Встреча одиннадцатая


I. Внешние перемены. Что дальше?

После первых десяти встреч с вами должны были произойти определенные позитивные перемены. Вы почувствовали необходимость кое-что изменить в себе, причем это касалось не только ваших внешних данных. Важно было изменить подход к жизни в целом, постараться научиться избегать стрессов или справляться с ними, суметь найти источники радости, понять, что стоит отказаться от некоторых привычек, мешающих нам чувствовать себя здоровыми. Многие из вас подтянулись, избавились от лишнего веса. А что же дальше? Что же делать теперь, когда изменения к лучшему уже произошли?

Вот несколько рекомендаций.


1. Самое главное: продолжать. И я не процесс избавления от лишнего веса имею в виду, а здоровый образ жизни.


2. Помните, что думать о себе, своем внешнем виде, женственности надо на протяжении всей жизни, а не только во время соблюдения диеты.


3. О внешности так или иначе заботимся мы все. Но никакая хорошая фигура, никакой макияж и никакая дизайнерская одежда не скроют негативный настрой, злость, грубость, эгоизм. На внешность глянут и забудут, но потянутся к милому, доброму человеку. Сами посудите: приятно ли вам иметь дело с раздраженной, высокомерной, злой красавицей? Наверняка захотите обойти ее стороной.


4. Учитесь находить, придумывать радости жизни. Именно они и есть главные витамины, но ни одна аптека не предложит купить вам это. Их надо уметь видеть самим.


5. Ждать, что кто-то придет и осчастливит, — пустое дело. Становитесь счастливой. К улыбчивым, счастливым, внутренне спокойным людям тянутся окружающие.


6. Каждый день жизни — единственный и неповторимый, так его и проживайте, с благодарностью и улыбкой.


7. Очень важно укрепить свой характер, все время помня о дисциплине. Мы об этом уже говорили. Каждый день существует соблазн махнуть на себя рукой: ой, ну хватит мне, устала я, у меня стресс, надоело, передохну. Эти мысли — предательство самой себя. Ухаживать за собой, поддерживать в тонусе, держать любой удар — это и есть вопрос дисциплины: «Устала, не могу, но должна. Самой себе». А если вы не будете выполнять долг по отношению к себе, то зачем ждать этого от других?


8. Трудно научиться взглянуть на себя со стороны. Мы часто обманываемся, глядя в зеркало, и это еще полбеды: существуют весы, сантиметр, чтобы определить состояние нашего тела. Но как разобраться со своими эмоциями, с психическим состоянием? Ведь когда мы кажемся себе такими добрыми, ранимыми, достойными любви, так наверняка и есть. Только бывает, доброту мы прячем глубоко-глубоко, и никто, кроме нас самих, не догадывается о ее существовании. Зная о своей ранимости, стараемся ранить других. Ожидая любви, не учимся любить сами.

Вам понадобится научиться анализировать свои слова, пусть самые мимолетные, и поступки, казалось бы незначительные. Это значительно труднее, чем похудеть, но без этого не продержаться, уверяю вас.

II. «У меня такой характер, ты со мною не шути»

Каждый из нас несет в себе нечто постоянное, не меняющееся в течение жизни. Что-то мы можем изменить по собственному желанию, что-то — под давлением обстоятельств, но кое-что останется неизменным в любом случае. Как же понять, что временное, а что постоянное? Эта проблема занимает людей с древних времен. Классификаций не счесть. Мы сейчас поговорим о трудных характерах.

Какие они? И можно ли попробовать изменить себя или близкого «трудного» человека? Учтем, что у всех нас бывают моменты проявления негативных эмоций. Но говорить об определенном свойстве характера можно, если эти «всплески» имеют черты и признаки постоянства. Естественно, здесь представлены не все типы трудных личностей, но основные. Кроме того, существуют смешанные формы характеров, которые сочетают в себе черты двух или трех типов.

Не будем винить сложных людей в том, что они такие, ведь характер не выбирают. Наследственность, воспитание, детские впечатления, окружение — вот решающие факторы, которые составляют любую личность. Однако некоторые черты можно смягчить.

1. Тревожно-мнительный тип личности.

Для них окружающий мир полон опасностей, катастрофа может случится в любую минуту, им свойственно высокое нервное напряжение, преувеличенная боязнь риска, они стремятся предотвратить и предупредить самое маловероятное событие. Все у них должно быть под контролем.

Тревожным личностям надо суметь доказать свою надежность: если человек почувствует, что с вами ему ничего не грозит, его нервное напряжение спадет, ваши отношения улучшатся.

Конечно, тревожные личности действуют на нервы. Но что делать, если к этому типу относится ваш начальник или ваш папа (ваша мама)? Есть искушение съязвить, ответить в духе черного юмора. Не стоит. Шутить можно, но мягко и доброжелательно. Помогите тревожному человеку понять, что не так все страшно, как ему кажется.


Чего не нужно делать?

¦ Не становитесь рабом чужого характера (из жалости, сочувствия и проч.).

¦ Не говорите с тревожным человеком о том, что вас волнует: его вибрации только усилят проблему.

¦ Не говорите на тяжелые темы.


Есть ли у вас черты тревожно-маниакальной личности?

Отвечайте «да» или «нет» на вопросы, приведенные ниже.

Обратите внимание на те вопросы, которые получили утвердительный ответ. Есть смысл поработать над собой.


1. Мне часто мешают заснуть мысли о моих проблемах.


2. Отправляясь в путешествие, я очень боюсь опоздать на поезд, самолет.


3. Меня часто упрекают в излишнем беспокойстве.


4. Получив счет (квартира, электричество, телефон), я тут же его оплачиваю.


5. Если кто-то опаздывает, мне первым делом приходит мысль о несчастном случае.


6. Я обычно все перепроверяю по несколько раз.


7. Задним числом я часто отмечаю, что беспокоился о мелочах, которые того не стоили.


8. Иногда мне необходимо принять успокоительное.


9. Мое сердце начинает учащенно биться, если я узнаю что-то неожиданное.


10. Иногда я чувствую непонятно откуда взявшееся напряжение.


2. Депрессивные личности.

Им свойствен пессимизм, они видят во всем темную сторону, переоценивают отрицательное, недооценивают положительное.

Ими владеет грустное настроение, мрачность, не имеющая под собой объективных оснований.

Они не способны испытывать удовольствие даже там, где все радуются и наслаждаются.

У них низкая самооценка, они ощущают свою ущербность и вину, даже если их хвалят.


Что делать с депрессивными личностями?

¦ Обращайте их внимание на положительные стороны любой ситуации.

¦ Старайтесь вовлечь их в приятные занятия.

¦ Показывайте свое уважение.


Не рекомендуется:

¦ Советовать им встряхнуться.

¦ Читать им нравоучения.

¦ Ни в коем случае не поддавайтесь их настроению.


Есть ли у вас черты депрессивной личности?

(отвечаем «да» или «нет»)


1. По сравнению с другими я люблю жизнь меньше.


2. Бывает, что я думаю: лучше бы мне совсем не рождаться на белый свет.


3. Мне часто говорят, что я вижу все в черном свете.


4. Бывает, что приятные ситуации не радуют меня совершенно.


5. Иногда я чувствую себя обузой для близких.


6. У меня есть чувство вины.


7. Я постоянно помню о своих неудачах.


8. Я быстро утомляюсь, у меня нет сил.


9. Я чувствую, что я хуже других.


10. Даже если у меня есть время и деньги, я откладываю отдых и удовольствия на потом.


3. Зависимые личности.

Их черты: постоянная потребность во внимании и поддержке, трудности в принятии решений, скорее примут чужое решение, чем свое, неинициативны, ненавидят одиночество или делать что-то в одиночку. Они испытывают страх перед разрывом, соглашаются, боясь вызвать чье-то недовольство, их волнует чужое неодобрение или критика, ради удовольствия других готовы идти на неблагодарную работу. Разрыв переживают крайне глубоко.


Как общаться с зависимыми личностями?

¦ Поощряйте любую их инициативу. Объясняете, что неудачи не страшны.

¦ Не спешите давать совет зависимому человеку, узнайте сначала его точку зрения.

¦ Просите сами совета и помощи у зависимого.

¦ Побуждайте зависимого человека переключаться на внешнюю жизнь, искать новых знакомых и интересные занятия.

¦ Мягко и деликатно дайте понять зависимому человеку, что не будете вовлекать его в ваши дела.


Не нужно:

¦ Принимать решения за него, даже если он просит, не кидаться на помощь при малейшей невзгоде.

¦ Не критикуйте его инициативы.

¦ Не бросайте на произвол судьбы — это слишком трудное для подобной личности испытание.

¦ Ни в коем случае не позволяйте зависимому «платить» за ваше хорошее отношение: делать подарки, выполнять неприятную работу.

¦ Не давайте зависимому вечно быть при вас.


Есть ли у вас черты зависимой личности?

(отвечаем «да» или «нет»)


1. Я спрашиваю мнения других, прежде чем принимаю решение.


2. Мне трудно закончить разговор или сказать, что у меня нет времени.


3. Я сомневаюсь в себе.


4. Я редко предлагаю что-либо, предпочитаю делать то, что предлагают другие.


5. Мне необходимо иметь рядом близких, на которых я могу положиться.


6. Я готов жертвовать собой ради других.


7. Из боязни конфликта я держу свое мнение при себе.


8. Я не люблю расставаться с людьми.


9. Я очень чувствителен к критике.


10. Мне часто говорят, что я заслуживаю большего.


4. Пассивно-агрессивная личность.

Ее черты: сопротивляется требованиям других как в профессии, так и в личной жизни. Постоянно критикует начальство и их действия, делая это косвенно: не спешит выполнить работу, принимает обиженный вид, жалуется на непонимание.


Как вести себя с ними:

• Будьте любезны, доброжелательны.

• Спрашивайте их мнение.

• Помогайте высказаться откровенно.

• Напоминайте иногда, что критиканство — непродуктивная политика.


Не нужно:

¦  Делать вид, что не замечаете их недовольства.

¦ Критиковать их свысока.

¦ Вовлекаться в их круг взаимных обид.


Есть ли у вас черты пассивно агрессивной личности?

(отвечаем «да» или «нет»)


1. Большинство начальников недостойны своей должности.


2. Ненавижу подчиняться.


3. Если я сержусь на того, кто дал мне задание, я специально тяну с его выполнением.


4. Мне часто говорят о моей обидчивости.


5. Я могу не прийти на совещание, а потом сказать, что меня не предупредили.


6. Я перестаю общаться с близкими, если они мне неприятны.


7. Если меня просят о чем-то без должной любезности, я ничего не сделаю.


8. Я иногда пренебрегаю своими обязанностями.


9. Чем больше меня поторапливают, тем медленнее я работаю.


10. Я всегда недоволен начальством.


5. Легко уязвимый тип личности.

Черты этого типа: сверхчувствительность и боязнь критики, контактирует только с теми, кто безусловно доброжелателен, избегает неожиданных ситуаций и затруднений — новых знакомств, важных постов, интимных отношений. Склонен недооценивать себя. Боится неудачи. Старается держаться в стороне. Выбирает работу ниже своих возможностей.


Что можно:

• Давать им задачи от простого к сложному.

• Показывать интерес к их мнению.

• Выражать согласие слушать возражения.

• Прежде чем критиковать, похвалите.

• Уверьте в вашей поддержке


Что нельзя:

¦ Иронизировать и подшучивать над ними.

¦ Раздражаться.


Есть ли у вас черты легко уязвимой личности?

(отвечаем «да» или «нет»)


1. Я могу отказаться от приглашения, если боюсь дискомфорта.


2. Не я выбираю друзей, а они меня выбирают.


3. Я стараюсь не участвовать в разговорах: что интересного я могу сказать?


4. Если мне кажется, что я перед кем-то предстал в невыгодном свете, я стараюсь с ним больше не встречаться.


5. Я очень неловко чувствую себя в обществе.


6. Застенчивость очень мешает мне и в личном, и в профессиональном плане.


7. Мне хорошо только в семье или со старыми друзьями.


8. Я боюсь разочаровать других.


9. Мне трудно беседовать с новым человеком.


10. Иногда перед встречей я принимаю успокоительное или выпиваю рюмочку.


6. Педантичный тип личности.

Их свойства: внимание к деталям, требовательность, учет каждой формальности, любовь к порядку, организации, даже если это идет во вред желаемому результату. Упорство в соблюдении правил. Эмоциональная холодность, затруднение выразить свои чувства. Склонность к сомнениям, затруднение с принятием решений, оттягивание, подыскивание логических оснований. Повышенная сознательность, старательность, добросовестность.


Как с ними общаться?

¦ Показывать, что цените их стремление к порядку.

¦ Уважать их организационные качества.

¦ Критиковать только по конкретным поводам.

¦ Показывать собственную надежность и предсказуемость.


Не нужно:

¦ Высмеивать.

¦ Подчиняться их правилам игры.


Есть ли у вас черты педантичной личности?

(отвечаем «да» или «нет»)


1. Я много времени трачу на поддержание порядка и перепроверки.


2. Я методично излагаю свои мысли.


3. Мне часто говорят, что я перфекционист.


4. Иногда я упускаю что-то важное из-за излишнего увлечения деталями.


5. Не выношу беспорядок.


6. Работая в команде, именно я чувствую большую ответственность за результат.


7. Мне неловко принимать подарки: я чувствую себя обязанным.


8. Меня иногда называют скуповатым.


9. Мне трудно выбрасывать вещи.


10. Я люблю сам вести подсчеты.


7. Шизоидный тип личности.

Только не пугайтесь названия: шизоидные личности не шизофреники. Шизофрения — это болезнь. Шизодиный тип — это некоторая отрезанность от мира. (Корень «шизо» обозначает «отрезанный».)

Их черты: отрешенность от мира, безучастность, бесстрастность — такое впечатление они могут производить. С виду равнодушны к критике и похвалам. Стремятся к одиночеству. Почти не имеют близких друзей. С людьми сходятся трудно. Общества других не ищут.


Что нужно:

• Уважать их потребность в одиночестве.

• Поручать им только то, с чем они могут справиться.

• Быть внимательными к их внутреннему миру.

• Ценить их сдержанность.


Не стоит:

¦ Ждать от них ярких проявлений чувств.

¦ Мучить их долгими разговорами.

¦ Оставлять их в полной изоляции.


Есть ли у вас черты шизоидной личности?

(отвечаем «да» или «нет»)


1. Вы нуждаетесь в одиночестве после общения с людьми.


2. Иногда вам непонятно поведение окружающих.


3. Вы не любите заводить новые знакомства.


4. Даже в компании я иногда отключаюсь и думаю о своем.


5. Если бы знакомые собрались отпраздновать мой день рождения, меня бы это утомило, а не обрадовало.


6. Меня часто упрекают в рассеянности.


7. Я люблю отдыхать в одиночестве.


8. Кроме родных, у меня всего один-два близких человека.


9. Меня мало интересует мнение обо мне других.


10. Я не люблю коллективную работу и коллективные развлечения.


8. Параноидальный тип личности.

Их свойства: недоверчивость, подозрительность, скрытность. Сомневаются в добром отношении других. Зависть, цепляние за несущественные детали, готовность наказать обидчика, пусть даже мнимого. Обидчивость, строгое соблюдение собственных прав.


Общаясь с параноидальной личностью, нужно:

¦ Ясно выражать свои цели и намерения.

¦ Быть предельно вежливыми.

¦ Постоянно поддерживать контакт.

¦ Позволять ему чувствовать себя победителем (но в ситуациях, выбранных вами).


Не нужно:

• Отказываться от возможности объясниться по поводу недоразумения.

• Подвергать критике представление параноика о самом себе.

• Злословить по его поводу.

• Вести политические дискуссии.

• Заражаться от него его состоянием.


Есть ли у вас черты параноидальной личности? (отвечаем «да» или «нет»)


1. Я не выношу шуток над собой.


2. Я порвал со многими, полагая, что они некрасиво себя вели со мной.


3. Я настороженно отношусь к новым людям.


4. Человек даже не подозревает, как много у него врагов.


5. Я боюсь довериться — это может обернуться против меня.


6. Меня упрекают в излишней подозрительности.


7. Чтобы чего-то добиться, нужно быть решительным и непреклонным.


8. Я не верю, что человек проявляет ко мне симпатию искренне, ему от меня что-то нужно.


9. Я часто думаю, как будут наказаны люди, причинившие мне зло.


10. Меня пугает этот опросник.



9. Артистический (истерический) тип личности.

Их свойства: стремятся привлечь внимание других, страдают от невнимания, активно ищут любовь и привязанность окружающих. Быстро меняют эмоции, выражают чувства в театрализованной форме. Склонны к идеализации или к необоснованной критике.


Как себя вести:

¦ Иногда давать возможность выступить.

¦ Проявлять интерес, когда они ведут себя нормально.

¦ Будьте готовы, что любовь к вам мгновенно перейдет в ненависть (и наоборот).


Не нужно:

¦ Смеяться над ними.

¦ Принимать всерьез попытки соблазнить вас — это пустое.

¦ Позволять себя растрогать.


Есть ли у вас черты артистической личности?

(отвечаем «да» или «нет»)


1. Я люблю, когда на меня смотрят.


2. Мне говорят иной раз, что я «ломаю комедию».


3. Меня легко растрогать.


4. Я очень люблю обольщать, даже если не собираюсь иметь отношения.


5. Если хотите, чтоб вам помогали, очаруйте их.


6. Я чувствую себя плохо, если на меня не обращают внимания.


7. Мне случается влюбляться в далеких или недоступных мне людей.


8. Мне иногда говорят, что я слишком эксцентрично одеваюсь.


9. В трудные минуты я могу упасть в обморок.


10. Мне очень важно, какое я произвожу впечатление на других.


10. Нарциссический тип личности.

Их свойства: к самим себе: чувство собственной исключительности, огромные амбиции, стремление к успеху в профессиональной и личной сфере, большая забота о внешности, одежде; к другим: ожидание особого внимания, привилегий без намерения ответить взаимностью. Гнев и возмущение, если эти привилегии отсутствуют. Манипулирование другими ради своих целей. Недостаток или отсутствие сочувствия к другим.


Как с ними общаться:

• Выражайте одобрение (искренне), когда это возможно.

• Соблюдайте правила вежливости.

• Критические замечания можно высказать только в самом крайнем случае и четко по существу.

• Рассказывая о собственных успехах, будьте очень сдержанны.


Не надо:

¦ Вступать в конфронтацию.

¦ Позволять собой манипулировать.

¦ Ждать отношений по типу «услуга за услугу».


Есть ли у вас черты нарциссической личности? (отвечаем «да» или «нет»)


1. У меня больше обаяния, чем у других.


2. Я всего достиг только благодаря себе и еще раз себе.


3. Обожаю комплименты.


4. Бывает, я завидую успехам других.


5. Я обманываю окружающих без всякого стеснения.


6. Не выношу, когда меня заставляют ждать.


7. У меня есть все данные для достижения высот в своей профессии.


8. Я легко выхожу из себя, если со мной невнимательны и неуважительны.


9. Я очень люблю поблажки и привилегии.


10. Мне очень трудно подчиняться общепринятым правилам.


Трудным личностям очень сложно приспособиться к обстоятельствам.

«Себя не переделаешь» - сколько раз слышали мы эту пословицу.

И не всегда это нужно.

Но если от тебя шарахаются, если проблемы на работе и дома? Может, не стоит это сваливать на окружение, а присмотреться к себе?

Есть люди, которые понимают, что ведут себя не так, как хотелось бы окружающим. С ними можно вести диалог, можно уговорить их прибегнуть к помощи специалиста и как-то общими усилиями сгладить некоторые особо острые проблемы.

Но большинство трудных личностей спокойно относятся к своим недостаткам, иногда даже считая их достоинствами, и не видят никаких резонов для того, чтобы меняться. В этом случае говорят: «Жизнь научит». Тяжелые обстоятельства, трудности, неудачи все же заставят взглянуть и на себя по-иному. Что же касается окружающих: не думайте, что сможете все изменить, становясь партнером «трудной личности». Или примите его изначально таким (-ой), какой(а-я) есть, или отойдите. В конце концов, при знакомстве он (она) ни о чем таком вас не просил(-а): ни о критике в свой адрес, ни о помощи.

Главное — в любом случае — не обманывать себя.

Будет гораздо меньше разочарований.

III. Развлекаем сами себя. Балет: осуществим мечту детства!

Вспомните, мечтали ли вы в детстве стать балериной? Порхать в воздушной юбочке и атласных пуантах по сцене, чувствуя, как зал восхищается вами, и наслаждаться музыкой, движением, чувством полета!

Ах, хорошо!

Ради этого мы, бывало, залезали в мамин шкаф, наряжались в ее самое красивое платье, красились губной помадой и тушью... А потом перед зеркалом: раз, два, три... под музыку. Красота!

Умели мы в детстве уходить в мир мечты... И это самое ценное, это — источник радости и счастья!

Помните: войдешь в роль так, что перестаешь понимать, где игра, а где настоящая жизнь. И перевоплощение всегда было самым наполненным, интенсивно и с большим смыслом прожитым временем.

Вот я и предлагаю вам вернуться в те времена, когда жизни без игры мы не могли себе даже представить.

Теперь мы взрослые, и что это значит?

Пропадать от тоски, оплакивать несбывшиеся мечты? Что это даст?

Ведь в нашем взрослом состоянии есть уйма плюсов!

И первый из них: мы сами себе хозяйки, никто не запретит нам заниматься тем, чем хочется (или когда-то хотелось). Я, конечно, имею в виду все, что в рамках закона и человеческих приличий.

Давайте вспомним: да, я мечтала быть балериной!

А почему не стали?

Не было возможности.

Кто-то сказал, что у меня нет на это таланта.

Я всегда казалась себе слишком неуклюжей для этого.

Ну и ладно. Забудем о том, что нам когда-то помешало.

Давайте станем все-таки балеринами, а?

Для самих себя.

Не важно, сколько вам лет, поверьте!

20, 45, 70...

Дело совершенно не в этом.

Вы делаете это для себя, исполняете детскую мечту — это очень важно. Добившись ее осуществления, увидите: от вас зависит очень многое. Мечтали? Исполнилось!

Неважно, какая у вас комплекция и подвижность суставов.

Балетные движения могут помочь вам стать более гибкой и стройной, музыка поднимет настроение. Вы будете часто улыбаться, глядя на себя в зеркало, иногда смеяться, а порой во весь голос хохотать.

Оно того стоит, уверяю вас.

Что нам понадобится для занятий балетом?

1. Немножко свободного времени. Хотя бы 15 минут в день.

2. Любая музыка. «Лебединое озеро», легкая танцевальная или что-то самое современное — выбор за вами.

3. Как одеться? Можно нарядиться в лосины и маечку. Но лично я ради большего удовольствия и театральности рекомендовала бы сшить тюлевую юбочку (любой длины) или тунику. Неважно, какие у вас формы и пропорции. Вы же будете танцевать, когда никого нет дома. Полюбите себя такую, какая вы есть сейчас. И толстенькая, пухленькая — вы все равно будете просто прелесть в балетной пачке или тюлевой юбочке. Вот увидите!

4. Кстати, совсем не обязательно быть дома одной. Если на вас будет смотреть дочка, сыночек или внучка, внук — еще лучше! Они будут брать с вас пример, двигаться, радоваться, подбадривать. И — запросто — еще увидите: станут замечательными танцовщиками, а уж заряд оптимизма и жизненной игры получат огромный.

5. Желательно, чтобы вы занимались балетом перед зеркалом. Не бойтесь показаться смешной. Смех — лекарство! Самое действенное, самое безвредное, экологически чистое. Веселите себя сами.

6. Вам понадобится также стул со спинкой.

7. Удобная обувь.


И вот наконец привожу вам перечень позиций и балетных движений. Освойте их (это не хуже любого фитнес-комплекса), а освоив, танцуйте свой балет сколько пожелаете.


1. Руки в балете держим так:

Кисть не напряжена, большой палец параллелен указательному.


2. Первая позиция: пятки вместе, носки врозь, ступни на одной прямой.


3. Вторая позиция: стопы на одной прямой, расстояние между пятками — длина стопы.


4. Пятая позиция: ноги скрещены, стопы рядом, так, что пятка одной ноги находится в параллельном положении к пальцам другой.

5. Первая балетная позиция рук: руки округлены, ладони вверх.

6. Вторая позиция: руки плавно поднимаются из первой позиции до живота, плечи свободно опущены.


7. Третья позиция: из второй позиции плавно поднимаем руки вверх: внимание на кисти рук, держим их, как полагается в балете.


8. Четвертая позиция: одна рука во второй позиции, другая — в третьей.

9. Пятая позиция: одна рука в третьей позиции, другая прямая, отведена от корпуса.


10. Шестая позиция: одна рука во второй позиции, другая плавно опускается вниз, во вторую позицию.

11. Седьмая позиция: обе руки разведены в стороны. Живот подобран, спина прямая, дышим естественно.


Итак — вот начальные позиции. Они же — и упражнения. То есть: выполняем движения от первого до одиннадцатого, задерживаясь в каждой позиции секунд по 10. Если будете каждый день выполнять эти упражнения, ваша осанка заметно улучшится.

Когда освоите все позиции, переходите к следующим балетным движениям:


12. Заводим левую ногу назад, ставим на носок, ладони друг напротив друга, корпус изогнут.

13. В том же положении (№ 12) опускаем руки в первую позицию. Положение корпуса не меняется.


14. Теперь соединяем ноги вместе, поднимаемся на носочки, тянемся вверх за рукой. Меняем положение рук и ног и повторяем движения с № 12 по № 14.


15. Шаг вперед, колени согнуты, тянемся всем телом за рукой. Меняем положение рук и ног и повторяем движение.


16. Стоя возле спинки стула, принимаем первую позицию рук и ног.


17. Плавно приседаем, отводя руку в сторону. Одной рукой держимся за спинку стула, 10 приседаний с отведенной в сторону правой рукой и 10 — с левой.

18. Ноги в положении полуприседания, правую руку переводим во вторую позицию.


19. Соединяем ноги вместе, плавно наклоняем корпус вперед, сгибаем колени, поднимаемся на носочки.

20. Из положения № 19 выпрямляемся, слегка прогнувшись в пояснице, поднимая руку.


21. Ноги вместе, голова повернута. Рука согнута, поднята на уровень плеч.

Три предыдущих движения (№ 19, 20, 21) выполняем в другую сторону (10 раз вправо, 10 раз влево).


22. Опорная нога согнута, правая прямая, носок касается пола. Спина прямая. Рука во второй позиции.


23. Из положения № 22: выполняем круг впереди стоящей ногой, не отрывая ее от пола. Корпус тянется за рукой. Повторяем 10 раз вправо, 10 раз влево.

24. Возвращаемся в позицию полуприседания.


25. Из положения № 24 поднимаем ногу перед собой на 25 или 45 градусов. Руку отводим чуть в сторону. Возвращаемся в исходное положение и повторяем 10 раз вправо и 10 раз влево.


26. Отводим ногу назад на 25 или 45 градусов, корпус тянется за рукой. Выполняем 10 раз вправо, 10 раз влево.


27. Из положения № 26 прогибаемся в пояснице, поднимаем ногу перед собой на 45 градусов, повторяем в другую сторону (по 10 раз с каждой стороны).

28. Полуприседаем, наклоняя корпус влево.


29. Из положения № 28 выпрямляем ноги, прогибаемся назад, руку отводим в сторону, ладонью вверх. Движения № 28 и 29 выполняем 10 раз вправо и 10 раз влево.


30. Принимаем пятую позицию (см. № 4). Выносим ногу вперед, вся стопа касается пола. Далее пятка отрывается от пола. Выполняем по 10 раз с каждой стороны.


31. Двигаем ногой в сторону 10 раз. Потом, поменяв положение рук, 10 раз двигаем другой ногой.


32. Нога выдвинута назад, рука поднята, корпус тянется за рукой. Выполняем 10 раз каждой ногой, меняя положение рук.


33. Шаг в сторону, корпус тянется за рукой, опорная нога слегка согнута в колене.

34. Из положения № 33 выполняем наклон в противоположную сторону, по 10 раз с каждой стороны.


35. Подтягиваем колено как можно ближе к голове, обхватив ногу (по 10 раз в каждую сторону).


36. Вытягиваем ногу назад, носком касаясь пола, отводим руку назад, слегка прогибаясь в пояснице (по 10 раз в каждую сторону).


37. Выполняем подряд три движения:

а) становимся в первую позицию, подтягиваем носок правой ноги к колену опорной;

б) из положения а) поднимаем ногу перед собой на 90 или 45 градусов;

в) отводим ногу назад, не касаясь носком пола, корпусом тянемся за рукой.

Поворачиваемся другим боком и повторяем упражнение по 10 раз с каждой стороны.


38. Выполняем два движения:

а) опорная нога полусогнута, другая нога выставлена вперед, носком касается пола;

б) из положения а) отводим ногу в сторону, носком очерчиваем полукруг, одновременно разводя руки в стороны.

Повторяем по 10 раз с каждой стороны.


39. Нога отставлена в сторону, касаясь носком пола. Поднимаем одну руку в сторону, одну — вверх. Повторяем по 10 раз в каждую сторону.


40. Ноги вместе. Руки растягиваются вверх и вниз. Повторяем 10 раз.


41. Отводим назад ногу, согнутую в колене, рука тянется вверх. Повторяем по 10 раз с каждой стороны.


42. Первая танцевальная позиция: одна нога прямая, другая опирается носком в пол.


43. Вторая танцевальная позиция: ноги как в первой танцевальной позиции, положение рук меняется.


44. Третья танцевальная позиция: руки и ноги меняются одновременно.

45. Четвертая танцевальная позиция: ноги как в третьей танцевальной позиции, меняется положение рук.

46. Одна нога выдвинута вперед, носком касается пола. Руки в пятой балетной позиции рук.


47. Встаем на носочки, опуская руки вниз.


48. Одна нога выдвинута вперед, носком упирается в пол. Руки в четвертой балетной позиции рук.


49. Из положения 48 делаем ногой выпад назад, опорная нога согнута в колене, другая прямая нога упирается в пол. Макушка головы тянется вверх за рукой.

Все упражнения с № 42 по № 49 (без опоры на спинку стула) повторяем, меняя положение рук и ног.

IV. Когда мы улыбаемся, все видят наши зубки

Мы о них не помним, когда они не болят. А если заболят, забываем обо всем на свете. Отсюда вывод: зубки надо беречь. Гораздо дешевле ежедневно следить за ними, чем лечить. Именно эти практические соображения заставляют людей всего мира постоянно заботиться о своих зубах. К тому же наша улыбка, этот солнечный лучик, который мы дарим окружающим, будет еще более солнечной, если зубы сияют чистотой и здоровьем.

Самое элементарное, что мы должны своим зубам: чистить их по утрам и вечерам, причем чистить тщательно, особенно стараясь почистить внутреннюю поверхность каждого зубика.

Итак, выдавливаем из тюбика на щетку немного зубной пасты (достаточно 1 см) — и начали.

Не забывайте, что щетка может стать разносчицей инфекции. Поэтому меняйте ее не реже чем раз в 3 месяца. А если пользовались щеткой во время болезни, ее тоже надо заменить.

Чистить необходимо не только зубы, но и десны, язык. Десны полагается массировать щеткой круговыми движениями. Это усиливает кровообращение и укрепляет их. Язык чистим от гортани к кончику, тоже круговыми движениями.

Помимо щетки надо обязательно использовать зубную нитку. С ее помощью хорошо вычищаются промежутки между зубами, которые невозможно вычистить зубной щеткой.

Коробочку с зубной ниткой обязательно носите в сумочке, это необходимая принадлежность, ведь промежутки между зубами полагается чистить после каждого приема пищи.

Неприятный запах изо рта — страшное оружие против нас же самих. Но мы в силах его предотвратить с помощью перечисленных средств.

И конечно, раз в полгода показывайтесь стоматологу. Просто для профилактики.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх