• Особенности интернет-форумов
  • Региональные или тематические блоги и форумы как инструмент раскрутки блогов и сайтов в целях противодействия информационному нападению
  • Тематические интернет-форумы как целевая аудитория в информационной войне

    Особенности интернет-форумов

    По данным зарубежных авторов, уже в 2005 году в Интернете было 120 тысяч дискуссионных групп и форумов.

    Интернет-форум – это своего рода клуб по интересам. Для того чтобы люди могли точнее ориентироваться в пределах интересующей их темы и получать по ней нужную им информацию, на форумах выделяются специальные тематические разделы. В пределах каждого из них есть отдельные темы (их часто называют ветками, топиками или тредами).

    Таким образом, очевидно, что форумы, подобно блогам, позволяют организовать общение между людьми. Недаром их второе распространенное название – дискуссионные площадки. Чаще всего форумы присутствуют в Интернете не самостоятельно, а являются частью сайта или портала. Порталами обычно называют сайты, открывающие доступ к другим сайтам, объединенным какой-то темой, но самостоятельным. Примером небольшого по размерам портала может служить сайт «Конкурентная разведка» одного из авторов этой книги. Он расположен по адресу: www.ci-razvedka.ru и не только содержит информацию по теме, вынесенной в заголовок, но и открывает доступ к различным инструментам, расположенным на самостоятельных сайтах по всему миру.

    Для того чтобы лучше понимать разницу между форумами и блогами, а значит, максимально эффективно использовать форумы, рассмотрим этот вопрос более подробно. Сравнение блогов и форумов было удачно, на наш взгляд, проведено Романом Подоляном из Украины, редактором общественно-правового сайта «СОКол-ЮрОбоз» в его статье «Слухи о смерти форумов сильно преувеличены».[53]

    Блоги и форумы похожи тем, что позволяют общаться в принципе неограниченному числу лиц как в реальном масштабе времени, так и в удобное для них разное время. Однако по некоторым своим возможностям они серьезно различаются. Перечислим эти отличия.

    1. Расположение сообщений на странице. В форуме наверх (в первую строку, видимую пользователем) выходит та тема, комментарий по которой появился позже всех остальных (т. е. он является самым свежим для данного форума).

    Чтобы не было полного перемешивания тем и не затруднялся поиск нужного материала, на форумах существуют отдельные категории для каждого рода сообщений, но внутри каждой категории вверху все равно будет то сообщение, ответ по которому появился последним. Если, предположим, минуту назад на форуме была создана тема с вопросом, то она встает в первой строке перечня обсуждаемых тем.

    Но если следующим будет сообщение в другой теме, созданной год назад и затухшей в течение пяти минут после создания, то эта тема годичной давности, давно забытая всеми, станет первой в списке, а предыдущий лидер сместится вниз и займет вторую строчку. Эту особенность форумов нередко используют в информационных войнах, чтобы «поднять» негативную информацию о противнике и не дать ей забыться.

    В блогах ситуация иная. Обсуждение темы (их там, как известно, называют постом или статьей) в блоге не приводит к изменению последовательности расположения в нем текста. Хотя, как и в форуме, каждый новый комментарий к статье записывается под предыдущим, формируя так называемую ветку (тред). Сама статья, к которой дан новый комментарий, не меняет своего положения относительно других статей. Статья, которую обсуждают, по мере появления новых постов уходит в глубь блога вместе с обсуждением, которое по ней шло.

    Управление контентом. С технической точки зрения, нет большой разницы между контролем над контентом в блоге и форуме. В обоих случаях обычно имеется модератор, который может удалять или редактировать сообщения посетителей, запрещать комментирование тем, видеть адреса, с которых посетители написали свое сообщение, ограничивать доступ посетителей на блог или форум. Но на практике исторически сложилось так, что чаще всего блог абсолютно подконтролен воле одного человека, тогда как форумы более демократичны (а иногда и просто никем не контролируемы). На входе в форум, как правило, висят правила поведения на данном ресурсе, а на входе в блог их обычно нет. Хотя и здесь возможны отклонения от общей ситуации в обе стороны: масса форумов не соблюдает объявленных ими же самими правил, а на входе в журналы некоторых блоггеров правила присутствуют.

    Кто может быть инициатором темы (тредстартером). На форуме тредстартером может быть любой зарегистрированный пользователь. В блоге, как правило, эту функцию выполняет владелец или тот, кто выступает от его имени. Вот почему форумы в значительно большей степени ближе к равноправию участников, чем блоги.

    Продолжительность активного обсуждения темы. За счет встроенной функции поиска в форуме значительно проще найти нужную тему, чем в блоге. Поэтому человек, которому требуется найти ответ на свой вопрос, в форуме обычно может это сделать быстрее, чем в комментариях блога.

    Если при комментировании в блоге собеседники дали ответ на вопрос, который интересует посетителя, пришедшего в поисках этого ответа, то в такой ситуации разницы между форумом и блогом для него не будет. Но если посетителю ответ не кажется полным и ему требуется что-либо уточнить, то блог становится значительно менее удобным инструментом, чем форум. Ведь уточняющий вопрос, заданный в блоге, окажется невидим большинству людей, так как он «спрятан» в глубине просто в силу того, что появилось много новых постов.

    В форуме же уточняющий вопрос новичка поднимет тему в верхнюю часть страницы и тем самым привлечет всеобщее внимание. И действительно, на форумах некоторые темы обсуждаются годами, тогда как на блогах обсуждение занимает значительно более короткий период времени. Разумеется, есть исключения и здесь. Например, блог Дениса Фурсова из Санкт-Петербурга, посвященный правильному поиску с помощью Яндекса, стал постоянно действующей площадкой, где обсуждаются проблемы поиска. Однако такие исключения довольно редки и не меняют общей ситуации.

    Резюмируя, можно процитировать Романа Подоляна: «Почему блоги не заменят форумы? Пока людям будут нужны коллективные обсуждения, близкие к равноправным, – до тех пор будут нужны и форумы. Пока людям будет нужно личное пространство – до тех пор будут и блоги».[54]

    Чтобы интернет-форумы стали полезным инструментом в раскрутке блога, надо понимать некоторые их особенности. Мы рассмотрим их несколько под другим углом зрения, нежели когда мы сравнивали форумы и блоги.

    1. На форуме каждый имеет право высказать свое мнение и вправе получить ответ.

    Это действительно так, но есть некоторые ограничения.

    Для того, чтобы форум не превратился в банальную рекламную площадку или в место, где люди могут нецензурно ругать друг друга, а также для того, чтобы он оставался тематическим, существуют модераторы, наделенные полномочиями корректировать (или полностью удалять) сообщения, запрещенные правилами форума, обычно вывешенными на входе. Кроме того, модераторы имеют право запрещать доступ на форум тем или иным людям на разный срок. Модераторы, как правило, назначаются из числа постоянных посетителей форума, с точки зрения владельца или распорядителя интернет-ресурса, хорошо зарекомендовавших себя. На небольшом форуме модератором может выступать сам его владелец.

    Как правило, человек имеет право задавать не любые вопросы, а лишь те, что относятся к теме форума. Нетематические вопросы обычно запрещены (их называют оффтопиками). Модератор вправе наказать автора оффтопика и/или совсем убрать его вопрос.

    Ответы на форумах даются только на добровольных началах. Никто не обязан отвечать на заданный вопрос.

    2. На форуме каждый имеет право идентифицировать себя в той степени, в которой считает нужным.

    Для того, чтобы иметь право участвовать в форуме, так же, как и в блоге, необходим ник. В принципе это тот минимум информации, который требуется для регистрации. Каждый имеет право дать о себе дополнительную информацию, но не обязан это делать.

    Несколько лет назад можно было оставлять сообщения в форумах и без регистрации. Но в связи с развитием распространяемого роботами спама на форумах эта практика почти повсеместно прекращена.

    При регистрации сегодня чаще всего требуется указывать действующий адрес электронной почты. Порой недобросовестные владельцы форумов продают адреса посетителей спамерам. Чтобы не попасть в списки несанкционированной рассылки, можно воспользоваться одноразовым почтовым ящиком, который живет кратно 10 минутам.[55] Правда, в этом случае будет невозможно восстановить забытый пароль, поэтому альтернативой может служить открытие почтового ящика на бесплатном ресурсе специально для регистрации на форуме. Вы можете не читать сообщения в таком почтовом ящике, поэтому спам вас беспокоить не будет, но при необходимости с его помощью можно будет восстановить свой пароль к форуму.

    3. Можно поднять все высказывания человека за время его пребывания на интернет-форуме.

    Практически везде на форумах есть «кнопка», позволяющая получить доступ к высказываниям определенного человека за все время его пребывания на форуме. Дата высказывания фиксируется автоматически и не может быть изменена пользователем самостоятельно.

    4. Как правило, на форумах есть поиск внутри сообщений по ключевым словам.

    Это позволяет находить слова или словосочетания и таким образом ориентироваться в многолетней базе данных форума.

    Важно, что форумы частично относятся к «невидимому Интернету». Это значит, что никаким другим способом, кроме встроенного поиска, нельзя найти некоторую часть содержащейся там информации.

    5. Материалы интернет-форумов (по данным западных авторов) хранятся около 10 лет.

    6. В последнее время на многих форумах ссылки на внешние ресурсы перестают учитываться поисковыми машинами.

    Это связано с тем, что спамеры начали активно размещать на форумах свои сообщения. Появились спамерские программы, способные обходить довольно сложные процедуры регистрации. Для того чтобы сделать спам на форумах нецелесообразным, администраторы часто запрещают поисковым машинам индексировать внешние ссылки. Однако часто, даже когда ссылки не учитываются в определении авторитетности сайта или блога, пауки совершают по ним переходы на блог, поэтому гиперссылки на блог из форумов все же имеют смысл – ведь частота повторной индексации вашего ресурса может несколько возрасти. А самое главное – на него перейдут люди, которые могут разделить вашу точку зрения и, возможно, дать на вас гиперссылку. Любое увеличение численности ваших сторонников позволит вам получить преимущество в информационной войне.

    7. Многие популярные форумы хорошо индексируются поис ковыми машинами и имеют высокий рейтинг доверия.

    Форумы, пользующиеся большой популярностью у людей, хорошо индексируются поисковыми машинами. Если форум качественно модерируется, на нем отсутствует беспорядочная реклама, нет нецензурных выражений и ссылок на спамерские ресурсы, то информация, попавшая него, не только становится быстро известной RSS-агрегаторам, но довольно оперативно попадает в «основной индекс» поисковых машин. Разумеется, блоггер заинтересован в том, чтобы найти тематические форумы по возможности быстро.

    Рассмотрим поиск нужных интернет-форумов на примере Яндекса. В нем искать целевую аудиторию для нашего мастер-класса можно как минимум двумя способами – через блоги Яндекса и в «основном индексе» – через основную поисковую строку. В обоих случаях язык запросов Яндекса работает, что позволяет составить запрос той степени детализации, которая требуется в каждой конкретной ситуации.

    Поисковый запрос в случае поиска тематических для конкретной информационной войны форумов можно делать не очень сложным, так как вас будет устраивать достаточно широкий диапазон ответов, и при этом то, что вы получите не самый полный охват вариантов, не будет проблемой. В поиске все время приходится балансировать между слишком жестким запросом, где не исключено, что вместе с водой выплеснут и младенца, и чересчур мягким, где относительно много информационного мусора. Но что не может не порадовать – всегда имеется несколько правильных вариантов решения, поэтому нет смысла что-то заучивать, а достаточно понять алгоритм работы.

    Подробно язык запросов поисковых машин изложен в нашей книге «Интернет-разведка. Руководство к действию» (М.: Вершина, 2007). Описание языка запросов Яндекса можно найти также в разделе «Помощь» на сайте этого поисковика. Здесь мы вкратце рассмотрим варианты запросов в блоги Яндекса. Блоги Яндекса – это служба, которая целенаправленно отслеживает сообщения в блогах и форумах и отличается большой оперативностью в предоставлении информации.

    Запрос: Секретов /1 (Секрет / + 1 Секретович).

    Что означает: нам нужны документы, содержащие словосочетания «Секретов Секрет Секретович» или «Секрет Секретович Секретов» и при этом словоформы могут быть любыми – например, «Секретова Секрета Секретовича» или «Секретову Секрету Секретовичу» и даже «Секретову Секретом Секретович».

    Запрос: + мнение && + форум && + (спортивная / + 1 спелеология).

    Что означает: мне нужны документы, содержащие в любом месте документа слова «мнение», «форум» и «спортивная спелеология» (именно в такой последовательности, а не «спелеология спортивная»).

    Запрос: + (истории | шутки | приколы | анекдоты) && + форум && + + ((спортивная / + 1 спелеология)|(кулинария)).

    Что означает: мне нужны документы, содержащие слова «истории», или «шутки», или «приколы», или «анекдоты» и чтобы в любом месте документа, их содержащего, были слова «спортивная спелеология» (именно в такой последовательности) или «кулинария».

    На найденных таким образом ресурсах было бы целесообразно разместить ссылку на ваш блог или сайт. Для этого требуется найти повод. Учитывая, что тематика блога или сайта в случае отражения черного PR со стороны гипотетического Секретова Секрета Секретовича совпадает с тематикой постов в форуме, обнаруженном по приведенному запросу, найти такой повод должно быть достаточно просто.

    Региональные или тематические блоги и форумы как инструмент раскрутки блогов и сайтов в целях противодействия информационному нападению

    Как показала практика блога журнала «Деловой квартал» в Екатеринбурге и форума, расположенного на той же площадке, региональные блоги и форумы имеют достаточно высокий рейтинг у поисковых машин, и поэтому могут быть эффективны в защите от информационного нападения. Так, материалы, опубликованные на блоге «Делового квартала», уже через 12 часов после размещения на нем ссылки на наш блог вывели его на первое место в Яндексе по запросу «Секретов Секрет Секретович». И в дальнейшем ресурсы, на которые были даны ссылки с «Делового квартала», стабильно получали высокий рейтинг. Как уже говорилось, такой эффект достигается на тех форумах, которые пользуются популярностью у людей и при этом хорошо модерируются. Пользуясь этими площадками, вы получаете хорошую поддержку с их стороны. Однако это не значит, что там можно размещать все, что вам заблагорассудится. Вы можете разместить там только те материалы, которые интересны пользователям регионального форума, и при этом эти материалы не должны содержать оскорблений и клеветы, а также нецензурных слов. При соблюдении этих важных условий вы фактически платите за свою поддержку тем, что даете региональному форуму интересный контент, привлекающий на него дополнительных пользователей. Подумайте, как сделать тему вашей информационной войны интересной людям. Расскажите более подробно (в рамках разумного) о том, как технически вы организовали оборону от агрессора, напавшего на вас с помощью инструментов черного PR. Покажите, почему вы считаете, что любой человек или любое предприятие могут стать жертвой подобного нападения. По возможности придайте своей войне игровую или по крайней мере интерактивную форму, дайте возможность людям апробировать какие-то инструменты, выступая на вашей стороне, обеспечьте им легкое вступление в вашу войну и легкий выход из нее. При соблюдении этих правил вы, возможно, организуете подобие народного фронта с неограниченным числом участников. Если вам удастся сделать свою идею привлекательной для людей, этот фронт может быть неограничен ни в кадрах, ни по времени. Учитывая, что мы говорим именно о защите от черного PR, т. е. от заведомой лжи, распространяемой в отношении вас, как правило, вы сможете справиться с этими задачами.

    Размещение на региональном ресурсе делает ваши материалы более доступными для людей, живущих в том регионе, где расположен региональный форум, так как внутренний трафик стоит значительно дешевле внешнего.

    Достаточно часто на региональных форумах размещаются сообщения блоггеров с других площадок. Вы тоже можете разместить там свои материалы (перепечатанные с других ваших блогов или созданные вновь). Категорическое условие при этом – ваши тексты должны соответствовать тематике регионального форума, быть написаны грамотным языком и являться информативными, полезными для сообщества. В противном случае путь на региональный форум будет вам заказан. Нельзя просто рекламировать свой блог или сайт, посвященный отражению нападения черных пиарщиков. За право разместить ссылку с раскрученного форума на свой блог или сайт вы обязательно должны заплатить информацией, полезной для участников этой дискуссионной площадки.

    Столь же эффективен тематический форум «Состав» («Sostav», www.forumsostav.ru) – один из крупнейших, если не крупнейший рунетовский ресурс, посвященный маркетингу. Модераторы «Состава» и подобных ему тематических сайтов всегда отнесутся благосклонно к вашей гиперссылке, если ваш блог или сайт, на который она ведет, полезен участникам форума.






     

    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх