Голубятня: Drumuri

Автор: Сергей Голубицкий

Опубликовано 22 июля 2010 года

Дорога в Сахарну идет вдоль Днестра в стороне от сквозных трасс, прорезающих Молдавию с юга на север и с востока на запад. Общее состояние дорог в стране чудовищно. Но даже это слово недостаточно выразительно, чтобы передать весь ужас запустения, которое утвердилось в дорожном управлении Молдавии после ликвидации советской власти. Стойкое воспоминание детства: на выходные едем автобусом в Каролину-Бугаз на море. Зеркало безупречно гладкой, ухоженной, я бы даже сказал, холёной дороги неожиданно сменяется резкими ухабами. Так и есть: пересекли условную границу и выехали на Украину.

Сегодня ситуация развернулась ровно на 180 градусов: потрясающее, невообразимое даже для России, строительство дорог на Украине и полнейший развал в Молдавии. По ощущениям 90% всего дорожного актива в стране - это ещё советские трассы. Новое строительство не ведётся вообще, вместо него - выборочное, случайное, произвольное там-сям латание на уровне решений местных сельсоветов.

До недавних пор вся территория Молдавии представляла собой большое чёрное пятно на картах GPS. То есть с востока - подробнейшая до склада-дома-забора карта Украины, что для iGo, что для Navitel, с запада - ещё более подробная карта Румынии, а посередине - мёртвая зона Молдавии, на которой указаны две транзитных трассы (тех самых - с юга на север и с востока на запад) да столица Кишинёв. Вокруг тишина. Так что приходилось ездить по картам бумажным, которых, собственно, тоже приличных нет. Во всяком случае в прошлом году, когда я последний раз обновлялся, ничего лучше геофизической карты Молдавии в самом большом книжном магазине столицы обнаружить не удалось. Читать эту простынь на ходу немыслимо в принципе, приходится останавливаться. Но на месте разобраться почти невозможно - потому что выглядит карта вот таким образом:

Я понимаю, что это, наверное, замечательная карта для диверсанта НАТО или ещё кого, но для автомобилиста она непригодна ни разу: через пять секунд слежения за дорогой всё сливается в бессмысленное пятно ландшафтных обозначений.

Ну да ладно, в этом году случилось чудо, и группа местных разработчиков Moldova GPS Map Team создали наконец-то карту Молдавии для "Навитела". Причем абсолютно бесплатную, и это всячески подчёркивается на сайте проекта. Новая карта далека до совершенства и лажает постоянно - и в Кишинёве, и по всей территории республики (тьфу, все никак не привыкну - страны!), но она интенсивно развивается и, можно надеяться, через года два научится соответствовать. Стандартам.

В Сахарну я отправился из города Орхей, который находится в 40 километрах от Кишинёва к северу. Во всех путеводителях сказано, что монастырь в 110 километрах от столицы, значит, от Орхея должно было быть километров 70. Но это в теории. "Навител" упорно показывал 145 километров и чертил маршрут перректально: обратно из Орхея почти до Кишинёва (точнее - до Криково, крупнейшего в Европе винохранилища, о котором непременно расскажу в скором времени), затем на левый берег Днестра (!) - то есть в Приднестровье, оттуда - до Резина (это на 10 километров дальше Сахарны) и потом обратно к югу уже до монастыря.

Поразительным образом обратный путь новая экспериментальная GPS карта Молдавии под Navitel рисовала точно так же - через левый берег! Если кто не в курсе, то там везде стоят яростные таможенные заслоны, усиленные бронетранспортерами 20-й Армии (той, что Лебедя), и шмон идёт такой, что ещё шесть лет назад я поклялся никогда в здравом уме и трезвой памяти добровольно на машине через Приднестровье не ездить.

В общем, на свой страх и риск я поехал дорогой, которая на геофизической карте (бумажной) указана, а на GPS-карте отсутствует. Через 10 минут я сразу понял, почему она отсутствует: жаль, не сообразил запечатлеть на камере это незабываемое "нечто" - вы такого не видели никогда. Общее впечатление: дорогу долго и обстоятельно бомбили установками "Град". Причём - из-под земли! То есть сверху всё ровненько, асфальт надорван в двух-трех местах из десяти, но вот под асфальтом творится что-то невообразимое.

Я ехал и всё думал: неужели ЭТО единственный подъезд к самому святому месту Молдавии?! По приезде на стоянке даже подошёл к водителям роскошных двухэтажных туристических автобусов, которые доставляют за немалые деньги туристов из Кишинёва на экскурсии, и спросил, как они добирались. Сказали, что именно так, как и я: через Орхей вдоль деревень Степь-Сочь - Сирота - Отаки - Гординешть - Екимоуць. Но это же не дорога, а страстной путь какой-то!

А что? Очень даже соответствует цели путешествия!

Парковка расположена почти на берегу Днестра, так что в святую обитель нужно подниматься в гору. Первое, что отрывается взору, на подходе к монастырю - часовня и крест на вершине одного из близлежащих холмов:

(картинки гораздо большего размера, чем отображаются на экране: просто сохраните их на диске, либо откройте в отдельном окне)

По приданию монах Варфоломей Чунгу, возродивший Сахарну в 1777 году, уединился на вершине холма, где провел 40 дней в строгом посту и молитвах. Варфоломею явилась Дева Мария в сопровождении трех ангелов и указала место для строительства монастыря. Вот это:

В память о чудесном явлении была построена часовня (та, что видна на вершине холма) - прямо над стопой Богородицы, отпечатавшейся в камне. Места, где стояли ангелы (на трёх вершинах холмов по кругу) отмечены большими деревянными крестами. Крест рядом с часовней был инкрустирован зеркалами, которые на закате и восходе отражают солнечные лучи и создают невообразимо красивое зрелище.

До строительства православного монастыря в Сахарне уже было множество прецедентов духовного затворничества. Первое упоминание этого места относится к 1241 году, когда христианские монахи укрылись от татарских набегов в скальных пещерах на противоположном от Сахарны берегу Днестра. Первое возрождение Сахарны в 1756 году состоялось как раз именно в скальном монастыре, когда в нём снова поселились монахи из монастыря Добровец.

(продолжение следует)







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх