Система средств массовой информации

Говоря об истории журналистики, мы назвали пять видов средств массовой информации: газета, журнал, радио, телевидение и интернет-сайт. Между тем ученые еще спорят, можно ли относить интернет-сайты к средствам массовой информации. Дело в том, что в российском законодательстве, в частности в Федеральном законе «О средствах массовой информации», отсутствует определение понятия «сайт» («сайт в сети Интернет»), что позволяет не регистрировать в обязательном порядке интернет-сайты в качестве СМИ. Как считает Росохранкультуры[39], «интернет-сайты нельзя отнести к иным средствам массовой информации, так как они не имеют ни тиража, ни продукции, распространяемой в виде печатных сообщений, материалов, изображений»[40]. Однако такая позиция говорит лишь о несовершенстве действующего Закона «О средствах массовой информации», не случайно многие интернет-сайты зарегистрированы в том же Россвязькомнадзоре в качестве средств массовой информации. О несовершенстве Закона говорит и тот факт, что в декабре 2008 г. Россвязькомнадзором в качестве средства массовой информации был впервые зарегистрирован блог (живой журнал), который, на наш взгляд, никак не может быть отнесен к средствам массовой информации.

К названным выше пяти видам средств массовой информации нужно добавить информационные агентства. Некоторые исследователи рекламы к средствам массовой информации относят наружную рекламу[41], но эта позиция очень спорная. В частности, для наружной рекламы не является обязательной такая важная особенность СМИ, как периодичность выхода или издания. По той же причине нельзя согласиться с определением книги, кино, устной и наглядной агитации как средств массовой информации[42].

Система средств массовой информации выстраивается в каждом обществе в ходе формирования журналистики как социального института. При этом внутри отдельных средств массовой информации происходит дифференциация по типам.

Итак, печатные средства массовой информации – газеты и журналы (очень близки к журналам бюллетени, поэтому не будем выделять их в отдельный вид СМИ). Как уже отмечалось в историческом обзоре, эти средства массовой информации возникли еще в XVII веке. Периодически некоторые исследователи говорят об их близкой «смерти» (сначала с расцветом телевидения, теперь с активным вторжением в нашу жизнь Интернета), но газеты и журналы по-прежнему популярны во всем мире, хотя в последние годы их тиражи стабильно уменьшаются. В ряде стран принимаются различные меры для того, чтобы возвратить аудитории интерес к чтению газет. Так, в начале 2009 г. президент Франции Н. Саркози объявил о том, что государство будет ежегодно расходовать до 6 млн евро на бесплатную годовую подписку на газеты для 18-летних граждан страны. При этом молодые люди имеют право выписать любую газету – от общенациональной до региональной.

В 1990-х годах в нашей стране роль доминирующего СМИ перешла от газет к телевидению. И сейчас телевидение является самым мощным по воздействию на аудиторию средством массовой информации. По мнению политологов, «существование или несуществование той или иной партии определяется тем, присутствует ли она в телевизоре»[43]. Более того, считается, что именно электронные СМИ, и прежде всего телевидение, сыграли решающую роль в том, что Борис Ельцин был переизбран в 1996 г. на пост президента России.

Снижение тиражей газет и журналов особенно характерно для развитых стран, население которых активно получает информацию с помощью Интернета. Сейчас, к примеру, в США до 15% читателей газет не покупают печатную версию, а предпочитают интернет-сайт полюбившегося издания. Это, а также разразившийся осенью 2008 г. мировой финансовый кризис, вынуждает некоторые газеты переходить на онлайновую версию. Так, достаточно авторитетная в США газета «Крисчен сайенс монитор» объявила об отказе с середины 2009 г. от бумажной версии и переходе на публикацию в Интернете. В бумажном виде газета будет выходить только один раз в неделю. В результате расходы издателей сократятся на 4 млн долларов в год. С 2007 г. только в электронном виде выходит старейшая в мире шведская газета «Постох инрикес тиднингар», издающаяся с 1645 г.[44]

Однако в развивающихся странах тиражи газет растут. В Китае, к примеру, за пять последних лет они выросли на 15,5%[45], но в этой стране газеты не играют ведущей роли в информировании населения – из-за национально-языковых проблем руководство страны отдает предпочтение развитию телевидения. Не случайно Центральное китайское телевидение (CCTV) является крупнейшей телекомпанией мира. CCTV ежедневно выходит в эфир на 20 телевизионных каналах, из которых 15 охватывают всю территорию страны (в 2010 г. CCTV планирует увеличить число телеканалов, в частности, должен появиться телеканал на русском языке), а каждая китайская семья в 2007 г. имела возможность смотреть в среднем 32,4 телеканала (нужно учитывать, что телевизионный сигнал в Китае распространяется в основном по кабельным каналам).

В России суммарный тираж газет в 2007 г. сократился по сравнению с 2006 г. примерно на 3% – с 8,05 до 7,8 млрд экз.[46] По данным «Левада-центра», за период с 2000 по 2007 гг. значительно сократилась аудитория газет «Аргументы и факты», «СПИД-инфо», «Труд», «Московский комсомолец».

Периодически специалисты в области СМИ начинают говорить о близкой «смерти» газет и журналов. Так было в 70-х годах ХХ века, так происходит и сейчас, в период стремительного развития Интернета. К примеру, в июне 2008 г. главный исполнительный директор компании «Майкрософт» Сим Баллмер заявил, что через 10 лет «не будет ни газет, ни журналов, которые бы доставлялись на бумаге. Все будет поставляться в электронной форме»[47]. Об этом же заявил владелец и издатель крупнейшей американской газеты «Нью-Йорк таймс» Артур Сульцбергер: «Я не знаю, будем ли мы еще выпускать газету в печатном виде через пять лет»[48]. Однако, по крайней мере в течение ближайших десятилетий Интернет не сможет полностью вытеснить из нашей жизни отпечатанные на бумаге газеты и журналы.

Одно из основных отличий газет и журналов – периодичность выхода. Самые распространенные типы газет – ежедневные[49] и еженедельные. Журналы чаще всего выходят один раз в неделю, в месяц или в квартал. Как видим, есть еженедельные газеты и журналы. Зачастую они настолько близки, что некоторые исследователи говорят о еженедельнике как отдельном виде СМИ, но такой подход спорен, так как есть и другие отличительные черты газет и журналов: объем, оформление, наличие обложки, качество печати и т.д.

Газеты (в частности, российские) невелики по объему (максимум 32 страницы, в США и ряде других стран можно встретить газеты объемом почти в 100 страниц), не имеют обложки, не сброшюрованы (т.е. страницы не скреплены между собой) и отпечатаны преимущественно способом офсетной печати (кое-где в России до сих пор используется и высокая печать). Журналы же, наоборот, обычно имеют объем в 96 и более страниц, у них есть ярко выраженная обложка, они обязательно брошюруются и печатаются чаще всего также способом офсетной печати, но на бумаге более высокого качества.

По данным Роспечати на декабрь 2008 г., в общей сложности в Российской Федерации было зарегистрировано 51,7 тыс. печатных СМИ, в том числе 27,47 тыс. газет и 20,43 тыс. журналов[50]. Правда, примерно 45% печатных СМИ фактически не издаются.

Рынок печатных СМИ в России явно перенасыщен, что подрывает финансовую основу изданий, делает большинство из них убыточными. Так, в 2004 г. в России издавалось 6580 ежедневных газет[51]. Если эти данные точны, то более половины всех ежедневных газет мира выходит в нашей стране (во всем мире, по данным Всемирной газетной ассоциации, в 2007 г. издавалось немногим больше 11 тыс. платных ежедневных газет)[52]. Для сравнения: в США в 2004 г. издавалось 1456 ежедневных газет[53], в ФРГ в 2006 г. – 377[54], в Японии в 2005 г. – 107[55].

В результате мирового финансового кризиса, разразившегося осенью 2008 г., в нашей стране начался процесс закрытия нерентабельных газет и журналов. По мнению экспертов Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), в 2009 г. количество периодических изданий сократится на треть – в основном из-за падения рекламных доходов и снижения покупательского спроса.

По данным Национальной тиражной службы, в 2008 г. самый высокий тираж имели: среди общероссийских ежедневных газет – «Комсомольская правда» (729 821 экз.), среди общероссийских журналов – «Антенна-Телесемь» (4 235 748 экз.), среди общеросийских еженедельных газет – еженедельный выпуск «Комсомольской правды» (3 024 336 экз.), среди региональных ежедневных газет – «Областная газета» (Екатеринбург, 127 314 экз.). К сожалению, эти данные касаются только изданий, зарегистрированных в некоммерческой организации «Национальная тиражная служба». Из всех газет и журналов страны в НТС зарегистрировано 324 газеты и 347 журналов, из всех изданий Дальневосточного федерального округа – только 9 изданий.

Заметим, что даже сертификация НТС не означает, что весь тираж газеты дошел до читателя. Так, по данным той же НТС, в июле 2005 г. распространители вернули 11,5% отпечатанного тиража «Комсомольской правды»[56].

Среди электронных СМИ самый высокий охват аудитории – почти 100% – в нашей стране имеют телеканалы «Первый канал» и «Россия», немного отстает от них телеканал НТВ. Эти же телеканалы, по данным TNS «Россия», лидируют и по среднесуточной доле аудитории. В начале января 2009 г. «Первый канал» имел долю в 22%, «Россия» – 21,2%, НТВ – 10,6%, СТС – 7,4%, Рен-ТВ – 5,9%. Среди радиостанций осенью 2008 г. по накопленному суточному количеству слушателей в целом по стране лидировали радиостанции «Европа плюс» (17,8%), «Русское радио» (17,7%), «Авторадио» (15,2%), «Радио Шансон» (13,6%) и «Ретро FM» (12,0%). Информационные агентства ИТАР-ТАСС и РИА «Новости» входят в число ведущих информационных агентств мира.

В Приморском крае, по данным территориального управления Россвязькомнадзора на 1 октября 2008 г. , было зарегистрировано 638 СМИ, из них 472 – печатных (в том числе – 316 газет, 137 журналов), 140 – электронных (в том числе – 71 телепрограмма, 65 радиопрограмм), 26 – информационных агентств. В Хабаровском крае, по данным краевого управления печати, полиграфической промышленности и телерадиовещания, на 1 октября 2008 г. было зарегистрировано 435 СМИ, в том числе 326 – печатных, 99 – электронных, 10 информационных агентств. Кстати, Приморский край относится к наиболее насыщенным средствами массовой информации регионам страны. Более тысячи СМИ зарегистрировано в таких регионах страны, как Свердловская область (1195 СМИ), Нижегородская область (1079 СМИ), Краснодарский край (1036 СМИ) и Ростовская область (1008 СМИ)[57].

Нужно учитывать, что данные о количестве печатных СМИ, предоставляемые территориальными управлениями Россвязькомнадзора, которые призваны прежде всего регистрировать СМИ, сильно отличаются от данных Российской книжной палаты, которая, в соответствии с законодательством, получает экземпляры всех реально выходящих в свет газет и журналов. Так, по данным Книжной палаты, в 2007 г. в Приморском крае выпускалось 153 газеты, в Хабаровском крае – 52 газеты[58].

Многие газеты выходят в свет только благодаря финансовой поддержке из бюджета того или иного региона. Так, из бюджета Приморского края в 2008 г. было выделено на поддержку уссурийской городской газеты «Коммунар» 848,2 тыс. рублей, артемовской городской газеты «Выбор» – 776,8 тыс. рублей, городской газеты «Находкинский рабочий» – 745,2 тыс. рублей, пограничной районной газеты «Вестник Приграничья» – 742,3 тыс. рублей, дальнегорской районной газеты «Трудовое слово» – 628,0 тыс. рублей. Всего же на государственную поддержку муниципальных газет Приморского края в 2008 г. было выделено более 12,5 млн рублей[59]. Аналогичная картина и в других регионах страны. В 2007 г. все районные газеты Читинской области (сейчас – Забайкальский край) были убыточны, а в Алтайском крае рентабельными были не более 10 – 15% районных и городских газет[60].

Среди печатных СМИ Приморья по подписным тиражам, по данным местного филиала ФГУП «Почта России» на январь 2009 г., лидируют газеты «Семь дней в Приморье» (18 499 экз.), «Аргументы и факты» (16 960 экз.) и «Владивосток» (16 502 экз.). Среди муниципальных газет Приморского края самый большой подписной тираж в январе 2009 г. имела уссурийская газета «Коммунар» – 9 017 экз. Тиражи местных журналов небольшие.

Лидером местного телеэфира является филиал ВГТРК «ГТРК “Владивосток”» («Приморское телевидение», торговая марка ПТР), лидерами радиоэфира, по данным TNS «Россия» на апрель – сентябрь 2008 г., были «Радио Шансон» (19,1%), «Авторадио» (17,5%), «Радио Лемма» (13,6%), «Европа плюс» (12,4%) и «Радио России», включая отрезки вещания ГТРК «Владивосток» (11,7%).

Кстати, если лидеров среди печатных СМИ легко установить по тиражам (а также по числу подписчиков), то для выявления лидеров среди электронных СМИ приходится обращаться к социологам. Ведущей организацией здесь является TNS «Россия» (до 2008 г. работала под названием TNS «Gallup Media»), которая использует дневниковый способ исследования для измерения эффективности радиостанций и компьютерный способ исследования (с помощью специальных приборов, пиплметров) – телекомпаний. При этом чаще всего речь идет о рейтингах каналов и об их долях аудитории.

Рейтинг канала – это процент телезрителей, которые смотрят тот или иной канал или программу от общей численности аудитории. Доля аудитории – это процент тех телезрителей, которые смотрят тот или иной канал или программу от общего числа жителей, включивших телевизор. Все телекомпании заинтересованы в повышении своей доли аудитории и рейтингов программ, однако нужно учитывать, что высокий рейтинг далеко не всегда отражает профессионализм и интеллектуальный уровень передачи.

Если дневниковые исследования проводятся достаточно редко (TNS «Россия» практикует исследование аудитории радиостанций примерно раз в полгода), то пиплметры поставляют информацию практически ежедневно, но обычно анализ эфира ведется по неделям. В 2007 г. компания TNS «Россия» проводила мониторинг телевидения в 30 городах страны, в том числе во Владивостоке и Хабаровске.

Каждое государство, обеспечивая свою информационную безопасность, стремится формировать максимально эффективную систему средств массовой информации – для этого существуют как юридические, так и экономические методы регулирования. Специфика российской системы СМИ – в ее политической ангажированности. Если в большинстве развитых стран журналистика – это прежде всего бизнес, то в России на первый план выходит политический аспект. Это, в частности, объясняет огромное количество зарегистрированных газет. Второстепенность экономического фактора медиаиндустрии является серьезной проблемой российской журналистики, не позволяя действовать достаточно эффективно и независимо от власти и политико-экономических групп.

Вместе с тем, как отметил в марте 2008 г. в интервью британской газете «Файнэншл таймс» президент России Дмитрий Медведев, «за последние 8 лет наши средства массовой информации преодолели большой путь. Из достаточно слабых, ...чахлых СМИ, которые обслуживали интересы отдельных бизнес-групп и просто отдельных людей, они превратились в мощную общественную силу. Общая капитализация средств массовой ин-формации восемь лет назад не дотягивала и до $1 млрд. ...Сейчас речь идет о цифрах в десятки миллиардов долларов»[61].







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх