• 1. Понятие конфликта
  • 2. Социологические теории конфликта
  • 3. Конфликт как показатель противоречий
  • 4. Структура социального конфликта
  • 5. Типология конфликтов
  • 6. Составляющие конфликтной ситуации
  • 7. Классификация конфликтных стратегий
  • ЛЕКЦИЯ № 23. Социальные конфликты и пути их урегулирования

    1. Понятие конфликта

    Конфликт – это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Социология конфликта исходит из того, что конфликт есть нормальное явление общественной жизни; выявление и развитие конфликта в целом полезное и нужное дело. Общество достигнет более эффективных результатов в своих действиях, если не будет закрывать глаза на конфликты, а будет следовать определенным правилам, направленным на регулирование конфликтов. Смысл этих правил в современном мире состоит в том, чтобы:

    1) не допускать насилия как способа разрешения конфликтов;

    2) найти средства выхода из тупиковых ситуаций в тех случаях, когда насильственные действия все же совершились и стали средством углубления конфликтов;

    3) добиваться взаимопонимания между сторонами, противостоящими в конфликте.

    Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине XX в. выделилась специальная область знания – конфликтология.

    Можно выделить пять различных способов использования понятия «конфликт»:

    1) конфликт как «случившееся», по отношению к которому надстраиваются различные технические образования, доводя фактическое столкновение сторон до полной структуры конфликта (техника ведения переговоров, посредничество, наблюдатели в конфликте и т. п.);

    2) конфликт как средство исследователя (аналитика). В данном случае конфликт рассматривается как своего рода экран, который позволяет выявить и увидеть то, что невидимо при нормальном течении дел (психоанализ, различные формы разведки и т. п.).

    3) конфликт как механизм, искусственно создаваемый организатором для интенсификации мышления и деятельности (средство, используемое в проблематизации и коллективных способах решения проблем).

    4) конфликт как область специализации научных предметов (межличностные конфликты в психологии, групповые взаимодействия в социологии и т. п.).

    5) конфликт как объект исследования. Так, конфликтные отношения рассматриваются в теории игр как частный случай игры.

    Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как процесс взаимодействия между субъектами или группами по поводу различия их интересов.

    2. Социологические теории конфликта

    Английский философ и социолог Г. Спенсер (1820–1903) считал конфликт «неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом социального развития».

    Конфликт чаще всего ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью. В результате бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его необходимо по мере возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Концепция социально-классового конфликта К. Маркса рассматривает противоречия между уровнем производительных сил и характером производственных отношений, которые и являются источником социального конфликта. Их несоответствие превращает производственные отношения на определенном этапе в тормоз для развития производительных сил, что приводит к возникновению конфликта. Решение конфликта содержится в социальной революции, классическая формулировка которой дана К. Марксом: «На известной ступени своего развития производительные материальные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке». Диалектическая концепция конфликта Ральфа Дарендорфа следует, казалось бы, в русле марксистской концепции, но существенно отличается от последней. Основой деления людей на классы, по мнению Дарендорфа,

    является участие или неучастие их в осуществлении власти. Не только власть предпринимателей над рабочими создает основу для конфликта. Конфликт может возникнуть в любой организации (в больнице, университете и т. д.), где существуют управляющие и подчиненные. Для обозначения этих организаций Дарендорф использует веберовское понятие императивно– координированной ассоциации (ИКА), представляющей собой хорошо организованную систему ролей. Разрешение конфликта в ИКА направлено на перераспределение авторитета и власти в ней. Конфликты становятся более многообразными. Вместо общества, которое было резко поляризовано, возникает плюралистическое общество с пересекающимися интересами, а значит с различными конфликтами. В западном посткапиталистическом обществе возникают большие возможности регулирования классового конфликта, который не устраняется, а локализуется в рамках предприятия. Для успешного регулирования конфликта, по мнению Дарендорфа, важны три обстоятельства:

    1) признание различных точек зрения;

    2) высокая организованность конфликтующих сторон;

    3) наличие правил игры.

    Один из основателей чикагской школы Р. Парк включил конфликт в число четырех основных видов социального взаимодействия наряду с соревнованием, приспособлением и ассимиляцией. С его точки зрения, соревнование, являющееся социальной формой борьбы за существование, будучи осознанным, превращается в конфликт, который благодаря ассимиляции призван привести к прочным взаимным контактам, к сотрудничеству и способствовать лучшему приспособлению.

    Социальный конфликт способен стать и средством стабилизации внутригрупповых отношений и чреват социальным взрывом. Это зависит от характера социальной структуры, под воздействием которой и развивается конфликт. Выделяют следующие функции конфликта:

    1) разрядку напряженности, т. е. конфликт, служит «выхлопным клапаном» напряжения;

    2) коммуникативно-информационную, т. е. люди в результате столкновений проверяют друг друга, получают новую информацию об окружающей среде и узнают свое соотношение сил;

    3) созидание, т. е. противоборство помогает группе сплотиться, а не разрушиться в трудную минуту;

    4) интеграцию социальной структуры, т. е. конфликт не разрушает целостности, а поддерживает ее;

    5) нормотворчество, т. е. конфликт способствует созданию новых форм и социальных институтов.

    3. Конфликт как показатель противоречий

    В качестве источников претензий выступают противоречия, которые возникают там, где есть:

    1) рассогласования ценностных ориентаций по нравственным нормам, взглядам, убеждениям. Если существуют различия в убеждениях и морально-нравственная несовместимость, возникновение претензий неизбежно;

    2) рассогласования ожиданий и позиций. Такое непонимание обычно возникает между людьми, разными по возрасту, профессиональной принадлежности, жизненному опыту и интересам. И чем больше эти различия, тем глубже может стать недопонимание между ними и породить взаимную неприязнь;

    3) рассогласования знаний, умений, способностей, личностных качеств. Различия в уровне образования приводят к тому, что люди становятся малоинтересны друг другу. Существуют психологические барьеры из-за возможных индивидуальных различий интеллектуального характера («слишком умный»), которые могут породить неприязнь и привести к вражде. Такие индивидуальные личностные различия в свойствах темперамента, как импульсивность, вспыльчивость, и такие черты характера, как стремление доминировать, бесцеремонность в обращении и другие порождают напряженность в человеческих отношениях;

    4) рассогласования в понимании, интерпретации информации. Не все люди от природы наделены одинаковой способностью к пониманию того, что происходит с ними и вокруг них. То, что очевидно для одного человека, может стать неразрешимой проблемой для другого;

    5) рассогласования оценок, самооценок. В отношении себя и ситуации у каждого из участников они могут быть адекватными, заниженными или завышенными и не совпадать;

    6) рассогласования физических, эмоциональных и других состояний («сытый голодному не товарищ»);

    7) рассогласования целей, средств, методов деятельности. Потенциально взрывоопасной является ситуация, в которой два или несколько человек имеют противоречивые, не совместимые друг с другом мотивы поведения. Каждый из них, преследуя свои личные цели, осознанно или неосознанно препятствует достижению целей другими индивидами;

    8) рассогласования функций управления;

    9) рассогласования экономических, технологических и других процессов.

    Конфликт есть показатель существующих противоречий. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решений, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта.

    4. Структура социального конфликта

    Структура социального конфликта может быть представлена следующим образом:

    1) противоречие, которое выражено в проблеме и является объективной предпосылкой конфликта (источник конфликта);

    2) люди как носители данного противоречия, представляющие различные социальные интересы (субъекты конфликта);

    3) объект конфликта (скрытые нужды) – блага, ресурсы, по поводу которых возникает конфликт;

    4) предмет конфликта (открытые нужды) – материальные образования, с ним (конфликтом) связанные;

    5) столкновение субъектов конфликта (процесс, активная фаза), в котором как бы происходит «противоречие в действии». Столкновение также характеризуется эмоциональной окраской и психологическими установками субъектов. Поскольку конфликт представляет собой высшую (активную) стадию развития противоречия, то в случае отсутствия последней составляющей (столкновения) мы имеем дело с латентным, т. е. скрытым конфликтом, выявление которого наиболее сложно. Такой конфликт также можно назвать «недоразвитым» в силу остановки его развития на стадии противоречия.

    5. Типология конфликтов

    Существует четыре основных типа конфликтов: внутрилич-ностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой.

    Внутриличностный конфликт. Этот тип конфликта не полностью соответствует данному нами определению. Здесь участниками являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п. Внутриличностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных – это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, мужа и жены и т. п.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязать его задерживаться на работе. Причиной такого конфликта является рассогласование личных потребностей и требований производства. Внутренние конфликты могут возникать на производстве вследствие перегруженности работой или, напротив, отсутствия работы при необходимости находиться на рабочем месте.

    Межличностный конфликт. Это один из самых распространенных типов конфликта. В организациях он проявляется по-разному. По субъектному признаку во внутренней жизни каждой организации можно выделить следующие типы межличностных конфликтов:

    1) конфликты между управляющими и управляемыми в рамках данной организации, причем конфликты между руководителем и рядовым исполнителем будут существенно отличаться от конфликтов между руководителем первой руки и менеджерами нижестоящих уровней;

    2) конфликты между рядовыми сотрудниками;

    3) конфликты на управленческом уровне, т. е. конфликты между руководителями одного ранга. Эти конфликты, как правило, теснейшим образом переплетены с личностными и кадровыми конфликтами, с практикой продвижения персонала в рамках данной организации, с борьбой за распределение наиболее важных позиций в ее собственной структуре. Они могут быть также связаны с разработкой различных стратегий поведения соответствующих организаций, с выработкой критериев эффективности ее совокупной деятельности.

    Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой.

    Другой распространенный конфликт этого типа – конфликт между группой и руководителем. Здесь следует различать конфликты между руководителем и подчиненным ему подразделением, подразделением и руководителем другой группы, между руководителями различных подразделений, если в конфликт вовлекаются члены групп(ы). Конфликты могут перерастать в межгрупповые. Наиболее тяжело такие конфликты протекают при авторитарном стиле руководства.

    Межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты, например между руководством и исполнителями, между работниками различных подразделений, между неформальными группами внутри подразделений, между администрацией и профсоюзом.

    6. Составляющие конфликтной ситуации

    Важнейшими составляющими конфликтной ситуации являются устремления сторон, их стратегии и тактики поведения, а также восприятие конфликтной ситуации.

    Мотивы сторон. Мотивы в конфликте – это побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта. Базисным побудителем активности оппонента являются его потребности, представляющие собой состояния нужды в объектах (ресурсы, власть, духовные ценности), необходимых для его существования и развития. Мотивы оппонентов конкретизируются в целях. Целью в конфликте является представление его участника о конечном, предвосхищаемом полезном (с точки зрения этого человека) результате конфликта. Выделяются общие (конечные) и частные цели оппонентов.

    Конфликтное поведение состоит из противоположно направленных действий участников конфликта. Конфликтное поведение можно разделить на стратегию и тактику. Стратегия рассматривается как ориентация личности по отношению к конфликту, ее установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта (избегание, приспособление, компромисс, соперничество, сотрудничество).

    7. Классификация конфликтных стратегий

    В основе классификации конфликтных стратегий лежат следующие основания:

    1) характер действий (наступательные, оборонительные и нейтральные);

    2) степень активности в их осуществлении (активные – пассивные, инициирующие – ответные);

    3) направленность этих действий (на оппонента, к третьим лицам, на самого себя).

    Избранная стратегия (генеральная линия) реализуется через конкретные тактики. Тактика поведения – совокупность приемов воздействия на оппонента, средство реализации стратегии. Выделяются следующие виды тактик воздействия на оппонента (по А. Я. Анцупову, А. И. Шипилову):

    1) жесткие:

    а) тактика захвата и удержания объекта конфликта (применяется в конфликтах, где объект материален);

    б) тактика физического насилия (уничтожение материальных ценностей);

    в) нанесение телесных повреждений, блокирование чужой деятельности и т. п.;

    г) тактика психологического насилия (оскорбления, грубость, негативная личностная оценка, клевета, обман, дезинформация, унижение и т. п.);

    д) тактика давления (предъявление требований, приказов, угрозы, шантаж, предъявление компромата);

    2) нейтральные:

    а) тактика демонстративных действий (привлечение внимания к своей персоне путем публичного высказывания жалоб на состояние здоровья, невыход на работу, демонстрация суицидальных действий и т. п.);

    б) санкционирование (воздействие на оппонента с помощью взыскания, увеличения нагрузки, отказ от выполнения требований и т. д.);

    в) тактика коалиций (образование союзов, увеличение групп с целью повышения своего ранга в конфликте);

    3) мягкие:

    а) тактика фиксации своей позиции (использование логики, фактов для подтверждения своей позиции в форме высказываемых суждений, предложений, критики и т п.);

    б) тактика дружелюбия (подчеркивание общего, выражение готовности решать проблему, предъявление необходимой информации, предложение помощи и т. п.);

    в) тактика сделок (взаимный обмен благами, обещаниями, уступками, извинениями).

    Своеобразным опосредствующим звеном между характеристиками участников конфликта и условиями его протекания, с одной стороны, и конфликтным поведением – с другой, выступают образы конфликтной ситуации – своеобразные идеальные карты, которые включают следующие элементы:

    1) представления участников противоречия о себе (о своих потребностях, возможностях, целях, ценностях и т. п.);

    2) представления участников конфликта о противоположной стороне (о ее потребностях, возможностях, целях, ценностях и т. д.);

    3) представления каждого из участников относительно того, как его воспринимает оппонент;

    4) представления конфликтующих сторон о среде и условиях, в которых протекает конфликт.

    Почему необходим анализ образов конфликтной ситуации? Это определяется двумя обстоятельствами:

    1) именно субъективная картина конфликта, а не реальность противоречия, сама по себе, непосредственно определяет конфликтное поведение;

    2) существует реальное и эффективное средство разрешения конфликта за счет изменения этих образов, которое осуществляется посредством внешнего воздействия на участников конфликта.

    Степень расхождения образа и реальной картины бывает различной. Например, конфликтная ситуация может существовать, но не осознаваться сторонами как таковая, или наоборот.

    Искажение конфликтной ситуации может заключаться в следующем:

    1) искажается вся ситуация в целом – ситуация упрощается, воспринимается в черно-белых (полярных) оценках, происходят фильтрация информации, ее неверная интерпретация и т. д.;

    2) искажение восприятия мотивов поведения в конфликте – например, приписывание себе социально одобряемых мотивов, а оппоненту – мотивов низменных, подлых;

    3) искажение восприятия действий, высказываний, поступков – фиксируется в следующих высказываниях по отношению к себе: «я вынужден так делать», «все так делают»; и по отношению к оппоненту: «он делает все мне во вред», и т. д.

    4) искажение восприятия личностных качеств: здесь срабатывает эффект поиска соринки в глазу другого, преуменьшение негативных качеств у себя и преувеличение у соперника. В 1972 г. К. Томас и Р. Килменн выделили пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации:

    1) сотрудничество – попытку совместной выработки решения, учитывающего интересы всех сторон. Сотрудничество эффективно в том случае, когда:

    а) есть возможность (время, желание) глубоко разобраться в причинах, вынуждающих стороны придерживаться своих позиций;

    б) можно найти в разногласиях компенсирующие элементы;

    в) нужно разрабатывать различные варианты решений;

    г) конструктивно удается решать возникающие противоречия;

    д) стороны готовы обсуждать варианты выхода из конфликта;

    2) конкуренцию, соперничество – бескомпромиссную борьбу за победу любыми средствами, упорное отстаивание своей позиции. Наиболее острая форма разрешения конфликтных ситуаций. Ее использование оправдано в том случае, когда:

    а) есть уверенность в правильности и правомерности своей позиции, и есть средства ее защиты;

    б) конфликт затрагивает область принципов и убеждений;

    в) оппонентом является подчиненный, предпочитающий авторитарный стиль управления;

    г) отказ от занятой позиции чреват невосполнимыми серьезными потерями;

    д) в случае поражения произойдет потеря авторитета и товарищей.

    Эта стратегия требует подбора весомых аргументов для дискуссии и адекватной оценки позиций оппонентов, а также наличия ресурсов для отстаивания своих позиций;

    3) уклонение, игнорирование – попытку выйти из конфликта, уклоняясь от него. Опасная стратегия. Использовать ее можно, если:

    а) источник конфликта настолько тривиален, а последствия столь ничтожны, что ими можно пренебречь;

    б) конфликтующие стороны могут разобраться без вашего вмешательства;

    в) есть уверенность, что время ослабит напряженность ситуации и все разрешится само собой;

    г) конфликт никак не влияет на производственные проблемы;

    д) вовлеченность в конфликт не позволит решить более важные задачи.

    Игнорирование конфликта может привести к его неконтролируемому росту;

    4) приспособление – стремление сгладить противоречия, часто за счет изменения своей позиции. Это эффективно в случаях, если:

    а) есть желание разрешить конфликт любой ценой;

    б) конфликт и его результаты мало затрагивают личные интересы;

    в) налицо готовность пойти на односторонние уступки;

    г) отстаивание своей позиции может занять много времени и отнять много сил (когда «игра не стоит свеч»).

    5) компромисс – решение конфликта путем взаимных уступок. Компромисс эффективен в тех случаях, когда:

    а) аргументы конфликтующих сторон достаточно убедительны, объективны и правомерны;

    б) необходимо разрешить конфликт путем принятия приемлемого для сторон решения в условиях недостатка времени;

    в) стороны готовы разрешить конфликт на основе частичного решения проблемы;

    г) путем небольших уступок можно сохранить важные деловые или личные контакты.

    Любое конфликтное действие может иметь четыре основных исхода:

    1) полное или частичное подчинение другого;

    2) компромисс;

    3) прерывание конфликтных действий;

    4) интеграцию.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх