• 4.1. Что такое форматирование
  • 4.2. Параметры шрифта
  • 4.3. Группа Шрифт вкладки Главная
  • 4.4. Форматирование абзацев
  • Выравнивание
  • Расстановка переносов
  • Интервал
  • Отступы и выступы
  • Буквица
  • Заливка и границы текста
  • 4.5. Создание списков
  • Маркированные списки
  • Нумерованные списки
  • Многоуровневые списки
  • 4.6. Многоколоночный текст
  • 4.7. Стили и шаблоны
  • Использование стандартных стилей
  • Создание пользовательских стилей
  • Создание документов при помощи шаблонов
  • Создание пользовательских шаблонов
  • 4.8. Темы документа
  • 4.9. Мини-панель инструментов
  • Глава 4

    Форматирование документа

    4.1. Что такое форматирование

    Когда вы набираете текст и редактируете его, необходимо следить не только за содержанием документа и отсутствием в нем ошибок, но и за его удобочитаемостью. Один и тот же текст в документе может быть представлен абсолютно по-разному. На рис. 4.1 и 4.2 изображен документ, содержащий один и тот же текст, но на рис. 4.1 он красиво оформлен, а на рис. 4.2 просто набран. Естественно, в первом случае текст читается гораздо легче, так как сразу видны заголовки, маркеры списка, можно быстро найти нужную информацию. Оформление может включать в себя выделение текста посредством изменения размера, гарнитуры и начертания шрифта, вставку списков, выравнивание по центру страницы. Все эти и другие параметры оформления текста принято называть форматированием.

    Рис. 4.1. Текст с форматированием


    Рис. 4.2. Текст без форматирования


    Word содержит большое количество средств форматирования, с помощью которых можно существенно улучшить внешний вид документов на экране и при печати. Правильно оформленный документ облегчит зрительное восприятие, а выделенные должным образом участки текста укажут, на чем нужно сосредоточиться. В то же время неудачно подобранное форматирование может стать причиной неправильного понимания содержимого документа. Перегруженный элементами форматирования документ только затруднит чтение, поэтому при оформлении нужно всегда придерживаться золотой середины. Есть несколько правил, которые необходимо соблюдать при выборе параметров форматирования:

    • подбирайте такую гарнитуру шрифта, чтобы она сочеталась со стилевыми особенностями текста;

    • не используйте в одном документе более трех гарнитур и четырех начертаний;

    • не выбирайте для одного документа более четырех размеров шрифта.

    4.2. Параметры шрифта

    Наиболее часто форматирование осуществляется при помощи изменения атрибутов шрифта. Самый простой способ привлечь внимание к слову в тексте – выделить его полужирным шрифтом или курсивом. Эти атрибуты называются начертанием шрифта. Кроме них, шрифт имеет и другие атрибуты, такие, как размер (кегль) и гарнитура.

    Форматирование текста можно осуществлять как в процессе набора, так и после его выполнения. Помните, что если вы хотите форматировать набранный текст, то его обязательно нужно выделить. Исключение составляет только форматирование одного слова – для его оформления достаточно установить в нем курсор.

    Параметры оформления текста, которые имеют отношение к шрифту, собраны в диалоговом окне Шрифт. Для его открытия выполните одно из следующих действий:

    • щелкните на кнопке, которая находится в группе Шрифт вкладки Главная на ленте (рис. 4.3);

    Рис. 4.3. Кнопка открытия окна Шрифт


    • нажмите сочетание клавиш Ctrl+D;

    • выберите команду Шрифт в контекстном меню (рис. 4.4).

    Рис. 4.4. Выбор в контекстном меню команды Шрифт


    Диалоговое окно Шрифт имеет две вкладки: Шрифт и Интервал. Рассмотрим доступные параметры.

    • При помощи вкладки Шрифт (рис. 4.5) можно выбирать цвет текста, изменять начертание шрифта (обычный, курсив, полужирный, полужирный курсив), устанавливать размер и цвет символов.

    Рис. 4.5. Вкладка Шрифт одноименного окна


    • Вкладка Интервал (рис. 4.6) помогает определить расстояние между символами шрифта. В зависимости от выбранного варианта шрифт может быть уплотненным, обычным и разреженным. На этой же вкладке можно выбрать масштаб, при котором символы становятся шире или уже (если больше 100 %, то текст растягивается, если меньше – сжимается).

    Рис. 4.6. Вкладка Интервал окна Шрифт

    4.3. Группа Шрифт вкладки Главная

    Изменять параметры шрифта можно, используя не только вкладку Шрифт одноименного окна. Во многих случаях гораздо удобнее пользоваться инструментами группы Шрифт вкладки Главная на ленте (рис. 4.7).

    Рис. 4.7. Группа Шрифт вкладки Главная


    С помощью кнопок группы Шрифт можно выполнять все основные действия по оформлению текста:

    • изменять начертание шрифта – делать полужирным

    курсивным

    подчеркнутым

    зачеркнутым


    Если щелкнуть на треугольнике справа от кнопки Подчеркнутый, то появится список, в котором можно выбрать тип, толщину и цвет линии подчеркивания (рис. 4.8);

    Рис. 4.8. Список вариантов линии подчеркивания


    • создавать подстрочные

    и надстрочные

    индексы;

    • изменять регистр

    При щелчке на треугольнике справа от кнопки появляется меню, из которого можно выбрать нужное действие (рис. 4.9);

    Рис. 4.9. Меню кнопки Регистр


    • выделять текст цветом

    (можно сравнить с выделением текста на листе бумаги маркером) и задавать цвет шрифта

    Если щелкнуть на треугольниках справа от кнопок, то появится список доступных цве,

    тов (рис. 4.10);

    Рис. 4.10. Список доступных цветов шрифта


    • задавать гарнитуру (тип) шрифта (рис. 4.11). Наиболее распространены гарнитуры Times New Roman, Arial, Courier New;

    Рис. 4.11. Список гарнитур шрифта


    • выбирать кегль (размер) шрифта (рис. 4.12);

    Рис. 4.12. Список размеров шрифта


    • увеличивать

    или уменьшать

    размер шрифта с шагом в один пункт;

    • очищать формат, то есть убирать оформление

    4.4. Форматирование абзацев

    В предыдущем разделе вы познакомились с инструментами форматирования символов. В Word имеются также специальные возможности для оформления текста в рамках абзацев: выравнивание, междустрочный интервал и отступы. При помощи этих характеристик можно быстро придать тексту аккуратный вид. Операции форматирования с абзацами, как и с другими элементами текста, производятся только после их предварительного выделения.

    Выравнивание

    Выравнивание текста на странице – одна из важнейших операций форматирования. При помощи выравнивания можно, например, поместить заголовок текста посередине страницы, а подпись в конце письма – по правому краю. Многие начинающие пользователи для подобных задач многократно нажимают клавишу пробел, однако при помощи выравнивания управлять размещением текста на странице проще, быстрее и правильнее.

    В Word можно выравнивать текст:

    • по левому краю – используется в документах Word по умолчанию;

    • по центру – чаще всего применяется для заголовков;

    • по правому краю – так обычно выравнивают подписи в письмах и деловых документах, а также подзаголовки;

    • по ширине – чаще всего используется в документах, предназначенных для вывода на печать и последующего чтения (выровненный по ширине документ на листе бумаги выглядит аккуратнее, его легче воспринимать). При этом текст выравнивается по левому и правому краю, а пробелы между словами увеличиваются.

    Чтобы выровнять весь абзац, его необязательно выделять, достаточно установить курсор в его любое место. Для выравнивания определенного участка текста его нужно выделить.

    Выравнивание всего текста или отдельных абзацев можно изменить несколькими способами:

    • при помощи соответствующих кнопок группы Абзац вкладки Главная на ленте:

    · По левому краю


    · По центру


    · По правому краю


    · По ширине


    • используя список Выравнивание диалогового окна Абзац (рис. 4.13).

    Рис. 4.13. Диалоговое окно Абзац, список Выравнивание


    Это окно можно вызвать, щелкнув на кнопке открытия окна в группе Абзац вкладки Главная на ленте (рис. 4.14) или выполнив команду Абзац контекстного меню, которое появляется при щелчке правой кнопкой мыши в любом месте абзаца.

    Рис. 4.14. Кнопка вызова окна Абзац

    Расстановка переносов

    При выравнивании по ширине узких блоков текста (например, колонок) пробелы между словами могут оказаться слишком большими. Чтобы этого избежать, нужно расставить переносы следующим образом.

    1. Перейдите на вкладку Разметка страницы ленты. В группе Параметры страницы щелкните на кнопке Расстановка переносов (рис. 4.15).

    Рис. 4.15. Меню кнопки Расстановка переносов


    2. Выполните в меню команду Авто. В результате переносы будут расставлены автоматически во всем документе.

    3. При необходимости настройте параметры переносов в окне Расстановка переносов (рис. 4.16), которое открывается при выполнении команды Параметры расстановки переносов меню кнопки Расстановка переносов.

    Рис. 4.16. Диалоговое окно Расстановка переносов

    Интервал

    Междустрочный интервал – это вертикальное расстояние между строками текста внутри абзаца. По умолчанию в Microsoft Word используется одинарный интервал. Однако в зависимости от типа документа его можно изменять. Например, для некоторых типов научных работ стандартом является полуторный интервал.

    Для изменения интервала сделайте следующее.

    1. Откройте окно Абзац, щелкнув на соответствующей кнопке группы Абзац (см. рис. 4.14), и перейдите на вкладку Отступы и интервалы.

    2. Выберите один из вариантов списка междустрочный в области Интервал (рис. 4.17).

    Рис. 4.17. Выбор интервала в диалоговом окне Абзац


    В Word доступны следующие типы интервала.

    • Одинарный – интервал для каждой строки в зависимости от наибольшего символа строки. Величина превышения интервала над размером шрифта зависит от используемой гарнитуры шрифта.

    • 1,5 строки – интервал, в полтора раза больший одинарного.

    • Двойной – интервал, в два раза больший одинарного.

    • Минимум – интервал для шрифтов больших размеров или графики, которым не подходят другие интервалы.

    • Точно – фиксированный междустрочный интервал, одинаковый для всех строк. Его значение устанавливается пользователем.

    • Множитель – междустрочный интервал, который увеличивается или уменьшается в соответствии с указанным множителем. Например, если значение множителя составляет 1,4, это означает увеличение интервала на 40 %. Если значения множителя 0,6, это означает уменьшение его на 40 %. Установка множителя 1,5 эквивалентна установке полуторного интервала.

    При выборе типов интервалов Минимум, Точный и Множитель значение указывается в поле значение области Интервал.

    Наиболее применяемые интервалы можно изменять, не вызывая окно Абзац. Для этого можно пользоваться кнопкой Междустрочный интервал в группе Абзац вкладки Главная на ленте (рис. 4.18).

    Рис. 4.18. Список кнопки Междустрочный интервал

    Отступы и выступы

    Отступ – это расстояние между текстом и левым или правым полем страницы. Регулировать отступ можно вручную при помощи горизонтальной линейки (как включить отображение, читайте в подразд. «Линейка» разд. 1.4).

    Отступы можно разделить на три вида:

    • отступ слева – устанавливает положение всего абзаца относительно левого поля страницы, для его изменения используйте маркер, изображенный на рис. 4.19;

    Рис. 4.19. Маркер отступа слева


    • отступ справа – задает положение всего абзаца относительно правого поля страницы, для его изменения используйте маркер, изображенный на рис. 4.20;

    Рис. 4.20. Маркер отступа справа


    • отступ первой строки – определяет положение первой строки абзаца, для его изменения используйте маркер, изображенный на рис. 4.21.

    Рис. 4.21. Маркер отступа первой строки


    Наряду с отступами могут использоваться выступы. Выступ смещает текст влево от первоначальной линии текста, при этом он не распространяется на первую строку абзаца. Обычно выступы применяют при создании нумерованных и маркированных списков, указателей. Для установки выступа используйте маркер (рис. 4.22).

    Рис. 4.22. Маркер выступа


    Отрегулировать отступы и выступы можно не только при помощи горизонтальной линейки, но и в диалоговом окне Абзац. Для этого сделайте следующее.

    1. Выделите абзац, для которого необходимо задать форматирование.

    2. Откройте окно Абзац, щелкнув на соответствующей кнопке группы Абзац (см. рис. 4.14). Перейдите на вкладку Отступы и интервалы.

    3. Для установки правого и левого отступов введите значение правого отступа в поле Справа и левого в поле Слева области Отступ (рис. 4.23). Отступ может иметь не только положительное, но и отрицательное значение. Если вы зададите отрицательное значение отступа, текст будет вынесен на правое или левое поле.

    Рис. 4.23. Задание отступов в окне Абзац


    4. Для установки отступа или выступа первой строки выберите в списке первая строка пункт Отступ или Выступ и введите значение в поле на.

    5. Нажмите кнопку OK, чтобы подтвердить изменения.

    Для настройки отступов можно также использовать:

    • клавишу Tab на клавиатуре;

    • сочетание клавиш Ctrl+M (для установки отступа) и Ctrl+Shift+M (для удаления отступа);

    • кнопки Увеличить отступ

    для установки отступа и Уменьшить отступ

    для удаления отступа, которые находятся в группе Абзац вкладки Главная на ленте. Используя их, установить отрицательное значение отступа невозможно.

    Буквица

    Буквицы позволяют привлечь внимание пользователя к абзацам. Word дает возможность создавать буквицы, которые могут занимать от одной до десяти строк текста. Буквицы являются самостоятельными объектами, помещенными в рамку, поэтому их можно перемещать, изменять размеры и отдельно форматировать.

    Для добавления буквицы сделайте следующее.

    1. Перейдите в режим Разметка страницы, щелкнув на одноименной кнопке в строке состояния.

    2. Установите курсор в любое место абзаца, первую букву которого нужно оформить.

    3. Переключитесь на вкладку Вставка на ленте и нажмите кнопку Буквица. Появится меню (рис. 4.24).

    Рис. 4.24. Список команд кнопки Буквица


    4. Выберите один из видов буквиц в меню:

    • В тексте – буквица будет выровнена по левому краю (рис. 4.25);

    Рис. 4.25. Положение буквицы В тексте


    • На поле – буквица будет вынесена на поле (рис. 4.26).

    Рис. 4.26. Положение буквицы На поле


    5. Настройте параметры буквицы (шрифт, размер, расстояние до текста) в окне Буквица (рис. 4.27), которое появляется при выполнении команды Параметры буквицы меню кнопки Буквица.

    Рис. 4.27. Окно настройки буквицы


    Для удаления буквицы выберите в меню кнопки Буквица команду Нет.

    Заливка и границы текста

    Чтобы залить цветом абзац, в котором установлен курсор, или выделенный фрагмент текста, используйте кнопку Заливка

    которая находится в группе Абзац вкладки Главная на ленте. Для выбора цвета нажмите стрелку справа от кнопки и в появившемся списке щелкните на нужном цвете. При подведении указателя мыши к ячейке с цветом данный цвет сразу отображается в тексте, и вы можете оценить, подходит ли он. При этом также появляется название цвета в виде всплывающей подсказки (рис. 4.28).

    Рис. 4.28. Выбор цвета заливки абзаца


    Чтобы убрать заливку, щелкните на кнопке Заливка и выберите в появившемся меню команду Нет цвета. Выполнив в данном меню команду Другие цвета, вы сможете в открывшемся окне Цвета настроить другие цвета для списка кнопки Заливка.

    Для оформления текста с помощью границ щелкните на стрелке справа от кнопки типа границы, которая находится в группе Абзац вкладки Главная на ленте, и укажите в появившемся списке нужный вариант (рис. 4.29). Чтобы убрать границы, щелкните на стрелке справа от кнопки типа границы и выберите в меню команду Нет границы.

    Рис. 4.29. Типы границ

    4.5. Создание списков

    Очень часто бывает необходимо выделить какие-нибудь части текста визуально (например, при перечислении). Простое выделение абзаца не дает должного эффекта. В этом случае есть смысл воспользоваться маркерами или нумерацией. Маркеры объединяют пункты, связанные одной темой. Нумерованные списки содержат пункты, следующие друг за другом. Примеры использования нумерованных и маркированных списков вы можете без труда найти в этой книге. Кроме того, бывают многоуровневые списки, содержащие в себе вложенные списки. Такие списки используются в документах со сложной структурой.

    Для создания нумерованных, маркированных и многоуровневых списков можно использовать кнопки Маркеры

    Нумерация

    и Многоуровневый список

    в группе Абзац вкладки Главная на ленте. Если просто щелкнуть на этих кнопках, то будет создан список с последним выбранным форматированием. Если щелкнуть на треугольнике справа от кнопки, то раскроется список с вариантами оформления списка. При наведении указателя мыши на вариант списка вы сразу увидите, как он будет выглядеть в тексте (рис. 4.30).

    Рис. 4.30. Выбор оформления списка


    Нумерованные и маркированные списки можно также создать с помощью команд Нумерация (рис. 4.31) и Маркеры (рис. 4.32) контекстного меню, которое появляется при щелчке правой кнопкой мыши на строке будущего списка или на выделенном фрагменте текста, который нужно оформить списком.

    Рис. 4.31. Создание нумерованного списка с помощью контекстного меню


    Рис. 4.32. Создание маркированного списка с помощью контекстного меню


    Для создания списка сделайте следующее.

    1. Выделите требуемый участок текста.

    2. Щелкните правой кнопкой мыши и выберите нужный пункт контекстного меню или щелкните на необходимой кнопке в группе Абзац вкладки Главная на ленте.

    3. Щелкните на нужном типе маркера.

    Совет

    Вы можете создать список и перед началом набора текста. Установите курсор в то место, откуда вы желаете начать список, и выполните описанные выше действия. Нажмите клавишу Enter, чтобы начать новый абзац и новый раздел списка.

    Маркированные списки

    При создании маркированных списков можно использовать самые разные типы маркеров. Список кнопки Маркеры (см. рис. 4.30) и одноименная команда контекстного меню (см. рис. 4.32) позволяют выбрать один из семи наиболее применяемых маркеров. Кроме того, можно создать собственный тип маркера. Для этого выберите команду Определить новый маркер из списка кнопки или команды контекстного меню.

    Окно Определение нового маркера (рис. 4.33), которое появится после выполнения этого действия, позволяет задать следующие параметры оформления маркера:

    • Символ – оформление маркера в виде знака таблицы символов;

    • Рисунок – оформление маркера в виде рисунка, имеющегося в коллекции клипов;

    • Шрифт – оформление маркера в виде текстового символа;

    • Выравнивание – положение маркера относительно текста.

    Рис. 4.33. Диалоговое окно Определение нового маркера


    В области Образец вы сможете увидеть, как будет выглядеть список с заданными параметрами.

    Если щелкнуть правой кнопкой мыши на пункте маркированного списка, то появится меню. Команда контекстного меню Изменить отступы в списке открывает окно, которое дает возможность изменить отступ текста абзаца от номера, положение номера, а также задать символ после номера (обычно используется табуляция, можно также выбрать пробел) (рис. 4.34).

    Рис. 4.34. Окно Изменение отступов в списке


    Команда Изменить уровень списка (она есть и у кнопки Маркеры, и в подменю Маркеры контекстного меню) позволяет изменять уровень пункта списка. При наведении на эту команду указателя мыши раскрывается подменю, в котором можно выбрать нужный вариант уровня списка (рис. 4.35).

    Рис. 4.35. Подменю команды Изменить уровень списка

    Нумерованные списки

    При создании нумерованных списков можно использовать самые разные типы нумерации. Список кнопки Нумерация (рис. 4.36) и одноименная команда контекстного меню (см. рис. 4.31) позволяют выбрать один из семи наиболее часто используемых типов нумерации. Кроме того, можно создать собственный тип нумерации. Для этого выберите команду Определить новый формат номера из списка кнопки или команды контекстного меню.

    Рис. 4.36. Варианты нумерованных списков


    Диалоговое окно Определение нового формата номера (рис. 4.37), которое появится после выполнения этого действия, позволяет задать следующие параметры оформления маркера:

    • нумерация – тип нумерации;

    • Шрифт – оформление номера в виде текстового символа;

    • Формат номера – выбор текста, который будет располагаться после номера;

    • Выравнивание – положение номера относительно текста.

    Рис. 4.37. Окно Определение нового формата номера


    Если в документе используется несколько нумерованных списков, не связанных между собой, то при создании каждого следующего списка щелкните на пункте списка, который должен быть первым, правой кнопкой мыши и выберите в контекстном меню команду Начать заново с 1 (рис. 4.38). Если необходимо продолжить нумерацию, то выберите команду Продолжить нумерацию из контекстного меню.

    Рис. 4.38. Задание первого пункта списка


    При выполнении команды Задать начальное значение контекстного меню открывается окно, с помощью которого также можно начать список заново или продолжить его, а кроме того, можно указать номер, с которого будет начинаться список (рис. 4.39).

    Рис. 4.39. Окно Задание начального значения


    Команды Изменить отступы в списке и Изменить уровень списка для нумерованного списка аналогичны таким же командам для маркированного списка (см. выше).

    Многоуровневые списки

    Microsoft Word позволяет создавать также многоуровневые списки, содержащие до девяти уровней различных списков. При этом каждый уровень может иметь собственный маркер или номер.

    Кнопка Многоуровневый список, которая находится в группе Абзац вкладки Главная на ленте, позволяет выбрать один из семи наиболее часто используемых типов многоуровневых списков (рис. 4.40).

    Рис. 4.40. Доступные типы многоуровневых списков


    Кроме того, можно создать собственный тип многоуровневого списка. Для этого выберите команду Определить новый многоуровневый список из списка кнопки. В результате появится окно Определение нового многоуровневого списка. Если нажать кнопку Больше, то появятся расширенные настройки (рис. 4.41).

    Рис. 4.41. Окно Определение нового многоуровневого списка


    Параметры, представленные в окне Определение нового многоуровневого списка, аналогичны настройкам нумерованного списка. Однако в данном случае можно выбрать настройки нумерации отдельно для каждого уровня, а кроме того, можно связать уровень списка со специально созданным стилем (подробнее о стилях читайте ниже). Чтобы создать стиль многоуровневого списка, нужно в меню кнопки Многоуровневый список выбрать команду Определить новый стиль списка. В результате появится окно, в котором можно определить гарнитуру, размер, начертание, цвет шрифта номера списка каждого уровня.

    4.6. Многоколоночный текст

    Кроме обычного расположения текста на бумаге Microsoft Word дает возможность оформлять текст в виде колонок. При таком расположении текст читается сверху вниз, зигзагообразно переходя на следующую колонку. Подобный способ отображения текста широко используется в газетных и журнальных статьях и др.

    Многоколоночный текст форматируется точно так же, как и обычный. Однако, в отличие от обычного текста, в котором объектом редактирования является весь текст (или выделенный его участок), при редактировании многоколоночного текста объектом форматирования может служить одна колонка.

    Колонки можно создать при помощи кнопки Колонки группы Параметры страницы вкладки Разметка страницы ленты. При ее нажатии появляется список доступных вариантов (рис. 4.42).

    Рис. 4.42. Список кнопки Колонки


    Для создания колонок сделайте следующее.

    1. Перейдите в режим Разметка страницы, щелкнув на одноименной кнопке в строке состояния.

    2. Выделите весь документ или ту его часть, которую требуется преобразовать в колонки.

    3. Щелкните на кнопке Колонки и выберите нужный вариант.

    Если нужно настроить параметры колонок, выберите команду Другие колонки в меню кнопки Колонки. В открывшемся окне Колонки вы можете установить ширину каждой колонки (рис. 4.43). Для этого снимите флажок колонки одинаковой ширины, после чего задайте числовые значения ширины каждой колонки и расстояния между ними.

    Рис. 4.43. Диалоговое окно Колонки


    Ширину колонок можно также изменить, не вызывая окно Колонки, а используя для этого маркеры изменения полей на горизонтальной линейке.

    4.7. Стили и шаблоны

    Как вы, наверное, уже успели убедиться на своем опыте, процесс форматирования занимает достаточно много времени. Если вы хотите, чтобы ваш курсовой проект или бизнес,план было приятно читать, придется приложить немало усилий. Упростить процедуру форматирования могут стили и шаблоны.

    Использование стандартных стилей

    Стили представляют собой набор атрибутов форматирования, то есть могут включать гарнитуру, начертание и размер шрифта, выравнивание и др. К выделенному фрагменту текста все атрибуты форматирования стиля применяются одновременно. В этом заключается первое удобство использования стилей. Второе состоит в том, что стили позволяют, задав один раз необходимые параметры, пользоваться ими все время в разных документах.

    В Word есть большое количество заготовленных стилей, к которым наиболее часто обращаются пользователи программы. Со стилями работают все, иногда того не зная. Даже если вы не задавали никакого стиля, программа по умолчанию идентифицирует его как Обычный.

    Для применения стилей используется список так называемых экспресс-стилей в группе Стили вкладки Главная на ленте (рис. 4.44). На ленте видны несколько стилей (их количество зависит от разрешения монитора). Чтобы увидеть расширенный список стилей, следует щелкнуть на кнопке Дополнительные параметры (нижняя стрелка справа от кнопок с изображением стилей) (рис. 4.45).

    Рис. 4.44. Экспресс-стили


    Рис. 4.45. Расширенный список экспресс-стилей


    Экспресс-стили удобны тем, что сразу можно увидеть пример стиля и легко выбрать нужный. Кроме того, если подвести указатель к экспресс-стилю в списке, то выделенный текст или текст, в котором установлен курсор, примет выбранное оформление. Для задания стиля следует выделить необходимый текст (если не выделять текст, то стиль будет применен к абзацу, в котором установлен курсор) и щелкнуть на изображении нужного стиля.

    Если вы точно знаете, какой стиль вам нужен, и нет необходимости предварительно просматривать его перед применением, то можете вызвать текстовый список стилей, щелкнув на кнопке в правом нижнем углу группы Стили (рис. 4.46).

    Рис. 4.46. Кнопка открытия окна Стили


    Появится окно, в котором представлен список названий стилей (рис. 4.47). В данном списке также можно включить предварительный просмотр стилей, установив одноименный флажок.

    Рис. 4.47. Список названий стилей


    Различают стили абзаца и знака. Это означает, что тот или иной стиль может быть применен к абзацу или к какому-нибудь произвольному участку текста. Стиль абзаца имеет значок

    Чтобы задать стиль для абзаца, достаточно установить курсор в любом его месте и выбрать желаемый стиль. Стиль знака имеет значок

    Чтобы задать стиль для произвольного участка текста, выделите его и выберите нужный стиль. Есть также связанный стиль, который влияет одновременно и на абзац, и на знаки в абзаце (к таким относятся, например, стили заголовков). Он имеет значок


    Кроме того, есть стили списков и таблиц (про таблицы читайте в гл. 5).

    Если не брать во внимание стиль Обычный, можно сказать, что чаще всего в Word используются стили заголовков. Их особенность состоит в том, что, если абзацу присвоен один из стилей заголовков, следующему автоматически будет присвоен стиль Обычный. В программе всего семь таких стилей. Используя эти стили, можно структурировать текст и выделять заголовки по степени их значимости.

    По умолчанию в программу загружен набор стилей шаблона. При необходимости вы можете открыть другой набор стилей (например, Word 2003, Строгие, Рукописные, Современные, Фигурные).

    Каждый из них содержит стили, объединенные схожим оформлением. Для изменения набора стилей щелкните на кнопке Изменить стили в группе Стили вкладки Главная на ленте, выполните команду Набор стилей и в появившемся меню щелкните на названии нужного набора (рис. 4.48).

    Рис. 4.48. Список наборов стилей


    Кроме того, с помощью меню кнопки Изменить стили вы можете выбрать цветовое и шрифтовое оформление набора стилей.

    Создание пользовательских стилей

    Несмотря на то что в каждой версии Word количество заготовленных стилей увеличивается, весьма вероятно, что вы не найдете среди них именно то, что нужно вам в данный момент. По этой причине в Microsoft Word предусмотрена также возможность создания пользовательских стилей.

    Создавать стили можно несколькими способами:

    • используя отформатированный текст;

    • преобразуя имеющиеся стили;

    • устанавливая все настройки форматирования вручную.

    Рассмотрим первый способ подробнее.

    Если у вас есть текст, оформление которого является образцом, можно создать стиль на его основе. Созданный стиль вы сможете применять в любом месте документа, с которым работаете, а также в других файлах.

    Для создания стиля на основе отформатированного текста сделайте следующее.

    1. Выделите текст, который служит образцом.

    2. Щелкните правой кнопкой мыши на выделенном тексте и в контекстном меню выполните команду Стили > Сохранить выделенный фрагмент как новый экспресс-стиль.

    3. В открывшемся окне (рис. 4.49) введите имя стиля.

    Рис. 4.49. Окно Создание стиля


    4. При необходимости изменить какие-либо параметры оформления нажмите кнопку Изменить. В окне Создание стиля вы можете выбрать нужные настройки (рис. 4.50).

    Рис. 4.50. Окно Создание стиля


    5. Если вы хотите использовать созданный стиль не только в активном, но и во всех документах, установите переключатель в нижней части окна в положение В новых документах, использующих этот шаблон.

    6. Нажмите кнопку OK, чтобы подтвердить создание нового стиля. Вы увидите, что он занял свое место в списке экспресс-стилей (рис. 4.51).

    Рис. 4.51. Новый стиль в списке экспресс-стилей

    Создание документов при помощи шаблонов

    Еще один способ упрощения процедуры форматирования – применение шаблонов. В отличие от стиля, кроме видов форматирования, шаблон обычно включает в себя определенные участки текста, которые пользователь просто дополняет своими данными. Среди шаблонов, входящих в стандартную поставку Microsoft Word, шаблоны для создания резюме, писем, факсов и др. Шаблоны могут существенно ускорить подготовку документов различных типов.

    По умолчанию Word загружает шаблон Normal, и именно в нем работает большинство пользователей программы. Чтобы получить доступ к другим шаблонам, щелкните на кнопке Office и выберите команду Создать. В открывшемся окне создания нового документа перейдите в раздел Установленные шаблоны (рис. 4.52).

    Рис. 4.52. Список шаблонов


    Пользоваться шаблонами очень просто: достаточно лишь выбрать нужный из списка, щелкнуть на нем и нажать кнопку Создать. В каждом шаблоне есть подсказки по использованию (рис. 4.53). Это может быть короткая инструкция в конце документа или же надписи типа «Здесь впишите название Вашей фирмы» в самом тексте. Все подобные подсказки необходимо заменить соответствующим текстом. Шаблоны можно использовать целиком или частично.

    Рис. 4.53. Шаблон Стандартное резюме в окне Word


    Совет

    Шаблоны, которыми вы часто пользуетесь, не нужно каждый раз искать, переходя в раздел Установленные шаблоны. Программа выносит их в раздел Последние использовавшиеся шаблоны окна создания документа.

    Кроме шаблонов, которые входят в поставку Word 2007, можно использовать шаблоны с сайта Microsoft (при этом вы должны быть подключены к Интернету). Для этого нужно перейти в любой раздел области Microsoft Office Online, выбрать нужный шаблон (загрузка списка может занять некоторое время) и нажать кнопку Загрузить (рис. 4.54).

    Рис. 4.54. Загрузка шаблонов с сайта Microsoft

    Создание пользовательских шаблонов

    Благодаря шаблонам можно сэкономить много времени. Например, если вы постоянно работаете с какой-нибудь организацией и каждый раз вводите стандартное приветствие, реквизиты и т. д., удобно будет создать собственный шаблон на основе любого стандартного. Для этого сделайте следующее.

    1. Откройте документ, который будет служить шаблоном.

    2. Щелкните на кнопке Office и выполните команду Сохранить как > Шаблон Word.

    3. В появившемся окне сохранения файла проверьте, чтобы в списке Тип файла был выбран пункт Шаблон Word. Введите имя шаблона и выберите папку для сохранения.

    4. Нажмите кнопку Сохранить.

    При создании шаблона заносите в него только общую информацию, которая нужна вам в каждом документе, основанном на таком шаблоне. Например, не стоит при создании шаблона для делового письма набирать данные, которые могут изменяться, иначе каждый раз, когда вы захотите воспользоваться своим шаблоном, вам придется удалять их и вносить новые. Лучше создайте шаблон, который содержит только адрес и приветствие, а потом, взяв его за основу, приступайте к текущим делам.

    4.8. Темы документа

    В Word 2007 появился новый инструмент для быстрого форматирования текстов – тема документа. По сути, тема представляет собой коллекцию разных типов стилей, которые гармонично сочетаются между собой.

    Благодаря этому темы документа дают возможность быстро изменять параметры форматирования текста, таблиц и специальных элементов, которые встречаются в документе. При этом все составляющие будут оформлены в едином стиле, и вам не придется задумываться, подходит ли заголовок к тексту и не нужно ли увеличить междустрочный интервал.

    Тему документа можно выбрать перед началом создания документа или применить к готовому тексту. Для этого перейдите на вкладку Разметка страницы и раскройте список Темы, щелкнув на кнопке в одноименной группе на ленте (рис. 4.55).

    Рис. 4.55. Список тем документа


    Если в окне документа размещен текст, то вы сможете увидеть изменения, просто наведя указатель на тему в списке тем, то есть не нужно щелкать на названии темы, чтобы просмотреть изменения. Тема документа содержит три основных компонента: набор цветов, набор шрифтов заголовков и основного текста, а также набор линий и заливок. Указав тему в библиотеке, вы можете изменять ее компоненты, выбирая нужные варианты из меню кнопок Цвета темы

    Шрифты темы

    и Эффекты темы


    Если вы изменили тему и хотите ее сохранить, выберите команду Сохранить текущую тему в меню кнопки Темы (см. рис. 4.55). После этого подберите для темы подходящее имя и сохраните ее. Она появится в меню кнопки Темы и будет доступна в группе Пользовательские.

    Кроме того, вы можете скачать новые темы с сайта Office Online. Для перехода на соответствующую веб-страницу выберите команду Другие темы на узле Office Online. Откроется страница сайта (рис. 4.56).

    Рис. 4.56. Темы документа на сайте Office Online

    4.9. Мини-панель инструментов

    Некоторые наиболее используемые команды форматирования, рассмотренные в данной главе, в Word 2007 вынесены на мини-панель инструментов. Она появляется справа от указателя мыши при выделении текста в виде полупрозрачной панели. При наведении на нее указателя мыши она становится более заметной (рис. 4.57). Она также появляется вместе с контекстным меню при щелчке на тексте правой кнопкой мыши. Вы уже могли ее видеть на различных иллюстрациях контекстного меню в книге.

    Рис. 4.57. Мини-панель инструментов


    С помощью мини-панели инструментов можно задать гарнитуру, размер, цвет, полужирное или курсивное начертание шрифта, выровнять текст по центру, задать выделение цветом, назначить стиль из списка экспресс-стилей, увеличить или уменьшить отступ, а также создать маркированный список из выделенных абзацев.

    Если вам мешает мини-панель, то вы можете ее отключить. Для этого щелкните на кнопке Office и в появившемся меню нажмите кнопку Параметры Word. В разделе Основные открывшегося окна Параметры Word снимите флажок Показывать мини-панель инструментов при выделении.

    Совет

    Если у вас возникли вопросы, которые касаются рассмотренных в этой главе тем, обратитесь к разд. 11.3 – возможно, вы найдете ответ на интересующий вас вопрос.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх