Глава XIV.

Колонизація.

Колонизація – этот ублюдок патріотизма и торгашескаго духа, этот вооруженный разбой правящих классов, – получила в наше время такое развитіе, что нам неизб?жно приходится посвятить ей отд?льную главу.

Если какой-нибудь частный челов?к заберется в квартиру сос?да, разобьет все, что попадется ему под руку и возьмет все, что захочется взять, его назовут преступником и «общество» его осудит. Но если какое-нибудь правительство станет в такое положеніе, что для его внутренней политики необходимо найти вн?шнее отвлеченіе, если у него в стран? слишком много незанятых рабочих рук, от которых оно не знает как избавиться, и товаров, которые оно не знает куда сбыть, то оно может безнаказанно начать войну с какими-нибудь далекими племенами, слишком слабыми, чтобы ему сопротивляться; оно может завлад?ть их страной, эксплуатировать их, навязывать им свои товары, а в случа?, если они попытаются стряхнуть с себя гнет этой эксплуатаціи – может безжалостно истребить их. Все это будет считаться вполн? нравственным. Раз только эта операція производится в крупных разм?рах, вс? честные люди должны вполн? ее одобрять; это уже не будет ни грабежем, ни убійством, потому что для прикрытія безчестных поступков, когда их совершает все общество в ц?лом, существует вполн? приличное названіе: это называется «цивилизовать» отсталыя челов?ческія племена!

Мы нисколько не преувеличиваем. Какой-нибудь народ считается способным к колонизаціи тогда, когда ему удалось выжать из данной страны все то количество продуктов, которое она может дать; так Англія – страна колонизаторская, потому что она ум?ет выжать из колоній все, что нужно для обезпеченія благосостоянія отправляющихся туда англичан и, кром? того, ум?ет обогащать казну собираемыми с этих колоній налогами. В Индіи, наприм?р, англичане наживают громадныя состоянія; правда, страна опустошается от времени до времени страшным голодом, уносящим сотни тысяч людей, но какое англичанину д?ло до этих подробностей, раз он может сбывать свои товары и получать такіе доходы, которых Великобританія ему дать не в состояніи? Это называется благами цивилизаціи.

Иначе обстоит д?ло во Франціи: французы – плохіе колонизаторы. Нe думайте, однако, что они меньше грабят и эксплуатируют м?стное населеніе, нисколько: они просто не так практичны. Вм?сто того, чтобы изучать жизнь завоеванных народов, они отдают их в распоряженіе военной власти и сразу заставляют подчиниться строю, господствующему в метрополіи. Если же населеніе не может приспособиться к этому, т?м хуже для него: что за б?да, если даже оно и будет понемногу вымирать под давленіем непривычных для него учрежденій? А если оно будет сопротивляться, на него устроят охоту, как на диких зв?рей; грабежи станут тогда не только дозволенным, но и выгодным д?лом, и получат названіе наб?гов.

На беззащитное населеніе натравляют солдат, в которых тщательно развивают зв?рскіе инстинкты и которые поэтому позволяют себ? прод?лывать все, на что только способен разъяренный зв?рь: насилуют женщин, убивают д?тей, жгут ц?лыя деревни, разгоняют жителей, которые, чтобы спастись, уб?гают куда-нибудь в пустыню и там неизб?жно мрут от голода. И все это считается вполн? естественным и дозволительным: это цивилизованный народ насаждает таким образом культуру у дикарей!

Но если мы внимательно присмотримся к тому, что происходит вокруг нас, то это нисколько не покажется нам ни удивительным, ни ненормальным: при существующем общественном стро?, подобные «подвиги» непрем?нно должны пользоваться полным одобреніем и поощреніем буржуазнаго міра. Для буржуазіи это разбойничество очень выгодно: оно служит ей предлогом для содержанія постоянных армій и вм?ст? с т?м дает офицерам возможность упражняться в убійств? и набивать себ? руку для будущей бол?е серьезной «работы»; сама же эта армія является пристанищем для ц?лой массы глупых и никуда негодных людей, которых бы иначе буржуазія не знала куда д?вать и которые теперь становятся, за н?сколько аршин погонов, самыми ярыми ея защитниками. Вм?ст? с т?м, завоеванія создают очень благопріятныя условія для всевозможных сомнительных финансовых операцій, им?ющих ц?лью воспользоваться сбереженіями разных дов?рчивых людей, только и ищущих что подобнаго рода предпріятій; они дают возможность захватить земли поб?жденных, а кстати, благодаря т?м массовым убійствам, которыя с ними сопряжены, избавляют буржуазію от м?шающаго ей дома излишка рабочих. Мало того: завоеванной стран? «нужна» администрація, а это дает м?ста ц?лой арміи карьеристов и паразитов бюджета, которая иначе могла бы оказаться ст?снительной. И при всем том, буржуазія получает в свое распоряженіе ц?лыя племена, которыя она может эксплуатировать, принуждать работать на себя, заставлять пріобр?тать свои продукты, даже истреблять, не отдавая в этом никому отчета. Понятно, что, в виду таких выгод, колебаться не приходится; французская буржуазія отлично поняла это и с увлеченіем кинулась в колоніальныя предпріятія.

Но что, в самом д?л?, удивительно и возмутительно, так это то, что находятся еще рабочіе, которые одобряют подобныя преступленія и без всяких угрызеній сов?сти сод?йствуют им, совершенно не понимая, какая явная несправедливость заключается в том, чтобы истреблять ц?лое населеніе в его собственной стран? ради подчиненія его чуждому ему строю жизни. Мы заран?е знаем все то, что нам отв?тят, что отв?чают обыкновенно, если кто-нибудь начнет возмущаться каким-нибудь особенно бьющим в глаза фактом: «Они возмутились, стали убивать наших – не можем же мы этого стерп?ть. ... Это – дикари, их нужно цивилизовать.... Этого требуют интересы торговли... Может быть, мы и д?йствительно напрасно зат?яли это д?ло, но колоніи теперь уже стоили нам так много и людей и денег, что мы не можем отказаться от них, и т. д., и т. д.»

«Они возмутились, стали убивать наших» – ну так что же? Зач?м было идти к ним? Почему не оставили их в поко?? Разв? они нас просили о чем-нибудь? Им хотят навязать законы, которые им не нравятся – они возмущаются и отлично д?лают, а если при этом в борьб? погибают люди, то что же д?лать? им не сл?довало сод?йствовать подобным предпріятіям.

«Это – дикари, их нужно цивилизовать»; но просмотрите исторію вс?х завоеваній и скажите, кто оказывался всегда большим дикарем: тот-ли, кого так называют, или «цивилизованный» челов?к? Кого сл?довало бы больше цивилизовать: завоевателей, или безобидных туземцев, которые, по большей части, встр?чали новых пришельцев с распростертыми объятіями и которых, в награду за это, мучили и истребляли? Просмотрите исторію завоеванія Америки испанцами, Индіи – англичанами, Африки, Кохинхины и Тонкина – французами, и вы увидите, стоит ли прославлять такую цивилизацію. А в исторіи разсказываются только крупные факты, оставившіе в ней сл?ды по своей важности; что же было бы, если бы перед вами нарисовали картину вс?х мелочей, проходящих незам?тными, вс?х гнусных подробностей, которыя, вообще, тонут в масс? бол?е важных событій? Вы тогда, нав?рное, отвернулись бы с отвращеніем.

Мн? пришлось н?которое время прослужить в морской п?хот? и я много раз слышал различные разсказы, из которых ясно видно, что, являясь в завоеванную страну, солдат считает себя полным хозяином ея. М?стное населеніе для него не бол?е, как вьючный скот, которым он может управлять, как хочет, у котораго может отнимать все, что ему вздумается; горе тому туземцу, который попробует сопротивляться: он быстро узнает, что зд?сь н?т другого закона, кром? грубой силы; учрежденія, которыя служат для защиты собственности в Европ?, не д?йствуют под иным градусом широты. Солдата поощряют в этом и офицеры, сами подающіе ему прим?р, и администрація, д?лающая из него надсмотрщика за туземцами, которых она заставляет работать. Вам разсказывают о самых возмутительных поступках, как о совершенно естественных, и если вы скажете – по поводу, наприм?р, того, что туземцы возстали и начали убивать своих прит?снителей – что они вполн? правы, то вас встр?тят возгласами удивленія: «Как! в?дь мы – хозяева в стран?, должны же они нам повиноваться! В?дь если их оставить так, они вс? взбунтуются и прогонят нас, и посл? вс?х принесенных жертв – и людей, и денег – Франція потеряет страну и останется без колоній!»

Вот до чего доводит умы рабочих д?йствіе отупляющей военной дисциплины: они сами терпят от той же несправедливости, от того же гнета, который с их помощью ложится на других, и т?м не мен?е не понимают всей возмутительности своей роли; они становятся безсознательными орудіями угнетенія, и не только не отдают себ? отчета в низости и глупости своего положенія, но даже гордятся им.

Что же касается интересов торговли, то зд?сь именно корень всего остального: господа капиталисты не знают, куда сбыть свои товары, и не могут придумать, ничего лучшаго, как только объявить войну каким-нибудь несчастным народам, не могущим защищаться, и навязать им зат?м свои продукты. Правда, легко было бы сговориться с ними и устроить м?новую торговлю; для этого даже не требуется особенно хорошо знать ц?нность предметов: эти народы ц?нят, главным образом, то, что кажется им красивым, так что их не трудно обмануть и получить большіе барыши. Разв? не так именно и поступали европейцы, прежде ч?м им удалось проникнуть вглубь африканскаго материка, в то время, когда они устанавливали сношенія с племенами, жившими дальше вглубь страны, через посредство прибережных племен? Уже тогда из Африки получались вс? т? продукты, которые она дает теперь.

Все это, конечно, возможно и все это так и было, но д?ло в том, что для этого нужно время, нужно терп?ніе, а кром? того при такой систем? нельзя вести торговлю в особенно крупных разм?рах и приходится считаться с конкурренціей. «Торговля требует поддержки!» говорят нам, и мы знаем, что это значит: тотчас же посылают два или три броненосца, дюжину канонерских лодок, корпус солдат, и – преклоняйтесь господа! – цивилизація начинает д?лать свое д?ло. Мы находим кр?пкое и здоровое населеніе, а через сорок-пятьдесят л?т оно является в вид? истощеннаго, забитаго, несчастнаго, наполовину истребленнаго, развращеннаго челов?ческаго стада, которому остается лишь очень недолго просуществовать на земл?; цивилизаторская миссія может тогда считаться исполненной.

Если кто-нибудь усумнится в справедливости сказаннаго, пусть возьмет любое описаніе стран, покоренных европейцами: он увидит, что повсюду м?стное населеніе убывает и исчезает, повсюду алкоголизм, сифилис и другія европейскія изобр?тенія быстро косят туземцев, а остающихся в живых ослабляют и истощают. Да и может ли быть иначе? При т?х средствах, к которым приб?гают европейцы, конечно, н?т. Эти племена жили совершенно иной жизнью, ч?м мы, с иными наклонностями, с иными потребностями; вм?сто того, чтобы изучить эти наклонности и потребности, вм?сто того, чтобы пріобщать их к нашей цивилизаціи незам?тно и постепенно, предоставляя им брать из нея только то, что они могут усвоить, их хот?ли подчинить вдруг, сломить сразу, – и они не только оказались неспособными к этому, но самый опыт оказался для них гибельным. А как прекрасна могла бы быть роль так называемаго цивилизованнаго челов?ка, если бы только он сум?л ее понять и если бы его собственную жизнь не разъ?дали язвы правительственной власти и торгашества – язвы, от которых он должен избавиться сам, прежде ч?м начать цивилизовать других.

Отсталыя племена могли бы воспринимать цивилизацію мирным путем, могли бы даже внести в нее новые оживляющіе элементы. Нам может быть возразят, что дикари лживы и жестоки, но стоит только прочитать разсказы т?х д?йствительно см?лых людей, которые отправились, ради одной только любви к наук? и жажды знанія, в среду совершенно неизв?стных им племен – и мы увидим, правда ли это. Эти люди сум?ли пріобр?сти в них друзей, могли путешествовать среди них совершенно безопасно; лживость и жестокость явились уже под вліяніем т?х якобы-путешественников, которые в д?йствительности ищут только выгодных торговых или политических операцій; именно они вызвали вражду к б?лым со стороны туземцев, потому что постоянно обманывали их в торговл?, не исполняли своих об?щаній, а иногда и просто истребляли их, если только это можно было сд?лать безнаказанно.

Пусть уж лучше торгаши-филантропы и солдаты-цивилизаторы оставят при себ? свои тирады о благах цивилизаціи. То, что они прикрывают названіем колонизаціи, очень точно опред?ляется в их же свод? законов, если только этого рода поступок совершает кучка неизв?стных личностей, как «вооруженный разбой». Цивилизація же не им?ет ничего общаго с разбоем на большой дорог?.

Правящему классу нужны новые народы, новые рынки, которые можно было бы эксплуатировать, и вот для этого-то он и посылает разных Солелье, Брацца, Брэмпелей, Тривье и др. на поиски за новыми землями, для устройства там торговых агентств и для безграничнаго хищничества. Прежде всего начинается эксплуатація торговая, которая, по м?р? расширенія поля европейскаго протектората, распространяется и на вс? другія области; буржуазіи нужны главным образом огромныя пространства, которыя она могла бы постепенно захватывать, истребив так или иначе их населеніе, и в которых нашлось бы достаточно м?ста для ст?сняющаго ее избытка европейскаго населенія.

И вы считаете себя цивилизаторами! Что вы сд?лали с т?ми племенами, которыя населяли Америку и которыя теперь с каждым днем исчезают, потому что вы изм?нническим образом нарушаете данное слово и мало-по-малу отнимаете у них т? охотничьи территоріи, которыя вам раньше пришлось признать их собственностью? Что вы сд?лали с населеніем Полинезіи, которое, по словам вс?х путешественников, было прежде кр?пким и здоровым, а теперь под вашим владычеством, постепенно вымирает?

Вы считаете себя цивилизаторами! Но ваша цивилизація такова, что если бы борющіеся с вами рабочіе оказались поб?жденными, вы скоро выродились бы от л?ни и безд?ятельности, подобно тому как выродились греческая и римская цивилизаціи, когда достигли высшей точки развитія роскоши и эксплуатаціи; он? потеряли тогда всякую способность к борьб? и вообще к чему бы то ни было, кром? наслажденій, и исчезли гораздо больше благодаря своей собственной внутренней слабости, ч?м благодаря поб?д? варваров. Варвары находились тогда сами в полном разцв?т? сил и им уже нетрудно было разрушить эти гнилыя цивилизаціи.

Вы р?шили истребить т? расы, которыя вы считаете низшими, но которыя, как мы покажем дальше, представляют собою просто расы отсталыя; вы стремитесь уничтожить и рабочій класс, который тоже считаете низшим. С каждым днем вы все больше и больше стараетесь устранить рабочаго и зам?нить его машиной. Если бы вы восторжествовали, развитію челов?чества пришел бы конец, потому что вы мало-по-малу потеряли бы вс? способности, выработанныя в вас борьбою, и спустились бы на ступень самых отдаленных наших предков; у челов?чества тогда скоро не стало бы другого общественнаго идеала, кром? ряда желудков, командующих арміей машин, да управляющих этими машинами автоматов, только по названію могущих считаться людьми.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх