УЧАСТИЕ ПАРТИИ В ВЫБОРАХ

В каких формах политическая партия может участвовать в избирательном процессе

ИСХОДЯ ИЗ ОСНОВНЫХ ЦЕЛЕЙ любой политической партии (формирование общественного мнения, выдвижение кандидатов на выборах и участие в выборах) и основываясь на законодательно установленных нормах, регулирующих участие политических партий в выборах[33], можно выделить несколько юридически регулируемых форм участия партии в выборах. Конкретная форма участия определяется партией самостоятельно.

Во-первых, партия (ее структурное подразделение в соответствии с уставом партии) может выдвинуть кандидата в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления (одного кандидата в одномандатном избирательном округе, а в многомандатном избирательном округе – не более чем число распределяемых мандатов в этом округе). Конкретная процедура выдвижения регулируется соответствующим законом о выборах и подзаконными актами избирательной комиссии, организующей выборы.

Во-вторых, партия (ее структурное подразделение в соответствии с уставом партии) может выдвинуть список кандидатов на выборах депутатов представительных (законодательных) органов государственной власти и органов местного самоуправления, организованных по смешанной либо пропорциональной системе. Непосредственно порядок выдвижения устанавливается соответствующим законом. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет, что не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться необходимый для допуска к такому распределению депутатских мандатов минимальный процент голосов избирателей, полученных списком кандидатов[34].

К третьей форме участия партии в выборах, имеющей для партии только политическое (не юридическое) значение, можно отнести поддержку партией определенного кандидата (списка кандидатов) с целью формирования общественного мнения и выражения политической воли партии. Партия, как юридическое лицо, может финансировать избирательную кампанию кандидата (списка кандидатов), выдвинутого другим избирательным объединением, проводить агитационные мероприятия в поддержку либо против того или иного кандидата (списка кандидатов) в соответствии с законодательно установленным порядком ведения предвыборной агитации. Кроме того, политическая партия, не выдвинувшая кандидатов (список кандидатов), может назначать наблюдателей в избирательные комиссии всех уровней (в случаях, предусмотреннных законом). Однако перечисленные действия в поддержку кандидата (списка кандидатов) не имеют юридического значения для признания партии участвовавшей в выборах в соответствии со статьей 37 ФЗ «О политических партиях».

До недавнего времени политическая партия могла участвовать в выборах в составе избирательного блока. В соответствии с поправками, регулирующими порядок организации и проведения выборов, принятыми в июле 2005 года[35], из избирательного законодательства исключен избирательный блок как специальный субъект избирательного процесса, что в свою очередь накладывает запрет на создание избирательных блоков для участия в выборах всех уровней.

Однако необходимо заметить, что указанные поправки в соответствии со ст. 1 5 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» вступили в силу с 6 августа 2005 года. Поэтому партии (их структурные подразделения) могут участвовать в официально назначенных до 6 августа 2005 года выборах в блоке с другими общественными объединениями в соответствии с требованием закона.

В каких случаях партия признается участвующей в выборах

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СЧИТАЕТСЯ участвующей в выборах в одном из следующих случаев проведения голосования на выборах за[36]:

выдвинутый ею и зарегистрированный федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

выдвинутого ею и зарегистрированного кандидата на должность Президента Российской Федерации;

выдвинутых ею и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации не менее чем в 20 процентах субъектов Российской Федерации;

выдвинутых ею и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления более чем в половине субъектов Российской Федерации.

В связи с тем, что в 2004—2005 гг. отменены прямые выборы губернаторов, а также осуществлен переход от смешанной к пропорциональной системе выборов депутатов Государственной Думы, упразднен институт избирательных блоков, ранее предусмотренные основания признания участия партии в выборах будут постепенно утрачивать силу.

Таблица 1

1. Норма, признающая участвующей в выборах: Выдвижение избирательным блоком, в состав которого входит партия, зарегистрированного федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ

Период действия нормы: До 8 января 2008 г.


2. Норма, признающая участвующей в выборах: Выдвижение избирательным блоком, в состав которого входит партия, зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ не менее чем в 5% одномандатных избирательных округов

Период действия нормы: До 8 января 2008 г.


3. Норма, признающая участвующей в выборах: Выдвижение избирательным блоком, в состав которого входит партия, зарегистрированного кандидата на должность Президента Российской Федерации

Период действия нормы: До 6 августа 2005 г.


4. Норма, признающая участвующей в выборах: Выдвижение партией (в том числе в составе избирательного блока) зарегистрированных кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) не менее чем в 10% субъектов РФ

Период действия нормы: До 1 февраля 2010 г.


5. Норма, признающая участвующей в выборах: Выдвижение избирательным блоком, в состав которого входит политическая партия, зарегистрированных кандидатов (списков кандидатов) в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов РФ не менее чем в 20% субъектов РФ

Период действия нормы: До 7 августа 2010 г.


6. Норма, признающая участвующей в выборах: Выдвижение избирательным блоком, в состав которого входит политическая партия, зарегистрированных кандидатов (списков кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления более чем в половине субъектов РФ

Период действия нормы: До 7 августа 2010 г.


При проведении выборов в два тура достаточным основанием для признания партии участвующей в выборах является участие кандидата в общих выборах, то есть в так называемом первом туре.

Соответственно партия не будет признаваться участвующей в выборах, если избирательной комиссией было вынесено решение об отказе в регистрации либо об отмене регистрации выдвинутых ею кандидатов (списка кандидатов).

Необходимо заметить, что в соответствии со ст. 54 Конституции Российской Федерации в случае исключения законом Российской Федерации из состава специальных субъектов избирательного процесса избирательных блоков те партии, которые участвовали (в соответствии с требованием п. 1 ст. 37 Федерального закона «О политических партиях») в выборах в составе избирательного блока, будут считаться участвовавшими в выборах[37].

Если политическая партия не принимает в течение пяти лет подряд участие в выборах, то в этом случае законодателем предусмотрена конституционно-правовая ответственность – ликвидация партии в порядке, установленном законом[38]. Однако сегодня даже у первой зарегистрированной партии – Народной партии РФ (зарегистрирована 30.10.2001 г.) – первый пятилетний период, в течение которого партия должна хоть раз участвовать в выборах, истекает только 31 октября 2006 г., поэтому говорить о действенности санкции данной нормы еще достаточно рано.

Признается ли участием партии в выборах включение кандидатов от партии в список другой партии

НЕТ, НЕ ПРИЗНАЕТСЯ. В пункте 1 статьи 37 Федерального закона «О политических партиях» дан исчерпывающий перечень оснований для признания партии участвующей в выборах (см. ответ на предыдущий вопрос). Участие в выборах кандидатов, являющихся членами партии, но выдвинутых в порядке самовыдвижения либо по списку иной партии, не может расцениваться как участие партии в выборах. Также не является таким участием и поддержка партиями независимых кандидатов на должность Президента Российской Федерации.

Законом в императивной форме введен запрет на выдвижение кандидата на одних и тех же выборах разными инициаторами выдвижения[39]. Поэтому если кандидат[40] выдвинут одной партией, то он не может быть выдвинут в составе списка или по одномандатному (многомандатному) избирательному округу другой партией на одних и тех же выборах.

Однако в действующем избирательном законодательстве не содержится запрета на включение в список кандидатов от партии члена другой партии. Кроме того, в соответствии с новым Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[41] кандидатуры, не являющиеся членами партии, но обратившиеся в ее региональное отделение с предложением о включении их в федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы, подлежат обязательному, в случае поддержки этой инициативы не менее чем 10 членами партии, рассмотрению на конференции или общем собрании регионального отделения политической партии. То есть законодатель с целью расширения возможностей реализации пассивного избирательного права допускает включение в список кандидатов от партии не члена данной партии.

Но при этом признается участвующей в выборах только та партия, чей список был выдвинут и зарегистрирован в соответствии с установленной процедурой.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх