привел к власти ярого милитариста — генерала Гиити Танака. Первым делом он. раздел алея с «левым» движением в стране: рабоче-крестьянским партиям был нанесен значительный урон. В этом же году генерал Танака представил вниманию императора секретный проект, согласно которому Япония должна была проводить политику «крови и железа» и сокрушить западные державы. Одним из пунктов этой программы было начало военных действий против Советского Союза. Меньше чем через год Танака приступил к реализации своего плана: началась интервенция в Китае. Эта попытка не увенчалась успехом и кабинет Танака был отстранен от правления. На смену ему пришли более мирно настроенные министры. Однако в 1931 году Япония вновь напомнила о себе: очередная попытка вернуть свое влияние в Китае вылилась в войну в Маньчжурии и ее захват. Следующим этапом стало нарушение принятых на Вашингтонской конференции обязательств. В 1936 году Япония официально завила о своем нежелании следовать договорам, что еще больше обострило ее отношения с Англией и США. Эти действия японского правительства поддерживались далеко не всеми его членами. Устав от бесконечных внешнеполитических маневров действующего правительства, фашистски настроенные политики предприняли попытку переворота — фашистский путч 1936 года. В итоге к власти пришел Коки Хирота. Создание правительства Хирота стало дальнейшим шагом по пути фашизации Японии, что на внешнеполитическом уровне привело к развертыванию японской агрессии. Дальнейшее развитие страны по этому направлению осуществлялось под руководством первого министра Фумиро Коноэ, тесно связанного держателями крупного капитала и с военно-фашистскими кругами. Именно его правительству принадлежит инициатива начала войны с Китаем.

    Война в Китае (1937–1941)

    Планы наступления на Китай Япония готовила очень давно, поэтому, когда 7 мая 1937 года она начала военные действия против китайских войск недалеко от Пекина, это была четко спланированная операция. Японцы, веря в свой быстрый успех, были неприятно удивлены, когда сопротивление китайских военных обусловило затяжной характер войны.

    С начдлом войны вся экономика страны была переведена на обслуживание военных нужд. Был принят закон «О всеобщей мобилизации нации», предусматривающий право правительства на тотальный контроль всех сфер экономики, в том числе транспорт и торговлю. Поскольку кабинет министров Коноэ был связан с крупными японскими фирмами, это положение закона означало, что контроль над экономикой перешел в руки монополистов. Была значительно увеличена доля военных расходов: до 70–80 % от общегосударственного бюджета. Резко ухудшилось положение рабочих: заработная плата уменьшилась, а рабочий день увеличился до 14 часов. Японское правительство воспользовалось создавшимся положением и попавшим в их руки контролем над ситуацией в стране и начало расправу над всеми инакомыслящими и оппозиционными силами, распространенными в народе. Были распущены коммунистические партии, многие члены которых были арестованы. В этой ситуации поражает политика Англии и США, которые своей тактикой «невмешательства» практически выразили одобрение японской политике. Это привело к тому, что Япония, захватив значительное количество китайских территорий, заявила о своем господстве над всем Китаем и выдвинула агрессивные требования в адрес Советского Союза. Только тогда США, не желавшие расставаться со своими владениями в Китае, попытались вмешаться в дела Японии. Война затягивалась: правительство Коноэ было вынуждено уйти в отставку. В 1939 году на смену ему пришло еще более агрессивно настроенное и фашизированное правительство Киитиро Хира-нума. Япония пошла по пути дальнейшего обострения отношений с западными державами. Нападение на китайские территории Советского Союза показали, что собственными силами справиться Япония не сможет. В течение мая—августа 1939 года между японо-маньчжурскими войсками, с одной стороны, и советскими и монгольскими — с другой, происходили крупные боевые действия, окончившиеся тяжелыми поражениями японцев. Потерпев провал, правительство Хиранума ушло в отставку.

    Когда фашистская Германия начала военные действия в Европе, развернув Вторую мировую войну своим нападением на Польшу 1 сентября 1939 года, японское правительство во главе с генералом Нобуюки Абэ обявила своей первоочередной задачей разрешение китайского вопроса и невмешательство в европейские дела. Внутренняя экономика рушилась на глазах. Была введена карточная система. Но это не останавливало японских военных, жаждущих разбогатеть с помощью захвата новых территорий. В 1940 году к власти вновь пришел Коноэ. Это означало полную фашизацию японского политического и государственного строя. Были распущены все партии, кроме правящей. Кроме того, было объявлено о создании новой экономической системы, по которой экономика окончательно переходила в руки государства. Еще одним пунктом новой политики стало провозглашение создания единой азиатской зоны во главе с Японией. В том же году был заключен пакт с Германией и Италией, в котором эти три страны признавали законность претензий друг к другу. США и Англия продолжали сохранять политику невмешательства в дела трех агрессоров: с одной стороны, они все еще надеялись «натравить» Японию на Советский Союз, а с другой — пытались мирным путем разрешить конфликт с Германией. 13 апреля 1941 года был подписан пакт о нейтралитете между Советским Союзом и Японией. Советский Союз рассчитывал таким образом обеспечить безопасность восточных границ, но у Японии было другое мнение на этот счет: несмотря на подписание соглашения, японский генеральный штаб разрабатывал план неожиданного нападения на СССР и захвата Дальнего Востока. США пытались согласовать политику Японии со своими интересами, что было выгодно японскому правительству, стремившемуся выиграть как можно больше времени для наращивания военной мощи и открытой реализации своих планов. Однако бесконечные переговоры в отношении Китая, в конечном итоге, зашли в тупик. 26 ноября 1941 года американский посол выдвинул Японии требование вывести войска с территории Китая. Для Япония такой вариант был неприемлем, и правительство решило начать военные действия. 7 декабря 1941 года было совершено нападение на Пирл-Харбор.

    Война на Тихом океане (1941–1945)

    С нападения на Пирл-Харбор началась тихоокеанская война. Японской авиации удалось вывести из строя большую часть американского флота, расположенного в этом районе. Был заключен новый договор с Германией и Италией о ведении совместных военных действий против Англии и США. Первоначально война развивалась в пользу Японии: были захвачены все страны Юго-Восточной Азии. Одна из причин этого успеха была и в том, что захваченные страны, будучи английскими и американскими колониями, сами жаждали освободиться от их влияния и не Щ, оказывали должного сопротивления японским агрессорам. Однако уже в 1942 году США удалось одержать несколько морских побед, тем самым остановив японских завоевателей. Япония сконцентрировала свое внимание на СССР: вела активное сотрудничество с Германией, передавая ей секретные сведения о расположении советских стратегических пунктов. США тем временем активизировали свою деятельность в Тихом океане. Весной и летом 1943 года были очищены от японцев Соломоновы острова, Новая Гвинея, а также острова Атту и Кыска. Япония постепенно теряла свои позиции. На конференции 1943 года в Каире было заключено соглашение между Англией, США и Китаем по поводу дальнейшей политики в отношении японской агрессии. Постепенно у нее были отняты все захваченные территории, а в 1944 году военные действия велись уже на территории Японии: были захвачены острова Ивадзима и Окинава. В 1945 году, незадолго до капитуляции Германии, было заключено соглашение между СССР, США и Англией, по которому Советский Союз обязался вступить в войну против Японии в обмен на возврат ей утраченных восточных территорий. Был аннулирован более ранний договор с Японией о нейтралитете.

    Хиросима и Нагасаки

    26апреля 1945года была опубликована декларация от имени американского правительства, которая требовала от Японии прекращения военных действий. Японцы решили это заявление проигнорировать, тем самым лишив себя какой бы то ни было возможности мирного разрешения конфликта. 6 августа 1945 года американцы сбросили атомную бомбу на город Хиросима, а 9 августа — вторую бомбу на город Нагасаки. Количество жертв было неисчислимо. Применение этого страшного средства было осуществлено не только ради капитуляции Японии, но и для демонстрации всему миру своего превосходства в области вооружений. В первую очередь, это было сделано для Советского Союза, после победы над Германией требовавшего слишком многого. Советский Союз начал военные действия против Японии, разбив ее войска в Маньчжурии. В результате 14 августа 1945 года японское правительство заявило о своем намерении принять условия Потсдамской декларации. Несмотря на это, Квантунская армия продолжала оказывать сопротивление советским войскам. Силы были не равны, и японцы потерпели окончательное поражение. Советский Союз вернул себе таким образом Южный Сахалин и Курильские острова. 2 сентября 1945 года Япония подписала акт о безоговорочной капитуляции, что стало последним событием в войне на Тихом океане и во Второй мировой войне.

    Американская оккупация

    В результате этого акта Япония была оккупирована американскими военными. Она временно лишилась самостоятельности в вопросах дипломатии и торговли. Кроме того, любые внешнеполитические сношения она была вынуждена осуществлять через посредство Америки. Япония не только лишилась всех своих колоний и какого бы то ни было влияния в Китае, но и на некоторое время потеряла власть на островах Окинава, где расположились американские войска. Генерал Макартур, стоявший во главе оккупации, стал фактическим правителем Японии, несмотря на формальное сохранение всех японских правительственных органов. Американское влияние на японские события сохранялось вплоть до 1951 года, когда был подписан мирный договор между Японией и западными странами. Согласно этому договору Японии возвращалась ее национальная независимость, но сохранялись некоторые меры, предпринятые для предотвращения новой волны японской военной агрессии.

    Внутриполитические изменения

    Согласно требованиям Потсдамской декларации, Япония была обязана направить свои силы на демократизацию внутренней политики. Были отменены некоторые законы, принятые за время правления фашистских сил, а также провозглашено установление демократических прав и свобод. В частности, в Японии было установлено всеобщее избирательное право. Все военные силы Японии были расформированы, а все военные управленческие институты ликвидированы. Тем не менее в стране еще довольно долго сохранялось влияние профашистских элементов, частично сохранивших свои позиции в отдаленных провинциях.

    После всех этих мер в Японии вновь возникли демократические партии. 9 ноября 1945 года была создана партия дзиюто, либеральная по своему настрою, затем так называемая прогрессивная партия — симпото, лидер которой — Кидзюро Сидэхара — был поставлен Макартуром во главе японского правительства, правление которого продлилось не долго: после выборов 1946 года оно ушло в отставку. Правительство, избранное по новым, законам, приняло 3 мая 1947 года новую конституцию страны, где парламент был провозглашен высшим и единственным законодательным органом страны. В новую конституцию была включена статья, декларирующая отказ японского народа от войны и запрещающая Японии иметь собственные вооруженные силы.

    Экономика

    После войны японская экономика была почти полностью разрушена: часть промышленных предприятий пострадали из-за бомбардировок противников, но больший урон был нанесен тем напряжением, с которым были вынуждены функционировать предприятия во время войны. Началась инфляция, остановить которую было невозможно. Оккупанты, озабоченные политическими изменениями, практически никакого внимания не уделяли экономическому кризису и ликвидации его последствий. Только спустя несколько лет японская экономика начала оживать благодаря американским инвестициям. США размещали в японской промышленности свои военные заказы, а также оказывали экономическую помощь в преодолении кризиса. В итоге к 1951 году уровень производства достиг довоенной отметки. Постепенно Япония вернула себе свои позиции на внешнем рынке, составив конкуренцию западным странам в торговле на территории Юго-Восточной Азии. Довольно скоро Япония стала сама вкладывать инвестиции в развитие производства соседних стран.

    В конце 50-х годов по темпам промышленного роста Япония заняла первое место в мире. Причин тому было много, но главное — это то, что почти полностью разрушенное производство Японии восстанавливалась уже с учетом новейших достижений в области технологии. Между тем положение рабочих оставалось очень тяжелым. Сохранялся удлиненный рабочий день, принятый еще во время войны, а заработная плата не повышалась, несмотря на увеличение объема выпускаемой продукции. Все это, а также подписание новых неравноправных договоров «безопасности» с Америкой породило массовые выступления против правящего кабинета министров. В результате к власти пришел Хаято Икэда, с чьим именем связаны значительные изменения как внутренней, так и внешней политики Японии. Правительство Икэда в обход действующей конституции провело реорганизацию вооруженных сил и их увеличение. Был разработан проект об удвоении выпускаемой продукции, который, однако, был скоро отвергнут из-за очевидной невозможности его выполнения. Важным событием, способствовавшим увеличению количества рабочих рук, необходимых промышленности, стал сельскохозяйственный закон, ликвидирующий мелкие и средние земельные хозяйства в пользу более крупных и самостоятельных. В области внешней политики Икэда сохранил проамериканскую ориентацию, еще более связав свою страну с США. В 1963 году Япония подписала ряд договоров, свидетельствующих о ее согласии на создание южноазиатского военного блока (Корея, Тайвань, Вьетнам) под контролем Америки. На территории Японии располагались американские военные базы, американские субмарины получили разрешение на размещение в японских портах. Однако тесное военно-политическое сотрудничество не способствовало взаимопониманию в области экономики, в частности, внешней торговли. Америке принадлежали эксклюзивные права на почти неограниченный экспорт на японский рынок, что подрывало экономику страны. Главы японских концернов пытались освободиться от навязанных им односторонних экономических отношений. Япония заняла первое место по темпам роста промышленности, первое место по судостроению, второе по сталелитейному производству, а также по автомобилестроению, производству цемента и электроники. Большой прогресс наблюдался в таких отраслях, как радиотехника, оптика, химическая промышленность, но при всем при этом вынуждена была мириться с засилием низкокачественных американских товаров на своем рынке. Первый министр Икэда в начале 60-х годов совершил несколько деловых поездок с целью налаживания рынков сбыта в странах Азии и Западной Европы, в частности, в ФРГ, Франции, Италии и Англии. Также по требованию японских монополистов правительство было вынуждено пойти на расширение связей с Советским Союзом. В 1961 году в Токио была организована выставка советских промышленных достижений. В 1962 году был подписан ряд договоров между советским правительством и крупнейшими японскими концернами.

    — В целом дальнейшее развитие японского государства было связано с наращиванием экономической мощи за сет практического отсутствия военных интересов. Япония наконец поняла, что достичь мирового господства можно не с помощью оружия, а с помощью расширения сфер экономического влияния. Ориентация Японии на экономическое развитие определила ее современной облик.

    Города и городские жители Традиционные праздники

    Япония — страна с богатой историей и культурой. Многие из важнейших исторических событий оставили след в японском календаре и отмечаются как праздники. Кроме государственных праздников, большую популярность имеют и традиционные религиозные и народные праздники — отголоски древних ритуалов. Говоря о японских праздниках, следует отметить тот факт, что отношение к праздникам в Японии несколько отличается от европейского. Так, например, в этой стране не принято отмечать общегосударственные праздники: торжества с праздничным угощением и гостями устраиваются только для того, чтобы отметить какие-то личные события: день рождения, свадьбу и т. п. Интересно отношение японцев к подаркам. Ценя во всем прежде всего форму, японцев и в подарках больше всего привлекает то, как они упакованы, нежели то, что находится внутри. Возможно, поэтому считается невежливым разворачивать подарок в присутствии гостя, что противоречит нашим представлениям о хорошем тоне.

    Как в любой другой стране, в Японии календарь пестрит многочисленными знаменательными датами. Здесь есть и традиционный набор: День Конституции, день основания империи, Новый год и т. п. Но наибольший интерес представляют японские праздники, развившиеся из древних обычаев и ритуалов.

    Одним из самых красивых и привлекательных для туристов является праздник любования цветами — Ханами. Цветение слив, сакуры, персиков, глицинии, хризантем никого не оставляет равнодушным, в отличие от большинства государственных праздников. Своими корнями праздник Ханами уходит еще в эпоху Хэйана, когда эстетизация культуры привела к росту популярности этих заурядных, в общем-то, событий, повторяющихся из года в год.

    Еще одним любимейшим праздником является праздник мальчиков, традиционно празднующийся 5 мая. Происхождение этого праздника связано с древними обрядами инициации несовершеннолетних членов общины. Позднее, в эпоху главенства воинского сословия, этот праздник стал рассматриваться как важный этап в развитии будущего воина — его посвящение в самураи. Важное значение ему придается до сих пор.

    Мальчики принимают участие в церемониях празднования до 15лет — возраста совершеннолетия. Почтение к этому празднику и радость родителей можно сравнить с тем пиететом, с которым у нас в России старшие члены семьи относятся к получению их отпрысками первого паспорта. В день праздника дома и улицы украшаются согласно традиции. В каждом доме, где есть подходящие по возрасту мальчики, устанавливается своеобразный стенд, на котором выставлены предметы воинского вооружения, доспехи, а также (влияние современности) свидетельства достижений старших мужчин рода. Все это направлено на воспитание в мальчике чувства гордости за собственную семью и стремления прославить ее своими будущими делами.

    Аналогичным образом справляется праздник девочек, или по-японски — Хина Мацури (Фестиваль кукол). В семье, где есть девочки, организуется стенд, но теперь уже с предметами женского обихода: куклами и игрушками. Кроме ритуального значения защиты от злых духов, этот праздник сейчас занимает важное место в воспитании женщин. Девочкам прививают традиционные качества хорошей жены, их обучают основам ведения хозяйства, воспитания детей и т. п.


    Основные японские праздники

    Январь

    1

    Гандзицу (Новый год)


    2иЗ

    Экидэн (марафонская эстафета)


    7

    Хару но нанакуса (День приготовления рисовой каши с «семью весенними травами»)


    11

    Кагами-бираки (ритуальное разбивание новогодних декоративных рисовых колобков — моти)


    15

    Сэйдзин но хи (День совершеннолетия)

    Февраль

    3 или 4

    Сэцубун (канун Нового года по старому календарю)


    4 или 5

    Риссюн (китайский Новый год, или начало весны)


    11

    Кигэн-сэцу (День основания государства)


    14

    День Святого Валентина

    Март

    3

    Хина мацури (Фестиваль кукол)


    14

    Белый день


    20 или 21

    Сюмбун но хи (День весеннего равноденствия)

    Апрель

    8

    Камбуцу-э (День рождения Будды), или Хана мацури (Фестиваль цветов)


    29

    Мидори но хи(День зелени)

    Май

    1

    Первое мая


    3

    Кэмпокинэмби (День конституции)


    5

    Кодомо но хи (День детей)

    Июнь

    4

    День борьбы с кариесом

    Июль

    7

    Танабата (Фестиваль звезд)


    20

    Уми но хи (День моря)

    Август

    15

    День памяти жертв атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки

    Сентябрь

    1

    Нихяку тока (начало сезона тайфунов), День борьбы со стихийными бедствиями


    14 или 15

    Тюсю но мэйгэцу (День любования полной луной)


    15

    Кэйро но хи (День уважения к пожилым)


    23 или 24

    Сюбун но хи (День осеннего равноденствия)

    Октябрь

    1

    День сбора пожертвований в пользу бедных


    10

    Тайику но хи (День спорта)

    Ноябрь

    3

    Бунка но хи (День культуры)


    15

    Сити-го-сан (праздник «Семь-пять-три»)


    23

    Кинроканся но хи (День благодарения труду)

    Декабрь

    23

    Тэнно тандзиоби (Деньрождения императора)


    31

    Омисока (очищение дома перед Новым годом)

    Традиционная японская кухня

    Существует поговорка, что «японец ест не только ртом, но и глазами». И действительно, оформлению блюда в японской кухне придается такое же значение, как и его приготовлению. Именно этим объясняются некоторые элементы японских блюд, отнюдь не предназначенные для того, чтобы их есть. Конечно же, такая важная сфера жизнедеятельности человека, как прием пищи, в Японии не может не сопровождаться различными традициями и ритуалами. Так, например, японцы никогда не садятся за общий стол, а пришедшему гостю накрывают отдельный столик, куда выставляется сразу все меню.

    Интерес к Востоку, особенно к Японии, необычайно высок в современном мире. С ростом интереса к культуре Японии в стране необычайными темпами стал развиваться туризм. Не последнее место среди особенностей нации, вызывающих любопытство гостей, занимает экзотическая японская кухня. Поэтому здесь во всех городах имеется бесчисленное множество ресторанов и кабачков, удовлетворяющих самые разнообразные вкусы и запросы посетителей. Среди подобных заведений есть бары на американский и европейский манер, восточные чайные и японские ресторанчики, специализирующиеся на приготовлении национальных блюд.

    Здесь можно попробовать шашлык из куриных шкурок, кукурузный суп, лапшу из медуз, ломтики морского ежа с маринованными побегами бамбука и сырыми ракушками. Так как японцы едят все блюда палочками, заменяющими им довольно сложный комплект столового прибора европейца, суп приходится есть прихлебывая. Традиционными материалами для изготовления японских палочек являются: слоновая кость, серебро, наиболее практичный и распространенный вариант — деревянные (бамбуковые) палочки, которые можно выбросить после первого же употребления. Именно японской кухне принадлежит секрет приготовления самого дорогого блюда в мире — «мраморного мяса».

    Обыденный стол рядового японца гораздо скромнее. Рис, основа японской кухни, может быть приготовлен самыми разнообразными способами, но чаще всего он подается вареным или приготовленным на пару. Завтрак у японцев очень плотный: в него входит гохан — рассыпчатый отварной рис, коно-моно — маринованные огурчики пикули или мизоширу — фасолевый суп. На обед вновь подают гохан с отварными овощами, вареную чечевицу и блюда из сушеной рыбы и яиц. Ужинают опять гоханом с крепким бульоном или заши-ми — сырой рыбой. В целом, японская кухня отличается своей простотой и отсутствием лишних изысков. Важное значение придается вкусовым ощущениям: незамысловатым вкусам натуральных продуктов, поэтому японцы употребляют мало жира, специй и соусов. Основу рациона японцев составляют растительные продукты, овощи, рис, рыба, дары моря, говядина, свинина, баранина и птица. Незаменимым японским продуктом является рис, из которого приготавливается буквально все: от повседневных блюд до десертов. Знаменитое японское сакэ также приготавливается из риса. Технология изготовления сакэ схожа с той, что применяется при варении пива, но в готовом виде напиток содержит в 3 раза больше спирта. Сакэ пьют подогретым из маленьких фарфоровых чашечек.

    Огромное значение японцы придают бобовым культурам. Очень популярны в Японии бобовый сыр (тофу) и паста из соевых бобов (мисо).

    Любимым традиционным напитком японцев является зеленый чай, который они пьют в любое время суток и чаще всего без сахара. На безнадежно испорченный черным чаем европейский вкус японский чай кажется безвкусным и П| бледным. Следует учитывать, что главное в чаепитии — наслаждение тонким ароматом, для чего требуется большая сосредоточенность, столь важная, например, в чайной церемонии. Кроме чая, японцы пьют фруктовую воду со льдом. Особенно распространен в качестве прохладительного напитка кори — струганный лед с фруктовым сиропом.

    Культура, образование

    50-е годы были для Японии периодом бурного экономического развития и началом научно-технической революции, охватившей все отрасли экономики, что значительно повысило роль образования. Развивающейся промышленности нужны были квалифицированные кадры. Началась структурная перестройка системы образования. Сначала была реформирована начальная и неполная средняя школа, затем — и высшая ступень образования. Необходимость в пополнении рабочих ресурсов и узкая специализация, обеспечивающая подготовку нужного специалиста в кратчайшие сроки, значительно понизили уровень общеобразовательного стандарта. Значительные действия были предприняты и в области нравственного воспитания молодежи, необходимого для обеспечения внутренней стабильности. Разработанная ЛДП политика в области просвещения провозглашала «необходимость воспитания преданности обществу… повышения производительности труда для собственного счастья и счастья других людей». «Новый патриотизм» послушных и преданных фирме работников был основой, позволяющей объявить целью жизни японца «растворение в работе» и обязанность «вкладывать в нее всю душу».

    Быстро увеличивалось число высших учебных заведений, технических колледжей, почти во всех префектурах были созданы университеты.

    Литература

    Перемены в социально-политической и экономической обстановке страны оказали значительное влияние на развитие литературы 50-60-х годов. От литературы требовалось, прежде всего, умение развлечь, и отражением этого процесса стал бум «промежуточной литературы», представляющей собой нечто среднее между откровенной халтурой и истинным искусством. Известные представители литературы этих лет — Мацумото Сэйтё, писавший в жанре детектива, Ямаока Сохати, автор многих исторических романов, наиболее знаменитым из которых был «Токугава Иэясу». В конце 50-х — начале 60-х годов наибольшей славой пользовались Танидзаки Дзюнитиро и Кавабата Ясунари. Общим для произведений этих писателей являются философское отношение к миру и поиски внутренней душевной красоты. Разлад между идеалом и реальностью объясняет, по мнению Кавабата, тот высочайший миг, когда человек и мир приходят в согласие. Он стал одним из первых японских писателей, удостоенных Нобелевской премии.

    Молодые писатели 50-60-х годов отражали настроения молодежи, разочарованной в существующем порядке вещей. Самый известный его роман — «Солнечный сезон» — быстро стал лидером продаж. На его основе был снят фильм с тем же названием. Облик и поведение главного героя стали образцом для подражания молодежи этих лет, которую привлекал протест против фальши и лицемерия окружающего мира.

    В начале 50-х годов завоевал популярность молодой писатель Мисима Юкио. Он был представителем нового модернистского направления, с апологией человеческой отчужденности и пессимизма, неверия в активную жизненную позицию человека, возвышения психической ущербности до утонченности чувств. Самым известным его произведением стал роман «Золотой храм», в котором герой, человек, психически неполноценный, сначала преклоняется перед прекрасным произведением архитектуры, затем сжигает его, считая несовместимыми красоту и жизнь.

    К 50-м годам относится и начало писательской деятельности одного из наиболее известных писателей послевоенной Японии Абэ Кобо. Произведением, которое сделало его известным, стала сатирическая повесть «Стена», удостоенная литературной премии Акутагава Рюноскэ. В первой половине 60-х годов он выпускает романы «Женщина в песках», «Чужое лицо», «Сожженная карта», в которых использует аллегорию, притчевую, философскую форму повествования.

    Таким образом, развитие литературы 50-60-х годов шло по двум направлениям. В 50-х годах герой литературных произведений отрицает прошлое своей страны, хотя и бессилен что-либо изменить в ее развитии. В 60-е годы появляется герой, ищущий свое место в обществе и, не найдя его, приходящий к одиночеству, отчужденности, духовной опустошенности.

    В последующий период развития японской литературы усилились идеи избранности японского народа. Откровенная пропаганда японизма и милитаризма становится важнейшей частью творчества Мисима Юкио. Если в 50-х годах он интерпретировал на современный манер пьесы для театра Но, то уже в середине 60-х годов он начал открыто прославлять самурайские доблести и требовал возрождения божественности императора как фетиша для поклонения новых поколений японцев (эссе «Солнце и железо»). В своих размышлениях об избранности нации он пришел к признанию идей гитлеризма (пьеса «Мой брат Гитлер»). Однако, не удовлетворившись только пропагандой, Мисима создал на собственные средства ультраправую военизированную организацию «Общество щита». В ноябре 1970 года им была предпринята попытка военного переворота. Не получив поддержки, он совершил самоубийство традиционным способом — сэппуку. В историю культуры Японии этот факт вошел как последнее свидетельство следования воинскому кодексу чести — «Бусидо».

    Архитектура и изобразительное искусство

    Развитие послевоенной японской архитектуры шло сложными и неоднозначными путями. В годы войны был разрушен жилищный фонд почти всех крупных городов Японии. Поэтому первостепенной оказалась проблема жилищного строительства. Ввиду отсутствия четкого плана строительство велось стихийно, без учета насущных потребностей города. Лишь со второй половины 50-х годов была разработана стратегия застройки. Разрешению жилищного кризиса должно было содействовать строительство микрорайонов (данти) с многоквартирными жилыми домами. Квартиры в четырех-пятиэтажных домах (апато) этих районов имели «западный» тип планировки и интерьера. Кроме планировки японские строители активно стали использовать новые для них материалы, например, бетон. Но даже такое малокомфортное жилье было доступно только среднеобеспеченным японцам. Большую часть жилого фонда по-прежнему составляли традиционные деревянные (без ванн, кухонь и нередко без канализации).

    Жилищная проблема еще более усугубилась в 60-е годы, когда высокие темпы роста экономики, интенсивное строительство промышленных предприятий вызвали фактически неконтролируемую урбанизацию страны. Это объясняет то обстоятельство, почему строительство подобных домов, первоначально задуманных как временная мера, было продолжено и даже стало главным направлением в разрешении жилищной проблемы.

    50—60-е годы — период поиска наиболее рациональных форм и методов реконструкции города, в значительной мере сохранившего черты феодального наследия — деревянный жилой фонд, лишенный бытовых удобств, и узкие улочки.

    Как и во всех остальных сферах культуры, перед архитекторами стояла проблема сочетания требований современного общества с традиционным стилем. Одной из удачных попыток решения этой задачи явилось строительство так называемых общественных домов (общежитий). Здания с железобетонным каркасом, функциональные по своей сути, были в то же время по эстетическому облику и системе конструкций близки к национальному дому — его каркасной структуре с ненесущими стенами. Традиционная связь внешнего и внутреннего пространства теперь осуществлялась с помощью больших остекленных поверхностей. Четкие формы, строгие пропорции, гармония западного и японского стилей характеризуют творчество японских архитекторов этих лет (Маэкава Кунио, Сакакура Дзюндзо, Танигути Ёсиро, Того Мурано и более молодые архитекторы Тангэ Кэндзо, Отака Масато, Отани Сатио, Ёкояма Кимио). Среди памятников архитектуры этих лет нельзя не упомянуть Музей современного искусства в Камакура (архитектор Сакакура Дзюндзо), комплекс сооружений в мемориальном Парке мира в Хиросиме (Тангэ Кэндзо), Национальный музей науки в Токио (Танигути Ёсиро), библиотеку и концертный зал в Иокогама (Маэкава Кунио).

    Существенных успехов архитектурное творчество достигло в работах Тангэ Кэндзо, осуществлявшего строительство спортивных комплексов во время подготовки к Олимпиаде 1964 года. Он широко использовал принцип традиционной ландшафтной архитектуры. После этих мероприятий японская архитектура вышла на новый уровень, став значительным явлением мировой культуры.

    Изобразительное искусство Японии послевоенного периода представляло собой отражение борьбы двух внутренних тенденций: влияние американской культуры, насаждаемой оккупантами, и борьба прогрессивных и консервативных идей в национальной культуре. Менее всего было затронуто иностранным влиянием и сохранило связь с национальной художественной традицией искусство гравюры.

    В 1949 году была создана организация, выдвинувшая лозунг «японской народной гравюры» (дзиммин ханга). «Общество японской гравюры» объединило художников-реалистов, основным направлением работ которых стала социальная тематика. Ядро общества составили художники Уэно Макото, Судзуки Кэндзи, Такидайра Дзиро, Нии Хирохава, Иино Нобуя. Особенно активно работал Оно Тадасигэ, выступающий не только как художник, но и как критик, искусствовед, один из крупнейших специалистов по истории гравюры. Широко известны его работы «Черный дождь» и гравюры, посвященные Хиросиме: «Хиросима», «Воды Хиросимы».

    Большим мастерством отличаются работы крупного художника-графика Уэно Макото. Его работы посвящены трудовому человеку Японии. В гравюрах «Материнская любовь», «Жажда», «Старик-нищий» показана нелегкая жизнь простого народа. За работы, посвященные бомбардировке Нагасаки, художник получил премию Всемирного Совета Мира.

    Японский театр, кино и музыка

    Для театрального искусства наступило время значительной перестройки. После длительного периода трудностей театр Но вступил в полосу резкого увеличения числа театральных постановок, в связи с возникшей в общественной жизни страны тенденцией повышенного внимания к национальной культурной традиции (классическому театру, литературе, прикладному искусству, чайной церемонии, икебана, бонсай и т. д.).

    Вместе с тем классические театры впервые в своей истории предприняли попытку отказаться от традиционных пьес и создать новые тексты на современном языке. В театре Но была поставлена пьеса «Записки Тиэко», а в Кабу-ки — инсценировка классического романа «Повесть о принце Гэндзи». Кукольный театр дзёрури восстановил постановку классических пьес и произведений западной драматургии.

    Изменилась обстановка и в новом театре (сингэки), его труппы Хайюдза и Бунгакудза широко обращаются к мировой драматургии. Здесь были поставлены пьесы: «Лисистрата» Аристофана, «Три сестры», «Вишневый сад» Чехова, «Тартюф» Мольера, «Трехгрошовая опера» Брехта, «Носорог» Ионеску.

    В 1947–1950 годах в Японии появляются первые оперные труппы, целью которых была пропаганда оперного искусства и создание национальной оперы. С европейским балетом японцы познакомились лишь в 1922 году, во время гастролей русской балерины Анны Павловой. Затем были попытки организовать национальную школу балета. В 1958 году создана балетная ассоциация, ставящая целью объединение различных балетных трупп и оказание им помощи в постановке спектаклей.

    50-60-е годы стали временем так называемого движения независимых, обусловивших развитие японского кинематографа. Первая компания кинопроката появилась в 1950 году и всего за несколько лет утвердила свою независимость в культурной жизни страны. Это позволило выпускать фильмы, которые по широте и смелости постановки социальных проблем в корне отличались от ранее выходивших на экраны картин.

    На эти годы приходится активная деятельность нескольких режиссеров, в том числе Куросава Акира, Мидзогути Кэндзи, Имаи Тадаси, молодых режиссеров Имамура Сёхэй, Масумура Ясудзо и других. Известные фильмы Куросава этого периода — «Жить» (отмечен премией Каннского международного кинофестиваля) — о верности человеческому долгу, «На дне» по пьесе М. Горького. Фильмы Куросава принесли известность талантливому актеру Мифунэ Тосиро, играющему почти во всех картинах режиссера. В эти годы ставятся фильмы по произведениям классиков японской литературы (Ихара Сайкаку). Подобным фильмам свойственно следование концепции национальной эстетики и традиционным приемам художественной выразительности. Эта специфика японских фильмов сделала их чрезвычайно интересными для мировой кинематографии.

    Огромную известность имела экранизация романа Нома Хироси «Зона пустоты» режиссера Ямамото Сацуо. Фильм показывает японскую военщину и ее нравы, удушающую атмосферу жестокости, превращающую императорскую армию в зону пустоты, где нет места нормальному человеку.

    Японские деятели кино ставят в эти годы много фильмов. Известными режиссерами и актерами были основаны самостоятельные фирмы: «Куросава-про», «Исихара-про», «Мифунэ-про» и др. Число фильмов с 215 в 1950 году возрастает до 547 в 1960 году. Однако с начала 60-х годов позиции киноиндустрии начинают сильно ущемляться развивающимся телевидением.

    Тем не менее в эти годы выходят наиболее известные фильмы талантливых режиссеров, такие, как картины режиссера Тэсигахара Хироси, экранизировавшего несколько романов Абэ Кобо — «Западня», «Женщина в песках», «Чужое лицо» и «Сожженная карта», «Красная борода» Куросава, фильм Имаи Тадаси «Повесть о жестокости бусидо».

    Для культуры Японии 70-80-х годов характерно усиление сложившихся в прошлые десятилетия тенденций. Стараниями СМИ формируется так называемая массовая культура, сущность которой составляет бесконечное потребление ценностей культуры. Потребительские стандарты и идеалы развивали в обществе тенденции отчуждения и дегуманизации личности.

    Музыкальное искусство Японии насчитывает уже несколько веков развития. В современном мире до сих пор распространены народные песни. По своему происхождению они, в основном, относятся к бывшим религиозным гимнам и прочим музыкальным темам, сопровождающим ритуалы. Впоследствии они утратили свои первоначальные функции и теперь выступают в роли памятников фольклора. В крестьянской среде их часто исполняют в часы досуга. К тому же СМИ немало способствовали популяризации этого жанра и потере его исконных корней. В XX веке многие японские композиторы, вдохновившись традиционными напевами, создали множество подражательных произведений.

    Наибольшее внимание людей сейчас привлекает японская популярная музыка. Среди молодежи есть огромное количество любителей западной музыки: джаза, латиноамериканской эстрады, рок-музыки. Популярные в Европе песни довольно быстро становятся достоянием японской общественности, что обусловливает влияние западной музыки на развитие современного музыкального искусства Японии. Существует также и японская популярная музыка, выросшая на национальной почве: каёкёку. Расцвет этого жанра приходится на 20-е годы XX столетия. В музыкальном отношении сейчас этот стиль представляет собой некий синтез традиционной западной мелодики и специфических японских приемов.

    Как и весь мир, Япония подпала под влияние группы «Биттлз». Развилось широкое движение, подражавшее «ливерпульской четверке». Было образовано немало самодеятельных групп, что не могло не сказаться на дальнейшем развитии японской эстрады.

    Анимэ

    Одним из самых популярных достижений японской культуры XX века стало искусство манги и анимэ. Для европейского понимания свойственно рассматривать мангу как японские комиксы, а анимэ — как японскую мультипликацию. В действительности эти термины служат для того, чтобы как-то выделить специфически японское понимание этих двух жанров. Особенности буддистско-синтоистского менталитета японской нации определили значительное отличие их «комиксов» и «мультиков» от аналогичных произведений европейских стран, в частности, Америки и Франции. Россия по своему сознанию ближе к христианским странам, а потому нам не всегда доступно полное понимание содержания японской анимации. Даже если она иногда кажется похожей на американские или французские, глубинные культурные различия видны даже непрофессионалам. Необходимость специальных терминов для японской мультипликации объясняется еще и тем значением, которое ей придается на родине. Если у нас традиционно мультфильмы рассматриваются как нечто второстепенное по отношению к кино, а комиксы и вовсе не считаются за искусство, то в Японии ситуация прямо противоположная. Многие артисты кино начинали с озвучивания анимэ, режиссеры — с создания анимэ, а художники-иллюстраторы — с создания манги. Не стоит даже говорить о том, что Япония — единственная страна, выдвинувшая полнометражный мультфильм на соискание премии «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм». Если в остальных странах мультфильмы часто проигрывают схватку с телевизионными сериалами и кинофильмами, то в Японии все наоборот: телеканалы устраивают целые баталии за право показа того или иного анимэ-сериа-ла. Спору нет, анимэ значительно повлияло на развитие современной массовой культуры в Японии. Артистов эстрады гримируют в стиле анимэ, клипы многих звезд популярной музыки создаются в виде анимэ и прочее. Однако было бы неправильно недооценивать влияние анимэ на западные культуры. И японские самураи, и японские эльфы, и даже японские ковбои — все это вклад Японии в копилку мировой культуры. Кроме того, анимэ и манга являются прекрасным пособием для тех, кто хочет познакомиться с особенностями японского менталитета. Конечно, это можно сделать и другим путем: знакомством с памятниками древней японской письменности, штудированием религиозных трактатов и попытками понять символизм икэбаны и чайной церемонии, но все это довольно утомительно и требует невероятного терпения и любви к Японии, чтобы довести начатое до конца. Анимэ в этом отношении уникально тем, что позволяет совместить приятное с полезным. Просмотрев энное количество японских мультфильмов, вы не только получите невероятное эстетическое удовольствие (а если вы интересуетесь Японией, то это должно случиться обязательно), но и сможете, наконец, разобраться в тонкостях японского мировидения.

    Конечно, чтобы это стало возможным, необходим некий запас знаний. Но сейчас, когда искусство анимэ находит все больший отклик в душах наших с вами соотечественников и создаются различные объединения фанатов анимэ, познакомиться с некоторыми элементарными понятиями не так уж и сложно. Было бы желание…

    Если вы уже знакомы с этой культурой и довольно прилично ориентируетесь в ее «дебрях», то материал, который будет представлен ниже, вряд ли станет открытием для вас. Но если вы только недавно открыли для себя этот удивительный мир, если вы видели только несколько мультфильмов, но они потрясли вас до глубины души, и вы хотели бы постичь все глубины их содержания, то мы с радостью приоткроем для вас завесу тайны, имя которой — анимэ.

    Прежде всего, как вы уже поняли, если внимательно читали нашу книгу, японской культуре в целом свойственно повышенное внимание к символичности. Взять хотя бы представления классических театров Но или Кабуки, где от интерпретации любого жеста, взгляда и даже вздоха зависит правильное понимание всего содержания пьесы. Или традиционное искусство иллюстрации (кстати, прямого предка манги), где выбор того или иного цвета, позы изображенного человека или предметов, его окружающих, мог сказать очень многое не только о его душевном состоянии, но и о его отношении к тем или иным событиям. Естественно, сначала манга, а затем анимэ, не смогли упустить такую возможность смыслового насыщения своих сюжетов. В итоге образная система манги и анимэ, впитавшая не только традиционное наследие, но и все многообразие современных реалий жизни японцев, необыкновенно сложна и многообразна. В этом искусстве также наблюдается повышенное внимание к деталям: любой штрих может сказать очень многое просвещенному зрителю. Естественно, японцам, впитавшим все эти знания с молоком матери, интерпретация этих произведений не доставляет особых трудностей. В Японии анимэ — традиционно жанр, предназначенный для детей, что, в общем-то, логично, если учесть, что это мультфильмы. Нам же как людям, далеким от японской культуры, приходится довольно сильно напрягаться, чтобы оценить анимэ во всей его красе. Подробное руководство по толкованию анимэ заняло бы слишком много места, да оно и не к чему. Если вы достаточно подробно смотрели эти мультфильмы, то, наверное, обратили внимание, что цвет волос обычно указывает на характер героя, а размер глаз — на возраст и т. п. Главное в этом деле внимательное отношение ко всему, что происходит на экране, и сопоставление уже виденного с тем, что вы видите в данный момент. Так постепенно вы не только освоите мир анимэ, но и обретете многие важные познания в области культуры и истории как древней, так и современной Японии, ведь многие анимэ были созданы на основе значительных исторических событий. Если же вы не намерены копать так глубоко, то вам вполне хватит того эстетического удовольствия, которое вы получите при просмотре: яркие и красочные, они еще никого не оставляли равнодушными. Приятного вам времяпрепровождения!







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх