• Упражнения на развитие интонационной культуры и правильности произношения
  • Упражнения на развитие лексикона
  • Лексикографический практикум
  • Учеба на «чужих» ошибках, развитие навыка редактирования
  • Культура полемики: проговаривание собственной точки зрения как подготовка к публичной дискуссии
  • Предупреждение конфликтогенности высказывания
  • Моделирование ситуаций («мы можем больше того, что можем»)
  • Раздел II

    УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ

    Упражнения на развитие интонационной культуры и правильности произношения

    Упражнение 1. Перечитайте параграф об изяществе интонации. Выпишите из романа «Идиот» еще 4 – 5 отрывков, характеризующих речь князя Мышкина. Проанализируйте их с точки зрения культуры интонирования.


    Упражнение 2. Прочитайте отглагольные существительные с правильным ударением.

    Бронирование. Заверение. Изобретение. Маркетинг. Мышление. Намерение. Обеспечение. Премирование. Приобретение. Сосредоточение. Упорядочение.


    Упражнение 3. Прочитайте существительные в форме родительного падежа множественного числа с правильным ударением.

    Ведомостей, мощностей, областей, отраслей, почестей, сирот, ступеней, четвертей, шрифтов, плейеров, ректоров, редакторов, корректоров, судей, нуворишей, лифтов, грунтов, гренков, векселей, бункеров, бухгалтеров.


    Упражнение 4. Прочитайте краткие страдательные причастия прошедшего времени с правильным ударением.


    Роздан – роздана – роздано – розданы. Создан – создана – создано – созданы. Созван – созвана – созвано – созваны. Собран – собрана – собрано – собраны. Взят – взята – взято – взяты. Занят – занята – занято – заняты. Начат – начата – начато – начаты. Отозван – отозвана – отозвано – отозваны. Принят – принята – принято – приняты. Избран – избрана – избрано – избраны.


    Упражнение 5. Прочитайте слова иноязычного происхождения правильно (твердо или мягко) произнося согласные перед «е».


    Термин, декада, мэрия, менеджер, декан, индексация, компьютер, менеджмент, прогресс, темп, тест, юриспруденция, Одесса, кларнет.


    Упражнение 6. Определите профессиональное и литературное произношение следующих слов и словоформ.


    Каталог, торты, августовский, алкоголь, в почве, маляр, легкоатлет, компас, атом, возбуждено, осужденный, эпилепсия, рудник, лоскут, новорожденный, добыча.


    Упражнение 7. Определите, в каких словах и словоформах ударение было поставлено в нарушение нормы, но в соответствии с традициями профессиональной речи.


    Во время производственного совещания: И добыча полезных ископаемых происходит в сложных географических условиях. Бывает, что на одну тонну руды надо двадцать тонн воды откачать. При добыче железорудных элементов тонут трактора, экскаваторы. Водопонижающая скважина на Яковлевском руднике бурится глубиной 200 метров. Сейчас проводятся работы по добыче железорудных элементов при помощи гидродобычи. Семь или восемь водоносных горизонтов над рудником...

    Из устной речи опытного геолога: На мраморах я работал! Геологи неправильно разведку провели, они затронули четыре линзы. Те мрамора на метро «Кировская» и «Дзержинская», серые пластины...


    Упражнение 8. Если следующие слова записать в соответствии с произношением, то в ударном слоге будет Е или Ё?


    Острие, острием ножа, на острие (проблемы), афера, опека (подопечный), гренадер, маневры, жернов, платежеспособный, современный, одноименный, облекший, пересекший, произведенный, занесенный, переведенный, истекший, желчь, желчный, запорошенный, заплетенный, гололедица, подвезенный, переоцененный, перерожденный, переплетенный, подведенный, стартер, филер, щеголь.


    Упражнение 9. Вставьте вместо точек, если это необходимо, пропущенную букву. Прочитайте слова.


    Инци(...)дент, беспреце(...)дентный, дерма(...)тин, конфеде(...) циальный, компроме(...)тировать, конста(...)тировать, конъю(...) ктура, вое(...)начальник, ина(...)гурация, конкурент(...)способность, пер(...)спектива, грейпфру(...)т, по(...)скользнуться.


    Упражнение 10. Расставьте ударения в словах.


    Валовой, гуру, договор, договоры, оптовый, осужденный, новорожденный, сливовый, о деньгах, к деньгам, деньгами, похороны, на похоронах, позвонишь, звонит, исчерпать, предвосхитить, квартал, углубить, хозяева, ракурс, ходатайствовать, маркетинговый, медикаменты, мизерный, облегчить, еретик, феномен, фетиш, генезис, факсимиле, цемент, дефис, созыв, металлургия, мастерски, епитимья, красивее, красивейший, знамение, факсимиле.


    Упражнение 11. Укажите пример(ы), где на месте пропущенной буквы следует писать на конце слова букву -Ю:


    По истечени... срока договора

    к истечени... пятидневного срока

    По прибыти... делегации

    до приняти... решения

    По окончани... школы

    к завершени... темы

    По завершени... темы


    Упражнение 12. Подчеркните правильные варианты в следующих списках словоформ. В каких случаях правильны не один, а два варианта?


    Ложь, клади, положи, положь.

    Ляг, ляжь, ложись.

    Ехай, поезжай, едь, езжай.

    Победю, побежду, одержу победу.

    Играть роль, играть значение.

    Надеть пальто, одеть пальто.

    В городе Москве, в городе Москва.

    Упражнения на развитие лексикона

    Упражнение 1. Определите, от каких топонимов образованы следующие слова – наименования жителей.


    Белгородец, токиец, пятигорчанин, полещук, устюжанин, омич, тверитянин, туляк, вятич, минчанин, варшавянин, олончанин, мелитополец, рижанин, курянин, котлашанин, череповчанин, вологжанин, тынденец, сиднеец, нижегородец, крымчанин.


    Упражнение 2. Образуйте названия жителей от топонимов.

    София, Старая Русса, Иркутск, Витебск, Елабуга, Кострома, Одесса, Смоленск, Харьков, Липецк, Лондон, Люксембург, прага, Сибирь, Винница, пхеньян, Миргород, Сергиев посад, Киев, псков, Тамбов, Архангельск.


    Упражнение 3. Можно ли считать ошибочными в устной речи следующие предложения? За счет чего усиливается воздействие высказывания на адресата?


    Во время публичной лекции: 1. Олег попцов озаботился в 1994 году, что на ТВ должна быть программа о России. 2. – «Ты не там встала!», «Ты в штанах пришла!» Дикие, не христианские формы поведения. Мы всячески боремся с этим. Это церковный большевизм!

    Во время производственного собрания: 1. Есть предложение включить данное предложение. Кто «за»? 2. Каждый проект требует колоссальной степени сопровождения: аналитические записи, договоры... 3. Кто за то, чтобы по форме голосования провести открытое голосование, прошу проголосовать! 4. Мы стоим на таком завистливом виду, что малейший шаг в сторону – и полдеревни знает, да и в городе – о нас! 5. В силу моей специфики слишком много мы взяли на себя обязательств, в том числе амбициозных обязательств: построить дом за 10 месяцев! Но чем амбициознее обязательства, тем меньше финансовые потери! 6. Мы создали университет по высшему принципу тщательности!

    На зачете: От стиля зависит, может быть, даже будущая аудитория чтения.

    По телефону: А папик что делает?


    Упражнение 4. Оцените позитивные смыслы и искусство комплимента в устных высказываниях. Приведите свои примеры речевого позитива.


    На научной конференции председатель пленарного заседания после интересного доклада одного из участников: На эстраде артистов не отпускают, просят на бис. Есть ли вопросы?

    На Дне дарителя 28 мая в Литературном музее: 1. Имею честь быть представленным в этом звездном собрании. 2. Спасибо, что есть пространство, и у этого пространства есть те, кто его охраняют...

    На конкурсной комиссии о профессоре: Он делает задачу не решаемой. Довести задачу до нерешаемой – это тоже талант надо иметь! (ноябрь 2008 г.).

    На совещании: Не допускай реплик! Ты ж умней должен быть всех! Ты ж психолог!

    На процедуре защиты диссертации: Я Вас цитирую везде. Вы у меня базовый автор!

    Из записей внутрисемейной речи: 1. Ты очень красиво говоришь, когда по телефону накрашенными губами. Губы под телефон...

    2. Матери, убирающей квартиру: Лапик! Молодец! Шебуршишь...

    3. Когда ты есть не хочешь, я тоже не хочу, потому что в еде больше социального! 4. В черной жарко! поезжай в толстовке. Где она у тебя? – Ты профессиональный костюмер!


    Упражнение 5. Дефицит обращений испытывают многие носители русского языка. Прокомментируйте, как говорящие, опираясь на языковую интуицию и собственные языкотворческие способности, находят свое решение проблемы вокатива, обращения.


    На улице подруга подруге: А он говорит: ягодка, ты вруха! Обещала позвонить… (2 октября 2006 г.).

    Пожилая женщина на почте оператору про адрес для претензий японской фирме: Котик, мне так по телефону сказали… (14 августа 2006 г.).

    На работе: Так рада Вас видеть, так Вас люблю, родной мой человек! (3 марта 2009 г.).

    Женщина на рынке зацепилась курткой за клетку с попугаем. Реализатор, особа примерно тех же лет: Стойте, женщина! Как вы так приковались! Как вы так умудрились, миленькие вы мои? (21 февраля 2008 г.).

    Муж показывает жене на рыке понравившуюся ему куртку. Жена: Это мужское, заяц! Ты что, заяц? (30 декабря 2007 г.).

    В поезде по мобильнику: танюшк, я подъезжаю… (22 ноября 2006 г.).

    Молодая женщина по мобильнику: Киндер, как дела? Дедушка, что делает? Картошку чистит? (2 февраля 2006 г.).


    Упражнение 6. Творческое отношение можно проявлять и к выбору приставок для глаголов. Встречались ли вам интересные глагольные словоформы?


    Аспирантка о сложном фрагменте диссертации: Мы здесь замудрили с Владимиром Федоровичем (4 ноября 2006 г.). Ну мы уже отгулялись, где же автобус? (29 июня 2005 г.). Слушательница курсов по психологии: Отец любит младшего, а маме приходится подлюбливать старшего, чтоб удержать... (20 февраля 2009 г.). На планерке в деканате: Сам факт, что такие отчеты будут истребоваться… (13 января 2009 г.). Аспирантка накануне обсуждения: Я договорилась, меня подзаменить могут (3 ноября 2006 г.). Профессор о знакомой из другого города: Она будет поддруживать, отзыв даст (27 ноября 2007 г.). Студенты преподавателю: А у нас часто так говорят: подвлюбился, подобиделась, подругались (весна 2007 г.). Лаборант 55 лет: Меня от селедки приташнивает, а от торта никогда! (2 февраля 2007 г.). На главпочтамте подружке: Все куртки в машину попокидали… (11 ноября 2006 г.). Я все поповытирала… (14 ноября 2006 г.). У подъезда: Зять квартиру продал, попросил деньги, попроел, попропил, теперь жить негде! (29 ноября 2006 г.). Преподаватель о том, что может начаться дождь во время Дня здоровья в Титовке: под мостом… Найдут, где припрятаться, если что (29 мая 2008 г.). Доктор наук о поездке в Брянск на конференцию: Я не пожалел, что протрясся туда восемь с половиной часов на автобусе (16 февраля 2008 г.). Профессор в частном разговоре о публикациях в некоторых журналах: пока ты не отцитируешь, кого надо, не опубликуют (13 февраля 2008 г.). Соискатель о руководителе: Мы вчера в последний раз все отсмотрели, все поправили (21 октября 2008 г.). Мама соискателя об отзывах о диссертации: Ну уже все попришло! Ведущая должна по факсу, но экспресс-почтой отправили… (19 декабря 2008 г.). Преподаватель о мелировании: Здесь мне разбелили… (12 декабря 2008 г.). Доцент о нежелании изучать французский язык: Я своевала французский язык только у некоторых директоров, а так все против! (1 октября 2006 г.). Из окна увидели двух спящих бомжей: Бомжи теперь понагреются. Я все прикидываю: это судьба или опустились так? Опускаются, когда жены их выкидывают... (27 марта 2007 г.). И удержаться этого усмотренного в собственном сознании (30 июня 2005 г.)


    Упражнение 7. Приставка ПРО– типична также для профессиональной речи. Используете ли вы глаголы с подобным словообразовательным значением в своем профессиональном языке?


    В поезде молодой человек продает массажеры, расчески, иголки: Берите, не прожалеете! (12 февраля 1999 г.). На планерке в деканате: Надо пропедалировать эту ситуацию! (осень 2006 г.). Обязательно! Надо до конца года прозащищать (март 2007 г.). Бегунов посылали вчера. Что они, Марина Владимировна, прощупали батареи? (24 октября 2007 г.). Научный руководитель об аспирантке: Мне надо с ней сесть, до конца все просидеть. В кучу собрано все, надо проверить... (февраль 2009 г.).


    Упражнение 8. Тексты художественных произведений образны и выразительны, но такими же качествами могут обладать и устные высказывания. Прочитайте и припомните, встречались ли вам в обычном общении высказывания, интересные с точки зрения своей языковой формы?


    Разговор в троллейбусе двух немолодых женщин: Сколько же ты получаешь? – Две тысячи... – Так, наверное, и к копытцам что-то цепляется?

    О взрослом, отдельно живущем сыне, имеющем семью: Не разговорится он, ой, не разговорится. Приходит часто насупленный. По телефону лучше...

    По телефону дальним родственникам, узнавшим о тяжелой болезни супруга: помогите мне справиться с горем. А если нет, то пожалейте меня!

    – Мрачные, дождливые дни здесь иною будут переноситься легче, а так может разорвать от тоски. <...> Ты знаешь, я с этой дачей научилась распорядительности. Я по дороге на кухню десять дел сделаю! <...> [О чечевице] И мыть не надо, и залить водой. И целый день она должна купаться.

    – [Надо] не просто искать заказы, а рыскать, рыскать по территории области!

    – Как моя бабушка говорила: все в приборе, а ничего найти не могу!

    – А то, что я дышу этой гадостью как личность? Так вы плюете на все это хозяйство! На лекцию идет он, девица стоит, как последний кучер курит!

    – Если зависнешь, скажи, я пошить (и посидеть рядом) всегда могу. – Буквы шей!

    – Офисную мебель подавай! Чтоб на ореховом стуле сидеть за дубовым столом!

    – Томатной пастой [пюре] полей. – Давай методику забудем! В ответ на предложение открыть банку компота: Разбрасываться компотами не будем: они все-таки дорогие.

    Мать, не зная, что сын слышит, шепчет: Мальчик мой, хозяйственный. – Как абстрактно: мальчик мой...

    – Мой сосед говорит: На водке пропьешься – на спичках не сэкономишь!

    – Как раньше говорили: походя и под дых!

    – Журналисту-заочнику трудно приезжать на сессию. Специфика работы журналиста – это как доменная печь, от которой не отойдешь!

    Женщина в кулинарии покупает много продуктов, очередь из трех мужчин ждет. Женщина это оценила: Мужчины молодцы, стоят молчичка! (15 ноября 2008 г.).

    – Я сюда вырвался из телефонного плена! <...> Сверху глянул – увидел: хорошо дом здесь садится!

    – приятно улыбаешься, только не спи за рулем!

    – Я потом борщ сварю, а сейчас так поешь. – пропедевтическая еда...

    – Схожу в кооперативный. – Сходи! Жизнь надо разнообразить, пока ходишь...


    Упражнение 9. Найдите соответствия в рядах синонимов. Чем привлекательны иностранные слова? Какие слова в первом списке не являются иностранными по своему происхождению?


    Аналитик, бартер, внятный, интеграция, камуфляж, комментарии, недвижимость, позиция, презентация, прикидки, приоритетный, проблема, профессионал, реалии, реанимировать, тезис, электорат, элита, этнический, эфир.

    Обмен, обозреватель, комментатор, передача, собственность, мнение, мысль, мастер, условия, обстоятельства, наиболее важный, трудность, восстановить, избиратели, разумный, понятный, клан, группа, сближение, объединение, униформа, отношение к вопросу, расчеты, представление, национальный.


    Упражнение 10. Определите, за счет чего создается юмористический эффект в живой разговорной речи и в тексте письма.


    Среди аттестуемых на комиссии главврач психиатрической больницы. Вопрос председателя: Как дела идут в психбольнице? – Нормально (26 февраля 2007 г.).

    На процедуре защиты председатель диссертационного совета: Эту работу я читал и с легким сердцем передал экспертам, так как я здесь фильтр грубой очистки. <...> У подзащитной сдали нервы. Председатель: Воды, пожалуйста! С двух сторон подают! А у меня вкуснее вода! На защите надо пить воду, которую предлагает председатель! <...> Диссертантка благодарит не только членов совета, но перечисляет всех членов кафедры, когда замолчала, председатель: Я боялся, Вы испортите впечатление [от защиты] большим перечислением всех жителей вашей улицы! (25 – 26 февраля 2009 г.).

    На госэкзамене по педагогике: происходит что-то невероятное с детьми, когда они переходят в пятый класс. Иногда даже говорят такой термин, что они звереют (19 – 20 мая 2004 г.).

    Во время защиты диссертации: Сущность научной работы – в борьбе с нежеланием работать.

    Доцент коллегам: Да за такую зарплату я должна не работать, а проводить занятия.

    Общение в кругу семьи: 1. Как жарко! – Не надо быть такой близкой к природе! 2. С такой поспоришь – потом пожалеешь. Так и ты. Ну, не будем спорить. С ядерными державами не спорят. 3. Ты запиши, занеси в компьютер. – Нет, у меня все в конспектах. – «Одно окно»! (13 января 2002 г.)

    На зачете, экзамене: Молодой человек, за то, что Вы книжку рвете, я не должна Вам ставить зачет! – А это не книжка! Это учебное пособие!

    На Дне дарителя в Литературном музее: Я не имею к этому отношения и потому дарю безжалостно...

    Рассказ преподавательницы о внуке: Я у дочери вчера была заклеймлена. Я ж его научила в ладушки, а он не понял, что можно самому, надо, чтоб кто-то хлопал его ладошками, такой стал ладошечный маньяк. Жизнерадостное животное растет! У меня такой был ротвейлер! (2 марта 2009 г.)

    Магистрантка-биолог поправившему ее речь преподавателю: Вы знаете, я выступала в Санкт-петербурге, и меня академики исправили, сказали, что «курей» благозвучнее! (20 ноября 2008 г.)

    В тексте письма: Свете на день рождения купил новый холодильник – двухкамерный, она с ним уже неделю обнимается (2 октября 2001 г.).


    Упражнение 11. Будем учиться вслушиванию, аудированию, поиску уникального и ценного, что всегда есть в чужом высказывании. Неудачные обороты в чужой речи не должны нам мешать проникновению в ее суть. Обратите внимание на актуальность мыслей, содержащихся в следующих высказываниях:


    1. Талант приходит, когда работаешь, тогда будет талант. Дай бог отгавкаться от тех, кто сверху сидит, а тут от тебя пинка получаешь! 2. Мы перегружаем совет по рассмотрению вопросов озадачивающих и ничего не делаем по контролю. Мы шуруем по колее, проложенной в период Великой Отечественной войны, как будто нет на календаре XXI века. Это расхолаживает коллектив. 3. Меняются не просто методики, меняются парадигмы воспитания!


    Упражнение 12. Гонорифическая система языка – это система почтения, она есть в каждом языке, но формы ее меняются. Прокомментируйте стиль прошения, написанного гимназистом Антоном Чеховым. Какую функцию выполняли исчезнувшие сейчас слова?

    Марта 27 го дня 1879 года

    Господину Директору Таганрогской гимназии

    учащегося VIII класса Чехова Антона

    Прошение

    Желая в текущем 1878/79 году подвергнуться испытанию зрелости, имею честь почтительнейше просить Ваше Превосходительство допустить меня к оному.

    Упражнение 13. Эвфемизм – слово, заменяющее грубое или неприличное слово. Дисфемизм, наоборот, замена нейтрального слова более вульгарным и грубым. Определите, какие слова скрываются за эвфемизмами и какие за дисфемизмами.


    Незрячий. Незанятость населения. Девушки без комплексов. Без вредных привычек. Вы потолстели. Старуха.


    Упражнение 14. В современном английском языке встречаются эвфемизмы. Соотнесите их с тем, что они обозначают.


    Обученный альтернативно, эстетически другой, имеющий проблемы с энергообменом, лишенный мотивации.

    Глупый, ленивый, уродливый.


    Упражнение 15. Современный прозаик Андрей Битов из букв известных имен и фамилий составил слова как символы творчества того или иного писателя: Петр Чаадаев – «предтеча», Александр Пушкин – «душа» и «пушинка». Соотнесите следующие имена и фамилии писателей и поэтов с составленными на их основе словами-символами.


    Николай Гоголь, Михаил Лермонтов, Лев Толстой, Федор Достоевский, Антон Чехов, Александр Блок, Марина Цветаева, Осип Мандельштам, Александр Солженицын, Иосиф Бродский:

    а) сложение, единица; б) тело, слово, ствол; в) храм, молитва; г) блеск, раскол, блокада; д) матрица; е) нота, веха; ж) целое, солнце, собор, бросок; з) письмо, писатель; и) доверие, блеск, фрейдист; к) книга, глагол.

    Составьте слова из имен и фамилий на выбор а) известных ученых, б) артистов, в) спортсменов.

    Лексикографический практикум

    Задание 1. Выпишите в отдельный блокнот 10 контекстов с незнакомыми для Вас словами, попробуйте составить аналогичные контексты для этих слов. По возможности определите по словарям значения этих слов. Пополняйте эти записи. Поделитесь своими лексическими находками с сокурсниками на занятиях по культуре речи.


    Задание 2. Выпишите в свой блокнот в течение семестра не менее 20 понравившихся Вам высказываний, афоризмов. Расскажите на занятии, когда уместно включить эти высказывания в тексты своих выступлений.


    Задание 3. Попытайтесь «коллекционировать слова», записывая на выбор: а) детскую речь; б) молодежный сленг; в) типичные слова и выражения в речи окружающих Вас родственников или знакомых; г) наиболее интересные языковые находки поэтов; д) профессиональные характеристики речи; е) старческую речь; ж) речь высококультурных людей. Даже отдельные попытки фиксации речевых фактов разовьют ваше языкотворческое начало. Родной язык заслуживает большего внимания во всех своих ускользающих частностях.


    Задание 4. Обратите внимание на цитаты в разговорной речи. Приведите примеры аналогичных включений. Зафиксируйте 3 – 4 подобных высказывания.


    Профессор об изменении требований к кандидатским диссертациям: Мы же не знаем, что еще в ВАКе придумают, «когда не спится в ночь глухую» (13 декабря 2006 г.). На совещании председатель аттестационной комиссии: А фармакогнозия – это что такое? – Раздел фармации, посвященный лекарственным травам. – «Травы, травы, травы не успели…»? (23 июня 2007 г.). На остановке молодой человек девушке: Пока! «До встречи в эфире!» (24 июня 2007 г.). Библиотекарь водителю, отправляясь в командировку в район: Ну что, едем? Водитель: «Мы едем, едем, едем в далекие края!» (19 октября 2007 г.).Председатель, завершая работу комиссии: Все, друзья! «Прекрасен наш союз!» (2007 г.)


    Задание 5. Известно, что не только история науки бережно сохраняет авторство целого ряда терминов, но и у обычных слов история языка сохранила имена их «изобретателей»: «промышленность» – Н.М. Карамзин, «бездарь» – И. Северянин[46]. Попробуйте найти авторов следующих слов, среди таких известных людей, как М.В. Ломоносов, К. Брюллов, Н.М. Карамзин, А.С. Шишков, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, В.В. Набоков, А.И. Солженицын.


    1. Нимфетка.

    2. Баснословие, лицедей.

    3. Маятник, насос, притяжение, созвездие, рудник, чертеж.

    4. Стушеваться.

    5. Отсебятина.

    6. Образованщина.

    7. Влюбленность, рассеянность, трогательный, будущность, общественность, человечность, общеполезный, достижимый, усовершенствовать.

    8. Нигилизм.


    Задание 6. Соотнесите названия оттенков цвета с их носителями. В каких еще случаях целесообразно употреблять данное цветообозначение.


    1. Бледно-лиловый, бледно-малахитовый, бледно-голубой, бледно-желтый, бледно-матовый, бледно-серый, бледно-янтарный, бледно-сиреневый.


    Известняк, хризантемы, сон-трава, молния, колокольчики, кожа, море, вино, паук, небо.


    2. Блекло-желтый, блекло-зеленый, блекло-голубой.


    Капуста, небо, хризантемы.


    3. Густо-розовый, густо-оранжевый, густо-лиловый, густо-кирпичный, гус то-золотой, густо-зеленый, густо-багряный, густо-румяный, густосизый, густо-черный.


    Вечерний воздух, листья винограда осенью, лес, чай, иконостас, сердолик, свет от лампы, сирень, цвет гор вдали, юноша, нос алкоголика, синяк под глазом.


    4. Светло-бронзовый, светло-бурый, светло-голубой, светло-зеленый, светло-каштановый, светло-лимонный, светло-пепельный, светло-розовый, светло-серый, светло-фиолетовый.


    Зимняя заря, пашня весной в сухую погоду, дождь, дым, загар, лилии, волосы, джинсы, виноград, трубочки корицы, глаза, тучи, полоса на небе.


    Задание 7. Фобии – это страхи. Страх – естественная реакция, предупреждающая об опасности. Попробуйте определить, каким страхам соответствуют следующие термины.


    Страх воды, страх замкнутого пространства, страх ходьбы, страх наслаждения, страх перед морщинами, страх растолстеть, страх работы, страх прогресса, навязчивый страх поэзии, страх микробов (встречается после сильных отравлений).

    Эргофобия, прософобия, гедонофобия, ритинофобия, обезофобия, метрофобия, верминофобия, клаустрофобия, аблютофобия, базофобия.

    Термины иногда отталкивают своей сложностью, но, если контекст преподносит их изящно и понятно, как в следующем примере, то и мы быстро запомним слово и пополним свой словарь. «Море зовет» (и в даль, и в ширь), но и очень пугает! Приступы клаустрофобии могут преследовать постояльцев отеля, что лег на дно». (Речь идет о подводном отеле близ Дубая в персидском заливе.)

    Учеба на «чужих» ошибках, развитие навыка редактирования

    Упражнение 1. Исправьте нижеследующие предложения, охарактеризуйте тип ошибки.

    1. Ну, ты там библиотекаршей работаешь? 2. Вера Ивановна, помогите нам, а то нам библиотекарша найти не может! 3. Из ответов на госэкзамене: Случайно во время фронтального опроса он лаконично и кратко ответил… пунктуация – это раздел науки о языке, который изучает условия графических выборов знаков препинания. Они начинают фанатеть от чего-либо, от певцов. Показывать картины, чтобы они видели, какие были наряды, какие оружия. В малокомплектной школе учитель может опросить всех учеников, что позволяет ученикам при опросе раскомплексоваться. 4. Это очень прекрасно. 5. Так как мой папа поступил в военное училище, то наша маленькая семья тоже стала «лягушками-путешественниками». 6. У мамы хороший голос, клавиатурное сопрано. 7. Это грозит чреватостями (реплика в автобусе). 8. А дочери вышли замуж и уехали в дом мужа. 9. Еще дедушка занимался разводом кроликов. 10. Оставшись сиротой в двенадцатилетнем возрасте, ей пришлось туго. 11. Почему поведение деревенского человека очень удивляет городского? 12. Еще будучи пенсионером, он продолжал работать на лесопилке. Из его золотых рук выходили окна, двери, скамеечки для доярок. 13. Почему пожилые люди (бабушки) ставят себя на высокое место в транспорте? 14. Помню, как ему было тяжело всему научиться, ведь городскому человеку всегда трудно привыкнуть к сельскому раскладу жизни. 15. Жили мы в небольшом домике, отстроенном своими руками дедушки Вани. 16. В своем лице он подавал огромный пример для всех и вообще был очень душевным и сердечным человеком. 17. Он работал в Нижнем Тагиле, но однажды поезд сошел с рельс и перевернулся, его придавило и раскаленными углями ему сразу сожгло ногу. 18. Как лучше себя вести и что говорить, когда начальник относится к тебе агрессивно без малейшего повода на плохую работу, т.е. у него личная неприязнь? 19. Если ребенок с тяжелым характером и позволяет себе говорить на учителя все, что он считает нужным, то как с ним разговаривать дальше? Как поступать, когда на тебя говорят плохо в спину? 20. Как убрать у себя равнодушие? 21. Как поступить, когда о тебе говорят плохое не в присутствии? 22. [На совещании] Сегодня состояние образования, состояние преподавания, особенно в сельской школе, остается в плачевном состоянии! 23. [На совещании:] правильно Николай Васильевич сказал: буровили каждый свое! 24. Мой дедушка по маминой линии родился в семье зажиточных кулаков на Урале в селе Ляля. 25. Как научить парня делать комплименты? 26. Если в разговоре с человеком видишь, что он врет, стоит ли ему сказать или намекнуть об этом?


    Упражнение 2. В следующих предложениях и небольшом выступлении были допущены произносительные и грамматические ошибки. Определите, какие слова оказались уязвимыми для говорящих? Прочитайте предложения правильно.


    Во время защиты диссертации: 1. Никто не был введен дополнительно в состав диссертационного совета. 2. Это оговорено в работе на странице двадцать первой. 3. Что обуславливает его диффузный характер. 4. Оценка может быть принесена в значение слова тем или иным аффиксом. 5. Приведенный диалог иллюстрирует максиму такта. 6. Приведенное высказывание представляет собой тип согласия.

    Во время публичной лекции: Можно ли вернуть главенствующее положение России и нужно ли ей это сейчас?

    Во время совещания: 1. Может, я что-то неправильно говорю, перегинаю палку в этом вопросе? 2. Во многие [компьютерные] залы уже сеть подведена. 3. Эти вопросы [о патентоведении], по-моему, в средствах массовой информации не освещаются. 4. У нас нет договора – нет лаборатории! 4. И в проекте у нас одна устная договоренность есть, и мы будем иметь право на продажу проектов. 5. Вопрос к автору книги: Тираж и какие средства? 6. Работа начата три года назад в рамках подготовки докторской диссертации. 7. Между нами [Россией и Украиной] граница только пунктиром проведена.


    Упражнение 3. Определите тип ошибки в следующих высказываниях, прозвучавших во время государственного экзамена на заочном отделении (2005 г.).


    1. Класс в это время подготовляет ответ. 2. Кроме таких широких дисциплин, как лингвистика, педагогика, психология, методика связана с историей, географией. 3. Тем самым ищутся пути формирования ребенка. 4. Все эти стороны имеют огромное значение, чтобы личность получила минимальный максимум для своего развития. 5. Но некоторых ребят за хорошие трудовые качества обязательно поощряют денежными премиями, грамотами. 6. В школе можно организовать какой-нибудь кооперативчик. 7. Русский язык он должен знать, чтобы общение проходило на должном уровне, потому что общение – это главное в жизни человека. 8. Сейчас все больше и больше стало негативных семей. 9. Словесные методы – это работа учителя с учебником, да? Когда он использует материал и дает лекцию. 10. У меня [в билете] «педдеятельность». Так как учитель является субъектом педдеятельности, он должен обладать соответствующими знаниями. Функция педобщения – это... 11. Репродуктивные методы – это когда используется на занятиях репродукции художников. 12. Я сначала за 6-й класс скажу. 13. В восьмом классе добавляются правила и усиляются знания по русскому языку... 14. Необходимо, чтобы педагог применял педагогические методы к своим воспитанникам, чтобы воспитанники чувствовали вес педагога, его авторитет. 15. У ребенка повышенная нервная система. 16. Очень важно, чтобы на уроке не было резкой смены заданий, они должны быть переходящими. 17. У подростка появляется такое новообразование, как чувство взрослости.


    Упражнение 4. Определите характер речевой ошибки в предложениях, записанных по следам живой разговорной речи:


    В маршрутном такси девушка нежно и весело говорит по сотовому телефону: привет, Федь! Ты куда идешь? Куда чешешь, говорю?

    Во время торжественных мероприятий: 1. Отсюда фонтаном будет идти духовность... 2. Словом, это профессия массовая [о журналистике], и она, очевидно, будет еще прогрессировать. 3. Я надеюсь, что наша молодежь будет не менее талантлива, чем мы.

    Во время производственных совещаний: 1. В рамках и по направлению этого научного направления я руководил этими конструкторскими разработками. 2. Давайте учиться к выставке. Садитесь, думайте. Нет мыслей – едьте. Едьте в Воронеж, в Ростов. 3. Деньги где я возьму? Каждый понедельник говорю о деньгах! На какие шиши я буду повышать зарплату? Вася, не балуйся. Ты в кусты уйдешь, а мне отдувайся за тебя. Где ж я денег наберу? Сейчас составлю вам перечневку и буду говорить по 11 специальностям.

    Записки преподавателю: 1. За что конкретно выгоняют с БелГУ? 2. Что означает в Вашем понимании термин «Энтилигенция». И есть ли этот слой в России? Что это склад ума или стиль жизни?

    Во время зачета, экзамена: 1. Бывает, читаешь книгу – и скучно. Вот первый абзац. Необходимо, как это, ударить по вниманию читателя. 2. В этом можно убедиться на примерах художественных произведений, в которых приведены примеры идеального поведения. 3. Это [общение в скорбные дни] помогает переструктуризировать свое сознание, привыкнуть к горю. 4. Конечно, институт постарше, чем лицей, но там интереснее преподавали. У нас все время в лицее были мероприятия, а в мероприятиях язык как бы живой, и ты его запоминаешь! 5. Высшие слои представляют как бы аристократию. Надо не суетиться, не торопиться. 6. Также эта функция проявляется в миниатюрном афоризме. Эта функция [метафоры] проследуется в таких произведениях, как «Камни на ладони» Солоухина... 7. Сыграла немаловажнейшую роль...


    Упражнение 5. Определите, за счет чего происходит нарушение эвритмии (плавности речи). Почему тексты выступлений целесообразно предварительно прочесть вслух и внести последние коррективы?


    1. Им был дан старт. 2. Почему у ученого отнимают право оценки собственной жизни? 3. ОАО «Аэрофлот» (зияние гласных, так называемый хиатус). 4. А чтобы быть высококультурным человеком, у нас должно быть высококультурное поведение.


    Упражнение 6. В каждом из следующих предложений допущена какая-либо ошибка (фактическая, логическая, лексическая, синтаксическая, стилистическая, пунктуационная, орфографическая) или несколько ошибок. Найдите их, объясните суть той или иной ошибки, отредактируйте предложение, предложив свои варианты выражения мысли.

    Из живой разговорной речи: 1. Галиматня! 2. Купил телевизор, а он – с эффектом! 3. Я вижу: корни феминизма уже завелись...

    Из картотеки высказываний на производственных совещаниях: 1. Сражаться до последнего патрона за каждого студента... 2. Мы не умеем использовать все имеющиеся возможности оказывать медицинскую помощь. 3. ...Во главе с таким лидером, Титаником международной деятельности, как РУДН... 4. Вот тот камертон, который я бы хотел задать обсуждению...

    Из текстов служебных документов: В целях устранения причин неблагополучия организации досуговой деятельности молодежи...

    Культура полемики: проговаривание собственной точки зрения как подготовка к публичной дискуссии

    Задание 1. Вопросы из картотеки «обратной связи», заданные студентами и слушателями курсов, заостряют серьезные аспекты речевой и поведенческой культуры. Подумайте, как целесообразнее, с вашей точки зрения, ответить на поставленные вопросы. Проговорите свою позицию. Поспорьте с воображаемым оппонентом. Старайтесь приводить примеры из собственного опыта, избегая тем самым поверхностных и голословных нравоучений.


    Что делать, если комплекс, боязнь отвечать при всей аудитории? А вдруг засмеют, если что неправильно скажу?

    Как сохранить терпение, если мужа практически не бывает дома (работает)?

    Дайте совет, как следует держать себя психологически, когда приходится каждый день общаться с грубым, наглым, непорядочным человеком? Этот человек не замечает кроме себя никого и со всеми общается свысока, но при этом не упустит момент сделать гадость?

    Может ли имя человека влиять на его личностные качества?

    На экзамене рассказываешь свой вопрос, учитель тебя исправляет, но ты с этим не согласен и говоришь об этом, но не в грубой форме. Экзаменатор начинает на тебя кричать: «Что, слишком умная, считаешь, что больше меня знаешь?» Что делать в этом случае, как себя вести?

    Как быть, если ты не можешь обойтись без ругательных слов? Очень трудно исключить их из оборота. Как подавить в себе желание выругаться, когда хочется кричать?

    Бывает ли ложь во спасение и если да, то в каких случаях можно наврать близкому человеку?

    Как заставить себя учиться?

    Как научиться не зависеть от человека?

    Сленг – это добро или зло современной жизни (а также использование в повседневной жизни (разговоре) технических узкоспециализированных терминов в замену обычных слов)?

    Как правильно усвоить трудно выговариваемые и малопонятные слова?

    Что для человека лучше: пытаться измениться в лучшую сторону (быть раскованней, общительней) или оставаться самим собой?


    Задание 2. В одном зарубежном исследовании был опубликован рейтинг опроса, когда респондентам предлагали расположить по степени значимости качества политического лидера, проявляющиеся во время публичного выступления. Попробуйте приведенные в алфавитном порядке слова расположить по степени значимости.


    1. Внешние данные. 2. Грамотность речи. 3. Интеллигентность. 4. Искренность. 5. Сдержанность. 6. Тактичность. 7. Убежденность. 8. Уверенность. 9. Увлеченность. 10. Хороший голос. 11. Эрудиция.


    Задание 3. Культура полемики предполагает искусство вслушивания в чужую речь, а в этой речи можно обнаружить немало поучительного. Нобелевский лауреат Элиас Канетти вспоминает: «Тогда я не осознавал, как много всего узнаю из, казалось бы, бессмысленных или малозначимых разговоров в лаборатории. А ведь я там вступал в общение с адептами всех идеологий, определявших на тот момент судьбы мира, и будь я уже тогда, как ошибочно мнил о себе, открыт для живой жизни, мне удалось бы сделать на основании этих якобы пустячных бесед целый ряд далеко не пустячных выводов»[47]. Вчитайтесь в записи живой разговорной речи. Припомните высказывания, повлиявшие на вас и почерпнутые из «обычного» разговора.


    Память просыпается тогда, когда не у кого спросить. Знания добываются, а память приходит. <...> Гуманитаристика нужна тем, кто хочет, как пушкин говорил, самостоянья своего. <...> Ценят того, кто способен уйти из зоны досягаемости (2 сентября 2008 г.). Пушкин перекрыл гением своим очень древнюю культуру, которая отражена в «Слове о полку Игореве». Мы русичи Игоревы. В Александрийской библиотеке были рукописи наши... <...> Какое ведь хорошее образование – НИИ филологии! Наука – это все-таки пространство, где люди должны уметь общаться друг с другом. – <...> Хула и плач возникли раньше молитвы, древнейшие жанры. Мы устаем, потому что сброса нет. Мы не можем поплакаться... (15 ноября 2008 г.). Высказывания принадлежат доц. В.п. Кичигину[48].

    Предупреждение конфликтогенности высказывания

    Задание. Оцените, какова степень скрытой конфликтогенности в самой формулировке следующих вопросов – «болевых точек». Определите, каких выражений, каких слов и оборотов в каждом приведенном примере желательно было бы избегать.


    • Как быть, если человек не понимает, что поступает эгоистично и причиняет боль, и в то же время всегда может выкрутиться, показав, что его поступок, с его точки зрения, правильный и поведение безупречно?

    • Если Вас оскорбили, как следует себя вести? Нужно промолчать или, наоборот, хорошенько врезать?

    • Как свекрови, которая не признает критики в свой адрес, объяснить, что она не права?

    • Как бороться с эгоистом в коллективе?

    • Если счастье на грани краха, жить ради детей или же есть способы восстановить отношения? Как научиться не повышать голос?

    • прилично ли щелкать семечки на улице? Хорошо ли, когда за кем-то повторяешь либо в одежде либо в манере разговаривать и т.п.?

    • Вы говорили, что мужчины любят, чтобы за ними ухаживали, и призывали нас потакать их желаниям. Я попыталась это сделать, но за одной уступкой последовала следующая. Сколько, по-вашему, нужно сделать приятного, чтобы и ему захотелось сделать приятное мне? пока что получается, что он все больше садится на голову. Моя младшая сестра постоянно смотрит на меня свысока. Не замечать этого я не могу. Что же делать?

    • Как относятся люди в компании к человеку, который много говорит, смеется, иногда в тему, но иногда выходит, что и наоборот? Как реагировать на то, что тебя пытаются остановить, не дают сказать то, о чем ты думаешь?

    • Как поступить, если тебя предал лучший друг? У меня вот такая ситуация: две моих подруги, по крайней мере подругами я их считала, предали меня. Я это знаю, но они ничего не подозревают, что я что-то знаю о том, что они сделали, и ведут себя, как будто ничего не случилось. Посоветуйте, пожалуйста, как мне быть в этом случае?

    • Как лучше вести себя по отношению к людям, которые ведут себя по-хамски?

    • после того как я уехала из дома учиться в г. Белгород, у меня с матерью изменились отношения. Раньше мы понимали друг друга, а сейчас все не так. Когда приезжаю домой, чувствую себя незваной и нежданной гостьей. Как возвратить прежние, теплые отношения?

    • Следует ли обижаться, если тебя постоянно поправляют по поводу произношения тех или иных слов, а сам этот человек говорит тоже безграмотно? Как быть?

    • Если человек ищет причины для ссоры с вами, а вы не хотите этого, как уйти от ссоры?

    • почему, говоря гадости, многие люди не понимают, что делают больно другим?

    • Можно ли без обиды намекнуть человеку, что его общество не совсем приятно?

    • Как вести себя с человеком, которому ты неприятен явно, но все же приходится к нему обращаться (скорее, это вышестоящая должность, а может быть, мелкий чиновник, но многое о себе возомнивший)?

    • Как отказать ребенку, если он просит купить игрушку, но у вас нет денег?

    • Как, не задевая самолюбия мужа, сказать свекрови, что она, мягко говоря, ведет себя нагло по отношению к нашей семье (требует деньги, требует, чтобы ей помогали и т.д.)?

    • У меня бывают иногда такие ситуации, когда в моем внешнем виде что-то не так. Также у меня есть друг, который абсолютно бесцеремонно мне об этом сообщает. Как правильно реагировать в такой ситуации?

    • Как правильно себя вести, если начальник в разговоре по работе грубит, не слушая при этом мою речь (объяснения)?

    Моделирование ситуаций («мы можем больше того, что можем»)

    Ф.И. Шаляпин полагал, что не только на сцене, но и в жизни надо уметь играть. И когда помещик плохо играет свою роль, горит его усадьба. Когда плохо играет роль царя – царь, народ презирает его. Профессиональные наши действия по существу тоже сценические действия, роли, навязываемые должностью, профессией, возрастом, образованием, характером. Не будем бояться получше, поярче играть эти роли и... придумывать себе ситуации репетиций.


    Задание 1. На основе следующих вопросов смоделируйте ситуации, сыграйте свое поведение.


    • Как научиться оставлять рабочие проблемы на работе и не приносить их в дом, срывая зло на домочадцах?

    • Директор, начальник любит много говорить, чтобы его слушали. Но не всегда хочется быть примерным слушателем, а прервать беседу неловко. Как быть? Ведь беседа может затянуться надолго.

    • Как быть в такой ситуации, если я совсем не виновата, виноват кто-то другой, а на меня администратор кричит. Нужно ли оправдываться или стерпеть?

    • Как правильно знакомиться, если нет человека, который мог бы представить тебя или человека тебе?

    • Как поступить, если я случайно услышала плохое высказывание в свой адрес со стороны коллег? Нужно сказать, что я все слышала, или сделать вид, что не слышала?

    • Скажите, пожалуйста, как вести себя в коллективе, где люди уже заранее, еще не видя меня, настроены отрицательно?

    • Как заинтересовать собеседника во время разговора?

    • Скажите, пожалуйста, как отказаться от распития спиртных напитков, когда на тебя все смотрят и говорят: «Ну, выпей!»?

    • Директор (женщина) ко мне сильно придирается, старается при обществе унизить. Коллектив меня любит и уважает, я сама женщина, она запрещает общаться с коллективом. Что мне делать?

    • У меня изредка возникает такой вопрос: при знакомстве с человеком спрашивают мое имя. Я не всегда сразу придумаю, как себя назвать, поскольку я педагог: или сказать только имя, или назвать имя с отчеством. На работе, как правило, меня зовут по имени-отчеству, и когда так представляешься, считают, что человек о себе слишком хорошо думает. Так прилично ли так представляться?

    • Как известно, у каждого человека есть лучший друг или подруга. Как поступить, если когда ему или ей плохо, то о тебе вспоминают, а когда хорошо, забывают. Это дружба или нет?

    • Можно ли быть всегда по отношению ко всем доброй, вне зависимости от своего настроения, и как скрывать плохое настроение? Ведь отрицательные эмоции в себе держать нельзя?

    • Что делать, если мой начальник (директор школы) на совещании при всех наговорил на меня того, чего не было? Я ответил, оправдался, но поверили все-таки не мне, а ему и еще сказали, что лучше не говорил бы ничего, а промолчал.

    • Я считаю, что у меня есть большой недостаток, я на работе не могу в какой-либо просьбе отказать своим коллегам, особенно если они старше меня. Но дело в том, что эти дела сильно бьют по моему свободному времени. Что мне делать в такой ситуации?

    • Как вести себя с начальником, к которому не испытываешь искреннего уважения? Нужно ли это делать наигранно?

    • Если администратор с подчиненными (не всеми) ведет себя высокомерно, а сама перед своим начальством по-другому, что в таких случаях делать? Сталкиваться приходится часто и внутренне не находишь общего языка и [стиля] поведения. То, что у нее нет культуры поведения, конечно, ясно. Какой бы вы совет дали?

    • Скажите, пожалуйста, если мой начальник неправильно говорит некоторые слова, должна ли я ему сделать замечание? Конечно, очень корректно. И если такая же ситуация с моим подчиненным?

    • Я хотела бы задать такой вопрос: как нужно вести себя в том случае, когда чувствуешь, что вот-вот сорвешься, выплеснешь отрицательную энергию на других. Какую установку нужно себе дать, чтобы этого не случилось?


    Задание 2. Прочитайте текст. Проиграйте двустороннее интервью: сначала вы отвечаете на ожидаемые вопросы, потом сами задаете вопросы.


    Можно использовать интервью как одну из форм газетной публикации. Искусство брать интервью есть искусство задавать интереснейшие вопросы, помогая собеседнику раскрывать глубину своей личности, глубину своих профессиональных знаний. Самостоятельная работа в этом направлении чрезвычайно важна, поскольку в информационном пространстве сейчас правят бал интервью-экспромты вопреки известному афоризму: лучший экспромт тот, который заранее подготовлен.

    Придумайте вопросы для возможного интервью с известным человеком. Спросите сокурсников, какие вопросы они хотели бы от Вас получить, на какие вопросы им хотелось бы дать выигрышные, с их точки зрения, ответы. Интервью – это и уважение к собеседнику, интерес к его мнению, возможность обогатиться лучшим в собеседнике и обогатить этим других.


    Задание 3. Прорепетируйте экскурсию по предприятию или учреждению, где вы работаете. О чем бы вы рассказали во время такой экскурсии?


    Умение провести интересную экскурсию по тому учреждению, где Вы работаете, относится к числу ярких свидетельств языковой культуры. Этот навык требует, чтобы мы представили чужое незнание и заразили участников экскурсии своей увлеченностью, знаниями секретов своей профессии, талантом передачи подробностей, частностей, деталей.


    Задание 4. Прочитайте, подумайте над прочитанным. Может ли быть выступление на митинге достаточно корректным?


    Выступают на митингах – увы! – не от хорошей жизни, не от хороших событий. Искусство выступать кратко, остро, прозрачно и понятно и вместе с тем в чем-то непредсказуемо и оригинально требует серьезнейшей подготовки, проигрывания дома, репетиций, тем более что митинг предполагает выступление от души, читать «по бумажке» в ситуациях траура значит уже снижать уровень выступления, уменьшая пафос и экспрессию ожидания. Но дело даже не в тексте. Митинговое слово по определению должно быть острее и сильнее обычного, бытового слова. Приведем текст выступления на митинге 7 сентября 2004 г.

    «Дорогие сотрудники, преподаватели, студенты! Новые поколения молодежи нам придется учить в экстремальных условиях абсолютной неуверенности в завтрашнем дне. Я спрашиваю себя, где та ошибка, которая обернулась цепной реакцией черного ужаса, смертью взрослых, смертью детей в так называемое мирное время? Компонентой любого теракта всегда является предательство. Как много сейчас в нашей стране будет зависеть не только от бдительности и собранности, но и от незримой, внутренней чести – не предавать своих же. Мы собрались сейчас для общей молитвы и мольбы за души погибших школьников, погибших учителей, но и еще для того, чтобы напомнить себе, как все мы ответственны друг перед другом. Сегодня Беслан, а завтра? Любой город, любая школа, самолет, станция метро – да что угодно готово. Мы понимаем, какое горе пришло сейчас в каждую бесланскую семью. Прекрасное утро 1 сентября надолго теперь станет зловещим. Каждый день сейчас приносит все новые жертвы. Нас не сломить, но мы вправе потребовать и от руководства страны более жестких, более определенных решений, действий по защите своих соотечественников, своих сограждан!»


    Задание 5. Прочитайте афоризмы, посвященные языку, выберите наиболее вам понравившиеся, выскажете свое мнение, приведите примеры из жизни.


    • «Сказать – это значит создать содержание для другого» (Ортеге-и-Гассет Хосе).

    • «Смерть и жизнь во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его» (Книга притчей Соломоновых 18:22).

    • Человек спрятан за своими словами. Хочешь узнать человека, вслушайся в его речь!

    • Как мы о мире говорим, так мы его и обустраиваем (А. Кожибский).

    • Язык – барьер, разделяющий народы. Язык – щит, защищающий культуру.

    • Истребив слово, вы можете сделать так, что потеряется частица действительности.

    • поэзия есть язык органического факта, то есть факта с живыми последствиями (Б. Пастернак).

    • Текст – это высокоорганизованная машина, обрабатывающая внимание слушающих.

    • Каждый человек – пленник своего языка.

    • Люди и слова взаимно воспитывают друг друга (Men and words reciprocally educate each other).


    Задание 6. Представьте себя на юбилее вашего начальника (подчиненного, сослуживца). Произнесите не слишком короткую речь в честь этого человека. Непременно включите конкретные факты, выразительные подробности, опишите поступки этого человека. Постарайтесь не употреблять местоимений «он», «она», заменяйте их «музыкой имени»...


    Задание 7. Есть интересный жанр – путеводитель, и прекрасно, когда такой текст составлен с любовью, когда он может заинтересовать или очаровать тем, что непосредственно перед глазами. Попробуйте письменно составить текст путеводителя на выбор а) по городу, где живете или куда любите приезжать на отдых; б) по одной из улиц города; в) по... собственной квартире (мы ведь рассказываем гостям о некоторых, бросающихся в глаза предметах домашней обстановки).

    А. Иличевский предлагает типы путеводителей по Москве: путеводитель для ходоков, путеводитель по неосуществившейся Москве (брошенные объекты), путеводитель по мифам / чудесам Москвы, путеводитель по культовым фильмам, снятым в Москве, путеводитель по расстрельной Москве[49].


    Задание 8. Напишите реферат на одну из предложенных тем. Прокомментируйте собственные наблюдения над идеальным решением аналогичных ситуаций.


    Предлагая далее некоторые темы реферативных и учебно-исследовательских работ, подчеркнем, что этот небольшой список содержательно противодействует, противостоит известным аналогам, в которых акцент делается на лежащем на поверхности «более легком» и «более интересном» исследовании того, что «не есть хорошо». Активно изучается сейчас начинающими, молодыми и отнюдь не начинающими исследователями молодежный жаргон (своеобразный лидер по числу посвящаемых ему дипломных работ!), жаргон программистов, просторечие, разговорный компонент в СМИ с включением едва ли не инвектив, изучается «культура интолерантности» – появился даже такой термин вопреки этимологии самого слова «культура».

    Вместе с тем слабо исследуется позитивный материал в художественной литературе, разговорном дискурсе. «Литературы» по языковому позитиву немного, но реферирование и не предполагает погони за количеством источников, более того мы считаем пагубной практику указания книг, которых не видел. А вот в качестве текстов для анализа и тех статей, к которым мы отсылаем, сомнений нет.


    Аристократизм детской речи: педагогика от Френсис Бернетт (на материале произведений «Маленький лорд Фаунтлерой», «Маленькая принцесса», «приключения Сары Кру», «Таинственный сад»).


    Аристократизм женской речи (на материале романа Этель Лилиан Войнич «Сними обувь твою»).


    Идеальное речевое поведение по Ф. Достоевскому (на материале романа «Идиот»; см. учебное пособие В.Ф. Погорельцева*).


    «Долгие разговоры» в семье Аксаковых (по книге «Детские годы Багрова внука» С.Т. Аксакова и статье Дмитрия Шеварова «Гнездо» // Новый мир. 2008. № 12. С. 120 – 128).


    Языковая личность Татьяны Лариной (по статьям: М.А. Кармазинская. Загадка Татьяны // Русская словесность. 1997. № 3. С. 20 – 24; С.В. Савинков. «И все кричат: мое! мое!»: к спору о собственности у пушкина // Мужской взгляд: Сборник филологических эссе. Воронеж: Родная речь, 1997. С. 18 – 20).


    Письма собственным детям: школа эпистолярного мастерства о. П. Флоренского (СС. Т. IV. Письма с Дальнего Востока и Соловков. М.: Мысль, 1998. 795 с.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх