Загрузка...


  • 1.1. О БЛЕФЕ
  • 1.2. БЛЕФОАНАЛИЗ ИЛИ КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ОБМАНЫВАЮЩЕГО СОБЕСЕДНИКА?
  • 1.3. ЗАБЛУЖДЕНИЕ
  • 1.4. КАК РАСПОЗНАТЬ БЛЕФУЮЩЕГО?
  • 1.5. ТЕОРИЯ ДЕЗИНФОРМАЦИЙ. СЛУХИ И УТКИ
  • 1.6. СЛУХИ О СЛУХАХ
  • 1.7. МНОГОКРАТНЫЕ СТРАХОВКИ. ИЛИ "ПРОВЕРЯЙ ПРОВЕРЯЮЩЕГО"
  • 1.8. ИСКУССТВЕННЫЙ СЛУХ КАК ЗОНДАЖ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
  • 1.9. БЛЕФ И НЕЛОГИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
  • 1.10. ПОЛУБЛЕФ
  • Глава 1. БЛЕФОАНАЛИЗ

    1.1. О БЛЕФЕ

    Слово «блеф» произошло от английского «bluff», что означает выдумку, обман, введение в заблуждение. Возникает вопрос: с какой целью один человек вводит в заблуждение другого?

    Этих целей множество. Поэтому автор приводит лишь основные.

    1. Решение собственных проблем (блефующего):

    а) удовлетворение материальных и духовных потребностей;

    б) получение политических и экономических дивидендов;

    в) внушение преувеличенного представления о себе;

    г) запугивание;

    д) хвастовство;

    е) другие.

    2. С целью решения проблем заблуждаемого:

    а) заблуждение, которое может способствовать выздоровлению;

    б) заблуждение, которое может способствовать удовлетворению материальных и духовных потребностей заблуждаемого;

    в) заблуждение, которое способствует решению проблем заблуждаемого;

    г) другие.

    Блеф — это ложное информирование, причем такое, когда желаемое пытаются выдать за действительное. Блеф представляет собой дезинформацию, при которой на основе обмана убеждают кого либо в том, что нечто желаемое, но не существующее существует. Блеф эффективен, если удается ввести в заблуждение того, на которого блеф направлен. Таким образом, блеф является искусственным заблуждением (см. выше).

    Блеф может организовываться как отдельными людьми (например, когда обанкротившийся человек покупает дорогой коттедж для того, чтобы доказать своим клиентам свою платежеспособность; когда карточный шулер своими тактическими действиями пытается ввести в заблуждение, убеждая своих партнеров в том, что он располагает сильными картами козырной масти и т. п.), так и группами людей (например, когда одна из сторон назревающего конфликта путем передачи ложной информации пытается убедить другую сторону в своем мнимом превосходстве).

    Способы обмана можно разделить на словесные и несловесные (фальсификация, подделка, подмена, шулерство и т. п.)


    1.2. БЛЕФОАНАЛИЗ ИЛИ КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ОБМАНЫВАЮЩЕГО СОБЕСЕДНИКА?

    О том, как распознать и определить ложь по жестам, мимике, глазам и другим признакам читайте в разделе "Основы блефоанализа. Как блефуют следователь и допрашиваемый".


    1.3. ЗАБЛУЖДЕНИЕ

    Для того, чтобы овладеть искусством и культурой блефа необходимо знать такой термин как «заблуждение». Юристы этот термин обычно понимают как неправильное представление лица о сделке, в которую оно вступило. Человек действительно в течение всей своей жизни вступает в сделку под влияния заблуждения. Под сделкой не обязательно понимать юридический договор или покупку и т. п., ее надо воспринимать, оценивать в универсальном смысле.

    Когда человека искусственно вводят в заблуждение, его воля формируется в результате ошибочного представления об обстоятельствах, имеющих существенное значение для сделки. В данной работе рассматриваются искусственные заблуждения, не обязательно связанные с виной участников сделки, и оно может возникнуть вследствие случайных обстоятельств.

    На практике существенным заблуждением признается неправильное представление о предмете сделки (например, покупка вместо подлинной картины копии), о другом ее участнике (например, заказывается картина известному художнику, а заказ принимается его однофамильцем), о ее юридической природе (например, приобретатель вещи полагает, что она переходит в его собственность по договору дарения, а передающий вещь имел ввиду продажу).

    Если сторона искусственно вводит в заблуждение, то это обман и юридически наказание будет более сильным, если введение в заблуждение произошло в силу малоинформированности другой стороны.

    Юристам порой бывает трудно доказать, где преднамеренное искусственное заблуждение, а где заблуждение естественное, в силу незнания пострадавшего.


    1.4. КАК РАСПОЗНАТЬ БЛЕФУЮЩЕГО?

    Научитесь для начала определять ложь по жестам у детей. Например, обычно, если ребенок говорит неправду, то сразу же после этого прикрывает рот руками. Необходимо отметить, что взрослый человек также использует этот жест, когда лжет. В отличии от детей взрослые этот жест выполняют быстро или намеком на жест. Если взрослый блефует, то его подсознание дает информацию прикрыть рот, но рука часто не доходит до рта, прикасаясь к носу или другим точкам лица. Это надо научиться видеть в совокупности с другими элементами (выражение глаз, положение рук, ног, головы и т. п.)

    Когда человек ведет себя не свойственно ему (обманывает себя и других), то его поведение не естественно. Поэтому и жесты тоже не естественны. Можно ли подделывать жесты? Можно. Но на долго вас не хватит. Через некоторое время вы начнете проявлять свое собственное естество.

    Приведем пример. Обычно раскрытые ладони говорят о честности и открытости. Но если ваш собеседник раскрывает, улыбаясь вам, свои ладони и себя, одновременно говоря неправду, то через некоторое время вы обнаружите информацию, которая выдаст вам его скрытые намерения.

    Это может быть поднятая бровь или искривление уголка рта, суженные зрачки. Все это может противоречить открытости блефующего.

    Как хорошо, что подделывать жесты и позы очень трудно. Благодаря этому разоблачают ложь. Научитесь определять лжеца по его жестам и мимике!

    Если мы врем, то как бы мы не пытались это скрыть, язык телодвижений выдает нас. Врать не умеют люди, которые никогда этого не делали. Они сразу выдают себя. Когда они начинают лгать, их тело выдает совершенно противоположные движения и признаки, по которым вы сразу определите и почувствуете, что человек лжет.

    Много обманывают политические деятели, адвокаты, актеры, телеведущие и другие. Но они это делают профессионально, поэтому трудно заметить, что они лгут. Аудитория вводится в заблуждение.

    Некоторые из них приходят к совершенству в обмане благодаря большому опыту. А некоторые просто устраняют у себя жестикуляцию, закрывают руки, ноги, части тела, чтобы не было обзора позы. Поэтому радиоведущему блефовать легче, чем телеведущему. Вообще многие блефуют по телефону, так как в этом случае разоблачить их намного труднее.


    1.5. ТЕОРИЯ ДЕЗИНФОРМАЦИЙ. СЛУХИ И УТКИ

    Слухи бывают искусственными и естественными. Последние делятся на объективно и субъективно-обусловленные.

    Объективно-обусловленный слух имеет под собой явную причину. Часто эти слухи превращаются в реальность. У такого слуха есть свой источник выхода, и он только один.

    Субъективно-обусловленный слух чаще всего является массовым ожиданием, желаемой иллюзией и подсознательно организуется всем обществом, т. е. этот слух возникает по системе цепной реакции: сначала в одном месте, а потом лавинообразно в других. Иными словами, в этом случае существует множество источников выхода слухов.

    Искусственный слух организуется отдельными заинтересованными в нем людьми, и в дальнейшем он подчиняется тем же законам, что и объективно-обусловленный слух.

    Теория слухов и уток занимает особое место в теории информаций и называется теорией дезинформаций.

    В системе безопасности политических лидеров есть специальные службы дезинформации, которые могут, с одной стороны, заниматься политической, а с другой, подрывной деятельностью.

    Служба дезинформации — это служба мудро работающая со средствами массовой информации всеми дозволенными и недозволенными приемами. Приведем лишь некоторые выводы, которые вытекают из разработанной автором теории дезинформационных взаимодействий, полученной на основе большого практического материала:

    1. Дезинформация преобразуется в общественное информационное поле

    (т. е. искусственный слух), если она соответствует подсознательным желаниям общества.

    2. Если дезинформационное поле (слух) станет популярным, то даже сильная, хорошо разрекламированная объективная информация не способна уменьшить его влияние на общество. В данном случае сила дезинформационного поля намного сильнее информационного поля.

    3. Существует минимальное время после выхода дезинформационного пучка (утки) в течение которого можно сбить распространение дезинформации. Если это время упущено, то даже сильные аргументированные опровержения не способны ликвидировать последствия распространения дезинформации (слухов или уток).

    4. Существуют такие формы и типы искусственных слухов, которые могут из дезинформационного поля преобразоваться в реальность. (Иными словами, дезинформация может воплощаться в жизнь).

    5. История общества — это история широкого применения дезинформационных приемов политическими лидерами всех времен и народов.

    6. Чем сложнее и недоступнее по форме и содержанию дезинформация, тем слабее ее дезинформационное поле и меньше скорость распространения.


    1.6. СЛУХИ О СЛУХАХ

    Наиболее эффективным способом распространения слухов является прием "слухи о слухе". В этом случае субъект, пускающий слух, говорит приблизительно так: "Вы слышали, что ходят слухи о том, что произошло <…> событие".

    Таким образом, он, с одной стороны, пускает слух, с другой, страхует себя от обвинения за распространение слухов.


    1.7. МНОГОКРАТНЫЕ СТРАХОВКИ. ИЛИ "ПРОВЕРЯЙ ПРОВЕРЯЮЩЕГО"

    Практика тройных (многочисленных) проверок широко применяется в системе безопасности.


    1.8. ИСКУССТВЕННЫЙ СЛУХ КАК ЗОНДАЖ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

    Такой слух пускается с целью проверки настроения масс к тому или иному решению, которое может быть в действительности предпринято.


    1.9. БЛЕФ И НЕЛОГИЧЕСКАЯ ЛОГИКА

    Для того, чтобы убедить в чем-либо своего собеседника, мы сознательно или интуитивно строим логическую связь между понятиями (элементами), которые применяются при доказательстве. Теоретически любое такое доказательство нелогично, если подходить строго с точки зрения научной логики, так как строгая логичность возможна только в математических формулировках. А то, с чем имеют дело люди в процессе бесед или дискуссий, — более сложный уровень информационных взаимодействий, элементы которых часто глубоко не понимаемы собеседниками. Эти элементы порой уже сами содержат в себе противоречия, и брать их в качестве опорных пунктов логической цепочки некорректно. Подтверждение тому — тот факт, что в процессе социологических исследований большинство опрошенных заявило, что то, что логично звучало и убеждало при дискуссии, оказывалось уже на следующий день совершенно неубедительным. Это связано с тем, что после такой беседы субъект сам додумывает и анализирует. Таким образом, в момент беседы собеседник был логичен, а через некоторое время вскрывается его нелогичность. Именно поэтому такую логику называют нелогичной.

    Нелогичная логика существует некоторое время. Для одних субъектов она более живуча, для других менее. Это зависит от уровня интеллекта и знаний законов логики субъектом, воспринимающим доказательство.

    Нелогическая логика строится преимущественно на противоречивых и малоизученных элементах. (Недостоверных фактах, некорректном представлении, непонимании сути явления, аксиомах, которые применяются не по назначению и т. п.)

    Некоторые политики, авантюристической направленности нелогическую логику строят на фальсифицированных фактах и данных социологических опросов.


    1.10. ПОЛУБЛЕФ

    Наиболее эффективным приемом блефования являются приемы полублефа (полуправды или полулжи). Для этого блефующим умело используется логика, которая вводит людей в заблуждение. Полублеф является источником "логического вируса", пытающегося все запутать и затемнить. Средством против логического вируса является хорошее знание логики, позволяющее разоблачить полублефующего субъекта. Человек, знающий логику, является источником логического антивируса. Источником такого антивируса выступает относительно небольшое число людей, в то время как остальные подвержены воздействию со стороны полублефующих, и поэтому «поражаются» им.

    Любой человек может научиться противостоять и разоблачать блефующего. Этому может способствовать книга, которую вы сейчас читаете.

    Приемы полублефа основаны на хитрости и умении воспользоваться глупостью других.

    Различают шесть приемов полублефа:

    1. Умолчание.

    2. Фальсификация (подтасовка)

    3. Дезориентация (замещение)

    4. Пустословие (словоблудие)

    5. Маскировка

    6. Полуправда

    7. Переформализация

    УМОЛЧАНИЕ

    Умолчание — это передача неполной истинной информации (см. Блеф в

    СМИ), в результате заблуждаемый совершает ошибку. Приведем пример.

    Встретились два друга:

    — Как ты поступаешь со своей тещей во время скандала?

    — Я ее бью.

    Через некоторое время два друга встречаются опять.

    — Послушай, дружище, после того, как я побил свою тещу, мне пришлось отсидеть пятнадцать суток в камере предварительного заключения.

    — У меня было тоже самое.

    1.10.1. ФАЛЬСИФИКАЦИИ

    Фальсификация — это передача заведомо ложной информации по существу рассматриваемого вопроса. Является частным случаем шанжировки. При этом лже-информация характеризует существо вопроса и может быть «большой» или «маленькой» ложью и подается в самых разнообразных формах — лжесвидетельство, фальшивые заявления и опровержения, фабрикация фактов и т. д.

    1.10.2. ДЕЗОРИЕНТАЦИЯ

    Дезориентация — это передача не относящейся к делу истинной или ложной информации с целью отвлечь от существа рассматриваемого вопроса. Если истинная информация ("истина не по существу"), имеет место позитивная дезориентация, а в тех случаях, когда передается лже-информация ("ложь не по существу"), — негативная дезориентация. Типичный пример позитивной дезориентации — различного рода бесспорные рассуждения о вещах очевидных, но вместе с тем не имеющих отношения к обсуждаемой проблеме (т. е. тот случай, когда говорят: "Ты ему про Фому, а он тебе про Ерему"). Пример дезориентации — ответ на вопрос другим, причем логически некорректным вопросом.

    Негативная дезориентация и фальсификация являются разновидностями дезинформации, которые позволяют ввести человека в заблуждение. Заблуждение может использоваться для достижения различных целей.

    В соответствии с этим широко используются другие разновидности дезинформации: лесть и клевета. Особенно широко используют различного рода клеветнические приемы, в частности такой прием, как не соответствующее действительности использование оскорбительных слов и ярлыков.

    1.10.3. ПУСТОСЛОВИЕ

    Представляет собой передачу одновременно как истинной, так и ложной информации, не относящейся к существу вопроса. Сообщается все что угодно, но только не о сути дела. Этот прием особенно широко используется политическими лидерами (см. Блеф в политике) или демагогами.

    1.10.4. МАСКИРОВКА

    Представляет собой попытку скрыть какую-либо существенную информацию с помощью той или иной не существенной информации. Маскировка является частным случаем пальмировки.

    Имеется четыре следующих основных вариант маскировки:

    1. Маскировка существенной лжи несущественной ложью. Сообщается о чем угодно, но только ничего истинного.

    2. Маскировка существенной истины несущественной ложью. Пример такой маскировки — применение наряду с выражениями говорящих о действительном положении дел различного рода ложных выражений — прикрытий. Например, использование наряду с выражением "совершен террористический акт" (существенная истина) выражения "проведено учение" (несущественная ложь), или вместо "армия уничтожила народ" (существенная истина) — выражения "армия выполнила свой профессиональный долг" и т. п.

    3. Маскировка существенной лжи несущественной истиной (пример такой маскировки — попытка обосновать ложь ссылкой на чей-либо бесспорный, но не имеющий отношения к делу авторитет, на мнение толпы и т. д.; другой пример — использование слов — прикрытий в выражениях типа "Нет никакого военного переворота (существенная ложь), а просто имеет место запланированное перемещение войск (несущественная истина)".

    4. Маскировка существенной истины с помощью несущественной истины (этот вид маскировки особенно часто используется в науке, литературе и искусстве с целью скрыть плагиат или же незначительность самостоятельно полученных результатов путем нагромождения общеизвестных фактов, многочисленных несущественных поправок к тому или иному тексту, перекомпоновка текста и т. д.).

    1.10.5. ПОЛУПРАВДА

    Это смешение существенной истинной информации с существенной ложной информацией. Основные приемы полуправды:

    1. Иррациональное

    2. Рациональное

    3. Диалектическое

    Иррациональная полуправда — это всякое неупорядоченное (хаотическое, бессистемное) смешение истинной информации с ложной. В этом случае, с одной стороны, трудно полностью понять истинную информацию (в силу ее неупорядоченности), а с другой стороны, истинную информацию можно перепутать с ложной и таким образом впасть в заблуждение.

    Рациональная полуправда представляет собой логическое упорядоченное смещение истины с ложью на основе той или иной рациональной ошибки. Одним из вариантов рациональной полуправды является переинтерпритация терминов того или иного контекста. Особенно легко осуществлять переинтерпритацию естественно языковых текстов, поскольку многие слова и выражения естественного языка изначально многозначны, допускают различную интерпретацию. В подобных случаях говорят, что имеет место подмена понятий, извращение смысла сказанного, тенденциозное истолкование текста.

    Диалектическая полуправда представляет собой такое упорядоченное смешение истины с ложью, когда сам факт смешения признается в качестве некоторого особого и вполне допустимого «диалектического» противоречия. Эта полуправда используется в политике науке и особенно широко в философии.

    1.10.6. ПЕРЕФОРМАЛИЗАЦИЯ

    В арсенале полублефующего имеются также многочисленные технические приемы и уловки: ложная переформализация (когда вносятся сознательные искажения в процессе формализации знаний, например, в процессе перевода с одного языка на другой), многократный повтор информации (в соответствии с принципом "Истина есть многократно повторенная ложь"), чередование разнородной информации (с целью снизить уровень критичности мышления, отвлечь внимание и т. д.) и многие другие приемы.








     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх