• 1. Миф об "обете": обетованная земля или завоеванная земля?
  • 2. Миф о "богоизбранном народе"
  • 3. Миф об Иисусе Навине: этническая чистка
  • I. Теологические мифы

    1. Миф об "обете": обетованная земля или завоеванная земля?

    "Потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрат!" (Бытие, XV, 18).

    Фундаменталистское прочтение политического сионизма

    "Если у нас есть Библия, и если мы считаем себя народом Библии, мы должны владеть всеми библейскими землями".

    Источник: Генерал М. Дайян. "Джеруэалем пост", 10 августа 1967 г.

    25 февраля 1994 года доктор Барух Гольдштейн расстрелял арабов, молившихся у гробницы патриархов.

    4 ноября 1996 года Игал Амир убил Ицхака Рабина "по приказанию Бога" и своей группы "воинов Израиля" уничтожать всякого, кто уступит арабам "землю обетованную Иудеи и Самарии" (современная Цизиордания — правый берег р. Иордан).

    а) В христианском толковании

    Альбер де Пюри, профессор Ветхого завета факультета протестантской теологии в Женеве, следующим образом резюмирует тезисы своей докторской диссертации "Божественный обет и культовая легенда в цикле Иакова" (2 т., Париж, 1975), в которой он синтезирует, рассматривает и продолжает исследования самых крупных современных историков и толкователей, а именно Альбрехта Альта и Мартина Нота (М. Нот. История Израиля (французский перевод). Пайо, 1954; фон Рад. Теология Ветхого завета. Женева, 1971; отец Р. де Во. Древняя история Израиля. 2 т., Париж, 1971).

    "Библейская тема дарованной страны ведет свое происхождение от божественного обета, данного согласно традиции книги Бытия патриарху Аврааму. Рассказы книги Бытия постоянно возвращают нас в разных вариантах к тому, что Бог обещал патриархам и их потомкам обладание страной, в которую они пришли. Произнесенное в Сихеме (Бытие, 12/7), в Вефит (Бытие, 13/14-16; 28/13-15; 35/11-12) и в Мамре (близ Хеврона, Бытие, 19-18-21,17/4-8), т. е. в главных святых местах Самарии и Иудеи, это обещание, похоже, относилось, прежде всего, ко всем областям современной Цизиордании.

    Библейские рассказчики представляют нам историю происхождения Израиля как смену четко определенных эпох. Все воспоминания, истории, легенды, сказки и поэмы, которые дошли до них в устной традиции, они ввели в точные генеалогические и хронологические рамки. Как признают почти все современные толкователи, эта историческая схема большая частью фиктивна.

    Работы Альбрехта Альта и Мартина Нота показали, в частности, что разделение и последовательные эпохи (эпоха Патриархов — Египетское рабство — завоевание Ханаана) искусственно".

    Резюмируя в согласии с тезисами Альбера да Пюри работы современных толкователей, госпожа Франсуаза Смит, декан протестантского факультета в Париже, пишет: "Последние исторические исследования свели до уровня фикции классические представления об исходе из Египта, завоевании Ханаана, национальном единстве Израиля накануне изгнания, точных границах; библейская историография дает сведения не о том, о чем она рассказывает, а о тех, кто её составлял: теологах, пришедших к одновременно монотеистической и этноцентрической идее в конце изгнания — в IV веке до н. э."

    Источник: Ф. Смит. Протестанты, Библия и Израиль после 1948 года. 'Ля Леттр', ноябрь 1984 г., № 313, с. 23.

    Госпожа Франсуаза Смит-Флорантен сделала особый упор на мифе об обете в книге "Незаконные мифы. Очерк о земле обетованной" (Женева, 1994).

    Альбер де Пюри продолжает: "Большинство толкователей считали и считают обет, данный патриархам, в его классическом выражении (Бытие, 13/14-17,15/18-21) оправданием: post eventum завоевания израильтянами Палестины или, еще более конкретно, расширения власти Израиля при Давиде. Иными словами, обет был вставлен в рассказы о патриархах, чтобы сделать згу "эпоху предков" прелюдией и предвозвещением золотого века Давида и Соломона.

    Мы можем теперь дать общее описание происхождения мифа об обете:

    1. Обещание земли, понятое как обещание оседлости, было дано первоначально группам кочевников, которые жили в условиях засушливого климата и надеялись утвердиться в каких-нибудь пригодных для обитания областях. В этой форме обет мог быть частью религиозного и фольклорного наследия многих разных племенных групп.

    (Примечание. Чтение священных текстов Ближнего Востока показывает нам, что все здешние народы получали сходные обеты от своих богов, которые обещали им земли от Месопотамии до Египта с проходом через земли хеттов. В Египте на стелле в Карнаке, воздвигнутой Тутмосом III между 1480-м и 1478 годами до н. э. в ознаменование побед, одержанных им на пути от Газы через Мегиддо и Кадеш до Кархемыша на Евфрате, бог заявляет. "Я отдаю тебе моим повелением землю вдоль и поперек. Я пришел и позволил тебе поразить землю Запада".

    На другом конце "цветущего полумесяца", в Месопотамии, на 6-й табличке "Вавилонской поэмы творения" бог Мардук закрепляет за каждым его жребий" (стих 46) и, чтобы скрепить Союз, приказывает построить Вавилон и его храм. (Р. Лабе. Религии Ближнего Востока. Файяр, 1970, с. 60).

    Наряду с прочими богами хетты воспевали Аринну, богиню солнца:

    Ты следишь за сохранностью небес и земли,

    Ты устанавливаешь границы стран (там же, с. 557).

    Если бы евреи не получили такого обещания, тогда они действительно были бы исключением!)

    2. Обет, данный кочевникам, имел целью не политическое и военное завоевание области или всей страны, а оседлость на ограниченной территории.

    3. Первоначально обет, о котором нам говорит книга Бытия, был дан не Яхве (богом, который вступил в Палестину вместе с "группой Исхода"), а ханаанским богом Элом в одной из его местных ипостасей. Только местный бог, владелец территории, мог разрешить кочевникам осесть на его землях.

    4. Позже, когда осевшие кочевые племена смешались с другими и образовали "народ Израиля", древние обеты получили новое измерение. Оседлость была достигнутой целью, а обет получил теперь политическое, военное и "национальное" значение. Перетолкованный таким образом обет стал пониматься как предсказание окончательного завоевания Палестины, как предвозвещение и оправдание империи Давида".

    Содержание обета, данного патриархам

    "В то время как обет, данный кочевникам, имел в виду оседлость племени овцеводов и восходил, несомненно, к эпохе "ante eventum", нельзя сказать то же самое об обете, расширенном до "национальных" масштабов. Исходя из того, что "израильские" племена объединились лишь после их прихода в Палестину, перетолкование обета, данного кочевникам, в обет политической власти должно было произойти post eventum. Таким образом, обет книги Бытия 15/18-21, который предрекает власть богоизбранного народа над всеми областями, расположенными "от реки Египетской (вади Ариш) до великой реки, реки Евфрата", и над всеми живущими в них народами, это явно vaticinlum ex eventu, вдохновленный завоеваниями Давида.

    Исследования толкователей позволили установить, что переделка обета, данного кочевникам, в "национальный" должна была произойти до того, как впервые были записаны рассказы о патриархах.

    Яхвист, которого можно считать первым великим рассказчиком (или скорее издателем рассказов) Ветхого завета, жил в эпоху Соломона. Следовательно, он был современником и свидетелем нескольких десятилетий, когда обет, данный патриархам и перетолкованный в духе Давида, казалось, был выполнен сверх всяких ожиданий.

    Пассаж из книги Бытия 12/36 — один из ключевых текстов для понимания творения Яхвиста. Согласно атому тексту, благословение Израиля должно быть увенчано благословением всех "племен земных" (адамах). Племена земных — это первоначально все народы, населявшие вместе с Израилем Палестину и Трансиорданию.

    Таким образом, мы не можем утверждать, что в тот или иной момент в истории Бог предстал перед исторической личностью по имени Авраам и передал ему законное право владения землей Ханаанской. С юридической точки зрения у нас нет никакого дарственного акта за подписью "Бог", и у нас даже нет причин думать, что сцены из книги Бытия 17/1-8, 13/14-18 являются отражением исторических событий.

    Можно ли "придать актуальность" обету, данному патриархам? Если "то будет служить подтверждением права на собственность или оправданием политических притязаний, то, разумеется, нет.

    Никакая политика не имеет права присваивать себе обет.

    Нельзя никаким образом присоединиться к тем христианам, которые считают ветхозаветный обет законным обоснованием современных территориальных притязаний государства Израиль".

    Источник: Все эти тексты — отрывки из выступлений на пресс-конференции, устроенной 10 февраля 1975 года в Кре-Берар (Швейцария) после коллоквиума по теологической интерпретации израильско-арабского конфликта. Опубликовано в журнале "Этюд теоложик э релижьез" (Монпелье), 1976, № 3.

    б) В толковании еврейских пророков

    (Пресс-конференция рабби Элмера Бергера, бывшего председателя "Лиги за иудаизм' в США)

    "Недопустимо для кого бы то ни было претендовать, будто современное укрепление государства Израиль — это исполнение библейских пророчеств и, следовательно, любые действия израильтян, направленные на создание и сохранение их государства, заранее одобрены Богом.

    Современная политика Израиля уничтожила или, по меньшей мере, затемнила духовное значение Израиля.

    Я предлагаю изучить два основных элемента пророческой традиции.

    а) Прежде всего, когда пророки призывали к восстановлению Сиона, они имели в виду не землю, священную саму по себе. Абсолютным и несомненным критерием пророческой концепции Искупления было восстановление Союза с Богом, нарушенного царем и его народом.

    Пророк Михей говорит об этом совершенно ясно: "Слушайте, главы Иакова и князья дома Израилева… вы ненавидите доброе и любите злое… созидающие Сион кровью и Иерусалим- неправдою… Сион распахан будет, как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора Дома сего будет лесистым холмом" (Михей, III, 1-12).

    Сион священен лишь в том случае, если Закон Божий царит на нем. И это не означает, что всякий закон, изданный в Иерусалиме, священен.

    б) Это не только земля, зависящая от соблюдения верности Союзу: к народу, который снова утвердился в Сионе, предъявляются те же требования справедливости, праведности и верности Союзу с Богом.

    Сиона нельзя достичь, опираясь на договоры, союзы, военную силу или на военную иерархию, стремящуюся к господству над соседями Израиля.

    …Пророческая традиция ясно показывает, что святость земли не зависит от её почвы и от её народа, от одного его присутствия на этой территории.

    Священен и достоин Сиона только божественный Союз, который выражается в поведении народа, вступившего в этот Союз.

    Современное государство Израиль не имеет никакого права заявлять, будто оно исполняет божественный проект мессианской ары.

    Это чистая демагогия почвы и крови.

    Ни народ, ни земля сами по себе не святы и не заслуживают никакой духовной привилегии в мире.

    Сионистский тоталитаризм, который пытается подчинить себе весь еврейский народ, делает это путем насилия, превращая этот народ в такой же, как и все другие".

    Источник: Рабби Э. Бергер. Пророчества, сионизм и государство Израиль. Изд. Американских еврейских альтернатив сионизму. Пресс-конференция состоялась в Лейденском университете (Нидерланды) 20 марта 1968 года.

    Игал Амир, убийца Ицхака Рабина, не бродяга и не умалишенный, а чистый продукт сионистского воспитания. Сын раввина, студент-отличник клерикального университета в Бар План близ Тель-Авива, воспитанник талмудических школ, солдат элитарных частей на Голанских высотах, имел в своей библиотеке биографию Баруха Гопьдштейка (который несколько месяцев назад убил в Хевроне 27 арабов во время молитвы у гробницы Патриархов). Он мог видеть по официальному израильскому телевидению большой репортаж о группе Зиял ("воины Израиля"), поклявшейся на могиле основателя политического сионизма Теодора Герцля "уничтожить каждого, кто уступит арабам "землю обетованную" Иудеи и Самарии" (современная Цизиордания).

    Убийство премьер-министра Рабина (как и тех, кого расстрелял Гольдштейн) укладывается в строгую логику мифологии сионистских фундаменталистов: приказ убить, сказал Игал Амир, "исходил от Бога", как во времена Иисуса Навина.

    Источник: "Ле Монд", 8 ноября 1995 г.

    Это не был маргинал израильского общества: в день убийства "Рабина поселенцы в Кирьят Арба и Хевроне плясали от радости, распевая псалмы Давида, вокруг мавзолея, воздвигнутого в честь Баруха Гольдштейна.

    Источник: "Эль Пейс", 7 ноября 1995 г.

    Ицхак Рабин был символической целью, не потому, как сказал Клинтон на его похоронах, что он "всю жить боролся за мир" (командуя оккупационными войсками в начале Интифады, именно он отдал приказ ломать руки палестинским детям, не имевшим иного оружия, кроме старых камней их земли, которыми они защищали землю своих предков), но потому, что, будучи реалистом, он понял (как американцы во Вьетнаме и французы в Алжире) — никакое окончательное военное решение невозможно, если армия сталкивается не с другой армией, а со всем народом. И он пошел вместе с Ясиром Арафатом по пути компромисса: административная автономия была дарована части территорий, оккупация которых была осуждена ООН, при сохранении израильских войск для защиты "поселений", украденных у коренных жителей и ставших, как в Хевроне, семинариями ненависти.

    Это было уж слишком для фундаменталистов, извлекавших выгоды из колониализма: они создали вокруг Рабина, которого считали "предателем", атмосферу ненависти, что и привело к его позорному убийству.

    Ицхак Рабин, как и тысячи палестинцев, стал жертвой мифа о "земле обетованной", служившего тысячелетним предлогом для кровавых колониалистов.

    Это фанатичное убийство еще раз показало, что настоящий мир между государством Израиль в безопасных границах, зафиксированных разделом 1947 года, и полностью независимым Палестинским государством требует радикального искоренения современного колониализма, то есть всех поселений, которые являются внутри будущего Палестинского государства постоянным источником провокаций и детонатором будущих войн.

    2. Миф о "богоизбранном народе"

    "Так говорит Господь: Израиль есть сын мой, первенец мой" (Исход, IV, 22).

    Фундаменталистское прочтение политического сионизма

    "Население мира можно разделить на Израиль и все прочие нации, вместе взятые. Израиль — богоизбранный народ: это основная догма".

    Источник: Рабби Коэн. Талмуд. Париж, 1986, с. 104.

    Этот миф представляет собой лишенную всякого исторического основания веру в то, что монотеизм родился вместе с Ветхим заветом. Однако из самой Библии можно сделать вывод, что два её главных редактора, Яхвист и Элохист, не были монотеистами, ни один, ни другой: они лишь провозглашали верховенство еврейского бога над другими богами и его "ревность" к ним (Исход, XX, 2–5). Хамос, бог Моава, признается (Судей, XI, 24 и II Царств, 27) одним из "прочих богов* (I Царств, XXVII, 19).

    Экуменический перевод Библии подчеркивает в примечании: "Очень давно в Израиле верили в существование и могущество чужих богов" (с. 680, примечание d).

    Монотеизм утвердится только после изгнания, а именно у пророков. Будет осуществлен переход от формул книги Исхода "Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим" (XX, 4) к таким, которые уже не удовлетворяются требованием повиновения Яхве, а не другим богам (как повторено во Второзаконии: "Не последуйте иным богам" — IV, 14), а провозглашают: "Я Бог, и нет иного" (Исайя, XIV, 22). Это несомненное утверждение монотеизма датируется второй половиной VI века (между 550-м и 539 годами) до н. э.

    Монотеизм в действительности является результатом длительного развития великих культур Ближнего Востока, культур Месопотамии и Египта.

    В XIII веке до н. э. фараон Эхнатон приказал стереть во всех храмах множественное число слова "Бог". Его "Гимн солнцу* почти буквально пересказан в Псалме 104. Вавилонская религия шла к монотеизму; упоминая бога Мардука, историк Олбрайт отмечает этапы этого развития: "Когда признают, что различные божества не более чем проявления одного Бога… это шаг к своего рода монотеизму".

    Источник: Олбрайт. Религии на Среднем Востока, с. 159.

    "Вавилонская поэма о творении" (которая датируется XI веком до н. э.) свидетельствует о последних шагах в этом направлении. "Если у других людей разные боги, то у нас, под всеми именами, которые мы назвали, подразумевается Он, наш Бог".

    Эта религия достигла такой глубины, при которой появляется образ страдающего праведника:

    "Я хочу восславить Господа мудрости… Мой Бог меня покинул…

    Я шествовал как Господь вдоль стен…

    Все дни я стенал, как голубь, и слезы жгли мои щеки…

    И тем не менее молитва была для меня мудростью и жертва — моим законом.

    Я верил, что служу Богу, но кто может понять божественные начертания на дне бездны?

    Кто, кроме Мардука, господь воскрешения? Вы, кого он создал из первичной глины, воспойте славу Мардуку" (там же, с. 329–341).

    Это образ Иова, созданный на несколько веков раньше. Сходный образ страдающего праведника Даниила (не того, что в еврейской Библии), которого Бог покарал и вернул на землю, встречается в угаритских текстах из Рас Шамра, которые можно назвать "Ханаанской Библией", более ранней, чем еврейская, потому что Иезекиль упоминает Даниила наряду с Иовом (Иез., XIV, 14 и 20).

    Это притчи, духовное значение которых ни в коей мере не зависит от их соответствия исторической истине.

    Взять, например, замечательную притчу о сопротивлении гнету и освобождении, рассказанную в книге Исхода.

    Неважно, что "переход через Красное море нельзя считать историческим событием", как пишет Мирча Элиаде ("История религиозных верований и идей", т. I, с. 190), и что речь шла не обо всех евреях, а об отдельных группах беженцев. Важно, что исход из Египта в этом грандиозном варианте был связано празднованием Пасхи… получившей новую ценность и включенной в священную историю яхвизма (там же, с. 191).

    С 621 года до н. э. праздник Пасхи заменил собой ханаанский весенний аграрный обряд: праздник воскресения Адониса. Исход стал, таким образом, основным актом возрождения народа, вырванного из рабства своим богом.

    Божественный опыт такого освобождения человека от древнего рабства мы встречаем у самых различных народов. Взять хотя бы долгие скитания в XIII веке ацтекского племени "мексика", которое после целого века испытаний пришло в долину под водительством своего бога, открывшего ему путь там, где до того не было никакой дороги. Такие же пути к свободе входят в обряд инициации у африканского племени кайдара. Закрепление земли за кочевыми племенами связано у всех народов — особенно на Среднем Востоке — с дарованием обетованной земли богом.

    Эти мифы открывают путь к гуманизации и к обожествлению человека. Миф о потопе, которым Бог карает людей за грехи и начинает творение заново, встречается во всех цивилизациях, от месопотамского Гильгамеша до книги майя Пополь Ву (часть I, глава 3).

    Хвалебные гимны богу зарождаются во всех религиях как псалмы в честь Пачамамы, богини-матери, или бога инков:

    "Виракоча, корень бытия, бог, всегда близкий, который творил, говоря: Да будет мужчина! Да будет женщина! Виракоча, светлый Господь, Бог, который дарует жизнь и смерть…Ты, кто обновляешь творение, храмы твои создаются долгие дни, чтобы они могли совершенствоваться, следуя по праведному пути".

    Если этноцентрические предрассудки не становились препятствием, то почему из этих священных текстов, которые для каждого народа были их "Ветхим заветом", не могли развиться теологические рассуждения о моментах открытия смысла жизни?

    Только тогда миссия жизни и проповеди Иисуса достигла бы подлинной универсальности: она укоренилась бы в пережитом всеми народами опыте познания Божества, а не была бы стеснена и даже удушена односторонней традицией. Сама жизнь Иисуса, его радикально новое видение Царства Божия, достигаемого не могуществом сильных мира сего, а упованием бедных, не были бы привязаны к исторической схеме, исходящей лишь из обещания победы, данного народу до того, как она была одержана.

    Мы рассмотрели здесь только более ранние культуры Ближнего Востока, в недрах которых зародился монотеизм и, в среде которых формировались евреи.

    В других, не западных культурах, путь к монотеизму был пройден еще раньше. Например, в Индии, в Ведах:

    "Мудрецы дают Единому Существу одно имя" (Гимны Рит-Веды, III, 7).

    "Врихаспати — наш отец, который содержит в себе всех богов" (III, 18).

    "Наш отец породил и содержит в себе все существа. Единый Бог, он сотворил других богов. Все, что существует, признает его господином… Вы познаете Того, кто все сотворил: он внутри вас" (СХ), II).

    "У него много имен, но он один".

    Эти священные тексты датируются периодом от XVI до VI века до Р. X., и отец Моншанен в своей интуитивной попытке проникнуть в суть Вед назвал их "современной литургической поэмой".

    Источник: Ж. Моншанен. Мистика Индии, христианская мистерия, с. 231.

    3. Миф об Иисусе Навине: этническая чистка

    "И пошел Иисус и все Израильтяне с ним из Лахиса к Еглону. и предал Яхве Лахис в руки Израиля… И взяли его в тот же день, и поразили его мечом, и все дышащее, что находилось в нем… И пошел Иисус и все Израильтяне с ним из Еглона к Хеврону… И никого не оставил, кто уцелел бы". (Книга Иисуса Навина, X, 34.)

    Фундаменталистское прочтение политического сионизма

    9 апреля 1948 года Менахем Бегин с вооруженной группой Иргун истребил 254 жителя деревни Деир Ясин — мужчин, женщин и детей.

    Мы исследуем подобное окаменение мифа в истории и претензии на использование этой "исторической халтуры" для оправдания политики лишь в одном случае: когда в орудие превращаются библейские рассказы, поскольку они не перестают играть решающую роль в развитии Запада, прикрывая его самые кровавые действия, начиная от преследования евреев римлянами и потом христианами и кончая крестовыми походами, инквизицией, священными союзами, колониальным господством "богоизбранных народов", вплоть до политики государства Израиль, включающей в себя не только экспансию на Ближнем Востоке, но и давление его лобби, самое мощное из которых в самой мощной из всех держав, США, играет первостепенную роль в американской политике мирового господства и военной агрессии.

    ***

    Библия содержит, помимо рассказов о массовых убийствах по приказу "Бога воинств", великие пророчества Амоса, Иезекииля, Исайи и Иова, вплоть до объявления "нового союза" с Даниилом.

    Этот новый союз (Новый завет) наложил свой отпечаток и на самый великий переворот в истории людей и богов — пришествие Иисуса, в котором, как учат Отцы Восточной церкви, "Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом". Потом произошел, по вине Святого Павла, возврат к традиционному понятию о всемогущем Боге, управляющем извне, с небес, жизнью людей и сообществ, но уже не через еврейский "закон", а через христианскую "благодать", которая как внешняя сила столь же разрушительно действует на человеческое чувство ответственности: "Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар" (Ефес., II, 10).

    Мы не трактуем Библию в целом, а только ту её часть, которой вдохновляются сегодня теократический израильский режим и сионистское движение: Тору (христиане называют её Пятикнижием, имея в виду пять первых книг Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие) и так называемые "исторические" приложения к ней: книги Иисуса Навина, Судей и Царств. В еврейскую Тору не входит пророческая критика, постоянно напоминающая, что союз Бога с людьми условен и универсален, связан с соблюдением Божьих законов и открыт для всех народов и всех людей.

    Тора (Пятикнижие) и "исторические" книги, как доказали толкователи уже более века назад, представляют собой письменную компиляцию устной традиции, составленную летописцами IX века до н. э. и писцами Соломона, главной целью которых было дать законное обоснование завоеваниям Давида и его империи (историческое существование которой невозможно доказать, поскольку от нее не осталось ни археологических следов, ни документов — ничего, кроме библейских рассказов. Первое событие, подтвержденное в истории других стран, касается Соломона, упоминаемого в ассирийских архивах).

    До сих пор нет никаких посторонних источников, которые позволили бы проверить историчность библейских рассказов. Например, археологические раскопки в Уре, в Ираке, дали нам не больше информации об Аврааме, чем раскопки развалин Трои — о Гекторе или Приаме.

    В книге Чисел (XXXI, 7-18) нам рассказывается о подвигах "сынов израилевых", которые, победив мадианитян, "как повелел Господь Моисею, убили всех мужеского пола", "жен взяли в плен" и "все города их сожгли". Когда они вернулись к Моисею, "прогневался Моисей. И сказал им: для чего вы оставили в живых всех женщин? Итак, убейте всех детей мужеского пола и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте. А всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя" (14–18).

    Наследник Моисея Иисус Навин систематически продолжал после завоевания Ханаана ту же политику "этнических чисток" по приказу Бога воинств. "В тот же день взял Иисус Макед и поразил его мечом и царя его, и предал заклятию их и все дышущее, что находилось в нем; никого не оставил, кто бы уцелел. И поступил с царем Македским также, как поступил с царем Иерихонским.

    И пошел Иисус и все Израильтяне с ним из Македа к Ливне и воевал против Ливны. И предал Господь и её в руки Израиля, и царя ее, и истребил её Иисус мечом и все дышущее, что находилось в ней; никого не оставил в ней, кто бы уцелел. И поступил с царем её так же, как поступил с царем Иерихонским.

    Из Ливны пошел Иисус и все Израильтяне с ним к Лахису; и расположился против него станом, и воевал против него. И предал Господь Лахис в руки Израиля, и взял он его на другой день, и поразил его мечом и все дышущее, что было в нем, так, как поступил с Ливною.

    Тогда пришел на помощь Лахису Горам, царь Газерский; но Иисус поразил его и народ его мечом так, что никого у него не оставил, кто бы уцелел.

    И пошел Иисус и все Израильтяне с ним из Лахиса к Еглону, и расположились подле него станом, и воевали против него. И взяли его в тот же день, и поразили его мечом, и все дышущее, что находилось в нем в тот день, предал он заклятию, как поступил с Лахисом.

    И пошел Иисус и все Израильтяне с ним из Еглона к Хеврону…"

    Источник: Книга Иисуса Навина, X, 34–36.

    И литания продолжает перечислять случаи "священного истребления", имевшие место в Цизиордании.

    Мы должны в связи с этими рассказами поставить два основных вопроса:

    Об их соответствии исторической истине.

    О последствиях буквального подражания этой восторженной политике истребления.

    а) По первому пункту

    Опровержение здесь дает археология. Раскопки показали, что израильтяне, пришедшие в конце XIII века до н. э., не могли взять Иерихон штурмом, потому что он был тогда необитаем. Этот город бронзового века был разрушен около 1550 года и, позже покинут. В XIV веке он был снова заселен, но мало: гончарные изделия этой эпохи находят в повторных захоронениях, использовавшихся с бронзового века, а в одном доме найден кувшин XIV века. Ничто не может быть отнесено к XIII веку. Нет никаких следов укреплений конца бронзового века. Заключение госпожи К. М. Каньон: невозможно связывать разрушение Иерихона с приходом израильтян в конце XIII века до н. э.

    Источники: К. М. Кеньон. Раскопки в Иерихоне. Лондон, 1957, с. 255–265. "Иерихон" в кн.: Археология и ветхозаветные исследования. Оксфорд, 1967, с. 272–274. X. Дж. Франкен. Тель-эс-Султан и ветхозаветный Иерихон. ОТ314(1965), с. 189–200. М. Вейперт. Названия израильских племен, с. 54.

    То же самое можно сказать о "взятии Гая":

    "Из всех рассказов о завоевании этот — самый подробный; он не содержит ничего чудесного и кажется самым правдоподобным. К сожалению, он опровергается археологией.

    Расколки в этом месте производили две разные экспедиции. Результаты совпали: Эт-Телль в начале бронзового века был большим городом, название которого мы не знаем, и был разрушен около 2400 года до н. э. Он оставался в запустении до 1200 года, когда на части развалин возникло бедное, неукрепленное поселение, просуществовавшее до начала X века до н. э., когда оно было окончательно покинуто. В момент прихода израильтян не было города Гая и не было царя Гая, были лишь развалины, возраст которых -1200 лет".

    Источники: Отец де Во. Древняя история Израиля. Париж, 1971, т. I, с. 565. Жюдит Маркс-Кроз. Раскопки в Гае (эт-Телль). Париж, 1949, а также работы Дж. А. Каллавея, начиная с 1964 года.

    б) По второму пункту

    Почему же благочестивым евреям-фундаменталистам (то есть тем, кто придерживается буквального прочтения Библии) не последовать примеру столь уважаемых людей, как Моисей и Иисус Навин?

    Разве не сказано в книге Чисел, когда началось завоевание Палестины (Ханаана): "Господь услышал голос Израиля и предал Хананеев в руки ему, и он положил заклятие на них и на город их" (Числа, XXI, 3), а позже об аморреях и их царе: "И поразили они его и сынов его, и весь народ его, так что ни одного не осталось, и овладели землею его" (Числа, XXI, 35).

    Второзаконие тоже требует не только ограбления земли и изгнания коренных жителей, но и их истребления: "Когда введет тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы; и поразишь их, тогда предай их заклятию" (VII, 1–2), "и ты истребишь имя их" (VII, 24).

    От Шарона до раввина Меира Кахане это прообраз поведения сионистов по отношению к палестинцам.

    Разве не по пути Иисуса Навина шел Менахем Бегин, когда 9 апреля 1948 года 254 жителя деревни Деир Ясин — мужчины, женщины и дети — были истреблены его вооруженной группой Иргун, чтобы навести на безоружных арабов ужас и обратить их в бегство?

    Источник: М. Бегин. Восстание: история Иргуна. Альбатрос, 1978, с. 200.

    Он призывал евреев "не только изгнать арабов, но и овладеть всей Палестиной".

    Разве не путь Иисуса Навина обозначил Моше Дайян: "Если у нас есть Библия, и если мы считаем себя народом Библии, мы должны владеть всеми библейскими землями".

    Источник "Джерусапем пост", 10 августа 1967 г.

    Разве не путь Иисуса Навина указал Порам Бен-Порат в большой израильской газете "Едиот Ахаронот" 14 июля 1972 года: "Нет сионизма и колонизации Еврейского государства без устранения арабов и экспроприации их земель".

    Что касается средств этого отнятия земель, то их назвал Рабин, когда был главнокомандующим на оккупированных территориях: ломать руки участникам Интифады, бросающим камни.

    Какова реакция талмудических школ Израиля? Продвижение к власти одного их тех, кто несет прямую ответственность за бойню в Сабре и Шатиле, генерала Рафаила Эйтана, который требует усиления существующих еврейских поселений.

    Буквальное прочтение Библии ведет к таким же массовым убийствам, как во времена Иисуса Навина.

    "Пуританские поселенцы в Америке, устраивая охоту на индейцев, чтобы завладеть их землями, ссылались на Иисуса Навина и на "священное истребление" амалекитян и филистимлян".

    Источник: Г. Нельсон. Пуритане Массачусетса. Иудаизм, т. XVI, № 2,1967.

    Воодушевленный той же уверенностью, доктор Барух Гольдштейн, поселенец американского происхождения из Кирьят Арба (Цизиордания), расстрелял более пятидесяти палестинцев во время молитвы у гробницы Патриархов. Член фундаменталистской группировки, основанной под покровительством Ариеля Шарона (который организовал бойню в Сабре и Шатиле и был награжден за свое преступление постом министра жилищного строительства, уполномоченного развивать поселения на оккупированных территориях), Барух Гольдштейн является сегодня предметом самого настоящего культа со стороны фундаменталистов, которые украшают цветами и целуют его могилу, потому что он строго сохранял верность традиции Иисуса Навина, уничтожившего все народы Ханаана, чтобы завладеть их землями.

    Эта "этническая чистка", ставшая систематической в сегодняшнем государстве Израиль, вытекает из принципа этнической чистоты, запрещающего смешение еврейской крови с "нечистой кровью" других народов.

    Согласно Второзаконию (VII, в), "богоизбранный народ" не должен смешиваться с другими: "И не вступай с ними в родство: дочери своей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего" (VII, 3).

    Этот "апартеид" — единственный способ помешать загрязнению расы, избранной Богом, вера, связывающая его с ним.

    Это отделение от других остается законом. В своей книге "Талмуд" (Париж, 1986, с. 104) рабби Коэн пишет: "Население мира можно разделить на Израиль и все прочие нации, вместе взятые. Израиль — богоизбранный народ: это основная догма". По возвращении из изгнания Ездра и Неемия проследили за тем, чтобы этот "апартеид" был восстановлен.

    Ездра (IX, 2) плакался по поводу того, что "смешалось семя святое (так!) с народами иноплеменными". Пинхас заключил смешанный брак — Ездра требует расового отбора и исключения: "Все, кто взял за себя жен иноплеменных, пусть отошлют их, жен и детей" (X, 44). Неемия (XIII, 30) говорит евреям: "Очистил я их от всего чужеземного".

    Эта миксофобия и этот отказ от чужого выходит за чисто расовые рамки. Если отказываются от чужой крови вследствие смешанных браков, значит, отказываются и от чужой религии, культуры, образа жизни.

    Яхве мечет громы и молнии против тех, кто отклоняется от истины, разумеется, единственно возможной. Софония сражается против чужеземных мод, Неемия — против иностранных языков: "Я видел иудеев, которые взяли себе жен из азотянок, аммонитянок и моавитянок. И оттого сыновья их вполовину говорят по-азотски или языком других народов и не умеют говорить по-иудейски. Я сделал за это выговор и проклинал их и некоторых из мужей бил, рвал их волоса" (XIII, 23–25).

    Нарушителей строго осуждали. Ревекка, жена Исаака и мать Иакова, говорит: "Я жизни не рада от дочерей Хеттейских (то есть хеттских женщин); если Иаков возьмет жену из дочерей Хеттейских, каковы эти, из дочерей этой земли, то к чему мне и жизнь?" (Бытие, XXVII, 46). Родители Самсона, возмущённые Скаком их сына с филистимлянкой, воскликнули: "Разве нет женщин между дочерями братьев твоих и во всем народе моем, что ты идешь взять жену филистимлян необрезанных?" (Судей, XIV, 3).

    Хаим Коэн, бывший член Верховного суда Израиля, констатирует: "Горькая ирония судьбы пожелала, чтобы те же самые биологические и расистские тезисы, которые пропагандировались нацистами и вдохновляли позорные нюрнбергские законы, стали основой для определения принадлежности к иудейству в государстве Израиль".

    Источник: Дж. Води. Основные законы государства Израиль. Нью-Йорк, 1060, с. 156.

    В самом деле, на процессе военных преступников в Нюрнберге, в ходе допроса теоретика расизма Юлиуса Штрейхера был задан вопрос:

    "В 1935 году на съезде партии в Нюрнберге были обнародованы "расовые законы". Во время подготовки проекта этих законов привлекали ли вас для консультаций и принимали ли вы в какой-либо форме участие в их выработке?"

    Обвиняемый Штрейхер: "Да, я участвовал, в том смысле, что на протяжении многих лет я писал, что в будущем следует воспрепятствовать всякому смешению немецкой и еврейской крови. Я писал статьи такого плана и всегда повторял, что мы должны брать еврейскую расу или еврейский народ за образец. Я всегда повторял в своих статьях, что евреев нужно считать образцом для других рас, потому что они дали расовый закон, закон Моисея, который гласит: "Если вы идете в чужую страну, вы не должны брать себе чужеземных жен". Это, господа, очень важно для оценки нюрнбергских законов. За образец были взяты еврейские законы. Когда несколько веков спустя еврейский законодатель Ездра установил, что несмотря на это многие евреи женились не нееврейках, эти браки были расторгнуты. Это было началом еврейства, которое, благодаря этим расовым законам, устояло на протяжении веков, в то время как все другие расы и цивилизации погибли".

    Источник: Процесс главных военных преступников в Международном военном трибунале. (Нюрнберг, 14 ноября 1945 г. — 1 октября 1946 е. Официальный текст. Дебаты 26 апреля 1946 г., том ХII, д.321).

    Юристы — советники нацистского МВД — разработали "Нюрнбергские законы о правах населения Рейха и о защите немецкой крови и немецкой чести". Эти юристы, Бернард Лозенер и Фридрих Кност, так комментировали их текст в сборнике 'Нюрнбергские законы":

    "Согласно воле Фюрера, Нюрнбергские законы не включают в себя меры, которые могут усилить расовую ненависть и сделать её вечной; наоборот, эти меры означают начало смягчения в отношениях между еврейским и немецким народами.

    Если бы евреи уже имели свое собственное государство, где чувствовали бы себя как дома, еврейский вопрос можно было бы считать решенным как для евреев, так и для немцев. По этой причине наиболее убежденные сионисты ни в малейшей мере не возражают против духа Нюрнбергских законов".

    Этот расизм, образец для всех других расизмов, представляет собой идеологию господства над другими народами.

    В один ряд с ханаанским Шоа и миксофобией можно поставить и современную идеологию "переселения", которую поддерживают 77 % раввинов Иудеи и Самарии. Эта доктрина истребления получает религиозное обоснование ("этого требует Бог") и ни в чем не отклоняется от иудаизма, отвергающего все чужое. Бог в книге Левит (XIX, 19) повелевает евреям не практиковать смешение с другими "породами", отличать чистое от 'нечистого" (XX, 24), как он сам отличает Израиль от других народов (XX, 24), чтобы осуществлять расовую дискриминацию ("Я сделаю разделение между народом Моим и народом твоим* — Исход, VIII, 23).

    И в 1993 году главный раввин Ситрук мог сказать, не боясь, что его кто-нибудь призовет к порядку: "Я хотел бы чтобы еврейские юноши никогда не женились ни на ком, кроме еврейских девушек".

    Эта фобия достигает своей кульминационной точки, когда речь заходит об Израиле. Израиль, который "будет свят" (Левит, XX, 26), не должен "оскверняться" (Ездра, IX, II) в контакте с другими народами, на которых Бог "вознегодовал" (Левит, XX, 23). Эти запреты повторяются постоянно.

    "И не вступай с ними (хананеямм) в родство, дочери твоей не отдавай за сына его и дочери его не бери за сына твоего" (Второзаконие. VII, 3–4). "Если вы пристанете к оставшимся из народов сих, которые остались между вами, и вступите в родство с ними и будете ходить к ним и они к вам, то знайте, что Яхве, Бог ваш, не будет уже прогонять от вас народы сии, но они будут для вас петлею и сетью, бичом для ребер ваших и терном для глаз ваших, доколе не будете истреблены с сей доброй земли, которую дал вам Яхве, Бог ваш" (Иисус Навин, XXIII, 12–13).

    10 ноября 1975 года ООН на пленарном заседании признала сионизм формой расизма и расовой дискриминации.

    После распада СССР США произвели нажим на ООН и добились 16 декабря 1991 года отмены справедливой резолюции 1975 года, смыв, таким образом, еще раз кровь, которой с ног до головы покрыты Израиль и его руководство. Но в действительности с 1975 года ничего не изменилось, более того, репрессии, медленный геноцид палестинского народа, колонизация достигли беспрецедентного размаха.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх