• Китион
  • Исчезнувший народ
  • При чем здесь Атлантида?
  • Загадки древности

    Алексис Михаэлидис, вице-мэр города Ларнаки, известен здесь как большой знаток старины. Он берется провести меня по наиболее древним местам города.

    – А сколько лет Москве? – спрашивает он меня по дороге.

    – Недавно отметили 860-летие. Москва – старый город.

    – Да, о-о-очень старый! – улыбается Алексис. – Мы вот уже два года празднуем юбилей Ларнаки, ему исполнилось 4000 лет.

    – Ско-о-олько?! – изумляюсь я. – И почему юбилейных года целых два?

    – Потому что определить с точностью до года, когда появились первые поселенцы, невозможно. И с более поздними раскопками появляются свидетельства все более ранних поселений.

    Он ведет меня в самую древнюю часть Ларнаки, которая называется Китион.

    Китион

    По преданию, этой частью острова управлял Киттим, внук Ноя. Вы помните, кто такой Ной? В Библии об этом говорится так.

    Потомок Адама в девятом колене, он был праведником, и поэтому Бог выделил его из остальных людей: предупредил о скором наступлении Великого Потопа. Бог посоветовал Ною построить ковчег, объяснил, как именно должно быть сколочено судно, и велел взять на него людей, а также птиц и зверей – каждой твари по паре.

    Ровно сорок дней с небес шел нескончаемым потоком ливень. Вода покрыла даже высокие горы, и все живущее на земле погибло. На сороковой день Ной выпустил из ковчега голубя, и тот, полетав, вернулся со свежим листом маслины в клюве. Это значило, что дождь перестал и вода стала сходить. Тогда обитатели ковчега вышли на землю и начали там новую жизнь. А Бог послал Ною свое благословение: «Плодитесь и размножайтесь!»

    И Ной с сыновьями принялись с усердием выполнять его наказ. Сыновей у Ноя было трое. Они родили пятнадцать детей. Так вот одним из этих детей как раз и был Киттим, который положил начало развитию цивилизации на острове Кипр.


    Мы идем с Алексисом вдоль руин. Я, как и всегда, когда посещаю места раскопок древности, немного скучаю. Очень уж они невыразительны, эти свидетельства давнего прошлого. Во всяком случае, моей бедной фантазии никак не удается воспроизвести картины когда-то живой жизни и реальных людей.

    – Вот это развалины древнего города, – говорит Алексис. Видите массивные каменные блоки? Они называются циклопическими. Из них были сложены стены древнего Китиона. А вот фундаменты пяти храмов – это храмовый комплекс того же времени. Рядом с ним – остатки мастерских, где выплавляли медь. Здесь были построены святилища… В XIII веке до н. э. сюда пришли финикийцы, а в следующем, XII веке, – микенцы. Они оставили легендарные письмена, которые никак не поддавались расшифровке нашим современникам. И только недавно ученые разгадали все шестьсот знаков. Это иероглифы, каждый из которых изображает не слово, а звук, причем звук согласный. Гласные же звуки только угадывались (скажем «кмн» – камень, или «втр» – ветер). Однако на черепках, стелах и саркофагах археологи обнаружили уже целые послания, написанные двадцатью четырьмя буквами алфавита. Кстати, именно этот алфавит лег в основу современного греческого.

    Прошлое оживает и становится немного яснее, особенно когда я попадаю в два музея – Археологический и Музей Пьеридиса. В первом, открытом рядом с раскопками Китиона, собрана вся коллекция находок – свидетельств жизни нескольких тысяч лет. Вот каменные сосуды, примитивные идолы, керамические предметы с рельефным орнаментом – это эпоха неолита. А вот сосуды из камня и глины, они декорированы белой обмазкой, черной или красной росписью – это эпоха ранней бронзы. В зале поздней бронзы – расписные вазы, золотые украшения, рельефы из слоновой кости. Вот сосуды с прямоугольной росписью – геометрический период.

    Еще рельефней встает передо мной древность Китиона, когда мы с Алексисом входим в Музей Пьеридиса. Основание музея, сохранение и постоянное пополнение его экспозиции – это своеобразный семейный подвиг. Шесть поколений киприотов Пьеридисов в своем собственном доме содержат этот музей и постоянно обогащают его новыми экспонатами. Здесь собраны свидетельства всех основных эпох истории – доисторических, римской эпохи, времени правления Византии. Есть и предметы периода крестоносцев, франков, венецианцев, турок-османов.

    Я увидела в этом музее первые деньги – медные, неправильной формы, с неровными краями. Постепенно древний Китион становился мне все ближе. Я уже понимала, почему именно сюда направился святой Лазарь, ставший первым епископом Китийским. И почему именно здесь, в колыбели цивилизации, родился Зенон, знаменитый философ IV века до н. э. Двадцать четыре века назад он положил начало стоицизму – системе, объединившей логику, теорию познания, физику, этику. Счастье, учил Зенон, состоит в согласии воли человека с Божественным разумом, в умении достойно встречать невзгоды и удары судьбы.

    Исчезнувший народ

    Я думала, что после этой цифры – 4000 лет со дня основания Китиона, ныне Ларнаки, – меня здесь уже ничто не удивит. Но в деревне Хирокития, близ южного побережья острова, меня ждало еще более удивительное открытие.

    Недалеко от деревушки, на высоком холме, опоясанном рекой, когда-то жили люди. Древнему поселению долгое время приписывалась дата 5800 лет до н. э. Однако совсем недавно археологи раскопали предметы, свидетельствующие, что поселенцы были здесь еще на тысячелетие раньше. Девять тысяч лет назад!

    Впрочем, я не знала, чему больше удивляться: этой поразительной дате или тому, как «сохранилось» это древнее поселение. Вы, конечно, понимаете, почему слово «сохранилось» я взяла в кавычки: как может культурный слой девять тысяч лет существовать в первозданном виде?

    Однако создатели заповедника «Хирокития», очевидно, пожалели людей со слабым воображением, вроде меня: они воссоздали пять древних жилищ из строительных материалов, которые использовались в эпоху неолита. Более того, они поместили внутрь домов копии предметов, найденных археологами при раскопках. Тут и каменная посуда, и украшения из кости, и фигурки идолов.

    Вокруг домов посажены плантации из растений, судя по исследованиям, именно таких, какие выращивали древние.

    Кроме пяти реконструированных, здесь найдены еще руины сорока трех зданий. Всего же, как полагают археологи, поселение состояло из тысячи домов. Это был единый архитектурный комплекс с жилыми и хозяйственными постройками. От внешнего мира он ограждался мощной стеной. Ее высоту сейчас трудно определить (очевидно, где-нибудь около трех метров), зато ширина известна – два с половиной метра. Каменная лестница вела от подножия холма до его двухсотметровой вершины.

    Город располагался на южном склоне холма, тремя уступами спускался к реке и тянулся вдоль ее берега. Архитектура зданий весьма своеобразна: круглые сооружения, близко расположенные друг к другу, так что издали они похожи на ульи. Внутри стены покрыты глиной; в некоторых домах сохранилось до десяти слоев таких покрытий.

    Дом состоял из двух ярусов. Верхний поддерживали два каменных столба; второй этаж, очевидно, служил спальней: там были положены настилы из ветвей деревьев и тростника. Внизу, между опорных столбов, располагался очаг – так сказать, «гостиная».

    Долгое время ученые считали, что крыши домов были куполообразные, то есть тоже круглые. Но недавно археологи опровергли это представление: они нашли остатки плоских крыш. Проемы для входа в дома располагались в верхней части стены. Чтобы попасть в комнату, надо было спуститься по каменным ступенькам. Вход закрывали звериными шкурами или обломком дерева. В полукруглой пристройке к дому хранились провизия и имущество.

    Многочисленные орудия труда, посуда и украшения позволили ученым сделать вывод: здесь существовала высокоразвитая культура эпохи неолита. Почти вся посуда сделана из зеленовато-серого андезита – камня вулканической породы. Еще не было керамики, но камень обрабатывался и полировался с большим искусством. Из такого же камня делали миски круглой или продолговатой формы. Часто посуда декорировалась резьбой – полосками или ребристым рисунком. Весьма искусно выполнены женские украшения – каменные кулоны из сердолика и бусы из раковин.

    Основными занятиями древних были, как известно, земледелие и охота. Интересно, что не все орудия труда сделаны из местного камня. Скажем, для серпов, а также наконечников для стрел и копий использовался обсидиан. Но это вовсе не характерный для Кипра камень. Значит, хирокитийцы торговали с Малой Азией и Северной Сирией. При раскопках Хирокитии было найдено также множество предметов, сделанных из кости. Костяными иглами древние шили себе одежду.

    Ростом хирокитийцы были немного ниже, чем наши современники: мужчины – примерно 160 см, женщины -150 см. Первые жили в среднем 35 лет, вторые – 33 года. Ни одного захоронения стариков найдено не было.

    А теперь – о самих захоронениях. Ритуал этот являет собой много загадок и даже дает повод для самых невероятных, почти фантастических предположений. Дело в том, что мертвых хоронили не в специально отведенных для этого местах, а под полом жилища. Просто вырывали яму, засыпали ее землей, выравнивали пол и продолжали спокойно сосуществовать – живые и мертвые вместе.

    Между тем с древнейших времен люди старались изолировать покойников от живых. Для этого их хоронили на специальных кладбищах или сжигали. Такое впечатление, что хирокитийцы, сохраняя своих покойников близко от себя, как бы выделяли им спальные помещения для вечного сна в родном доме.

    Это обстоятельство навело некоторых исследователей на мысль объяснить психологию и философию древних жителей Хирокитии с позиций эзотерики. Я узнала об этом из работ известного искусствоведа Галины Росси, давно занимающейся историей античности, и хочу вас познакомить с этой весьма оригинальной концепцией.

    «С древнейших доисторических времен существовала фундаментальная концепция: наш мир – всего лишь часть большого мира, в котором обитает множество живых, обладающих сознанием существ, – пишет Галина Росси. – В этом мире могут обитать и люди, практически продолжая свою жизнь человеческого индивидуума…»

    Возможно, и хирокитийцы полагали, что известный нам мир людей, живущих на земле, есть всего лишь часть безграничного истинного мира. В том, истинном, обитают духи, или, говоря языком древних, «обитатели уровней тьмы». Маги всех времен, в том числе и шаманы, были заняты как раз созданием моста между двумя мирами. Иными словами, они старались наладить контакт между обитателями земли и миром духов.

    В захоронениях Хирокитии были найдены два предмета, назначение которых до сих пор неизвестно. Это небольшие каменные фишки куполообразной формы, на которых выгравирован орнамент, и плоская резная галька. Эзотерики считают, что это были «предметы силы», несущие в себе особый энергетический заряд иных миров. Люди, ушедшие в эти миры, считались не мертвыми, а спящими; они всегда имели возможность вернуться обратно, в свое материальное тело. Вот почему усопшие продолжали почивать в специальных помещениях собственного дома.

    Хирокитийцы прожили в своем городе на холме ровно тысячу лет. А затем исчезли. Почему? Куда они девались? Вот как об этом пишет Галина Росси:

    «Некоторые физики сегодня пытаются сформулировать теории, что эти народы ушли в некое «подпространство», то есть просто перешли по мосту в другой мир. Перешли окончательно и безвозвратно».


    Можно ли поверить в эту концепцию? А что же делать, если ученые-материалисты пока не дают никакого объяснения подобным загадочным явлениям? Поверишь в любое чудо.

    При чем здесь Атлантида?

    – Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? – спрашиваю я девятилетнего Александра, сына Маро и Андреаса.

    – Конечно, археологом, – не задумываясь, отвечает он. – Может, все-таки найду Атлантиду…

    То, что Александр хочет стать археологом, понятно: о чем же еще мечтать ребенку, который родился на земле, отмеченной множеством памятников древности. Но при чем здесь Атлантида? Я всегда считала, что загадочная страна исчезла в Атлантическом океане. Правда, потом я слышала, что ученые и приверженцы тайных знаний искали ее и в Южной Америке, и в Африке, и даже в северных морях. Но в Средиземноморье?

    Сначала о самой Атлантиде. О ней рассказал великий Платон в своих диалогах «Критий» и «Тимей», в 360-м году до н. э., то есть более двух тысяч лет назад. Историю эту, по словам философа, он услышал в десятилетнем возрасте от своего деда, которому к тому времени было уже девяносто. А до деда якобы это знание дошло от жрецов, которые хранили свои знания с незапамятных времен.

    Предание рассказывает, что боги-братья Зевс, Аид и Посейдон поделили между собой землю. Посейдону по жребию выпало стать повелителем морей и острова Атлантида. На острове жили три смертных человека – муж, жена и их дочь Клейто. Посейдон полюбил Клейто, женился на ней и родил десятерых сыновей. Когда они выросли, отец разделил между ними остров. Так на нем образовалось десять царств.

    Особо многочисленный и почитаемый род произошел от старшего сына Посейдона – Атланта. Его царство процветало особенно пышно. Остров был богат металлом, лесом, злаками и плодами. Цари Атлантиды построили гавани, верфи, мосты, разбили сады, возвели дворцы и святилища богам. Главным святилищем был обнесенный золотой стеной храм Посейдона и Клейто – бога и земной женщины.

    Платон особенно подчеркивал, что, несмотря на богатство и великолепие, цари Атлантиды «не пьянели от роскоши, не теряли власти над собой и здравого рассудка под воздействием богатств, но хранили трезвость ума.»

    Однако прошло несколько поколений, кровь бога все больше смешивалась с кровью человеческой, пока полностью не возобладал человеческий нрав, не вскипела безудержная жадность и безумная взаимная вражда. Зевс был не в силах наблюдать, как развращается и деградирует славный род атлантов. И он принял серьезное решение: «за одни ужасные сутки Атлантида исчезла, погрузившись в пучину». Сильнейшее землетрясение и цунами разрушили прекрасный остров, уничтожили его народ и скрыли загадку Атлантиды в морских глубинах.

    С тех пор исследователи ищут следы пропавшей цивилизации в разных концах света. Атлантида бередит воображение многих умов, особенно юных. Один из таких энтузиастов, американец из Калифорнии Роберт Сармаст, с детства бредил загадочным островом. А став взрослым, занялся серьезным исследованием. После многих лет научной работы он пришел к выводу, что затонувший остров надо искать на Кипре. Почему? На это было несколько причин.

    Первая. Атлантида, описанная Платоном, своим рельефом, и природными условиями больше всего напоминает острова Средиземного моря. Вторая. Автор диалогов утверждает, что Атлантида славилась металлами, но на островах Атлантического океана залежи металлов редки. Зато на Кипре их было много, особенно меди. Третья. Многие исследователи Средиземноморья сошлись во мнении, что его острова, в том числе и Кипр, – это остатки некогда могущественной затонувшей цивилизации. Какой? Не Атлантиды ли?

    Так рассуждал американский ученый. И не только рассуждал, а собрал 250 тысяч долларов и на два с половиной года отправился в экспедицию.

    Год 2004 стал настоящим бумом «Атлантиады» на Кипре. Роберт Сармаст заявил, что в Средиземном море, недалеко от побережья Кипра, его экспедиция нашла исчезнувший остров. С помощью современных приборов экспедиция обнаружила на глубине полутора километров холм с каменными строениями, окруженный стенами и рвами. «Мы нашли более 70 точек, абсолютно точно совпадающих с детальным описанием холма Атлантиды, которое дал Платон. Измерения и координаты, полученные при помощи эхолокатора, полностью совпадают с данными Платона».

    Сармаст также утверждает, что если провести подробное исследование морского дна в 85 километрах от мыса Кейп Греко, на востоке Кипра, то там можно будет найти сложенные в ряд сундуки с остатками исчезнувшей цивилизации. К сожалению, сам Сармаст и его помощники не смогли найти эти свидетельства: они погребены под толстым слоем ила. Но американский исследователь уверен, что следующие экспедиции смогут отыскать эти ценнейшие свидетельства.

    А пока. Пока главный археолог Кипра, директор Департамента древностей Павлос Флоурензос на вопрос, как он относится к открытию Роберта Сармаста, весьма осторожно отвечает: «Пока ничего не могу сказать. Нужны дополнительные доказательства».

    Есть у теории Сармаста, равно как и у всех его коллег по поиску таинственной Атлантиды, и еще один противник, причем довольно мощный. Его зовут Аристотель. Великий ученик Платона считал, что Атлантида была фантазией Платона: тот просто выдумал идеальное государство и его судьбу с назидательной целью – вот, мол, как может разрушиться даже самое процветающее общество, если в нем воцарится жадность, вражда и разврат. Не без некоторого сарказма Аристотель писал: «Тот, кто Атлантиду выдумал, тот и отправил ее на морское дно».







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх