• 1. Воспитательный процесс в малокомплектной школе
  • 2. Три потока воспитательного процесса в малокомплектной школе
  • 3. Организация личностноориентированного воспитания
  • 4. Как планируется воспитательная работа
  • ЛЕКЦИЯ № 10. Организация личностноориентированного воспитания

    1. Воспитательный процесс в малокомплектной школе

    Процесс воспитания в его идеальном варианте – это социально-педагогическая система, обладающая свойствами целостного объекта, т. е. целостная система, целостный процесс. Пользуясь этой системой, можно добиться качественных изменений личности ученика, детского коллектива.

    Воспитательный процесс – это также сложный процесс, представляющий развертывающуюся во времени систему воспитательных отношений, включающую ребенка, детский коллектив, малую социальную группу и т. п.

    В роли воспитателей в этом случае выступает вся совокупность людей, так или иначе оказывающих педагогическое влияние на развитие и формирование личности в ходе ее жизнедеятельности.

    Ее особое назначение – включение ребенка в современную жизнь и обеспечение преемственности поколений. Воспитание как система включает в себя людей (воспитанники и воспитатели); элементы духовного характера (знания, умения, навыки, идеи, цели); средства воспитания (элементы культуры, которые должны быть в педагогически обработанном виде). Взаимодействие всех этих элементов составляет процесс воспитания как целостную систему.

    Форма существования данной системы – это устойчивое объединение людей с определенной организацией, например класс с его организационной структурой, разновозрастные объединения с их традициями, отряд в условиях оздоровительного лагеря, кружки и т. д.

    В условиях малокомплектной школы численность общего числа воспитателей и воспитуемых значительно уменьшается, а также уменьшается численность группировок, объединений и классов. Это облегчает для воспитателей оказание педагогического воздействия. Но, с другой стороны, в школах подобного вида число людей, оказывающих это педагогическое влияние, также значительно уменьшается. Поэтому на каждого такого человека накладывается огромная ответственность.

    В состав процесса воспитания входят такие компоненты, как общая цель, конкретные цели и задачи, выдвигаемые воспитателями, принципы, которыми они руководствуются в своей деятельности, содержание, средства, методы и формы реализации цели, результат и его оценка.

    Все они составляют «линию действия» субъектов воспитания в малокомплектной школе, т. е. тех, кто является его организаторами.

    Однако это лишь одна сторона процесса, но есть и другая, связанная с позицией ученика. Ведь часто человек выдвигает собственные задачи, направленные на совершенствование личности, формирование каких-то ее черт, значимых для него. В соответствии с этим он выбирает свои средства, методы, нередко вкладывая иное содержание в воспитательный процесс.

    Именно оно и является определяющим в случае организации процесса воспитания в малокомплектной школе.

    Это объясняется тем, что в подобных школах воспитание является дифференцированным, но воздействие на индивида с целью изменения его собственных целей и задач воспитания также является проблематичным, а иногда и невозможным.

    2. Три потока воспитательного процесса в малокомплектной школе

    В малонаселенном пункте школа зачастую оказывается единственным очагом культуры. К тому же зачастую в селе образовывается единый учебно-воспитательный комплекс: детсад – школа – музыкально-художественные объединения – трудовые объединения.

    В задачу педагогов входит сконцентрировать все культурно-педагогические силы в общем воспитательном процессе. В воспитательном процессе в малокомплектной школе можно выделить три потока: физическое воспитание, эстетическое и нравственное воспитание, трудовое воспитание.

    В организации физического воспитания детей и подростков сельская школа с малой наполняемостью в ней учащихся имеет свои положительные и отрицательные особенности.

    Малое количество учащихся позволяет шире осуществить индивидуальный подход при дозировке их нагрузки. Легче проводить и обучение основным двигательным навыкам.

    Наиболее отрицательным фактором в такой школе является низкий профессиональный уровень учителя физической культуры. Часто слаба здесь материальная база: отсутствуют спортивный зал, необходимое оборудование и инвентарь.

    До последнего времени в воспитании школьников преобладали вербальные средства – нравоучения, словесные поощрения и порицания, призывы, внушения, объяснения.

    Сегодня необходима воспитательная программа, где неразрывна связь слова и дела. Такую связь не трудно установить в малокомплектной школе, где предоставляется возможность иметь свое собственное настоящее производство.

    С ранних лет дети села приучаются к труду на крестьянском подворье. Ученические производственные бригады многих школ успешно внедряют на практике хозрасчет, познают секреты самоокупаемости.

    Одной из важных задач, стоящих перед малокомплектными школами по трудовому воспитанию, является сознательное закрепление молодежи в тех местах, где она родилась и выросла. Это и пытается осуществить трудовое воспитание школьников, прививая детям любовь к труду.

    Существенный недостаток общей воспитательной работы школы – дефицит внимания к личности каждого ученика, неумение, а может быть, и нежелание так организовать работу с детьми, чтобы ребенок с первых дней оказался среди людей, помогающих ему творить добро. Этот недостаток успешно преодолевается в учебном учреждении, имеющем небольшой состав учеников.

    Проблема эстетического воспитания является актуальной в школах различного типа, в том числе и в школах с малой комплектностью. Первостепенную роль в привитии эстетического начала принадлежит семье, где родился ребенок. Эстетика быта, круг духовных ценностей, потребностей, вкусы родителей – это среда, где формируются эстетические идеалы, основы его воспитания.

    Широкие возможности по эстетическому воспитанию и образованию сельских школьников, воспитанию у них чувства любви к природе предоставляются как во время обучения, так и во внеурочное время. Существуют особо отведенные для этих целей классные часы.

    3. Организация личностноориентированного воспитания

    В условиях личностного подхода, или личностноориентированного воспитания, за общий принцип берется некоторая конечная цель – идеальная модель личности, и все остальные компоненты воспитательной системы, условия ее функционирования и саморазвития проектируются и реализуются с учетом наперед заданного конечного результата.

    В рамках других теорий и воспитательных систем личность, ее идеальная модель не учитывается, все дело в том, что в условиях личностно-ориентированного воспитания личность воспитанника выполняет приоритетную, системообразующую роль. Осуществляя практически личностно-ориентированное воспитание, следует уделять внимание не только возрастным, индивидуальным особенностям, но и его эмоциональному состоянию.

    Проблема учета эмоциональных состояний в процессе воспитания, к сожалению, все еще остается далеко не разработанной проблемой педагогики.

    Вместе с тем диапазон эмоциональных состояний (возбужденное, радостное, утомленное, раздраженное, подавленное, угнетенное и другие) имеет важное, а порой решающее значение в воспитании личности, в развитии и ее позитивном или, наоборот, негативном поведении. В связи с этим учитель-воспитатель должен, во-первых, осуществляя личностно-ориентированный подход в воспитании, учитывать психические состояния, характерные для конкретно взятого ученика, воспитанника.

    Таким образом, психологическое состояние в воспитании создает надежные предпосылки для успеха в различных ситуациях педагогического взаимодействия между воспитателем и воспитанником, предоставляет условия для гармонического сотрудничества и сотворчества.

    Для личностно-ориентированного сотрудничества особо важно учитывать такие сложные состояния, как конфликтные и стрессовые.

    В последние годы в рамках личностноориентированного воспитания, как одно из его эффективных и перспективных стратегий, разрабатывается ролевой подход. Ролевой подход в воспитании особенно характерен для концепции Н. М. Таланчука, который развивает системно-ролевую модель формирования личности.

    «Личность, – как подчеркивает Н. М. Таланчук, – это социальная сущность конкретного человека, которая выражается в качестве освоения им системы социальных ролей. Так, в условиях семьи человек осваивает культуру семейной жизнедеятельности.

    В коллективе человек осваивает коммуникативную культуру, роль лидера или исполнителя, члена трудового коллектива. В процессе социализации, на уровне взаимодействия общества и личности, человек овладевает ролевыми функциями гражданина, при этом происходит активное становление человека, обогащение его новыми ценностями, смыслами; формируется миропознание личности, развиваются многообразные ролевые функции человека.

    В последнее время происходит усиление личностного подхода в воспитании. Однако воспитание вне коллектива не может быть полноценным.

    4. Как планируется воспитательная работа

    Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

    Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека.

    В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества. Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.

    И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности.

    Развивающая роль системы воспитания при этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации. Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков.

    Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот – всегда уникальный и самостоятельный – путь морально-нравственного и социального развития.

    Особую роль в воспитании играет искусство, которое в эмоционально-образной форме отражает различные виды человеческой деятельности и развивает способность творчески преобразовывать мир и самого себя.

    Поэтому при организации воспитательного процесса необходимо эстетическое воспитание. Управление процессом воспитания, осуществляемое как целенаправленное построение и развитие системы задаваемой многоплановой деятельности ребенка, реализуется педагогами, вводящими детей в «зону ближайшего развития».

    Это означает, что на определенном этапе развития ребенок может продвигаться дальше не самостоятельно, а под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными «сотоварищами», а уж затем и вполне самостоятельно.

    Одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности. Это значит, что в мотивационно-потребностной сфере личности общественные побуждения, мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами.

    Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх