• Авторитет руководителя федерального округа — как его понимают на Юге России
  • Кавказ — наш общий дом
  • 2.3. Практика политического строительства в Южном федеральном округе

    13 мая 2000 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин практически незамедлительно после вступления на высший государственный пост подписал Указ № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». Согласно этому указу институты полпредов Президента в регионах преобразовывались в институты полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, утверждалось Положение о полномочном представителе в федеральном округе.

    Прежде всего, полпред призван был обеспечить реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа. Его основные задачи определялись так: организация работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства; контроль за исполнением решений федеральных органов государственной власти; обеспечение реализации кадровой политики Президента Российской Федерации; представление ему регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности, о политическом, социальном и экономическом положении в округе, внесение соответствующих предложений.

    Полномочному представителю предписывалось: обеспечивать координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в округе; анализировать эффективность деятельности правоохранительных органов, заботиться об их кадровой обеспеченности; организовывать взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями; совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов России разрабатывать программы социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа; согласовывать кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих; организовывать контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства, за реализацией федеральных программ; согласовывать проекты решений федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы федерального округа или субъектов Российской Федерации; принимать участие в работе органов государственной власти субъектов, а также органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа; вносить Президенту Российской Федерации предложения о приостановлении действий актов органов исполнительной власти субъектов в случае противоречия этих актов Конституции страны, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

    Северо-Кавказский федеральный округ (Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2000 года переименован в Южный федеральный округ — Авт.) включил в себя: Республику Адыгея (Адыгею), Республику Дагестан, Республику Ингушетию, Кабардино-Балкарскую Республику, Республику Калмыкию, Карачаево-Черкесскую Республику, Республику Северную Осетию — Аланию, Чеченскую Республику, Краснодарский и Ставропольский края, Астраханскую, Волгоградскую и Ростовскую области. Центром федерального округа стал город Ростов-на-Дону.

    Институт полпредов был учрежден Президентом России, когда только что закончился период активных военных действий на мятежной территории Чечни, где федеральными силами, противодействующими бандам сепаратистов, руководил будущий полпред Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе В. Г. Казанцев, и ни о каком «дозированном» урегулировании ситуации на Кавказе не могло быть и речи. В недавнем прошлом эта проблема дошла «до крайнего положения и легла на упоры». В таком случае уже не до оценки нюансов ситуации, а управление обычно выбирается максимально интенсивным. Чечня в последнее десятилетие российской истории была «главным звеном» в проблеме сохранения новой российской государственности, территорией, где решались судьбы Российской Федерации, где требовалось предельное внимание федерального правительства и Президента страны.

    Сплоченность этнической элиты часто зиждется на взаимных политических и экономических интересах, объединении ради личных выгод. Борьба с этим явлением практически невозможна внутри территориальных образований и затруднена из далекой Москвы. Наличие объединяющей политической структуры в лице полпреда Президента России и аппарата полпредства, компетентного, знающего нюансы местной политической реальности, делает ситуацию более гибкой и подконтрольной федеральному правительству и Президенту России.

    Главными задачами политического руководства со стороны Федерального центра в не остывшем от войны округе являлись практические действия по подбору и расстановке кадров для политического и хозяйственного руководства на местах, и в первую очередь — в Чеченской Республике.

    Традиционная трудность такого подбора состоит в том, что у различных политических органов центральной федеральной власти имеется разное видение ситуации и разные взгляды на кандидатуру ключевой фигуры. Часто кадровые политические решения являются результатом компромисса, как было, например, с назначением Главой администрации Чечни Ахмада Кадырова.

    Особенности менталитета чеченского этноса, ориентированного на проблемы внутренней жизни своего народа, последствия продолжительного периода военной напряженности в Чечне, накопление критической массы взаимных обид и обязательств как внутри чеченского общества так и по отношению к остальной России в настоящее время сдерживают формирование слоя национальных кадров, мыслящих интересами всей России.

    В таких условиях предпочтительное назначение на высокие государственные должности национальных кадров не является обязательным, как, впрочем, оно не является обязательным и в иные времена и при иных обстоятельствах. Предпочтительной является ориентация, независимо от их личной национальной принадлежности, на здравомыслящих политиков, владеющих проблемами региона, разбирающихся в местных традициях и проблемах, имеющих достойную репутацию, деловой потенциал. Основным качеством государственного деятеля в сложных российских регионах является безусловный учет интересов всей многонациональной России, забота о людях без местнических пережитков, масштабность мышления, выходящая за пределы национально-государственных образований.

    Постепенное накопление ресурса управления регионами, реализуемое в Южном федеральном округе, несмотря на недостатки законодательного обеспечения этой деятельности, позволило предпринять несколько политических шагов, способствующих оздоровлению обстановки в регионе.

    Непонятное для простых обывателей неожиданное решение Президента Ингушетии Руслана Аушева уйти в отставку явилось следствием именно такой политики. Несмотря на внешнюю популярность Аушева среди коренного населения республики, деятельность нового президента Ингушетии М. Зязикова выглядит более конструктивной и на политическом, и на экономическом поприще.

    Критическая ситуация в Дагестане перешла в стадию преодоления многочисленных проблем в значительной мере благодаря взаимопониманию, сложившемуся между полпредом Президента России в Южном федеральном округе В. Г. Казанцевым и Председателем Госсовета республики М. Магомедовым.

    Проблемы приграничной Северной Осетии — Алании не перерастают в настоящее время в острый кризис на национальной почве благодаря личному политическому влиянию на ситуацию в республике полпреда Президента в Южном федеральном округе. Главная политическая задача в данной республике — это исправление ситуации с подавляющим, в полном смысле этого слова, представительством местных мононациональных кадров во всех органах государственной власти и местного самоуправления. Нельзя признать правильным, когда в многонациональной республике политическая элита является мононациональной и представляет интересы только одной нации.

    У института полпредов Президента России возможности влиять на политическую ситуацию зависят в значительной мере от их личных качеств и авторитета самих полпредов. Неопределенность законодательства России в отношении этих ключевых фигур политической организации огромных округов делает субъективные качества данных государственных чиновников политически важными. Они не публикуют своих программ, но принимают политические решения, ориентируясь иногда лишь на концептуальные указания Президента России, который, впрочем, часто формулирует для них государственные задачи в прямой постановке.

    Технически вопросы влияния на конкретную ситуацию в определенном территориальном образовании реализуются через конкретных людей, разделяющих взгляды и одобряющих действия политического руководства России. Для опоры на таких людей необходимо в первую очередь их найти, выделить среди местного «истеблишмента». Личный контакт с ними необходим, так же как необходим разносторонний анализ ситуации по материалам разнообразных источников с привлечением специализированных подразделений аппарата полпредства и экспертов. Эти тактические соображения определяют необходимость постоянных контактов полпреда с политической и экономической элитой регионов, поездок в места наибольшего «политического напряжения», а также в зоны критических ситуаций, вызванных природными или техногенными явлениями, для личной оценки проблем, политических и экономических решений, достижений, недостатков, перспектив развития территориальных образований округа.

    Одним из серьезных инструментов анализа является Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов (EAWARN), реализованная в основном усилиями специалистов Института этнологии и антропологии РАН. Многочисленные агенты — специалисты EAWARN на местах в оперативном режиме предоставляют, пользуясь возможностями Интернета, профессионально подготовленные объективные сведения и прогнозы развития политических и экономических ситуаций на конкретных территориях.

    Важнейшим условием для здоровья народа является образование, гуманитарная составляющая которого должна быть ориентирована на общероссийские интересы. Определяющим правилом гуманитарного обучения на территории всей России, а тем более в ее проблемных регионах, должен являться строжайший запрет на «ненавистническую интерпретацию прошлого» (по выражению В. А. Тишкова)9, активная пропаганда предлагаемых путей преодоления существующих национальных противоречий, пропаганда перспектив улучшения жизни народа и показ пагубности деструктивного пути развития общества. К устаревшим или недопустимым темам гуманитарного просвещения народа относятся, прежде всего, обсуждение внешних, творческих и эмоциональных расовых различий между людьми, преувеличенное внимание к творческим достижениям представителей одного народа, стремление преуменьшить вклад в развитие культуры народа, населяющего территорию, представителей национальных меньшинств, противопоставление национальной культуры общероссийской.

    Просвещение народа может идти разными путями. Образование — один из путей просвещения, реализация которого сопряжена с известными трудностями, особо выделяющимися при получении фундаментального образования. Основные из них: обеспечение профессионализма преподавания и долговременность обучения.

    Высокий уровень образования не является панацеей от безнравственности и асоциальности, но в какой-то мере способствует «статистическому» снижению таких личностных проявлений в обществе. Беда в том, что тенденция к снижению становится заметной после достижения обществом весьма высокого уровня образования, когда количественное накопление знаний начинает менять «качество личности».

    Другой путь просвещения населения реализуется с использованием средств массовой информации, что позволяет оперативно доводить до сознания людей субъективные оценки происходящего или просто подстраивать общественное сознание под интересы конкретных политических групп. Этот путь часто используется политтехнологами для настройки сознания масс по заказу или собственному разумению. Следует признать, что старый коммунистический штамп, утверждающий, что народ, если дать ему возможность свободного волеизъявления, всегда прав, практически нереализуем в условиях современных технологий манипулирования сознанием. Очень трудно выделить примеры беспристрастного изложения событий, касающихся жизни людей. Ибо даже в факте многократного повторения в СМИ объективной информации заложена ее субъективная оценка. Оперативное противодействие политическим противникам через СМИ — грозное оружие, которое может как содействовать политическому прогрессу общества, так и затормозить его — стать оружием победы безнравственного противника.

    Активная пропаганда политических идей с использованием современных средств массового информирования граждан, а не беспристрастное обеспечение людей непредвзятой информацией: пусть, мол, сами выводы делают, — путь к политическому успеху.

    Если действующая власть уверена в справедливости и эффективности своей политики, а так должно быть по определению, то для такой власти естественным будет наращивание своих информационных возможностей. При этом власти лучше полагаться на государственные СМИ, а не выпрашивать эфир или газетные полосы у частных компаний.

    В полном смысле это утверждение касается администативно-управленческого аппарата полпредства в Южном федеральном округе, и здесь нет никакого противоречия закону о СМИ. Вопрос сводится исключительно к организации и начальному финансированию таких СМИ, способных в дальнейшем существовать, как показал некоторый опыт информационного обеспечения работы полпредства, при минимальной государственной поддержке.

    Всеобщие опасения, что повторится ситуация с тотальным навязыванием единой идеологии, в нынешней российской ситуации не могут быть признаны состоятельными. Можно учитывать подобную опасность, но оставлять власть, избранную народом, без идеологического прикрытия недопустимо. В ситуации переходного периода одной беспристрастности при освещении событий общественной жизни мало. В ином случае мгновенно найдутся возможности у деятелей, не ограниченных моральными соображениями государственного порядка, которые помогут людям «разобраться» в беспристрастно изложенных фактах.

    Авторитет руководителя федерального округа — как его понимают на Юге России


    Практически успех консолидации народов любого региона России зависит в основном от эффективных действий по трем фундаментальным направлениям региональной политики:

    совершенствования политического управления регионами для реальной заботы о населении, создание равных условий для улучшения жизни, независимой этнической принадлежности людей и особенностей культурно-бытовых, социальных, религиозных и иных национальных традиций;

    эффективного хозяйствования в округе и экономической интеграции субъектов Федерации;

    организации просвещения населения с учетом общих (фундаментальных) интересов многоэтнического Российского государства.

    Формально функции полпреда Президента России частично покрывают первый из перечисленных пунктов и сводятся в основном к контролю за соблюдением общероссийского законодательства в регионах и приведению регионального законодательства в соответствие с Конституцией России.

    Для эффективного влияния на политическую ситуацию в регионах полпреду приходится привлекать личностный ресурс, позволяющий распространить свое влияние на иные сферы жизни общества. Особенно это характерно для народов российского Кавказа, где к лидеру предъявляются особые требования. Эти требования настолько специфичны, что им может соответствовать далеко не каждый крупный российский политик последнего десятилетия.

    В. Г. Казанцев был назначен полномочным представителем Президента 18 мая 2000 года. Уже 30 мая В. В. Путин представил его главам субъектов Федерации, вошедших в федеральный округ, а 1 июня новый полпред приступил к исполнению своих обязанностей.

    Критики решения Президента по проекту образования федеральных округов обычно не критикуют саму идею округов. Критические выпады затрагивают персональный выбор Президента по руководителям округов, в том числе Южного федерального: как же так, мол, человека военного, мало знакомого с проблемами гражданской части общества, назначают координировать решения этих самых проблем федеральными и местными властями?! Вот что по этому поводу думает сам полпред Казанцев:

    «Когда я возглавлял военный округ, помимо боеготовности войск мне немало приходилось заниматься и системами обеспечения их жизнедеятельности. Это мощные военные заводы, почти три десятка военных совхозов. Руководить ими без экономических знаний было практически невозможно. А взять вопросы социально-бытового характера: строительство жилья для семей военнослужащих, обеспечение их детей местами в яслях, детских садах и школах — они ничем не отличаются от таких же на «гражданке». Далее. Например, на территории СКВО располагается несколько военных вузов. Для руководства системой образования, в том числе военного, используются особые подходы. Многие «гражданские» руководители различных рангов не знают, да и не хотят этого знать. Почему-то бытует мнение: раз военный, то только и умеет, что шашкой махать да требовать от подчиненных: «Делай, как я!». Конечно, командирам подразделений и частей без известного принципа армейского обучения не обойтись. Перед командующим войсками задача воздействовать на солдат и офицеров силой личного примера или иметь «луженую глотку» на первом месте не стоит. Его главная цель — вместе с офицерами штаба на опыте прошлого осознать реалии настоящего и точно спрогнозировать развитие ситуации в будущем. Словом, спланировать боевые действия так, чтобы на конце стрел, нарисованных на картах, выступило как можно меньше солдатской крови».

    Генерал Казанцев, как и многие другие ответственные офицеры оставшейся в прошлом Советской Армии, абсолютно не причастен к текущему российскому развалу, но он, к сожалению, вынужден оправдываться и отстаивать свое право на участие в строительстве новой российской государственности. Для таких дел у него есть не только боевой, но и государственный опыт, личностные возможности.

    Проблемами приведения законодательств субъектов Федерации к конституционным стандартам России не исчерпываются функции полпреда. Он сам и исполнительный аппарат представительства вынуждены решать массу проблем, выходящих за рамки компетенции субъектов Федерации, в особенности — возникающих в оперативном порядке.

    Как любому крупному администратору и политику Виктору Германовичу Казанцеву приходится преодолевать непонимание и сопротивление его инициативам, в том числе и в высоких московских кабинетах. С чисто познавательных позиций хотелось бы посмотреть, как действовали бы в условиях природных и общественных катаклизмов, которые с таким постоянством случаются на Юге России, столь популярные недавно на политическом олимпе России критически настроенные к полпреду политические оппоненты, как бы они договаривались с политическими лидерами южных российских республик, «собирали» конфликтный регион, выводили его из дотационной ямы, «мирили и судили».

    На Кавказе пока нет спокойствия, и видны только первые ростки мирной жизни. Отдельные бандгруппы еще противостоят федеральным войскам в Чечне. Они ведут минную войну, терроризируют местных госслужащих, работников милиции, лояльных к властям религиозных авторитетов и других мирных граждан. В 2002 году бандиты подбили армейский вертолет Ми-26, который упал на минное поле у Ханкалы и похоронил под своими обломками 121-го пассажира. А у ингушского села Галашки проникшие в республику из Грузии террористы вступили в жестокий бой с воинами ОГВ(с). Остающиеся в подполье главари сепаратистов призывали население к усилению борьбы с федералами, пытались пополнить свои ряды представителями местной молодежи, широко применяли тактику ассимиляции среди жителей чеченских городов, сел и в лагерях временно перемещенных лиц на территории Ингушетии. Не полностью оказались перекрытыми каналы поступления к экстремистам оружия, боеприпасов, материальных и финансовых средств. И еще: «амиры» бандформирований не раз инициировали ряд крупных терактов в отдельных субъектах Южного федерального округа за пределами Чечни. Наиболее активно это проявилось в Дагестане и на Ставрополье, где в 2000–2001 годах было совершено 25 терактов с тяжелыми последствиями, в результате которых погибли около 110 человек, а несколько сот граждан получили ранения различной степени тяжести. Террористы продолжили диверсии на Северном Кавказе и в 2002 году. В дагестанских городах Махачкале и Каспийске прогремели мощные взрывы, унесшие десятки жизней военнослужащих Внутренних войск МВД Российской Федерации и морских пехотинцев. Всего же только за 9 месяцев 2002 года на территории Южного федерального округа было совершено 233 террористических акта, каждый из них значительно обострял обстановку в регионе, вызывал рост социальной напряженности, реально угрожал политической стабильности.

    На общественно-политическую обстановку в Дагестане продолжают влиять последствия вооруженного вторжения исламских экстремистов в августе — сентябре 1999 года. Усиленный контингент федеральных войск на границе с Чечней сегодня препятствует вторжению незаконных вооруженных формирований на территорию республики, но опасность проникновения в Дагестан мелких бандгрупп для совершения террористических актов и диверсий, с целью отвлечь внимание федеральных сил от Чечни, остается реальной.

    Группы боевиков из Чечни используют в Дагестане районы компактного проживания чеченцев. Наряду с подготовкой и проведением терактов они усиленно занимаются вербовкой боевиков среди чеченцев-аккинцев и представителей других национальностей республики. По данным МВД Дагестана, вербовщики проходили усиленную подготовку в лагерях Р. Гелаева в Грузии.

    Продолжаются попытки повлиять на обстановку в республике через общественные организации и религиозные структуры из-за рубежа.

    Южный федеральный — округ приграничный. И нельзя сбрасывать со счетов угрозы национальной безопасности России в связи с решением руководства Республики Грузия расширить военное сотрудничество с НАТО, с возможным развитием грузино-абхазского и грузино-южноосетинского конфликтов, а также в связи со сложной криминальной ситуацией в Панкисском ущелье Ахметского района и других приграничных районов Грузии.

    Не менее серьезным фактором, угрожающим миру и стабильности в регионе, являются последствия осетино-ингушского конфликта осени 1992 года, когда погибло около тысячи человек, было разрушено свыше пяти тысяч жилых домов и административных зданий, а десятки тысяч людей стали вынужденными переселенцами. Этот конфликт еще тлеет. Дестабилизирующая деятельность ингушских общественно-политических движений «Даймохк», «Союз депортированных», «Восход», «Мемориал», «Правозащитник», которые постоянно обвиняли руководство Северной Осетии и Федеральный центр в нарушении соглашений по урегулированию последствий конфликта, в невыполнении Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов», не способствовали ни решению постконфликтных проблем, ни формированию благоприятного морально-психологического климата в межэтнических отношениях. Даже весной 2002 года в ходе проведения в Ингушетии президентских выборов некоторые кандидаты на высшую республиканскую должность в качестве «козырной карты» муссировали вопросы об «исторической принадлежности ингушам территории Пригородного района и возвращении ингушских переселенцев в места прежнего проживания», что, безусловно, усилило напряженность в зоне урегулирования конфликта. Свое влияние на процессы стабилизации здесь оказали и оппозиционные к официальным властям Алании осетинские националисты. Они пугали обывателей новыми вооруженными столкновениями по возвращении ингушей в республику. И препятствовали возвращению переселенцев, инспирируя протестные акции. Достаточно сказать, что около полусотни жителей Пригородного района Северной Осетии по фактам таких противоправных действий были привлечены к уголовной ответственности.

    В сохранении осетино-ингушского конфликта оказались заинтересованы как отдельные коррумпированные представители органов власти, так и ряд организованных преступных группировок обеих республик. Говоря об опасности нового обострения, они отвлекали внимание общественности и правоохранительных органов от собственных финансовых махинаций с бюджетными средствами, от подпольного нарко-, нефте-, алкобизнеса, торговли оружием.

    Сложный период переживает в последнее десятилетие Карачаево-Черкесская Республика. Глубокие изменения произошли здесь практически во всех сферах жизни. Республика, выделившись в 1991 году из состава Ставропольского края, получила новый уровень государственности. Вместе с тем слабый рост промышленного производства, падение объемов продукции сельского хозяйства и уровня доходов населения, высокий уровень безработицы и рост преступности стали истоками напряженности общественно-политической ситуации. Наличие протяженной и легкодоступной границы с Грузией и Абхазией, где не прекращается вооруженное противостояние, также не способствовало стабилизации обстановки в Карачаево-Черкесской Республике.

    Продолжаются разногласия между черкесско-абазинской и карачаевской группировками, в особенности по вопросам выборов глав исполнительной власти различных уровней. В политическую борьбу попытаются вмешаться деструктивные силы, входящие в общественно-политические движения «Алан», «Адыге-Хасэ», «Адгылара», «Абаза», «Бирлик», а также ваххабитские общины республики, тесно взаимодействующие с чеченскими сепаратистами. В Карачаево-Черкессии тлеет опасность вооруженных столкновений и дестабилизации обстановки.

    Практически все субъекты Федерации, вошедшие в состав округа, к 2000 году захлестнула волна так называемой нерегулируемой миграции. Речь идет не только о вынужденных переселенцах, беженцах, появившихся в результате осетино-ингушского конфликта, боевых действий в Дагестане и Чечне. Не менее болезненным для региона оказался так называемый «русский вопрос» — отток русскоязычного населения из Северокавказских республик. Комментируя ситуацию, Виктор Германович Казанцев отмечал: «Русских, других славян и вообще представителей национальных меньшинств вытесняли, а кое-где и продолжают вытеснять из местных структур власти, из важных сфер деятельности, из исторически сложившихся мест проживания, вынуждают уезжать в другие регионы. За последние десять лет мигрировали примерно один миллион триста тысяч человек. И в буквальном смысле слова появились мононациональные республики: Ингушетия в результате осетино-ингушского конфликта и долгих лет президентства Руслана Аушева, Чечня, куда пришли ваххабиты со своими постулатами… Даже Дагестан, казалось бы, столь многонациональный — и на тебе: славяне и другие европейцы почувствовали себя здесь неуютно! А взять Карачаево-Черкессию, Северную Осетию — опять национальные проблемы и противостояние по национальному признаку.

    Правда, если смотреть в самый корень, за последние годы здесь значительно сократилось количество рабочих мест… Основа процесса, конечно, — в экономике… Плюс постоянные угрозы со стороны националистов.

    Все это чревато серьезными последствиями. Вытеснение русских из промышленности, науки и образования, где они в основном были заняты, подогревает экономический кризис и оборачивается против самих «титульных народов». Так уж исторически сложилось, что стабильность межнациональных отношений, экономики в регионе во многом зависит от положения и социального самочувствия русского народа. Именно он составляет одну из главных основ российской государственности.

    То есть, у проблемы четко выражены два аспекта. Первый — нарушение гражданских прав русскоязычного населения, которое пытались замолчать руководители различного уровня — от поселкового до республиканского. Второй — отток славянского населения стал проблемой межэтнического согласия и перспектив дальнейшего развития этнополитической ситуации в регионе, ведь сегодня русские по-прежнему являются цементирующим звеном, позволяющим сдерживать дальнейшее обострение межнациональных отношений. Надо сказать, что федеральные органы власти хорошо знали реальную ситуацию, но долгое время недооценивали ее, с политических позиций не предпринимали никаких действий. Кроме того, в интересах обеспечения безопасности и стабилизации ситуации на Северном Кавказе они практически не реализовывали возможности такого коренного населения Юга России, как казачество.

    Неконтролируемая миграция населения в достаточно стабильные в социально-политическом и экономическом отношении субъекты Южного федерального округа внесла свои коррективы в структуру этнического состава населения на местах, этнического разделения труда, привела к нежелательным изменениям на рынке жилья, сказалась на межнациональных отношениях и криминальной обстановке. Так, за последние десять лет на Кубань прибыли около 1 миллиона человек из Закавказья, Средней Азии, выходцев из республик Северного Кавказа, и сейчас практически каждый пятый житель здесь — это мигрант, что в пять раз превышает среднероссийские показатели.

    Как итог, привычными стали бытовые, но быстро политизирующиеся конфликты местного населения с представителями компактно проживающих этнических диаспор в ряде сельских районов Краснодарского края (с армянами, турками-месхетинцами), Ставропольского края (с даргинцами, ногайцами, туркменами), в районе Кавминвод, в Республике Адыгея (с курдами), Ростовской области (с чеченцами и даргинцами). К сожалению, этот ряд можно продолжить. А некоторые из проблем нерегулируемой миграции (ситуация с турками-месхетинцами в Краснодарском крае) вышли даже на международный уровень и привлекли внимание ООН».

    Это только часть проблем, с которыми, в силу сложившихся обстоятельств, приходится сталкиваться полпреду Президента на Юге России. А если упомянуть природные катастрофы середины и конца 2002 года, унесшие человеческих жизней больше, чем в ином военном конфликте…

    Генерал царской армии профессор А. А. Свечин в свое время отмечал: «Искусство вождя не может быть изучено по учебнику… Учительницей политика или стратега может быть только сама жизнь или ее отображение в истории»10.

    Кавказ — наш общий дом

    Приоритет в деятельности института Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном круге с самых первых дней его образования был отдан активному содействию процессам восстановления мира и стабильности на Северном Кавказе. Документом программного характера, своего рода манифестом, получившим широкий резонанс у общественности Юга России, стало «Заявление полпреда и руководителей субъектов Федерации Юга России «О взаимопонимании, мире и межнациональном согласии в Южном федеральном округе». Оно было принято 21 июля 2000 года в столице Кабардино-Балкарии Нальчике, на заседании Совета Ассоциации «Северный Кавказ». Одним из обсуждавшихся вопросов на этом заседании был вопрос о выработке мер по стабилизации общественно-политической и экономической ситуации в Южном федеральном округе. Ниже приводится полный текст документа.


    «Народы Юга России решительно поддерживают твердую позицию Президента Российской Федерации В. В. Путина по полной и безусловной ликвидации сил международного терроризма в Чеченской Республике. Они единодушны в оценке усилий Президента России, направленных на укрепление всей системы государственной власти и повышение ответственности должностных лиц всех уровней за осуществление реформы во всех сферах общественной жизни.

    Мы отмечаем, что события последнего периода на Северном Кавказе свидетельствуют о дальнейшем нарастании внутренних и внешних угроз безопасности нашего государства на Юге России. Особую опасность представляет продолжающееся проникновение в Чеченскую Республику иностранных наемников и активизирующаяся информационная экспансия реакционных сил из ряда зарубежных государств. Наряду с этим мы подчеркиваем, что успешное завершение антитеррористической операции само по себе еще не обеспечит стабильность в регионах, если не будут эффективно проводиться необходимые преобразования в экономической, социальной и духовной сферах, если не будут преодолены тенденции криминализации и коррумпирования общества, если не будет преодолена психология национальной отчужденности и неприязни.

    Именно поэтому мы считаем, что народам Северного Кавказа, Юга России в целом нужна новая, созидательная философия развития. В центре этой философии должны быть идеи мира, добрососедства и взаимного сотрудничества, направленные на дальнейшую интеграцию наших народов, на достижение достойного уровня жизни людей, на последовательную и полную реализацию прав человека-гражданина.

    Руководствуясь высшими интересами наших народов, стремясь к установлению мира и стабильности в нашем регионе, мы единодушно заявляем о нижеследующем:

    1. Мы активизируем наши действия по нормализации политической и социально-экономической ситуации в Южном федеральном округе, по борьбе с терроризмом, преступностью, с проявлениями национализма и сепаратизма, со всем тем, что угрожает жизни и достоинству наших граждан. Координатором всей этой работы должно выступать Представительство Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе.

    2. Выражаем полную поддержку усилиям Главы администрации Чеченской Республики по наведению необходимого порядка, формированию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Российским законодательством системы государственных органов власти и управления, по налаживанию мирной жизни, восстановлению экономики и социальной сферы.

    3. Просим Правительство Российской Федерации оказать необходимую и безотлагательную целевую финансовую и материальную помощь по скорейшему завершению восстановительных работ, что будет способствовать повышению трудовой занятости населения, улучшению самочувствия населения республики. В свою очередь мы обязуемся внутренними возможностями наших регионов оказывать активную практическую помощь Чеченской Республике.

    4. Мы выражаем единодушное мнение, что стабилизация обстановки в Южном федеральном округе напрямую зависит от своевременного решения проблемы временных переселенцев из Чеченской Республики, а также в зоне осетино-ингушского урегулирования. Необходимы совместные усилия Федерального центра, Представительства Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе, глав субъектов Федерации по скорейшему возвращению временных переселенцев в места своего прежнего проживания, по оказанию им разносторонней помощи в обустройстве и решению вопросов трудовой занятости.

    5. Участники совещания поддерживают позицию Президента Российской Федерации В. В. Путина в вопросах формирования единого правового пространства, приведения конституций и законодательных актов субъектов Федерации в полное соответствие с Конституцией Российской Федерации и российским законодательством, обеспечения территориальной целостности государства, недопустимости передела существующих административных границ. Нами будут предприняты активные усилия по выполнению этой важнейшей задачи государственного строительства.

    6. Мы выражаем решительное осуждение любым действиям, допускающим разжигание межнациональной розни и религиозной нетерпимости, и примем необходимые меры по пресечению этих деструктивных тенденций, особенно проявлений политического и религиозного экстремизма среди населения Южного федерального округа.

    7. Считаем, что в кратчайшие сроки должна быть принята комплексная программа создания в Южном федеральном округе единого информационного пространства. Эта программа должна содержать четкое определение главных приоритетов и механизм материально-технического обеспечения. Вся информационная деятельность должна быть направлена на мобилизацию населения в поддержку реформ, усилий Президента Российской Федерации по укреплению государственной власти, обеспечению прав и свобод человека-гражданина, на пропаганду мира и дружбы между народами. Она должна воспитывать людей на положительном опыте, на достижениях в созидательной работе граждан.

    8. Участники Совещания высказали готовность в меру своих возможностей оказывать поддержку и помощь воинским формированиям и правоохранительным органам, дислоцированным на территориях регионов, способствовать успешному выполнению ими своего долга по обеспечению безопасности населения региона. Особым вниманием мы намерены окружить военнослужащих, выполняющих боевые задачи на территории Чеченской Республики.

    9. Выражаем пожелания Федеральному центру значительно активизировать работу с государствами Закавказья — Азербайджаном, Арменией, Грузией по укреплению и развитию экономического и культурного сотрудничества. Эти связи будут укреплять исторически сложившиеся традиционные отношения наших народов, способствовать установлению мира и стабильности на Кавказе в целом».


    На заседании Совета Ассоциации «Северный Кавказ» присутствовали национальные представители почти всех субъектов Федерации, входящих в Южный федеральный округ России. Документ был принят единогласно. Партийного и иного контроля за выражением мнений и голосованием не проводилось и проводиться не могло.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх