• 66. Общее понятие культуры
  • 67. Элитарная и массовая культура
  • 68. Мораль, нравственность
  • 69. Религия как феномен культуры
  • 70. Наука
  • 71. Философия
  • 72. Средства массовой коммуникации
  • Раздел VII. ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

    66. Общее понятие культуры

    Всю духовную жизнь общества в единую систему охватывает культура.

    К культуре относится все, что противостоит натуре природе как нечто возделанное и созданное трудом человека.

    В словаре В. Даля дается следующее толкование слова «культура»: «обработка и уход, возделывание, выделка, умственное и нравственное образование. Такое толкование полностью соответствует первоначальному латинскому употреблению слова cultura, ведущего свое происхождение от слова «colo, colere» – взращивать, возделывать землю, заниматься земледелием. Но уже в Древнем Риме термин культура приобрел значение воспитанности и просвещенности, т. е. «обработки» самого себя.

    В современном понимании слово «культура» известно лишь с ХVIII в., с эпохи Просвещения.

    С понятием «культура» стала связываться активность человека, в т. ч. активная роль его сознания. В дальнейшем ученые пытались выйти за пределы такого узкого понимания культуры. Но феномен культуры настолько сложен, что дать однозначное определение ему невозможно. Тем не менее, в науке существуют подходы, позволяющие охватить культурные явления в целом. В их числе выделяется описательный подход, представляющий культуру как результат всей деятельности человека. Но в этой концепции культура предстает в статичном состоянии. В рамках данного подхода жестко разводятся материальная и духовная области культуры, в действительности взаимосвязанные друг с другом. Описательным подходом не фиксируется присущий культуре атрибут системности. Этот недостаток пытается устранить оценочный (аксиологический) подход, при котором степень культурности определяется путем соотнесения оцениваемого явления с тем, что избрано в качестве эталона.

    В исследовании феномена культуры используется и деятельностный подход, рассматривающий культуру как специфически человеческий способ деятельности.

    Но наиболее универсальную трактовку феномена культуры формирует философский подход. Культура понимается философией как высший человеческий инстинкт, компенсирующий неполноценно удовлетворенные реальные потребности людей с помощью создания символического пространства – мира культуры. Потребность окружить себя образной, иллюзорной реальностью, порождается незавершенностью, открытостью человеческой природы, которая достраивает себя посредством творческой деятельности, направленной на поиск высшего смысла бытия. Итогом ее становится развитие духовного потенциала личности, т. е. возрастает степень ее свободы, власти над собой, обществом и природой.

    67. Элитарная и массовая культура

    Идеи элитарности культуры сложились в обществе в результате освоения наследия Просвещения

    В рамках теории элитарности культуры сущность культуры видится в ее высочайших достижениях, шедеврах. Культура в этом случае воспринимается как отдельный взлет творческого гения. Элитарная культура понятна лишь посвященным, она культивирует систему ценностей, далекую от интересов рядовых людей. Здесь искусство существует для искусства.

    Элитарная культура создает дистанцию между собой и другими культурами, дистанцию, являющуюся частью социального иерархического порядка.

    Долгое время элитарная культура оставалась недоступной для многих. Но постепенный процесс демократизации общественной жизни, достижение высокого материального уровня, технического оснащения производства привели к появлению массового общества, в котором культурные ценности перестали быть достоянием узких слоев общества, а получили эгалитарный (уравнительный) характер, что обусловило появление массовой культуры, т. е. усредненной культуры, создаваемой средствами массовой информации и тиражируемой с помощью высокооснащенной индустрии.

    Выражение «массовая культура» употребляют обычно с чувством пренебрежения. Многие видные ученые – Т. Адарно, Э. Фромм, Ж. Эллюль критически относились к процессу массовизации культуры. По их мнению, массовая культура выполняет наркотизирующую функцию: она отвлекает людей от реальности, уводит в мир иллюзий, грез.

    Но понятие массовой культуры осмысливается и положительно: к культуре тянутся миллионные массы народа. Негативный смысл выражения «массовая культура» заключается в том, что не часто массам предоставляется возможность подняться до уровня настоящей культуры; напротив, сама культура, подделываясь под примитивные вкусы отсталых слоев населения, опускается, упрощаясь и деформируясь, до уровня, шокирующего подлинную воспитанность: умной высокообразованной массе преподносится нечто серое, а то и просто глупость.

    Массовость культуры – это не обязательно ее низкий уровень. Ведь и широким народным массам можно и нужно давать достойное, стремясь поднимать их к духовно высокому, даже к высочайшим шедеврам культуры. Для того чтобы повышать культуру народных масс надо обращаться к истории культуры, ко всему культурному наследию человечества, а не пытаться тянуть образованные слои общества вниз – к чему—то упрощенному.

    Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи элитарного искусства через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень.

    68. Мораль, нравственность

    Жизнь людей в обществе подчиняется не только правовым, но и нравственным принципам, что изучается этикой.

    Слово этика вошло в научный обиход из французского языка, а во Францию – из Древнего Рима. Однако науке известен и более ранний источник – Древняя Греция, где существовало понятие «этос», в далекие времена означавшее местопребывание, жилище, а также логово зверя, птичье гнездо. Со временем оно приобрело более глубокий смысл, означавший уже не просто некое местопребывание, а устойчивую внутреннюю природу какого—либо явления – характер, обычай, образ жизни, внутренний нрав, темперамент.

    Слово «этос» постепенно начинает приобретать нормативный смысл, т. е. означать правило жизни, поведения. Слово «этос» в его новом значении послужило основой для образования еще более сложного понятия «этика». Аналогом слов «этос» и «этика» в латинском языке стало понятие «мораль» (от лат. moralis—относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам), а в русском – нрав.

    Позднее в ходе развития истории и культуры понятие «этика», «мораль», «нравственность» стали приобретать различные смысловые оттенки, хотя по своему происхождению они приблизительно однотипны.

    Следует отметить, что в живом языке все эти термины перекрещиваются и являются взаимозаменяемыми. Но в научном плане они не однозначны. Словом «этика» называется учение о морали. Вокруг понятий «мораль» и «нравственность» ведутся научные споры.

    Основными оценочными категориями этики и морали являются: добро, зло, справедливость, долг, совесть, честь, достоинство, счастье, смысл жизни.

    В морали заключается общечеловеческое ядро ценностей, нравственных идеалов и принципов. В ней находят отражение общепринятые нормативы поведения и оценки человеческих поступков.

    Нравственность проявляется в отношении человека к семье, своему народу, родине, другим народам. Она распространяется и на отношение личности к самой себе.

    Нравственные нормы выступают как неписанные законы: им подчиняются все как должному. Соответственно и нравственная санкция (одобрение или осуждение) имеет идеально—духовный характер: человек должен осознать оценку его поведения общественным мнением, принять ее и скорректировать свое поведение на будущее.

    Нравственность предполагает относительную свободу воли, что обеспечивает возможность сознательного выбора определенной позиции, принятие решения и ответственности за содеянное.

    Нравственные нормы, принципы и оценки в конечном счете выражают и закрепляют правила поведения, которые вырабатываются людьми в труде и общественных отношениях.

    69. Религия как феномен культуры

    Религия – одно из древнейших явлений, характеризующих духовную жизнь общества. В самом общем виде религию можно определить как мировоззрение и поведение, которые определяются верой в сверхестественное.

    Религию как целостный социокультурный феномен изучает специальная философская дисциплина – религиоведение.

    Термин «религия» определяют различно: одни производят его от лат. «religare» – связывать, другие от «relegero» – собирать. Наиболее адекватным корнем является лат. «religio» – благочестие, святость.

    По существу, религия являет собой выражение признания Абсолюта. Бога, от которого зависит все конечное, в т. ч. и человек.

    В социологии религии существуют две ведущие тенденции понимания ее сущности. Одна восходит к французскому философу Э. Дюркгейму, видевшему в религии систему коллективных представлений, способствующих сплочению общества, поддержанию его целостности. Таким образом, в качестве главной выдвигалась консолидирующая функция религии.

    Другое направление сложилось в рамках «понимающей социологии» под влиянием идей М. Вебера и рассматривало религию как мотив социального действия, направляющий активность человека в русло конкретных жизненных целей.

    Психологический аспект поиска сущности религии концентрируется на компенсаторской функции. Религия представляется способом восполнения человеческого бессилия перед природой, обществом и в отношении его самого. Она способствует внутренней гармонизации личности и достигает этого в результате эмоциональной разгрузки, катарсиса (от греч. katharsis – очищение), мистического очищения души от наслоений чувственности и телесности.

    В философском ключе, с точки зрения задач духовного плана, религия понимается в аспекте ее мировоззренческой, нравственной функции. Она воспринимает (функция миросозерцания), объясняет (миропонимание), оценивает (мироощущение), и снабжает смыслами (нравственная функция) всю совокупность знаний, которые вырабатываются в различных сферах деятельности.

    Религия производит упорядочение в «вертикальном направлении», духовно возвышая все оцениваемое, придавая ему сакральное (священное) значение. Главное внимание переносится на высший объект, выходящий за рамки человеческого бытия и понимания. Конечной целью религиозных усилий человека выступает его спасение. Оно понимается как полное преодоление несвободы и отчуждения, мыслимых в качестве физического и морального зла, и может выступать в различных формах: веры в высшее дарение со стороны Бога, как спасение через церковь, в виде мистического откровения или благочестия, как моральное совершенствование.

    70. Наука

    Огромную роль в современном обществе играет наука. Такую роль наука играла далеко не всегда. На самых ранних этапах своего развития более важным для людей было практическое знание, связанное с обеспечением собственного существования и не облаченное в форму научных теорий. Познание мира осуществлялось при помощи донаучных форм знания: религии, мифа, магии.

    Однако это положение постоянно менялось. Наука возникла в античности. В то время она еще не имела форм, которые ей присущи в настоящее время. Как особая сфера деятельности наука начала формироваться в ХV в. Но долго ее результаты не были широко востребованы в обществе. Но в этот период формировались основные ценности, которые характеризуют современную науку: стремление к точному знанию, предпочтение логичности и рациональности, сочетание эмпирической точности с обоснованностью теории. К ХIХ в. наука становится одним из важнейших институтов общества.

    Современная наука многофункциональна. Она формирует мировоззрение, в рамках которого предполагается рациональное объяснение любых явлений действительности. Это мировоззрение признает лишь причинно—следственные связи и отказывается от признания высших сил.

    Наука тесно связана с техническим прогрессом. Именно наука направила человеческую цивилизацию по индустриальному пути. С развитием науки пришла новая философия, ставящая в центр мира человека. Именно человек признается хозяином природы. Согласно данной философии в природе нет ничего непознаваемого, и на все человек может оказывать воздействие.

    На современном этапе интересы науки совмещаются с интересами производства. Многие производственные структуры вкладывают огромные средства в исследовательские программы. Наконец наука помогает создавать прогнозы развития общества и разрабатывать программы, в соответствии с которыми можно решать как глобальные, так и частные проблемы, встающие перед человечеством. Люди имеют огромную потребность знать, к каким последствиям приведут их действия. Принимая решения, государство нередко обращается к специалистам для того, чтобы они оценили его разумность и обоснованность.

    На современном этапе результаты научных исследований представляют большой промышленный и военный интерес. В развитых странах на развитие науки выделяются огромные средства. Количество научной информации постоянно растет. Продолжается процесс дифференциации науки, появляется все больше и больше научных дисциплин. Важными становятся междисциплинарные исследования. В целом растет значимость образования.

    71. Философия

    Наука и философия находятся между собой в тесной связи. Все достижения наук используются философией в качестве предпосылки для ее исследования.

    Философия буквально переводится как любовь к истине (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость).

    Философия – область, лежащая между наукой, религией, искусством и синтезирующая некоторые их черты. С наукой ее роднит опора на разум, оперирование понятийными формами, критическая направленность, с религией – вера в исходные постулаты, эмоциональная убежденность в правоте собственного видения мира, с искусством – многообразие школ и направлений.

    Философию можно назвать постановкой вопросов о конечном смысле бытия. Ее определяют как науку о вещах, как и почему они возможны. Она измеряет широту и глубину всего, подлежащего пониманию. Как мировоззрение философия критична к действительности, потому что оценивает ее с позиций идеала. Нормативно—оценочный характер ее утверждений неизбежно носит личный оттенок. Эти убеждения не претендуют на истинность, а выражают отношение людей к миру. Поскольку философия стремится ответить на главный вопрос: «Кто мы, откуда и куда идем?» – постольку она формирует устойчивый круг проблем, понятий, дающий варианты ответа на него. Это задает ее предмет. Выделить какой—то один основной вопрос в философии невозможно. Это может быть проблема начал, сущности человека, природы счастья, свободы, неравенства, соотношения мышления и бытия и т. д.

    К философским построениям неприменима оценка истинности. В греческом языке истина передается буквально как нескрытность. Высшим критерием философской истины является действительность как целое (бытие). Познанию подлежит лишь конкретная истина, которая не является истиной в философском смысле этого слова. Именно раскрытием таких конкретных истин занимается наука. В науке под истиной понимается утверждение, которое может быть проверено на предмет его соответствия с действительностью. Философское утверждение принимается в силу субъективных предпочтений, поэтому в сфере философии выделение теории, взятой в качестве образца (парадигмы) решения проблемы, вокруг которой объединились бы все философы, невозможно.

    Философы говорят лишь о степени приближения к истине по мере того, как наше мышление все более продвигается к состоянию, где оно соответствует бытию. Философия осмысливает, а не открывает истины. Она придает новый смысл известным понятиям. Философия помогает увидеть конкретную истину под разными ракурсами, т. е. делает ее объемной, тем самым способствует продвижению человечества по пути познания мира.

    72. Средства массовой коммуникации

    Сфера культуры имеет в своем развитии тенденцию к постоянному расширению. Появляются новые направления, сферы. Не последнюю роль в этом процессе развития играет массовая коммуникация.

    Коммуникация в этом случае понимается как передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него.

    В социологии массовая коммуникация – это социально обусловленное явление, основной функцией которого является воздействие на аудиторию через содержание передаваемой информации.

    Непременным условием осуществления массовой коммуникации является наличие технических средств, обеспечивающих регулярность и тиражированность массовой коммуникации. Среди технических средств, обеспечивающих коммуникацию, принято различать средства массовой информации (СМИ), средства массового воздействия и собственно технические средства.

    К СМИ относятся периодическая печать (пресса), радио и телевидение. В современном обществе более большое значение приобретают «электронные средства массовой информации».

    К средствам массового воздействия относятся кино, театр, цирк, все зрелищные представления и художественная литература. Средства массового воздействия не отличаются регулярностью обращения к массовой аудитории.

    Технические средства коммуникации (телефон, телетайп и т. п.) не имеют массового охвата аудитории, и передаваемая информация может носить сугубо личный характер, не связанный с социально значимыми сторонами жизни.

    СМИ обеспечивают регулярность и тиражирование информации и благодаря этому являются мощным механизмом воздействия на массовую аудиторию

    Важным условием функционирования массовой коммуникации является социальная значимость передаваемой информации. Наряду с социальной актуальностью смысловой информации большое значение имеет оценочная информация. Это объясняется тем, что СМИ, как социальные институты, имеют статус официального источника информации, к которому массовая аудитория имеет доверие. Истинность смысловой информации трудно проверить, поэтому аудитория прислушивается и к оценочной информации, которая отражает имеющиеся в обществе мнения. Воздействие информации зависит от того, насколько она соответствует социальным запросам аудитории и насколько регулярна. Известно, что информация, которая тиражируется при помощи СМИ, находящихся либо под контролем государства, либо во владении частных хозяев, отражает интересы владельцев и их мировоззрение.

    Массовая коммуникация выполняет в обществе информационную, регулирующую, культурологическую функции.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх