• Основная научная задача
  • Информация и мозг
  • Глава 17

    Мозг – прошлое, настоящее и будущее

    Основная научная задача

    Человечество давно интересует, что представляет собой головной мозг и как работает. О работе мозга высказывали свои суждения еще древнегреческие ученые – врач Гиппократ (около 460–370 до н. э.) и философ и энциклопедист Аристотель (384–322 до н. э.).

    В XVI веке итальянский анатом Констанцо Варолия (1543–1575) впервые дал описание важных особенностей строения головного мозга и черепно-мозговых нервов.

    Первые представления об отраженной деятельности мозга в 1649 г. высказал французский ученый и философ Р. Декарт (1596–1650).

    Во второй половине XIX века обнаружены зоны мозга, отвечающие за речь, которые по именам их открывателей называют областью П. Брока (1824–1880) и К. Вернике (1848–1905).

    Первую карту головного мозга составил в 1909 г. один из основоположников цитоархитектоники немецкий невролог К. Бродман (1868–1918).

    Свой вклад в изучение проблем мозга внесли У. Г. Пенфилд (1891–1976), А. Сент-Дьердьи (1893–1986), К. Гольджи (1844–1926), С. Рамон-и-Кахаль (1852–1934), Г. Уолтер, X. Дельгадо, Б. Смит и др. Работы некоторых из них отмечены Нобелевской премией.

    Среди отечественных ученых, занимавшихся исследованием головного мозга, мировое признание получили работы И. М. Сеченова (1829–1905), В. М. Бехтерева (1857–1927), И. П. Павлова (1849–1936), Н. П. Бехтеревой (1924–2008), а также учеников Н. П. Бехтеревой – А. Д. Аничкова, Ю. Л. Гоголицина, В. А. Илюхиной, Ю. Д. Кропотова, С. В. Медведева,

    B. М. Смирнова, Л. И. Спивака, Д. Л. Спивака, А. Н. Шандуриной и др.

    В то время было немного методик изучения человеческих функций, и возможности их были ограничены: психологические тесты, клинические наблюдения и, начиная с 30-х годов XX века, электроэнцефалограмма.

    «…Устройство мозга и его морфология были известны уже довольно хорошо. Однако представления о функционировании отдельных нервных клеток оставались очень отрывочными. Таким образом, – считает С. В. Медведев, – не было полноты знаний о "кирпичиках", составляющих мозг, и не хватало необходимых инструментов для их исследования»[18].

    В 60–80 гг. XX века в СССР Н. П. Бехтеревой и ее сотрудниками проводились исследования, которые позволили применить метод долгосрочных и краткосрочных имплантированных электродов для диагностики и лечения больных.

    В связи с научно-технической революцией появились новые возможности и методы (методики) изучения мозга человека:

    • магнитоэнцефалография (регистрация магнитного поля, возбуждаемого электрическими источниками в мозгу);

    • функциональная магниторезонансная томография (ФМРТ), основанная на явлении ядерного магнитного резонанса;

    • позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) – метод слежения за малыми концентрациями ультракороткоживущих радионуклидов (УКЖР), которыми помечены физиологически значимые соединения, для исследования их метаболизма;

    • стереотаксис – медицинская технология, обеспечивающая прицельный доступ к глубоким структурам головного мозга и дозированное воздействие на них.

    Благодаря этим разработкам в середине 80-х гг. XX века произошел прорыв в изучении головного мозга. Придавая большую значимость этому направлению научных исследований, конгресс США объявил 90-е гг. XX века десятилетием изучения человеческого мозга. Эта инициатива стала международной.

    Сейчас появились новые технологии изучения мозга: диффузионно-тензорная магниторезонансная томография (ДТ-МРТ), позволяющая производить визуализацию мозга, а также «генные чипы» – миниатюрные диагностические приспособления, способные одновременно определять тысячи генов.

    С помощью сложной аппаратуры ученые Института мозга человека, который возглавляла Н. П. Бехтерева, смогли определить, каким образом происходит запоминание информации, обработка речи, как формируются эмоции. «Эти исследования, – отмечает нынешний директор института С. В. Медведев, – не только помогают разобраться в том, как мозг выполняет свои важнейшие психические функции, но и разработать методы лечения тех людей, у которых они нарушены»[19].

    При этом основная проблема заключается в том, что прежние отдельные представления нужно свести в знание о мозге как единой системе, в пределах которой осуществляется взаимодействие между нейронами.

    По мнению Н. П. Бехтеревой, «…сейчас основная задача – расшифровка нервного кода, то есть понимание того, как конкретно обеспечиваются высшие функции мозга. Скорее всего, это можно будет сделать через исследование взаимодействия элементов мозга и понимание того, как отдельные нейроны объединяются в структуру, а структура – в систему и в целостный мозг»[20].

    Информация и мозг

    Необходимо отметить, что в мире распространена практика завещания своего мозга анатомическим музеям. Так поступили многие лауреаты Нобелевской премии. Например, А. Эйнштейн (1879–1955) изъявил желание, чтобы после смерти его мозг изучал американский доктор Т. Гарвей.

    В Анатомическом музее Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге особым образом сохраняется мозг многих великих русских людей. Специалисты Московского института мозга исследовали мозг видных советских руководителей В. И. Ленина, И. В. Сталина, М. И. Калинина, С. М. Кирова, а также других известных людей.

    Многие отечественные и зарубежные исследования показали, что мозг гениев и видных деятелей в различных областях по своему строению ничем не отличается от мозга обычного человека.

    Гении отличаются от людей со средними способностями тем, что в их мозге уже содержатся зерна «гениальной информации», которая с течением времени под воздействием различных факторов внешнего и внутреннего свойства конкретизируется и возрастает, а затем выходит наружу в том или ином информационном продукте.

    В принципе, у каждого человека имеются определенные задатки гения. Проблема заключается именно в силе влияния этих факторов как изнутри, так и снаружи. Н. П. Бехтерева считала, что «.многие люди не раскрываются в жизни потому, что не встречают своего, именно своего Учителя. Дело же не в том, чтобы дать формальный комплекс знаний и научить тому, чего не надо делать…»[21].

    В данном контексте понятие Учитель следует рассматривать широко, иногда им оказывается случайно встреченный человек. Чтобы личность раскрылась, реализовала себя, ей необходимо такое влияние, которое соответствует исходным информационным кодам, содержащимся в его головном мозге. Однако эта важная проблема не решена до сих пор.

    Другая проблема заключается в том, что, когда гениальный человек умирает, то вместе с ним безвозвратно пропадает информация, которая находилась в его мозгу. Возможно ли, во-первых, изобрести устройство, которое позволяло бы с согласия умирающего «скачивать» информацию с его мозга, а во-вторых, в дальнейшем использовать ее для конкретных целей?

    Следует подчеркнуть, что человечество неуклонно накапливает информацию во всех областях деятельности, что в принципе позволяет более эффективно решать возникающие проблемы. Скорость «поумнения» человечества возросла. Однако последующие поколения людей индивидуально осваивают информацию, полученную от предыдущих поколений.

    Поэтому еще одна проблема заключается в том, чтобы создать такие устройства и информационные системы, которые позволяли бы человеку быстро получать самую значимую информацию в своей конкретной области, осваивать ее и идти дальше. Вся история человечества, как локально, так и глобально, связана именно с проблемами отсутствия или наличия информации, а также ее применимости при решении тех или иных задач.

    В связи с этим нужно иметь в виду, что мозг человека устроен таким образом, что защищает себя от деградации и развивается только за счет следующих механизмов:

    • получение и переработка информации;

    • расположение информации по нервным клеткам или файлам;

    • хранение информации с помощью различных механизмов памяти;

    • сбрасывание и «стирание» ненужной информации;

    • выдача собственных информационных продуктов.

    В мозге человека имеется особая белковая молекула — протеинфосфатаза, которая отвечает за «стирание» информации. При большом объеме работы мозга с информацией она работает в пассивном режиме, но при снижении этого объема она активизируется, и человек, как мы выражаемся, «тупеет».

    Если мозг не нагружается информацией по определенной системе, то есть «не тренируется», то со временем он начинает деградировать. Поэтому по критерию «информация и мозг» мы обычно делим всех людей на такие категории, как «отставший», «отстающий», «догоняющий», «идущий в ногу со временем» и «опережающий». Как показано в одной из глав этой книги, важнейшие понятия в данном контексте – «человек обучаемый» и «человек самообучающийся».

    Как считают специалисты, чтобы помочь человеку более эффективно работать с информацией, в будущем должны появиться следующие средства:

    • устройство, которое позволит копировать информацию, содержащуюся в мозге человека;

    • «дополнительные глаза», с помощью которых можно будет вводить в мозг необходимую информацию «здесь и сейчас», а также на расстоянии;

    • активатор памяти, помогающий человеку находить и извлекать из мозга давно забытую информацию, которая ему понадобилась;

    • носитель информации, при пользовании которым глаза не будут уставать, и, возможно, даже будет улучшаться зрение. Технические средства, используемые сегодня при работе с информацией, через 50–80 лет (если не раньше) будут вызывать улыбку своим несовершенством и ограниченностью. Однако это вполне закономерный научно-технический прогресс, происходящий за счет возможностей человеческого мозга.




    Если вам нужна борона в selhoztehnika.net/products/borona-zubovaya-bzss-10 есть новая.


     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх