ПАРТИИ В АГИТАЦИОННОМ ПЕРИОДЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ

Каковы особенности участия партийных СМИ в предвыборной агитации

ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАСТОЯЩЕЙ РАБОТЫ под «партийными СМИ» понимаются средства массовой информации, учрежденные в соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1 991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» политической партией или ее структурным подразделением.

В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» средства массовой информации (организации телерадиовещания и периодические печатные издания), учрежденные политическими партиями и иными избирательными объединениями, являются негосударственными средствами массовой информации. На них распространяются все требования Федерального закона об участии негосударственных средств массовой информации в информировании избирателей и проведении предвыборной агитации, за исключением отдельных изъятий, которые сводятся к следующему:

1. Негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий, учрежденных политическими партиями, вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям эфирное время и печатную площадь независимо от срока регистрации средств массовой информации, в отличие от других негосударственных средств массовой информации, которые вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям эфирное время и печатную площадь только в случае их регистрации не менее чем за один год до начала избирательной кампании[113].

2. Редакции периодических печатных изданий, учрежденных политическими партиями и публикующих агитационные материалы, вправе отдавать предпочтение какому-либо кандидату, избирательному объединению путем изменения тиража и периодичности выхода периодических печатных изданий[114].

3. Допускается отступление от принципа равенства: условия оплаты эфирного времени и печатной площади могут быть различны для различных кандидатов (избирательных объединений)[115].

Как распределяются эфирное время и печатная площадь между политическими партиями, участвующими в выборах

ПОРЯДОК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФИРНОГО времени и печатной площади регулируется Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и иными законами о выборах. Федеральным законом установлен различный порядок распределения эфирного времени и печатной площади в зависимости от статуса средства массовой информации.

Избирательное законодательство в зависимости от состава учредителей и источников финансирования подразделяет средства массовой информации на:

– государственные – организации телерадиовещания и периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых или учредителями (соучредителями) редакций которых являются государственные органы, организации и (или) которым за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, оказывалась государственная поддержка в форме субсидий и (или)субвенций на их функционирование за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) в уставном (складочном) капитале которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов имеется государственная доля;

– муниципальные – организации телерадиовещания и периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых или учредителями (соучредителями) редакций которых являются муниципальные органы, организации и (или) которым за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, оказывалась муниципальная поддержка в форме субсидий и (или) субвенций на их функционирование за счет средств местного бюджета и (или) в уставном (складочном) капитале которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов имеется доля (вклад) муниципального образования;

– негосударственные – иные организации телерадиовещания, периодические печатные издания.

В зависимости от территории распространения государственные средства массовой информации подразделяются на:

– общероссийские – имеющие лицензию на вещание либо осуществляющие выпуск средств массовой информации, распространяемых на территориях половины или более чем половины субъектов РФ;

– региональные – имеющие лицензию на вещание и распространяющие средства массовой информации или зарегистрированные для распространения на территориях менее чем половины субъектов РФ[116].

Исходя из установленной классификации средств массовой информации, законом предъявляются различные требования к этим группам.

Государственные и муниципальные средства массовой информации обязаны обеспечивать равные условия проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям. Они предоставляют эфирное время и печатную площадь для проведения предвыборной агитации за плату, а в случаях, предусмотренных законом, также бесплатно.

Перечень государственных и (или) муниципальных организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий, которые обязаны предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения агитации, публикуется соответствующей избирательной комиссией[117].

Негосударственные средства массовой информации (за исключением СМИ, учрежденных избирательными объединениями или кандидатами), учрежденные не менее, чем за один год до начала избирательной кампании, вправе предоставлять эфирное время и печатную площадь за плату на равных условиях.

Бесплатное эфирное время для проведения предвыборной агитации обязаны предоставлять:

– на выборах в федеральные органы государственной власти (Президента РФ, депутатов Государственной Думы) – общероссийские и региональные государственные организации телерадиовещания;

– на выборах в органы государственной власти субъектов РФ – региональные государственные организации телерадиовещания;

– на выборах в органы местного самоуправления – муниципальные организации телерадиовещания.

Общий объем бесплатного эфирного времени, предоставляемого каждой из общероссийских организаций телерадиовещания, на каждом канале составляет не менее 60 минут по рабочим дням, региональных и муниципальных – не менее 30 минут по рабочим дням, а если общее время вещания менее двух часов в день – не менее одной четверти общего времени вещания. При этом общий объем бесплатного эфирного времени не может быть более 60 минут, умноженных на количество зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших зарегистрированные списки кандидатов. Не менее половины общего объема бесплатного эфирного времени предоставляется для проведения совместных агитационных мероприятий («круглых столов», дискуссий и др.), за исключением случая, когда на каждого зарегистрированного кандидата, список кандидатов приходится менее пяти минут бесплатного эфирного времени. Организация телерадиовещания при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе увеличивать объем эфирного времени, предоставляемого для совместных агитационных мероприятий. При этом политическая партия вправе отказаться от участия в совместных агитационных мероприятиях, что на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления не влечет уменьшения объема предоставляемого для таких мероприятий эфирного времени, в том числе в случае, если в таком мероприятии примет участие одна политическая партия[118]. На выборах депутатов Государственной Думы такой отказ влечет уменьшение объема предоставляемого для совместного агитационного мероприятия эфирного времени на долю, полагающуюся этой политической партии, которая вправе получить такое время для размещения агитационных материалов[119].

Государственные и муниципальные организации телерадиовещания обязаны резервировать эфирное время за плату в объеме, равном объему бесплатного эфирного времени или превышающем его не более чем в два раза.

Бесплатное эфирное время на каналах государственных и муниципальных организаций телерадиовещания распределяется между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями в равном объеме посредством жеребьевки, проводимой соответствующей избирательной комиссией.

Негосударственные организации телерадиовещания вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам и избирательным объединениям эфирное время на платной основе на равных условиях.

Порядок предоставления периодическими печатными изданиями печатной площади устанавливается законом, регулирующим конкретные выборы. Так, например, при выборах в органы местного самоуправления Московской области редакции муниципальных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны предоставлять для предвыборной агитации не менее 15% от общего объема печатной площади за агитационный период; не менее 40% от общего объема предоставляемой печатной площади редакция обязана предоставить бесплатно.

Редакции негосударственных периодических печатных изданий, опубликовавшие в срок расценки на размещение агитационных материалов, вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям печатную площадь на платной основе (по предоплате) и равных условиях. При распределении печатной площади в таких изданиях жеребьевка может не проводиться, площадь (размер, дата выхода и т. п.) определяется по согласованию с редакцией.

Может ли конкурирующая партия отказаться от участия в предвыборных дебатах

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВПРАВЕ отказаться от участия в совместном агитационном мероприятии[120], в том числе и от предвыборных дебатов.

При этом следует учитывать, что отказ от участия в предвыборных дебатах отразится на распределении бесплатного эфирного времени[121].

В случае отказа политической партии от участия в предвыборных дебатах объем отведенного на них эфирного времени не сокращается. Однако допускается такое сокращение, если оно будет установлено законом, регулирующим конкретные выборы. Например, на выборах депутатов Государственной Думы такой отказ влечет уменьшение объема предоставляемого для совместного агитационного мероприятия эфирного времени на долю, полагающуюся этой политической партии[122].

Отказ политической партии от участия в совместных агитационных мероприятиях не влечет увеличения бесплатного эфирного времени, предоставляемого политической партии для агитации.

В результате политическая партия, отказавшаяся от участия в совместном агитационном мероприятии, просто теряет право на предоставление доли бесплатного эфирного времени, которое было предоставлено ей в рамках проведения данного мероприятия. Возникшее в результате отказа от участия в совместном агитационном мероприятии неравенство в предоставленных объемах бесплатного эфирного времени не может рассматриваться как ограничение прав политической партии как участника избирательного процесса.

В каком порядке политические партии направляют своих представителей в качестве членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ (политическая партия, имеющая право участвовать в выборах), выдвинувшее кандидата и (или) список кандидатов, вправе назначить по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в избирательную комиссию, регистрирующую кандидатов (список кандидатов), и в нижестоящие избирательные комиссии со дня представления документов для регистрации кандидата (списка кандидатов).

Избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата, вправе также назначить в избирательную комиссию, организующую соответствующие выборы, одного члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса[123]. То есть партия, выдвинувшая кандидата только по одномандатному округу на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, может назначить члена избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом совещательного голоса. Аналогичное правило действует и на выборах в представительный орган муниципального образования.

Избирательное объединение представляет заявление о назначении члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса непосредственно в избирательную комиссию, в которую он назначается.

Заявление оформляется решением (протоколом) органа, уполномоченного уставом политической партии. Кроме того, в избирательную комиссию необходимо представить личное заявление лица, назначаемого членом с правом совещательного голоса, о его согласии на осуществление такой деятельности. В некоторых случаях (как правило, при назначении члена с правом совещательного голоса в избирательную комиссию, регистрирующую списки кандидатов) требуется представление фотографии члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Как правило, членам избирательной комиссии с правом совещательного голоса выдаются удостоверения установленной формы.

Членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса не могут быть назначены[124]:

– лица, не имеющие гражданства Российской Федерации;

– граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет;

– депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

– выборные должностные лица, а также высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций;

– судьи, прокуроры, а также лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях;

– граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными;

– работники аппаратов комиссий, член избирательной комиссии с правом решающего голоса;

– доверенные лица кандидатов, избирательных объединений.

Каковы основные права и обязанности уполномоченного представителя политической партииВ чем особенности статуса уполномоченного представителя партии по финансовым вопросам

В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» отсутствует дефиниция понятия «уполномоченный представитель политической партии», четко не определены его права и обязанности, за исключением отдельных упоминаний: он(она) вправе присутствовать на заседании избирательной комиссии, получать копии протокола и ведомостей проверки подписей избирателей и некоторые другие.

Поэтому, реализуя положения пункта 3 статьи 1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о праве дополнять гарантии избирательных прав другими законами, законодатели (как федеральные, так и региональные) более детально прописывают права и обязанности уполномоченных представителей политических партий в законах, регулирующих конкретные выборы.

В соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» полномочия уполномоченного представителя политической партии устанавливаются решением о его назначении. Политическая партия может предоставить уполномоченному представителю полномочия представлять ее(его) по всем либо по конкретным вопросам, связанным с участием в выборах депутатов Государственной Думы.

Уполномоченные представители политической партии могут осуществлять следующие полномочия:

– представление в ПИК России федерального списка кандидатов и иных документов, которые должны быть представлены одновременно с ним;

– получение в ПИК России заверенной копии федерального списка кандидатов, выдвинутого политической партией, мотивированного решения об отказе в ее выдаче;

– удостоверение подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов, подписание протокола об итогах сбора подписей избирателей;

– представление в ПИК России документов для регистрации федерального списка кандидатов;

– получение в ЦИК России копии протокола рабочей группы по проверке подписей избирателей;

– получение в избирательных комиссиях субъектов РФ списков ТИК и УИК с указанием их адресов и телефонов, адресов помещений для голосования.

Кроме того, уполномоченный представитель вправе:

– присутствовать на всех заседаниях любой избирательной комиссии;

– присутствовать при осуществлении участковой, территориальной избирательными комиссиями работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования от имени кандидатов, выдвинутых в составе федерального списка кандидатов;

– осуществлять предвыборную агитацию, в том числе использовать бесплатное эфирное время, предоставленное организациями телерадиовещания политической партии, включая участие в дискуссиях, круглых столах, иных совместных агитационных материалах;

– находиться в помещении для голосования в период с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протоколов об итогах голосования, при повторном подсчете голосов избирателей;

– наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих ему обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей;

– наблюдать за составлением избирательной комиссией протоколов об итогах голосования и иных документов в период с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протоколов об итогах голосования, при повторном подсчете голосов избирателей;

– присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях.

Уполномоченный представитель не вправе:

– осуществлять подкуп избирателей, то есть вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение организационной работы (сбор подписей избирателей, агитационную работу), производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, оказывать услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать при проведении предвыборной агитации на избирателей, обещая передать им денежные средства, ценные бумаги и другие материальные блага (в том числе по итогам голосования), а также оказать услуги иначе чем на основании принимаемых в соответствии с федеральными законами решений органов государственной власти, органов местного самоуправления; обращаться с просьбой или поручением о совершении указанных деяний к другим лицам;

– при проведении предвыборной агитации осуществлять злоупотребление свободой массовой информации, то есть допускать в процессе предвыборной агитации призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, пропаганду войны, проводить агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, а также злоупотребление свободой массовой информации в иной форме, определенной законодательством Российской Федерации, в том числе агитацию, нарушающую законодательство об интеллектуальной собственности;

– использовать преимущества должностного или служебного положения[125]:

– предпринимать любые действия, направленные на обеспечение доставки избирателей для участия в голосовании, а также обращаться с просьбой или поручением о совершении таких действий к другим физическим и юридическим лицам; такие действия запрещено предпринимать также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются уполномоченные представители.

В числе своих уполномоченных представителей политическая партия обязана назначить и зарегистрировать уполномоченных представителей по финансовым вопросам (только после этого возможно создание избирательных фондов)[126], а также по предложениям своих региональных отделений – уполномоченных представителей региональных отделений по финансовым вопросам. Основная особенность таких уполномоченных представителей заключается в том, что только они вправе распоряжаться средствами избирательного фонда политической партии, заключать договоры и осуществлять иные действия, связанные с финансированием избирательной кампании политической партии.

В каком порядке в избирательном бюллетене размещаются наименования политических партий, участвующих в выборах, и фамилии кандидатов, выдвинутых партиями

СОГЛАСНО ПУНКТУ 6 СТАТЬИ 63 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» наименования политических партий, участвующих в выборах, размещаются в бюллетене в порядке, определяемом жеребьевкой. Если бы партии размещались в бюллетени в алфавитном порядке, как кандидаты, то большинство названий партий в России начиналось бы на букву «А»[127].

Жеребьевка проводится избирательной комиссией, организующей выборы. Порядок проведения такой жеребьевки устанавливается самостоятельно избирательной комиссией, организующей выборы. Применительно к данной процедуре закон не устанавливает даже общих правил, оставляя этот вопрос исключительно на усмотрение организующей выборы избирательной комиссии.

При утверждении порядка проведения жеребьевки и непосредственно при ее проведении должны соблюдаться принципы избирательного права. В частности, жеребьевка должна проходить открыто и гласно, о ее проведении должны быть извещены участники жеребьевки.

Фамилии кандидатов размешаются в избирательном бюллетене в алфавитном порядке[128]. Порядок выдвижения кандидатов (выдвижение политической партией или самовыдвижение) на порядке размещения фамилий кандидатов в избирательном бюллетене не отражается.

В случае выбытия зарегистрированного кандидата, фамилия, имя и отчество которого указаны в бюллетене, отмены или аннулирования регистрации списка кандидатов после изготовления бюллетеней участковые комиссии по указанию комиссии, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов, вычеркивают в бюллетенях сведения о таких кандидатах, избирательных объединениях, зарегистрировавших такие списки кандидатов.

Может ли политическая партия в период выборов сменить свое наименование либо символику

В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 7 Федерального закона «О политических партиях» политическая партия может иметь свои эмблему и иные символы, точное описание которых должно содержаться в уставе партии и которые должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации.

При проведении голосования за списки кандидатов в бюллетене размешаются вместе с кратким наименованием избирательного объединения символы избирательных объединений (в одноцветном исполнении). Однако в законе, регламентирующем конкретные выборы, могут быть конкретизированы символы избирательных объединений, размещаемые в бюллетенях. Так, в Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» зафиксировано, что в избирательном бюллетене в порядке, определяемом жеребьевкой, помещаются краткие наименования политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, а также эмблемы этих политических партий (если они были представлены в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации) в одноцветном исполнении.

Наименованием избирательного объединения является наименование, указанное в уставе политической партии. Избирательное объединение вправе представить в избирательную комиссию свою эмблему, описание которой содержится в уставе[129].

Изменение наименования и эмблемы политической партии после их представления в соответствующую избирательную комиссию не допускается[130].

Иная символика политической партии (например, флаг, гимн) может меняться, но она не используется в избирательной документации, а может применяться в агитационных целях.

При каких обстоятельствах партия может отказаться от дальнейшего участия в выборах

ПАРТИЯ СЧИТАЕТСЯ УЧАСТВУЮЩЕЙ в выборах в случаях выдвижения и регистрации списка кандидатов или кандидата на выборах различного уровня[131].

Право отказаться от участия в выборах основано на принципе добровольного участия граждан в выборах. Вместе с тем политическая партия является юридическим лицом со специальной право-субъектностью, и отказ от участия в выборах может привести к негативным последствиям для партии.

Федеральное законодательство о выборах предусматривает право политических партий отказаться от дальнейшего участия в выборах, отозвав список кандидатов либо кандидата, выдвинутого партией. В этом случае решение избирательной комиссии орегистрации списка кандидатов или кандидата аннулируется.

Орган политической партии, принявший решение о выдвижении кандидата по единому избирательному округу (списка кандидатов), вправе в любое время, но не позднее чем за пять дней до дня голосования (в том числе повторного) отозвать выдвинутый им список кандидатов и кандидата, подав письменное заявление в соответствующую избирательную комиссию[132]. Указанное заявление не подлежит отзыву.

Если кандидат выдвинут не по единому, а по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, то его вправе отозвать другой орган (не обязательно тот, который выдвинул) в соответствии с уставом партии.

Избирательный процесс – это сфера публичных отношений. Поэтому усмотрение субъектов ограничено публичными интересами, а определенные действия политической партии могут повлечь негативные последствия.

Во-первых, если ко дню голосования в одномандатном (многомандатном) избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа депутатских мандатов или равным ему либо если в едином избирательном округе будет зарегистрирован только один кандидат (список кандидатов) или не будет ни одного зарегистрированного кандидата (списка кандидатов), голосование в таком избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладывается для дополнительного выдвижения кандидатов (списков кандидатов) и осуществления последующих избирательных действий. В случае необходимости дополнительного выдвижения кандидатов (списка кандидатов) в связи с тем, что избирательное объединение без вынуждающих к тому обстоятельств отозвало зарегистрированного кандидата (зарегистрированный список кандидатов), все расходы, понесенные соответствующей избирательной комиссией при подготовке и проведении выборов, возмещаются за счет этого избирательного объединения.

Во-вторых, избирательный залог (если список зарегистрирован на основании избирательного залога) перечисляется в доход соответствующего бюджета.

В-третьих, политическая партия может быть не признана участвующей в выборах, что в свою очередь может привести к ликвидации политической партии в соответствии с положениями Федерального закона «О политических партиях».







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх