Глава ХХIII.

Правда без прикрас.

Все сказанное в предыдущей глав?, несомн?нно, противор?чит обыкновенным р?чам членов различных политических партій, которые всегда об?щают золотыя горы и от мал?йшей реформы ждут наступленія земного рая для ея сторонников. Но мы, которые не ждем от увлеченій массы никакой личной выгоды, которые хотим, чтобы она выучилась сама управлять собою, – мы не станем обольщать ее ложными надеждами. Для того, чтобы наша мысль была сильн?е, и наша д?ятельность им?ла больше значенія, мы должны ясно вид?ть путь, лежащій перед нами, не обольщаясь никакими иллюзіями, не останавливаясь ни перед какими предразсудками, которые могли бы заставить нас свернуть с истиннаго пути.

Наши идеи станут приложимыми только благодаря энергіи, с которой люди их усвоившіе будут вести свою пропаганду. Их усп?х зависит от той силы, которую мы сможем отдать в распоряженіе революціи; если же мы до сих пор не прилагаем этой силы, не стараемся сразу перейти от теоріи к практик?, то причина этого – мы вполн? это признаем – лежит в существованіи различнаго рода препятствій. Если бы наши уб?жденія можно было приложить к жизни сейчас же, то с нашей стороны было бы непростительным не попытаться этого сд?лать. Но препятствія существуют, и наше д?ло – не отрицать их, а наоборот узнать, в чем они заключаются, и постараться их преодол?ть. Мы потому именно и ведем пропаганду, что наши взгляды еще нужно стараться проводить в жизнь: если бы они были уже готовы к осуществленію, то для этого достаточно было бы естественнаго хода событій.

Мы должны привыкнуть принимать вещи хладнокровно: не смотр?ть в увеличительное стекло на то, к чему мы стремимся, и, наоборот, в противуположное стекло бинокля – на то, что представляет для нас опасность. Мы ищем правды и если мы будем обманывать себя и других, то ту революцію, которую мы, может быть, вызовем, придется начинать сначала.

Наши противники говорят нам о неосуществимости нашего идеала обыкновенно только тогда, когда у них н?т других аргументов, и этот посл?дній аргумент довольно затруднителен, если не по существу, то по форм?, потому что в современном обществ?, наш идеал в самом д?л? может очень легко показаться утопіей. Челов?ку, никогда не выходившему умственно за пред?лы существующаго, очень трудно представить себ?, что можно жить без правительства, без законов, без судей, без полиціи и без всякой другой власти, без каких бы то ни было денежных знаков, когда в наше время людям и так уже трудно столковаться между собою, несмотря на существованіе законов, которые считаются обыкновенно созданными именно для облегченія соглашеній между людьми.

Мы не можем выставить против этого возраженія никаких фактических доказательств, потому что наш идеал пока еще находится в будущем. Мы можем, конечно, указывать на существующія в современном челов?честв? теченія, на разныя частичныя попытки осуществленія этого идеала в маленьких разм?рах, но какое все это может им?ть вліяніе на предуб?жденный ум, не идущій в своих стремленіях дальше улучшенія того, что существует?

Совершенно отвергнуть этот аргумент? Это значило бы спрятать, как страус, голову под крыло: возраженіе осталось [бы] все-таки в полной сил?. Отв?тить какими-нибудь софизмам[и?] Мы оказались бы в глухом переулк?, выйти из котораго мо[жно] только при помощи новых софизмов. От этого рода пріемов и[не читаемо] никогда ничего не выигрывают. Если мы хотим д?йствител[ьно] выяснить вопрос и отв?тить на вс? противупоставляемые аргументы, мы должны сами искать возраженій, должны ст[а]раться вызывать их, чтобы зат?м по возможности найти на них отв?т. И прежде всего мы должны высказываться ясно и опред?ленно, не пугаясь настоящей правды, потому что мы стремимся именно к правд?. Раз мы заявили, что она лежит в основ? наших идей, мы должны доказать это т?м, чтобы всегда и повсюду стремиться найти ее.

Мы вполн? сознаем, что такое признаніе не им?ет в себ? ничего особенно привлекательнаго для массы, что оно не может увлечь ее за собою; н?которые из наших товарищей, может быть, даже обвинят нас в том, что, недостаточно скрывая темныя стороны нашего общественнаго міросозерцанія, мы с?ем в наших рядах безнадежность и разочарованіе.

Такой упрек будет нич?м иным, как сл?дом вліянія различных политических партій. С какой стати мы будем об?щать то, исполненіе чего от нас не зависит, и подготовлять, таким образом, реакцію, которая обратится против нас?

Если бы мы составляли политическую партію, стремящуюся к завоеванію власти, тогда, конечно, мы могли бы об?щать людям все, что угодно, лишь бы только они помогли нам в нашем предпріятіи; но у анархистов д?ло обстоит иначе: нам нечего об?щать, нечего просить, нечего давать. И когда нам возражают, что наш идеал неосуществим, нам не остается ничего другого, как указать на факты, в которых обнаруживается стремленіе челов?чества пойти именно по этому направленію, а зат?м вновь показать вытекающія из современнаго строя б?дствія, ложность его основ и нед?йствительность вс?х реформ, предлагавшихся до сих пор в видах успокоенія умов. Мы скажем зат?м, что перед людьми, в конц?-концов, стоит все та же альтернатива: или продолжать терп?ть эксплуатацію, или приб?гнуть к революціи, причем усп?шность этой революціи будет завис?ть от того, насколько сильно они захотят осуществленія идеала, который они признают желательным. Вот все, что мы можем сд?лать; остальное же будет завис?ть не от нас.

Мы, лично, не сторонники пропаганды при помощи громких – высокопарных или сантиментальных – фраз: он? только заставляют людей над?яться на немедленное исполненіе их желаній, а это – невозможно. Люди входят в движеніе полными огня и энтузіазма, думая, что вот-вот достигнут нам?ченной ц?ли, а зат?м понемногу разочаровываются и безсл?дно исчезают один за другим. Сколько мы вид?ли за посл?дніе десять л?т в наших кружках таких товарищей, которые хот?ли разрушить сейчас же, как Самсон, зданіе храма? А гд? они теперь?

Мы хотим д?лать д?ло мен?е громкое, мен?е блестящее, но бол?е прочное. Мы хотим д?йствовать не только на чувство людей, но и на их ум, на их логику. Это не значит, что мы относимся отрицательно к пропагандистам, которые, главным образом, ум?ют д?йствовать на чувство: всякій д?лает свое д?ло сообразно своим взглядам, своему темпераменту. Но мы ищем, не людей в?рующих, а людей уб?жденных. Пусть т?, которые входят в наше движеніе, знают заран?е вс? трудности, с которыми им придется встр?титься, они должны подготовиться к борьб? с ними, чтобы не впасть в разочарованіе при первой же неудач?. Путь наш долог и труден и прежде, ч?м вступить на него, мы должны испробовать силу своей воли и своих мышц: многіе изранят себя о придорожные камни, придется нам иногда оставлять на дорог? и трупы товарищей. Пусть т?, в ком н?т достаточной силы духа, лучше остаются дома: они только послужат пом?хой для двигающагося вперед отряда.

Другой предразсудок, довольно распространенный среди анархистов, состоит в том, чтобы смотреть на массу как на какое-то т?сто, из которой можно выл?пить что угодно и которой, поэтому заниматься не стоит. Источник его коренится в том, что люди, сд?лавшіе, сравнительно с другими, шаг вперед, считают себя какими-то пророками, стоящими выше обыкновенных смертных. «Мы заставим массу сд?лать то-то, мы поведем ее за собою», говорят они, совершенно уподобляясь в этом любому диктатору. Этот взгляд на массу – ничто иное, как насл?діе нашего прошлаго, основаннаго на понятіи о власти.

Мы нисколько не отрицаем вліянія меньшинства на толпу: наоборот, мы именно потому и стараемся д?йствовать как можно энергичн?е, что уб?ждены в этом вліяніи; но мы думаем, что единственный путь, которым анархисты могут, в момент революціи, повліять на массу, это – практическое д?ло, пропаганда собственным прим?ром, который один только может увлечь толпу. При этом нужно им?ть в виду, что такое вліяніе будет возможно только тогда, когда эта масса будет до изв?стной степени подготовлена предварительной, ясной, и опред?ленной пропагандой, когда она сама придет в движеніе под вліяніем воспринятых раньше идей.

И вот, если мы сум?ем надлежащим образом распространить теперь наши взгляды, в этот момент окажется их вліяніе; только при условіи, если мы будем выяснять их и д?лать доступными для вс?х, можем мы разсчитывать на долю участія в будущем общественном переворот?. Тогда нам не придется уже бояться, что за нами не пойдут; единственной опасностью будут тогда, наоборот, т? преграды, которыя захотят поставить движенію люди, которые будут считать себя его вожаками.

В революціях толпа всегда идет дальше предшественников движенія. Будем же поэтому как можно шире распространять наши уб?жденія, будем как можно лучше выяснять их, будем даже повторяться, если нужно, – и не будем закрывать глаза на правду. И такая пропаганда не только не оттолкнет людей от нашего д?ла, но, наоборот, привлечет к нему вс?х т?х, кто жаждет свободы и справедливости.


Конец.





 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх