I. Подходы к сходствам и различиям языков в истории языкознания.


1 Одна из сторон ‘мировой загадки’ языка – единство многообразия или разнообразие единства.

Язык является частью, если не основой самосознания индивида.

2 Два эйдетических подхода к сходствам и различиям языков.

Монолингвизм и полилингвизм. Разнообразие точек зрения. Эйдетическое знание.

3 Античные и средневековые взгляды на сходства и различия языков.

Античная философия. Средневековая Европа. Спор о месте и способе существования универсалий. Проблема членения окружающего мира разумом и языком, проблема единичного и общего, дискретного и континуального. Подходы, отличные от европейской традиции.

4 Интерес к вернакулярным языкам в эпоху Возрождения. Перевод.

Позднее средневековье и Возрождение были связаны в Европе с пробуждением интереса к неклассическим языкам: вернакулярным (нормотетическая деятельность Данте Алигьери, трубадуры и грамматики-поэтики, предназначенные для обучения, переводы Библии и других канонических текстов на понятный народный язык) и экзотическим, попавшим в сферу интересов исследователей после великих географических открытий

5 Две стороны единства в понимании Николая Кузанского.

Первичной и универсальнейшей природе во всем во Вселенной, во всех ее дискретных элементах: “единство каждой области, поглощенное континуумом инаковости таким образом, что оно не может существовать в простой абсолютности само по себе из-за недостатка актуальности или единства. Ключевая идея Н. Кузанского. Взгляды Джованни Пико делла Мирандола. Идея универсального божественного языка, как неартикулированного, немого в противовес артикулированному, дискретизированному языку людей Джамбаттиста Вико.

6 Harmonia Linguarum.

Переход к эпохе рационализма. Прием сопоставления канонических библейских текстов и их переводов на европейские языки. Расширение эмпирической и теоретической базы.

7 Port Royal и универсальная грамматика.

Попытки научного осмысления фактов. Идеи грамматики Арно и Лансло. Идеи Боз, Пор-Рояля, работы М.Кур де Жебелена.

8 Концепция континуума в Гермесе Хэрриса. Подход Хэрриса.

9 Концепция универсального языка Лейбница и универсальные трансцендентальные категории у Канта.

Связь всеобщей логики и всеобщего языка. Три крупных этапа в развитии филологии в связи с философскими течениями. Лингвофилософия начала XX века.


II. Взгляд на язык в истории культуры. История и филология: проблемы научной и образовательной интеграции на рубеже тысячелетий.

Толкование выражений "история науки", "история вопросов", внимание к "устаревшим" тезисам, "система взглядов", "родство языков". История лингвистических учений и история языкознания. Факты истории русской культуры.

Взгляд на лингвистику в начале первого, подготовительного периода. Второй – «методический» – период, период поиска эффективных методов и строгих процедур.








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх